Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое консультирование как средство сопровожден женщин в возрасте 25-30 лет с соматическими проявлениями в проживания негативных эмоциональных состояний

Работа №156045

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2023
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА I. Суть психосоматического подхода в литературе 16
1.1 Понятие эмоционального состояния в психолого-педагогической литературе 16
1.2. Специфика проживания негативных эмоциональных состояний женщин в
возрасте 25-30 лет с соматическими проявлениями 30
1.3. Психологическое сопровождение как средство психологической помощи 38
Выводы по 1 главе 47
ГЛАВА II. Результаты экспериментального исследования и их обсуждение 49
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 49
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 61
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Приложение А 81
Приложение Б

Актуальность исследования. С уверенностью можно сказать о том, что эмоции являются физиологическим состоянием, которое включает в себя различные чувствования, переживания человека. Помимо этого, стоит понимать, что эмоциям присущ в большей степени субъективный характер и они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Случаи сильных эмоциональных разрядов могут приводить к невротическим состояниям. Бесспорным является факт о том, что любое эмоциональное состояние (особенно, когда речь идет о длительном состоянии) приводит к изменениям в организме.
Эмоциональное состояние может стать причиной возникновения у женщин патологических состояний. На фоне соматических патологий наиболее распространённым состоянием женщин признается тревожность. Как показывает практика, тревожность отмечается в 23-73% случаев обращения женщин за психологической помощью. Все это указывает на то, что основная задача современной психологической науки и практики сводится к необходимости своевременно диагностировать, а также провести грамотную коррекцию такого состояния у женщин с соматическими проявлениями.
Необходимо понимать, что психоэмоциональное напряжение, тревога, депрессия - это не просто психологические состояния, присущие человеку, которые развиваются в ответ на стимулы внешнего характера. Все это негативно отражается на функционировании всего женского организма в целом. Получается, что повышенный уровень тревоги, стресс являются факторами, провоцирующими развитие соматических патологий, чего нельзя допускать.
Как показывают исследования, в период проживания эмоционального состояния у женщин могут наблюдаться такие соматические заболевания, как мигрень, нарушение обмена веществ, проблемы пищеварительного тракта и т.д.
Особое внимание стоит обратить на проблемы фибромиалгии, так как она является довольно распространённой у женщин в возрасте от 25-30 лет. Это связывают с малоподвижным образом жизни (все больше женщин становятся автолюбителями, огромное количество времени проводят за просмотром социальных сетей, работа в офисе) наше тело находится постоянно в статичном состоянии. Основными методами лечения являются: медикаментозный, массаж, кинезиотейпирование и лечебная физическая культура, которая активно развивается в фитнес индустрии и получила большое разнообразие направлений: умный фитнес, миафациальный релиз, здоровая спина. Все вышеперечисленные методы имеют доказанную эффективность, но достаточно часто эффект краткосрочный. В связи с чем боль и напряжение становятся хроническими.
По данным Российской ассоциации по изучению боли распространенность хронических болевых синдромов в России варьируется от 13,8% до 56,7%, составляя в среднем 34,3 случая на 100 человек. Более чем 40% людей, страдающих хронической болью, указывают на то, что боль серьезно снижает их качество жизни [63].
Практически никогда не связывают проявление фибромиалгии с психосоматикой. В некоторых новых изданиях книг, посвящённых именно умному фитнесу, появляются гипотезы связывающие эмоциональный фон с проявлениями заболевания. Но практического развития они либо не получили вовсе, либо затрагиваются поверхностно. Особенно хотелось бы уделить внимание влиянию стресса на кратковременность либо полное отсутствие результата лечения фибромиалгии, что может повлечь за собой полное отсутствие желание человека продолжать консервативное лечение данного недуга и смириться с безысходностью, что также может усугубить эмоциональное состояние.
В то же время стоит обратить внимание на то, что в современной психологической науке и практике до сих пор не разработаны комплексные коррекционные мероприятия, направленные на обеспечение должного психологического сопровождения женщин с соматическими проявлениями в период проживания эмоционального состояния. Современная коррекция и диагностика могла бы рассматриваться в качестве формы психологического сопровождения женщин в возрасте 25-30 лет с соматическими проявлениями в период проживания эмоционального состояния. Анализ актуальности исследуемой проблемы позволяет указать на наличие связи между высокой потребностью и своевременной коррекции тревоги у женщин в возрасте 25-30 лет с соматическими проявлениями в период проживания эмоционального состояния.
Цель исследования: разработать и оценить эффективность программы психологической коррекции для женщин с соматическими проявлениями в период проживания эмоционального состояния.
Объектом исследования процесс проживания эмоциональных состояний женщинами в возрасте 25-30 лет с соматическими проявлениями
Предметом исследования является: психологическое сопровождение женщин в возрасте 25 - 30 лет с психосоматическими проявлениями, по средствам элементов телесно-ориентированной терапии.
Гипотеза исследования: Программа психологической коррекции с использованием элементов телесно-ориентированной терапии у женщин с соматическими проявлениями позволяет снизить уровень тревожности, чувства вины, страха, гнева при условии: создание климата; использования телесных практик.
Для достижения поставленной цели были поставлены и задачи:
1 .Раскрыть понятие эмоционального состояния в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать психологические особенности женщин в возрасте 25-30 лет.
3. Проанализировать особенности психологического сопровождения как средства психологической помощи.
4. Раскрыть критерии анализа психосоматических проявлений.
5. Разработать программу психологической коррекции с использованием элементов телесно-ориентированной терапии для женщин с соматическими проявлениями в период проживания эмоционального состояния.
6. Представить анализ разработанной программы.
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические и практические исследования (в психологии - З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, А.М. Прихожан, - и медицине - Г. Селье, Ю.А. Александровский, В.В. Макаров, Е.И. Чазов, В.Е. Медведев, А.С. Аведисова) и её взаимосвязь с соматическими заболеваниями (А.Б. Смулевич, В.В. Ковалев, О.С. Левин).
Методы исследования.
Теоретические методы - анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования.
Психодиагностические методы (Психодиагностические опросники):
2. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (Опросник для оценки уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова)).
2. Опросник вины» (Guilt Inventory) (разработан доктором Карен Куглер и профессором Уоррен Х. Джонс), переведен и адаптирован И. М. Белик.
3. Методика В. Леви «Чего мы боимся» (С-тест).
4. Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) и т.д. Методы количественной, качественной и математико-статистической
обработки данных (описательная статистика, сравнительный анализ), интерпретация результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали женщины в возрасте 25-30 лет с соматическими проявлениями в период проживания эмоционального состояния. В исследовании приняли участие женщины в количестве 14 человек.
Научная новизна исследования. Заключается в возможности расширения существующих представлений о психологическом сопровождении женщин с соматическими проявлениями в период проживания негативных эмоциональных состояний. Исследование способствует углублению знаний о взаимосвязи психоэмоционального состояния и соматического здоровья, а также об особенностях психологической помощи женщинам в возрасте 25 - 30 лет с соматическими проявлениями в период проживания негативных эмоциональных состояний.
Практическая значимость исследования. В процессе исследования удалось разработать программу психологической коррекции с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, что можно впоследствии использовать в качестве рабочей программы психологами и самопомощи.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмоции - это психологические процессы, отражающие различное отношение к объектам окружающего мира, и которые характеризуются различными компонентами. Эмоция является субъективной формой существования потребностей, она сигнализирует субъекту о потребностной значимости объектов и побуждает на определенную форму активности. Число отрицательных эмоций существенно превышают число положительных.
В возрасте 25-30 лет женщины могут сталкиваться с определенными проблемами, которые с одной стороны, являются типичными, а с другой - воспринимаются как кризисные. Женщинам важно осознать и принять изменившееся психологическое пространство, освоить новые семейные роли, взглянуть назад и переосмыслить пройденное. Необходимо решить проблему определения своего места в системе социальных отношений.
На сегодняшний день сопровождение — это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи - патронажа. В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.
Нами было исследовано 14 женщин 25-30 лет с соматическими проявлениями. Гипотеза исследования сводилась к тому, что у психокоррекционная программа у женщин с соматическими проявлениями позволяет снизить уровень тревожности, чувства вины, страха, гнева.
Психокоррекционная программа у женщин с соматическими проявлениями позволяет снизить уровень тревожности, чувства страха, чувства вины, гнева, что положительно отражается на состоянии здоровья женщин.
В рамках проведенного нами исследования были получены следующие результаты:
У женщин с соматическими проявлениями часто присутствуют симптомы депрессии и тревожности разной выраженности, во многих случаях сильно снижено качество жизни, особенно физический компонент.
За счет грамотно подобранной программы психологической коррекции можно существенно снизить уровень тревожности, чувства вины, страха, гнева, что положительно отразиться на состоянии здоровья женщин. Получается, что психокоррекционная работа позволяет минимизировать дискомфортные ощущения, которые испытывает женщина (боль в мышцах, тахикардия и т.д.).
За счет внедрения программы психологической коррекции женщины получили определенный опыт саморегуляции, что позволяет существенно снижать болевые ощущения.
Разработанная нами программа психокоррекции имеет положительный терапевтический эффект, что подтверждается результатами контрольного этапа эксперимента.
После проведенных занятий с женщинами стало заметно, что у них существенно сократилось чувство тревожности, чувства вины, страха, гнева, что положительно отразилось на их состоянии здоровья. Помимо этого, отмечается улучшение эмоционального фона.
Полученные результаты исследования и разработанная психокоррекционная программа могут быть использованы в практической деятельности психолога, работающего с женщинами с соматическими проявлениями.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.299c.
2. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 2006. 314 c.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. М.: Слово, 2006. 300 c.
4. Анохин П. К. Эмоции / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер // Психология эмоций. - М., 1984. - 486 с.
5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 267 c.
6. Берн Ш. Гендерная психология / Пер. с англ.; науч. ред. Е.Кораблина. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. 320 с.
7. Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В.. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ): Методические рекомендации. СПб.: 1997. 23 с.
8. Братусь Б.С., Павленко В.Н.. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии. // Вопросы психологии. 1986. №4. С. 74-78.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском. СПб.: Питер, 2008. 400 c.
10. Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. 496 c.
11. Габдреева Г.Ш. Психология состояний. Хрестоматия., под ред. Прохорова А.О. СПб.: Речь, 2004. -608 с
12. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. 128 c.
13. Данакин Н.С., Питка С.Н.. Компаративный механизм социальной регуляции. Белгород: Логия, 2003. 276 c.
14. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987. 66
15. Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 103-114.
16. Дикая Л.Г. Системно-деятельностная концепция саморегуляции психофизиологических состояний человека // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методика психологического анализа. М.: Наука, 1999. С. 80-81.
17. Дикая Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности. М., 2002. 42 с.
18. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно- деятельностный подход). М.: Изд-во ИП РАН, 2003. 256 с.
19. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т32. 2. С. 82-93.
20. Зейгарник Б.В., Теории зарубежной психологии. М.: МГУ, 1984. 214 c.
21. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2011. №351. С. 128-134.
22. Изард К. Е. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003. 512 c.
23. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер 2003. 544 c.
24. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 c. 25. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 392 с.
26. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Московский психологосоциальный институт, 1999. 560 с.
27. Копина О.С., Суслова Е.А, Заикин Е.В., Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников. // Вопросы психологии. 1995. №3. С. 119-133.
28. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е изд. СПб.: Питер, 2004.
312 c.
29. Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М.: Языки славянской культуры, 2005. 224 c.
30. Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния. СПб.: Питер, 2001. С. 9-42.
31. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвящение, 1964. 128 c.
32. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции М.: 2011. 276 c.
33. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
34. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2002. 421 c.
35. Маслоу, А.Г. Мотивации и личность. СПб.: Питер, 2001. 254 c. 36.
Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека [Электронный ресурс]
//http://www.vashpsiholog.info/myasishev/otnosheniya/5941-2010-10-12-14-24- 08.html.
37. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. М., 2011. 242 c.
38. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2003. Ч 1. 304 с.
39. Новак Н.Г. Основные подходы к определению психологического благополучия личности в современной психологии // Психологический журнал. 2008. №2. С. 21-23.
40. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Сборник Материалов III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. URL: http://publications.hse.ru/chapters/78753840(дата обращения: 10.03.2023).
41. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Наука 2008. 311 c.
42. Пономарчук В.А., Толстых А.В. Среднее образование: две критические точки современной школы // Социологические исследования. 1994. №12. С. 61- 64.
43. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: 2000.
44. Прохоров А.О. Методы психической саморегуляции. Казань, 2004. 107 с.
45. Прохоров А. О. Определение понятия «психическое состояние» // Психология состояний: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2004. 320 с.
46. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для институтов физ. культ. / под ред. Т.Т.Джамгарова. М.: ФиС, 2009. 322 c.
47. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 с.
48. Сидорчик С.В. Психолого-акмеологический подход к проблеме здоровья и создания здоровьесберегающей среды // Мир психологии. 2007. №2. С.128- 139.
49. Симонова Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их преодоления : пособие. М.: Просвещение, 2005. 400 с.
50. Скворцова М.В., Якунин В.Е. Практикум по экспериментальной психологии и психологии личности. Самара: Самар. гуманит. академ., 2002. С. 108-111.
51. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Институт прикладной психологии, 1998. 308 c.
52. Соколенко Е.И. Ценностное отношение к здоровью как педагогическая проблема. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Харьков, 2006. № 4. С. 153-157.
53. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький: Издательство Горьковского института, 1975. 322 c.
54. Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги// Стресс и тревога в спорте. М., 1983.
55. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 2000.752с.
56. Формановская Н. И. Эмоции, чувства, интенции, экспрессия в языковом и речевом выражении / Лингвистический поиск на рубеже веков. М., 2000. 186 с.
57. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л., 1976. 18 с.
58. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 2002 455 c.
59. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008. 416 с.
60. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента. Факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления. Иркутск : 2007. 658 c.
61. Эмоции в языке и речи: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. А. Шаронов. М.: изд-во РГГУ, 2005. 342 с.
62. Эриксон, Э. Детство и общество. М.: Речь, 2004. 312 c. 63. Diener E. Subjective well-being. // Psychological Bulletin. 1984. № 95. P. 542-575. 64. Riff C.D., Keyes C., Lee M. The structure of psychological well-being revisited [Электронный ресурс] // midus.wisc.edu/findings/pdfs/830.pdf (Дата доступа: 10.03.2023).
63. Яхно Н.Н., Алексеева В.В. Невропатическая боль: клинические наблюдения. - М.: Издательство РАМН, 2009. - 264 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ