Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №156068

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы157
Год сдачи2022
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.... 8
1.1. Проблема эмоционального реагирования в психологии 8
1.2. Развитие эмоционального реагирования в младшем школьном возрасте... 15
1.3. Современное состояние изучения проблемы эмоционального
реагирования младших школьников с задержкой психического развития 19
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 27
2.1. Организация, методы и методики исследования 27
2.2. Особенности эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
Выводы по второй главе 57
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 61
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции эмоционального реагирования учащихся с задержкой психического развития 61
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 66
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 88
Выводы по третьей главе 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 120


Актуальность исследования. В настоящее время, особое внимание уделяется специфике развития детей с особенностями развития. В данном контексте, высокую значимость приобретает изучение особенностей детей с задержкой психического развития, поскольку количество детей с представленным диагнозом с каждым годом значительно увеличивается.
Представляется уместным выразить, что особенности развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) сказываются во всех психических структурах психики.
Изучение особенностей усвоения младшими школьниками с ЗПР содержания начального школьного образования указывают на необходимость формирования у этих детей таких компонентов учебной деятельности, которые образуют умение учиться. В этой связи, на первый план выдвигается способность детей к произвольной регуляции деятельности, которая затруднена в ситуации нарушений эмоционального развития и, в частности, эмоционального реагирования на происходящие явления.
Исходя из этого, особую актуальность приобретает исследование специфики эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР, поскольку данное понимание может во многом способствовать повышению эффективности взаимодействия, коррекции и развития детей с представленным анамнезом.
Изучение литературы по проблеме исследования показало, что в настоящее время недостаточно изучены вопросы коррекции недостатков развития эмоционального реагирования у младших школьников с ЗПР.
Проблема исследования: одним из условий успешного обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение особенностей эмоционального реагирования данной категории учащихся, разработка и внедрение в практику психологической программы коррекции по формированию эмоционального реагирования у данного контингента школьников.
Объект исследования: эмоциональное реагирование учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: эгозащитный тип реакции, экстрапунитивная и интропунитивная направленность реакций в фрустрирующих ситуациях, затруднения в понимании как собственного эмоционального состояния, так и окружающих, так же присутствует склонность к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной), что негативно сказывается на общем эмоциональном развитии. Эффективность коррекции имеющихся нарушений особенностей эмоционального реагирования у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции особенностей эмоционального реагирования, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции и развитию эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического экспериментальным путём.
3. Разработать психологическую программу коррекции эмоционального реагирования младших школьников с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- Положения о системном и строении психики, предполагающем эту интеграцию когнитивных и эмоциональных процессов (Л.С. Выготский (1984), А.В. Запорожец (1974), С.Л. Рубинштейн (1960), Д.Б. Эльконин (1971) и др.);
- Учения о сущности эмоций и их роли в жизни человека (П.К. Анохин (1963), В.К. Вилюнас (1976), К. Изард (1980), А.Н. Леонтьев (1983), C.JI. Рубинштейн (1960), П.В. Симонов (1974) и др.);
- Теории о динамике развития эмоциональной сферы (Л.И. Божович (1975), Г.М. Бреслав (1990), А.В. Запорожец (1974), Я.З. Неверович (1974) и др.).
Методы исследования: определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К теоретическим методам относится анализ общей, специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, к эмпирическим методам - изучение психолого¬педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, опрос учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
Нами был реализован опросник для классных руководителей по выявлению уровня развития эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго (1993) [63, с.311].
2. Методика «Рисуночные фрустрации» С. Розенцвейга (1997) [27, с.6].
3. Методика «Лесенка» Щур В. Г. (1982) [80, с.108].
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ Аэропортовская средняя общеобразовательная школа. В эксперименте участвовало 20 учащихся вторых классов и 20 учащихся четвертых классов. Возраст испытуемых 8-9 и 10-11 лет соответственно. Общий объем экспериментальной выборки составил 40 учащихся, из них 21 мальчик и 19 девочек. В исследовании принимали участие школьники, имеющие заключение ПМПК «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования: исследование проводилось в период с 2021 г. по 2022 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (март 2021 г. - сентябрь 2021 г.). На данном этапе работы происходило формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования.
В период с декабря 2020г. по февраль 2021г. Изучение и анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Разработка моделей исследования.
Констатирующий этап (октябрь 2021 г. - ноябрь 2021 г.). На данном этапе проходило выявление особенностей развития эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (декабрь 2021 г. - март 2022 г.). Разработка и реализация программы психологической коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Контрольный этап (апрель 2022 - май 2022) - состоял в реализации контрольного эксперимента, в анализе полученных результатов эмпирического исследования и оценке эффективности психологической программы по коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов исследования, полученных нами на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты позволяют расширить и углубить современные представления об особенностях проявлений эмоционального реагирования, учащихся младшего школьного возраста с ЗПР и их своевременной коррекции с использованием разработанной нами психологической программы.
Практическая значимость исследования: представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с и его психологическую коррекцию посредством развития особенностей эмоционального реагирования могут быть использованы педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (в количестве восьмидесяти пяти источников), одиннадцати приложений. Также имеются иллюстрации пятнадцати таблиц и тринадцати гистограмм.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования явилось изучение особенностей эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; разработка и реализация программы психологической коррекции эмоционального реагирования у данного контингента школьников и определение ее эффективности.
Проблема эмоционального реагирования в современной психологии является широко представленной в работах большого количества исследователей. В общем смысле, эмоциональное реагирование является системой эмоциональных реакций, возникающие в ответ на определенные действия, либо на необходимость их реализации. Эмоциональное реагирование - это результат когнитивной обработки человеком некоторого события, совместно с последующим выражением эмоционального отношения к этому событию.
В период младшего школьного возраста эмоциональной реагирование находится в процессе окончательного оформления и закрепления, что находит отражение в появлении у ребенка навыка в свободной регуляции собственных эмоций, а также способностью их контролировать и подстраивать в соответствии с принятыми социальными нормами. Исследователи сходятся во мнении о том, что эмоциональное реагирование детей младшего школьного возраста с ЗПР демонстрирует отставание, причиной чего является несформированность некоторых психических функций.
Изучение особенностей эмоционального реагирования детей с ЗПР происходит преимущественно в рамках деятельностного подхода, в котором эмоции детей считаются отражением отношения к некоторым действиям, либо необходимости в их осуществлении. Существует большое количество различных мнений относительно специфики эмоционального реагирования младших школьников с ЗПР, в которых отмечается несформированность данного навыка, и демонстрация детьми высокого уровня эмоциональной несдержанности, совместно с отсутствием понимания эмоций окружающих.
На основании теоретического анализа современных в науке взглядов, нам удалось выделить основные особенности проявления эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития:
- незрелость и неустойчивость самооценки, связанные с эмоциональной незрелостью и недостаточным уровнем осознания своих индивидуальных качеств;
- отмечается инфантильный характер направленности поведения в деятельности, выражающийся в повышенной внушаемости этих детей, нестабильности и поверхности их интересов;
- эмоциональная поверхностность легко приводит в межличностном общении к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа;
- характерно проявление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям;
- у детей с ЗПР незрелость эмоционального реагирования является фактором, который тормозит развитие познавательной деятельности по причине несформированной мотивационной сферы, а также низкого уровня контроля.
В процессе исследования мы предположили, что эффективность коррекции нарушений эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПРможет быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию эмоционального реагирования данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей эмоционального реагирования младших школьников с ЗПР, в процессе которого были использованы следующие методики:
- Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго (1993) [63, с. 311];
- Методика «Рисуночных фрустраций» С. Розенцвейга (1997) [27, с. 6];
- Методика «Лесенка» Щур В. Г. (1982) [80, с. 108].
На этапе констатирующего эксперимента для классных руководителей испытуемых учащихся нами был реализован опросник "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей" составленный А.М. Щетининой, с целью выявления уровня эмпатических реакций и поведения у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР. По результатам проведения опроса было выявлено, что среди учащихся младшего школьного возраста с ЗПР во втором классе преобладают ученики с эгоцентрическим типом эмпатии 35% (7 учеников), в четвертом классе 15% (3 ученика). Ученики, набравшие от 9 - 11 баллов, по мнению автора методики, так же относятся к эгоцентрическому типу эмпатии, во втором классе таких ребят 15% (3 человека), в четвертом 20 % (4 ученика).
В четвертом классе лидирующие позиции занимает смешенный тип эмпатии 55 % (11 учеников), во втором классе учащихся со смешанным типом согласно ответам педагога, находится 25% (5 учеников). Дети с гуманистическим типом эмпатии в сравнении между классами преобладают во втором классе, так как таких учащихся 20% (4 ученика), при этом в четвертом классе 5% (1 ученик). Учащихся с низким уровнем развития эмпатии как во втором классе 5% (1 ученик), так и в четвертом 5% (1 ученик).
В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого- педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
- схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 8-11 лет);
- схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80- «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
- обучение в классах коррекционно-развивающего и интегрированного
обучения.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР: неадекватная направленность и тип реакции в фрустрирующих ситуациях, затруднения в определении эмоций и собственных эмоциональных состояний, неадекватной самооценкой.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие особенностей эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР. Учащиеся 2 класса и 4 класса были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 10 учащихся 2 класса и 10 учащихся 4 класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
- вырабатывать адекватную направленность реакций в фрустрирующих ситуациях;
- вырабатывать адекватный тип реакции в фрустрирующих ситуациях;
- развивать умение определять эмоции;
- развивать умение определять собственное эмоциональное состояние;
- формировать адекватный уровень самооценки.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие особенностей эмоционального реагирования младших школьников с ЗПР показали положительную динамику.
Так, с помощью анализа результатов по методике «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго (1993) отмечается положительная динамика, как в определение графического и иллюстративного изображения эмоций, так и в определении собственного эмоционального состояния через положительные эмоции. До 110
проведения психокоррекционной работы у 90% учащихся преобладали негативные эмоциональные состояния. После проведения формирующего эксперимента количество учеников снизилось до 20%.
По методике «Рисуночных фрустраций» С. Розенцвейга (1997), выявлено что произошло снижение экстрапунитивных направленностей реакции и увеличение импунитивных направленностей реакции в обоих классах. По типу реакции произошло снижение с эгозащитного типа реакции (E - D) на 50% во втором классе экспериментальной группы и на 60% в четвертом классе экспериментальной группы. Реакции типа «с фиксацией на удовлетворение потребности» (N - P), которые по мнению С. Розенцвейгу, соответствует адекватному реагированию на фрустрирующую ситуацию увеличились во втором классе на 60%, в четвертом классе на 70%.
Анализ результатов уровня самооценки по методике «Лесенка» Щур В. Г. (1982) показал, что после проведенной работы снизилось количество учащихся с заниженной самооценкой и соответственно увеличилось количество учащихся с адекватной самооценкой. В экспериментальной группе втором классе количество учеников с заниженной самооценкой снизилось на 40%, в четвертом классе этот показатель снизился на 60%. Учащихся с адекватной самооценкой стало на 70% больше во втором классе, и на 50% в четвертом классе.
Результатов исследования показали, что в контрольных группах по большинству параметров отсутствует положительная динамика, а по некоторым параметрам (определение собственного эмоционального состояния и уровню самооценки) результаты стали ниже, что свидетельствует о необходимости реализации специальной программы по коррекции особенностей эмоционального реагирования у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР.
Представленные в работе результаты исследования параметров эмоционального реагирования у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР до и после формирующего эксперимента в экспериментальных и контрольных группах испытуемых свидетельствуют об эффективности реализованной нами психологической программы по коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологической коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР» свидетельствуют о положительной динамике в развитии основных особенностей эмоционального реагирования.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что эффективность коррекции имеющихся нарушений особенностей эмоционального реагирования у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции особенностей эмоционального реагирования, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.



1. Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. - М.: Инфра-М, 2011. - 320 с.
2. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. №5. С.83-95.
3. Анисимова Н.Л. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. М.: МГПУ, 2013. - 100с.
4. Бабкина Н. В.Формирование саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР в условиях интегрированного обучения / Бабкина Н. В. // Дефектология. - 2012. - № 1. - 231с.
5. Белопольская Н. Л.Исследование зоны ближайшего эмоционального развития у детей с задержкой психического развития / Белопольская Н. Л., Клейменова Н. П. // Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 42 -46
6. Блинова Л. Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Блинова Л. Н.; М-во образования РФ, Упр. спец. образования. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 132 с.
7. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Психологос, 2008. - 212 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2000
9. Борякова Н. Ю. Психологические особенности школьников с задержкой психического развития / Борякова Н. Ю.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012.-№ 1. - 217с.
10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990г.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы: Учебное пособие. Рига. М.: ЛГУ им. П.Стучки, 1984. -370с.
12. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М.:Изд-во МГУ, 2010. - 131с.
13. Бутко Г. А.Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития / Бутко Г. А.// Коррекционная педагогика.. - 2003.-№2.. - 351с.
14. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - Л., 1989.
15. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984.
16. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 159с.: ил. - (Библиотека школьного психолога).
17. Верхотурова Н. Ю. К проблеме определения структуры и механизмов эмоционального реагирования. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» / Вестник Череповецкого государственного университета, 2012.
18. Верхотурова Н. Ю. Комплексная оценка эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» / Вестник Череповецкого государственного университета, 2012.
19. Верхотурова Н.Ю. Психокоррекционная технология управления эмоциональным реагированием учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2010
17. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер — М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984. — С.13—19.
18. Вилюнас В. Психология эмоций. М.: Питер, 2008. - 496 с.
19. Винникова Е.А. О психологических механизмах становления морального поведения детей с ЗПР // Психология детей с ЗПР / сост. О.В. Защиринская - СПб., 2010. - 229 с.
20. Винникова Е.А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР. // Дефектология. - 2009. - № 1. - с. 41 - 48
21. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Траектория. 2008- 356с.
22. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с
23. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. Соч. Т.4. М.,1984. С. 90-318.
24. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. - 318 с.
25. Глухов В. А. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. М.: Секачев В.Ю. 2011. -256с.
26. Гуровец, Г.В. Детская невропотология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики / Г.В. Гуровец. - М.: Книга по Требованию, 2010. - 304 с.
27. Данилова Е. Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга: Практическое руководство. М., 1997. 102 с.
28. Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах // Психологический журнал. 2008. №2. С.79-84.
29. Зайнуллина Л. М. Некоторые аспекты исследования эмоций// Вестник Башкирск. ун-та. 2012. №1(1). С.486-491.
30. Иванова Е.С., Люсин Д.В. Психология эмоций: перспективы научных исследований // Научный диалог. 2012. №11. С.137-143.
31. Иванова Е. С., Пашкевич О. В. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 6. Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2008. С. 264-267.
32. Изард К. Э. Психология эмоций СПб. М.: Питер. 2000. - 464 с.
33. Изотова Е.И, Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка М.: Академия, 2004.288 с.
34. Изотова Е.И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста: автореферат. Дисс. канд психол. наук. М.,1994.
35. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. М.: Питер, 2001. (Серия «Мастера психологии»). - 392 с.
36. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов н/Дону: «Феникс», 2003. 448с.
37. Конева И.А., Романова С.В. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6 С.15 - 31.
38. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка /А.Д. Кошелева//Психолог в детском саду. - 2000. - № 2-3. - С. 25 - 38.
39. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. — М., 1978.— С. 268—294.
40. Луговых Н.О некоторых аспектах работы с дошкольниками с ЗПР // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 6. - С. 9- 18
41. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2018. -No 2. -С. 3-16.
42. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220с
43. Манова-Томова В.С. и др. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. - София, 2011. - 276с.
44. Мастюкова, Е. М. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М.: Владос, 2001. - 368 с.
45. Миланиг Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста. Канд.дисс. - М., 2012. - 312 с.
46. Мухина В. С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985. - 450с
47. Назарова Н. Специальная педагогика. М.: Академия, 2010. -400с.
48. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология Учебное пособие (Серия «Библиотека психолога»). М.: Флинта, МПСИ, 2003.- 400с.
49. Неретина Т. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. М.: Феникс, 2010. -376с.
50. Омарова П.О. Особенности социализации младших школьников с задержкой психического развития / Омарова П.О. // Семья в России. - 2009. - № 1. - 149с.
51. Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР. // Дефектология. - 2010. - № 4. - С. 15 - 27 с.
52. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: о возможности
усовершенствования модели и теста Мэйера-Сэловея-Карузо. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. №. 3. С.52-64.
53. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры: практ. пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: ГНОМ и Д, 2005. - 160 с.
54. Пискарёва Т.Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушениями интеллекта // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции.- СПб., 1998. - 200 с.
55. Попова, С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития / С.С. Попова // Молодой ученый. 2011. №1. - С. 21 - 30
56. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1994. - 179 с.
57. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 2000. -392 с.
58. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М.: Владос, 2011. - 265с.
59. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2015. - 718с.
60. Рыжов Д. М. Младший школьный возраст как сенситивный период развития эмоционального интеллекта // Среднее профессиональное образование. №
2. 2013. С. 29-31.
61. Семаго, Н.Я. Метаморфозы. Диагностика эмоциональной сферы ребенка/ Н.Я. Семаго // Вестник практической психологии образования. - 2004. - №1. - С. 68-75.
62. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [текст] /Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.
63. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. - 384 с., илл. с. 311
64. Солодилова И. А. К вопросу о соотношении понятий «Эмоция» и «Когниция» // Вестник Башкирск. ун-та. 2009. №4 С.1348-1351.
65. Сорокин В.Н. Специальная психология. М.: Речь, 2008. - 366с.
66. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук /Л.П. Стрелкова. - М., 1987. - 24с.
67. Сухарева, Т. Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Т. Е. Сухарева. М., 2007.-260с.
68. Трофимова Н. М. Основы специальной педагогики и психологии. - М.: Питер, 2011. - 256 с.
69. Ульенкова У.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития / Ульенкова У.В., Кисова В.В. // Дефектология. - 2011. - № 1. - 233С.
70. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. - 6-е изд., исправ. М.: Академия, 2010. -368 с.
71. Усанова О.Н. Специальная психология: учебное пособие для вузов— СПб.: Питер, 2006 .— 395 с.
72. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина - Балашов: «Николаев», 2007. 68 с.
73. Филиппова, Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии [текст] /Г.Г. Филиппова// Детский практический психолог. - М.: Просвещение, 2001. - 114 с.
74. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф.: г. Пермь, май 2012 г. Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92.
75. Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
76. Фомина Д.А. Развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в игровой деятельности // Инновационная наука. 2015. №5-2 С.265-268.
77. Шабанов С. Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 429 с.
78. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
79. Шуклова Людмила Анатольевна Проблема обучения и воспитания детей с ЗПР: подходы и их решение // Сибирский педагогический журнал. 2010. №11 С.267-272.
80. Щур В. Г. // Психология личности: теория и эксперимент /под ред. В. В. Давыдова. М.: Академия, 1982. С. 108-114.
81. Юдина Н. Ю. Особенности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития // Успехи современного естествознания. 2009. №9 С.176-177.
82. Ясюкова Л.А. Методическое руководство. Спб. Иматон. 2000 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ