РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕНСИВНОМУ ЧТЕНИЮ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Р. БРЭДБЕРИ «451 ГРАДУС ПО ФАРЕНГЕЙТУ»
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на английском языке на этапе основного общего образования 8
1.1 Основные вызовы современного образования на основе анализа
нормативных документов 8
1.2 Классификация видов чтения 16
1.3 Читательская грамотность 22
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Методическая разработка занятий по формированию
читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку в 9 классе 33
2.1 Психолого-методические особенности обучения интенсивному чтению в
9 классе 33
2.2 Анализ соответствия романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
возрастным и психологическим особенностям обучающихся 9 класса: обоснование выбора художественного произведения 35
2.3 Методическая разработка серии занятий по формированию читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку в 9 классе на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» 38
Выводы по главе 2 61
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение А 70
Приложение Б 74
Приложение В 77
Приложение Г
Не смотря на быстроразвивающиеся процессы внедрения электронных средств массовой информации и появления различных видов новой и перспективной техники, классическое чтение, в том числе на иностранном языке, не теряет своей актуальности. Оно является мощным инструментом, с помощью которого можно расширить словарный запас и языковые навыки в целом.
В рамках предметной области «Иностранный язык» чтение формирует и развивает обучающихся через его различные виды, а также через читательскую грамотность. Федеральный государственный образовательный стандарт утверждает, что читательская грамотность помогает обучающимся не только в образовательной среде, но и в их жизни в целом.
Однако, не всегда удаётся работать над формированием читательской грамотности в ходе учебной деятельности, поскольку перед учителем стоят другие образовательные цели и задачи. Формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению наилучшем образом может проходить в рамках факультативного курса по английскому языку, что также будет способствовать учету и раскрытию возрастных особенностей, повышению интереса к предметной области «Иностранный язык» и повышению уровня языковой и читательской подготовки, что и определяет актуальность разработки занятий в рамках факультативного курса, направленных на формирование у обучающихся читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале актуального романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Основная цель данной работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» для обучающихся 9-ых классов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) провести обзор ФГОС трёх поколений, выявить сходства и различия;
2) дать методическую характеристику видов чтения на иностранном языке и обобщить теоретико-методический материал;
3) изучить и обобщить информацию о читательской грамотности;
4) проанализировать возрастные и психологические особенности обучающихся 9 классов, а также актуальность и соответствие возрастным особенностям произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»;
5) в ходе филологического анализа сконструировать лексико-семантическое поле «огонь», представленного в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
6) разработать и апробировать занятия по формированию читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» в 9 «Д» классе на базе МАОУ СШ №24 города Красноярска в рамках факультативного курса.
Объект исследования - процесс формирования читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на уроках иностранного языка.
Предметом данного исследования является формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» для обучающихся 9 класса.
Для реализации поставленной цели и задач в работе используются следующие методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, метод семантического анализа и семантического структурирования, метод сплошной выборки по анализируемому произведению, наблюдение, обобщение, анкетирование, сравнительный метод, статистический метод, аналитический метод, элементы экспериментально-опытной работы.
Теоретическую основу исследования составили труды Е.И. Пассова [Пассов, 2017], Б.М. Бим-Бада [Бим-Бад, 2002], D. Riddell [Riddel, 2012], Э.Г. Азимова, А.М. Щукина [Азимов, Щукин, 2009], М.В. Пласкиной [Пласкина, 2014] методологической основой для исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных методистов Н.Д. Гальсковой, А.П. Василевича, Н.Ф. Коряковцевой, Н.В. Акимовой [Гальскова, Василевич, Коряковцева, Акимова, 2017], Е.Н.Солововой [Соловова, 2008], [Методика обучения..., 2016], D. Nunan [Nunan], S. Thornbury [Thornbury] и другие. В своём исследовании мы опирались на нормативные документы: ФГОС ООО, Федеральная образовательная программа OOO 2023, Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» и другие.
Новизна исследования заключается в авторской разработке занятий в рамках факультативного курса по английскому языку, направленной на формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в процессе преподавания английского языка для обучающихся 9 классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во Введении раскрывается актуальность, формулируется цель и задачи исследования, определяется его объект и предмет, методы, новизна и практическая значимость, а также описывается структура работы.
В Главе 1 рассматриваются нормативные документы, классифицируются различные виды чтения. Особое внимание уделяется компоненту функциональной грамотности - читательской грамотности.
В Главе 2 описываются возрастные особенности обучающихся, анализируется выбранное произведение, описываются этапы организации опытно-экспериментальной работы по предварительной диагностике и занятия по формированию читательской грамотности у обучающихся 9 класса в рамках факультативного курса.
В Заключении приводятся выводы и обобщения полученных результатов исследования, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 42 наименования, работы отечественных и зарубежных авторов, а также словари.
Приложение А содержит входное тестирование, направленное на определение уровня сформированности читательской грамотности и критерии оценивания.
Приложение Б содержит входной тест по лексике на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Приложение В содержит разработку 12 занятий соответствующие календарно-тематическому планированию, направленных на формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Приложение Г содержит контрольный тест по формированию читательской грамотности и критерии оценивания теста.
Промежуточные результаты исследования были представлены в формате докладов, занявших призовые места, в рамках четырёх научных событий:
1. Региональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных факультета иностранных языков «Актуальные проблемы лингвистической и онлайн-дидактики» / Доклад «К вопросу об организации работы по обучению интенсивному чтению над художественным произведением в 9 классе». Диплом 2-ой степени. (2022 г.)
2. Межрегиональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» / Доклад «Сравнительный анализ художественных произведений для домашнего чтения на уроках английского языка в 9 классе» Диплом 3-ей степени. (2023 г.)
3. Научно-методический семинар / Доклад «Семантическое поле «огонь» на материале романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»». (2023 г.)
4. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» / Доклад «Опыт анализа семантического поля «огонь» в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»». Диплом 2-ой степени. (2024 г.)
ФГОС играет ведущую роль в регулировании обеспечения единого качества образования на всей территории Российской Федерации. Он устанавливает требования к содержанию обучения, к результатам, которые должны достичь обучающиеся, а также к условиям, в которых осуществляется образовательный процесс.
На данный момент, система образования регулируется ФГОС третьего поколения, который делает акцент на формировании у обучающихся компетенций, необходимых для успешной профессиональной и социальной деятельности в современном мире, а также на важности формирования функциональной грамотности, одним из компонентов которой является читательская грамотность.
Читательская грамотность помогает человеку становится осведомленным и образованным через различные виды текстов и произведений. Читательская грамотность формируется в рамках образовательного процесса, в процессе работы над различными видами чтения.
Качественным и глубоким видом чтения является, несомненно, интенсивное чтение, в рамках которого обучающиеся читают подробно с конкретной учебной целью и задачей, что требует большой концентрации и внимания к мелким деталям. Алгоритм работы в процессе обучения интенсивному чтению включает в себя другие виды чтения: поисковое, ознакомительное и изучающее. В процессе обучения интенсивному чтению учитель может работать на формирование читательской грамотности, развивая смежные умения и компетенции у обучающихся.
Важно отметить, что обучающиеся 9 класса имеют свои возрастные и психологические особенное, которые также влияют на процесс обучения. Знание и учёт психологических особенностей поможет учителю лучше подобрать тексты с целью достижения предметных результатов обучения, а также для формирования читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению.
Проблематика, тема и функции романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» наиболее актуальна для обучающихся 9 классов. Психологические и возрастные особенности старших школьников подчёркивают их стремление к взрослению, самопознанию и самоопределению.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы экспериментальной группой были обучающиеся 9 «Д» класса МАОУ СШ №24 города Красноярска. В ходе работы нами был разработан входной тест, целью которого была диагностика уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся, а также в соответствии с международными исследованиями были составлены критерии для оценивания. Результаты входного тестирования подтвердили важность проведения работы над повышением уровня читательской грамотности у обучающихся.
Из-за высокой нагрузки в отведённые часы на основных занятиях было предпринято повышение уровня читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативных занятий. О важности факультативных занятий впервые было отмечено в ФГОС первого поколения. Кроме того, факультативный курс может благоприятно повлиять на интерес обучающихся к английскому языку, улучшить их языковые навыки и познакомить с художественными произведениями.
Интенсивное чтение и читательская грамотность акцентируют внимание на работу с лексическим материалом текста. Стоит отметить, что лексический слой романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» специфичен и интересен, также данный факт отображают результаты входного теста по лексике. В ходе работы была проведена лингвистическая работа над семантическим полем «огонь», определена его положительная и отрицательная семантика.
На формирующем этапе была организована работа в рамках факультативного курса по английскому языку, было определено количество часов и обучающихся. Кроме того, был разработан календарно-тематический план и занятия с темами и заданиями, направленными на формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
На завершающем этапе был проведён контрольный тест с целью - определить эффективность работы. Проведя диагностику было выявлено, что разработанные занятия с предложенными темами и заданиями способствует развитию читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Дальнейшая перспектива исследования состоит в создании печатного и оформленного учебного пособия для учителей 9 класса и уточнения критериев диагностики формирования читательской грамотности на основе проведённой апробации с привлечением большего количества обучающихся.
1. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 151 с.
2. Баскова Ю. С. Лингвокультурная компетенция: приёмы формирования на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе: монография / Ю. С. Баскова, А. С. Стаценко. М.: Прометей, 2015. 330 с.
3. Береговская Э. М. Стилистика однофразового текста: на материале русского, французского, английского и немецкого языков / Э. М. Береговская. Москва: Ленанд, cop. 2015. 334 с.
4. Бредбери P. 451 градус по Фаренгейту: книга для чтения на английском языке. Санкт-Петербург: КАРО, 2016. 224 с.
5. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: обучение основным видам деятельности: учебное пособие для студентов вуза, обучающихся по направлению подготовки 45.03.02, 45.04.02 "Лингвистика" / Под ред. А.А. И. А. Бредихина. Уральский гуманитарный институт. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2018. 102 с.
6. Ващенко И.И., Виноградова М.А., Черников О.А. Проблемы овладения читательской грамотностью у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы // Символ науки. 2022. №12-2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ovladeniya-chitatelskoy- gramotnostyu-u-obuchayuschihsya-srednego-zvena-obscheobrazovatelnoy-shkoly(дата обращения: 20.03.2024).
7. Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка: 16+ / Лев Выготский. Санкт-Петербург: Питер, 2021. 221 с.
8. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2018. 390 с.
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/dal/огонь (дата обращения: 21.11.2023).
10. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого педагогического исследования: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2003. 208 с.
11. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. Едиториал УРСС. М.: 2000. 352 с.
12. Кожанов А.А., Россихина Г.Н. Лингвистическое понятие текста Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2013 № 9 (27): в 2-х ч. Ч. I. C. 83-87.
13. Колпащикова Ю. С. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника / Ю. С. Колпащикова, В. А. Рожина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. Т. 29. С. 104-109.
14. Коробова О.В. Обучение изучающему чтению / О. В. Коробова. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2012.
15. Кыдырова А. С. Работа с текстом как средство формирования читательской ситуации на уроках русского языка и литературы // Актуальные исследования. 2023. №17 (147). Ч.П. С. 41-43.
16. Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта; Наука, 2003. 432 с.
17. Меркин Б.Г. Теоретические и методические основы формирования читательской грамотности у школьников: Учебно-методическое пособие / Составитель Б.Г. Меркин. Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2023. 76 с.
18. Методика обучения иностранным языкам (учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н. И. Лобачевского по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»). Казань: КФУ, 2016. 189 с.
19. Методика обучения иностранному языку: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. И. Трубицина [и др.]; ответственный редактор О. И. Трубицина. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 384 с.
20. Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности/Под ред. А.А. Бучек. М.: Изд-во, 2022. 136 с.
21. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному образованию. М.: изд-во Просвещение, 2017. 276 с.
22. Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» [Электронный ресурс]. URL:https://www.imcsvg.ru/images/2022/28/Письмо%20по%20реализации%20 элективных%20курсов.PDF (дата обращения: 12.04.2024).
23. Пласкина М.В. Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном языке / М. В. Пласкина. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы УМеждунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2014. С. 133-136.
24. Приказ Рособнадзора № 590, Минпросвещения России №219 от
06.05.2019 г. «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» [Электронный ресурс]. URL: https://sc12-
surgut.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Prikaz_Rosobrnadzora_590_Minprosvesche niya_Rossii_219ot_06.05.2019.pdf (дата обращения: 16.03.2024).
25. Психологические особенности учащихся 9 класса [Электронный ресурс]. URL: sh22-torez-r897.gosweb.gosuslugi.ru(дата обращения: 08.04.2024).
26. Рыжова, В. В. Особенности структуры семантического поля "ольфакторное восприятие" в англоязычном и русскоязычном художественном дискурсе / В. В. Рыжова, М. В. Золотарев // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации : Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, 04-05 июня 2020 года / Под редакцией Г.А. Никитиной. Том Выпуск 13. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. С. 264-270.
27. Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе / Н.Н. Светловская. М.: МГПУ, 2019. 210 с.
28. Семенова Е.В., Ростова М. Л., Петрова Е.В. Идейно-художественный анализ произведения (на примере литературы Англии и США): учеб.- метод. пособие / М.Л. Ростова, Е.В.Семенова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. 90 с.
29. Соколова О. В., Львовский В. А., Знаменская О.В., Долгодворова Е. Ю. К
построению модели формирования читательской грамотности в ходе преподавания учебных предметов в основной школе // Педагогика и просвещение. 2022. №1. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-postroeniyu-modeli-formirovaniya-chitatelskoy- gramotnosti-v-hode-prepodavaniya-uchebnyh-predmetov-v-osnovnoy-shkole(дата обращения: 19.03.2024).
30. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=18073 (дата обращения: 25.11.2023).
31. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2004 / Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://sh-bolsheurinskaya- r04.gosweb.gosuslugi.ru/(дата обращения: 16.03.2024).
32. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования 2010 / Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://school-
kirs. gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/FGOS_OOO_2010.pdf (дата обращения: 17.03.2024).
33. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования 2021 / Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
https://nosch1. gosuslugi.ru/netcat_files/161/2509ZFGOS_OOO_2022.pdf (дата обращения: 01.03.2024).
34. Федеральный институт оценки качества образования - Краткая информационная справка об исследовании PIRLS-2021 [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/info-pirls (дата обращения: 19.03.2024).
35. Федеральная образовательная программа основного общего образования
2023 [Электронный ресурс]. URL:
https://korkm. dagestanschool.ru/upload/dagsckorkm_new/files/f7/43/f74353a0aad e4ee2982d53dbab3cdadd.pdf (дата обращения: 19.04.2024).
36. Формирование читательской грамотности школьников на уроках английского языка: сборник методических материалов / Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Городская гимназия города Дмитровграда»; под ред. канд. пед. наук О. В. Веселовой. Димитровград: ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2021. 44 с.
37. Шамрина А.А. Этапы работы с текстом при обучении английскому языку
детей среднего школьного возраста // Теория и практика современной науки. 2018. №6 (36). [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-raboty-s-tekstom-pri-obucheniiangliyskomu- yazyku-detey-srednego-shkolnogo-vozrasta(дата обращения: 22.03.2024).
38. Штерн A.C. Перцептивный аспект речевой деятельности (Экспериментальное исследование). СПб.: СПбГУ, 1992. 236 с.
39. OECD PISA 2022 Results (Volume I): The State of Learning and Equity in Education. Paris: OECD Publishing, 2023. 227 p.
40. Oxford Learner's Dictionaries [Электронный ресурс]. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/fire_1?q=fire(дата обращения: 25.11.2023).
41. Riddell D. Teach English as a Foreign Language. London: Teach Yourself, 2012. 352 p.
42. Thornbury S. An A-Z of ELT [Электронный ресурс]. URL: https://ru.scribd.com/document/145070538/An-A-Z-of-ELT(дата обращения: 15.02.2022).