ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 8
1.1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ 8
1.2. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 13
1.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 18
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 27
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К
ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 30
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 34
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 37
3.1. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ 37
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 40
3.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА 48
ВЫВОД ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЯ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Актуальность. Требования к содержанию и организации обучения постоянно изменяются. Так, современная версия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуализирует задачу формирования учебной деятельности - младших школьников необходимо «научить учиться». В свою очередь, эффективность учебной деятельность в высокой степени обусловлена степенью сформированности и структурой мотивов учения младших школьников.
Мотивация определяет направленность поведения ребенка любого возраста. В структуре мотивационной сферы младших школьников наиболее важное место занимают учебные мотивы. Первоклассники впервые сталкиваются со столь организованной деятельностью, полной четких требований, предписаний, которой является учебная деятельность, при этом предполагающий и оценочный характер. Л.И. Божович говорит о том, что по причине большого значения учебной деятельности для ребенка младшего школьного возраста следует уделять внимание изучению и мотивов, ее определяющих[ 12].
Многие исследователи (А.Л. Венгер [15], Н.И. Гуткина [21] и др.) отмечают падение интереса к учебе, нежелание детей идти в первый класс, негативное отношение к школе и неадекватную учебной деятельности мотивацию первоклассников.
Противоречие исследования, таким образом, обнаруживается между высоким значением сформированной мотивации учения первоклассников для их адаптации к школьному обучению, для их успешности в обучении, с одной стороны, и с другой - снижением ее качества, показателей в современных условиях. Причины такой мотивации учения первоклассников кроются в незрелости мотивационной сферы детей (мотивационная неготовность к школе), в сфере детско-родительских отношений (самоустранение родителей, выбор неверного типа воспитания и пр.), в социально-педагогических обстоятельствах, разрушивших положительную мотивацию.
Уровень развития мотивации к школьному обучению зависит от возраста обучающихся - первоклассники только «учатся учиться», а потому мотивы учения могут быть неустойчивыми, неосознанными, ориентированными в большей степени на внешние стороны учебной деятельности. В этой связи становится актуальной задача коррекции и развития мотивации к школьному обучению у первоклассников.
В соответствии с выявленным противоречием проблему исследования можно сформулировать так: у современных первоклассников зачастую мотивация к обучению сформирована на недостаточном для успешной адаптации и обучении уровне, в связи с чем теоретики и практики проявляют интерес к проблеме формирования мотивации первоклассников, методы и средства которой изучены еще недостаточно.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать на практике психолого-педагогическую программу формирования мотивации первоклассников к обучению в школе .
Объект исследования - мотивация первоклассников.
Предмет исследования - психолого-педагогическая программа формирования мотивации первоклассников к обучению в школе .
Задачи исследования:
1. Изучить отечественные и зарубежные подходы к изучению понятия «мотивация».
2. Провести эмпирическое исследование и выявить особенности мотивации первоклассников к обучению в школе .
3. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу формирования мотивации первоклассников к обучению в школе, оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования: полагаем, что формирование мотивации первоклассников к обучению в школе будет наиболее продуктивно происходить при реализации разработанной нами психолого-педагогической программы.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды А.Л. Венгер [15], Н.И. Гуткиной [21] и др. по проблеме особенностей мотивации первоклассников к обучению в школе, исследования Е.А. Антипиной [6], Е.С. Леоновой [36], Т.С. Семеновой [56], Е.В. Ярославкиной [67] и др. о проблеме коррекции мотивации первоклассников к обучению в школе.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение);
- эмпирические (диагностика, обработка эмпирических данных, количественный, качественный, статистический методы работы с данными).
Методики исследования:
1. Методика диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной).
2. Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (методика Н.Г. Лускановой).
3. Методика «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина).
База исследования: В эмпирическом исследовании приняло участие 40 обучающихся первых классов МБОУ СШ №93 имени Героя Социалистического Труда М.М. Царевского г. Железногорска. Возраст детей - 7 лет.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в пять этапов с сентября 2022 года по апрель 2024 года.
I этап (сентябрь 2022 г. - май 2023 г.) - было осуществлено изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Осуществлялось планирование программы экспериментального исследования, подбор диагностического инструментария.
II этап (сентябрь 2023 г). - был проведен констатирующий этап эксперимента - диагностическое исследование мотивации к обучению у первоклассников, с последующим количественным и качественным анализом полученных результатов.
III этап (октябрь 2023 г. - февраль 2024 г.) - теоретическое обоснование, разработка и реализация психолого-педагогической программы формирования мотивации первоклассников к обучению в школе.
IV этап (март 2024 г. - апрель 2024 г.) - проведение контрольного этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группах с последующим количественным и качественным анализом полученных результатов. Определение эффективности психолого-педагогической программы формирования мотивации первоклассников к обучению в школе.
V этап (апрель - май 2024 г.) - формулирование выводов, оформление текста работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности расширения и углубления существующих теоретических представлений по проблеме формирования мотивации первоклассников к обучению в школе . Результаты исследования позволяют теоретически обосновать разработанную психолого-педагогическую программу и расширить знания о специфике формирования мотивации первоклассников в современной школе.
Практическая значимость исследования заключается в создании психолого-педагогической программы формирования мотивации первоклассников к обучению в школе. Результаты, представленные в эмпирической части исследования, раскрывают особенности мотивации первоклассников к обучению в школе, апробированная программа может быть использована психологами, педагогами, работающими с данной категорией детей в целях обеспечения работы по формированию мотивации к обучению в школе у первоклассников.
Апробация результатов исследования: В течении выполнения исследовательской работы для ознакомления научного сообщества с результатами нашего исследования, результаты диссертационной работы были изложены в виде статей.
1. Хмельницкая А.В. Особенности мотивации к обучению в школе у первоклассников / А.В. Хмельницкая // Педагогика и психология личностного потенциала: современные практики: материалы научно¬практической конференции, Красноярск, 24 апреля 2023 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. - С. 93-95.
2. Хмельницкая А. В. Формирование мотивации первоклассников к обучению в школе: сборник трудов конференции. / А. В. Хмельницкая, Н. Г. Иванова // Психология сегодня: от теории к практике : материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Ульяновск, 23 апр. 2024 г.) / редкол.: Е. А. Брагина [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2024. - ISBN 978-5-907830-30-1.
3. Хмельницкая А.В. Исследование мотивов учения у первоклассников.
Сборнике материалов Международной студенческой научно -практической конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогических исследований» (в печати).
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 70 источников. Включает 3 приложения. Текст работы изложен на 84 страницах и проиллюстрирован на 13 рисунках и в 5 таблицах.
Проблема коррекции мотивации первоклассников к обучению рассмотрена нами многоаспектно.
Решая первую задачу исследования, мы изучили отечественные и зарубежные подходы к изучению понятия «мотивация» и взяли за основу такие базовые определения:
- мотивация - это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющее их направленность и цели;
- мотивация учения - это совокупность мотивов, активизирующих учебную деятельность ребенка.
Решая вторую задачу исследования, мы провели диагностическое исследование мотивации первоклассников к обучению в школе. Сделаны выводы о том, что в структуре мотивации учения первоклассников выражены разные мотивы - как желательные (построенные на интересе к обучению - его процессу и содержанию), нежелательные (например, мотив избегания неприятностей), а также относительно нейтральные. Мотивы учения у первоклассников чаще всего неустойчивы (обучающиеся склонны выбирать мотивы, относящиеся к разным группам), характеризуются слабой сформированностью внутренней позиции школьника (при положительном отношении к школе интерес вызывают внешние ее атрибуты, не содержательные ее возможности). Большинству первоклассников интересна школа, вызывает положительные чувства, отношения, однако не тем, что в ней можно получить новые знания, освоить новые навыки, а тем, что можно примерить на себя образ ученика, обзавестись школьными атрибутами, общаться со сверстниками в новом для себя кругу.
Решая третью задачу исследования, мы разработали, апробировали психолого-педагогическую программу формирования мотивации первоклассников к обучению в школе, построенной на работе с обучающимися, а также с педагогами и родителями. Программа показала свою эффективность. В экспериментальной группе первоклассников изменилась структура мотивов учения (чаще стали обозначаться учебно-познавательные мотивы как доминирующие), повысилась устойчивость и дифференцированность: дети могли рассказать о том, что им интересно, какие знания им нужны, для чего они могут пригодиться, а потому они стали демонстрировать более явный интерес к процессу и содержанию обучения, меньший - к внешней атрибутике. В контрольной группе также зафиксированы изменения в показателях мотивации к обучению, но они являются разнонаправленными (как положительными, так и отрицательными), а также несущественными. В контрольной группе значимых изменений на контрольном этапе эксперимента по сравнению с констатирующим этапом не выявлено. У детей, как и прежде, мотивы еще недостаточно устойчивы (ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться), недостаточно действенны (поскольку сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность), малоосознанны (затруднения в рефлексии отношения младших школьников к конкретным учебным предметам), слабо обобщены (охватывают один или несколько учебных предметов по объединенным внешним признакам).
Подводя итоги проведенной работе, следует отметить, что мотивационная сфера - это достаточно сложный объект для психологического влияния. Это и воздействие на знание, на установки, и поиск личностного смысла, и создание условий для того, чтобы мотивы первоклассников были реализованы (как, например, в программе занятий предусматривалось занятие, на котором дети знакомились с правилами управления вниманием, памятью как важным условием эффективного обучения).
Реализованная психолого-педагогическая программа формирования мотивации первоклассников к обучению в школе показала свою эффективность в виде положительного влияние на развитие учебно-познавательных мотивов, повышение устойчивости мотивов, а потому может быть использована в психолого-педагогической практике. Цель и задачи выполнены в полном объеме.
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования». - Режим доступа: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/(дата обращения: 09.01.2024).
2. Абаленская З.В. Соотношение учебной мотивации и адаптации к школе в младшем школьном возрасте / З.В. Абаленская // Известия Самарского научного центра. - 2009. - № 4 (4). - С. 11-14.
3. Алтынбаева Р.Ф. Развитие учебной мотивации первоклассников сельской малокомплектной школы / Р.Ф. Алтынбаева // Матрица научного познания. - 2020. - № 12-2. - С. 355-357.
4. Альканова А.С. Особенности мотива учения у младших школьников / А.С. Альканова, М.И. Каргин // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2016. - № 1. - С. 130-135.
5. Амбалова С.А. Мотивационная сфера детей младшего школьного возраста и особенности ее психологической диагностики / С.А. Амбалова // АНИ: педагогика и психология. - 2018. - № 2 (23). - С. 331-334.
6. Антипина Е.А. Формирующая работа с семьёй по коррекции характеристик родителей, оказывающих влияние на учебную мотивацию первоклассников / Е.А. Антипина // Молодежная наука: тенденции развития.
- 2020. - № 4. - С. 15-22.
7. Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания / О.Н. Арестова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология.
- 1998. - № 4. - С. 40-52.
8. Аркаева М.Ю. Изучение влияния ситуативной тревожности на учебную мотивацию младших школьников / М.Ю. Аркаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 51-55.
9. Архипова М.В. Зарубежные и отечественные подходы к проблеме мотивации / М.В. Архипова, Е.В. Борисова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-8. - С. 234-240.
10. Ахунжанова М.Х. Формирование учебной мотивации у младших школьников / М.Х. Ахунжанова, Э. Алкасымова // Наука и инновационные технологии. - 2022. - № 1 (22). - С. 38-45.
11. Бабикова Е.Ю. Изучение школьной мотивации первоклассников / Е.Ю. Бабикова // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. - 2018. - С. 838-842.
12. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы. Изучение мотивации детей / Л.И. Божович. - М.: Академия, 2002. - 212 с.
13. Бондаренко А.О. Работа школьного психолога по проблеме учебной мотивации в юношеском возрасте / А.О. Бондаренко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 51.
- С. 27-30.
14. Валисова Т.В. Формирование мотивации к учению у
первоклассников / Т.В. Валисова // Социосфера. - 2013. - № 37. - С. 87-88.
15. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский.
- М.: Юрайт, 2017. - 198 с.
17. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта: Наука, 2018. - 271 с.
18. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. - М.: Смысл: Академия, 2006. - 251 с.
19. Григорович Л.А. Педагогическая психология: учебное пособие / Л.А. Григорович. - М.: Гардарики, 2003. - 214 с.
20. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации / М.В. Григорьева // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 8-9.
21. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.
22. Демина О.А. Развитие учебной мотивации младших школьников / О.А. Демина // Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы: сборник научных трудов, Хабаровск, 22-23 ноября 2018 года / Под редакцией Е.Н. Ткач. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019. - С. 124-131.
23. Денисенкова Н.С. Исследование учебной мотивации первоклассников в различных образовательных средах / Н.С. Денисенкова // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25, № 1. - С. 5-15.
24. Дубровина И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
25. Дюдина К.С. Социально-психологическая адаптация детей к условиям начальной школы / К.С. Дюдина // Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции «Наука молодых». - 2020. - С. 205-207.
26. Занюк С.С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.С. Занюк. - М.: Ника-Центр, 2001. - 117 с.
27. Занятие для 1 класса «Зачем ходить в школу» // URL: https://infourok.ru/zanyatie-dlya-klassa-zachem-hodit-v-shkolu-3750895.html.(дата обращения: 01.04.2024).
28. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Р.-н/Д. : Феникс, 1997. - 480 с.
29. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
30. Каргин М.И. Особенности развития мотива учения в младшем школьном возрасте / М.И. Каргин, А.С. Альканова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2015. - № 1. - С. 124-128.
31. Кишкентаева А.Д. Психолого-педагогические условия формирования познавательной мотивации первоклассников /
А.Д. Кишкентаева // Профессиональное образование: методология,
технологии, практика: Сборник научных статей. Том Выпуск 16. - Челябинск : Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2023. - С. 88-93.
32. Коваленко Е.Г. Теоретические основы формирования мотивации младших школьников / Е.Г. Коваленко, А.А. Зароева // The Scientific Heritage. - 2020. - № 45-7(45). - С. 19-21.
33. Коростелева Н.А. Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста / Н.А. Коростелева // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. - 2023. - Т. 4, № 2. - С. 52-68.
34. Котова С.А. Педагогическая поддержка первоклассников с несформированной мотивацией к обучению / С.А. Котова, Т.В. Степанова, Л.В. Степанова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2014. - Т. 5, № 1. - С. 120-127.
35. Лазурский А.Ф. К учению о психической активности; Программа исследования личности и другие работы: Избранные труды по общей психологии / А. Ф. Лазурский. - СПб.: Алетейя, 2001. - 191 с.
36. Леонова Е.С. Формирование учебной мотивации у школьников: практико-ориентированный подход / Е.С. Леонова // Lurian Journal. - 2023. - Т. 4, № 3. - С. 69-77.
37. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев; под редакцией и с предисловием Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2020. - 526 с.
38. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учебно-методическое пособие / Н.Г. Лусканова. - М.: Фолиум, 1999. - 32 с.
39. Малашкина И.Ю. Проблема формирования учебной мотивации первоклассников как условие адаптации к школе / И.Ю. Малашкина // Вестник магистратуры. - 2023. - № 6-2(141). - С. 75-77.
40. Мандель Б.Р. Возрастная психология: учебное пособие /
Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. - 336 с.
41. Маркова А.К. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования / А.К. Маркова. - М.: Педагогика, 1982. - 247 с.
42. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
43. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
44. Матюхина М.В. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.П. Патрина ; ред. Ю.В. Меньшов. - М.: Просвещение, 1976. - 206 с.
45. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 123-128.
46. Нижегородцева Н.В. Формирование психологической структуры мотивов учения у учащихся младшего школьного возраста / Н.В. Нижегородцева, Е.А. Яшкина // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2018. - № 4(44). - С. 91-96.
47. Панченко Т.В. Эмпирическое исследование познавательных и социальных мотивов учения детей младшего школьного возраста / Т.В. Панченко, А.Б. Шиховцова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14, № 3 (57). - С. 10-16.
48. Половинкина М.А. Психолого-педагогическое сопровождение
первоклассников в период адаптации к школе / М.А. Половинкина // Современное профессионально-педагогическое образование: опыт,
проблемы, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, Орёл, 04-05 октября 2022 года. -Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. - С. 125-130.
49. Применение психодиагностического инструментария
педагогами-психологами в рамках сопровождения ФГОС // Т.Н. Клюева, Ю.В. Бубнова, Т.В. Ларина и др. - Самара: Региональный социопсихологический центр, 2011. - 128 с.
50. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
51. Раимбердиева М.Ж. Формирование учебной мотивации слабоуспевающих учеников / М.Ж. Раимбердиева // Вестник науки. - 2023. - Т. 3, № 6(63). - С. 308-311.
52. Рогова Е.Е. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте / Е.Е. Рогова, З.И. Гадаборшева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6(172). - С. 331-335.
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- Санкт-Петербург: Профессия, 2009. - 494 с.
54. Савинова Т.В. Развитие мотивации учебной деятельности младших школьников в процессе тренинговых занятий / Т.В. Савинова, Т.В. Ермоленко // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 25-26 апреля 2022 года. - Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2022. - С. 7.
55. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И.А. Сапронов // Проблемы педагогики и психологии. - 2008. - № 3. - С. 185.
56. Семенова Т.С. Психологическая готовность к школе как основа благополучия первоклассников в начале обучения / Т.С. Семенова // Вестник практической психологии образования. - 2020. - Т. 17, № 3. - С. 115-123.
57. Середа Е.И. Целостность и защищенность как основные
критерии психологической безопасности личности / Е.И. Середа // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально -
гуманитарные науки. - 2014. - № 5. - С. 289-298.
58. Соколова Н.В. Учебная мотивация в младшем школьном возрасте / Н.В. Соколова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2019.
- № 15 (33). - С. 366-368.
59. Трегубчак А.В. Особенности формирования учебной мотивации современных первоклассников / А.В. Трегубчак, М.А. Тярт // Вопросы
педагогики. - 2022. - № 9-2. - С. 69-73.
60. Узнадзе Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 414 с.
61. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика
развития личности и малых групп: учебное пособие / Н.П. Фетискин,
В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Психотерапия, 2009. - 539 с.
62. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен ; науч. ред. пер. Д А. Леонтьев, Б.М. Величковский. - СПб.: Питер ; М.: Смысл, 2003. - 859 с.
63. Хмельницкая А.В. Особенности мотивации к обучению в школе у первоклассников / А.В. Хмельницкая // Педагогика и психология личностного потенциала: современные практики: материалы научно¬практической конференции, Красноярск, 24 апреля 2023 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им.
B. П. Астафьева, 2023. - С. 93-95.
64. Цыкина Е.А. Мотивация учения у младших школьников в адаптационный период в первом классе / Е.А. Цыкина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2016. - № 1. -
C. 103-109.
65. Шарычева М.Э. Психолого-педагогические особенности формирования мотивации младших школьников / М.Э. Шарычева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4. - С. 319-322.
66. Эмирова А.Г. Формирование учебной мотивации
первоклассников с трудностями в обучении / А.Г. Эмирова // Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции, Москва, 12 декабря 2023 года. - Москва: Алеф, 2023. - С. 48-56.
67. Ярославкина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации первоклассников / Е.В. Ярославкина// Актуальные проблемы психологии личности : Сборник научных трудов / Под научной редакцией Н.Н. Васягиной, Е.Н. Григорян. Том Выпуск 18. Екатеринбург : [б.и.], 2021. - С. 219-224.
68. Atkinson J.W. An introduction to motivation / J.W. Atkinson. - N.Y, Toronto, 1964. - 335 p.
69. Lewin K. Versatz, Wille und Budurfnis / K. Lewin. - Berlin, 1926.
70. Merphy G. Social Motivation / G. Merphy. - Cambridge Mass, 1959.