Реферат 3
Введение 10
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ 16
1.1 Понятие «психологическое время», как предмет научного исследования 16
1.2 Подходы к изучению психологического времени. Особенности
развития и пути формирования психологического времени личности 27
1.3 Возможности группового консультирования для развития
психологического времени 44
Вывод по главе 1 51
Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ 54
2.1 Методическая организация экспериментального исследования
психологического времени личности и обсуждение результатов констатирующего эксперимента 54
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента 69
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента и их обсуждение... 76
Вывод по главе 2 84
Заключение 87
Список используемых источников 90
Приложение
Овладение временем - одна из важнейших задач для развития личности. Умение правильно распоряжаться временем главный фактор успешного становления и саморазвития личности. Ежедневное планирование, определение приоритетов и уважение чужого времени помогут достичь целей и вести сбалансированную жизнь. Время — это самый ценный ресурс, и мы должны уметь им рационально пользоваться. Изучением временной перспективы занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи. Базовые представления о временной перспективе были заложены такими зарубежными исследователями, как Ф. Зимбардо Ж., Нюттен Л., Франк. В отечественной психологии исследования восприятия времени разделились на две группы - исследования психофизиологических процессов (С.Г Геллерштейн, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский, К.Д. Ушинский) и исследования индивидуальнотипологических свойств (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, С.Л. Рубинштейн).
Несмотря на то, что понятие временной перспективы является значимым для современной науки, оно остается неоднозначным и фрагментарным. В научных источниках данное понятие рассматривается как: временное поле действия (Л.С. Выготский), позиции по отношению к своему времени (Д.А. Леонтьев), субъективное отражение жизни (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, Е.И. Головаха), трансспектива (В.И. Ковалев), хронотоп (М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, Н.Н. Толстых и др.), целевая детерминация мотивации (А. Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу), и др.
Несомненно, речь идет о внутреннем времени, или психологическом времени личности. Внутреннее время — это ничто иное, как способность отвлечься от объектов чувств, от внешних обстоятельств и условий, и воспринять вещи и весь окружающий мир такими, какими они объективно являются. Психологическое время играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет нам оценивать события и ситуации, происходящие вокруг нас, и принимать решения на основе наших внутренних переживаний и ощущений. Благодаря психологическому времени мы можем отвлечься от повседневных проблем и находиться в гармонии с собой и миром. Оно помогает нам сосредоточиться на настоящем моменте. Внутреннее время не сводится к хронологии. Кроме того, внутреннее время выступает основой организации собственной деятельности человеческого индивида. Если же по каким-либо причинам развитие внутреннего времени нарушено, это может приводить к явлению, которое называется «прокрастинация». Прокрастинация — склонность, при которой человек откладывает решение задач на последний момент. Это явление в свою очередь приводит к негативным последствиям, например, снижение продуктивности индивида, переживание острых эмоциональных состояний и болезненным психологическим эффектам, повышению тревожности и появлению чувства вины. Управлять своим психологическим временем - значит научиться контролировать свои эмоции, ценности и убеждения, отказаться от привязанности к внешним обстоятельствам. Осознавая важность внутреннего времени, можно лучше понимать себя и окружающих, строить более глубокие и долгосрочные отношения.
Наше внутреннее время - это наш личный ресурс, которым мы можем управлять и распределять между задачами и нуждами. Если мы не умеем правильно управлять своим временем, мы начинаем терять драгоценные минуты и часы на ненужные вещи, что приводит к торможению процесса достижения целей и снижению мотивации. Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо научиться планировать свой день и уделять нужное количество времени на каждое дело. В конечном итоге, умение правильно распоряжаться временем помогает нам достигать успехов в работе и карьере, а также сохранять здоровье и хорошее настроение.
Данная тема является крайне актуальной, очень важно изучать проблему психологического времени личности, так как этот аспект играет важную роль в жизни человека в мире современных технологий и социальных сетей. Изучив теорию по проблеме психологического времени, нами был сделан вывод, что на сегодняшний день данная тема недостаточно изучена, и нет целостной теории психологического времени личности, которая важна для изучения и понимания этапов развития психологического времени личности и создания способов корректировки внутреннего времени личности. Однако это не мешает развивать знания в этой области и проводить многочисленные исследования на эту тему. Ведь формирование психологического времени личности может оказаться очень полезным, в том числе и для тех, кто работает в сфере образования и психологии. Изучение этого аспекта может помочь более эффективно работать с людьми и помочь им в развитии достойного образа жизни.
Цель исследования: разработать и апробировать программу группового психологического консультирования, направленную на развитие психологического времени личности.
Объект исследования: процесс психологического времени личности.
Предмет исследования: групповое консультирование, как средство развития психологического времени личности.
Гипотеза исследования: Мы полагаем, что психологическое время личности характеризуется направленностью на прошлое, настоящее и будущее, организованностью и психологическим восприятием времени. Мы предполагаем, что актуальный уровень сформированности психологического времени детей 7-8 лет характеризуется высоким уровнем гедонистического отношения к настоящему, положительным отношением к прошлому со снижением к концу начальной школы. У подростков повышается ориентация на будущее, гедонистическое отношение к настоящему снижается. Развитие психологического времени возможно в условиях специально организованного цикла консультаций, направленных на развитие психологического времени личности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое изучение феномена психологического
времени и показать динамику развития.
2. Сформировать диагностический комплекс, позволяющий оценить сформированность психологического времени личности.
3. Выявить актуальный уровень сформированность психологического времени у школьников младшего и старшего возраста.
4. Рассмотреть динамику развития психологического времени от 1 к 4 и к 9 классу.
5. Разработать и апробировать цикл психологических консультаций с целью развития психологического времени личности.
6. Проследить динамику в уровнях сформированности психологического времени школьников до и после формирующего эксперимента.
7. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с самоопределением подростков .
2. Эмпирические - тестирование; эксперимент (групповое консультирование).
3. Статистические - методы математической обработки данных.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ Школа № 93. В исследовании приняли участие 60 респондентов, ученики 1, 4 и 9 классов.
Апробация результатов исследования происходила входе организации и проведения групповых консультаций на базе МБОУ Школы № 93. Всего было проведено 10 групповых консультаций.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- теоретические представления о психологическом времени личности: Б.Г. Ананьев, Ш. Бюлер, Головаха Е.И., П. Жане, Кроник А.А.
- работы, описывающие особенности подросткового возраста: в частности, исследования психологических характеристик юношеского возраста в трудах Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, В.С. Мухиной и др.
- исследования в области группового консультирования Дж. Кори, Р Кочунаса и др.
Новизна исследования состоит в подборе диагностического комплекса для исследования уровня развития психологического времени учащихся 1-го, 4-го и 9-го классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении нами динамики развития психологического времени личности в онтогенезе, которая характеризуется изменением восприятия времени и чувством ритма.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы групповых консультаций для работы с детьми младшего и старшего школьного возраста, направленной на развитие психологического времени личности. Результаты исследования могут быть использованы в групповом консультировании, психологических тренингах. Полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе психологов.
Структура диссертации: работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Во Введении мы рассматриваем актуальность работы, цели и задачи исследования, его научную новизну, теоретическую и практическую и значимость диссертации, формулируем положения, выносимые на защиту, а также приводим список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению группового консультирования школьников как способа развития психологического времени личности. Описаны методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента, организация и проведение формирующего эксперимента, результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Сделаны выводы.
В Заключении сформулированы основные результаты диссертационного исследования.
В приложениях представлены таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и программа психологического консультирования.
В данной работе мы рассмотрели понятие психологического времени, различные подходы к его изучению и возрастную динамику развития психологического времени личности.
Подробнее мы рассмотрели особенности развития психологического времени у учащихся 1, 4 и 9 классов, для этого мы использовали опросник временной перспективы Зимбордо, графический тест «круги Коттла» и битовую диагностику «Got rhythm».
Проведенный нами анализ ответов детей из опросника временной перспективы позволил сформулировать следующие выводы: ученики первого класса ориентированы на свое прошлое, они еще не задумываются о планировании своего настоящего и будущего. Это связано с тем, что у первоклассников высокий процент позитивного отношения к прошлому. Также преобладает гедонистическое отношение к настоящему, а именно: они не готовы в полной мере выполнять свои обязанности, которые ограничивают их свободу. К 4 классу у детей гедонистический настрой снижается, но остается наибольшим, вместе с этим растет фаталистическое отношение к настоящему. У учеников 9 класса снижается значение выраженности зоны «гедонистического настоящего» и растет значимость зон «прошлого» и «фаталистического настоящего», это говорит о том, что ученики 9 класса накапливают больше позитивного и негативного опыта прошлого и живя настоящим, полагаются на обстоятельства и пользуются своими текущими возможностями. Значимость зоны «будущего» сравнительно с начальной школы возрастает, но фактически остается наименьшей.
Проведенный анализ ответов по опроснику Зимбордо показал нам, что в процессе взросления от 1 к 4 классу у детей отношение к прошлому с позитивного сменяется негативным, это можно объяснить тем, что дети накапливают негативный опыт. К 9 классу процентное соотношение позитивного и негативного прошлого не отличаются значительно, но позитивное прошлое преобладает, это может говорить о том, что вынесенные уроки были усвоены, и с течением времени тот негативный опыт уже не воспринимается так остро, как у учеников 4 класса.
Благодаря графической методике круги Коттла мы смогли увидеть, что для первоклассников предпочитаемая зона - «настоящее». К 9 классу негативный опыт накапливается, растет процент негативного отношения к прошлому, и ребенок методом проб и ошибок учится планировать и правильно распределять время и приоритеты, таким образом для детей наиболее значимой зоной становится «будущее».
В 9 классе дети более ориентированы на результат, а это снова подтверждает тот факт, что зона будущего становится предпочитаемой. Это мы можем пронаблюдать в сводной таблице по битовой методике, ученики 9 класса набирают более высокий средний балл. Это также связано и с тем, что чувство ритма и двигательно-моторные способности с возрастом стремительно развиваются. Чувство ритма напрямую связано с развитием психологического времени, из чего следует вывод о том, что психологическое время развивается у личности вместе с остальными функциями и тесто связано со многими из них.
Реализация формирующего эксперимента и анализ результатов, полученных в экспериментальной группе показали, что приведенная специфика работы в контексте группового консультирования учащихся 4¬го класса эффективна для развития психологического времени личности. Таким образом, поставленные задачи исследования были выполнены, а гипотеза исследования подтвердилась, то есть процесс развития психологического времени личности эффективен при организации группового консультирования.
Анализ работы позволяет определит её теоретическую и практическую значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении нами динамики развития психологического времени личности в онтогенезе, которая характеризуется изменением восприятия времени и чувством ритма.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы групповых консультаций для работы с детьми младшего и старшего школьного возраста, направленной на развитие психологического времени личности. Результаты исследования могут быть использованы в групповом консультировании, психологических тренингах. Полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе психологов.
1. Аарелайд А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени // Изв. АН ЭССР. Общественные науки. - 1978. - № 27/3. - С. 268-280.
2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психол. журн. 1983. Т. 4. №1
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 302 с.
4. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - Спб.: Питер, 2001. С.5-38, 106-151.
5. Авдеева Н. Н., Микадзе Ю. В., (всего 160 человек) и. д. Большой психологический словарь. Под редакцией Б. Г.Мещерякова, В. П.Зинченко. — ОЛМА-ПРЕСС СПб, 2003. — 672 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. - 249 с.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 232 с.
8. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. - Москва; Воронеж, 2005. - 432 с.
9. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л.И. Анцыферова // Психол. журнал. - 1993.-Т.12, №2. -С.
10. Балонов, Л. Я. О функциональной специализации больших полушарий мозга человека в отношении восприятия времени / Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин, Д. А. Кауфман, Н. Н. Николаенко // Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем. — Л.; АН СССР, 1980. — С. 119-124.
11. Бекасов О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические пробл. психологической теории. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 169-179.
12. Беленькая Л.Я. К вопросу о восприятии временной длительности и его нарушениях // Исслед. по психологии восприятия / Под ред. С.Л. Рубинштейна. - М.: Изд-во АН СССР, 1948. -С.324-358.
13. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. - М.: МПСИ, 1997. -С. 356.
14. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003.
15. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.: Высш. шк., 1998.
16. Бушов, Ю. В. Фазовые взаимодействия между ритмами ЭЭГ в изучении процессов восприятия времени / Ю. В. Бушов, М. В. Светлик //Бюллетень сибирской медицины. — 2014. — № 6. — С. 121-125.
17. Бюлер Ш., Массарик Ф. Жизненный путь человека, 1968. 98 с.
18. Вундт В. Введение в философию / В.Вундт // Под ред.
А.Л.Субботина. -М.: ЧеРо,2001.-354 с.
19. Головаха Е.И., Корник А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. - 201
20. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени//Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука. 1988. - С. 199-215.
21. Головаха, А.А. Кроник //Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Наука,1988.- 243 с. 6.
22. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха //Психология личности в трудах отечественных психологов.-СПб.: Питер,2000.-142 с. 7.
23. Дмитриев А.С. Ориентировка человека во времени (осознанная оценка коротких интервалов времени) // Успехи физиологических наук. -
1980. - № 4. - Т 11. - 47 с.
24. Жане, П. Эволюция памяти и понятия времени / П. Жане // Хрестоматия по общей психологии: психология памяти: учебное пособие / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - Москва: Издательство Московского университета, 1979.
25. Жаров А.М. Восприятие времени, психическое настоящее и неопределенность // Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем / Под ред. Н.И. Моисеевой. - Л.: Наука, 1980. - С. 124-128.
26. Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. - М.: Изд-во МГУ,
1981. - 118 с.
27. Каган, М. С. Время как философская проблема [Текст] / М.С. Каган // Вопросы философии. - 1982. - № 10. - С.117 - 124. 30. Ковалев
В.И. Особенности личностной организации времени // Активность и жизненная позиция личности: Сб. ст. - М.: Педагогика, 1988. - С. 110-127.
28. Кант И. Труды докритического периода. М.: Мысль 1963. Т.1. 255 с.
29. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира // Кант И. Соч. в 6 т. М., 1964. Т 2. С. 381—426.
31. Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. - М.: Наука, 1988. - С. 216-230.
32. Ковалев В.И. Личностное время как предмет психологического исследования // Психология личности и время: Тез. докл. и сообщ. Всесоюз. науч.-теорет. конф. Т 1. - Черновцы, 1991. -С. 4-8.
33. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические пробл. психологической теории. - М.: Наука, 1995. - С. 179-185.
34. Котов-Хроменко В.Е. Типологические особенности высшей нервной деятельности и восприятие времени / В кн.: Проблемы восприятия пространства и времени. - Л.: Наука, 1961. - С. 163-165.
35. Кублицкене Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности / Л.Ю. Кублицкене //Гуманистические проблемы психологической теории. - М.: Наука,1995.-212 с.
36. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии: Сб. ст. - М.: Наука, 1978. - С. 156-172.
37. Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. с англ. - СПб.: Сенсор, 2000б. - 368 с. (Сер. "Мастерская психологии и психотерапии")..
38. Мандрикова Е.Ю. Особенности психологического времени безработных // Вопросы психологии. - 2005. -№ 6. - С. 54-62.
39. Медведев А.М., Судьина И.С. Риски взросления в самосознании молодых людей пятнадцати и двадцати лет // Психологическая наука и образование. 2009. № 2. С. 14-22.
40. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. - 2000. - Т. 1. - № 4. -С. 5-21.
41. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М., 1999. С. 456.
42. Наумова Н.Ф., Пригожин А.И., Горяинов В.П. Связь субъективного времени и социальных характеристик респондентов // Российское общество: социологические перспективы. - М., 2000. - С. 321-342.
43. Нестик Т.А. Отношение личности ко времени и экономическое поведение // Культура и экономическое поведение: Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. - М.: МАКС Пресс, 2011. -
С. 166-189
44. Нестик Т.А. Социальная психология времени. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. - 496 с.
45. Печерская С.А. К вопросу изучения психологического времени в личностном онтогенезе // Личность как субъект управленческой деятельности: сб. статей. - П.: Издательство ПГЛУ, 2014. - Вып. 7.
46. Психология развития: учеб. для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / отв. ред. Т. Д. Марциновская. М., 2001. С. 228.
47. Пономарев М.Ф. О восприятии времени и о тенденции к преждевременному или запаздывающему реагированию // Вопросы психологии. - 1959. - № 1. - С. 99-102.
48. Попова И.М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени // Социологические исследования. -
1999. - № 10. - С. 135-145.
49. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Наука, 1994. - 387 с
50. Разумовский О.С. Время: иллюзия или реальность? (Взгляды К.Гёделя и вслед за ним) // Полигнозис, 1998, № 1. - С. 35 -47.
51. Рубинштейн С.Л. Использование времени (фактическое и желательное) как показатель направленности личности/ С.Л. Рубинштейн //Экспериментальные исследования в патопсихологии. - М: НИИ психиатрии МЗ РСФСРД976.-С.245-253.
52. Современные тенденции и проблемы психологической науки: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения П. М. Якобсона, 17-18 мая 2012 г., г. Уфа, Directmedia, 2015.
53. Спиридонова С.Б. Проблема развития самосознания в детском возрасте // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 10. С. 30-34.
54. Стрелков Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта / Ю.К. Стрелков //Вест. Моск. ун. -та Сер.14, Психология. -1990.-№3.-С.85-91.
55. Сырцова А. Психологическое время: апробация методики Зимбардо по временной перспективе // Вестник Московского Университета, серия «Психология». 2005. №1. С. 97-99.
56. Сырцова А., Митина О.В., Бойд Дж., Давыдова И. С., Зимбардо
Ф., Непряхо Т.Л., Никитина Е.А., Семенова Н. С., Фьёлен Н., Ясная В.А.
94
Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики 2ТР1) // Культурно-историческая
психология. 2007. №4. С. 19-31.
57. Сырцова А., Митина О.В. Возрастная динамика временных ориентации личности // Вопросы психологии. 2008. №2. С. 41-54.
58. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника по временной перспективе Ф. Зимбардо на русскоязычной выборке // Психологический журнал. 2008. №3. С. 101-109.
59. Сырцова А. Молодежная секция РПО: первый опыт проведения совместных исследований // Психологическая газета, 2005, № 11, С. 8-9.
60. Сырцова А. Понятие временных ориентации личности в ракурсе возрастной психологии - концептуальные основы исследования // Материалы XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Том 2, М.: Изд-во МГУ, 2006, С.292-294.
61. Сырцова А. Взаимосвязь статусов идентичности и временных ориентации личности - гипотезы исследования // Материалы V городской научнопрактической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Молодые ученые - московскому образованию», М.: МГППУ, 2006, С. 255¬257.
62. Соколова КС, Сырцова А. Методы изучения временной перспективы // Актуальные проблемы прикладной психологии: материалы конференции. - Калуга: «Эйдос», 2006, С. 243-244.
63. Татко В. Л. Субъективное время: иллюзии и реальность // Пролегомены методологии современной психологии: IX годичные науч. чтения Московского гос. соц. ун-та. М., 2003. С. 683.
64. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М., 1997. 160 с.
65. Фресс П. Восприятие и оценка времени / В кн.: Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1978. - Вып. 6. - С. 88¬135.
66. Фокина И.В. Ценностные ориентации и гражданское самосознание молодежи как взаимодетерминирующие психологические феномены // Система ценностей современного общества. 2010. № 16. С. 240-245.
67. Хомик, В. С., Кроник, А. А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения / В. С. Хомик, А. А. Кроник. // Вопросы психологии, 1988. - № 1. - С. 98-106.
68. Цуканов, Б. И. Качество «внутренних часов» и проблема интеллекта / Б. И. Цуканов // Психол. журн. — 1991. — Т 12., № 3. — С. 38-44.
69. Цуканов Б.И. Время в психике человека. - Одесса: АстроПринт,
2000. - 216 с.
70. Элькин, Д. Г. Восприятие времени / Д. Г. Элькин. — М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 312 с.
71. Элькин Д.Г. Восприятие времени как моделирование // Восприятие пространства и времени. - Л.: Наука, 1969. - С. 76-79.
72. Ялом И. Групповая психотерапия: Теория и практика - Питер, 2022. - С. 60 - 98.
73. Ярская В.Н. Развитие понятия времени // Вопр. философии. - 1981. - № 3. - С. 157-160.
74. Das T.K., Teng B.-Sh. Time and Entrepreneurial Risk Behavior // Entrepreneurship: theory and practice. 1997. V. 22. N 2. P. 69-88.
75. Doob L.W. Patterning of time. - New Haven; London: Jale Univ. press. 1971. - 472 p.
76. Ersner-Hershfield H., Wimmer G.E., Knutson B. Saving for the future self: Neural measures of future self-continuity predict temporal discounting // Social Cognitive & Affective NeuroScience. 2009. V. 4.N 1. P. 85-92.
77. Goldstone S., Boardman W.K., Lhamon W.T., Fason F.L., Jernigan C. Sociometric status and apparent duration. -J. Soc. Psychol. - 1963. - 61. Р. 303¬310.
78. Graham R.J. The role of perception of time in consumer research // Journal of Consumer Research. 1981. N 7. P. 35342.
79. Grant S.J. Perspectives in Time: How Consumers Think About the Future // Advances in Consumer Research. 2003. V. 30. N. 1. P. 143-145.
80. Hall E.T., Hall M.R. Understanding cultural differences. Yarmouth, ME: Intercultural Press. 1990.
81. Hofstede G., Bond M.H. The Confucius connection: From cultural roots to economic growth // Organizational Dynamics. 1988. V. 16(4). P. 4-21.
82. Holman R.H. The Imagination of the Future: A Hidden Concept in the Study of Consumer Decision Making // Advances in Consumer Research / Ed. by K.B. Monroe. Ann Arbor, MI: Association for Consumer Research. 1980. V. 8. P. 187-191.
83. Hornik J. Subjective vs. Objective Time Measures: A Note on the Perception of Time in Consumer Behavior // Journal of Consumer Research. 1984. V. 11. P. 615-618.
84. Jacoby J., Szybillo G., Berning C. Time and consumer behavior: An interdisciplinary overview // Journal of Consumer Research. 1976. N. 2. P. 320¬339.
85. Klos A., Weber E.U., Weber M. Investment Decisions and Time Horizon: Risk Perception and Risk Behavior in Repeated Gambles // Management Science. 2005. V. 51. N 12. P. 1777-1790.
86. Levine R.V., West L.J., Reis H.T. Perception of time and punctuality in the United States and Brasil. - J. Personal. and Soc. Psychol. - 1980. - 38. N 4. Р. 541-550.
87. Lowin A., Hottes J., Sandler В., Bornstein M. The pace of life and sensitivity to time in urban and rural settings: a preliminary study. - J. Soc. Psychol. - 1971. - 83 N 2. Р. 247-253.
88. Maital S., Maital S.L. Time preference, delay of gratification and the intergenerational transmission of economic inequality // Essays in labor market analysis. N.Y. 1978. P. 179-199.
89. Martz E. Future time orientation and employment of individuals with a spinal cord injury: Does current work status reflect a greater orientation toward the future? // Work. 2003. V. 21. N 3. P. 257-263.
90. McDonald W.L. Time use in shopping: the role of personal characteristics // Journal of retaling. 1994. V. 70. N 4. P. 345-365.