Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса 10
1.1. Проблема изучения регуляции эмоций в психологии 10
1.2. Структурно-функциональный анализ феномена регуляции эмоций в
современном психологическом знании 19
1.3. Современное состояние изучения проблемы эмоциональной регуляции
женщин, находящихся в состоянии стресса 29
Выводы по первой главе 41
Глава II. Экспериментальное изучение эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса 44
2.1. Модель, методы и организация исследования 44
2.2. Особенности эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса 54
Выводы по второй главе 67
Глава III. Психологическая программа развития эффективных форм эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса 70
3.1. Научно-методологические подходы по развитию эмоциональной
регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса 70
3.2. Основные направления, этапы и методы психологической работы по
развитию эффективных форм эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса 76
3.3. Контрольный эксперимент и анализ эффективности реализации
психологической программы 92
Выводы по третьей главе 107
Заключение 110
Библиография 114
Приложение 123
Актуальность исследования. В современной психологической науке проявляется значительный интерес к изучению процессов и механизмов регуляции эмоций. Этот интерес обусловлен значимостью эффективной регуляции эмоций как для психологического благополучия в целом, так и для отдельных сфер жизни индивида, социальных групп, общества. Регуляция эмоций представляет собой комплекс психических процессов, которые усиливают, ослабляют либо удерживают на одном уровне интенсивность эмоциональных реакций (М.А. Падун, 2010, 2015; Е.И. Первичко, 2014, 2016; J.J. Gross, 2007, 2015; N. Garnefski, V. Kraaij, 2001, 2004, 2007, 2017).
Однако на текущий момент в исследовательских работах наиболее рассмотрены вопросы эмоциональной регуляции в профессиональной и образовательной сферах (педагоги, студенты, учащиеся), у женщин же данный конструкт остается мало изученным.
Женщина на протяжении долгих столетий была хранительницей домашнего очага, в то время как все, что имело отношение к внешнему миру, брал на себя мужчина. Это, естественно, давало ему право считать женщину намного ниже себя по статусу. Но в наше время технологического прогресса, научных открытий и феминизма ситуация кардинально изменилась. Женщина в современном обществе имеет совсем иной статус и призвание, у нее появились другие ценности и потребности, которые заставляют пересмотреть взгляды на женскую роль в сегодняшнем мире.
По мнению О.Б. Поляковой, О.В. Падучиной (2022) в семейной паре родительско-воспитательная функция у женщин выше среднего уровня, чем у мужчин, и именно женщине в основном отводится семейная роль по воспитанию детей. В свою очередь родительско-воспитательные обязанности женщины являются определяющими детерминантами детского развития. То есть от эффективной регуляции эмоций женщины зависят отношения в паре, в детско-родительских отношениях зависит развитие ребенка, а также психологический климат в семейных отношениях [48].
Согласно общепринятым представлениям, женщины более чувствительны к эмоциям, переживают и выражают большинство эмоций более интенсивно, чем мужчины; считается, что мужчины, если они вообще эмоциональны, испытывают и выражают в большей степени эмоцию гнева. Результаты различных исследований демонстрируют, что женщины проявляют большую эмоциональную осведомленность и более эмоционально экспрессивны, чем мужчины. В целом, женщины выражают свои эмоции как невербально, так и вербально чаще, чем мужчины [71].
Различные концепции подчеркивают, что эмоции играют важную роль в стрессовых ситуациях. С одной стороны, эмоции могут возникать на основе восприятия и оценки ситуации, включая уровень контроля над ней. С другой стороны, эмоции могут рассматриваться как результаты усилий по регуляции стресса.
Согласно исследованиям (М.А. Падун, 2010, 2015; Е.И. Первичко, 2014, 2016; J.J. Gross, 2007, 2015 и др.,) состояние эмоциональной напряженности, возникая у субъекта в эмоциогенных ситуациях, начинает выступать в качестве фоновой характеристики, наличие которой негативно влияет на возможность эффективной регуляции эмоций в эмоционально значимых ситуациях.
Поэтому исследование регуляции эмоций, а также разработка программы по развитию данного конструкта у женщин, находящихся в состоянии эмоциональной напряженности, является актуальным вопросом.
Существует ряд противоречий по данной проблеме, которые необходимо разрешить:
— существуют различные публикации и психологические исследования отечественных и зарубежных авторов по изучению регуляции эмоций, но проблема эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса, остается мало изученной;
— эффективные способы эмоциональной регуляции женщин оказывают положительное влияние на их эмоциональное состояние, но в тоже время, недостаточно разработаны программы и технологии, способствующие развитию эффективных форм эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса.
Актуальность и значимость темы, и выявленные текущие противоречия позволяют обозначить проблему исследования, которая заключается в изучении эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса; теоретическом обосновании, разработке и апробации психологической программы по развитию эффективных форм эмоциональной регуляции изучаемого контингента женщин.
Объект исследования: эмоциональная регуляция женщин, находящихся в состоянии стресса.
Предмет исследования: психологическая программа развития эффективных форм эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса, являются: доминирование в эмоциональном состоянии негативных и тревожно-депрессивных эмоций; повышенная эмоциональность, эмоциональная возбудимость и сниженный контроль над эмоциями; использование неэффективного механизма регуляции — подавления экспрессии, а также неадаптивных стратегий когнитивной регуляции эмоций; большинство участниц испытывают стресс на уровне средней интенсивности.
Разработанная психологическая программа позволит развить эффективные формы эмоциональной регуляции изучаемого контингента женщин и обеспечить профилактику возникновения стрессовых состояний.
Цель исследования: выявить особенности эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса; теоретически обосновать, разработать психологическую программу развития
эффективных форм эмоциональной регуляции изучаемого контингента женщин и выявить ее эффективность.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезами ставятся следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психологической литературы по проблеме эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса, определить ее современное состояние.
2. Разработать модель исследования, раскрывающую компоненты, параметры и индикаторы оценки эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса.
3. Теоретически обосновать, разработать психологическую программу развития эффективных форм эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса и определить ее эффективность.
Теоретико-методологические основания диссертационного исследования: положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского (1984) об единстве аффективной и интеллектуальной сфер личности; положения структурно-интегративного подхода к изучению регуляции функциональных состояний, поведения, деятельности А.Б. Леоновой (2007), В.И. Моросановой (2021); дифференциальная теория эмоций К. Изард (2008), Е.П. Ильина (2001); современные теоретические и эмпирические исследования регуляции эмоций М.А. Падун (2010, 2015), Е.И. Первичко (2014, 2016); теории «Модель регуляции эмоций» Дж. Гросса (2007, 2015) и когнитивной эмоциональной регуляции Н. Гарнефски (2001, 2004, 2007, 2017); теории стресса и подходов к регуляции стресса Г. Селье (1956), Р. Лазаруса (1968, 1984), Н.Е. Водопьяновой (2009).
Методы исследования определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования и включали: теоретические методы (анализ научной литературы по проблеме исследования); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование). В работу были включены: количественная и качественная обработка экспериментальных данных и интерпретационные методы (сравнительный анализ результатов исследования).
В ходе исследования применялись следующие психодиагностические методики: методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда в адаптации А.Б. Леоновой, М.С. Капицы (2007) [30]; методика «Опросник эмоциональной регуляции» Дж. Гросса в адаптации А.А. Панкратовой, Д.С. Корниленко (2017) [42]; методика «Опросник когнитивной регуляции эмоций» Н. Гарнефски, В. Крайг в адаптации О.Л. Писаревой, А. Гриценко (2011) [45]; методика «Шкала эмоциональной возбудимости» В. Брайтвайт в адаптации А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой (1996) [34]; методика «Шкала психологического стресса PSM—25» Лемура-Тесье-Филлиона в адаптации Н.Е. Водопьяновой (2009) [14].
Организация исследования: реализация эксперимента осуществлялась с помощью online-тестирования на платформе Google. В исследовании приняли участие 40 женщин в возрасте от 30 до 40 лет. Все респонденты были ознакомлены с целью исследования и условиями конфиденциальности, в соответствии с которыми будут публиковаться полученные результаты.
Этапы реализации исследования: исследование проводилось в несколько этапов в период с осени 2021г. по осень 2023г.:
1 этап — подготовительный (сентябрь 2021 — январь 2023 гг.) — анализ научной литературы по проблеме исследования; отработка понятийного аппарата исследования, определение объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, постановки задач, подбор психо-диагностического инструментария;
2 этап — констатирующий (февраль 2023 — май 2023 гг.) — разработка модели исследования с определением компонентного состава, параметров и индикаторов оценки, проведение констатирующего эксперимента для установления особенностей эмоциональной регуляции женщин и их текущего состояния психической напряжённости;
3 этап — формирующий (июнь 2023 — август 2023 гг.) — разработка и реализация психологической программы развития эффективных форм эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса ;
4 этап — контрольный (сентябрь 2023 — октябрь 2023г.) — реализация контрольного эксперимента, анализ полученных результатов исследования, оценка эффективности психологической программы развития эффективных форм эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что данные исследования позволяют расширить и углубить существующие теоретические представления по проблеме изучения эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса, уточнить терминологическую сторону понятия «регуляция эмоций»; расширить научные представления о развитии эффективных форм эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса .
Практическая значимость исследования определяется получением количественных и качественных данных об особенностях эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса. Полученные результаты могут быть полезны специалистам психологам с целью осуществления профилактической, консультационной и психоразвивающей деятельности. Разработанная в настоящем исследовании психологическая программа развития эффективных форм эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса, может быть рекомендована психологам и другим специалистам, работающим с данной категорией лиц.
Сведения об апробации результатов исследования:
Верхотурова Н.Ю., Белошапкина О.А. К вопросу изучения регуляции эмоции в психологии // Наука и социум. Сборник материалов XXI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2023. - С. 123-132.
Структура и объём магистерской диссертации. Работа изложена на 134 страницах и состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (в количестве 73 источника, в том числе 14 на иностранном языке). Работа иллюстрирована 12 таблицами, 15 рисунками из которых 1 схема, 14 гистограмм, включает 6 приложений.
Целью исследования явилось изучение особенностей эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса; теоретическом обосновании, разработке и реализации психологической программы развития эффективных форм эмоциональной регуляции изучаемого контингента женщин и определении ее эффективности.
Проведен теоретический анализ научной и методологической литературы по проблеме исследования, который позволил определить эмоциональную регуляцию как целостный комплекс психических процессов, обеспечивающих целенаправленное, осознанное, опосредованное изменение или преодоление актуального эмоционального состояния. Также было установлено, что основной функцией системы эмоциональной регуляции является адаптация индивида к различным внешним обстоятельствам и минимизация вероятности возникновения негативных эмоциональных переживаний и реакций. Проведя теоретический анализ проблемы эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса, включивший в себя анализ понятия регуляции эмоций, структурных характеристик и особенностей данного конструкта, стратегий эмоциональной регуляции, а также исследований по теме регуляции эмоций женщин, находящихся в состоянии стресса, мы можем заключить, что проблема, которую мы рассматриваем, остается актуальной и в то же время недостаточно изученной.
Для достижения цели экспериментального исследования нами была разработана модель изучения особенностей эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса. Были определены компоненты, параметры, этапы, отобраны надежные и валидные методики.
В рамках подготовки к экспериментальному исследованию были выделены следующие показатели изучения эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса: доминирующее эмоциональное состояние, уровень эмоциональности, способность контроля над эмоциями и степень эмоциональной возбудимости, актуальные стратегии эмоциональной регуляции и когнитивной регуляции эмоций, текущий уровень стресса.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса, в процессе которого были использованы следующие методики:
— методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда в адаптации
A. Б. Леоновой, М.С. Капицы (2007) [30];
— методика «Опросник эмоциональной регуляции» Дж. Гросса в адаптации А.А. Панкратовой, Д.С. Корниленко (2017) [42];
— методика «Опросник когнитивной регуляции эмоций» Н. Гарнефски,
B. Крайг в адаптации О.Л. Писаревой, А. Гриценко (2011) [45];
— методика «Шкала эмоциональной возбудимости» В. Брайтвайт в адаптации А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой (1996) [34];
— методика «Шкала психологического стресса PSM—25» Лемура-Тесье- Филлиона в адаптации Н.Е. Водопьяновой (2009) [14].
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии: гендерная схожесть выборки (в исследовании принимали участие лица женского пола); схожесть показателей возраста (возрастная категория испытуемых составила 30-40 лет); схожесть переживаемых эмоциональных состояний (участники эксперимента оценивали свое состояние как стрессовое).
По итогам проведения диагностики испытуемых на констатирующем этапе исследования были выявлены следующие особенности и характеристики эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса: доминирование в эмоциональном состоянии негативных и тревожно¬депрессивных эмоций; повышенная эмоциональность, эмоциональная возбудимость и сниженный контроль над эмоциями; использование неэффективного механизма регуляции - подавления экспрессии, а также неадаптивных стратегий когнитивной регуляции эмоций; большинство участниц испытывают стресс на уровне средней интенсивности.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на развития эффективных форм эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса. Участницы исследования были разделены на экспериментальную и контрольные группы. В экспериментальную группу вошли женщины, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента.
Разработка программы и ее основных направлений осуществлялась с учетом полученных на констатирующем этапе данных, поэтому основная часть программы была направлена на изменение следующих показателей: доминирующего эмоционального состояния (с негативной и тревожно-депрессивной направленности на преобладание позитивных эмоций); снижение повышенной эмоциональности, эмоциональной возбудимости и повышение степени контроля над эмоциями; изменение использования дезадаптивных стратегий эмоциональной регуляции и когнитивной регуляции эмоций на эффективные; снижение текущего уровня стресса.
Основными задачами реализации психологической программы выступали:
- усвоение знаний об особенностях регуляции эмоций;
- развитие умений распознавать, осознавать и принимать собственные и чужие эмоциональные проявления;
- обучение способам и приемам эмоциональной регуляции.
По итогам реализации программы был проведен контрольный этап исследования, в рамках которого анализировалась динамика изучаемых показателей в ходе качественного и количественного анализа.
По результатам анализа данных была доказана достоверность произошедших изменений и подтверждено, что после участия в мероприятиях реализованной психологической программы участницы стали более позитивнее, возрос интерес, радость к жизни; в меньшей степени стала проявляться склонность к негативным переживаниям, таким как страх, стыд, вина. Анализ данных по методике изучения видов эмоциональной регуляции позволил установить, что на контрольном этапе участницы достоверно чаще, чем на констатирующем этапе стали выбирать такую стратегию эмоциональной регуляции, как когнитивная переоценка, в то время как стратегия подавления эмоций стала меньше выраженной. Анализ когнитивной регуляции эмоций выявил, что до проведения формирующего эксперимента женщины часто преувеличивали негативные последствия произошедших ситуаций, впоследствии чаще стали искать положительный смысл в случившемся, рассматривать ситуацию как этап личностного роста или шаг к приобретению нового опыта. Кроме этого, статистический анализ подтвердил снижение на констатирующем этапе у участниц экспериментальной группы эмоциональности и эмоциональной возбудимости с одновременным увеличением степени контроля над эмоциями. Подтверждением результативности психологической программы является снижение уровня стресса в экспериментальной группе.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что эффективность эмоциональной регуляции женщин, находящихся в состоянии стресса, может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по развития эффективных форм эмоциональной регуляции у данного контингента лиц.
1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу : Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. - Санкт-Петербург : Издательство "Речь", 2004. - 166 с. - EDN RBQNBB.
2. Абдул-Рахеем Мохаммед. Роль управляющих функций в регуляции
эмоций = The role of executive functions in emotion regulation : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Абдул -Рахеем Мохаммед; [Место защиты: ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»]. — Москва, 2022. — 132 с. : ил.
3. Агарков, В.А. Взаимосвязь свойств темперамента и механизмов психической защиты / В.А. Агарков, С. А. Бронфман // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2009. - № 4. - С. 164—184. - EDN XVOVSP.
4. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. - Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. - 388 с.
5. Бек Дж. Когнитивная терапия. Полное руководство. - М., СПБ, Киев: Вильямс, 2006. - 396 с.
6. Бердичевский, А.А. Структура регуляции эмоций у воцерковленных православных христиан / А.А. Бердичевский, М.А. Падун. // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2019. - Т. 4. - № 4 (16). - С. 127-142.
7. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека : избранные психологические труды / В.М. Бехтерев. - Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО 'МОДЭК', 1997. - 416 с. - (Психологи Отечества : избранные психологические труды : в 70-ти томах) . - ISBN 5-89395-042-9
8. Бильданова В.Р., Бисерова Г.К., Шагивалеева Г.Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие - Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 142 с.
9. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст] : учебное пособие для высших учебных заведений / Гершон Бреслав. — 4-е изд., перераб. - Москва : Смысл, 2016. - 670, [1] с. : ил., портр., табл.; 21 см. - (Психология для студента).; ISBN 978-5-89357-341-1
10. Быховец, Ю.В. Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса / Ю.В. Быховец, М.А. Падун // Клиническая и специальная психология. - 2019. - Т. 8, № 1. - С. 78-89. - DOI 10.17759/cpse.2019080105. - EDN OTNIUZ.
11. Верхотурова Н.Ю., Бардецкая Я.В. Психология и психофизиология эмоций: учебное пособи/ под ред. Н.Ю. Верхотуровой - Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - 376 с.
12. Верхотурова, Н.Ю. К проблеме изучения эмоционального интеллекта как феномена современной психологии / Н.Ю. Верхотурова // Наука и социум. Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ : Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и VIII Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием, Новосибирск, 17 марта - 05 2021 года / Отв. редакторы Е.Л. Сорокина, Н.А. Одинокова. - Новосибирск: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы", 2021. - С. 112-120. - DOI 10.38163/978-5-6045317-3-0_2021_112. - EDN VXXZPW.
13. Виленская, Г.А. Развитие регуляции поведения в раннем онтогенезе. Дис.канд. психол. наук. М., 1999.
14. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009 - 336 с.
15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с. - (Акад. пед. наук СССР).
16. Горбатова, Е.А. Теория и практика психологического тренинга: учебное пособие / Е.А. Горбатова. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 317 с. : ил., табл.; 21 см. - (Психологический тренинг).; ISBN 5-9268-0690-9
17. Дикая, Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03 . - М.: РГБ, 2003.
18. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер,
2000. - 320 с. - (Учебник нового века).
19. Изард К. Эмоции человека. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 954 с.
20. Ильин, Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Питер Пресс, 2017. - 688 с
21. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб. [и др.] : Питер,
2001. - 749 с. : ил., табл.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 5-318-00236-6
22. Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности / Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова, М.А. Падун [и др.]. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 344 с. - (Социокультурные аспекты национальной безопасности). - ISBN 978-5-9270-0359-4. - EDN ZFGJRR.
23. Истратова, О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 443, [1] с. : табл.; 21 см. - (Справочник).; ISBN 978-5-222-18101-0
24. Казымова, Н.Н. Особенности стратегий совладания матерей с разным уровнем стресса в ситуации предстоящей операции у ребенка / Н.Н. Казымова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 1(81). - С. 43-46. - DOI 10.24158/spp.2021.1.7. - EDN ZDYTVD.
25. Капитоненко, Н.В. Эмоциональная регуляция поведения: области изучения, компоненты и функции / Н. В. Капитоненко // Психологическая наука и образование. - 2007. - Т. 12, № 5. - С. 267-274. - EDN LMCZAT.
26. Касаева, Л.В. Профессиональное выгорание педагогов в условиях пандемии // Сборник материалов V международной научно-практической конференции. Махачкала-Грозный, 2020.
27. Климанова, С.Г. Методы оценки эмоциональной регуляции / Климанова С.Г., Трусова А.В. // Вестник ЮУрГУ. - 2017. - 1(10). - С. 35-43.
28. Коломейцев, Ю.А. Основные научные подходы к копинг- поведению (совладающему поведению) / Ю.А. Коломейцев, С.А. Корзун // Проблемы управления. 2010 № 2(35). - С. 226-229.
29. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 5-12. - EDN PYZWZY.
30. Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - Москва : Смысл, 2007. - 311 с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 978-5-89357-241-4
31. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] : Конспект лекций / Кафедра общ. психологии. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 38 с. : ил.; 21 см.
32. Ловягина, А.Е. Теория и методы психической саморегуляции / А.Е. Ловягина. - Санкт-Петербург : ООО "Скифия-принт", 2020. - 144 с. - ISBN 978-5-98620-450-5. - EDN IMUZRV.
33. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Институт психологии РАН; под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - Москва : Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36. - EDN UVGYGB.
34. Мантрова, И.Н. Методическое руководство по
психофизиологической и психологической диагностике / И.Н. Мантрова. - Иваново: Нейрософт, 2007. - 216 с.
35. Моросанова, В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. №1.
36. Никандров, В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 480 с.
37. Нуркова, В.В. Парадокс мнемической регуляции эмоций: как негативное воспоминание может улучшить настроение? / В.В. Нуркова, М.И. Лынова // Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке : Сборник научных трудов. В двух частях, Москва, 10-16 октября 2020 года. Том Часть 1. - Москва: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 2021. - С. 518-521. - EDN NXGZJR.
38. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / А.А. Осипова. - Москва: Сфера, 2000. - 508 с.
39. Падун, М.А. Регуляция эмоций / М. А. Падун // Разработка понятий современной психологии. - Москва : Институт психологии РАН, 2021. - С. 300-320. - DOI 10.38098/thry_21_0439_09. - EDN MBBEUG.
40. Падун, М.А. Регуляция эмоций и ее нарушения / М.А. Падун // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8, № 39. - С. 5. - EDN TWHLXR.
41. Падун, М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы / М.А. Падун // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31, № 6. - С. 57-69. - EDN MWDJDZ.
42. Панкратова, А.А. Русскоязычная адаптация опросника ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) Дж. Гросса / А.А. Панкратова, Д.С. Корниенко // Вопросы психологии. - 2017. - № 5. - С. 139-149.
43. Первичко, Е.И. Регуляция эмоций у пациентов с сердечно¬сосудистыми заболеваниями: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.04. - Москва, 2016. - 474 с. : ил.; 14,5 х 20,5 см. + Прил (433 с.: ил., на англ. яз.).
44. Первичко, Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход / Е.И. Первичко // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 4(16). - С. 13-22. - DOI 10.11621/npj.2014.0402. - EDN TPUWNP.
45. Писарева, О.Л. Когнитивная регуляция эмоций / О.Л. Писарева, А.Гриценко // Философия и социальные науки. - 2011. - № 2. - С. 64-68.
46. Плужников, И.В. Эмоциональный интеллект при аффективных расстройствах : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.04 / Плужников Илья Валерьевич; [Место защиты: Гос. науч. центр соц. и судеб. психиатрии им. В.П. Сербского МЗ РФ]. - Москва, 2010. - 34 с.
47. Польская, Н.А. Акты самоповреждения у пациентов с пограничными психическими расстройствами // Экспериментальная психология. 2015. Том 8. № 3. С. 129-144. DOI: 10.17759/exppsy.2015080312
48. Полякова, О.Б. социально-психологические особенности распределения супружеских ролей в семейных парах / О.Б. Полякова, О.В. Падучина // Актуальные вопросы общества, науки и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 января 2022 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. - С. 310¬315.
49. Прохоров, А.О. Концептуальная модель ментальных механизмов саморегуляции психических состояний / А.О. Прохоров // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования: Материалы научной конференции, Москва, 27-28 апреля 2021 года. - Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2021. - С. 37¬43.
50. Психология эмоций : тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер ; [вступ. ст. В.К. Вилюнаса, с. 3-26]. - Москва : Изд-во МГУ, 1984. - 287 с. : ил.; 22 см.
51. Рассказова Е.И., Леонова А.Б., Плужников И.В., Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоции. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14 Психология. 2011 №4. С. 161-179.
52. Регуляция эмоций у лиц, находящихся в созависимых отношениях / А.А. Бердичевский, М.А. Падун, М.А. Гагарина, М.В. Архипова // Клиническая и специальная психология. - 2021. - Т. 10, № 4. - С. 185—204. - DOI 10.17759/cpse.2021100409. - EDN AAJXHZ.
53. Саенко, Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю.В. Саенко. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 222, [1] с.; 21 см. - (Психологический тренинг).; ISBN 978-5-9268-0855-8
54. Сергиенко, Е.А. Контроль поведения как основа саморегуляции / Е. А. Сергиенко // Южно-российский журнал социальных наук. - 2018. - Т. 19, № 4. - С. 130-146. - DOI 10.31429/26190567-19-4-130-146.
55. Смирнов, Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. - 2 изд. испр., доп.-Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - 292 с.
56. Сунгурова, Н.Л. Особенности когнитивной регуляции эмоций работников сфер здравоохранения и образования / Н.Л. Сунгурова, О.А. Мискачева, Ю.Е. Акимкина // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. - Москва : Институт психологии РАН, 2021. - С. 359-373. - EDN SGWYNA.
57. Чумаков, М.В. Эмоционально-волевая сфера личности : учебное пособие для вузов / М.В. Чумаков. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 106 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-13994-5
58. Шаколюкова, В.Д. Стресс, его воздействие и гендерное восприятие / В.Д. Шаколюкова, Л.А. Ермакова // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2020. - № 2(32). - С. 157-164.
59. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. - СПб.: Речь, 2002. - 352 с.
60. Braithwaite, VA. The Scale of Emotional Arousability: bridging the gap between the neuroticism construct and its measurement. Psychol Med. 1987 Feb;17(1):217-25. doi: 10.1017/s0033291700013106. PMID: 3575574 =259.
61. Bridges L.J., Margie N.G., Zaff F.J. Background for community-level work on emotional well-being in adolescence: Reviewing the literature on contributing factors. Child Trends Research Brief. Washington, DC: John S. and James L. Knight Foundation, 2001
62. Garnefski N., Kraaij V., Spinhoven Ph. Negative life events, cognitive emotion regulation and emotional problems // Personality and Individual Differences. - 2001. - Vol. 30. - P. 1311-1327
63. Garnefski, N., & Kraaij, V. (2007). The Cognitive Emotion Regulation Questionnaire. Psychometric features and prospective relationships with depression and anxiety in adults. European Journal Of Psychological Assessment, 23, 141-149.
64. Garnefski, N., Teerds, J., Kraaij, V., Legerstee, J., & van den Kommer, T. (2004). Cognitive emotion regulation strategies and depressive symptoms: Differences between males and females. Personality and Individual Differences, 36(2), 267-276. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(03)00083-7
65. Garnefski, N., van Rood, Y., de Roos, C. et al. Relationships Between
Traumatic Life Events, Cognitive Emotion Regulation Strategies, and Somatic Complaints. J Clin Psychol Med Settings 24, 144-151 (2017).
https ://doi.org/10.1007/s 10880-017-9494-y
66. Gratz K.L., Gunderson J.G. Preliminary Data on an Acceptance-Based Emotion Regulation Group Intervention for Deliberate Self-Harm Among Women With Borderline Personality Disorder // Behav. Ther. 2006. Т. 37. P. 25-35.
67. Gross J.J., Thompson R.A. Emotion regulation: Conceptual foundations // In: J.J. Gross (Ed.), Handbook of emotion regulation. - New York, NY: Guilford Press, 2007. - P. 3-24.
68. Gross, J. J. (2015). Emotion regulation: Current status and future
prospects. Psychological Inquiry, 26 (1), 1-26. doi:
10.1080/1047840X.2014.940781
69. Koole, S. The psychology of emotion regulation: An integrative review // Cognition & Emotion. - 2009. - Vol. 23. - No 1. P. 4-41.
70. Martin, R. C., & Dahlen, E. R. (2005). Cognitive Emotion Regulation in the Prediction of Depression, Anxiety, Stress, and Anger. Personality and Individual Differences, 39, 1249-1260. http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2005.06.004
71. Sex Differences in Emotional Awareness / L.F. Barrett, R.D. Lane, L. Sechrest, G.E. Schwartz // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2000. - Vol. 26, No. 9. - P. 1027-1035. - DOI 10.1177/01461672002611001. - EDN JPAWWB.
72. Thompson, R.A. Emotion regulation: A theme in search of definition / N. A. Fox (Ed.). The development of emotion regulation: Biological and behavioral considerations. Monographs of the Society for Research in Child Development. 1994. V. 59. P. 25-52.
73. Visted, E., Vollestad, J., Nielsen, M. B., & Schanche, E. (2018). Emotion regulation in current and remitted depression: A systematic review and meta¬analysis. Frontiers in Psychology, 9: 756 https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00756