Реферат 3
Введение 10
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЙ И СУЩНОСТИ ФРУСТРАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 16
1.1. Сущность и содержание фрустрации в психологической науке 16
1.2. Молодые специалисты как специфическая категория трудовых ресурсов 32
1.3 Формы работы в консультации с молодыми специалистами по преодолению фрустрации 41
Выводы по Главе 1 59
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
УРОВНЯ ФРУСТРАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 62
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 62
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 76
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 97
Выводы по Главе II 104
Заключение 107
Список используемых источников 110
Приложения 117
Последнее время в психологии уделяется большое внимание изучению ярко выраженных психических состояний. Стресс, беспокойство, тревога, ригидность, фрустрация: всё это стало неотъемлемой частью в психике многих людей. Суета современного мира создает напряжение в нашей жизни. Многие стараются сделать всё больше и больше, потому что считают, что только так они смогут приблизиться к счастью и удовлетворению. На самом деле это иллюзия. Поставив для себя множество целей, человек, зачастую, не всегда достигает их.
Проблемой фрустрации занимались как зарубежные, так и отечественные учёные. С. Розенцвейг, К. Левин, П. Сидоров, И. Павлов, Н.Левитов рассматривали фрустрацию как препятствие, барьер, оказывающимися на пути к достижению цели, решению задачи, удовлетворению потребностей.
Состояние фрустрации связано с тем, что когда на пути к достижению поставленных задач личность встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребностей, возникает напряжение, отчаяние, гнев, которые охватывают человека.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что состояние фрустрации свойственно всем людям, но не многие могут с ним справиться ввиду того, что об истоках и причинах подобного состояния знают не многие, а еще меньше они знают о способах борьбы с ним. Для кого -то фрустрация становится толчком, мотивацией, неким стимулом для улучшения работы. Человеку хочется преодолеть возникшее препятствие.
Но самой распространённой реакцией на фрустрацию является возникновение агрессивности, направленной на это самое препятствие.
Мы в своей работе будем рассматривать фрустрацию молодых специалистов в системе образования. Фрустрация на работе - это скрытая эпидемия, медленно расползающаяся по организациям. Именно у категории молодых специалистов фрустрация связана с адаптационным периодом, повышением ответственности, изменением социальной роли.
Фрустрация снижает результативность даже мотивированных, преданных работе людей, которые по-настоящему переживают за свое дело, но не получают от организации полноценной поддержки, необходимой им для реализации поставленных задач. Сосредоточившись на своей работе, эти сотрудники часто скрывают состояние фрустрации, оставляя остальных в неведении относительно своего недовольства.
Особенно важно снижать уровень фрустрации у начинающих работников, чтобы они не разочаровались в выбранной профессии.
Цель исследования - составить и апробировать программу психологических консультаций по преодолению уровня фрустрации молодых специалистов в системе образования.
Объект исследования - процесс преодоления фрустрации молодых специалистов в системе образования.
Предмет исследования - психологическое консультирование как средство преодоления уровня фрустрации молодых специалистов в системе образования.
Гипотеза: фрустрация молодых специалистов характеризуется эмоциональной устойчивостью и положительным фоном основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формирует чувство собственного достоинства, социальную смелость; адекватной самооценкой, ситуация фрустрации не вызывает приступов паники и агрессии, молодой педагог особым образом реагирует на неоправданность ожиданий: чувством стыда, угрызением совести, чувством вины, что часто разрушительно влияет на деятельность и её результаты.
Мы предполагаем, что программа консультативных встреч будет эффективной в преодолении уровня фрустрации. Для этого:
• будут проведены индивидуальные и групповые (с использованием арт-технологий) консультации по специально организованной программе;
• будут использованы методики, техники психологического консультирования для преодоления фрустрации;
• на занятиях будут использованы следующие формы организации деятельности: дискуссии, психологические упражнения, упражнения и техники арт-терапии.
Задачи исследования:
1) рассмотреть термин «фрустрация» в психолого-педагогической литературе;
2) раскрыть содержание понятия «молодые специалисты»;
4) выявить условия эффективной психологической поддержки
специалистов с трудностями в работе в преодолении фрустрации;
5) подобрать диагностический комплекс для определения уровня
фрустрации молодых специалистов;
6) описать актуальный уровень фрустрации молодых специалистов;
7) составить и апробировать программу формирующего эксперимента на основе психологического консультирования молодых специалистов в системе образования по преодолению уровня фрустрации;
8) проследить изменения в уровне фрустрации специалистов до и после формирующего эксперимента;
9) проверить гипотезу исследования с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Опросные методы.
4. Эксперимент (индивидуальное и групповое консультирование с использованием арт-технологий).
5. Методы количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе 3 школ Манского района: МБОУ «Верх-Есаульская ООШ», Шалинская СШ №1, МБОУ «Кияйская СОШ», в нем принимали участие молодые специалисты, работающие в школе менее 3-х лет в возрасте от 23 до 30 лет в количестве 15 человек, из них 14 девушек и 1 юноша.
Научная новизна исследования заключается:
-систематизации, анализе и синтезе теоретических представлений о фрустрации и возможности преодоления её уровня в процессе индивидуального и группового психологического консультирования с использованием арт- технологий;
-в обосновании возможности применения методов индивидуального и группового консультирования с использованием арт-технологий в целях преодоления уровня фрустрации;
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
-исследования в области фрустрации Розенцвейга Л., Левитова Н., Баркера Р. и т.д.;
-труды возрастной психологии: в частности, исследования
психологических характеристик молодого возраста в трудах Э. Эриксона, Ш.Бюлера, В.Ф. Моргуна
-исследования в области индивидуального, группового консультирования с использованием арт-технологий.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что в работе мы обобщили теоретические подходы психологического консультирования, выделили основные подходы к изучению фрустрации. На основе обобщения теоретических знаний разработали программу консультирования как средство преодоления фрустрации молодых специалистов.
Практическое значение исследования состоит в разработке авторской программы консультаций, направленной на преодоление фрустрации с помощью индивидуальных консультаций и групповых консультаций с использованием арт-терапии.. Существенной практической значимостью характеризуется разработанная нами схема консультирования преодоления уровня фрустрации молодых специалистов в системе образования, которая может применяться в профессиональной деятельности консультирующего психолога. Данную программу можно использовать для студентов 5 курса КГПУ им. В.П. Астафьева для более успешной адаптации при выходе на работу и для молодых учителей, только начинающих свою педагогическую деятельность.
Неудовлетворенность социальными достижениями жизни характеризуется неуклонным ростом, а также тенденцией к снижению стрессоустойчивости значительной части населения. Установлено, что неудовлетворенность потребности приводит индивида к фрустрации — психическому состоянию дезорганизации, вызываемому объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми препятствиями на пути к достижению цели, удовлетворению потребностей. В ситуации фрустрации люди ведут себя по-разному. Многие мобилизуют свои внутренние ресурсы, энергично ищут себе новую работу, выбирают и осваивают себе новую профессию или открывают собственное дело. Но так реагируют не все. Иногда реакцией людей является игнорирование интересов других или агрессия, направленная как на других, так и на самого себя. Иногда фрустрация заканчивается тем, что человек становится безразличным ко всему, утрачивает интерес и активность. Данные, полученные в нашем исследовании, свидетельствуют, что неудовлетворенность потребности по-разному влияет на людей.
В данной работе были изучены многие теоретические аспекты такого понятия как фрустрация: это собственно понятие «фрустрация», его составляющие и характеристики, представленные подходы к его изучению.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления уровней фрустрации молодых специалистов в системе образования.
В результате констатирующего эксперимента было выявлено: что у респондентов преобладает средний уровень фрустрационных ожиданий. На данном уровне у испытуемых наблюдается адекватная самооценка, устойчивое эмоциональное реагирование на фрустрацию. В ряде случаев фрустрация у данной группы людей даже может являться толчком к действие, к пересмотру способов достижения цели.
Контрольную группу нашего исследования составляли респонденты с высоким и низким уровнем фрустрации. У людей с высоким уровнем фрустрации наблюдается агрессия, иногда даже ярко выраженная, для них неприемлема критика, они очень тяжело переживают в том случае, когда их ожидания не совпадают с действительностью. Болезненно реагирует на любое поражение и неудачу.
У респондентов с низким уровнем фрустрации наблюдается низкая самооценка, они не стремятся к достижению большего результата, впадают в уныние при фрустрации, однако, думают, что данную ситуацию изменить не способны.
Психологический портрет специалиста со средним уровнем развития фрустрированности свидетельствует о том, что психологической работы данный тип не требует. Такие люди характеризуются аутоагрессией: самообвинением, появлением чувства вины. У человека возникает подавленное настроение, повышается тревожность. Часто мучает угрызение совести. Однако выявленной агрессии и раздражения не наблюдается. Такое состояние в их случае является скорее мотиватором к действию к пересмотру поведения и достижению еще больших целей. Таким образом, человек не обвиняет ни себя, ни других. Решения принимают адекватно сложившейся ситуации: там, где требуется скорость - быстро мобилизуются, там, где решение должно быть качественным - обдумывают и взвешивают варианты достижения цели. Как правило, у них хорошо получается рефлексировать собственные мотивы, планомерно реализовывать свои намерения. Умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью, адекватно относятся к неудачам.
Личность с низким уровнем фрустрации характеризуется как эмоционально неуравновешенная, с высокой самооценкой, обвиняющая во всём происходящем других, но только не себя. Относится к неудаче либо как к неизбежному, фатальному, либо как к малозначимому событию, которое со временем «разрегулируется» само по себе.
Портрет респондентов с высоким уровнем фрустрированности определяется следующими характеристиками. Человек склонен обвинять в случившемся обстоятельства, других людей. Он обнаруживает повышенную раздражительность, досаду, озлобленность, упрямство, а также стремление добиться поставленной цели во что бы то ни стало. Окружающим чаще всего с такими людьми общаться некомфортно, они агрессивно реагируют на лбую критику и замечания в вой адрес.
С целью преодоления уровня фрустрации молодых специалистов была разработана и апробирована программа психологических консультаций. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений уровня фрустрации молодых специалистов экспериментальной группы. Это подтвердилось статистической проверкой различия.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что психологическое консультирование молодых педагогов будет эффективно в целях преодоления фрустрации.
Результаты исследования будут переданы в методический блок кабинета психологической разгрузки КГПУ им. В.П. Астафьева, а также могут быть полезны практикующим психологам разных областей, руководителям образовательного процесса, квалификации, преподавателям высших учебных заведений для подготовки специалистов педагогической деятельности.
На этапе 5 курса обучения, мы считаем целесообразным на основе данной программы работать со студентами всех направлений подготовки КГПУ им. В.П. Астафьева, так же данную программу можно применять в учебных заведениях в первые годы работы молодых специалистов.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология // Учебное пособие для студ. вузов.
- 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 218 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2014 - 138 с.
3. Адлер А. О нервическом характере. Спб., 1997. - 388 с.
4. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003 - 188с.
5. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю. Е. Алешина. - М.: Класс, 2004 - 157 с.
6. Ананьев Б.Б. Психология и проблемы человекознания. Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005 - 203 с.
7. Анциферова Л. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу. — Вопросы психологии, 1973, № 4, 180 с.
8. Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию. пер. с англ. - М.: 2003 - 672 с
9. Ахола Т., Фурман Б. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение //СПб.: Речь, 2011 - 135с.
10. Б.Ф. Скиннер. По ту сторону свободы и достоинства. - М.: Оперант, 2015.
- 192 с.
11. Бандура, А. Исследования агрессии в эксперименте. [Текст] / А. Бандура.
- М., 2002 - 135с.
12. Баркер Р. Эффект фрустрации в когнитивной среде. - М., 2004.
13. Баркер, Р. Фрустрация. Конфликт. Защита. [Текст] / Р. Баркер // Вопросы психологии. - 1991. - №6.
14. Басс, А. Диагностика агрессии. [Текст] / А. Басс. - М., 1996.
15. Белинская, Е.П. Я-концепции и ценностные ориентации подростков. [Текст] / Е.П. Белинская // Вестник Московского университета. Серия14. Психология. - 1997. - №4.
16. Берковиц, Л. Что такое агрессия. [Текс] / Л. Берковиц. - М., 2002.
17. Блазер, А. Проблемно-ориентированная психотерапия. Инрегративный подход. М.;Класс 1998 - 208 с.
18. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. [Текст] / Р.Бэрон, Д.Ричардсон. - СПб.: Питер, 1997.
19. Бэрон, Р. Агрессия. - М., 1999 -297 с.
20. Бюлер Ш. Жизненный путь личности. - М.Москва, 2000 - 358с.
21. Василюк Ф.Е. Психология переживания - М., 2008 - 111 с..
22. Василюк, Ф.Е. Современные представления о переживании - М., 2002 - 203 с.
23. Васьковская С.В. Горностай П.П. «Психологическое консультирование» Киев; Вища школа,1996 - 153с..
24. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга // Психотехники: учебное пособие. - 2е изд., перераб. и доп. - М: Издательство «Ось-89», 2010. - 224 с.
25. Волкова Н. В. Кадровая политика для закрепления на предприятии молодых специалистов: на примере выпускников экономических специальностей высших учебных заведений: Диссертация. Бийск, 2005. 169 с.
26. Вступительная статья В.Н. Дружинина. Психические состояния / под. ред. Л.В. Куликова - СПб.: Питер, 2001 с.18-27.
27. Головин С.Ю.Словарь практического психолога // М.: Издательство Харвест, 2011.
28. Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга // Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2008. - 320 с.
29. Гордиенко Е.В. Курс лекций по возрастной и педагогической психологии // учебное пособие- Красноярск, 2005. - 336 с.
30. Дмитриева, Е.В. Методика рисуночных фрустрационных ситуаций А.Розенцвейга. [Текст] / Е.В. Дмитриева, С.А. Богомаз. - Томск, 2000.
31. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981.
32. Каган В.Е. «Практическая психология для психологов» М.; Смысл,1999г.
33. Карвасарский, Б. Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. [Текст] / Б.Д. Карвасарский. - СПб.: ЗАО " Издательство " Питер", 1998.
34. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.,2001.
35. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах // Вопросы психологии. - 2010, №2. - С. 124.
36. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. Характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. - Речь, 2009
37. Концепция государственной молодежной политики Российской
Федерации [Электронный ресурс]. URL: http: // budgetrf.
ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001 /vestniksf141-10/vestniksf141- 10090.htm.
38. Концепция модернизации Российского образования. - М., 2002 - 28 с.
39. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.:
"Академический проект", 1999 - 240 с.
40. Краткий психологический словарь. -- Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 - 320 с.
41. Кудрина В.А. В.А. Психология личности: учеб, пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 175.
42. Л. Д. Столяренко. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Феникс. 2003.-448 с.- С.157-158; 223-225
43. Левин Курт. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
44. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. - М.,2006.
45. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - с. 11-19.
46. Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль. -СПб: Прайм- ЕВРОЗНАК. 2001. - 516 с.
47. Лысенко Е.М Групповое психологическое консультирование // краткий курс лекций. - М., 2011. - 159 с.
48. Майер Д. Социальная психология. - М., 2005.
49. Майер Н. Фрустрация: поведение без цели. - М., 2005.
50. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - 592 с.: ил. -
51. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982.
52. Маусов Н. К., Ламскова О. М. Адаптация персонала в организации // Управление персоналом. 2004. N 13.
53. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2012. - 112 с.
54. Миллер Н.Е. Фрустрационно-агрессивные гипотезы (физиологическое обозрение), 1997.- 212с.
55. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981. - 185с.
56. Мэй Р. Искусство психологического консультирования/Пер.с англ. Т.К.Кругловой.- М.: Независимая фирма "Класс", 1998 - 158 с.
57. Мэй, Ролло Искусство психологического консультирования / Ролло Мэй.
- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 188 с.
58. Мясищев В.И. Личность и неврозы. Л., 1960 - 105 с.
59. Налчаджян А. Агрессивность человека. Агрессия и психическая самозащита личности. М.: Огебан, 2005.
60. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. - М.: СПб: Пирожкова, 2015. - 224 с.
61. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования - СПб.: Издательство «Питер», 2000 - 464с.
62. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2015. - 528 с.
63. Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана. - О-21 М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. - 639 с.
64.Олпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП+; СПб: Ювента. При участии психологического центра “Ленато”, СПб, 1998. 112 с.
65. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по
гештальттерапии) / Фредерик Перлз. - М.: Гиль-Эстель, 2019. - 240 с.
66. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг // М.: Издательство МГУ, 1989. - 216с.
67. Петровский А.В. О совершенствовании психологического образования учителя // Вопросы психологии. - 2010, №3. - С. 3 - 8.
68. Практическая психология: Учебник /: М. К. Тутушкина— 4-е изд., перераб., доп. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.
69. Психология для студентов вузов: курс лекций / С.И. Самыгин [и др.]; под ред. Проф. С.И. Самыгина. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 157 с.
70. Психология мотивации и эмоции / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Филикман. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 704 с.: ил. - (Хрестоматия по психологии)
71. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -- 4-е изд. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. -- 688 с.
72. Ребер Большой толковый психологический словарь / Ребер, Артур. - М.: АСТ, 2011. - 482 с.
73. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога //Учеб.пособие в 2
кн.: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и
упражнения. - М.: Гуманитарный изд. центр Владос - кн 2. 1999. - 480 с.
74. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Эксмо - Пресс, 2001.
75. Розенцвейг С. Психодиагностика. - М., 2004. - с. 151.
76. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015.
77. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416 с.
78. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986 - с.3-8.
79. Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 2003 - 225 с.
80. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д. Столяренко. - М.: Феникс, 2015. - 704 с.
81. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
82. Трунов, Дмитрий Индивидуальное психологическое консультирование / Дмитрий Трунов. - М.: Этерна, 2013. - 384 с.
83. Урнов М. Ю. Динамика массовой агрессивности в сообществах с различным уровнем достижительного поведения, Ст. 1 //Общественные науки и современность.- 2008.- N 4.- С. 132-146
84. Урнов М. Ю. Фрустрация как состояние, Ст. 1 //Общественные науки и современность.- 2009.- N 5.- С. 121-126
85. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: в 2 томах / К. Д. Ушинский. Москва: АПН, 2004. Т 1. 775 с
86. Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989 - 198 с.
87. Хей Р. Исцели себя сам. Психологические причины болезней и метафизические пути их преодолени. Книги I, II, III / Хей, Л. Луиза. - М.: Антал, 2009. - 256 с.
88. Хилл А. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии / Н. Е. Пурнис. - СПб. : Речь, 2008а. - 208 с.
89. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии / В.Б. Хозиев. - М.: Academia, 2018. - 272 c.
90. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997 - 232 с.
91. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи. [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - СПб.: ЗАО Издательство " Питер", 1999.
92.Эриксон Э. Психология возраста. / Пер. с англ. - СПб.: ЛЕНАТО, 2011. - 592с.
93. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. / Пер. с нем. - М.: Мартис, 2012. - 320с.
94. Dan R. The Revised UCLA Loneliness Scale: Concurrent and Discriminant Validity Evidence / Journal of Personality and Social Psychology, 1980. Vol. 39, no. 3. 472-480.
95. Young J.E. An instrument for measuring loneliness // Paper presented at the annual meeting of the American Psychological association. New York. 1979. p. 75-90.