Психолого-педагогическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 10
§1.1. Проблема внимания в психологии 10
§1.2. Становление внимания в младшем школьном возрасте 16
§1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания учащихся с задержкой психического развития 22
Выводы по первой главе 25
Глава II. Экспериментальное изучение свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 26
§2.1. Организация, методы и методики исследования 26
§2.2. Особенности свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 33
Выводы по второй главе 52
Глава III. Психолого-педагогическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 55
§3.1. Научно-методологические подходы к коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 55
§3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 65
§3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 79
Выводы по третьей главе 97
Заключение 98
Список литературы 103
Приложение 112
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 10
§1.1. Проблема внимания в психологии 10
§1.2. Становление внимания в младшем школьном возрасте 16
§1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания учащихся с задержкой психического развития 22
Выводы по первой главе 25
Глава II. Экспериментальное изучение свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 26
§2.1. Организация, методы и методики исследования 26
§2.2. Особенности свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 33
Выводы по второй главе 52
Глава III. Психолого-педагогическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 55
§3.1. Научно-методологические подходы к коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 55
§3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 65
§3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 79
Выводы по третьей главе 97
Заключение 98
Список литературы 103
Приложение 112
Актуальность исследования. Сегодня в условиях современной образовательной среды с проблемой произвольного внимания в её практическом плане приходится сталкиваться любому педагогу, работающему в сфере начального образования. Учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом.
Очень часто это является следствием недостаточности внимания, прежде всего произвольного, ведущего в учебной деятельности школьников. В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта меняются сами требования к качеству и результатам обучения.
Основную группу неуспевающих школьников составляют дети с задержкой психического развития, у которых отмечается замедленный темп развития всех познавательных психических процессов: ощущения, воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи (Т.Г. Неретина, 2014; Е.Н. Соловьёва, 2017).
Целью сегодняшнего образования является самостоятельное, познавательное и общекультурное развитие, обеспечивающее такую компетенцию как умение учиться. Данная цель может быть достигнута, только если у человека, начиная с самого младшего школьного возраста, будет сформировано произвольное внимание. Ведь ни одна деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает.
Современная система образования нацелена на реализацию принципа равных возможностей в области образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Инклюзивное образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.
Дети с задержкой психического развития часто делают ошибки, непроизвольно отвлекаются от основного вида деятельности на явления или собственные мысли, которые не имеют никакого отношения к учебному материалу урока, ребёнок не способен сосредоточится на той или иной информации или выполняемом задании. Поэтому вопрос о формировании и развитии произвольного внимания, который является одним из главных в учебной деятельности, стоит очень остро.
Внимание как психическое явление, исследуется многими учёными, прежде всего, Л.С. Выготским (1928), К.К. Платоновым (1972), П.Я. Гальпериным (1974), В.В. Богословским (1981), А.А. Люблинской (1977). Они отмечают, что чаще всего учащиеся младшего школьного возраста страдают от рассеянности, невнимательности, отвлекаемости. Это связано с тем, что более высокий уровень развития различных свойств внимания достигается лишь к 9-10 годам.
Изучению произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посвящены работы учёных: Т.А. Власовой (1996), Л.Н. Блиновой (2002), В.В. Лебединского (1985), Е.А. Ветровой (2016), А.А. Осиповой (2001). В своих исследованиях они указывают на то, что внимание таких детей в отличие от сверстников с нормативным уровнем развивается иначе. У учащихся наблюдается нарушение внимания, которое проявляется в высокой отвлекаемости, неустойчивости, в преобладании непроизвольного внимания, в слабой концентрации, низком распределении и переключаемости, и в малом объёме.
Недостатки внимания у детей с задержкой психического развития обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы (И.Л. Баскакова, 1982; А.Р. Лурия, 2006; Е.Д. Хомская, 1979 и др.), что приводит к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий.
Исследования современных ученых (Н.Ф. Добрынина, 2003; Н. В. Бабкиной, 2006; Н.П. Локаловой, 2006; Т. Д. Пускаевой, 2009; Л.Ф. Чупрова, 2008; Л.А. Ясюковой, 2005) доказывают эффективность коррекции произвольного внимания изучаемого контингента школьников при условии организации специальных программ, учитывающих особенности психической деятельности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки программ психологической коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития остаются мало изученными.
Об этом свидетельствует недостаточная представленность комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогики детей с задержкой психического развития.
Практика обучения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показала необходимость своевременного изучения и коррекции такого психического процесса, как внимание, для успешного протекания учебной деятельности.
Существуют противоречия в данной проблеме, которые следует разрешить:
— возрастает количество школьников с задержкой психического развития, у которых выражены стойкие нарушения произвольного внимания, и в то же время мало разработано современных технологий психологической коррекции данного процесса у детей;
— существуют многочисленные психолого-педагогические исследования о феноменологической сущности внимания, его содержании, механизмах, но фрагментарно описана данная проблема в контексте учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
— разработаны различные упражнения по развитию внимания младших школьников, однако нет системы своевременной диагностической, коррекционной и профилактической работы по своевременной коррекции трудностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Таким образом, произвольное внимание, является одним из основных составляющих успешности в обучении младшего школьника с задержкой психического развития, его несформированность или недостаточная сформированность приводит к большим проблемам в обучении.
Проблема исследования заключается в том, что одним из условий успешного обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение особенностей произвольного внимания данной категории учащихся. Многочисленные исследования показывают, что потенциальные возможности развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте ещё недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Объект исследования: особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: недостаточный для возрастной нормы объем, устойчивость, концентрация, медленное переключение и распределение внимания. Эффективность психологической помощи при имеющихся нарушениях свойств произвольного внимания у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии своевременной коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Методы исследования. В соответствии с целью, гипотезой и задачами, применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение; экспериментальные методы - констатирующий эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. «Проба на внимание» П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой (1992) [75, с.30].
2. «Корректурная проба» интерпретация теста Бурдона (буквенный вариант) (1895) [75, с.15].
3. «Красно-чёрная таблица» Н.М. Горбова (1996) [75, с.34].
Теоретической и методологической основой исследования являются положения отечественной психологии:
- о внимании как функции контроля за психической деятельностью П.Я. Гальперина (1958);
- о внимании как функции отражения С.Л. Рубинштейна (1989);
- концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1991);
- об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова (1973), М.С. Певзнер (1973), Л.Ф. Чупров (1974) и др.);
- об особенностях произвольного внимания детей с задержкой психического развития (М.С. Певзнер (1973), Л.И. Переслени (1990), Г.И. Жаренкова (1967) и др.);
Организация исследования: Базой для реализации исследования явилось КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №7». В эксперименте участвовало 20 учащихся 1 дополнительных классов (учащиеся второго года обучения) и 20 учащихся 4 классов. Возраст испытуемых 8-9 и 10-11 лет соответственно. Общий объем экспериментальной выборки составил 40 учащихся, из них 22 мальчика и 18 девочек. В исследовании принимали участие школьники, имеющие заключение ПМПК «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Процесс исследования произвольного внимания осуществлялся в четыре этапа с ноября 2019 года по апрель 2020 года.
Подготовительный этап (ноябрь 2019 - декабрь 2019). Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния.
Констатирующий этап (декабрь 2019 - январь 2020) - выявление особенностей развития произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (январь 2020 - февраль 2020) - разработка и реализация программы психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Контрольный этап (февраль 2020 - апрель 2020) - состоял в реализации контрольного эксперимента, в анализе полученных результатов эмпирического исследования и оценке эффективности психологической программы по коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов исследования, полученных нами на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что представленные материалы и результаты позволят расширить, углубить и систематизировать представления по проблеме изучения свойств произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития и их своевременную коррекцию.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и его психологическую коррекцию посредством развития свойств произвольного внимания могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список литературы (в количестве 86 источников), 13 приложений. Работа проиллюстрирована 15 таблицами, 10 гистограммами
Очень часто это является следствием недостаточности внимания, прежде всего произвольного, ведущего в учебной деятельности школьников. В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта меняются сами требования к качеству и результатам обучения.
Основную группу неуспевающих школьников составляют дети с задержкой психического развития, у которых отмечается замедленный темп развития всех познавательных психических процессов: ощущения, воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи (Т.Г. Неретина, 2014; Е.Н. Соловьёва, 2017).
Целью сегодняшнего образования является самостоятельное, познавательное и общекультурное развитие, обеспечивающее такую компетенцию как умение учиться. Данная цель может быть достигнута, только если у человека, начиная с самого младшего школьного возраста, будет сформировано произвольное внимание. Ведь ни одна деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает.
Современная система образования нацелена на реализацию принципа равных возможностей в области образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Инклюзивное образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.
Дети с задержкой психического развития часто делают ошибки, непроизвольно отвлекаются от основного вида деятельности на явления или собственные мысли, которые не имеют никакого отношения к учебному материалу урока, ребёнок не способен сосредоточится на той или иной информации или выполняемом задании. Поэтому вопрос о формировании и развитии произвольного внимания, который является одним из главных в учебной деятельности, стоит очень остро.
Внимание как психическое явление, исследуется многими учёными, прежде всего, Л.С. Выготским (1928), К.К. Платоновым (1972), П.Я. Гальпериным (1974), В.В. Богословским (1981), А.А. Люблинской (1977). Они отмечают, что чаще всего учащиеся младшего школьного возраста страдают от рассеянности, невнимательности, отвлекаемости. Это связано с тем, что более высокий уровень развития различных свойств внимания достигается лишь к 9-10 годам.
Изучению произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посвящены работы учёных: Т.А. Власовой (1996), Л.Н. Блиновой (2002), В.В. Лебединского (1985), Е.А. Ветровой (2016), А.А. Осиповой (2001). В своих исследованиях они указывают на то, что внимание таких детей в отличие от сверстников с нормативным уровнем развивается иначе. У учащихся наблюдается нарушение внимания, которое проявляется в высокой отвлекаемости, неустойчивости, в преобладании непроизвольного внимания, в слабой концентрации, низком распределении и переключаемости, и в малом объёме.
Недостатки внимания у детей с задержкой психического развития обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы (И.Л. Баскакова, 1982; А.Р. Лурия, 2006; Е.Д. Хомская, 1979 и др.), что приводит к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий.
Исследования современных ученых (Н.Ф. Добрынина, 2003; Н. В. Бабкиной, 2006; Н.П. Локаловой, 2006; Т. Д. Пускаевой, 2009; Л.Ф. Чупрова, 2008; Л.А. Ясюковой, 2005) доказывают эффективность коррекции произвольного внимания изучаемого контингента школьников при условии организации специальных программ, учитывающих особенности психической деятельности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки программ психологической коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития остаются мало изученными.
Об этом свидетельствует недостаточная представленность комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогики детей с задержкой психического развития.
Практика обучения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показала необходимость своевременного изучения и коррекции такого психического процесса, как внимание, для успешного протекания учебной деятельности.
Существуют противоречия в данной проблеме, которые следует разрешить:
— возрастает количество школьников с задержкой психического развития, у которых выражены стойкие нарушения произвольного внимания, и в то же время мало разработано современных технологий психологической коррекции данного процесса у детей;
— существуют многочисленные психолого-педагогические исследования о феноменологической сущности внимания, его содержании, механизмах, но фрагментарно описана данная проблема в контексте учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
— разработаны различные упражнения по развитию внимания младших школьников, однако нет системы своевременной диагностической, коррекционной и профилактической работы по своевременной коррекции трудностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Таким образом, произвольное внимание, является одним из основных составляющих успешности в обучении младшего школьника с задержкой психического развития, его несформированность или недостаточная сформированность приводит к большим проблемам в обучении.
Проблема исследования заключается в том, что одним из условий успешного обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение особенностей произвольного внимания данной категории учащихся. Многочисленные исследования показывают, что потенциальные возможности развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте ещё недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Объект исследования: особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: недостаточный для возрастной нормы объем, устойчивость, концентрация, медленное переключение и распределение внимания. Эффективность психологической помощи при имеющихся нарушениях свойств произвольного внимания у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии своевременной коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Методы исследования. В соответствии с целью, гипотезой и задачами, применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение; экспериментальные методы - констатирующий эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. «Проба на внимание» П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой (1992) [75, с.30].
2. «Корректурная проба» интерпретация теста Бурдона (буквенный вариант) (1895) [75, с.15].
3. «Красно-чёрная таблица» Н.М. Горбова (1996) [75, с.34].
Теоретической и методологической основой исследования являются положения отечественной психологии:
- о внимании как функции контроля за психической деятельностью П.Я. Гальперина (1958);
- о внимании как функции отражения С.Л. Рубинштейна (1989);
- концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1991);
- об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова (1973), М.С. Певзнер (1973), Л.Ф. Чупров (1974) и др.);
- об особенностях произвольного внимания детей с задержкой психического развития (М.С. Певзнер (1973), Л.И. Переслени (1990), Г.И. Жаренкова (1967) и др.);
Организация исследования: Базой для реализации исследования явилось КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №7». В эксперименте участвовало 20 учащихся 1 дополнительных классов (учащиеся второго года обучения) и 20 учащихся 4 классов. Возраст испытуемых 8-9 и 10-11 лет соответственно. Общий объем экспериментальной выборки составил 40 учащихся, из них 22 мальчика и 18 девочек. В исследовании принимали участие школьники, имеющие заключение ПМПК «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Процесс исследования произвольного внимания осуществлялся в четыре этапа с ноября 2019 года по апрель 2020 года.
Подготовительный этап (ноябрь 2019 - декабрь 2019). Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния.
Констатирующий этап (декабрь 2019 - январь 2020) - выявление особенностей развития произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (январь 2020 - февраль 2020) - разработка и реализация программы психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Контрольный этап (февраль 2020 - апрель 2020) - состоял в реализации контрольного эксперимента, в анализе полученных результатов эмпирического исследования и оценке эффективности психологической программы по коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов исследования, полученных нами на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что представленные материалы и результаты позволят расширить, углубить и систематизировать представления по проблеме изучения свойств произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития и их своевременную коррекцию.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и его психологическую коррекцию посредством развития свойств произвольного внимания могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список литературы (в количестве 86 источников), 13 приложений. Работа проиллюстрирована 15 таблицами, 10 гистограммами
Данные специальной и клинической психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространённых форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что задержка психического развития влияет на работоспособность, умственную активность, произвольную сферу учащегося, возможности его самоуправления, особо актуальным для младших школьников становится своевременное изучение и коррекция такого психического явления, как внимание.
Целью исследования явилось изучение особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; разработка и реализация программы психологической коррекции произвольного внимания у данного контингента школьников и определение ее эффективности.
Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нём, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Основным видом внимания выступает непроизвольное внимание, возникающие без какого-либо намерения и усилий. Основными свойствами внимания выявлены: объём, переключение, распределение, концентрация и устойчивость внимания.
Изучению произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посвящены работы ученых: Т.А. Власовой (1996), Л.Н. Блиновой (2002), В.В. Лебединского (1985), Е.А. Ветровой (2016) , А.А. Осиповой (2001).
В процессе исследования мы предположили, что эффективность коррекции нарушений произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств внимания данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, в процессе которого были использованы следующие методики: «Проба на внимание» П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой (1992); «Корректурная проба» интерпретация теста Бурдона (буквенный вариант) (1895); «Красно-чёрная таблица» Н.М. Горбова (1996).
На этапе констатирующего эксперимента нами была разработана и реализована анкета для учителей по выявлению уровня развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Анализ результатов анкеты показал, что у большинства учеников имеются трудности обучения. Нормативный уровень успеваемости был выявлен у 12 (30 %) учеников из общей выборки. Показатели развития уровня объема, концентрации, устойчивости, распределения внимания ниже возрастной нормы у половины испытуемых, принимавших участие в эксперименте.
В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
1) .схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 8-11 лет);
2) .схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80-
«Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
3) .обучение в классах коррекционно-развивающего и интегрированного обучения.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития: у большинства испытуемых снижена устойчивость и концентрация, отмечаются трудности переключения и распределения, низкий уровень объема внимания, низкая скорость переработки информации, что несомненно мешает усвоению полученных знаний на уроках.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие свойств внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся 1 дополнительного и 4 класса были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 10 учащихся 1 дополнительного класса и 10 учащихся 4 класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
— увеличивать объём внимания;
— усиливать способность к переключению внимания;
— усиливать способность к распределению внимания;
— вырабатывать направленное и концентрированное внимание;
— развивать умение концентрировать сознание (деятельность) на определенном предмете при отвлечении от всего остального;
— вырабатывать устойчивое внимание;
— развивать умение удерживать внимание на определенном предмете или явлении;
— развивать умение выполнять задания быстро, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие свойств внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показали положительную динамику.
Так, анализ результатов по методике «Проба на внимание» П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой (1992) свидетельствуют о снижении признаков нарушенного объёма внимания. После проведения формирующего эксперимента количество учеников с низким уровнем объема внимания не выявлено. Выросли показатели уровня ниже среднего. Динамика среднего уровня внимания составила в двух ЭГ групп составил 60%.
Анализ результатов по методике «Корректурная проба» интерпретация теста Бурдона (буквенный вариант) (1895) выявлено, что увеличилось количество детей со средним уровнем устойчивости внимания и снизились показатели очень низкого уровня устойчивости внимания. Средние показатели увеличились в экспериментальной группе 1 дополнительного класса на 40%, в экспериментальной группе 4 класса на 60%.
Анализ результатов концентрации внимания по методике «Корректурная проба» интерпретация теста Бурдона (буквенный вариант) (1895) выявил увеличение средних показателей в двух экспериментальных группах. Так, в 1 дополнительном классе количество детей со средним уровнем развития данного свойства увеличилось на 50 %, в 4 классе 30 %.
Данные исследования переключения внимания по методике «Корректурная проба» интерпретация теста Бурдона (буквенный вариант) (1895) показали положительную динамику. После формирующего эксперимента в 1 дополнительном классе показатели переключения внимания увеличились на 50 %, в 4 классе на 60%.
По методике «Красно-чёрная таблица» Н.М. Горбова (1996) получена также положительная динамика распределения внимания в экспериментальной группе. После проведения психологической программы коррекции наблюдается уменьшение количества детей с низким уровнем распределения внимания и увеличения школьников со средним уровнем во 1 дополнительном классе на 50%, в 4 классе на 20%.
Результаты исследования позволяют констатировать положительные изменения в сформированности основных свойств внимания у испытуемых.
Проведенное исследование свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показало, что в контрольных группах (КГ) положительная динамика не только не наблюдается, но и диагностируется ухудшение средних показателей.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития» свидетельствуют о положительной динамике в развитии основных свойств внимания.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что эффективность коррекции нарушений произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств внимания у данного контингента школьников.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что задержка психического развития влияет на работоспособность, умственную активность, произвольную сферу учащегося, возможности его самоуправления, особо актуальным для младших школьников становится своевременное изучение и коррекция такого психического явления, как внимание.
Целью исследования явилось изучение особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; разработка и реализация программы психологической коррекции произвольного внимания у данного контингента школьников и определение ее эффективности.
Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нём, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Основным видом внимания выступает непроизвольное внимание, возникающие без какого-либо намерения и усилий. Основными свойствами внимания выявлены: объём, переключение, распределение, концентрация и устойчивость внимания.
Изучению произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посвящены работы ученых: Т.А. Власовой (1996), Л.Н. Блиновой (2002), В.В. Лебединского (1985), Е.А. Ветровой (2016) , А.А. Осиповой (2001).
В процессе исследования мы предположили, что эффективность коррекции нарушений произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств внимания данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, в процессе которого были использованы следующие методики: «Проба на внимание» П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой (1992); «Корректурная проба» интерпретация теста Бурдона (буквенный вариант) (1895); «Красно-чёрная таблица» Н.М. Горбова (1996).
На этапе констатирующего эксперимента нами была разработана и реализована анкета для учителей по выявлению уровня развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Анализ результатов анкеты показал, что у большинства учеников имеются трудности обучения. Нормативный уровень успеваемости был выявлен у 12 (30 %) учеников из общей выборки. Показатели развития уровня объема, концентрации, устойчивости, распределения внимания ниже возрастной нормы у половины испытуемых, принимавших участие в эксперименте.
В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
1) .схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 8-11 лет);
2) .схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80-
«Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
3) .обучение в классах коррекционно-развивающего и интегрированного обучения.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития: у большинства испытуемых снижена устойчивость и концентрация, отмечаются трудности переключения и распределения, низкий уровень объема внимания, низкая скорость переработки информации, что несомненно мешает усвоению полученных знаний на уроках.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие свойств внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся 1 дополнительного и 4 класса были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 10 учащихся 1 дополнительного класса и 10 учащихся 4 класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
— увеличивать объём внимания;
— усиливать способность к переключению внимания;
— усиливать способность к распределению внимания;
— вырабатывать направленное и концентрированное внимание;
— развивать умение концентрировать сознание (деятельность) на определенном предмете при отвлечении от всего остального;
— вырабатывать устойчивое внимание;
— развивать умение удерживать внимание на определенном предмете или явлении;
— развивать умение выполнять задания быстро, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие свойств внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показали положительную динамику.
Так, анализ результатов по методике «Проба на внимание» П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой (1992) свидетельствуют о снижении признаков нарушенного объёма внимания. После проведения формирующего эксперимента количество учеников с низким уровнем объема внимания не выявлено. Выросли показатели уровня ниже среднего. Динамика среднего уровня внимания составила в двух ЭГ групп составил 60%.
Анализ результатов по методике «Корректурная проба» интерпретация теста Бурдона (буквенный вариант) (1895) выявлено, что увеличилось количество детей со средним уровнем устойчивости внимания и снизились показатели очень низкого уровня устойчивости внимания. Средние показатели увеличились в экспериментальной группе 1 дополнительного класса на 40%, в экспериментальной группе 4 класса на 60%.
Анализ результатов концентрации внимания по методике «Корректурная проба» интерпретация теста Бурдона (буквенный вариант) (1895) выявил увеличение средних показателей в двух экспериментальных группах. Так, в 1 дополнительном классе количество детей со средним уровнем развития данного свойства увеличилось на 50 %, в 4 классе 30 %.
Данные исследования переключения внимания по методике «Корректурная проба» интерпретация теста Бурдона (буквенный вариант) (1895) показали положительную динамику. После формирующего эксперимента в 1 дополнительном классе показатели переключения внимания увеличились на 50 %, в 4 классе на 60%.
По методике «Красно-чёрная таблица» Н.М. Горбова (1996) получена также положительная динамика распределения внимания в экспериментальной группе. После проведения психологической программы коррекции наблюдается уменьшение количества детей с низким уровнем распределения внимания и увеличения школьников со средним уровнем во 1 дополнительном классе на 50%, в 4 классе на 20%.
Результаты исследования позволяют констатировать положительные изменения в сформированности основных свойств внимания у испытуемых.
Проведенное исследование свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показало, что в контрольных группах (КГ) положительная динамика не только не наблюдается, но и диагностируется ухудшение средних показателей.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития» свидетельствуют о положительной динамике в развитии основных свойств внимания.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что эффективность коррекции нарушений произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств внимания у данного контингента школьников.
Подобные работы
- Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Психологическая коррекция произвольного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Изучение и коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Изучение и коррекция произвольной памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021



