Психологические особенности неуспевающих младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Характеристика понятия «школьная неуспеваемость» 6
1.2. Психологические особенности неуспевающих младших
школьников 14
1.3. Обоснование эффективности использования педагогического подхода
при коррекции неуспеваемости у обучающихся младшего школьного возраста 18
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Организация и методика исследования неуспеваемости младших
школьников 26
2.2. Результаты и обсуждение констатирующего эксперимента 34
2.3. Методические рекомендации для учителей по преодолению
неуспеваемости младших школьников 51
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Характеристика понятия «школьная неуспеваемость» 6
1.2. Психологические особенности неуспевающих младших
школьников 14
1.3. Обоснование эффективности использования педагогического подхода
при коррекции неуспеваемости у обучающихся младшего школьного возраста 18
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Организация и методика исследования неуспеваемости младших
школьников 26
2.2. Результаты и обсуждение констатирующего эксперимента 34
2.3. Методические рекомендации для учителей по преодолению
неуспеваемости младших школьников 51
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность исследования заключается в том, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не обладание начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (Ю.К. Бабанский, Т.А. Власова, М.А. Данилов, В.И. Зыкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская М.С. Певзнер, Л.С. Славина).
В современных условиях трудности с освоением школьной программы испытывают многие младшие школьники, что обусловлено существенным повышением требований к результатам образовательной деятельности, высокими учебными нагрузками, часто встречающимися нарушениями в интеллектуальном развитии детей, поступающих в школу, педагогической запущенностью.
Преодоление неуспеваемости требует знания вызывающих её факторов, особенностей проявления в младшем школьном возрасте и поиска наиболее эффективных педагогических приёмов работы с неуспевающими школьниками.
Таким образом, цель нашей работы заключается в том, чтобы на основе изучения психологических особенностей младших школьников, у которых наблюдается школьная неуспеваемость, разработать методические рекомендации для педагогов по способам её преодоления и предупреждения.
Объект исследования: обучающиеся младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются психологические особенности неуспевающих младших школьников.
Гипотеза настоящего исследования заключается в том, что мы предполагаем следующее: неуспеваемость обучающихся проявляется в преобладании неудовлетворительных отметок, пропусков уроков без уважительной причины, низком уровне самостоятельности. Основными психологическими особенностями неуспевающих младших школьников являются: низкий уровень познавательного интереса, развития когнитивных функций (памяти, мышления, внимания), высоким уровнем тревожности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность школьной неуспеваемости как психолого-педагогической проблемы.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей неуспеваемости младших школьников.
3. Сформулировать теоретическое обоснование педагогического подхода к преодолению неуспеваемости младших школьников.
4. Предложить методические рекомендации по преодолению неуспеваемости младших школьников.
В процессе выполнения работы применялись следующие методы:
- общетеоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, систематизация);
- эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, опросные методы, тестирование);
- методы обработки и интерпретации информации (количественный анализ; качественный анализ).
Базой исследования послужила МАОУ Средняя общеобразовательная школа «Комплекс Покровский» г. Красноярска.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, основной части, разделённой на 2 главы, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложения.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (Ю.К. Бабанский, Т.А. Власова, М.А. Данилов, В.И. Зыкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская М.С. Певзнер, Л.С. Славина).
В современных условиях трудности с освоением школьной программы испытывают многие младшие школьники, что обусловлено существенным повышением требований к результатам образовательной деятельности, высокими учебными нагрузками, часто встречающимися нарушениями в интеллектуальном развитии детей, поступающих в школу, педагогической запущенностью.
Преодоление неуспеваемости требует знания вызывающих её факторов, особенностей проявления в младшем школьном возрасте и поиска наиболее эффективных педагогических приёмов работы с неуспевающими школьниками.
Таким образом, цель нашей работы заключается в том, чтобы на основе изучения психологических особенностей младших школьников, у которых наблюдается школьная неуспеваемость, разработать методические рекомендации для педагогов по способам её преодоления и предупреждения.
Объект исследования: обучающиеся младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются психологические особенности неуспевающих младших школьников.
Гипотеза настоящего исследования заключается в том, что мы предполагаем следующее: неуспеваемость обучающихся проявляется в преобладании неудовлетворительных отметок, пропусков уроков без уважительной причины, низком уровне самостоятельности. Основными психологическими особенностями неуспевающих младших школьников являются: низкий уровень познавательного интереса, развития когнитивных функций (памяти, мышления, внимания), высоким уровнем тревожности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность школьной неуспеваемости как психолого-педагогической проблемы.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей неуспеваемости младших школьников.
3. Сформулировать теоретическое обоснование педагогического подхода к преодолению неуспеваемости младших школьников.
4. Предложить методические рекомендации по преодолению неуспеваемости младших школьников.
В процессе выполнения работы применялись следующие методы:
- общетеоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, систематизация);
- эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, опросные методы, тестирование);
- методы обработки и интерпретации информации (количественный анализ; качественный анализ).
Базой исследования послужила МАОУ Средняя общеобразовательная школа «Комплекс Покровский» г. Красноярска.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, основной части, разделённой на 2 главы, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложения.
На основании рассмотренного теоретического материала по проблеме школьной неуспеваемости у младших школьников можно сделать следующие выводы.
Во-первых, неуспеваемость - сложное явление школьной действительности, а также актуальная проблема для практикующих педагогов. Разработкой данной проблематики занимались Ю.К. Бабанский, Т.А. Власова, М.А. Данилов, В.И. Зыкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская М.С. Певзнер, Л.С. Славина, А.А. Смирнов и другие исследователи. Она представляет собой не только систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, но и специфическое состояние, в котором оказывается младший школьник, приняв новую социальную роль и статус.
Во-вторых, неуспевающие младшие имеют особенности, которые можно разделить на психофизиологические; педагогические; социальные.
В-третьих, в современной психолого-педагогической науке рассматриваются три основных подхода, с помощь которых можно преодолеть школьную неуспеваемость. Исследователями они делятся на педагогический, психологический, нейропсихологический. При этом, по мнению многих ученых, в рамках современной общеобразовательной школы наиболее реалистичным и результативным является именно педагогический подход.
К основным педагогическим методам и приемам преодоления школьной неуспеваемости можно отнести:
- оптимизацию процесса обучения и деятельности неуспевающих учеников;
- осуществление индивидуального подхода в процессе обучения;
- организацию дополнительных занятий и групп выравнивания;
- создание ситуации успеха для повышения мотивации неуспевающих обучающихся;
- алгоритмизацию и схематизацию тем, вызывающих затруднения у неуспевающих учеников;
- индивидуальную воспитательную работу с обучающимся и его законными представителями;
- прием «взятие на буксир», который широко использовался в советской педагогике.
Данные полученные в ходе работы над 1 главой позволили нам установить, что представляет собой школьная неуспеваемость, рассмотреть особенности её проявления в младшем школьном возрасте, а также обосновать эффективность педагогического подхода для разрешения данной проблемы.
На первом этапе экспериментальной работы мы выделили критерии и показатели принадлежности младших школьников к категории неуспевающих, отразив только мнение законодательных органов власти (получаемые отметки, пропуски учебных занятий, самостоятельность учебной деятельности). При этом теоретические положения по вопросу неуспеваемости младших школьников, полученные в ходе анализа работ М.А. Данилова, Н. Р. Клементьевой, Н.П. Локаловой, К.В. Бардина, И.В. Дубровиной и др. позволяют нам выделить следующие критерии, связанные с психологическими особенностями неуспевающих младших школьников (особенности интеллектуальной деятельности, направление учебной мотивации, эмоциональное состояние в школьной среде).
В качестве методов изучения данной проблематики мы использовали анализ школьной документации, наблюдение и стандартизированную беседу с классным руководителем; контент-анализ школьной документации (учебного плана, образовательной программы, календарно-тематического планирования, классного журнала и других документов); наблюдение за обучающимися в ходе учебной деятельности; тестовые и опросные методики (методика на изучение типа памяти О.Н. Истратовой, методика «четвертый лишний» А.Ф. Ануфриева, тест Бурдона в модификации П.А. Рудника, методика «исследование доминирующих мотивов в учебной деятельности» М.В. Матюхиной, карта проявлений самостоятельности А.М. Щетининой, тест школьной тревожности Филлипса, анализ медицинских карт).
Экспериментальная работа была проведена на базе МАОУ Средней общеобразовательной школы «Комплекс Покровский» г. Красноярска. В эксперименте участвовали 30 обучающихся 2 «Д» класса.
По результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы.
В исследуемой выборке (30 обучающихся 2 «Д» класса) основная масса обучающихся (18 человек) имеют средний уровень успеваемости, что составляет 60%; 17 % от общей выборки (5 человек), относятся к категории отличников и проблем с учебой не имеют; устойчивые трудности в обучении имеют 7 человек, что составляет 23% от общей численности класса.
Каждый из неуспевающих младших школьников исследуемой выборки отличается индивидуальным набором разнообразных характеристик. Однако между ними есть немало общего. Во-первых, у таких детей появляются трудности с удержанием внимания на учебном материале и его запоминанием, когда плотность урока очень высокая, требуется быстрый темп работы или содержание учебного материала объективно сложное. Эта категория детей хуже других справляется с выполнением заданий на установление причинно-следственных связей. Во-вторых, их работоспособность во многом зависит от того, оказывается ли им индивидуальная помощь со стороны учителя или сверстников. В-третьих, неуспевающие дети чаще всего проявляют беспокойство в ситуациях ответа у доски, проверки знаний, стараются их избегать. В-четвёртых, познавательный интерес у неуспевающих детей проявляется эпизодически, и он неустойчив. В-пятых, неуспевающие обучающиеся в данной выборке имеют систематические или периодические пропуски учебных занятий и неудовлетворительные отметки по основным предметам, а также низкий уровень самостоятельности при работе на уроках и подготовке к ним.
Эти особенности учлись нами при составлении методических рекомендаций для педагогов, которые столкнулись с данной проблемой. Данные рекомендации были составлены с целью стандартизировать, систематизировать и алгоритмизировать процесс работы с неуспевающими обучающимися. С целью оказать методическую поддержку педагогам, которые столкнулись с проблемой неуспеваемости младших школьников в ходе своей работы, нами были разработаны методические рекомендации, которые могут облегчить и алгоритмизировать процесс коррекционной помощи данной категории обучающихся.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования. При этом подтвердилось предположение, что неуспеваемость данной категории обучающихся проявляется в преобладании неудовлетворительных отметок, пропусков уроков без уважительной причины, низком уровне самостоятельности. Основными психологическими особенностями неуспевающих младших школьников являются: низкий уровень познавательного интереса, развития когнитивных функций (памяти, мышления, внимания), высоким уровнем тревожности.
Во-первых, неуспеваемость - сложное явление школьной действительности, а также актуальная проблема для практикующих педагогов. Разработкой данной проблематики занимались Ю.К. Бабанский, Т.А. Власова, М.А. Данилов, В.И. Зыкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская М.С. Певзнер, Л.С. Славина, А.А. Смирнов и другие исследователи. Она представляет собой не только систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, но и специфическое состояние, в котором оказывается младший школьник, приняв новую социальную роль и статус.
Во-вторых, неуспевающие младшие имеют особенности, которые можно разделить на психофизиологические; педагогические; социальные.
В-третьих, в современной психолого-педагогической науке рассматриваются три основных подхода, с помощь которых можно преодолеть школьную неуспеваемость. Исследователями они делятся на педагогический, психологический, нейропсихологический. При этом, по мнению многих ученых, в рамках современной общеобразовательной школы наиболее реалистичным и результативным является именно педагогический подход.
К основным педагогическим методам и приемам преодоления школьной неуспеваемости можно отнести:
- оптимизацию процесса обучения и деятельности неуспевающих учеников;
- осуществление индивидуального подхода в процессе обучения;
- организацию дополнительных занятий и групп выравнивания;
- создание ситуации успеха для повышения мотивации неуспевающих обучающихся;
- алгоритмизацию и схематизацию тем, вызывающих затруднения у неуспевающих учеников;
- индивидуальную воспитательную работу с обучающимся и его законными представителями;
- прием «взятие на буксир», который широко использовался в советской педагогике.
Данные полученные в ходе работы над 1 главой позволили нам установить, что представляет собой школьная неуспеваемость, рассмотреть особенности её проявления в младшем школьном возрасте, а также обосновать эффективность педагогического подхода для разрешения данной проблемы.
На первом этапе экспериментальной работы мы выделили критерии и показатели принадлежности младших школьников к категории неуспевающих, отразив только мнение законодательных органов власти (получаемые отметки, пропуски учебных занятий, самостоятельность учебной деятельности). При этом теоретические положения по вопросу неуспеваемости младших школьников, полученные в ходе анализа работ М.А. Данилова, Н. Р. Клементьевой, Н.П. Локаловой, К.В. Бардина, И.В. Дубровиной и др. позволяют нам выделить следующие критерии, связанные с психологическими особенностями неуспевающих младших школьников (особенности интеллектуальной деятельности, направление учебной мотивации, эмоциональное состояние в школьной среде).
В качестве методов изучения данной проблематики мы использовали анализ школьной документации, наблюдение и стандартизированную беседу с классным руководителем; контент-анализ школьной документации (учебного плана, образовательной программы, календарно-тематического планирования, классного журнала и других документов); наблюдение за обучающимися в ходе учебной деятельности; тестовые и опросные методики (методика на изучение типа памяти О.Н. Истратовой, методика «четвертый лишний» А.Ф. Ануфриева, тест Бурдона в модификации П.А. Рудника, методика «исследование доминирующих мотивов в учебной деятельности» М.В. Матюхиной, карта проявлений самостоятельности А.М. Щетининой, тест школьной тревожности Филлипса, анализ медицинских карт).
Экспериментальная работа была проведена на базе МАОУ Средней общеобразовательной школы «Комплекс Покровский» г. Красноярска. В эксперименте участвовали 30 обучающихся 2 «Д» класса.
По результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы.
В исследуемой выборке (30 обучающихся 2 «Д» класса) основная масса обучающихся (18 человек) имеют средний уровень успеваемости, что составляет 60%; 17 % от общей выборки (5 человек), относятся к категории отличников и проблем с учебой не имеют; устойчивые трудности в обучении имеют 7 человек, что составляет 23% от общей численности класса.
Каждый из неуспевающих младших школьников исследуемой выборки отличается индивидуальным набором разнообразных характеристик. Однако между ними есть немало общего. Во-первых, у таких детей появляются трудности с удержанием внимания на учебном материале и его запоминанием, когда плотность урока очень высокая, требуется быстрый темп работы или содержание учебного материала объективно сложное. Эта категория детей хуже других справляется с выполнением заданий на установление причинно-следственных связей. Во-вторых, их работоспособность во многом зависит от того, оказывается ли им индивидуальная помощь со стороны учителя или сверстников. В-третьих, неуспевающие дети чаще всего проявляют беспокойство в ситуациях ответа у доски, проверки знаний, стараются их избегать. В-четвёртых, познавательный интерес у неуспевающих детей проявляется эпизодически, и он неустойчив. В-пятых, неуспевающие обучающиеся в данной выборке имеют систематические или периодические пропуски учебных занятий и неудовлетворительные отметки по основным предметам, а также низкий уровень самостоятельности при работе на уроках и подготовке к ним.
Эти особенности учлись нами при составлении методических рекомендаций для педагогов, которые столкнулись с данной проблемой. Данные рекомендации были составлены с целью стандартизировать, систематизировать и алгоритмизировать процесс работы с неуспевающими обучающимися. С целью оказать методическую поддержку педагогам, которые столкнулись с проблемой неуспеваемости младших школьников в ходе своей работы, нами были разработаны методические рекомендации, которые могут облегчить и алгоритмизировать процесс коррекционной помощи данной категории обучающихся.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования. При этом подтвердилось предположение, что неуспеваемость данной категории обучающихся проявляется в преобладании неудовлетворительных отметок, пропусков уроков без уважительной причины, низком уровне самостоятельности. Основными психологическими особенностями неуспевающих младших школьников являются: низкий уровень познавательного интереса, развития когнитивных функций (памяти, мышления, внимания), высоким уровнем тревожности.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ У ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ НЕУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НЕУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Формирование мотивации к учебе у неуспевающих
младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - «Различия в характеристиках эмоционально-личностной сферы успевающих и неуспевающих младших школьников»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Развитие мышления младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Учебная мотивация младших школьников в связи с
успеваемостью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



