Психологическая программа коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.... 8
1.1. Проблема эмоционального реагирования в психологии 8
1.2. Развитие эмоционального реагирования в младшем школьном возрасте... 15
1.3. Современное состояние изучения проблемы эмоционального
реагирования младших школьников с задержкой психического развития 19
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 27
2.1. Организация, методы и методики исследования 27
2.2. Особенности эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
Выводы по второй главе 57
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 61
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции эмоционального реагирования учащихся с задержкой психического развития 61
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 66
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 88
Выводы по третьей главе 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 120
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.... 8
1.1. Проблема эмоционального реагирования в психологии 8
1.2. Развитие эмоционального реагирования в младшем школьном возрасте... 15
1.3. Современное состояние изучения проблемы эмоционального
реагирования младших школьников с задержкой психического развития 19
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 27
2.1. Организация, методы и методики исследования 27
2.2. Особенности эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
Выводы по второй главе 57
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 61
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции эмоционального реагирования учащихся с задержкой психического развития 61
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 66
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 88
Выводы по третьей главе 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 120
Актуальность исследования. В настоящее время, особое внимание уделяется специфике развития детей с особенностями развития. В данном контексте, высокую значимость приобретает изучение особенностей детей с задержкой психического развития, поскольку количество детей с представленным диагнозом с каждым годом значительно увеличивается.
Представляется уместным выразить, что особенности развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) сказываются во всех психических структурах психики.
Изучение особенностей усвоения младшими школьниками с ЗПР содержания начального школьного образования указывают на необходимость формирования у этих детей таких компонентов учебной деятельности, которые образуют умение учиться. В этой связи, на первый план выдвигается способность детей к произвольной регуляции деятельности, которая затруднена в ситуации нарушений эмоционального развития и, в частности, эмоционального реагирования на происходящие явления.
Исходя из этого, особую актуальность приобретает исследование специфики эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР, поскольку данное понимание может во многом способствовать повышению эффективности взаимодействия, коррекции и развития детей с представленным анамнезом.
Изучение литературы по проблеме исследования показало, что в настоящее время недостаточно изучены вопросы коррекции недостатков развития эмоционального реагирования у младших школьников с ЗПР.
Проблема исследования: одним из условий успешного обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение особенностей эмоционального реагирования данной категории учащихся, разработка и внедрение в практику психологической программы коррекции по формированию эмоционального реагирования у данного контингента школьников.
Объект исследования: эмоциональное реагирование учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: эгозащитный тип реакции, экстрапунитивная и интропунитивная направленность реакций в фрустрирующих ситуациях, затруднения в понимании как собственного эмоционального состояния, так и окружающих, так же присутствует склонность к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной), что негативно сказывается на общем эмоциональном развитии. Эффективность коррекции имеющихся нарушений особенностей эмоционального реагирования у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции особенностей эмоционального реагирования, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции и развитию эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического экспериментальным путём.
3. Разработать психологическую программу коррекции эмоционального реагирования младших школьников с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- Положения о системном и строении психики, предполагающем эту интеграцию когнитивных и эмоциональных процессов (Л.С. Выготский (1984), А.В. Запорожец (1974), С.Л. Рубинштейн (1960), Д.Б. Эльконин (1971) и др.);
- Учения о сущности эмоций и их роли в жизни человека (П.К. Анохин (1963), В.К. Вилюнас (1976), К. Изард (1980), А.Н. Леонтьев (1983), C.JI. Рубинштейн (1960), П.В. Симонов (1974) и др.);
- Теории о динамике развития эмоциональной сферы (Л.И. Божович (1975), Г.М. Бреслав (1990), А.В. Запорожец (1974), Я.З. Неверович (1974) и др.).
Методы исследования: определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К теоретическим методам относится анализ общей, специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, к эмпирическим методам - изучение психолого¬педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, опрос учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
Нами был реализован опросник для классных руководителей по выявлению уровня развития эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго (1993) [63, с.311].
2. Методика «Рисуночные фрустрации» С. Розенцвейга (1997) [27, с.6].
3. Методика «Лесенка» Щур В. Г. (1982) [80, с.108].
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ Аэропортовская средняя общеобразовательная школа. В эксперименте участвовало 20 учащихся вторых классов и 20 учащихся четвертых классов. Возраст испытуемых 8-9 и 10-11 лет соответственно. Общий объем экспериментальной выборки составил 40 учащихся, из них 21 мальчик и 19 девочек. В исследовании принимали участие школьники, имеющие заключение ПМПК «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования: исследование проводилось в период с 2021 г. по 2022 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (март 2021 г. - сентябрь 2021 г.). На данном этапе работы происходило формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования.
В период с декабря 2020г. по февраль 2021г. Изучение и анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Разработка моделей исследования.
Констатирующий этап (октябрь 2021 г. - ноябрь 2021 г.). На данном этапе проходило выявление особенностей развития эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (декабрь 2021 г. - март 2022 г.). Разработка и реализация программы психологической коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Контрольный этап (апрель 2022 - май 2022) - состоял в реализации контрольного эксперимента, в анализе полученных результатов эмпирического исследования и оценке эффективности психологической программы по коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов исследования, полученных нами на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты позволяют расширить и углубить современные представления об особенностях проявлений эмоционального реагирования, учащихся младшего школьного возраста с ЗПР и их своевременной коррекции с использованием разработанной нами психологической программы.
Практическая значимость исследования: представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с и его психологическую коррекцию посредством развития особенностей эмоционального реагирования могут быть использованы педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (в количестве восьмидесяти пяти источников), одиннадцати приложений. Также имеются иллюстрации пятнадцати таблиц и тринадцати гистограмм.
Представляется уместным выразить, что особенности развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) сказываются во всех психических структурах психики.
Изучение особенностей усвоения младшими школьниками с ЗПР содержания начального школьного образования указывают на необходимость формирования у этих детей таких компонентов учебной деятельности, которые образуют умение учиться. В этой связи, на первый план выдвигается способность детей к произвольной регуляции деятельности, которая затруднена в ситуации нарушений эмоционального развития и, в частности, эмоционального реагирования на происходящие явления.
Исходя из этого, особую актуальность приобретает исследование специфики эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР, поскольку данное понимание может во многом способствовать повышению эффективности взаимодействия, коррекции и развития детей с представленным анамнезом.
Изучение литературы по проблеме исследования показало, что в настоящее время недостаточно изучены вопросы коррекции недостатков развития эмоционального реагирования у младших школьников с ЗПР.
Проблема исследования: одним из условий успешного обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение особенностей эмоционального реагирования данной категории учащихся, разработка и внедрение в практику психологической программы коррекции по формированию эмоционального реагирования у данного контингента школьников.
Объект исследования: эмоциональное реагирование учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: эгозащитный тип реакции, экстрапунитивная и интропунитивная направленность реакций в фрустрирующих ситуациях, затруднения в понимании как собственного эмоционального состояния, так и окружающих, так же присутствует склонность к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной), что негативно сказывается на общем эмоциональном развитии. Эффективность коррекции имеющихся нарушений особенностей эмоционального реагирования у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции особенностей эмоционального реагирования, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции и развитию эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического экспериментальным путём.
3. Разработать психологическую программу коррекции эмоционального реагирования младших школьников с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- Положения о системном и строении психики, предполагающем эту интеграцию когнитивных и эмоциональных процессов (Л.С. Выготский (1984), А.В. Запорожец (1974), С.Л. Рубинштейн (1960), Д.Б. Эльконин (1971) и др.);
- Учения о сущности эмоций и их роли в жизни человека (П.К. Анохин (1963), В.К. Вилюнас (1976), К. Изард (1980), А.Н. Леонтьев (1983), C.JI. Рубинштейн (1960), П.В. Симонов (1974) и др.);
- Теории о динамике развития эмоциональной сферы (Л.И. Божович (1975), Г.М. Бреслав (1990), А.В. Запорожец (1974), Я.З. Неверович (1974) и др.).
Методы исследования: определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К теоретическим методам относится анализ общей, специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, к эмпирическим методам - изучение психолого¬педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, опрос учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
Нами был реализован опросник для классных руководителей по выявлению уровня развития эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго (1993) [63, с.311].
2. Методика «Рисуночные фрустрации» С. Розенцвейга (1997) [27, с.6].
3. Методика «Лесенка» Щур В. Г. (1982) [80, с.108].
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ Аэропортовская средняя общеобразовательная школа. В эксперименте участвовало 20 учащихся вторых классов и 20 учащихся четвертых классов. Возраст испытуемых 8-9 и 10-11 лет соответственно. Общий объем экспериментальной выборки составил 40 учащихся, из них 21 мальчик и 19 девочек. В исследовании принимали участие школьники, имеющие заключение ПМПК «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования: исследование проводилось в период с 2021 г. по 2022 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (март 2021 г. - сентябрь 2021 г.). На данном этапе работы происходило формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования.
В период с декабря 2020г. по февраль 2021г. Изучение и анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Разработка моделей исследования.
Констатирующий этап (октябрь 2021 г. - ноябрь 2021 г.). На данном этапе проходило выявление особенностей развития эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (декабрь 2021 г. - март 2022 г.). Разработка и реализация программы психологической коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Контрольный этап (апрель 2022 - май 2022) - состоял в реализации контрольного эксперимента, в анализе полученных результатов эмпирического исследования и оценке эффективности психологической программы по коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов исследования, полученных нами на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты позволяют расширить и углубить современные представления об особенностях проявлений эмоционального реагирования, учащихся младшего школьного возраста с ЗПР и их своевременной коррекции с использованием разработанной нами психологической программы.
Практическая значимость исследования: представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с и его психологическую коррекцию посредством развития особенностей эмоционального реагирования могут быть использованы педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (в количестве восьмидесяти пяти источников), одиннадцати приложений. Также имеются иллюстрации пятнадцати таблиц и тринадцати гистограмм.
Целью исследования явилось изучение особенностей эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; разработка и реализация программы психологической коррекции эмоционального реагирования у данного контингента школьников и определение ее эффективности.
Проблема эмоционального реагирования в современной психологии является широко представленной в работах большого количества исследователей. В общем смысле, эмоциональное реагирование является системой эмоциональных реакций, возникающие в ответ на определенные действия, либо на необходимость их реализации. Эмоциональное реагирование - это результат когнитивной обработки человеком некоторого события, совместно с последующим выражением эмоционального отношения к этому событию.
В период младшего школьного возраста эмоциональной реагирование находится в процессе окончательного оформления и закрепления, что находит отражение в появлении у ребенка навыка в свободной регуляции собственных эмоций, а также способностью их контролировать и подстраивать в соответствии с принятыми социальными нормами. Исследователи сходятся во мнении о том, что эмоциональное реагирование детей младшего школьного возраста с ЗПР демонстрирует отставание, причиной чего является несформированность некоторых психических функций.
Изучение особенностей эмоционального реагирования детей с ЗПР происходит преимущественно в рамках деятельностного подхода, в котором эмоции детей считаются отражением отношения к некоторым действиям, либо необходимости в их осуществлении. Существует большое количество различных мнений относительно специфики эмоционального реагирования младших школьников с ЗПР, в которых отмечается несформированность данного навыка, и демонстрация детьми высокого уровня эмоциональной несдержанности, совместно с отсутствием понимания эмоций окружающих.
На основании теоретического анализа современных в науке взглядов, нам удалось выделить основные особенности проявления эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития:
- незрелость и неустойчивость самооценки, связанные с эмоциональной незрелостью и недостаточным уровнем осознания своих индивидуальных качеств;
- отмечается инфантильный характер направленности поведения в деятельности, выражающийся в повышенной внушаемости этих детей, нестабильности и поверхности их интересов;
- эмоциональная поверхностность легко приводит в межличностном общении к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа;
- характерно проявление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям;
- у детей с ЗПР незрелость эмоционального реагирования является фактором, который тормозит развитие познавательной деятельности по причине несформированной мотивационной сферы, а также низкого уровня контроля.
В процессе исследования мы предположили, что эффективность коррекции нарушений эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПРможет быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию эмоционального реагирования данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей эмоционального реагирования младших школьников с ЗПР, в процессе которого были использованы следующие методики:
- Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго (1993) [63, с. 311];
- Методика «Рисуночных фрустраций» С. Розенцвейга (1997) [27, с. 6];
- Методика «Лесенка» Щур В. Г. (1982) [80, с. 108].
На этапе констатирующего эксперимента для классных руководителей испытуемых учащихся нами был реализован опросник "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей" составленный А.М. Щетининой, с целью выявления уровня эмпатических реакций и поведения у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР. По результатам проведения опроса было выявлено, что среди учащихся младшего школьного возраста с ЗПР во втором классе преобладают ученики с эгоцентрическим типом эмпатии 35% (7 учеников), в четвертом классе 15% (3 ученика). Ученики, набравшие от 9 - 11 баллов, по мнению автора методики, так же относятся к эгоцентрическому типу эмпатии, во втором классе таких ребят 15% (3 человека), в четвертом 20 % (4 ученика).
В четвертом классе лидирующие позиции занимает смешенный тип эмпатии 55 % (11 учеников), во втором классе учащихся со смешанным типом согласно ответам педагога, находится 25% (5 учеников). Дети с гуманистическим типом эмпатии в сравнении между классами преобладают во втором классе, так как таких учащихся 20% (4 ученика), при этом в четвертом классе 5% (1 ученик). Учащихся с низким уровнем развития эмпатии как во втором классе 5% (1 ученик), так и в четвертом 5% (1 ученик).
В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого- педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
- схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 8-11 лет);
- схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80- «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
- обучение в классах коррекционно-развивающего и интегрированного
обучения.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР: неадекватная направленность и тип реакции в фрустрирующих ситуациях, затруднения в определении эмоций и собственных эмоциональных состояний, неадекватной самооценкой.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие особенностей эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР. Учащиеся 2 класса и 4 класса были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 10 учащихся 2 класса и 10 учащихся 4 класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
- вырабатывать адекватную направленность реакций в фрустрирующих ситуациях;
- вырабатывать адекватный тип реакции в фрустрирующих ситуациях;
- развивать умение определять эмоции;
- развивать умение определять собственное эмоциональное состояние;
- формировать адекватный уровень самооценки.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие особенностей эмоционального реагирования младших школьников с ЗПР показали положительную динамику.
Так, с помощью анализа результатов по методике «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго (1993) отмечается положительная динамика, как в определение графического и иллюстративного изображения эмоций, так и в определении собственного эмоционального состояния через положительные эмоции. До 110
проведения психокоррекционной работы у 90% учащихся преобладали негативные эмоциональные состояния. После проведения формирующего эксперимента количество учеников снизилось до 20%.
По методике «Рисуночных фрустраций» С. Розенцвейга (1997), выявлено что произошло снижение экстрапунитивных направленностей реакции и увеличение импунитивных направленностей реакции в обоих классах. По типу реакции произошло снижение с эгозащитного типа реакции (E - D) на 50% во втором классе экспериментальной группы и на 60% в четвертом классе экспериментальной группы. Реакции типа «с фиксацией на удовлетворение потребности» (N - P), которые по мнению С. Розенцвейгу, соответствует адекватному реагированию на фрустрирующую ситуацию увеличились во втором классе на 60%, в четвертом классе на 70%.
Анализ результатов уровня самооценки по методике «Лесенка» Щур В. Г. (1982) показал, что после проведенной работы снизилось количество учащихся с заниженной самооценкой и соответственно увеличилось количество учащихся с адекватной самооценкой. В экспериментальной группе втором классе количество учеников с заниженной самооценкой снизилось на 40%, в четвертом классе этот показатель снизился на 60%. Учащихся с адекватной самооценкой стало на 70% больше во втором классе, и на 50% в четвертом классе.
Результатов исследования показали, что в контрольных группах по большинству параметров отсутствует положительная динамика, а по некоторым параметрам (определение собственного эмоционального состояния и уровню самооценки) результаты стали ниже, что свидетельствует о необходимости реализации специальной программы по коррекции особенностей эмоционального реагирования у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР.
Представленные в работе результаты исследования параметров эмоционального реагирования у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР до и после формирующего эксперимента в экспериментальных и контрольных группах испытуемых свидетельствуют об эффективности реализованной нами психологической программы по коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологической коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР» свидетельствуют о положительной динамике в развитии основных особенностей эмоционального реагирования.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что эффективность коррекции имеющихся нарушений особенностей эмоционального реагирования у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции особенностей эмоционального реагирования, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Проблема эмоционального реагирования в современной психологии является широко представленной в работах большого количества исследователей. В общем смысле, эмоциональное реагирование является системой эмоциональных реакций, возникающие в ответ на определенные действия, либо на необходимость их реализации. Эмоциональное реагирование - это результат когнитивной обработки человеком некоторого события, совместно с последующим выражением эмоционального отношения к этому событию.
В период младшего школьного возраста эмоциональной реагирование находится в процессе окончательного оформления и закрепления, что находит отражение в появлении у ребенка навыка в свободной регуляции собственных эмоций, а также способностью их контролировать и подстраивать в соответствии с принятыми социальными нормами. Исследователи сходятся во мнении о том, что эмоциональное реагирование детей младшего школьного возраста с ЗПР демонстрирует отставание, причиной чего является несформированность некоторых психических функций.
Изучение особенностей эмоционального реагирования детей с ЗПР происходит преимущественно в рамках деятельностного подхода, в котором эмоции детей считаются отражением отношения к некоторым действиям, либо необходимости в их осуществлении. Существует большое количество различных мнений относительно специфики эмоционального реагирования младших школьников с ЗПР, в которых отмечается несформированность данного навыка, и демонстрация детьми высокого уровня эмоциональной несдержанности, совместно с отсутствием понимания эмоций окружающих.
На основании теоретического анализа современных в науке взглядов, нам удалось выделить основные особенности проявления эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития:
- незрелость и неустойчивость самооценки, связанные с эмоциональной незрелостью и недостаточным уровнем осознания своих индивидуальных качеств;
- отмечается инфантильный характер направленности поведения в деятельности, выражающийся в повышенной внушаемости этих детей, нестабильности и поверхности их интересов;
- эмоциональная поверхностность легко приводит в межличностном общении к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа;
- характерно проявление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям;
- у детей с ЗПР незрелость эмоционального реагирования является фактором, который тормозит развитие познавательной деятельности по причине несформированной мотивационной сферы, а также низкого уровня контроля.
В процессе исследования мы предположили, что эффективность коррекции нарушений эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПРможет быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию эмоционального реагирования данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей эмоционального реагирования младших школьников с ЗПР, в процессе которого были использованы следующие методики:
- Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго (1993) [63, с. 311];
- Методика «Рисуночных фрустраций» С. Розенцвейга (1997) [27, с. 6];
- Методика «Лесенка» Щур В. Г. (1982) [80, с. 108].
На этапе констатирующего эксперимента для классных руководителей испытуемых учащихся нами был реализован опросник "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей" составленный А.М. Щетининой, с целью выявления уровня эмпатических реакций и поведения у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР. По результатам проведения опроса было выявлено, что среди учащихся младшего школьного возраста с ЗПР во втором классе преобладают ученики с эгоцентрическим типом эмпатии 35% (7 учеников), в четвертом классе 15% (3 ученика). Ученики, набравшие от 9 - 11 баллов, по мнению автора методики, так же относятся к эгоцентрическому типу эмпатии, во втором классе таких ребят 15% (3 человека), в четвертом 20 % (4 ученика).
В четвертом классе лидирующие позиции занимает смешенный тип эмпатии 55 % (11 учеников), во втором классе учащихся со смешанным типом согласно ответам педагога, находится 25% (5 учеников). Дети с гуманистическим типом эмпатии в сравнении между классами преобладают во втором классе, так как таких учащихся 20% (4 ученика), при этом в четвертом классе 5% (1 ученик). Учащихся с низким уровнем развития эмпатии как во втором классе 5% (1 ученик), так и в четвертом 5% (1 ученик).
В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого- педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
- схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 8-11 лет);
- схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80- «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
- обучение в классах коррекционно-развивающего и интегрированного
обучения.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР: неадекватная направленность и тип реакции в фрустрирующих ситуациях, затруднения в определении эмоций и собственных эмоциональных состояний, неадекватной самооценкой.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие особенностей эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР. Учащиеся 2 класса и 4 класса были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 10 учащихся 2 класса и 10 учащихся 4 класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
- вырабатывать адекватную направленность реакций в фрустрирующих ситуациях;
- вырабатывать адекватный тип реакции в фрустрирующих ситуациях;
- развивать умение определять эмоции;
- развивать умение определять собственное эмоциональное состояние;
- формировать адекватный уровень самооценки.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие особенностей эмоционального реагирования младших школьников с ЗПР показали положительную динамику.
Так, с помощью анализа результатов по методике «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго (1993) отмечается положительная динамика, как в определение графического и иллюстративного изображения эмоций, так и в определении собственного эмоционального состояния через положительные эмоции. До 110
проведения психокоррекционной работы у 90% учащихся преобладали негативные эмоциональные состояния. После проведения формирующего эксперимента количество учеников снизилось до 20%.
По методике «Рисуночных фрустраций» С. Розенцвейга (1997), выявлено что произошло снижение экстрапунитивных направленностей реакции и увеличение импунитивных направленностей реакции в обоих классах. По типу реакции произошло снижение с эгозащитного типа реакции (E - D) на 50% во втором классе экспериментальной группы и на 60% в четвертом классе экспериментальной группы. Реакции типа «с фиксацией на удовлетворение потребности» (N - P), которые по мнению С. Розенцвейгу, соответствует адекватному реагированию на фрустрирующую ситуацию увеличились во втором классе на 60%, в четвертом классе на 70%.
Анализ результатов уровня самооценки по методике «Лесенка» Щур В. Г. (1982) показал, что после проведенной работы снизилось количество учащихся с заниженной самооценкой и соответственно увеличилось количество учащихся с адекватной самооценкой. В экспериментальной группе втором классе количество учеников с заниженной самооценкой снизилось на 40%, в четвертом классе этот показатель снизился на 60%. Учащихся с адекватной самооценкой стало на 70% больше во втором классе, и на 50% в четвертом классе.
Результатов исследования показали, что в контрольных группах по большинству параметров отсутствует положительная динамика, а по некоторым параметрам (определение собственного эмоционального состояния и уровню самооценки) результаты стали ниже, что свидетельствует о необходимости реализации специальной программы по коррекции особенностей эмоционального реагирования у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР.
Представленные в работе результаты исследования параметров эмоционального реагирования у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР до и после формирующего эксперимента в экспериментальных и контрольных группах испытуемых свидетельствуют об эффективности реализованной нами психологической программы по коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологической коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с ЗПР» свидетельствуют о положительной динамике в развитии основных особенностей эмоционального реагирования.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что эффективность коррекции имеющихся нарушений особенностей эмоционального реагирования у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции особенностей эмоционального реагирования, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Эмоциональная регуляция поведения учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ С ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Специализированная психологическая помощь выпускникам классов коррекционно-развивающего обучения
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКАМ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ С
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРЕДИСПОЗИЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Управление процессом саморегуляции у младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018



