Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната

Работа №156046

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4815 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития 10
1.1. Тяжелые множественные нарушения развития детей: причины
возникновения, основные характеристики 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития 17
1.3. Современные концепции сопровождения детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната 32
2.1. Организация, методы и методики исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 37
Выводы по второй главе 44
Глава 3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната 46
3.1. Научно-методологические основы сопровождение детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната 46
3.2. Специфика психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми
с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната 53
Выводы по третьей главе 60
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение


Актуальность исследования. Несомненно, лучшим и естественным для ребенка является проживание и воспитание в семье. По данным федеральной службы государственной статистики на сегодняшний день в России около 650 тыс. детей имеют инвалидность, и около 12 тысяч по Красноярскому краю. Из них приблизительно 800 детей проживают в стационарных учреждениях, это детские дома-интернаты и психоневрологические интернаты. Причиной этому служит отсутствие достаточной психологической поддержки и помощи семьям с детьми с тяжелыми нарушениями, отсутствие условий для реабилитации, обучения, лечения в образовательных и медицинских учреждениях, давление на родителей со стороны близкого окружения, стереотипы и традиции, сложившиеся вокруг понятия «инвалидность».
Долгое время существовало мнение, что дети с тяжелыми множественными нарушениями развития необучаемые и не способны быть самостоятельными в повседневной жизни. Поэтому вся помощь состояла в поддерживающем или замещающем уходе, где ребенок занимает пассивную позицию: все действия проводятся над и за ребенка. Такая модель распространена как в специализированных интернатах, так и в семьях.
Однако в условиях интерната в силу скудной окружающей среды, отсутствия значимого взрослого, эмоциональной депривации повышается риск физического и интеллектуального отставания ребенка, вторичных нарушений и осложнений состояния здоровья и последующей аутизации ребенка.
Чтобы все дети с тяжелой инвалидностью оставались в семьях, необходимы значительные изменения в государственной политике и в обществе в целом. Тем временем большая часть детей с множественными нарушениями развития продолжает жить в государственных стационарных учреждениях, и качество этой жизни должно быть улучшено уже сегодня.
Современные практики помощи детям с особенностями развития показывают, что при правильно организованном уходе дети с тяжелыми и множественными нарушениями могут приобретать навыки самостоятельности, обучаться повседневным действиям, таким как одевание, прием пищи, умывание, взаимодействовать с окружающими. В основе такой помощи лежит принцип нормализации жизни, сформулированный шведским ученым Б. Нирье (2003), включающий в себя нормальный дневной, недельный и годовой ритм, естественный жизненный путь, условия для удовлетворения основных человеческих потребностей, нормальный экономический стандарт и стандарт обстановки. Принцип нормализации, который должен быть заложен в основу организации жизни ребенка в стационарном учреждении, предполагающий создание комфортных условий, необходимых для удовлетворения основных потребностей с учетом возраста ребенка и его интересов. Кроме того, необходимо выйти за рамки модели «обслуживания» и говорить об оптимальных условиях для развития ребенка и его интеграции в общество посредством предоставления комплекса не только социальных, но также и качественных образовательных и медицинских услуг.
В настоящее время накоплен немалый опыт по развитию и обучению детей с множественными нарушениями как за рубежом - Школа Перкинса, школы (детские дома) развивающего ухода Э. Пиклер, так и в России. Одними из основных в этой области являются опыт Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, Детского дома-интерната №4 в г. Павловск, дом ребенка №2 г. Новосибирска, проекты Центра лечебной педагогики г. Москва и благотворительной организации «Перспективы» г. Санкт- Петербург по сопровождению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях детских домов-интернатов. Однако данный опыт остается на уровне отдельных учреждений, повсеместное распространение требует систематизации имеющих знаний, а также реформации существующих учреждений помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями.
Проблема исследования: несмотря на успехи отдельных организаций и учреждений в реабилитации и образовании детей с множественными нарушениями развития, вопрос сопровождения таких детей требует дополнительных исследований, а именно разработку диагностических методик, изучение психологических особенностей детей с тяжелыми нарушениями развития, а также систематизацию знаний и создание моделей и программ сопровождения детей дома и в условиях интернатов.
Цель исследования: изучить психологические особенности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната и разработать модель психолого-педагогического сопровождения данной категории детей.
Объект исследования: психологические особенности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что психологическими особенностями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната являются:
- нарушение коммуникации и привязанности (дети не реагируют на появление взрослого или проявляют интерес к любым людям «неразборчивое дружелюбие»);
- нарушение мотивационной сферы - отсутствие исследовательского интереса к окружающим предметам, событиям, отсутствие игры;
- нарушения двигательной сферы - отсутствие собственных движений (сложности со сменой позы, перемещением);
- нарушение эмоциональной сферы: аутизация, самостимулирующее поведение, проявление самоагрессии, признаки депрессии, неконтролируемые аффекты (приступы смеха, крика);
- психофизиологические нарушения: нарушение питания, сна, потеря веса, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.
В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной медико-психолого-педагогической литературы определить степень разработанности проблемы исследования, ее современное состояние.
2. Изучить психологические особенности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
3. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
Методологию исследования составили:
- концепция о системной и динамической локализации высших психических функций (ВПФ), о прижизненном формировании ВПФ, их социогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- концепция А.Р. Лурии о нейропсихологическом синдроме, симптоме и факторе, дополненная и развитая его последователями (Л.И. Вассерман, Н.К. Корсакова, Л.И. Московичуте, Л.С. Цветкова);
- теоретические положения о видах отклоняющегося развития (Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, В.И. Лубовский, В.М. Сорокин, Г.Е. Сухарева);
- концепция «развивающего ухода» для детей с тяжелыми нарушениями развития Э. Пиклер;
- лонгитюдные российские и зарубежные исследования, такие как «Влияние изменения социального окружения на раннее развитие детей в домах ребенка» Национального Института Детского Здоровья и Человеческого Развития 2000-2005 г. г. и «Команда исследователей домов ребенка: Санкт-Петербург, РФ - США. Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка»
- опыт обучения слепых и слабовидящих детей в школе Перкинса, опыт Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих;
- опыт реализации проекта «Детский дом как дома» детского дома- интерната №4 в г. Павловск;
- проекты Центра лечебной педагогики г. Москва и центра «Перспективы» г. Санкт-Петербурга по сопровождению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в детских домах интернатах.
Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические (изучение психолого-медико-педагогической
документации, наблюдение, тестирование, эксперимент).
3. Методы качественной и количественной обработки данных и интерпретация результатов эмпирического исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. «Шумовой тест» Королева И.В., Янн (2013).
2. «Проба с крошками» А.А. Невская, Л.И. Леушиная, В.М. Бондаренко (1996).
3. «Матрица коммуникации» Charity Rowland (Oregon Health & Science University, 2011).
Организация исследования. Базой исследования явился психоневрологический интернат для детей и подростков «Подсолнух». В эксперименте участвовало 6 детей (мальчики). Возраст испытуемых от 4 до 12 лет с клиническим диагнозом F73 - «глубокая умственная отсталость» и «Детский церебральный паралич».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2016 г. по 2018 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап (ноябрь 2016 - январь 2017) - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап (февраль 2017 - март 2017) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап (апрель 2017 - август 2017) - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения и выявления психологических особенностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап (сентябрь 2017 - май 2018) - разработка модели психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
Пятый этап (июнь 2018 - ноябрь 2018) - обобщение результатов исследования, формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления о психологических особенностях детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
Практическая значимость исследования определяется тем, что данные, полученные в ходе экспериментального исследования и их качественная интерпретация, позволяют определить содержание психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната. Представленные в магистерской диссертации материалы, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 87 источников, приложения, включает 6 гистограмм.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На протяжении длительного времени структура домов ребенка и психоневрологических интернатов в нашей стране не предполагала возможности развития детей, имеющих какие либо нарушения, т.к. отличалась частой сменой большого числа взрослых на одного ребенка, слабостью психоэмоциональных связей ребенка и взрослого, небогатой окружающей средой. Тогда как исследованиями доказано, что эти компоненты являются базовыми условиями психологической безопасности, а значит и условиями развития ребенка [37]. Анализ результатов нашего исследования так же показал, что дети, проживающие в условиях психоневрологического интерната, имеют грубое отставание двигательного, познавательного, эмоционального развития, которое проявляется в низкой мотивацией исследовательской деятельности, не различением «своих и чужих» (диффузное дружелюбие), низким уровнем сформированности бытовых навыков и большим количеством различных аутостимуляций.
С изменением представлений о помощи детям с тяжелыми нарушениями развития, а именно со сменой медицинской модели на биопсихосоциальную модель, где мы признаем и учитываем право ребенка на нормальную жизнь, на возможность образования и социального участия, встал вопрос о формах такой помощи и необходимых структурных изменениях в учреждениях постоянного пребывания детей (интернатах).
Накопленный зарубежный и российский опыт сопровождения и обучения детей с тяжелыми нарушениями, показывает, что часть физиологических и психических осложнений имеют вторичный характер, т.е. непосредственно не связаны с основным диагнозом. Данные нарушения формируются как вторичные осложнения в результате воздействия средовых факторов: бедной физической и социальной среды, отсутствие постоянной поддержки взрослых, отсутствие двигательной активности, ненадлежащий уход[37]. Результаты нашего исследования также выявили эти особенности.
Исследования также показывают, что создание комфортной физической и социальной среды позволяет не только избегать дезадаптивного поведения детей, но и способствует приобретению новых навыков [37].
Таким образом, система помощи в России детям с тяжелые нарушения развития в условиях психоневрологических интернатов находится в начале становления. Построение новой модели сопровождения требует научной обоснованности и систематизации имеющегося опыта, поиска новых форм организации жизнедеятельности детей, более детальное изучение физических и психологических особенностей данной категории детей, подготовку специалистов. Однако одной из главных задач такой модели должна быть нормализация и повышение качества жизни ребенка с тяжелыми нарушениями развития.



1. Агаркова В.В., Мухамедрахимов Р.Ж. Характеристика поведения детей с ранним опытом институализации // Вестн. С.-Петерб.ун-та. - Сер. 12, 2013. - № 4. - С. 99-108.
2. Александрова Н.А. О клиническом обследовании детей раннего возраста со сложной структурой дефекта//Дефектология. - 2003. - №4. - С.30-32.
3. Бакк А. Грюневальд К. Забота и уход: книга о людях с задержкой умственного развития/ под ред. Ю.Колесовой. - СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2001.
4. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложными нарушениями развития. - М.: Просвещение, 2008.
5. Басилова Т.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития// специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е.А.Стребеловой. - М.:Академия,2013. - С. 262-275.
6. Бгжанокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М.: Владос,2007.
7. Бейкер Б.Л., Брайтман А.Дж. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. - М.: Теревинф, 2000.
8. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов/ В.М. Блейхер, С.Н. Боков, И.В. Крук. — М. «МПСИ», 2006. — 624с.
9. Блюмина М.Г. Распространенность и этиология и некоторые особенности проявления сложных дефектов//Дефектология. - 1993. - №4. - С.3-4.
10. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов/ Н.Ю. Борякова. - М.: «Астрель», 2008. -222 с.
11. Боулби Дж. Привязанность. - М.,2003.
12. Бриш К. Теория привязанности и воспитания счастливых людей.
- 2-е изд. - М.:Теревинф,2015.
13. Бриш К. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике. - М.: Когито-Центр, 2012.
14. Ван Дайк Я. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями// Дефектология. - 1990. - №1.
15. Верещага И.В., Моисеева И.В.,Пайкова А.М. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха - М.: Теревинф, 2017. - 60с.
16. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов. - Минск: НИО, 2007.
17. Всемирная организация здравоохранения: Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, версия для детей и подростков (МКФ-ДП). - Женева: ВОЗ. - [Электронный ресурс]:http://apps.who.int/classifications/icfbrowser/
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: «Педагогика», 1983. — 368с.
19. Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб.: «Лань», 2006.
— 656с.
20. Вызывающее проблемное поведение у детей с множественными пороками развития. Оценка и взаимодействие: пособие для учителей, воспитателей специальных учреждений и родителей/ Ян ван Дайк и др. - Сергеев Посад, 2004.
21. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. - 1990. - №6. - С. 17-25.
22. Головчиц Л.А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные...» нарушения развития/ Л.А. Головчиц //Дефектология. -2011. - №3.
23. Григорьева Л.П., Алиева З.С. проблемы психофизиологии развития познавательных процессов у детей со сложными нарушениями развития/ Л.П. Григорьева [и др.] //Дефектология. - 2002. - №4. - С.3-14.
24. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов. - СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии»,2012.
25. Дети сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А.Стребеловой. - М.:Полиграф-сервис,1998.
26. Джонсон Мартин Н. М., Дженс К. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями/Джонсон Мартин [и др.] — СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004. — 336 с.
27. Дом для ребенка: материалы конференции. - [Электронный
ресурс]:http://xn 8kcdmbib9bfite7azs.xn--p1 ai/materialy.html
28. Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы. // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. - 2006. - № 5 - С. 9-33.
29. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
30. Зарубина Ю.Г., Константинова И.С. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. - М.: Теревинф, 2009.
31. Калинникова Л.В., Магнуссон М. К вопросу об индикаторах качества жизни детей с множественными нарушениями развития - междисциплинарный подход // Вестник Поморского университета. - 2009. - №
2. - С. 100-107.
32. Келли С., Вайтфилд С. Оценка условий жизни и социальной роли людей с ограниченными возможностями как факторы готовности населения к включению инвалидов в жизнь общества. Бюллетень проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации». - 2009. - №5. - С.15-23.
33. Классификации аномалий развития детей/ В.Ф. Белых, Н.Ю. Карманов. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - 2006. - 68 с.
34. Клочкова Е.В. Введение в физическую терапию: Реабилитация детей с церебральным параличом и другими нарушениями. - М.:Т еревинф,2014.
35. Клочкова Е.В., Рыскина В.Л. Интердисциплинарная программа помощи детям с церебральным параличом: оценка и выбор стратегии вмешательства // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. - 2006. - №5 - C. 34-51.
36. Клочкова Е.В. Социальная концепция инвалидности - современная ситуация и позиция семьи ребенка-инвалида. Сборник материалов конференции «Социальные права и социальная политика в России». - СПб: Издательство «Европейский дом», 2008.
37. Команда исследователей домов ребенка: Санкт- Петербург, РФ - США. Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009. - 296 с.
38. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина [и др.]. - М.: Просвещение, 2013. - 42 с.
39. Копыл О.А. Развитие движения и равновесия как первые шаги помощи ребенку со сложными и множественными нарушениями// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2001. - №2.- С. 27¬33.
40. Коробейников И.А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушениях развития у детей//Дефектология. - 1995. - №6. - С.3-7.
41. Кроткова А.В. Особенности психического развития дошкольников с церебральным параличом, имеющих нарушение зрения//Дефектология. - 2012. - №5. - С.33-41.
42. Кроткова А.В. Особенности психического развития дошкольников с церебральным параличом, имеющих нарушение слуха//Дефектология. - 2010. - №1. - С.38-47.
43. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте - Прага: АВИЦЕНУМ, 1984.
44. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей — М.: Издательство Московского университета, 1985.
45. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
46. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью - М.: Изд. центр «Академия», 2003.
47. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М..: Просвещение, 1992. - 95 с.
48. Мещеряков А.И. Слепоглухие дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. - М.: Педагогика, 1974.
49. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. -М.: Теревинф, 2006.
50. Морозова Т.В., Довбня С.В. Шаг навстречу: программы раннего вмешательства в домах ребенка. - М.: Генезис, 2011.
51. Нирье Б. Принцип нормализации и службы по уходу за людьми с интеллектуальными нарушениями // Нормализация жизни в закрытых
учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: Теоретические основы о практический опыт. - СПб. - 2003. - С. 61 - 91.
52. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. - М.: Теревинф, 2009. - Т.1.
53. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. - М.: Теревинф, 2009. - Т.2.
54. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. - М.: Теревинф, 2013.
55. Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программы / СВ. Андреева, С.Н. Бахарева, Е.А. Виноградова и др. - Псков: издательство АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004.
56. Особое детство: шаг навстречу. - М.: Теревинф,2006.
57. Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение. - М.: Здесь и сейчас, 2015.
58. Офстад Х. Ценность человека в нашем обществе // Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: Теоретические основы о практический опыт. - СПб. - 2003 - С. 125 - 142.
59. Пальмов О.И., Мухамедрахимов Р.Ж. «Дом для ребенка.Концепция модернизации домов ребенка РФ» - Новосибирск,2012. - 31с.
60. Пиклер Э. Справочник матери - М.:Медицина, 1973.
61. Питерси М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
62. Пособие для подготовки консультантов по взаимной поддержке /Рег. общест. орг. инвалидов "Перспектива" - М.,2000. 
63. Приоритеты социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в России. - М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011.
64. Пути и методы реабилитации детей с множественными нарушениями развития. - M.:BICE, 2014.
65. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Информационно-методический сборник для специалистов/ под ред. А.Л. Битовой, О.С. Бояршиновой. - М. 2017 - 118с.
66. Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам / Е. В. Семёнова, Е. В. Клочкова [и др.]. - М.: Лепта Книга, 2018. - 584 с.
67. Рязанова А.В., Ермолаев Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М.: Теревинф, 2011.
68. Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №3.
69. Сафонова Л.М. Определение жизненной компетентности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 155-161.
70. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети - М.:Теревинф, 2007.
71. Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. - № 1. - C. 67- 82.
72. Специальная психология: учебное пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений //Под ред. В.И. Лубовского.—3-е изд., стер. —М.: «Академия», 2006 — 464с.
73. Стремоухова Г.А., Дубакина Т.Н.«Практика реализации проекта«Как дома» в ГБУЗ «Специализированный дом ребенка №2» г.Новосибирска». - Новосибирск, 2012. - 38с.
74. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.- М.: Медгиз, 1959.
75. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#
76. Финк А. Кондуктивная педагогика А. Петё. Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - М.: Изд. центр «Академия», 2003.
77. Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: книга для родителей. - М. Теревинф, 2017. - 336 с.
78. Хайдт К., Аллон М. Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития: в 3 ч. - М.: Теревинф, 2015.
79. Хансен К.А. Кауфманн Р.К., Уолш К.Б. Организация программы, ориентированной на ребенка: программа "Сообщество" - М.: "Гендальф", 1999г.
80. Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. - М.: Теревинф, 2006.
81. Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в псковском центре лечебной педагогики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 4. - С. 12-22.
82. Шаповал И.А. Специальная психология: учебное пособие. — М.: ТЦ «Сфера», 2005. — 224с.
83. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб.: Речь, 2005.
84. Llewellyn, Gwynneth Instrument for the Classification and Assessment of Support Needs. - Australia, Sydney: Faculty of Health Science, 2005.
85. Perkins Activity and Resource Guide - A Handbook for Teachers and Parents of Students with visual and multiple disabilities. - Watertown MA: Perkins School for the blind, 2007.
86. Rowland, C. Communication Matrix for Parents and Professionals. - Portland, OR: Design to Learn Projects, Oregon Health & Science University. - 2009. [Электронный pecypc]:http:// www.communicationmatrix.org
87. Toni W. Linder Transdisciplinary Play-Based Assessment. - USA, Baltimore, BrookesPublishing Co., 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ