ПСИХОПРОФИЛАКТИКА СКЛОННОСТИ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ 8
1.1. Особенности подросткового возраста в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Семья подростка. Особенности системы детско-родительских отношений 19
1.3. Предпосылки, влияющие на возникновение зависимости
подростка от психоактивных веществ 30
1.4. Роль семейного общения в профилактике возникновения
зависимости подростка от психоактивных веществ 36
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА II. АПРОБАЦИЯ КОМПЛЕКСА ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПСИХОПРОФИЛАКТИКУ
УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
ПОДРОСТКАМИ ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 40
2.1. Предпроектное исследование склонности подростков к
зависимому поведению 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов реализации проектного
этапа исследования 58
Выводы по главе 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ 8
1.1. Особенности подросткового возраста в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Семья подростка. Особенности системы детско-родительских отношений 19
1.3. Предпосылки, влияющие на возникновение зависимости
подростка от психоактивных веществ 30
1.4. Роль семейного общения в профилактике возникновения
зависимости подростка от психоактивных веществ 36
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА II. АПРОБАЦИЯ КОМПЛЕКСА ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПСИХОПРОФИЛАКТИКУ
УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
ПОДРОСТКАМИ ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 40
2.1. Предпроектное исследование склонности подростков к
зависимому поведению 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов реализации проектного
этапа исследования 58
Выводы по главе 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность проектной работы продиктована важностью и значимостью подросткового возраста в становлении личности человека. Одним из решающих вопросов данного возрастного этапа является самоопределение, когда подросток, осознав действительность, начинает осознавать себя и свое место в мире, в который он пришел, свое назначение и собственную ценность в жизни. Все это происходит на фоне полового созревания, что обеспечивает половую самоидентификацию подростка и определение своей роли в жизни, исходя из мужской или женской позиции.
Социальное воспитание и физиологические изменения приводят к новообразованиям в поведенческих реакциях и кризису подросткового возраста, который сопровождается неадекватной самооценкой, неуверенностью либо излишней уверенностью в своих силах, отрицанием ранее принятых идеалов, изменением системы ценностей, непринятием собственного прошлого и неуверенностью в будущем.
В настоящее время проблема зависимого поведения подростков стоит особенно остро. Широко распространена компьютерная зависимость, часты проявления наркотической и алкогольной зависимостей. Серьезнейшие опасения вызывает тот факт, что аддикции возникают уже в раннем подростковом возрасте и охватывают собой все больший контингент подростков. В связи со сложившейся ситуацией возникает настоятельная необходимость профилактики возникновения зависимого поведения.
Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия), направленная на формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков. Наряду с нормативно-правовыми, правоохранительными, медицинскими и иными аспектами, Стратегия предусматривает педагогические и воспитательные направления работы. Реализация положений Стратегии осуществляется по пяти приоритетным направлениям, одним из которых является профилактика незаконного потребления наркотиков через совершенствование психолого-педагогических программ, внеурочную и воспитательную работу, реализацию проектов и практик духовно-нравственного воспитания, активное привлечение общественности к деятельности по данному направлению.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Семья является основой для становления и развития подростка, его социализации, приобретения первичных навыков исполнения различных социальных ролей.
Базой для когнитивного и эмоционального развития подростка являются отношения с родителями - именно они формируют его дальнейшее отношение к социуму. Образ семьи для подростка является ведущим и определяющим в части формирования его отношения со всеми окружающими. Мир, который формируется в глазах подростка, начинается с образа семьи, который формируется перед его глазами (Л.С. Алексеева, И.Е. Булыгина, Т.А. Емельянцева, В.Р. Ясницкая и др.).
Семья, без преувеличения, является ядром, вокруг которого формируется личность подростка. Стиль отношений в семье является определяющим для формирования личности. Родительские отношения представляют собой совокупность чувств, эмоций, коммуникаций, иных актов поведения родителей к своему ребенку, уровень его принятия (Я.И. Гилинский, М.С. Иванов, Ю.А. Клейберг и др.).
Роль родителей в взрослении и становлении личности подростка огромна. Особенно это касается периода кризиса подросткового возраста. Задача взрослых в этот период - помочь подростку взрослеть адекватно ситуации без критических переживаний сложных моментов. Зачастую, причиной возникновения зависимого поведения подростка становится семейное неблагополучие, конфликты, происходящие в семье, отсутствие взаимопонимания и конструктивного взаимодействия между подростками и родителями (С.Н. Буранов, А.Е. Войскунский, Ц.П. Короленко, Д.В. Колесов, И.Н. Пятницкая, М.Г. Цетлин, Ю.С. Шевченко и др.).
Семья и характер взаимоотношений в ней оказывает огромное влияние на все аспекты жизни подростка. И.С. Кон писал, что нет практически ни одного социального или психологического аспекта в поведении подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом. А.Е. Личко считал семью основным источником психогений у подростков. Именно семье - самому ближайшему окружению - принадлежит первоочередная роль в профилактике зависимого поведения.
Очевиден тот факт, что в стороне от решения этой проблемы не должны оставаться родители, которые в абсолютном большинстве не просвещены в диагностике первых симптомов употребления подростком наркотиков. В связи со сказанным, оптимизация общения родителей с подростками выступает важнейшим средством психопрофилактики зависимого поведения. Именно поэтому возникает настоятельная потребность в привлечении родителей к участию в психолого-педагогических программам, проектах и практиках, реализуемых в образовательных организациях. Изложенное обусловливает актуальность работы, подчеркивает ее теоретическую и практическую значимость.
Цель проектной работы - разработка программы психолого-педагогической профилактики зависимости подростков от психоактивных веществ путем оптимизации общения детей и родителей.
Объект исследования: взаимоотношения подростков и родителей.
Предмет исследования: возможности психолого-педагогической профилактики зависимости подростков от психоактивных веществ путем оптимизации общения детей и родителей.
Проектная идея: разработать и апробировать комплекс занятий с элементами тренинга, направленный на оказание психологической поддержки семьи подростка в период возрастного кризиса, профилактику зависимого поведения, оптимизацию общения подростков и родителей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности подросткового возраста.
2. Охарактеризовать особенности системы детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
3. Проанализировать предпосылки, влияющие на возникновение зависимого поведения подростков.
4. Раскрыть роль семейного общения в профилактике зависимого поведения подростков.
5. Провести предпроектное исследование склонности подростков к зависимому поведению.
6. Разработать и реализовать проект, направленный на профилактику потребления психоактивных веществ посредством оптимизации общения родителей с детьми.
В работе использованы методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы; обобщение публикаций в периодических изданиях.
2. Экспериментальные: тест на зависимость (аддикцию) (Г.В. Лозовая); тест склонности к девиантному поведению (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев); опросник «Группа риска наркозависимости (Б.И. Хасан, Ю.А. Тюменева).
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами таких авторов, как А.А. Бодалев [52], Г.В. Бурменская [11], А.Я. Варга [13], Л.С. Выготский [15], И.В. Дубровина [23], А.И. Захаров [28], В.Г. Казанская [29], О.А. Карабанова [31], И.А. Котляр [35], Л.Ф. Обухова [42], Р.В. Овчарова [43], К.Н. Поливанова [46], А.М. Прихожан [47], Н.А.
Рождественская [50], Е.Л. Солдатова [57], А.С. Спиваковская [59], Д.И. Фельдштейн [60], А. Фрейд [62], Э. Фромм [63], О.С. Холодковская [65], Э.Г. Эйдемиллер [67], Д.Б. Эльконин [68], Э. Эриксон [69] и др.
Экспериментальная база исследования: гимназия № 69 г. Краснодара.
Выборка исследования представлена подростками, обучающимися в 8-9 классах. Число испытуемых - 32 человека. Возраст испытуемых - 14-15 лет.
Практическая значимость проектной работы заключается в разработке комплекса занятий с элементами тренинга, направленного на оказание психологической поддержки семьи подростка, профилактику зависимого поведения, оптимизацию общения подростков и родителей. Материалы проектной работы могут быть использованы психологами образовательных организаций.
Структура работы. Проектная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (71 наименование) и 4 приложений. Результаты работы отражены в 22 рисунках и 3 таблицах. Объем работы составляет 93 страницы.
Социальное воспитание и физиологические изменения приводят к новообразованиям в поведенческих реакциях и кризису подросткового возраста, который сопровождается неадекватной самооценкой, неуверенностью либо излишней уверенностью в своих силах, отрицанием ранее принятых идеалов, изменением системы ценностей, непринятием собственного прошлого и неуверенностью в будущем.
В настоящее время проблема зависимого поведения подростков стоит особенно остро. Широко распространена компьютерная зависимость, часты проявления наркотической и алкогольной зависимостей. Серьезнейшие опасения вызывает тот факт, что аддикции возникают уже в раннем подростковом возрасте и охватывают собой все больший контингент подростков. В связи со сложившейся ситуацией возникает настоятельная необходимость профилактики возникновения зависимого поведения.
Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия), направленная на формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков. Наряду с нормативно-правовыми, правоохранительными, медицинскими и иными аспектами, Стратегия предусматривает педагогические и воспитательные направления работы. Реализация положений Стратегии осуществляется по пяти приоритетным направлениям, одним из которых является профилактика незаконного потребления наркотиков через совершенствование психолого-педагогических программ, внеурочную и воспитательную работу, реализацию проектов и практик духовно-нравственного воспитания, активное привлечение общественности к деятельности по данному направлению.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Семья является основой для становления и развития подростка, его социализации, приобретения первичных навыков исполнения различных социальных ролей.
Базой для когнитивного и эмоционального развития подростка являются отношения с родителями - именно они формируют его дальнейшее отношение к социуму. Образ семьи для подростка является ведущим и определяющим в части формирования его отношения со всеми окружающими. Мир, который формируется в глазах подростка, начинается с образа семьи, который формируется перед его глазами (Л.С. Алексеева, И.Е. Булыгина, Т.А. Емельянцева, В.Р. Ясницкая и др.).
Семья, без преувеличения, является ядром, вокруг которого формируется личность подростка. Стиль отношений в семье является определяющим для формирования личности. Родительские отношения представляют собой совокупность чувств, эмоций, коммуникаций, иных актов поведения родителей к своему ребенку, уровень его принятия (Я.И. Гилинский, М.С. Иванов, Ю.А. Клейберг и др.).
Роль родителей в взрослении и становлении личности подростка огромна. Особенно это касается периода кризиса подросткового возраста. Задача взрослых в этот период - помочь подростку взрослеть адекватно ситуации без критических переживаний сложных моментов. Зачастую, причиной возникновения зависимого поведения подростка становится семейное неблагополучие, конфликты, происходящие в семье, отсутствие взаимопонимания и конструктивного взаимодействия между подростками и родителями (С.Н. Буранов, А.Е. Войскунский, Ц.П. Короленко, Д.В. Колесов, И.Н. Пятницкая, М.Г. Цетлин, Ю.С. Шевченко и др.).
Семья и характер взаимоотношений в ней оказывает огромное влияние на все аспекты жизни подростка. И.С. Кон писал, что нет практически ни одного социального или психологического аспекта в поведении подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом. А.Е. Личко считал семью основным источником психогений у подростков. Именно семье - самому ближайшему окружению - принадлежит первоочередная роль в профилактике зависимого поведения.
Очевиден тот факт, что в стороне от решения этой проблемы не должны оставаться родители, которые в абсолютном большинстве не просвещены в диагностике первых симптомов употребления подростком наркотиков. В связи со сказанным, оптимизация общения родителей с подростками выступает важнейшим средством психопрофилактики зависимого поведения. Именно поэтому возникает настоятельная потребность в привлечении родителей к участию в психолого-педагогических программам, проектах и практиках, реализуемых в образовательных организациях. Изложенное обусловливает актуальность работы, подчеркивает ее теоретическую и практическую значимость.
Цель проектной работы - разработка программы психолого-педагогической профилактики зависимости подростков от психоактивных веществ путем оптимизации общения детей и родителей.
Объект исследования: взаимоотношения подростков и родителей.
Предмет исследования: возможности психолого-педагогической профилактики зависимости подростков от психоактивных веществ путем оптимизации общения детей и родителей.
Проектная идея: разработать и апробировать комплекс занятий с элементами тренинга, направленный на оказание психологической поддержки семьи подростка в период возрастного кризиса, профилактику зависимого поведения, оптимизацию общения подростков и родителей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности подросткового возраста.
2. Охарактеризовать особенности системы детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
3. Проанализировать предпосылки, влияющие на возникновение зависимого поведения подростков.
4. Раскрыть роль семейного общения в профилактике зависимого поведения подростков.
5. Провести предпроектное исследование склонности подростков к зависимому поведению.
6. Разработать и реализовать проект, направленный на профилактику потребления психоактивных веществ посредством оптимизации общения родителей с детьми.
В работе использованы методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы; обобщение публикаций в периодических изданиях.
2. Экспериментальные: тест на зависимость (аддикцию) (Г.В. Лозовая); тест склонности к девиантному поведению (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев); опросник «Группа риска наркозависимости (Б.И. Хасан, Ю.А. Тюменева).
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами таких авторов, как А.А. Бодалев [52], Г.В. Бурменская [11], А.Я. Варга [13], Л.С. Выготский [15], И.В. Дубровина [23], А.И. Захаров [28], В.Г. Казанская [29], О.А. Карабанова [31], И.А. Котляр [35], Л.Ф. Обухова [42], Р.В. Овчарова [43], К.Н. Поливанова [46], А.М. Прихожан [47], Н.А.
Рождественская [50], Е.Л. Солдатова [57], А.С. Спиваковская [59], Д.И. Фельдштейн [60], А. Фрейд [62], Э. Фромм [63], О.С. Холодковская [65], Э.Г. Эйдемиллер [67], Д.Б. Эльконин [68], Э. Эриксон [69] и др.
Экспериментальная база исследования: гимназия № 69 г. Краснодара.
Выборка исследования представлена подростками, обучающимися в 8-9 классах. Число испытуемых - 32 человека. Возраст испытуемых - 14-15 лет.
Практическая значимость проектной работы заключается в разработке комплекса занятий с элементами тренинга, направленного на оказание психологической поддержки семьи подростка, профилактику зависимого поведения, оптимизацию общения подростков и родителей. Материалы проектной работы могут быть использованы психологами образовательных организаций.
Структура работы. Проектная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (71 наименование) и 4 приложений. Результаты работы отражены в 22 рисунках и 3 таблицах. Объем работы составляет 93 страницы.
По результатам проведенной работы мы можем сделать следующие выводы.
В настоящее время проблема зависимого поведения подростков стоит особенно остро. Широко распространена компьютерная зависимость, часты проявления наркотической и алкогольной зависимостей. Серьезнейшие опасения вызывает тот факт, что аддикции возникают уже в раннем подростковом возрасте и охватывают собой все больший контингент подростков. В связи со сложившейся ситуацией возникает настоятельная необходимость профилактики возникновения аддиктивного поведения.
Первоочередная роль в организации и проведении профилактических мероприятий принадлежит, безусловно, самому ближайшему окружению - семье, которая является основой для становления и развития подростка, его социализации, приобретения первичных навыков исполнения различных социальных ролей. Зачастую, причиной возникновения зависимого поведения подростка становится семейное неблагополучие, конфликты, происходящие в семье, отсутствие взаимопонимания и конструктивного взаимодействия между подростками и родителями.
Предпроектное исследование, проведенное на базе гимназии № 69 г. Краснодара, показало, что наличие низких или высоких показателей хотя бы по одной из шкал «интерес к наркотикам», «поведение в ситуации риска», «социальные установки», делает подростка «потенциально готовым» к совершению пробы. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости профилактики зависимого поведения подростков.
Особая роль в ведении комплексной профилактической работы, затрагивающей личность подростка, принадлежит его семейному окружению. Очевиден тот факт, что родители не должны оставаться в стороне от решения этой проблемы. Включение родителей в профилактическую деятельность позволит создать комплексную систему факторов преодоления зависимого поведения. Специфика «напряженных» мест или рисков возникновения аддиктивного поведения у подростков в условиях системы образования определят, с одной стороны, содержание профилактической работы, с другой - ее эффективность.
На основании теоретического анализа проблемы взаимоотношений подростков и родителей, проблемы аддиктивного поведения, а также результатов выявления у подростков различного рода зависимостей, был разработан и реализован комплекс занятий с элементами тренинга, участниками которого стали подростки и их родители.
Проект ориентирован на формирование средств самопознания подростков и родителей, на увеличение представлений о личной значимости, на формирование мотивов позитивных межличностных взаимоотношений, уверенности в собственных силах, а кроме того, возможности наиболее благополучно осуществлять себя в действии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростков и родителей средствами, позволяющими им более результативно входить во взаимодействие, разрешать поставленные перед ними ежедневные задачи.
В ходе реализации проекта создаются условия для массовых дискуссий между родителями и подростками, условия для группового принятия решений, принятие ответственности за решение, стимулируется проявление обратной связи в группе, проявление рефлексии.
Таким образом, разработанный проект позволит оптимизировать общение подростков и родителей; оказать психологическую поддержку семьи подростка; позволит повысить уровень информированности подростков о негативном влиянии аддикций; будет способствовать формированию у подростков личностных качеств, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от зависимого поведения.
В настоящее время проблема зависимого поведения подростков стоит особенно остро. Широко распространена компьютерная зависимость, часты проявления наркотической и алкогольной зависимостей. Серьезнейшие опасения вызывает тот факт, что аддикции возникают уже в раннем подростковом возрасте и охватывают собой все больший контингент подростков. В связи со сложившейся ситуацией возникает настоятельная необходимость профилактики возникновения аддиктивного поведения.
Первоочередная роль в организации и проведении профилактических мероприятий принадлежит, безусловно, самому ближайшему окружению - семье, которая является основой для становления и развития подростка, его социализации, приобретения первичных навыков исполнения различных социальных ролей. Зачастую, причиной возникновения зависимого поведения подростка становится семейное неблагополучие, конфликты, происходящие в семье, отсутствие взаимопонимания и конструктивного взаимодействия между подростками и родителями.
Предпроектное исследование, проведенное на базе гимназии № 69 г. Краснодара, показало, что наличие низких или высоких показателей хотя бы по одной из шкал «интерес к наркотикам», «поведение в ситуации риска», «социальные установки», делает подростка «потенциально готовым» к совершению пробы. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости профилактики зависимого поведения подростков.
Особая роль в ведении комплексной профилактической работы, затрагивающей личность подростка, принадлежит его семейному окружению. Очевиден тот факт, что родители не должны оставаться в стороне от решения этой проблемы. Включение родителей в профилактическую деятельность позволит создать комплексную систему факторов преодоления зависимого поведения. Специфика «напряженных» мест или рисков возникновения аддиктивного поведения у подростков в условиях системы образования определят, с одной стороны, содержание профилактической работы, с другой - ее эффективность.
На основании теоретического анализа проблемы взаимоотношений подростков и родителей, проблемы аддиктивного поведения, а также результатов выявления у подростков различного рода зависимостей, был разработан и реализован комплекс занятий с элементами тренинга, участниками которого стали подростки и их родители.
Проект ориентирован на формирование средств самопознания подростков и родителей, на увеличение представлений о личной значимости, на формирование мотивов позитивных межличностных взаимоотношений, уверенности в собственных силах, а кроме того, возможности наиболее благополучно осуществлять себя в действии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростков и родителей средствами, позволяющими им более результативно входить во взаимодействие, разрешать поставленные перед ними ежедневные задачи.
В ходе реализации проекта создаются условия для массовых дискуссий между родителями и подростками, условия для группового принятия решений, принятие ответственности за решение, стимулируется проявление обратной связи в группе, проявление рефлексии.
Таким образом, разработанный проект позволит оптимизировать общение подростков и родителей; оказать психологическую поддержку семьи подростка; позволит повысить уровень информированности подростков о негативном влиянии аддикций; будет способствовать формированию у подростков личностных качеств, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от зависимого поведения.



