Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №156062

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы234
Год сдачи2020
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения проблемы исследования 10
1.1. Понятие и проблема изучения эмоциональных компетенций в
отечественной и зарубежной литературе 10
1.2. Становление эмоциональных компетенций в детском возрасте 21
1.3. Современное состояние изучения проблемы развития
эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста 33
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование эмоциональных компетенций
учащихся младшего школьного возраста 43
2.1. Модель, методы и методики экспериментального исследования
эмоциональных компетенций младших школьников 43
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению особенностей эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста 57
Выводы по второй главе 84
ГЛАВА 3. Психологическая программа формирования эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста 89
3.1. Научно-методологические принципы формирования эмоциональных
компетенций 89
3.2. Основные направления, формы и методы формирования
эмоциональных компетенций младших школьников 96
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 112
Выводы по третьей главе 128
Заключение 132
Список используемой литературы 138
Приложения 148


Актуальность исследования. Проблема изучения эмоциональной сферы остается актуальной на протяжении всей истории человеческого общества, так как эмоции являются неотъемлемой частью человеческой жизни. С давних времен они притягивают внимание исследователей разных научных областей. Множество работ в отечественной и зарубежной литературе посвящено их изучению (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, К.Э. Изард, Е. П. Ильин, P. Janet, M. Arnold, R. Lazaruso др.) и до сих пор анализ эмоциональных процессов остается одним из центральных направлений психологии, педагогики и философии.
Изучение эмоциональной компетентности, в частности эмоциональных компетенций, является не до конца раскрытой областью, однако результаты исследований последних лет свидетельствуют о важности этого вопроса.
В современной психологической науке исследование эмоциональных компетенций является одним из важных показателей индивидуально-личностного развития человека. Особенно в детском возрасте развитие эмоциональных компетенций играет важнейшую роль в жизни человека. Они являются первой формой связи ребенка с окружающим миром, подталкивают его к познанию предметного мира, способствуя тем самым всестороннему развитию.
Осознание собственных эмоциональных реакций и состояний не приходит к ребенку автоматически и во многом зависит от степени участия в нем взрослого. Важным моментом в осознании ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний является их называние взрослым; как известно, вербализация является важнейшим инструментом осознания эмоциональных состояний.
Эмоциональная компетентность, как отмечает Е.С. Ларина (2013), играет важную роль в развитии школьника. Она включает в себя совокупность таких компетенций, как знание базовых эмоций, понимание собственного эмоционального состояния и узнавания эмоционального состояния партнера.
В период младшего школьного возраста развивается способность одновременно испытывать несколько эмoций, становится доступно формирование причинно-следственных связей, необходимых для интерпретации; опознавание эмоций и их вербализация дает возможность школьнику точно дифференцировать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные состояния окружающих. Развивающаяся в этом возрасте способность одновременно испытывать несколько эмоций, возможно даже противоречивых, является следствием прогрессирования и усложнения когнитивной сферы ребенка.
Эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности. Происходит расширение модального ряда эмоциональных реакций, интегрирование эмоций и интеллекта.
Развитые эмоциональные компетенции позволяют младшему школьнику контролировать свои эмоциональные побуждения, распознавать и учитывать, как негативные, так и позитивные эмоции - как собственные, так и эмоции другого человека; характеризуются богатым словарем эмоциональных состояний и в ситуации общения позволяют в равной степени ориентироваться как на свое состояние, так и на эмоциональное состояние других людей.
Младший школьный возраст является очень важным этапом в психическом развитии ребенка. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает школьник, формирует одни из важнейших составляющих его личностного развития - эмоциональные компетенции.
Под термином «эмоциональные компетенции» в рамках данного исследования понимается способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач [103]. Это эмоциональные способности понимать, выражать, вербализировать, а также управлять собственным эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием других людей посредством различных систем коммуникации.
Младший школьный возраст является сензитивным для воспитания навыков осознания и саморегулирования эмоций.
В настоящее время количество школьников с нарушениями в эмоциональной сфере неуклонно растет, даже к поступлению в школу более чем у 50% детей выявляются те или иные нервные, соматические заболевания, являющиеся следствием эмоциональных нарушений [22].
Таким образом, от уровня развития эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста напрямую зависит успешность не только протекания учебной деятельности, но и жизни в целом, поэтому изучение данной проблемы и своевременная реализация развивающих мероприятий является очень актуальным.
Анализ научных источников литературы показал недостаточное теоретическое обоснования данного вопроса в специальной психологии, что подтверждается отсутствием комплексных научно-теоретических и практических исследований по обозначенной проблеме.
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки эффективных психологических программ по формированию эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста остаются мало изученными.
Существуют противоречия в данной проблеме, которые следует разрешить:
— от уровня развития эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста напрямую зависит успешность не только протекания учебной деятельности, но и жизни в целом, но, в тоже время мало разработано современных развивающих технологий данного процесса у школьников;
— существуют многочисленные публикации и психологические исследования отечественных и зарубежных авторов по изучению эмоциональной сферы личности, однако мало изученными остаются вопросы особенностей эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста;
— разработаны различные упражнения и игры по развитию эмоциональных состояний младших школьников, однако нет системы своевременной диагностической, коррекционной и профилактической работы по своевременному устранению трудностей формирования эмоциональных компетенций у учащихся младшего школьного возраста.
Актуальность темы исследования и обозначенные несоответствия позволили выделить проблему исследования, которая заключается в изучении особенностей эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста, теоретическом обосновании, разработке и внедрению в практику психологической программы формирования эмоциональных компетенций у данного контингента школьников.
Объект исследования: эмоциональные компетенции учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая программа формирования эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у учащихся младшего школьного возраста определенные эмоциональные состояния как собственные, так и других людей , будут вызывать затруднения в их понимании, дифференцировке и вербализации. Эффективность устранения выявленных затруднений у изучаемого контингента школьников может быть осуществлена при реализации разработанной нами психологической программы по формированию эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы формирования эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста.
Для достижения цели в соответствии с объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы и решены следующие задачи исследования:
1. На основании теоретического анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы определить современное состояние проблемы формирования эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста.
2. Разработать модель диагностического исследования по изучению эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности развития эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста.
4. Теоретически обосновать, разработать психологическую программу формирования эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста и выявить ее эффективность.
Методы исследования: теоретические: анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение за детьми, беседа с обследуемыми; экспериментальные методы: проведение констатирующего эксперимента; интерпретационные: качественная и количественная обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов исследования.
В ходе исследования применялись следующие психодиагностические методики: методика Дембо-Рубинштейн (1970) в модификации А.М. Прихожан (1988) [61, с. 115], «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой (1977) [11, с. 23], «Изучение наличия у детей сочувствия, сострадания к людям, сказочным персонажам» И.П. Воропаевой (1993) [7, с. 31], «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [15, с. 49]. Последняя методика была модифицирована.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Гимназия № 16» и МБОУ «Средняя школа № 27 им. военнослужащего ФСБ РФ А.Б. Ступникова» Центрального района г. Красноярска. В исследовании приняли участие 44 учащихся младшего школьного возраста, а именно 22 учащихся 8-9 лет (ученики второго класса) и 22 учащихся 10-11 лет (ученики четвертого класса).
Этапы исследования: исследование проводилось в несколько этапов в период с осени 2018 по весну 2020 гг:
1 этап - подготовительный - подбор и анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; отработка понятийного аппарата исследования, определение объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, постановки задач, подбор методик исследования (октябрь 2018 - февраль 2019 гг.);
2 этап - констатирующий - проведение констатирующего эксперимента на выявление особенностей эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста на основании подобранных диагностических методов и методик, осуществление анализа результатов исследования (март 2019 - май 2019 г.);
3 этап - формирующий - разработка и реализация психологической программы по формированию эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста (июнь 2019 - декабрь 2019 гг.);
4 этап - контрольный - постановка контрольного эксперимента, анализ полученных результатов исследования, оценка эффективности психологической программы формирования эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста, обобщение и сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования (январь
2020 - май 2020).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данные исследования позволяют расширить и углубить существующие теоретические представления по проблеме изучения эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста, уточнить терминологическую сторону таких понятий, как «эмоциональная компетенция» и «эмоциональная компетентность», теоретически обосновать психологическую программу, разработанную в данном исследовании, расширить знания о специфике формирования эмоциональных компетенций младших школьников.
Практическая значимость работы определяется получением качественных и количественных данных по результатам проведенного исследования изучения эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста, которые могут быть полезны специалистам психологам с целью осуществления развивающей и профилактической деятельности. Разработанная в настоящем исследовании психологическая программа формирования эмоциональных компетенций младших школьников может быть рекомендована психологам, педагогам и другим специалистам, которые работают с исследуемой категорий школьников.
Объем и структура выпускной квалифицированной работы. Магистерская работа изложена на 234 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Список цитируемой литературы насчитывает 103 источника, в том числе 23 иностранных источника. Работа иллюстрирована 34 таблицами, 9 гистограммами, включает 12 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования явилось теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности психологической программы формирования эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста.
Под термином «эмоциональные компетенции» в рамках данного исследования понимается способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач.
Среди многообразия теоретических представлений об эмоциональных компетенциях можно выделить следующие: понимание собственных эмоциональных состояний и эмоциональных состояний других людей, как способность распознавать и определять причины их возникновения; самооценка и саморегуляция, как способность проявлять свои эмоциональные состояния социально приемлемыми и адекватными ситуации способами; а также эмпатия, как способность к сопереживанию и желание позитивно повлиять на эмоциональное состояние партнера по общению.
В процессе исследования мы предположили о том, что изучение эмоциональных компетенций учащихся вторых и четвертых классов, с учетом их структурно-содержательных составляющих (рефлексивного, когнитивного и коммуникативного компонентов), позволит получить более объективную информацию и разработать эффективную программу, содержащую конкретные направления коррекционно-развивающей работы, по формированию эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста.
Для подтверждения гипотезы был осуществлен констатирующий эксперимент. Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Гимназия № 16» и МБОУ «Средняя школа № 27 им. военнослужащего ФСБ РФ А.Б. Ступникова» Центрального района г. Красноярска. В исследовании принимали участие 44 учащихся младшего школьного возраста, а именно 22 учащихся 8-9 лет (ученики второго класса) и 22 учащихся 10-11 лет (ученики четвертого класса).
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, эмпирические: наблюдение за детьми, беседа с обследуемыми, экспериментальные методы: проведение
констатирующего эксперимента, интерпретационные: качественная и количественная обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов исследования.
Для достижения цели экспериментального исследования и решения поставленных задач нами была разработана модель изучения эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста, включающая три компонента: рефлексивный, когнитивный и коммуникативный.
Подобраны для изучения рефлексивного компонента эмоциональной компетенции школьников следующие методики:
- методика Дембо-Рубинштейн (1970) в модификации А.М. Прихожан (1988) [61, с. 115];
- методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой (1997) [11, с. 23];
- методика «Изучение наличия у детей сочувствия, сострадания к людям, сказочным персонажам» И.П. Воропаевой (1993) [7, с. 31];
- методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [15, с. 49].
Последняя методика нами была модифицирована: подобран стимульный материал, на котором ярко выражены эмоциональные состояния детей и взрослых, составлены к нему вопросы, добавлена к изучению такая базовая эмоция, как обида, включено задание на графическое изображение каждой эмоции, ее выражение с помощью мимики с предварительной вербализацией, а также разработана шкала оценки результатов исследования.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста:
- по результатам изучения рефлексивного компонента эмоциональной компетенции выявлен эгоцентрический характер эмпатии у одной трети школьников второго и четвертого классов, им характерно решать ситуацию в пользу себя, а не других; низкий уровень самооценки у школьников четвертого класса в 2 раза чаще, по сравнению с учениками второго класса; а также ученики четвертого класса не удовлетворенные собой;
- по результатам изучения когнитивного и коммуникативного компонентов эмоциональной компетенции установлено, что у всех учеников эмоциональные состояния «грусти», «злости» и «обиды» вызывали сложности в понимании и вербализации собственных эмоциональных состояний в реальной жизни; эмоциональные состояния «грусти» и «обиды» вызывали затруднения при дифференцировке и правильной вербализации эмоциональных состояний других людей, в установлении причин эмоциональных состояний. Второклассники реже определяют эмоциональные состояния по мимике и пантомимике и реже понимают, что такое эмоции, и для чего они нужны по сравнению с учениками четвертого класса.
Выявлена различная степень осознанности переживаний эмоциональных состояний и их вербализации: ученики второго класса отвечали на вопросы кратко и односложно, при определении эмоциональных состояний ориентировались лишь на отдельные признаки, а не на их совокупность.
На основании полученных результатов нами была разработана психологическая программа формирования эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста.
Программа охватывает коррекцию и развитие у школьников всех необходимых параметров, характеризующих каждый из компонентов эмоциональной компетенции учащихся младшего школьного возраста: рефлексивный, когнитивный и коммуникативный.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на формирование эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста. Учащиеся второго и четвертого классов были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 10 учащихся второго класса и 10 учащихся четвертого класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы.
1. Формирование эмоциональных состояний, в рамках которых формируются: умение распознавать эмоциональные состояния по выражению мимики и пантомимике; умение выражать эмоции, особенно: «грусти», «злости» и «обиды» с помощью картинок и пиктограмм; умение выражать эмоции через проигрывание эмоциональных ситуаций.
2. Обучение пониманию причинно-следственных связей между эмоциональными состояниями и событиями, их вызвавшими. В рамках этого направления формируются: умение понимать, распознавать эмоциональные состояния сказочных персонажей в той или иной ситуации, осуществлять перенос знаний на жизненную ситуацию; умение узнавать и понимать эмоциональные состояния окружающих людей в определенных жизненных ситуациях.
3. Обучение вербальному описанию, как собственных эмоциональных состояний, так и состояний других людей. В этом направлении формируются: способность анализировать собственные эмоциональные состояния, особенно: «грусти», «злости» и «обиды»; умение выражать вербально собственные эмоции и описывать эмоциональные проявления других людей.
4. Формирование рефлексивного компонента эмоциональной компетенции школьников: повышение уровня самооценки и развитие эмпатии у учащихся.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на формирование эмоциональных компетенций показали положительную динамику.
Так, анализ результатов по методике Дембо-Рубинштейн (1970) в модификации А.М. Прихожан (1988) свидетельствует об увеличении количества детей с высоким уровнем самооценки: на 20% учеников второго класса и на 40% учеников четвертого класса. После проведения формирующего эксперимента школьников с низким уровнем самооценки и уровнем самооценки ниже низкого не выявлено.
Анализ результатов по методике «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой (1977) показал снижение количества детей с эгоцентрическим характером эмпатии на 30% в каждой возрастной категории. Учеников четвертого класса с эгоцентрическим характером эмпатии после проведения формирующего эксперимента не выявлено.
Анализ результатов по методике «Изучение наличия у детей сочувствия, сострадания к людям, сказочным персонажам» И.П. Воропаевой (1993) показал увеличение количества учащихся с высоким уровнем эмпатии: на 30% во втором классе и на 20% в четвертом классе. После проведения формирующего эксперимента высокий уровень эмпатии выявлен у всех учеников, что составило 100% от их общего количества.
По методике «Изучения понимания эмоциональных реакций, изображенных на картинке» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной отмечается положительная динамика во всех экспериментальных группах. После проведения формирующего эксперимента:
- увеличилось количество учащихся, которые правильно понимали эмоциональные состояния детей, это составило 100% учеников второго и четвертого классов;
- увеличилось количество учащихся, которые стали распознавать эмоциональные состояния «грусти» и «обиды» у взрослых, динамика составила: 40% учеников второго класса и 30% учеников четвертого класса, это составило 100% от их общего количества;
- увеличилось количество учащихся, способных дифференцировать и вербализировать собственные эмоциональные состояния: на 40% во втором классе и на 20% в четвертом. После проведения эксперимента второклассников, допускающих ошибки в понимании, дифференцировке и вербализации эмоциональных состояний, таких как «грусть», «злость» и «обида» не было;
- увеличилось количество учащихся, которые стали дифференцировать и вербализировать эмоциональные состояния «грусти» и «обиды» у взрослых, динамика составила: 40% учеников второго класса и 30% учеников четвертого класса, это составило 100% от всех обследуемых школьников.
Результаты исследования позволяют констатировать положительные изменения в формировании эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста.
Проведенное исследование по формированию эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста показало, что в контрольных группах (КГ) положительной динамики не выявлено.
Таким образом, результаты реализации «Психологической программы формирования эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста» свидетельствуют о положительной динамике в развитии всех параметров, характеризующих каждый из компонентов эмоциональных компетенций.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность коррекции выявленных в экспериментальном исследовании затруднений у учащихся младшего школьного возраста может быть устранена при реализации разработанной нами психологической программы по формированию эмоциональных компетенций учащихся младшего школьного возраста.



1. Аврамова Т. И. Развитие эмоционально-личностной компетентности средствами тренинга у студентов // Акмеология. 2015. № 3. С. 20-21.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования
феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
4. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: «Академия», 2004. 544 с.
5. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Изд-во Алетейя, 2003. 272 с.
6. Волков Б. С. Детская психология: Логические схемы. М., 2002.
7. Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / Методическое пособие. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993. 56 с.
8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. - СПб: Питер, 2001. 512 с.
9. Выготский Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопросы психологии. 1968.№ 2. С. 157-159.
10. Выготский Л. С. Проблема развития // Собрание сочинений в 6 т. М.,1984. т.4.
11. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Дис. канд. псих. наук. - М., 1977
12. Гильмутдинова Р. У. Креативная компетентность и её структура // Акмеология. 2013. № 4. С. 46-48.
13. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: АСТ Москва; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.
14. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М.: АСТ: АСТ Москва: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. 478 с.
15. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. -М.: Айрис-пресс, 2004. 160с.
16. Доронова Т. Н. Программа «Радуга», Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2000г., С. 17
17. Дубровина И. В. Практическая психология образования, 4-е издание, Питер, 2009. 592 с.
18. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка - в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех» С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. М.: Новая школа. 2000. 160 с.
19. Закаблук А. Г. Возрастные особенности прогнозирования школьниками своих эмоциональных состояний: Автореф. дис. ...канд. наук. — Л., 1986.
20. Закаблук А. Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми в норме и патологии как основания их социальной адаптации // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. Л., 1985. С. 30-39.
21. Запорожец А. В., Неверович Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / М.: Педагогика, 1986. 176 с.
22. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Изд-во Союз, 2000. 448 с.
23. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993
24. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.
25. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288с.
26. Ильин Е.П., Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. 752 с.
27. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. Ростов н/Д: Феникс. 2007. 349 с.
28. Калинина, Р.Р. Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников Р.Р. Калинина. - Ярославль: Гринго, 2007. 90 с.
29. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. Ярославль, Академия развития, 2006. 144 с.
30. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе Л.И. Катаева.- М.: Книголюб, 2008. 64 с.
31. Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с
детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и специального образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. 136 с.: ил.-
(Коррекционная педагогика).
32. Крайнова Ю. Н. Саногенная рефлексия в структуре эмоциональной компетенции будущих педагогов. дис.... канд. психол. наук. М., 2010.166 с.
33. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. 208 с., илл.
34. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2000. 160 с.: ил. - (Серия: « Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем»).
35. Кузнецова К. С. Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта / дисс., Саратов, 2012.
36. Лаптева Ю. А. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС дошкольного образования // Современный ребёнок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы региональной научно-практической конференции (23 мая 2014 г.). Новокузнецк: РИО КузГПА, 2015. С. 63-67.
37. Лаптева Ю. А., Морозова И. С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 51-55.
38. Ларина Е. С., Коваль В. В. Социально-эмоциональная компетентность младших школьников с ослабленным зрением // Мир науки, культуры, образования. № 4 (41) 2013, С. 110-111.
39. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / М.:
Политиздат,1975. 304 с.
40. Либина Е. В., Либин А. В. Стили реагирования на стресс // Стиль человека: психологический анализ / М.: Смысл, 1998. 204 с.
41. Лисина М. И. Психология самопознания у дошкольников / М.И.Лисина, А.И.Сильвестру. - Кишинев: Штиинца, 1983. 111с.
42. Ломтева Т. А. Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребёнка (от 0 до 14 лет) / Т.А. Ломтева. М.: Дрофа-Плюс. 2005. 272 с.
43. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика, 2006. № 4. С. 3-22.
44. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29-36.
45. Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями - эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 129-140.
46. Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. СПб.: Издательство «Речь». 2007. 136 с.
47. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / М.: Генезис, 2000. 192 с.
48. Мавлянова О. В. Эмоциональная компетентность и целенаправленность поведения детей младшего школьного возраста с разными формами проявления агрессии // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. 2011.
49. Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей.1000 тестов, заданий и упражнений. СПБ.: Наука и техника.2008. 304 с.
50. Михайлова В. П., Фокина И. А., Александрова Л. А. Сравнительный анализ эмоциональной компетентности и типов отношений студентов в зависимости от успешности в обучении // Вестник КемГУ, 2011, № 2(46), С. 134-144.
51. Мохряков М. О. Особенности развития эмоциональной компетентности у младших школьников с нарушением речи // Таврический научный обозреватель, 2015. № 2. С. 91-93.
52. Мохряков М. О. Теоретические основы исследования эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 13. С. 36-40. URL:http://e-koncept.ru/2016/56168.htm.
53. Мохряков М. О. Эмоциональная компетентность и её компоненты в структуре требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования младших школьников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт».2016. Т.17. С. 398-403. URL: http: //e-koncept.ru/2016/46255. htm
54. Никитина Н. Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25) С. 134-140.
55. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера». 1996. 240 с.
56. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осиппова, Л.И. Малашинская. М.: ТЦ Сфера. 2002. 104 с.
57. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Питер, 2003. 192 с.
58. Поспелова Т. Б. Эмоциональные и когнитивные компетенции в контексте академического письма на английском языке // Коммуникация в современном поликультурном мире. 2017. С. 274-291.
59. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим
школьникам / под. ред. Ж.М. Глозман. М.: Эксмо. 2010. 288 с.
60. Практический интеллект / Под ред. Р. Стернберга. СПб.: Питер, 2002. 272 c.
61. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв.ред.) и др. - М.: изд. АПН СССР, 1988. C. 110-128.
62. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. 304 с.
63. Реан А. А. Психологический атлас человека. СПб.: Прайм- Еврознак, 2006. 651 с.
64. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 189 с.
65. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
66. Серякова С. Б., Галакова О. В. Критерии оценки социальной компетентности младших школьников // Инновационные подходы в современном образовании, 2013, СПО, № 9, С. 19-21.
67. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга. 2000. 416 с.
68. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998.-800 с.
69. Смирнова Е. О. Типология игры в зарубежной и отечественной психологии. Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3, № 4. С. 5-17.
70. Смирнова Н. Н., Савенышева С. С. Теоретические аспекты исследования эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. №2
71. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.
72. Степнова А. П. Взаимосвязь эмоциональной компетентности и психического здоровья // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2011, № 2 (45), С. 57-62.
73. Тарасова К. С. Типы конкурентного поведения младших школьников с разным уровнем развития социо-эмоциональной компетентности в условиях соревновательных игр // Диссертация. 2016. 230 с.
74. Ученик в обновляющейся школе. Сб. науч. трудов. под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО. 2002.
75. Фетискин Н. П. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. - М.,2004.
76. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. Ч. 1-3. М. 1998. 160 с.
77. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
78. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Избранные психические труды. - М., 1989.
79. Юсупова Г. В. Состав и измерение эмоциональной компетентности / диссертация на соискание ученой степени канд. психол. наук. Казань. 2006. 208 с.
80. Юсупова Г. В. Состав и измерение эмоциональной компетентности / Автороеферат на соискание ученой степени канд. психол. наук. Казань, 2006. 23 с.
81. Bar-On R., EQ-i. Bar-On emotional quotient inventory, technical manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems. 1997.
82. Bar-On R., Parker J.D.A. The Bar-On R. EQ-i: YV: Technical manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems.2000
83. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicothema. 2006. Vol. 18. Supl. P. 13-25.
84. Bechara A., Tranel D., Damasio A.R. Poor judgment in spite of high intellect: Neurological evidence for emotional intelligence // The Handbook of Emotional Intelligence. Jossey-Bass, San Francisco. 2000 P. 192-214.
85. Cote S., Miners C.T.H. Emotional intelligence, cognitive intelligence, and job performance // Administrative Science Quarterly. 2006. Vol. 51. No. 1. P. 1-28
86. Denham S. A. Social - emotional competence as support for school readiness: what is it and how do we assess it. Early education and development. 2006. Vol. 17. Issue 1. P. 57-89.
87. Denham S. A., Bassett, H. H. & Wyatt, T. (2007). The socialization of emotional competence. In J. E. Grusec, & P. D. Hastings (Eds.), Handbook of socialization (pp. 614637). New York: The Guilford Press.
88. Denham S. A., Blair, K. A., DeMulder, E., Levitas, J., Sawyer, K. 208 Auerbach - Major, S., Queenan, P. Preschool Emotional Competence: Pathway to Social Competence, Child Development . 2003. Vol. 74. N. 1. P.238-256.
89. Denham S. A., Salich, M., Olthof, T., Kochanoff, A. & Caverly, S. (2004). Emotional and social development in childhood. In P. K. Smith, & C. H. Hart, (Eds.), Childhood Social Development (pp. 307-328). Oxford: Blackwell Publishing Ltd.
90. Goleman D. Working with emotional intelligence. New York: Bantam Books. 1998
91. Halberstadt A. G., Denham S. A. & Dunsmore J. C. (2001). Affective
social competence. Social Development, 10(1), 79-119. doi: 10.1111/1467¬
9507.00150http://mir-nauki.com/PDF/48PSMN217.pdf
92. Mayer J. D., Caruso D. R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. Vol. 27. P. 267 - 298.
93. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? // Emotional development and emotional Intelligence: Educational Implications / Ed. by P. Salovey, D. Sluyter. New York: Perseus Books Group, 1997 P. 3-31.
94. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional Intelligence as Zeitgeist, as Personality, and as a Mental Ability. In: R. Bar-On, J.D.A. Parker (Bds.), Handbook of emotional intelligence: Theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace. San Francisco, CA: Jossey-Bass. 2000. pp. 92-117.
95. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence. Intelligence Test (MSCEIT) User’s Manual. Toronto, Canada: MHS Publishers, 2002


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ