Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования эмоциональной компетентности подростков с психическим недоразвитием 11
1.1. Эмоциональная компетентность: понятие, структурно-компонентный состав,
подходы к изучению 11
1.2. Становление эмоциональной компетентности в детском и подростковом
возрасте 26
1.3. Современное состояние изучения проблемы эмоциональной компетентности подростков с психическим недоразвитием 36
Выводы по первой главе 44
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей эмоциональной компетентности подростков с психическим недоразвитием 47
2.1. Организация, методы и методики исследования 47
2.2. Особенности эмоциональной компетентности подростков с психическим
недоразвитием 58
Выводы по второй главе 81
Глава III. Психологическая программа формирования эмоциональной компетенций подростков с психическим недоразвитием 84
3.1. Теоретико - методологические основы формирующего эксперимента 84
3.2. Организация и содержание психологической программы формирования
эмоциональных компетенций подростков с психическим недоразвитием 94
3.3. Контрольный эксперимент и анализ эффективности реализуемой программы
по формированию эмоциональных компетенций подростков с психическим недоразвитием 103
Заключение 115
Библиографический список 120
Приложение
Актуальность исследования.
Актуальность проблемы исследования определяется тенденцией к гуманизации системы образования. Целью образовательных учреждений для детей с психическим недоразвитием является подготовка их к жизни в социальном пространстве. Умение адекватно вести себя в социуме является важным для школьников с психическим недоразвитием и представляет собой одно из приоритетных направлений исследований в современной психологии и педагогике детей с отклонениями в развитии.
Важная роль эмоциональной компетентности в жизнедеятельности человека отмечается многими авторами. Однако в современной науке и практике психологии накоплены достаточно противоречивые сведения, касающиеся феноменологического содержания, классификаций и механизмов проявления. Обзоры экспериментального их изучения были описаны в работах К. Изарда (1999), Р С. Лазаруса, П. Лафренье (2004), а также отечественных авторов: Л. С. Выготского (1984), А. В. Запорожца (1986), но экспериментальной информации по этой тематике недостаточно. Еще Н. Н. Ланге (1914) считал, что эмоции незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу мышления и воли.
Сходных взглядов придерживались Л. С. Выготский (1984), А. В. Запорожец (1968), В. В. Звеньковский (1974), которые отводили эмоциональным явлениям одно из первых мест. Изучению эмоциональной сферы школьников с психическим недоразвитием посвящено исследование Н.Ю. Верхотуровой (2010) и О. Е. Шаповаловой (2005) и др.
Способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими является одной из важнейших компетентностей, обеспечивающих полноценное функционирование индивида в современном обществе. Изучению компетентности как способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений посвящены работы ряда отечественных и зарубежных авторов: И.Н. Андреевой (2003), Е.В. Коблянской (1995), В.Н. Куницыной (1995), Е.В. Либиной (1996), Д, Майера (1990), П. Саловэйя (1990), Е.О. Шиловой (2000), Т.И. Шульги (1996), Г.В. Юсуповой (2006), Е.Л. Яковлевой (1997) и др.
Подростковый возраст является сензитивным периодом для развития навыков распознавания элементов невербального поведения. По мнению М. Г. Агавелян (1998), А. Ю. Заровняевой (2002), Н. И. Кинстлер (2000), Н. Л. Коломинского (1972), Н. В. Масленниковой (2004), подростки с психическим недоразвитием в процессе взаимодействия с другими людьми часто сталкиваются с трудностями отражения информации о человеке, с ориентацией в ней, а также с опознанием и реагированием на неё. Незрелость интеллекта, свойственная подросткам с психическим недоразвитием, определяет трудности на уровне понимания и распознавания своих и чужих эмоций, что в свою очередь приводит к упрощению жизненной направленности, обеднению взаимосвязей с окружающим миром, отрицательно сказывается на последующей социализации данного контингента школьников.
В работах Н.Ю. Верхотуровой указывается, что школьникам с психическим недоразвитием свойственны: отставание в развитии эмоционального реагирования, узость диапазона переживаний, частое несоответствие эмоциональных реакций внешним воздействиям по силе, интенсивности и содержанию, ограниченность интерпретации чувственного материала. Это приводят к неполноценному восприятию ими эмоциональных реакций других людей и не всегда адекватному и дифференцированному выражению собственных эмоциональных реакций социально приемлемыми способами.
Важно отметить, что именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение органических и социальных факторов развития ребёнка, оформляются в различные феномены нарушений в поведении, создают сложности в межличностном взаимодействии со взрослыми и сверстниками, затрудняют процессы обучения и воспитания данного контингента школьников, приводят к дополнительным трудностям в их адаптации и социализации в современном обществе.
Несмотря на большой вклад отечественных и зарубежных исследователей, актуальным остается вопрос об изучении эмоциональной компетентности школьников с психическим недоразвитием, а также разработке специальных психологических программ по формированию эмоциональных компетенций у данного контингента школьников с целью наилучшей их социальной адаптации и социализации в условиях современного общества.
Существуют противоречия в данной проблеме, которые следует разрешить:
- существуют многочисленные психолого-педагогические исследования о феноменологической сущности эмоционального реагирования, его содержании, механизмах, но фрагментарно описана данная проблема в контексте эмоциональной компетентности в процессах управления эмоциональным реагированием подростков с психическим недоразвитием;
- возрастает количество учащихся с психическим недоразвитием, у которых выражены стойкие нарушения в эмоциональной сфере, и в то же время мало разработано психологических программ и технологий своевременного изучения, оценки эмоциональной компетентности подростков с психическим недоразвитием;
- разработаны различные программы по коррекции эмоциональной сферы школьников с психическим недоразвитием, однако нет специальных психокоррекционных программ по формированию эмоциональных компетенций подростков с психическим недоразвитием от сформированности которых будет зависеть успешность социальной адаптации и социализации данного контингента школьников.
Проблема исследования. Заключается в изучении особенностей эмоциональной компетентности подростков с психическим недоразвитием; теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику психологической программы по формированию эмоциональных компетенций изучаемого контингента школьников.
Объект исследования: эмоциональная компетентность подростков с психическим недоразвитием.
Предмет исследования: психологическая программа формирования эмоциональных компетенций подростков с психическим недоразвитием.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что подросткам с психическим недоразвитием свойственны: отставание в развитии эмоционального реагирования, узость диапазона переживаний, частое несоответствие эмоциональных реакций внешним воздействиям по силе, интенсивности и содержанию; ограниченность интерпретации чувственного материала, которые приводят к неполноценному восприятию эмоциональных реакций других людей и не всегда адекватному и дифференцированному выражению собственных эмоциональных реакций социально приемлемыми способами. Эмоциональная компетентность подростков с психическим недоразвитием может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по формированию эмоциональных компетенций данного контингента школьников.
Цель исследования: изучить особенности эмоциональной компетентности подростков с психическим недоразвитием; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по формированию эмоциональных компетенций изучаемого контингента школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности эмоциональной компетентности подростков с психическим недоразвитием.
3. Разработать психологическую программу по формированию эмоциональных компетенций подростков с психическим недоразвитием и определить ее эффективность.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: - Фундаментальные положения общей и возрастной психологии (Л. С. Выготский, 1982, 1983; А. Н. Леонтьев, 1956, 1972; В. С. Мухина, 2000; Л. Ф. Обухова, 1995; и др.);
- Учения о сущности и механизмах развития эмоций (В. К. Вилюнас, 1984; Л. С. Выготский, 1968, 1984; А. В. Запорожец, 1986; К. Э. Изард, 1980; Е. П. Ильин, 2001; П. Л. Лафренье, 1995, 2004; С. Я. Рубинштейн, 1945; П. В. Симонов, 1996; и др);
- Психолого-педагогические представления о поступательном развитии и становлении эмоциональной грамотности в онтогенезе (В. Н. Куницына, 2001; Д. В. Люсин, 2004; Т. П. Гаврилова, 1976; А. Д. Кошелева, 1985; К. Д. Радина, 1971; и др.);
- Учения о развитии способов регуляции эмоциональных состояний (Дж. Рейнуотер, Ф. Б. Березин, Н. В. Цзен и Ю. В. Пахомов, А. И. Луньков, Н. Н. Васильев, И. О. Карелина и др.);
- Концепции об коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса (Т.А. Власова 1984; З.М. Дунаева, 1980; И.Ю. Левченко, 2008; В.И. Лубовский, 1994; УВ. Ульенкова, 2002);
- Психокоррекционные технологии изучения и коррекции эмоциональной сферы по отношению к учащимся с нарушением интеллектуального развития (О. К. Агавелян, 1998; Е. С. Дробышева, 1998; Н. Ю. Верхотурова, 2010; и др.).
Методы исследования определялись на основе целей, гипотез и задач исследования в изучении эмоциональной компетентности подростков с психическим недоразвитием. В процессе исследования использовались организационные методы (метод поперечных срезов, комплексный метод); теоретические методы (анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования); эмпирические (изучение психолого-педагогической документации на детей, анкетирование учителей, наблюдение, беседа, тестирование, а также экспериментальные методы). В модель исследования были включены экспериментальные методы: констатирующий, формирующий (обучающий) и контрольный эксперименты. Результаты исследования анализировались с использованием методов количественной и качественной обработки материала и интерпретационных методов исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики: «Hand тест» Э. Вагнера (2001), в адаптации Т. Н. Курбатовой, О. И. Муляр (2001); проективная методика «Дом - Дерево - Человек» (ДДЧ) Дж. Бука и Л. Кауфмана (1948), в модификации Р.В. Беляускайте (1987), Методика «Изучения понимания, дифференцирования и вербализации эмоциональных реакций» Г. А. Урунтаевой., Ю. А. Афонькиной (1995) в адаптации Н. Ю. Верхотуровой (2009), методика «Рисуночных фрустраций» С. Розенцвейга (1945) (детская форма) в адаптации Л. А. Ясюковой (2002).
Организация исследования: Базой исследования явилось Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская общеобразовательная школа № 5». В эксперименте участвовало 20 учащихся 5—х классов. Возраст испытуемых 11—12 лет. В исследовании принимали участие учащиеся с клиническим диагнозом F70 «Легкая степень умственной отсталости».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2020 г. по 2023 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (октябрь 2021 - май 2022). Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Разработка модели исследования с определением параметров, компонентов и индикаторов оценки. Определение методологических основ исследования, формулирование цели, задач, гипотезы исследования.
Констатирующий этап (сентябрь 2022 - ноябрь 2022) - на основании разработанной модели исследования и выделенных компонентов, параметров и индикаторов оценки, определение особенностей эмоциональной компетентности подростков с психическим недоразвитием. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (декабрь 2022 - май 2023) - разработка и реализация программы психологической программы формирования эмоциональных компетенций подростков с психическим недоразвитием. Определение методологических основ, направлений, форм, методов и приемов психологической коррекции.
Контрольный этап (сентябрь 2023 - октябрь 2023) - реализация контрольного эксперимента и анализ полученных результатов эмпирического исследования. Оценка эффективности психологической программы формирования эмоциональных компетенций подростков с психическим недоразвитием. Обобщение и сравнение результатов исследования, полученных на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях эмоциональной компетентности подростков с психическим недоразвитием и последующей коррекции с использованием разработанной
нами психологической программы по формированию эмоциональных компетенций подростков с психическим недоразвитием.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности эмоциональной компетентности подростков с психическим недоразвитием и последующей коррекции средствами формирования эмоциональных компетенций могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 120 источников. Включает 10 таблиц и 11 гистограмм.
Сведения об апробации результатов исследования:
Верхотурова Н.Ю., А.А. Зайцев Компетентностный подход: предпосылки, проблемы и перспективы исследования эмоциональной компетентности школьников // «Актуальные вопросы теории и практики педагогических исследований: перспективы развития в современном мире»: материалы международной науч.-практ конф., посвящённой 90-летию Института развития образования. 19 октября 2023 г. — Таджикистан, 2023. - С. 42-46.
Данная работа посвящена изучению особенностей эмоциональной компетентности подростков с психическим недоразвитием и разработке психологической программы по формированию эмоциональных компетенций у данного контингента школьников с целью их наилучшей социализации в обществе.
Подростки с психическим недоразвитием в процессе взаимодействия с другими людьми часто сталкиваются с трудностями отражения информации о человеке, с ориентацией в ней, а также с опознанием и реагированием на неё. Незрелость интеллекта, свойственная подросткам с психическим недоразвитием, определяет трудности на уровне понимания и распознавания своих и чужих эмоций, что в свою очередь приводит к упрощению жизненной направленности, обеднению взаимосвязей с окружающим миром, отрицательно сказывается на последующей социализации данного контингента школьников.
Подросткам с психическим недоразвитием свойственны: отставание в развитии эмоционального реагирования, узость диапазона переживаний, частое несоответствие эмоциональных реакций внешним воздействиям по силе, интенсивности и содержанию; ограниченность интерпретации чувственного материала, которые приводят к неполноценному восприятию эмоциональных реакций других людей и не всегда адекватному и дифференцированному выражению собственных эмоциональных реакций социально приемлемыми способами.
Формирование эмоциональных компетенций подростков с нарушением с психическим недоразвитием является одним из необходимых условий их успешного обучения и воспитания в образовательных учреждениях, конструктивного взаимодействия с окружающими, а так же эффективной социализации и интеграции данного контингента школьников в современном мире.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что эмоциональная компетентность подростков с психическим недоразвитием может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по формированию эмоциональных компетенций данного контингента школьников. Для подтверждения гипотезы было организовано исследование, направленное на выявление особенностей эмоциональной компетентности изучаемого контингента подростков.
Психодиагностическое обследование осуществлялось посредством использования следующих методик:
1. Анкета по выявлению особенностей эмоционального реагирования учащихся с нарушением интеллектуального развития для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н. Ю. Верхотуровой (2009);
2. Методика «Рисуночных фрустраций» С. Розенцвейга (1945) (детская форма) в адаптации Л. А. Ясюковой (2002).
3. Методика «Изучение понимания, дифференцирования и вербализации эмоциональных реакций» Г. А Урунтаевой., Ю. А. Афонькиной (1995) в адаптации Н. Ю. Верхотуровой (2009).
4. «Hand тест» Э. Вагнера (2001), в адаптации Т. Н. Курбатовой, О. И. Муляр (2001);
5. Проективная методика «Дом - Дерево - Человек» (ДДЧ) Дж. Бука и Л. Кауфмана (1948), в модификации Р. В. Беляускайте (1987).
В основу комплектования репрезентативной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
— Схожесть показателей возраста (11 — 12 лет);
— Обучение в одной параллели (5 «а», 5 «б» классы);
— Схожесть клинической картины нарушения (диагноз F70 «Лёгкая степень умственной отсталости»).
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности эмоциональной компетентности подростков спсихическим недоразвитием. У большинства учащихся отмечаются трудности в понимании и дифференцировании собственных эмоций, а так же эмоций других людей. Подростки испытывают трудности в регуляции, контроле и экспрессивном выражении эмоциональных реакций социально приемлемыми способами.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами была разработана психологическая программа по формированию эмоциональных компетенций подростков с психическим недоразвитием. В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
— Формирование умений понимания, дифференцирования и вербализации собственных эмоции и эмоции других людей;
— Развитие знаний о конструктивных способах эмоциональной регуляции;
— Развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение способов саморегуляции;
Эффективность реализации психологической программы по формированию эмоциональных компетенций подростков с психическим недоразвитием показали результаты психодиагностического обследования в динамике. Так анализ результатов анкетирования педагогов свидетельствует об положительных изменениях, произошедших с учащимися, принимавшими участие в реализации программы. Улучшились показатели регуляции, контроля и управления эмоциональным реагированием, снизились показатели враждебности, агрессивности, гнева.
Анализ результатов полученных по методике «Hand тест» Э. Вагнера (2001), в адаптации Т. Н. Курбатовой, О. И. Муляр (2001), свидетельствуют о снижении открытого агрессивного поведения с 60% до 50%
По результатам, полученным с помощью рисуночного теста «Дом - Дерево - Человек» (ДДЧ) Дж. Бука и Л. Кауфмана (1948), в модификации Р. В. Беляускайте (1987), также была выявлена положительная динамика, выражающаяся в снижение уровня враждебности, конфликтности и трудностей общения.
Анализ результатов изучения особенностей понимания эмоциональных реакций учащимися подросткового возраста с психическим недоразвитием по методике Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной (1995), в модификации Н. Ю. Верхотуровой (2009) позволяет говорить о положительной динамике в ЭГ, которая выражается в увеличении количества опознанных эмоциональных реакций, таких как «вина», «стыд», «страх», «обида», «удивление». В ЭГ вербализация эмоциональных реакций стала проходить успешнее. Так эмоцию «радость» по сюжетной картинке смогли опознать и назвать 90% испытуемых, вербализация эмоции «страх» улучшилась с 70% до 80%, «грусть» с 60% до 80%, «обида» с 70% до 90%, «удивление» с 30 до 70%, «зависть» с 0 до 10%. В контрольной группе испытуемых процентное соотношение вербализации эмоциональных реакций изменилось незначительно, а по некоторым параметрам остались на прежнем уровне.
Результаты изучения эмоциональных реакций подростков с психическим недоразвитием до и после формирующего эксперимента по методике «Рисуночных фрустраций» С. Розенцвейга (1945) показали, что в ЭГ процентное соотношение направления реакции (E) увеличилось с 39,6% до 45,8%. Это означает, что подростки стали проявлять больше внимания и интереса к событиям, оценивать свое поведение и поведение других людей. Процент импунитивного направления реакции (M) в ЭГ снизился с 35,4% до 32,2%. Результаты свидетельствуют, что подростки стали более внимательны к возникающим неприятностям и их последствиям.
Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о том, что подростки стали успешнее понимать, дифференцировать и вербализовать собственные эмоции и эмоции других людей, меньше конфликтовать со сверстниками, соблюдать правила поведения и контролировать свои эмоциональные реакции.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что эмоциональная компетентность подростков с психическим недоразвитием может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по формированию эмоциональных компетенций данного контингента школьников.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Педагогика, 2000. - 534 с.
2. Астапова В. М., Микадзе Ю. В. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / под. ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. 384 с.
3. Абрамова, Г. С. Практическая психология. Учебник. Глава V
Психологическая коррекция / Г.С.Абрамова. - М.: Академический
Проект, 2003. - 496 с.
4. Баряева, Л. Б. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми/ Л. Б. Баряева // Дефектология. - 1994. — № 6. - С.56¬ 58.
5. Беркалиев Т Н., Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Инновации и качество школьного образования: научно методическое пособие для педагогов инновационных школ. СПб.:КАРО, 2007. 144с.
6. Борисова А. А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи // Вопросы психологии. 1989. №1.
7. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. № 10. 2003.
8. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. — Самара, 2001.
9. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.
10. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Справочник по психодиагностике. СПб.: Знание, 2004. - 362 с.
11. Берестова Л. И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. — М., 1994.
12. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности//Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995.
13. Беляускайте Р Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Психологическая диагностика. 2004. № 4. С. 58-72.
14. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А. Ф. Бондаренко. - Киев, 1997. - 338 с.
15. Бурлачук, Л. Ф. Введение в практическую психологию / Л. Ф. Бурлачук. - Киев, 1997. - 466 с.
16. Васильев В. И. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. Л., 1998. №4.
17. Васильев И. А., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М., 1980.
18. Верхотурова Н. Ю. Психологическая коррекция эмоционального реагирования младших школьников с нарушением интеллектуального развития: Учебное пособие для студентов психолого-педагогических и дефектологических факультетов / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева.- Красноярск, 2012.- 196 с.
19. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. МГУ, 1986. - 278 с.
20. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. ООО издательство «Школьная пресса» № 2. 2006.
21. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. — В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956.
22. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982 - 1984. Т. 5. Основы дефектологии. - 1983. - 368 с.
23. Выготский Л. С. Проблемы эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3.
С. 125-134.
24. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр соч.: в 6 т. Т 3. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. 328 с.
25. Выготский Л. С. Основы дефектологии СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
26. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство / под. ред. А. Л. Венгер М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с:
ил.
27. Вильнюс В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. М., 1984. С. 3 - 28.
28. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 173 с.
29. Вайнер, М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие / М. Э. Вайнер. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 375 с.
30. Варга, А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе / А. Я. Варга // Семья в психологической консультации. - М., 1989. - С. 101-107.
31. Гаурилюс А. И., Казанович О. Ф. Практикум по диагностике познавательной сферы личности. Учебно-методический комплекс для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002.
32. Громова Е. А. Эмоциональная память и её механизмы. М.: 1980. - 366 с.
33. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению. Автореф. дисс на соиск. уч. степени д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 2003.
34. Гришанова Н.А. Развитие компетентности специалий как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика/Под науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. Кн. 6. — М., 2002.
35. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л.Коломинского, Е. А. Панько. Мн.: Алмафея, 2003. - 452 с.
36. Джемс У. Что такое эмоция? // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1993.
37. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учебн. пособие / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск, 1997. - 442 с.
38. Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев, 1987.
39. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика. 1984г.
40. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. М, Норма, 2002
41. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Как помочь особому ребенку. С-Пб.: Питер,
2000. - 184 с.
42.Закаблук А. Г. Возрастные особенности прогнозирования школьниками своих эмоциональных состояний: Автореф. дис. к.н. -Л., 1986.
43. Забрамная, С. Д. Некоторые особенности мимики глубоко умственно отсталых детей (имбецилов)/ С. Д. Забрамная // Обучение и воспитание умственно отсталого ребёнка / МГПИ им. В. И. Ленина. - М.: 1982. - С. 108-113.
44. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребёнка: книга для студентов / Занков Л. В. - М. : Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1939. - 64 с.
45. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.
46. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб. 2002. - 580 с.
47. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
48. Изард К. Э. Эмоции человека / ред. Л. Я. Гозман, М. С. Егорова. М.: Изд- во МГУ, 1980. 440 с.
49. Изард К. Э. Методы изучения эмоций // Психология мотиваций: хрестоматия / под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Н. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 439 - 446.
50. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб.: Речь, 2003. 491 с.
51. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 752 с.
52. Изард К. Психология эмоций. - СПб., 2000.
53. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., «Питер», 2002
54. Кистинева Е. П. Понимание эмоциональных состояний умственно отсталыми детьми: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 16 с.
55. Корнеева В. А., Методики коррекции эмоциональной сферы/ В. А. Корнеева, Ю. С. Шевченко // Вестник Московского университета. Сер.
56. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. СПб.: Питер 2004. - 480 с.
57. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.
58. Крылов А. А. Психология: учебник. М., «Проспект», 2004
59. Кузин B. C. Психология. М., «Агар», 1997.
60. Караяни, А. Г. Психотерапия и психокоррекция как методы
психологической помощи / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.
61. Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г. И. Колесникова. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,2005. -185с.
62. Кэрролл Э. Психология эмоций. СПб., «Питер», 2000;
63. Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г. И. Колесникова. - Ростов/н/Д.: Феникс. - 2005. - 128 с.
64. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского и М.
Г. Ярошевского, ред. - составитель Л. А. Карпенко, - 2-е изд.,
расширенное, испр. и доп. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
65. Леонтьев А. Н, Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
66. Люблинская А. А. Детская психология. М.:1971г. с. 200-234.
67. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Рос 1989. - 112с.
69. Лебединский В. В. Нарушения психологического развития у детей. - М.: Просвещение, 1985. - 678с.
70. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975
71. Лечебная педагогика /Под ред. Е. М. Мастюковой. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 500с.
72. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии.— М., 1978.— С. 268—294.
73. Лубовский В. И., Кузнецова Л. В. и др. Дети с задержкой психического развития. - М. - 1984.
74. Ломов Б. Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001, 345 с
75. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220с.
76. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя//Советская педагогика. 1990. № 8.
77. Маркова, Л. С. Построение коррекционной среды: Методическое пособие / Л. С. Маркова - М.: Айрис-пресс, 2005. - 160 с.
78. Милнер П. Физиологическая психология. - М.: Мир, 1973. - 246с.
79. Мухина В. С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985. - 450с.
80. Немов Р С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
81. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми : Пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина - М.: Владос, 2003. - 128 с.
82. Никольская И. М., Грановская Р М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2001. - 507с.
83. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. - М.:
Педагогичнское общество России, 2004. - 442 с.
84.Обухова Л. Ф. Детская психология. - М.: «Тривола», 1995. - 503с.
85. Овчарова Р В. Практическая психология школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 240с.
86. Осипова, А. А Введение в теорию психокоррекции / А. А. Осипова. - Москва - Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2006. - 312 с.
87. Осипова, А. А Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. - Москва: Изд-во ТЦ Сфера, 2002. - 512с.
88. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.:, Просвещение, 1997, 457 с.
89. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2001. - 160с.
90. Петрова, В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В. Г. Петрова,
И. В. Белякова. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный
институт, 2000. - 104 с.
91. Попов В. С. Возрастная психологическая диагностика. - Кр-ск, 1995. - 118с.
92. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694с.: ил.
93. Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М., 1989.
94. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов , педагогов, родителей. Под редакцией члена корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 224 с. (Серия «Метры психологии»).
95. Психическое развитие младших школьников/ Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Просвещениеи, 1990. - 315с.
96. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М., 2002. (англ. 1984).