Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития 10
1.1. Тяжелые множественные нарушения развития детей: причины
возникновения, основные характеристики 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития 17
1.3. Современные концепции сопровождения детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната 32
2.1. Организация, методы и методики исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 37
Выводы по второй главе 44
Глава 3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната 46
3.1. Научно-методологические основы сопровождение детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната 46
3.2. Специфика психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми
с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната 53
Выводы по третьей главе 60
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития 10
1.1. Тяжелые множественные нарушения развития детей: причины
возникновения, основные характеристики 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития 17
1.3. Современные концепции сопровождения детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната 32
2.1. Организация, методы и методики исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 37
Выводы по второй главе 44
Глава 3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната 46
3.1. Научно-методологические основы сопровождение детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната 46
3.2. Специфика психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми
с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната 53
Выводы по третьей главе 60
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение
Актуальность исследования. Несомненно, лучшим и естественным для ребенка является проживание и воспитание в семье. По данным федеральной службы государственной статистики на сегодняшний день в России около 650 тыс. детей имеют инвалидность, и около 12 тысяч по Красноярскому краю. Из них приблизительно 800 детей проживают в стационарных учреждениях, это детские дома-интернаты и психоневрологические интернаты. Причиной этому служит отсутствие достаточной психологической поддержки и помощи семьям с детьми с тяжелыми нарушениями, отсутствие условий для реабилитации, обучения, лечения в образовательных и медицинских учреждениях, давление на родителей со стороны близкого окружения, стереотипы и традиции, сложившиеся вокруг понятия «инвалидность».
Долгое время существовало мнение, что дети с тяжелыми множественными нарушениями развития необучаемые и не способны быть самостоятельными в повседневной жизни. Поэтому вся помощь состояла в поддерживающем или замещающем уходе, где ребенок занимает пассивную позицию: все действия проводятся над и за ребенка. Такая модель распространена как в специализированных интернатах, так и в семьях.
Однако в условиях интерната в силу скудной окружающей среды, отсутствия значимого взрослого, эмоциональной депривации повышается риск физического и интеллектуального отставания ребенка, вторичных нарушений и осложнений состояния здоровья и последующей аутизации ребенка.
Чтобы все дети с тяжелой инвалидностью оставались в семьях, необходимы значительные изменения в государственной политике и в обществе в целом. Тем временем большая часть детей с множественными нарушениями развития продолжает жить в государственных стационарных учреждениях, и качество этой жизни должно быть улучшено уже сегодня.
Современные практики помощи детям с особенностями развития показывают, что при правильно организованном уходе дети с тяжелыми и множественными нарушениями могут приобретать навыки самостоятельности, обучаться повседневным действиям, таким как одевание, прием пищи, умывание, взаимодействовать с окружающими. В основе такой помощи лежит принцип нормализации жизни, сформулированный шведским ученым Б. Нирье (2003), включающий в себя нормальный дневной, недельный и годовой ритм, естественный жизненный путь, условия для удовлетворения основных человеческих потребностей, нормальный экономический стандарт и стандарт обстановки. Принцип нормализации, который должен быть заложен в основу организации жизни ребенка в стационарном учреждении, предполагающий создание комфортных условий, необходимых для удовлетворения основных потребностей с учетом возраста ребенка и его интересов. Кроме того, необходимо выйти за рамки модели «обслуживания» и говорить об оптимальных условиях для развития ребенка и его интеграции в общество посредством предоставления комплекса не только социальных, но также и качественных образовательных и медицинских услуг.
В настоящее время накоплен немалый опыт по развитию и обучению детей с множественными нарушениями как за рубежом - Школа Перкинса, школы (детские дома) развивающего ухода Э. Пиклер, так и в России. Одними из основных в этой области являются опыт Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, Детского дома-интерната №4 в г. Павловск, дом ребенка №2 г. Новосибирска, проекты Центра лечебной педагогики г. Москва и благотворительной организации «Перспективы» г. Санкт- Петербург по сопровождению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях детских домов-интернатов. Однако данный опыт остается на уровне отдельных учреждений, повсеместное распространение требует систематизации имеющих знаний, а также реформации существующих учреждений помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями.
Проблема исследования: несмотря на успехи отдельных организаций и учреждений в реабилитации и образовании детей с множественными нарушениями развития, вопрос сопровождения таких детей требует дополнительных исследований, а именно разработку диагностических методик, изучение психологических особенностей детей с тяжелыми нарушениями развития, а также систематизацию знаний и создание моделей и программ сопровождения детей дома и в условиях интернатов.
Цель исследования: изучить психологические особенности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната и разработать модель психолого-педагогического сопровождения данной категории детей.
Объект исследования: психологические особенности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что психологическими особенностями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната являются:
- нарушение коммуникации и привязанности (дети не реагируют на появление взрослого или проявляют интерес к любым людям «неразборчивое дружелюбие»);
- нарушение мотивационной сферы - отсутствие исследовательского интереса к окружающим предметам, событиям, отсутствие игры;
- нарушения двигательной сферы - отсутствие собственных движений (сложности со сменой позы, перемещением);
- нарушение эмоциональной сферы: аутизация, самостимулирующее поведение, проявление самоагрессии, признаки депрессии, неконтролируемые аффекты (приступы смеха, крика);
- психофизиологические нарушения: нарушение питания, сна, потеря веса, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.
В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной медико-психолого-педагогической литературы определить степень разработанности проблемы исследования, ее современное состояние.
2. Изучить психологические особенности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
3. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
Методологию исследования составили:
- концепция о системной и динамической локализации высших психических функций (ВПФ), о прижизненном формировании ВПФ, их социогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- концепция А.Р. Лурии о нейропсихологическом синдроме, симптоме и факторе, дополненная и развитая его последователями (Л.И. Вассерман, Н.К. Корсакова, Л.И. Московичуте, Л.С. Цветкова);
- теоретические положения о видах отклоняющегося развития (Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, В.И. Лубовский, В.М. Сорокин, Г.Е. Сухарева);
- концепция «развивающего ухода» для детей с тяжелыми нарушениями развития Э. Пиклер;
- лонгитюдные российские и зарубежные исследования, такие как «Влияние изменения социального окружения на раннее развитие детей в домах ребенка» Национального Института Детского Здоровья и Человеческого Развития 2000-2005 г. г. и «Команда исследователей домов ребенка: Санкт-Петербург, РФ - США. Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка»
- опыт обучения слепых и слабовидящих детей в школе Перкинса, опыт Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих;
- опыт реализации проекта «Детский дом как дома» детского дома- интерната №4 в г. Павловск;
- проекты Центра лечебной педагогики г. Москва и центра «Перспективы» г. Санкт-Петербурга по сопровождению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в детских домах интернатах.
Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические (изучение психолого-медико-педагогической
документации, наблюдение, тестирование, эксперимент).
3. Методы качественной и количественной обработки данных и интерпретация результатов эмпирического исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. «Шумовой тест» Королева И.В., Янн (2013).
2. «Проба с крошками» А.А. Невская, Л.И. Леушиная, В.М. Бондаренко (1996).
3. «Матрица коммуникации» Charity Rowland (Oregon Health & Science University, 2011).
Организация исследования. Базой исследования явился психоневрологический интернат для детей и подростков «Подсолнух». В эксперименте участвовало 6 детей (мальчики). Возраст испытуемых от 4 до 12 лет с клиническим диагнозом F73 - «глубокая умственная отсталость» и «Детский церебральный паралич».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2016 г. по 2018 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап (ноябрь 2016 - январь 2017) - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап (февраль 2017 - март 2017) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап (апрель 2017 - август 2017) - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения и выявления психологических особенностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап (сентябрь 2017 - май 2018) - разработка модели психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
Пятый этап (июнь 2018 - ноябрь 2018) - обобщение результатов исследования, формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления о психологических особенностях детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
Практическая значимость исследования определяется тем, что данные, полученные в ходе экспериментального исследования и их качественная интерпретация, позволяют определить содержание психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната. Представленные в магистерской диссертации материалы, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 87 источников, приложения, включает 6 гистограмм.
Долгое время существовало мнение, что дети с тяжелыми множественными нарушениями развития необучаемые и не способны быть самостоятельными в повседневной жизни. Поэтому вся помощь состояла в поддерживающем или замещающем уходе, где ребенок занимает пассивную позицию: все действия проводятся над и за ребенка. Такая модель распространена как в специализированных интернатах, так и в семьях.
Однако в условиях интерната в силу скудной окружающей среды, отсутствия значимого взрослого, эмоциональной депривации повышается риск физического и интеллектуального отставания ребенка, вторичных нарушений и осложнений состояния здоровья и последующей аутизации ребенка.
Чтобы все дети с тяжелой инвалидностью оставались в семьях, необходимы значительные изменения в государственной политике и в обществе в целом. Тем временем большая часть детей с множественными нарушениями развития продолжает жить в государственных стационарных учреждениях, и качество этой жизни должно быть улучшено уже сегодня.
Современные практики помощи детям с особенностями развития показывают, что при правильно организованном уходе дети с тяжелыми и множественными нарушениями могут приобретать навыки самостоятельности, обучаться повседневным действиям, таким как одевание, прием пищи, умывание, взаимодействовать с окружающими. В основе такой помощи лежит принцип нормализации жизни, сформулированный шведским ученым Б. Нирье (2003), включающий в себя нормальный дневной, недельный и годовой ритм, естественный жизненный путь, условия для удовлетворения основных человеческих потребностей, нормальный экономический стандарт и стандарт обстановки. Принцип нормализации, который должен быть заложен в основу организации жизни ребенка в стационарном учреждении, предполагающий создание комфортных условий, необходимых для удовлетворения основных потребностей с учетом возраста ребенка и его интересов. Кроме того, необходимо выйти за рамки модели «обслуживания» и говорить об оптимальных условиях для развития ребенка и его интеграции в общество посредством предоставления комплекса не только социальных, но также и качественных образовательных и медицинских услуг.
В настоящее время накоплен немалый опыт по развитию и обучению детей с множественными нарушениями как за рубежом - Школа Перкинса, школы (детские дома) развивающего ухода Э. Пиклер, так и в России. Одними из основных в этой области являются опыт Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, Детского дома-интерната №4 в г. Павловск, дом ребенка №2 г. Новосибирска, проекты Центра лечебной педагогики г. Москва и благотворительной организации «Перспективы» г. Санкт- Петербург по сопровождению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях детских домов-интернатов. Однако данный опыт остается на уровне отдельных учреждений, повсеместное распространение требует систематизации имеющих знаний, а также реформации существующих учреждений помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями.
Проблема исследования: несмотря на успехи отдельных организаций и учреждений в реабилитации и образовании детей с множественными нарушениями развития, вопрос сопровождения таких детей требует дополнительных исследований, а именно разработку диагностических методик, изучение психологических особенностей детей с тяжелыми нарушениями развития, а также систематизацию знаний и создание моделей и программ сопровождения детей дома и в условиях интернатов.
Цель исследования: изучить психологические особенности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната и разработать модель психолого-педагогического сопровождения данной категории детей.
Объект исследования: психологические особенности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что психологическими особенностями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната являются:
- нарушение коммуникации и привязанности (дети не реагируют на появление взрослого или проявляют интерес к любым людям «неразборчивое дружелюбие»);
- нарушение мотивационной сферы - отсутствие исследовательского интереса к окружающим предметам, событиям, отсутствие игры;
- нарушения двигательной сферы - отсутствие собственных движений (сложности со сменой позы, перемещением);
- нарушение эмоциональной сферы: аутизация, самостимулирующее поведение, проявление самоагрессии, признаки депрессии, неконтролируемые аффекты (приступы смеха, крика);
- психофизиологические нарушения: нарушение питания, сна, потеря веса, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.
В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной медико-психолого-педагогической литературы определить степень разработанности проблемы исследования, ее современное состояние.
2. Изучить психологические особенности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
3. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
Методологию исследования составили:
- концепция о системной и динамической локализации высших психических функций (ВПФ), о прижизненном формировании ВПФ, их социогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- концепция А.Р. Лурии о нейропсихологическом синдроме, симптоме и факторе, дополненная и развитая его последователями (Л.И. Вассерман, Н.К. Корсакова, Л.И. Московичуте, Л.С. Цветкова);
- теоретические положения о видах отклоняющегося развития (Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, В.И. Лубовский, В.М. Сорокин, Г.Е. Сухарева);
- концепция «развивающего ухода» для детей с тяжелыми нарушениями развития Э. Пиклер;
- лонгитюдные российские и зарубежные исследования, такие как «Влияние изменения социального окружения на раннее развитие детей в домах ребенка» Национального Института Детского Здоровья и Человеческого Развития 2000-2005 г. г. и «Команда исследователей домов ребенка: Санкт-Петербург, РФ - США. Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка»
- опыт обучения слепых и слабовидящих детей в школе Перкинса, опыт Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих;
- опыт реализации проекта «Детский дом как дома» детского дома- интерната №4 в г. Павловск;
- проекты Центра лечебной педагогики г. Москва и центра «Перспективы» г. Санкт-Петербурга по сопровождению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в детских домах интернатах.
Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические (изучение психолого-медико-педагогической
документации, наблюдение, тестирование, эксперимент).
3. Методы качественной и количественной обработки данных и интерпретация результатов эмпирического исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. «Шумовой тест» Королева И.В., Янн (2013).
2. «Проба с крошками» А.А. Невская, Л.И. Леушиная, В.М. Бондаренко (1996).
3. «Матрица коммуникации» Charity Rowland (Oregon Health & Science University, 2011).
Организация исследования. Базой исследования явился психоневрологический интернат для детей и подростков «Подсолнух». В эксперименте участвовало 6 детей (мальчики). Возраст испытуемых от 4 до 12 лет с клиническим диагнозом F73 - «глубокая умственная отсталость» и «Детский церебральный паралич».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2016 г. по 2018 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап (ноябрь 2016 - январь 2017) - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап (февраль 2017 - март 2017) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап (апрель 2017 - август 2017) - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения и выявления психологических особенностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап (сентябрь 2017 - май 2018) - разработка модели психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
Пятый этап (июнь 2018 - ноябрь 2018) - обобщение результатов исследования, формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления о психологических особенностях детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната.
Практическая значимость исследования определяется тем, что данные, полученные в ходе экспериментального исследования и их качественная интерпретация, позволяют определить содержание психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната. Представленные в магистерской диссертации материалы, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 87 источников, приложения, включает 6 гистограмм.
На протяжении длительного времени структура домов ребенка и психоневрологических интернатов в нашей стране не предполагала возможности развития детей, имеющих какие либо нарушения, т.к. отличалась частой сменой большого числа взрослых на одного ребенка, слабостью психоэмоциональных связей ребенка и взрослого, небогатой окружающей средой. Тогда как исследованиями доказано, что эти компоненты являются базовыми условиями психологической безопасности, а значит и условиями развития ребенка [37]. Анализ результатов нашего исследования так же показал, что дети, проживающие в условиях психоневрологического интерната, имеют грубое отставание двигательного, познавательного, эмоционального развития, которое проявляется в низкой мотивацией исследовательской деятельности, не различением «своих и чужих» (диффузное дружелюбие), низким уровнем сформированности бытовых навыков и большим количеством различных аутостимуляций.
С изменением представлений о помощи детям с тяжелыми нарушениями развития, а именно со сменой медицинской модели на биопсихосоциальную модель, где мы признаем и учитываем право ребенка на нормальную жизнь, на возможность образования и социального участия, встал вопрос о формах такой помощи и необходимых структурных изменениях в учреждениях постоянного пребывания детей (интернатах).
Накопленный зарубежный и российский опыт сопровождения и обучения детей с тяжелыми нарушениями, показывает, что часть физиологических и психических осложнений имеют вторичный характер, т.е. непосредственно не связаны с основным диагнозом. Данные нарушения формируются как вторичные осложнения в результате воздействия средовых факторов: бедной физической и социальной среды, отсутствие постоянной поддержки взрослых, отсутствие двигательной активности, ненадлежащий уход[37]. Результаты нашего исследования также выявили эти особенности.
Исследования также показывают, что создание комфортной физической и социальной среды позволяет не только избегать дезадаптивного поведения детей, но и способствует приобретению новых навыков [37].
Таким образом, система помощи в России детям с тяжелые нарушения развития в условиях психоневрологических интернатов находится в начале становления. Построение новой модели сопровождения требует научной обоснованности и систематизации имеющегося опыта, поиска новых форм организации жизнедеятельности детей, более детальное изучение физических и психологических особенностей данной категории детей, подготовку специалистов. Однако одной из главных задач такой модели должна быть нормализация и повышение качества жизни ребенка с тяжелыми нарушениями развития.
С изменением представлений о помощи детям с тяжелыми нарушениями развития, а именно со сменой медицинской модели на биопсихосоциальную модель, где мы признаем и учитываем право ребенка на нормальную жизнь, на возможность образования и социального участия, встал вопрос о формах такой помощи и необходимых структурных изменениях в учреждениях постоянного пребывания детей (интернатах).
Накопленный зарубежный и российский опыт сопровождения и обучения детей с тяжелыми нарушениями, показывает, что часть физиологических и психических осложнений имеют вторичный характер, т.е. непосредственно не связаны с основным диагнозом. Данные нарушения формируются как вторичные осложнения в результате воздействия средовых факторов: бедной физической и социальной среды, отсутствие постоянной поддержки взрослых, отсутствие двигательной активности, ненадлежащий уход[37]. Результаты нашего исследования также выявили эти особенности.
Исследования также показывают, что создание комфортной физической и социальной среды позволяет не только избегать дезадаптивного поведения детей, но и способствует приобретению новых навыков [37].
Таким образом, система помощи в России детям с тяжелые нарушения развития в условиях психоневрологических интернатов находится в начале становления. Построение новой модели сопровождения требует научной обоснованности и систематизации имеющегося опыта, поиска новых форм организации жизнедеятельности детей, более детальное изучение физических и психологических особенностей данной категории детей, подготовку специалистов. Однако одной из главных задач такой модели должна быть нормализация и повышение качества жизни ребенка с тяжелыми нарушениями развития.
Подобные работы
- Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие импрессивной речи у пятиклассников с тяжелыми множественными нарушениями развития средствами альтернативной коммуникации
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие навыков общения у воспитанников психоневрологического
интерната для детей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 - 12 ЛЕТ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019



