ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Характеристика понятия «школьная неуспеваемость» 6
1.2. Психологические особенности неуспевающих младших
школьников 14
1.3. Обоснование эффективности использования педагогического подхода
при коррекции неуспеваемости у обучающихся младшего школьного возраста 18
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Организация и методика исследования неуспеваемости младших
школьников 26
2.2. Результаты и обсуждение констатирующего эксперимента 34
2.3. Методические рекомендации для учителей по преодолению
неуспеваемости младших школьников 51
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность исследования заключается в том, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не обладание начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (Ю.К. Бабанский, Т.А. Власова, М.А. Данилов, В.И. Зыкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская М.С. Певзнер, Л.С. Славина).
В современных условиях трудности с освоением школьной программы испытывают многие младшие школьники, что обусловлено существенным повышением требований к результатам образовательной деятельности, высокими учебными нагрузками, часто встречающимися нарушениями в интеллектуальном развитии детей, поступающих в школу, педагогической запущенностью.
Преодоление неуспеваемости требует знания вызывающих её факторов, особенностей проявления в младшем школьном возрасте и поиска наиболее эффективных педагогических приёмов работы с неуспевающими школьниками.
Таким образом, цель нашей работы заключается в том, чтобы на основе изучения психологических особенностей младших школьников, у которых наблюдается школьная неуспеваемость, разработать методические рекомендации для педагогов по способам её преодоления и предупреждения.
Объект исследования: обучающиеся младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются психологические особенности неуспевающих младших школьников.
Гипотеза настоящего исследования заключается в том, что мы предполагаем следующее: неуспеваемость обучающихся проявляется в преобладании неудовлетворительных отметок, пропусков уроков без уважительной причины, низком уровне самостоятельности. Основными психологическими особенностями неуспевающих младших школьников являются: низкий уровень познавательного интереса, развития когнитивных функций (памяти, мышления, внимания), высоким уровнем тревожности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность школьной неуспеваемости как психолого-педагогической проблемы.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей неуспеваемости младших школьников.
3. Сформулировать теоретическое обоснование педагогического подхода к преодолению неуспеваемости младших школьников.
4. Предложить методические рекомендации по преодолению неуспеваемости младших школьников.
В процессе выполнения работы применялись следующие методы:
- общетеоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, систематизация);
- эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, опросные методы, тестирование);
- методы обработки и интерпретации информации (количественный анализ; качественный анализ).
Базой исследования послужила МАОУ Средняя общеобразовательная школа «Комплекс Покровский» г. Красноярска.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, основной части, разделённой на 2 главы, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложения.
На основании рассмотренного теоретического материала по проблеме школьной неуспеваемости у младших школьников можно сделать следующие выводы.
Во-первых, неуспеваемость - сложное явление школьной действительности, а также актуальная проблема для практикующих педагогов. Разработкой данной проблематики занимались Ю.К. Бабанский, Т.А. Власова, М.А. Данилов, В.И. Зыкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская М.С. Певзнер, Л.С. Славина, А.А. Смирнов и другие исследователи. Она представляет собой не только систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, но и специфическое состояние, в котором оказывается младший школьник, приняв новую социальную роль и статус.
Во-вторых, неуспевающие младшие имеют особенности, которые можно разделить на психофизиологические; педагогические; социальные.
В-третьих, в современной психолого-педагогической науке рассматриваются три основных подхода, с помощь которых можно преодолеть школьную неуспеваемость. Исследователями они делятся на педагогический, психологический, нейропсихологический. При этом, по мнению многих ученых, в рамках современной общеобразовательной школы наиболее реалистичным и результативным является именно педагогический подход.
К основным педагогическим методам и приемам преодоления школьной неуспеваемости можно отнести:
- оптимизацию процесса обучения и деятельности неуспевающих учеников;
- осуществление индивидуального подхода в процессе обучения;
- организацию дополнительных занятий и групп выравнивания;
- создание ситуации успеха для повышения мотивации неуспевающих обучающихся;
- алгоритмизацию и схематизацию тем, вызывающих затруднения у неуспевающих учеников;
- индивидуальную воспитательную работу с обучающимся и его законными представителями;
- прием «взятие на буксир», который широко использовался в советской педагогике.
Данные полученные в ходе работы над 1 главой позволили нам установить, что представляет собой школьная неуспеваемость, рассмотреть особенности её проявления в младшем школьном возрасте, а также обосновать эффективность педагогического подхода для разрешения данной проблемы.
На первом этапе экспериментальной работы мы выделили критерии и показатели принадлежности младших школьников к категории неуспевающих, отразив только мнение законодательных органов власти (получаемые отметки, пропуски учебных занятий, самостоятельность учебной деятельности). При этом теоретические положения по вопросу неуспеваемости младших школьников, полученные в ходе анализа работ М.А. Данилова, Н. Р. Клементьевой, Н.П. Локаловой, К.В. Бардина, И.В. Дубровиной и др. позволяют нам выделить следующие критерии, связанные с психологическими особенностями неуспевающих младших школьников (особенности интеллектуальной деятельности, направление учебной мотивации, эмоциональное состояние в школьной среде).
В качестве методов изучения данной проблематики мы использовали анализ школьной документации, наблюдение и стандартизированную беседу с классным руководителем; контент-анализ школьной документации (учебного плана, образовательной программы, календарно-тематического планирования, классного журнала и других документов); наблюдение за обучающимися в ходе учебной деятельности; тестовые и опросные методики (методика на изучение типа памяти О.Н. Истратовой, методика «четвертый лишний» А.Ф. Ануфриева, тест Бурдона в модификации П.А. Рудника, методика «исследование доминирующих мотивов в учебной деятельности» М.В. Матюхиной, карта проявлений самостоятельности А.М. Щетининой, тест школьной тревожности Филлипса, анализ медицинских карт).
Экспериментальная работа была проведена на базе МАОУ Средней общеобразовательной школы «Комплекс Покровский» г. Красноярска. В эксперименте участвовали 30 обучающихся 2 «Д» класса.
По результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы.
В исследуемой выборке (30 обучающихся 2 «Д» класса) основная масса обучающихся (18 человек) имеют средний уровень успеваемости, что составляет 60%; 17 % от общей выборки (5 человек), относятся к категории отличников и проблем с учебой не имеют; устойчивые трудности в обучении имеют 7 человек, что составляет 23% от общей численности класса.
Каждый из неуспевающих младших школьников исследуемой выборки отличается индивидуальным набором разнообразных характеристик. Однако между ними есть немало общего. Во-первых, у таких детей появляются трудности с удержанием внимания на учебном материале и его запоминанием, когда плотность урока очень высокая, требуется быстрый темп работы или содержание учебного материала объективно сложное. Эта категория детей хуже других справляется с выполнением заданий на установление причинно-следственных связей. Во-вторых, их работоспособность во многом зависит от того, оказывается ли им индивидуальная помощь со стороны учителя или сверстников. В-третьих, неуспевающие дети чаще всего проявляют беспокойство в ситуациях ответа у доски, проверки знаний, стараются их избегать. В-четвёртых, познавательный интерес у неуспевающих детей проявляется эпизодически, и он неустойчив. В-пятых, неуспевающие обучающиеся в данной выборке имеют систематические или периодические пропуски учебных занятий и неудовлетворительные отметки по основным предметам, а также низкий уровень самостоятельности при работе на уроках и подготовке к ним.
Эти особенности учлись нами при составлении методических рекомендаций для педагогов, которые столкнулись с данной проблемой. Данные рекомендации были составлены с целью стандартизировать, систематизировать и алгоритмизировать процесс работы с неуспевающими обучающимися. С целью оказать методическую поддержку педагогам, которые столкнулись с проблемой неуспеваемости младших школьников в ходе своей работы, нами были разработаны методические рекомендации, которые могут облегчить и алгоритмизировать процесс коррекционной помощи данной категории обучающихся.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования. При этом подтвердилось предположение, что неуспеваемость данной категории обучающихся проявляется в преобладании неудовлетворительных отметок, пропусков уроков без уважительной причины, низком уровне самостоятельности. Основными психологическими особенностями неуспевающих младших школьников являются: низкий уровень познавательного интереса, развития когнитивных функций (памяти, мышления, внимания), высоким уровнем тревожности.
1. Амбалова С.А. Психологические проблемы учеников младших классов
средней общеобразовательной школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 280-283.
https://elibrary.ru/item.asp?id=36745407
2. Антипова И.В. Неуспеваемость младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Инновационные стратегии развития педагогического образования: 2017. С. 12-14.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Издательство «Ось - 89», 2015. 224 с.
4. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребёнка в семье от года до зрелости. М.: Учдетигз, 2014. 347 с.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 2016. 192 с.
6. Бабенко Л. Г. Большой толковый словарь русских существительных: свыше 15 000 имен существ., идеограф. описание, синонимы, антонимы. М.: АСТ-Пресс Книга, 2005. - 862 с.
7. Бардин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился. М.: Педагогика, 2016. 176 с.
8. Блонский П.П. Психология младших школьников. М.: Воронеж: Институт практической психологии, 2017. 574 с.
9. Богданова В.В. Особенности формирования познавательной активности у слабоуспевающих младших школьников // Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2017. № 6. С. 3-10.
10. Божович Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. // Известия. 2001. №36. С.23-26.
11. Бойко И.Н. Практические рекомендации для педагогов по профилактике неуспеваемости младших школьников // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития. 2017. С. 131-134.
12. Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления. Якутск: Кн. изд-во, 1980. 95 с.
13. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: автореф. дис ... канд. пед. наук. Москва, 1965.
14. Бударный А.А., Резенталь У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества. // Сов. педагогика. 1966. №7. - С. 56-64.
15. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М.: «Сфера», 2002. 256 с
16. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2004. 142 с.
17. Гафарова Р.И. Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы // Научный альманах. 2017. С. 77-80.
18. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях её преодоления. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 2014. 92 с.
19. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 2016. 79 с.
20. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Питер, 2017. 588 с.
21. Есипов Б.П., Данилов, М.А. Дидактика. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 2015. 518 с.
22. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2005. 1168с.
23.Забрамная С., Костенкова Ю. Неуспеваемость как она есть. // Школьный психолог. 2004. №45. С. 27-30.
24.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 2015. 418 с.
25.Зарецкий В.К. Психологические причины школьной неуспеваемости // Культурно-историческая психология. 2010. №1. С. 119-121.
26. Игнатенко М.В. Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 199-202.
27. Кадралина Ш.К. Проблемы школьной неуспеваемости в научной литературе // Этнопедагогика в контексте современной культуры. 2018. -С. 98-101.
28. Калмыкова З.И., И.Ю. Кулагина Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития. М.: Просвещение, 2014. 558 с.
29. Канторова Е.В. Влияние возрастных особенностей памяти на трудности обучения младших школьников // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2018. -№ 1-2 (76-77). С. 61-62.
30. Клементьева Н. Р. Педагогические условия предупреждения неуспеваемости младших школьников: автореф. дис ... канд. пед. наук. Москва, 1999.
31. Ковалевская А.П. Феномен неуспеваемости в учебно-воспитательном процессе // Педагогика и психология: теория и практика. 2017. № 2 (7). С. 49-55.
32. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
33. Колодовская Е.А. К вопросу о различных подходах к проблеме причин школьной неуспеваемости и возможных путях ее преодоления (исторический аспект). // Учитель и время. 2013. -№ 8. С. 80-85.
34. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. М.: Просвещение, 2014. 190 с.
35. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая
диагностика младших школьников. М.: Издательство Юрайт, 2018. 136 с.
36. Костромина С.Н., Ануфриев А.Д. Методические рекомендации. М.: 2018. 174 с.
37. Круглова Н.И. Как помочь ребёнку успешно учиться в школе. СПб.: Питер, 2018. 128 с.
38. Кумарина, Г.Ф. Индивидуализация, обучения слабоуспевающих
школьников // Сов. педагогика. 1987. №2. С.117-119.
39. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1999. 318 с.
40. Ларионова Ю.Н. Влияние психофизиологических особенностей на успеваемость. // Начальная школа плюс До и После. 2010. №12. С. 58¬62.
41. Литвинова А.Г. Причины неуспеваемости ребёнка в школе // Студенческие научные достижения: 2019. С. 138-141.
42. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. М.: Ось - 86,
2016. 142 с.
43. Майорова Н.П. Неуспеваемость. СПб.: Питер, 2017. 216 с.
44. Маркова, А.К. Доступность учебного материала как один из факторов
снижения перегрузки школьников // Вопросы психологии. 1982. №1.
С.78-82.
45. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости
школьников. М.: Педагогика, 2015. 272 с.
46. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. Минск: Народная асвета, 2016. 80 с.
47. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2000 - 940 с.
48.Оконь В. Основы проблемного обучения. - СПб.: Питер, 1968. 92 с.
49. Письмо Минобрнауки России от 15.09.2015 года № АК-2655/05 «По вопросу об отчислении обучающихся» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71092274/ (дата обращения: 06.05.2022).
50. Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2017. 256 с.
51. Рябушкина Д.Б. Профилактика неуспеваемости учащихся в начальной школе // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. 2018. С. 267-269.
52. Славина С.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. М.: 2015. 213 с.
53. Степанов С.С. Дефектология: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1996. 80 с.
54. Токарева О.Г. Формы и методы педагогической поддержки младших школьников, испытывающих трудности в обучении // Вестник современной науки. № 2-2 (26). С. 83-85.
55. Тюменцева Т.Д. Содержание коррекционно-развивающей работы по устранению неуспеваемости младших школьников // Наука и образование: новое время. 2018. № 3 (26). С. 838-841.
56. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
[Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/
prime/doc/53645780/ (дата обращения: 01.05.2022).
57. Цаболовая Я.Э. Организация работы учителя с неуспевающими школьниками как фактор повышения качества обучения // Наука через призму времени. 2018. № 12 (21). С. 284-287.
58. Цетлин В.С. Неуспеваемость и её предупреждение. М.: Педагогика, 2018. 120 с.
59. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М.: 2014. 133 с.
60. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика,
2017. 304 с.