Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Память как психический процесс 8
1.2. Психологические особенности детей с задержкой психического развития
1.3. Современное состояние изучения опосредованной памяти младших
школьников с задержкой психического развития
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение опосредованного запоминания
младших школьников с задержкой психического развития
2.1. Организация и методики исследования 38
2.2. Особенности опосредованного запоминания младших школьников
с задержкой психического развития
Выводы по второй главе 55
Глава III. Психологическая программа коррекции опосредованного
запоминания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции опосредованного
запоминания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 56
3.2. Основные направления, формы, методы психологической
коррекции опосредованного запоминания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 69
Выводы по третьей главе 77
Заключение 80
Список использованной литературы 84
Приложения
Актуальность исследования. На современном этапе развития образования и его направленность на личностно-ориентированный подход к ребенку, проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития приобретает особую значимость. Поскольку, многими педагогами и психологами поднимается вопрос о значительном росте младших школьников, имеющих задержку психического развития различного генеза.
Проблемами исследования и развития опосредованной памяти в детском возрасте занимались такие отечественные педагоги и психологи как Л. С. Выготский (1932), Б. В. Зейгарник (1925), А. Н. Леонтьев (1928), А. Р. Лурия (1930), С. Л. Рубинштейн (1951) и другие.
Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте и предполагает усвоение ребенком большого количества информации, что непосредственно зависит от уровня развития его опосредованной памяти.
У детей с задержкой психического развития на фоне первичной сохранной когнитивной деятельности наблюдается недоразвитие высших психических функций, которое сопровождается повышенной
отвлекаемостью, неумением обдумать и сосредоточиться над заданием, предлагаемым взрослым. Все это приводит к неуспеваемости детей в массовой школе.
Таким образом, память как высшая психическая функция, участвует в усвоении знаний, умений и навыков в период школьного обучения. Поэтому, при благоприятном становлении мнемических способностей, а также организации коррекционной работы по развитию памяти, к концу обучения в начальной школе, возможен прогресс в развитии опосредованной памяти детей с задержкой психического развития.
Проблема исследования: поскольку главную роль в обучении и воспитании занимает осмысленное запоминание, а младший школьный возраст является сенситивным для становления высших форм произвольного запоминания, целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Для того, чтобы развивающая работа была эффективной необходимо провести качественную диагностику опосредованной памяти младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования - опосредованное запоминание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - изучение опосредованного запоминания младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования - изучить опосредованное запоминание у младших школьников с задержкой психического развития, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции по развитию опосредованного запоминания младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: Мы исходили из следующих предположений:
- у школьников с задержкой психического развития снижены качество и скорость запоминания информации, наблюдаются нарушения избирательности, снижение процессов памяти: сохранения и
воспроизведения, снижена способность выстраивать ассоциативные связи между понятием и его образом;
- эффективность коррекции нарушений опосредованного запоминания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции опосредованной памяти.
Задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности произвольного запоминания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу коррекции опосредованного запоминания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- ключевые положения теории развития высших психических функций, в том числе опосредованного запоминания (Л.С. Выготский (1926); П.Я. Гальперин (1989), (2002); А.Н. Леонтьев (2007));
- ключевые положения отечественной психологии об единстве закономерностей нормального и нарушенного развития (А.Р. Лурия (1978); Б.Г. Ананьева (1960); Л.С. Выготского (1926); В.И. Лубовского (1981));
- об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Г.Е. Сухарева (1965), Т.А. Власова (1973), М.С. Певзнер (1973), К.С. Лебединская (1982), В.И. Лубовский (1981), И.Ф. Марковская (1989) и др.);
- об особенностях произвольного запоминания детей с задержкой психического развития (К.С. Лебединской (2005); Б.В. Лубовского (1981); И.И. Мамайчук (2004); О.В. Защиринской (2004));
- научно-методологические подходы и принципы составления психокоррекционных программ (И.Ю. Левченко (2000); И.И. Мамайчук (2006); У.В. Ульенкова (2002));
- работы по исследованию взаимосвязей развития памяти с развитием интеллектуальных способностей (A.A. Смирнова (1978), Д.Б. Эльконина (1981).
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, количественный и качественный анализ полученных результатов. В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика исследования опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева (1928) [63, с.36].
2. Методика «Пиктограмма» (опосредованное запоминание) А.Р. Лурия (1930) [63, с.26].
3. Исследование опосредованного запоминания (методика 10 слов) А.Р. Лурия (1930) [63, с. 33].
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе КГБОУ «Красноярская школа № 7». В эксперименте приняли участие учащиеся 1, 1 (доп.) «А», 1, 1 (доп.) «Б» класса, в количестве 30 из них 16-мальчиков, 14-девочек, с клиническим диагнозом F 80 - «Задержка психического развития». Возраст испытуемых 7-9 лет.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2018 г. по 2020 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (октябрь 2018 - декабрь 2018). Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния.
Констатирующий этап (январь 2019 - май 2019) - выявление особенностей развития опосредованного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (октябрь 2019 - январь 2020) - разработка и реализация программы психологической коррекции опосредованного запоминания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Контрольный этап (февраль 2020 - май 2020) - состоял в обработке результатов формирующего эксперимента, в анализе полученных проверке эффективности программы коррекции
опосредованного запоминания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить современное состояние изучения проблемы развития опосредованного запоминания у детей, научные представления, раскрывающие особенности опосредованного запоминания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности опосредованного запоминания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и его психологическую коррекцию посредством развития опосредованного запоминания могут быть использованы специалистами, работающими со школьниками с ЗПР.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 107 источник). Включает 10 приложений. Работа проиллюстрирована 8 таблицами, 6 гистограммами.
Выпускная квалификационная работа была посвящена экспериментальному изучению опосредованного запоминания младших школьников с задержкой психического развития. На основании проведенного теоретического анализа мы определили, что память является следовой формой психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого. Главную роль в обучении и воспитании занимает осмысленное запоминание. Младший школьный возраст является периодом для становления высших форм произвольного запоминания. Память детей с задержкой психического развития отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития.
У детей с задержкой психического развития ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, отмечается снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной. У таких детей заметно преобладает наглядная память над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения; недостаточный объем и точность запоминания.
Нами было проведено экспериментальное исследование на базе КГБОУ «Красноярская школа № 7». В эксперименте приняли участие учащиеся 1, 1 (доп.) «А», 1, 1 (доп.) «Б» класса, в количестве 30 человек, из них 16- мальчиков и 14-девочек, с клиническим диагнозом F 80 - «Задержка психического развития». Возраст испытуемых 7-9 лет.
В психодиагностическое обследование были включены следующие методики: методика исследования опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева (1928); методика «Пиктограмма» А.Р. Лурия (1930); методика «10 слов» А.Р. Лурия (1930).
Экспериментальное изучение опосредованной памяти младших школьников с задержкой психического развития позволил выявить следующее:
1. По методике опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева (1928) показано, что 9 (30%) школьников имеют средний уровень опосредованной памяти; для 15 (50%) школьников характерен уровень ниже среднего, указывающий на затруднения в установлении и объяснении связей при опосредованном запоминании; для 6 (20%) школьников характерен низкий уровень развития опосредованной памяти, проявляющийся в сниженной способности удержания опосредствованных связей и их воспроизведения.
2. По методике «Пиктограмма» (опосредованное запоминание) А.Р. Лурия (1930) выявлено, что у 21 (70%) младших школьников с ЗПР присутствует низкий уровень опосредованного запоминания, а у 9 (30%) школьников очень низкий уровень запоминания. Это свидетельствует о том, что у младших школьников с ЗПР присутствуют заметные нарушения мышления, снижена работоспособность, снижено качество и скорость запоминания информации, присутствуют трудности в установлении ассоциативных связей между понятием и его образом.
3. По методике «10 слов» А.Р. Лурия выявлено, что у 18 (60%) младших школьников преобладает нормативный уровень запоминания информации. Для 12 (40%) учеников свойственен низкий уровень продуктивности кратковременной и долговременной памяти. Следует отметить, что школьники заучивают и воспроизводят меньшее количество слов во время первых трех прослушиваний, что говорит о недостаточном уровне развития кратковременной памяти. Начиная с четвертой попытки, процесс воспроизведения увеличивается, дети меньше допускают ошибки, и меньше пропускают выученные слова. Однако общее количество воспроизведенных слов свидетельствует об уровне развития долговременной памяти в диапазоне ниже среднего. И указывает на нарушение произвольной деятельности школьников, которая проявляется в сниженном контроле и управлением поведением и учебной деятельностью.
Таким образом, мы подтвердили наше И предположение на констатирующем этапе исследования о том, что !у (младших школьников с задержкой психического развития снижены качество и скорость запоминания информации, наблюдаются нарушения избирательности, снижение процессов памяти: сохранения и воспроизведения, снижена способность выстраивать ассоциативные связи между понятием и его образом.
Нами был организован формирующий эксперимент с детьми 1, 1 (доп.) «А» и 1, 1 (доп.) «Б» класса, а потом был проведён - контрольный эксперимент. Разработанная нами программа включала следующие основные направления коррекции: развитие объема памяти и скорости запоминания; развитие произвольной памяти; развитие логической и ассоциативной памяти; опосредованной памяти; прочности запоминания; слухоречевой, кратковременной, словесно-логической и долговременной памяти; зрительно-слуховой памяти. В процессе коррекционных занятий нами были использованы в качестве основных следующие методы и средства системной психокоррекции: игры с правилами (дидактические), развивающие упражнения, методы опосредованного запоминания и психогимнастика. Младшие школьники были разделены на экспериментальную и контрольные группы. С экспериментальной группой проводилась коррекционная работа, с контрольной группой нет. В каждую группу вошло по 15 младших школьников с ЗПР.
Сравнительные результаты изучения опосредованного запоминания младших школьников с ЗПР до и после формирующего эксперимента указывают на то, что произошли динамические положительные изменения в его уровне в экспериментальной группе. В контрольной группе не произошло динамических изменений в развитии опосредованного запоминания.
Таким образом, после проведения коррекции у младших школьников с ЗПР улучшилась продуктивность опосредованного запоминания, умственная работоспособность, продуктивность кратковременной памяти, скорость слухоречевого запоминания, объем отсроченного воспроизведения слов, фонематическое восприятие.
Резюмируя вышесказанное, что проведенное экспериментальное исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что эффективность коррекции нарушений опосредованного запоминания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции опосредованной памяти.
1. Агавелян М.Г. Основы детской психопатологии с элементами дефектологии. Челябинск:Издательство ЧГУ, 2016. 99с.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / под ред. КС. Лебединской. М.: Издательский центр «Академия», 1982. 340 с.
3. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания в начальной школе. М.: Просвещение, 1960. 230с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология : [учебник] / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2008.
5. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших с задержкой психического развития: пособие школьного психолога. М.:Школьная пресса, 2006.
6. Белопольская Психологическая диагностика личности детей с
задержкой психического развития. М., 2009.
7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития М.: «ИздательствоНЦ ЭНАС», 2003
8. Болонский П.П. Память мышление. М.:ЛКИ, 2007.208 с.
9. Борисова Ю. В. Особенности представления о будущем подростков-сирот с задержкой психического развития и умственной отсталостью: автореферат и диссертация кандидата психологических наук. СПб., 2005. 23 с.
10. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология, 2003, № 1, С.
11. Былинкина О. В. Временная перспектива и жизненные планы сирот с недоразвитием интеллекта / Коррекционная педагогика. 2004.№ 2(4).
С.72-75.
12. Васильева И. В. Практикум по психодиагностике: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 376 с.
13. Васильева М.А. Игровая деятельность детей, как средство воспитания и пути совершенствования руководства ею. М.: Просвещение. 2013.104 с.
14. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособиедля студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Издательскийцентр «Академия», 2001.440с.
15. Ватина Е. В. Социальный интеллект учащихся с недоразвитием познавательной деятельности: монография.Соликамск, 2011.166с.
16. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2001. 247с.
17. Волков Б.С. Психология младшего школьника: практикум. 6-е изд., исп. и доп. М.: Эксмо, 2010. С.62-91.
18. Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития.- М.,2009 - 205с.
19. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте, М.:Говорящая книга,2012.
20. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. 400 с.
21. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. ( Курс лекций). - М., 2001. - 458 с.
22. Глоба Н. В. Особенности эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития диссертация кандидата психологических наук М.,2008. 182с.
23. Глозман Ж.М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. М, 2006. - 96 с.
24. Готовность к школьному обучению детей шестилетнего возраста
с задержкой психического развития / под ред. В.И. Лубовского, Н.А.
Цыпиной.М.:Издательство«Речь», 1989.283с.
25. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М. Шпицыной. СПб.,2003
26. Диагностика и коррекция задержки развития у детей:пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко.М.: АРКТИ, 2014.
27. Долгова В.И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации: учеб. Пособиедля студентов высш.учеб. заведений. -Челябинск: Издательство «АТОКСО»,2008. 115с.
28. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.: Сфера,2010. 528с.
29. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно -педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. - КАРО, 2013. - 336 с.
30. Завьялова Т.П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. М.: АРКТИ, 2010. 56 с.
31. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб.: Издательство «Речь»,2004. 432с.
32. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития // Хрестоматия для студентов факультета психологии. СПб.: Речь, 2004. 432 с.
33. Звойленко Е. В. Способы оценки личностных результатов
обучения по адаптированной основной образовательной программе начального Н общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития // Специальное образование 2015 № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7sposoby-
otsenkilichnostnyh-rezultatov-obucheniya-po-adaptirovannoyдатаИ обращения: 26.04.2018.
34. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979. С. 207-216.
35. Зинченко П.И. О забывании и воспроизведении школьных знаний // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, по ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис М., Издательство московского университета 1980.
36. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов на Дону : Феникс, 2007. 349.
37. Кагарлицкая Г.С. Что зачем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. Национальный книжный центр: Генезис, 2015. - 110 с.
38. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. М: Издательство «Просвещение»,1995. 434с.
39. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная
олигофренопедагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Владос, 2002. - 208 с.
40. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Издательство «Просвещение», 2004.327с.
41. Коломинский А.М. Человек: психология. - М.: Просвещение, 2004. - 376 с.
42. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 c.
43. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская и др. Под редакцией Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 1998. - 144 с.
44. Лапшин Б.Г., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.:
Издательство«Коменс -центр», 1990.340с.
45. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская и др. Под редакцией Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 1998. - 144 с.
46. Лебедева П.Д. Коррекционная ^логопедическая работа со
школьниками с задержкой тсихического развития:рособие для ^чителей и логопедов. СПб.:КАРО, 2004.
47. Лебединская К.С. Альманах института коррекционной
педагогики. 2005. № 9/05. [Электронный ресурс]
URL:https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/Режим доступа: 05.05.2018.
48. Лебединский В.В. Нарушение шсихического развития у детей /
B. В.Лебединский.М.: Издательство «Просвещение», 1991.278с.
49. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 412 с.
50. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Просвещение, 1985. - 570 с.
51. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах исследования школьников.// Вопросы психологии. - 1978. - №4. -
C. 98¬
52. Литовченко И. С. Особенности самосознания В подростков, имеющих в анамнезе задержку психического Н развития церебрально-органического генеза// Дефектология. 2015. №5. С.59-63.
53. Лубовский В.И., Переслени Л.И. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 1981. 119с.
54. Лютова К. К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб. Издательство «Речь», 2005. 190 с.
55. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: Издательство «Просвещение»,2007. 324с.
56. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - 415 с.
57. Маллер А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: Издательство «Просвещение», 1999. 280с.
58. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.:АРКТИ, 2015.
59. Мамайчук И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб. :Речь, 2004.352 с.
60. Мейман Э. Очерки экспериментальной педагогики, перевод с немецкого А.П. Болтунова. М.:Мир, 1922
61. Мурафа С.В. Мнемические способности младших школьников с задержкой психического развития: авто реферат на соискание кандидата психологических наук. М, 2012. 27 с.
62. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 г. - 400 с.
63. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
64. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. - 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: - 688 с.
65. Новикова И. М. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития : автореферат и диссертация по ВАК РФ кандидата психологических наук Мартынова Н.И., 2007.24 с.
66. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.:
Просвещение, 1999. - 382 с.
67. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи.- М., 2004 - 195с.
68. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480 с
69. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология.- 2009.- 253 с.
70. Пекишева Е. В. Особенности вербализации представлений об окружающем мире у дошкольников L задержкой психического|развития (на примере вербального ассоциирования) //Дефектология.2013.№ 1.С.40-49.
71. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников.- М., 2006 - 159 с.
72. Подласый И.П. Курс лекцийро коррекционной педагогике.М.: Издательский дом«Академия», 2012. 228с.
73. Подласый И.П. Педагогика/ И.П. Подласый. - М.: 2006. - 389 с.
74. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под. ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -234 с.
75. Примерная адаптированная основная образовательная программа
начального общего образования рля детей с задержкой психического
развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://minobr.gov- murman.ru/files/Lows/Gener edu/OVZ/07.pdf.Режим доступа: 04.05.2018.
76. Программы для общеобразовательных учреждений.
Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I - IV).
Подготовительный класс / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Школьная пресса, 2004.
77. Программы для специальных (коррекционных)
общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. Подготовительный класс. М.:ПАРАДИГМА, 2012.
78. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / под ред. проф. У. В. Ульенковой. СПб.: Питер, 2007.304 с.
79. Психология ребенка / под. ред. Б. Инхельдер, Ж. Пиаже. 18-е изд. СПб.:Питер, 2003.
80. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для высших ученых заведений СПб.: Питер, 2007. 712 с.
81. Самойленко Е. В. Особенности полоролевой социализации подростков (мальчиков) с задержкой психического развития в условиях депривации отцовского влияния: автореферат и диссертация по ВАК РФ кандидата психологических наук. Н. Новгород.2005.26с.
82. Семенова Л. Э. Становление ребёнка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онтогенеза и дизонтогенеза: диссертация доктора психологических наук /Л.Э. Семенова.Н.Новгород, 2010.521с.
83. Сергеева И.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации - М.: КНОРУС, 2016 г. - 112с.
84. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / автор-составитель Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 130 с.
85. Слободняк Н. Психологические основы успешности учебно-воспитательного процесса в школе // Воспитание школьников. - 2005. № 6. - 48с.
86. Специальная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под редакцией В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
87. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 456 с.
88. Стебляк Е. А. Внутренний мир развивающейся личности при нормальном и нарушенном развитии.- Омск, 2013. 272 с.
89. Стебляк Е.А. Коррекция распознавания и понимания интонаций у
детей с задержкой психического развития: диссертация кандидата
педагогических наук. СПб., 2002.208 с.
90. Стебляк Е. А. Проблемы конструирования картины мира ребёнка с психическим недоразвитием // Наука и общество: проблемы современных исследований: сборник научных статей / под ред. А. Э. Еремеева. Омск: Издательство НОУ ВПО «ОмГА»,2012. С.286-293
91. Стебляк Е. А. Формирование социальных представлений лиц с интеллектуальной недостаточностью: учебное пособие в 3-х ч. Ч. 1 / Е. А. Стебляк. Омск:Полиграф. Центр «Татьяна»,2015. 202с.
92. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология 2-е изд./ Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 88 с.
93. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. 192 с.
94. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. М.,2008.
95. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика,1990. 184 с.
96. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Академия, 2007. 176 с.
97. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 2012.368 с.
98. Филиппова Н.В. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 10. 2015.С.256-262.
99. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - 3-е изд., доп. - М.: Институт практической психологии, 2005. - 304 с.