ВВЕДЕНИЕ 5
1 ФЕМИНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ И КИНЕМАТОГРАФ ЛАРСА ФОН ТРИЕРА 16
1.1 Феминизм как социокультурный феномен: истоки, развитие, современный этап 16
1.2 Феминистская теория кино 34
1.3. Творчество Ларса фон Триера: истоки, этапы развития, отличительные особенности 43
1.4 Методы исследования произведений киноискусства в контексте феминистской теории 58
2 АНАЛИЗ РЕПРЕЗЕНТАНТОВ ТВОРЧЕСТВА ЛАРСА ФОН ТРИЕРА В КОНТЕКСТЕ ФЕМИНИСТСКОЙ ТЕОРИИ 68
2.1. Женский образ в фильме «Танцующая в темноте» 68
2.2 Женский образ в фильме «Догвилль» 79
2.3 Женский образ в фильме «Антихрист» 89
2.4 Специфика феминистской темы в творчестве Ларса фон Триера 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
Феминизм - явление, представляющее собой социально -политическое движение, теорию и идеологию, основанную на представлении об угнетенном, дискриминируемом положении женщины в патриархальном обществе, которое зародилось в начале XIX века (с введением в научный оборот слова «feminism» французским теоретиком социализма Шарлем Фурье). Заявившее о себе прежде всего как движение за политические права и свободы женщин, к середине XX столетия феминизм сложился в идеологию, постулирующую отношение к женщине как к существу «второго сорта» в силу господства патриархальной системы. Именно это отношение, по мнению теоретиков феминизма, препятствует реальному преодолению социально-политического, экономического и культурного неравенства женщин и мужчин в обществе.
Не смотря на относительную «молодость» феминистской теории, данное явление оказало огромное влияние на социально-культурные, экономические и политические практики, изменив представление о роли, правах и предназначении женщины в обществе, подвергнув критике традиционную систему отношений между мужчиной и женщиной. Эта теория стала своего рода оптикой, позволяющей исследователям высветить новые проблемные поля культуры в соответствии с феминистским дискурсом. Неоспоримое влияние теория феминизма оказала и на пространство мировой культуры: искусство, литературу, кинематограф. Рассмотрим подробнее кинематограф.
Кинематограф, как один из самых популярных и молодых видов искусства, с момента своего появления отражает актуальные социально - культурные проблемы общества, чутко реагируя на изменение социальной повестки: общественных взглядов, настроений, идей. Однако существующее внутри кинематографа деление на популярное массовое и авторское элитарное кино дает повод предполагать, что освещение одних и тех же проблем представителями массового и элитарного кино носит различный характер. Массовый кинематограф склонен предлагать зрителю более однозначный, нейтральный и социально-приемлемый взгляд по тому или иному вопросу, тогда как авторский кинематограф отличается большей субъективностью, остротой и неоднозначностью. В отличии от массового, представители авторского кино не ставят перед собой цель угодить вкусам и запросам публики, напротив. Значительно чаще они ставят перед зрителем сложные, неудобные, табуированные и провокационные вопросы. В своих работах режиссеры создают уникальную картину мира, которая одновременно совпадает с реальностью и отражает личное восприятие художника: его взгляды, попытку найти ответ на ряд сложных философских и социально-культурных вопросов.
И конечно, авторское кино не могло не испытать на себе влияния феминистских идей, остаться к ним равнодушным. Как наиболее чувствительное к табуированным, неоднозначным, сложным остро-социальным вопросам, представители авторского кино первыми поднимают «женский вопрос» в своих картинах. Режиссеру не обязательно называть себя феминистом/феминисткой, чтобы оставаться чувствительным к феминистской повестке, обращаться в своих работах к проблемам, связанным с угнетением и дискриминацией женщин, насилием, гендерным неравенством, и проч. Таким режиссером, на мой взгляд, является крупный датский режиссер - Ларс фон Триер, в чих картинах женщины - всегда центральные персонажи, вокруг которых «работает» сюжет.
Актуальность данной работы заключается в исследовании репрезентантов творчества Ларса фон Триера с позиции феминистской теории кино, что позволит значительно расширить понимание его творчества, рассмотреть его с неожиданной стороны и проанализировать степень раскрытия феминистской проблематики в творчестве Триера.
Степень изученности теории и практики феминизма позволяет говорить о достаточно глубоких корнях данного явления. В виду 6
междисциплинарного характера феминизма, научный интерес к нему проявляли представители философии, культурологи, социологии, психологии, истории, политологии, антропологии, лингвистики и т.д....
Целью настоящей работы было доказать, что Ларс фон Триер, по своим убеждениям, является идейным сторонником феминизма, а его про - феминистские взгляды находят свое отражение в его многогранном и самобытном творчестве.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Во-первых, было подробно рассмотрено историческое зарождение, развитие и становление феминизма, как широкого и неоднородного социально-политического, экономического и культурного явления. Были выявлены проблемные поля, входящие в область феминистского внимания;
Во-вторых, были рассмотрены истоки творческого пути и творческого становления Ларса фон Триера. Подробно проанализированы характерные особенности его творческого метода;
В-третьих, были проанализированы ключевые репрезентанты творчества Ларса фон Триера на предмет наличия в них феминистской проблематики, и того, в каком ключе эта проблематика раскрывается самим режиссером;
В-четвертых, была проанализирована специфика феминистской повестки в творчестве Ларса фон Триера, дана характеристика его взглядам относительно феминистской повестки.
Выполнение вышеупомянутых задач позволило придти к следующим выводам, обстоятельно доказывающим гипотезу исследования:
1. Феминизм прошел длительный путь становления (труды древнегреческих философов, философов эпохи Просвещения и первых женщин-активисток), получив реальную реформирующую силу только в середине XIX века с зарождением первой волны феминизма, давшей основательный импульс формированию последующих волн и направлений феминизма;
2. Развитие феминистской теории, изложенной в трудах крупных женщин - философов и писательниц, позволило расширить проблемное поле феминизма, заявить о существовании целого спектра глубоких, фундаментальных проблем, связанных с дискриминацией женщин на всех уровнях человеческого бытия;
3. Феминизм, не смотря на общую разнородность внутри самого явления, руководствуется стремлением достичь подлинного равенства мужчин и женщин через преодоление дискриминационных практик и доминирования патриархальной культуры;
4. Культура и кинематограф представляют собой своеобразное зеркало общественных убеждений и представлений о женщине, её социальных функциях и ролях, стереотипах, связанных с нормами её жизнедеятельности, и реальном положении женщины в общественной жизни, культуре, политической системе и многом другом;
5. Феминистский анализ кино необходим для исследования господствующих представлений данного общества о женщине, её месте в социальной иерархии, навязываемых её стандартах, её роли в общественной и политической жизни общества и т.д;
7. Работа Лауры Малви "Визуальное искусство и нарративный кинематограф", появление психоаналитической «теории экрана» и формирование контекстуального подхода Аннет Кун, изложенного в работе «Женские фотографии: феминизм и кино» позволили сформировать теоретическую базу феминистского анализа произведений киноискусства;
8. Феминистская кинокритика сосредотачивается на критике и анализе транслируемых в кино гендерных стереотипов, сексистских и мизогинистских установок, формировании искаженных и нереалистичных женских образов, навязывании кинематографом патриархальной идеологии и «мужского взгляда» и многом другом;...
1. «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера: ужасающий, но гениальный фильм о безнравственности творчества [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://meduza.io/feature/2018/05/16/dom-kotoryy-postroil-dzhek-larsa-fon-triera-uzhasayuschiy-no-genialnyy-film-o-beznravstvennosti-tvorchestva
2. «Такие сцены бывают и в жестком порно, но мои фильмы другие» Ларс фон Триер — о «Доме, который построил Джек», Каннском фестивале и феминизме [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://meduza.io/feature/2018/12/06/takie-stseny-byvayut-i-v-zhestkom-porno-no-moi-filmy-drugie
3. Абдуллаева, 3. Сумерки эстетизма / 3.Абдуллаева // Искусство кино. - 2011. - №6. - С. 31—35.
4. Абдуллаева, 3. Триер и Брехт / 3. Абдуллаева Диалектический кинотеатр // Театр. - 2012. - № 8. - С. 85.
5. Адорно, Т. Эстетическая теория /пер. А.В. Драновой. - Москва: Республика, 2001. - С. 460.
6. Айвазова, С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. - М.: ИСП РАН., 2001. - С. 52.
7. Айвазова, С. Г. Женщина в обществе: гендерное измерение политического процесса : дисс. докт.полит.наук / С.Г.Айвазова : Рос.АН, Ин-т сравнительной политологии. - М., 1996 - 218 с.
8. Айвазова, С. Г. К истории феминизма / С.Г.Айвазова // Общественные науки и современность. - 1992. - № 6. - С. 153 - 158.
9. Андронова, А.А. Карл Теодор Дрейер. Великий датчанин / А.А.Андронова. - СПб: Своё издательство. - 2014. - 500 с.
10. Барт, Р. Мифология. Париж: Editions du Seuil / Р.Барт. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 1996. - 351 с.
11. Бебель, А. Очерки по женскому вопросу. Женщина и социализм // Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.litmir.net/bd/?b=110565/
12. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 11. - М.: Ин-т русской литератур, 1953 - 387 с.
13. Бовуар, С. Де. Второй пол. Т.1: Пер. с франц. [Текст] / Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, комментарии М.В. Пристовой. - М.: Прогресс, 1998. - 342 с.
14. Бок, Г. История, история женщин, история полов. [Текст] / Г. Бок // THESIS. Женщина, мужчина, семья. - 1994. - № 6. - С. 170-200.
15. Брайсон, В. Политическая теория феминизма / В.Брайсон. - М.: Идея Пресс, 2001. - С 840....(127)