Психологические особенности внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями
|
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями 8
1.1. Проблема изучения внимания в психологии 8
1.2. Развитие внимания в онтогенезе 21
1.3. Особенности развития внимания детей с минимальными мозговыми
дисфункциями 32
Выводы по первой главе 44
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями 46
2.1. Организация, методы и методики исследования 46
2.2. Анализ результатов исследования 58
Выводы по второй главе 72
Глава III. Психологическая программа по коррекции особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями 75
3.1. Научно-методологические основы коррекции внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями 75
3.2. Основные направления, содержание и формы психологической коррекции внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями 82
Выводы по третьей главе 98
Заключение 99
Список литературы 102
Приложение
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями 8
1.1. Проблема изучения внимания в психологии 8
1.2. Развитие внимания в онтогенезе 21
1.3. Особенности развития внимания детей с минимальными мозговыми
дисфункциями 32
Выводы по первой главе 44
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями 46
2.1. Организация, методы и методики исследования 46
2.2. Анализ результатов исследования 58
Выводы по второй главе 72
Глава III. Психологическая программа по коррекции особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями 75
3.1. Научно-методологические основы коррекции внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями 75
3.2. Основные направления, содержание и формы психологической коррекции внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями 82
Выводы по третьей главе 98
Заключение 99
Список литературы 102
Приложение
Актуальность исследования: в настоящее время современная образовательная среда предъявляет достаточно высокие требования к учащимся, в том числе начальной школы. В последние годы значительно возросла информационная нагрузка, приводящая зачастую к переутомлению, неуспешности обучения и психоэмоциональным срывам учащихся (И.П. Брязгунов, 2008; И.И. Мамайчук, 2010; А.Л. Сиротюк, 2008).
Более того, в настоящее время недостаточно учитывается факт наличия у обширной группы школьников дисфункциональных нарушений деятельности мозга, которые оказывают влияние на работоспособность, возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности, вызывают быструю умственную утомляемость детей и, как следствие, ведут к школьной неуспеваемости и дезадаптации.
По данным исследователей, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы (Ю.Г. Демьянов, 2010; А.И. Захаров, 2006; Л.А. Ясюкова, 2007). При недостаточном внимании к данной проблеме легкие функциональные нарушения постепенно «обрастают» вторичными отклонениями в психическом развитии.
Согласно статистике института коррекционной педагогики Российской Академии Образования за последние пять лет (2012 - 2017 гг.) констатируется значительное увеличение числа детей (79% от популяции), которые имеют в анамнезе сведения о минимальной мозговой дисфункции или перинатальной энцефалопатии.
Учащиеся данной группы показывают стойкую неуспеваемость, неспособность воспринимать и перерабатывать учебный материал, низкую работоспособность и быструю утомляемость. Следовательно, важным становиться поиск путей, позволяющих детям с минимальной мозговой дисфункцией более эффективно и продуктивно справляться с различными видами деятельности, прежде всего с учебной.
С учетом влияния минимальных мозговых дисфункций на работоспособность, умственную активность, произвольную сферу учащегося, возможности его самоуправления, особо актуальным для младших школьников становится процесс развития такого психического явления, как внимание.
Во-первых, внимание — это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [62].
Во-вторых, именно вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности (Г.А. Урунтаева, 2010).
В-третьих, проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем в научной психологии.
В-четвёртых, именно нарушение целенаправленного (произвольного) внимания является ведущим дефектом при минимальной мозговой дисфункции.
Проблема исследования: несмотря на то, что в современной науке и практике немало исследований проводится по изучению особенностей внимания у детей с минимальной мозговой дисфункцией, до сих пор малоизученной остается проблема, связанная с комплексной диагностикой качеств (свойств) внимания, способствующих большей успешности и продуктивности в учебной деятельности.
Изучением внимания у детей с минимальной мозговой дисфункцией занимались следующие учёные: Р.А. Баркли (2005), И.П. Брязгунов (2008), Е.В. Касатикова (2008), В.В. Лебединский (2008), И.И. Мамайчук (2010), Н.Н. Заваденко (2005), О.И. Политика (2008), О.И. Романчук (2010), Е.В. Шарапановская (2005), А.Л. Сиротюк (2008), В.М. Трошин (1995), З. Тржесоглава (1986), У.В. Ульенкова (2007), О.В. Халецкая (1995), Л.С. Чутко (2004), С.Г. Шевченко (2005), Б.Р. Ярёменко (2002), Л.А. Ясюкова (2007) и др.
Цель исследования: изучить особенности внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями и разработать психологическую программу по их своевременной коррекции.
Объект исследования: внимание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями являются: недостаточный для возрастной нормы объём, слабое распределение, медленное переключение, недостаточная устойчивость и сосредоточенность (концентрация) внимания, истощаемый характер внимания.
Задачи исследования:
1) На основании анализа психолого - педагогической и медико - биологической литературы определить степень изученности проблемы исследования.
2) Выявить особенности внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями.
3) Разработать психологическую программу по коррекции особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями.
Теоретической и методологической основой исследования являются положения отечественной психологии:
— о системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия;
— о внимании как функции контроля за психической деятельностью П.Я. Гальперина;
— о внимании как функции отражения С.Л. Рубинштейна;
— о влиянии доминанты в регуляции непроизвольного внимания А.Л. Ухтомского;
— о связи внимания с установкой Д.Н. Узнадзе;
— концепция культурно — исторического развития высших психических Л.С. Выготского;
— концепция системного подхода к анализу психического развития ребёнка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Семаго);
— об особенностях психофизического развития детей с минимальной мозговой дисфункцией (З. Тржесоглава, О.В. Халецкой, Н.Н. Заваденко, О.И. Политики, В.М. Трошина, Е.В. Шарапановской, Л.А. Ясюковой и др.)
— об эффективности коррекционной работы, опирающейся на принцип «Замещающего онтогенеза» (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, А.В. Семенович, И.Я. Семаго и др.).
Методы исследования: нами были применены как теоретические (анализ литературы по проблеме исследования), так и эмпирические методы.
Среди эмпирических методов нами использовались: беседа, наблюдение, опрос, констатирующий эксперимент, методы количественной и качественной обработки и интерпретации полученных результатов исследования.
В психодиагностическое обследование были включены следующие методики: тест «Тулуз - Пьерона» (в адаптации Л.А. Ясюковой, 2007); «Корректурная проба» Б. Бурдона [90]; «Таблицы Шульте» [70]; методика «Пьерона - Рузера» в модификации М.П. Кононовой [82]; методика «Изучение распределения внимания» [87].
Организация исследования: экспериментальной базой для исследования послужило Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 7».
Для исследования были отобраны ученики 2 «а» и 2 «б» класса, с наличием в анамнезе перинатального поражения центральной нервной системы и гипертензионного синдрома, в количестве 22 человек (15 мальчиков и 7 девочек). Возраст испытуемых составил от 8 до 9 лет.
Этапы проведения исследования: процесс исследования особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциям проходил в четыре этапа.
I. Первый этап был нами разделён на две части:
1) Теоретический анализ психолого — педагогической и медико — биологической литературы по проблеме исследования (сентябрь — декабрь 2016 года).
2) Определение целей и задач исследования. Формулирование проблемы и гипотезы исследования (январь — февраль 2017 года).
II. На втором этапе, мы составили план проведения экспериментального исследования, отобрали диагностические методы и методики, направленные на выявление особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями (март — август 2017 года).
III. Реализация констатирующего эксперимента. Обработка, анализ и интерпретация полученных результатов экспериментальной части исследования (сентябрь 2017 — декабрь 2017 года).
IV. Разработка программы психологической коррекции особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями. Оформление результатов экспериментального исследования, обобщение выводов и заключений (январь — октябрь 2018 года).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и углубляют знания о психологических особенностях внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с данной категорией школьников.
Структура работы: структура магистерской диссертации состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы (состоящего из 136 источников) и 18 приложений. Работа проиллюстрирована 9 таблицами и 14 рисунками.
Более того, в настоящее время недостаточно учитывается факт наличия у обширной группы школьников дисфункциональных нарушений деятельности мозга, которые оказывают влияние на работоспособность, возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности, вызывают быструю умственную утомляемость детей и, как следствие, ведут к школьной неуспеваемости и дезадаптации.
По данным исследователей, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы (Ю.Г. Демьянов, 2010; А.И. Захаров, 2006; Л.А. Ясюкова, 2007). При недостаточном внимании к данной проблеме легкие функциональные нарушения постепенно «обрастают» вторичными отклонениями в психическом развитии.
Согласно статистике института коррекционной педагогики Российской Академии Образования за последние пять лет (2012 - 2017 гг.) констатируется значительное увеличение числа детей (79% от популяции), которые имеют в анамнезе сведения о минимальной мозговой дисфункции или перинатальной энцефалопатии.
Учащиеся данной группы показывают стойкую неуспеваемость, неспособность воспринимать и перерабатывать учебный материал, низкую работоспособность и быструю утомляемость. Следовательно, важным становиться поиск путей, позволяющих детям с минимальной мозговой дисфункцией более эффективно и продуктивно справляться с различными видами деятельности, прежде всего с учебной.
С учетом влияния минимальных мозговых дисфункций на работоспособность, умственную активность, произвольную сферу учащегося, возможности его самоуправления, особо актуальным для младших школьников становится процесс развития такого психического явления, как внимание.
Во-первых, внимание — это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [62].
Во-вторых, именно вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности (Г.А. Урунтаева, 2010).
В-третьих, проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем в научной психологии.
В-четвёртых, именно нарушение целенаправленного (произвольного) внимания является ведущим дефектом при минимальной мозговой дисфункции.
Проблема исследования: несмотря на то, что в современной науке и практике немало исследований проводится по изучению особенностей внимания у детей с минимальной мозговой дисфункцией, до сих пор малоизученной остается проблема, связанная с комплексной диагностикой качеств (свойств) внимания, способствующих большей успешности и продуктивности в учебной деятельности.
Изучением внимания у детей с минимальной мозговой дисфункцией занимались следующие учёные: Р.А. Баркли (2005), И.П. Брязгунов (2008), Е.В. Касатикова (2008), В.В. Лебединский (2008), И.И. Мамайчук (2010), Н.Н. Заваденко (2005), О.И. Политика (2008), О.И. Романчук (2010), Е.В. Шарапановская (2005), А.Л. Сиротюк (2008), В.М. Трошин (1995), З. Тржесоглава (1986), У.В. Ульенкова (2007), О.В. Халецкая (1995), Л.С. Чутко (2004), С.Г. Шевченко (2005), Б.Р. Ярёменко (2002), Л.А. Ясюкова (2007) и др.
Цель исследования: изучить особенности внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями и разработать психологическую программу по их своевременной коррекции.
Объект исследования: внимание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями являются: недостаточный для возрастной нормы объём, слабое распределение, медленное переключение, недостаточная устойчивость и сосредоточенность (концентрация) внимания, истощаемый характер внимания.
Задачи исследования:
1) На основании анализа психолого - педагогической и медико - биологической литературы определить степень изученности проблемы исследования.
2) Выявить особенности внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями.
3) Разработать психологическую программу по коррекции особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями.
Теоретической и методологической основой исследования являются положения отечественной психологии:
— о системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия;
— о внимании как функции контроля за психической деятельностью П.Я. Гальперина;
— о внимании как функции отражения С.Л. Рубинштейна;
— о влиянии доминанты в регуляции непроизвольного внимания А.Л. Ухтомского;
— о связи внимания с установкой Д.Н. Узнадзе;
— концепция культурно — исторического развития высших психических Л.С. Выготского;
— концепция системного подхода к анализу психического развития ребёнка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Семаго);
— об особенностях психофизического развития детей с минимальной мозговой дисфункцией (З. Тржесоглава, О.В. Халецкой, Н.Н. Заваденко, О.И. Политики, В.М. Трошина, Е.В. Шарапановской, Л.А. Ясюковой и др.)
— об эффективности коррекционной работы, опирающейся на принцип «Замещающего онтогенеза» (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, А.В. Семенович, И.Я. Семаго и др.).
Методы исследования: нами были применены как теоретические (анализ литературы по проблеме исследования), так и эмпирические методы.
Среди эмпирических методов нами использовались: беседа, наблюдение, опрос, констатирующий эксперимент, методы количественной и качественной обработки и интерпретации полученных результатов исследования.
В психодиагностическое обследование были включены следующие методики: тест «Тулуз - Пьерона» (в адаптации Л.А. Ясюковой, 2007); «Корректурная проба» Б. Бурдона [90]; «Таблицы Шульте» [70]; методика «Пьерона - Рузера» в модификации М.П. Кононовой [82]; методика «Изучение распределения внимания» [87].
Организация исследования: экспериментальной базой для исследования послужило Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 7».
Для исследования были отобраны ученики 2 «а» и 2 «б» класса, с наличием в анамнезе перинатального поражения центральной нервной системы и гипертензионного синдрома, в количестве 22 человек (15 мальчиков и 7 девочек). Возраст испытуемых составил от 8 до 9 лет.
Этапы проведения исследования: процесс исследования особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциям проходил в четыре этапа.
I. Первый этап был нами разделён на две части:
1) Теоретический анализ психолого — педагогической и медико — биологической литературы по проблеме исследования (сентябрь — декабрь 2016 года).
2) Определение целей и задач исследования. Формулирование проблемы и гипотезы исследования (январь — февраль 2017 года).
II. На втором этапе, мы составили план проведения экспериментального исследования, отобрали диагностические методы и методики, направленные на выявление особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями (март — август 2017 года).
III. Реализация констатирующего эксперимента. Обработка, анализ и интерпретация полученных результатов экспериментальной части исследования (сентябрь 2017 — декабрь 2017 года).
IV. Разработка программы психологической коррекции особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями. Оформление результатов экспериментального исследования, обобщение выводов и заключений (январь — октябрь 2018 года).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и углубляют знания о психологических особенностях внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с данной категорией школьников.
Структура работы: структура магистерской диссертации состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы (состоящего из 136 источников) и 18 приложений. Работа проиллюстрирована 9 таблицами и 14 рисунками.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме психологических особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями мы выяснили, что в настоящий момент существует два взгляда на проблему внимания.
Большинство авторов придерживается мнения, что внимание в отличие от восприятия и мышления, своего содержания не имеет, а проявляется внутри них, по их мнению результатом внимания является улучшение любого психического действия, на котором оно сосредоточивается; а с другой стороны, исследователями экспериментально подтверждается, что внимание это всё-таки самостоятельный психический процесс, так как имеет свой специфический продукт и собственные психофизиологические механизмы.
Но, всеми исследователями подчёркивается, что внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно - необходимое условие выполнения любой деятельности. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.
В первой главе нами были изучены особенности развития внимания у детей в норме и у детей с минимальными мозговыми дисфункциями. Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что несмотря на то, что с каждым годом увеличивается число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (Н.Н. Заваденко,2005; О.И. Романчук, 2010), до настоящего момента в психологическом плане нет четких критериев и диагностических методик для постановки диагноза минимальная мозговая дисфункция.
На экспериментально - диагностическом этапе нашего практического исследования в области изучения психологических особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями нами был проведён констатирующий эксперимент по методикам: тест «Тулуз - Пьерона», в интерпретации и адаптации Л.Я. Ясюковой; «Таблицы Шульте» [70]; «Корректурная проба» Б. Бурдона [90]; «Пьерона - Рузера», в модификации М.П. Кононовой [82]; «Изучение распределения внимания».
Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярская школа №7» с учениками 2 «а» и 2 «б» класса, у которых в анамнезе присутствует наличие перинатального поражения центральной нервной системы и гипертензионный синдром, в количестве 22 человек, в возрасте 8 - 9 лет.
В ходе экспериментального исследования мы изучили, следующие свойства внимания: устойчивость, концентрацию, объём, распределение и переключение.
Результаты констатирующего эксперимента по методике «Тулуз-Пьерона» показали, что 68,18% имеют развитие концентрации внимания на уровне патологии, а у остальных 31,82% концентрация развита слабо.
Среди наших испытуемых нами были выделены следующие типы минимальной мозговой дисфункции: 36,36% имеют астеничный тип развития внимания; 18,18% детей характеризуются реактивным типом минимальной мозговой дисфункции; ригидный тип только у 9,09% испытуемых; с активным типом, 13,64%; а с субнормальным типом 22,73%.
На все остальные методики мы ввели нами разработанную типологию, для качественного анализа эксперимента, так как по всем методикам были получены результаты, свидетельствующие о низком развитии свойств внимания у наших испытуемых.
13,64% испытуемых с очень низким уровнем развития объёма внимания, 50% имеют низкий уровень развития объёма внимания, уровень развития объёма внимания ниже средней возрастной нормы, по нашей типологии имеют 36,36% испытуемых.
Очень низкий уровень развития концентрации внимания у 22,73% испытуемых, с низким уровнем развития 59,09%, и лишь у 18,18% концентрация находится на уровне развития ниже средней возрастной нормы.
С очень низким уровнем развития устойчивости внимания, в исследуемой нами выборке оказалось 22,72%, низким уровнем развития устойчивости внимания, в нашем исследовании характеризуется 59,1% испытуемых; устойчивость внимания, соответствующая уровню развитию устойчивости внимания ниже средней возрастной нормы у 18,18% испытуемых.
Изучая переключение внимания, мы получили следующий результат: 59,1 % испытуемых имеет очень низкое развитие переключения внимания. Переключение внимания на низком уровне развития у 31,82%. И лишь, у 9,08% испытуемых переключение внимания можно охарактеризовать, как развитое ниже средней возрастной нормы.
Детей, которых характеризует врабатываемость внимания по результатам нашего исследования не обнаружено; внимание 18,18% испытуемых носит скачкообразный характер; и как мы гипотетически и предполагали 81,82 % испытуемых имеет истощаемое внимание.
Изучая распределение внимание детей младшего школьного возраста с ММД, мы получили следующий результат: 40,91% имеют распределение внимания на очень низком уровне. 40,91% характеризуется низким распределением внимания. И лишь у 18,18% распределение внимания находится ниже средней возрастной нормы.
В третьей главе нами была представлена психологическая программа по коррекции особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями. В содержании программы мы выделили пять направлений работы психолога, направленных на коррекцию особенностей внимания изучаемой категории детского возраста.
По результатам проведенного нами исследования, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза экспериментально подтвердилась. Внимание всех испытуемых, имеет следующие характеристики: недостаточный для возрастной нормы объём, слабое распределение, медленное переключение, недостаточную устойчивость и сосредоточенность (концентрацию) внимания, истощаемый характер внимания.
Большинство авторов придерживается мнения, что внимание в отличие от восприятия и мышления, своего содержания не имеет, а проявляется внутри них, по их мнению результатом внимания является улучшение любого психического действия, на котором оно сосредоточивается; а с другой стороны, исследователями экспериментально подтверждается, что внимание это всё-таки самостоятельный психический процесс, так как имеет свой специфический продукт и собственные психофизиологические механизмы.
Но, всеми исследователями подчёркивается, что внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно - необходимое условие выполнения любой деятельности. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.
В первой главе нами были изучены особенности развития внимания у детей в норме и у детей с минимальными мозговыми дисфункциями. Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что несмотря на то, что с каждым годом увеличивается число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (Н.Н. Заваденко,2005; О.И. Романчук, 2010), до настоящего момента в психологическом плане нет четких критериев и диагностических методик для постановки диагноза минимальная мозговая дисфункция.
На экспериментально - диагностическом этапе нашего практического исследования в области изучения психологических особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями нами был проведён констатирующий эксперимент по методикам: тест «Тулуз - Пьерона», в интерпретации и адаптации Л.Я. Ясюковой; «Таблицы Шульте» [70]; «Корректурная проба» Б. Бурдона [90]; «Пьерона - Рузера», в модификации М.П. Кононовой [82]; «Изучение распределения внимания».
Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярская школа №7» с учениками 2 «а» и 2 «б» класса, у которых в анамнезе присутствует наличие перинатального поражения центральной нервной системы и гипертензионный синдром, в количестве 22 человек, в возрасте 8 - 9 лет.
В ходе экспериментального исследования мы изучили, следующие свойства внимания: устойчивость, концентрацию, объём, распределение и переключение.
Результаты констатирующего эксперимента по методике «Тулуз-Пьерона» показали, что 68,18% имеют развитие концентрации внимания на уровне патологии, а у остальных 31,82% концентрация развита слабо.
Среди наших испытуемых нами были выделены следующие типы минимальной мозговой дисфункции: 36,36% имеют астеничный тип развития внимания; 18,18% детей характеризуются реактивным типом минимальной мозговой дисфункции; ригидный тип только у 9,09% испытуемых; с активным типом, 13,64%; а с субнормальным типом 22,73%.
На все остальные методики мы ввели нами разработанную типологию, для качественного анализа эксперимента, так как по всем методикам были получены результаты, свидетельствующие о низком развитии свойств внимания у наших испытуемых.
13,64% испытуемых с очень низким уровнем развития объёма внимания, 50% имеют низкий уровень развития объёма внимания, уровень развития объёма внимания ниже средней возрастной нормы, по нашей типологии имеют 36,36% испытуемых.
Очень низкий уровень развития концентрации внимания у 22,73% испытуемых, с низким уровнем развития 59,09%, и лишь у 18,18% концентрация находится на уровне развития ниже средней возрастной нормы.
С очень низким уровнем развития устойчивости внимания, в исследуемой нами выборке оказалось 22,72%, низким уровнем развития устойчивости внимания, в нашем исследовании характеризуется 59,1% испытуемых; устойчивость внимания, соответствующая уровню развитию устойчивости внимания ниже средней возрастной нормы у 18,18% испытуемых.
Изучая переключение внимания, мы получили следующий результат: 59,1 % испытуемых имеет очень низкое развитие переключения внимания. Переключение внимания на низком уровне развития у 31,82%. И лишь, у 9,08% испытуемых переключение внимания можно охарактеризовать, как развитое ниже средней возрастной нормы.
Детей, которых характеризует врабатываемость внимания по результатам нашего исследования не обнаружено; внимание 18,18% испытуемых носит скачкообразный характер; и как мы гипотетически и предполагали 81,82 % испытуемых имеет истощаемое внимание.
Изучая распределение внимание детей младшего школьного возраста с ММД, мы получили следующий результат: 40,91% имеют распределение внимания на очень низком уровне. 40,91% характеризуется низким распределением внимания. И лишь у 18,18% распределение внимания находится ниже средней возрастной нормы.
В третьей главе нами была представлена психологическая программа по коррекции особенностей внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями. В содержании программы мы выделили пять направлений работы психолога, направленных на коррекцию особенностей внимания изучаемой категории детского возраста.
По результатам проведенного нами исследования, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза экспериментально подтвердилась. Внимание всех испытуемых, имеет следующие характеристики: недостаточный для возрастной нормы объём, слабое распределение, медленное переключение, недостаточную устойчивость и сосредоточенность (концентрацию) внимания, истощаемый характер внимания.
Подобные работы
- Психокоррекционная программа развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - Оптимизация общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Гиперактивность детей младшего школьного возраста и ее коррекция
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Гиперактивность детей младшего школьного возраста и её коррекция
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2023 - Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Специфика группового психологического консультирования детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2020 - Влияние комплексной коррекционной работы на психическое
развитие младших школьников с признаками гиперактивности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017



