РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕНСИВНОМУ ЧТЕНИЮ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Р. БРЭДБЕРИ «451 ГРАДУС ПО ФАРЕНГЕЙТУ»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на английском языке на этапе основного общего образования 8
1.1 Основные вызовы современного образования на основе анализа
нормативных документов 8
1.2 Классификация видов чтения 16
1.3 Читательская грамотность 22
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Методическая разработка занятий по формированию
читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку в 9 классе 33
2.1 Психолого-методические особенности обучения интенсивному чтению в
9 классе 33
2.2 Анализ соответствия романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
возрастным и психологическим особенностям обучающихся 9 класса: обоснование выбора художественного произведения 35
2.3 Методическая разработка серии занятий по формированию читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку в 9 классе на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» 38
Выводы по главе 2 61
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение А 70
Приложение Б 74
Приложение В 77
Приложение Г
Глава 1. Теоретические основы формирования читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на английском языке на этапе основного общего образования 8
1.1 Основные вызовы современного образования на основе анализа
нормативных документов 8
1.2 Классификация видов чтения 16
1.3 Читательская грамотность 22
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Методическая разработка занятий по формированию
читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку в 9 классе 33
2.1 Психолого-методические особенности обучения интенсивному чтению в
9 классе 33
2.2 Анализ соответствия романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
возрастным и психологическим особенностям обучающихся 9 класса: обоснование выбора художественного произведения 35
2.3 Методическая разработка серии занятий по формированию читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку в 9 классе на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» 38
Выводы по главе 2 61
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение А 70
Приложение Б 74
Приложение В 77
Приложение Г
Не смотря на быстроразвивающиеся процессы внедрения электронных средств массовой информации и появления различных видов новой и перспективной техники, классическое чтение, в том числе на иностранном языке, не теряет своей актуальности. Оно является мощным инструментом, с помощью которого можно расширить словарный запас и языковые навыки в целом.
В рамках предметной области «Иностранный язык» чтение формирует и развивает обучающихся через его различные виды, а также через читательскую грамотность. Федеральный государственный образовательный стандарт утверждает, что читательская грамотность помогает обучающимся не только в образовательной среде, но и в их жизни в целом.
Однако, не всегда удаётся работать над формированием читательской грамотности в ходе учебной деятельности, поскольку перед учителем стоят другие образовательные цели и задачи. Формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению наилучшем образом может проходить в рамках факультативного курса по английскому языку, что также будет способствовать учету и раскрытию возрастных особенностей, повышению интереса к предметной области «Иностранный язык» и повышению уровня языковой и читательской подготовки, что и определяет актуальность разработки занятий в рамках факультативного курса, направленных на формирование у обучающихся читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале актуального романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Основная цель данной работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» для обучающихся 9-ых классов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) провести обзор ФГОС трёх поколений, выявить сходства и различия;
2) дать методическую характеристику видов чтения на иностранном языке и обобщить теоретико-методический материал;
3) изучить и обобщить информацию о читательской грамотности;
4) проанализировать возрастные и психологические особенности обучающихся 9 классов, а также актуальность и соответствие возрастным особенностям произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»;
5) в ходе филологического анализа сконструировать лексико-семантическое поле «огонь», представленного в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
6) разработать и апробировать занятия по формированию читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» в 9 «Д» классе на базе МАОУ СШ №24 города Красноярска в рамках факультативного курса.
Объект исследования - процесс формирования читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на уроках иностранного языка.
Предметом данного исследования является формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» для обучающихся 9 класса.
Для реализации поставленной цели и задач в работе используются следующие методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, метод семантического анализа и семантического структурирования, метод сплошной выборки по анализируемому произведению, наблюдение, обобщение, анкетирование, сравнительный метод, статистический метод, аналитический метод, элементы экспериментально-опытной работы.
Теоретическую основу исследования составили труды Е.И. Пассова [Пассов, 2017], Б.М. Бим-Бада [Бим-Бад, 2002], D. Riddell [Riddel, 2012], Э.Г. Азимова, А.М. Щукина [Азимов, Щукин, 2009], М.В. Пласкиной [Пласкина, 2014] методологической основой для исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных методистов Н.Д. Гальсковой, А.П. Василевича, Н.Ф. Коряковцевой, Н.В. Акимовой [Гальскова, Василевич, Коряковцева, Акимова, 2017], Е.Н.Солововой [Соловова, 2008], [Методика обучения..., 2016], D. Nunan [Nunan], S. Thornbury [Thornbury] и другие. В своём исследовании мы опирались на нормативные документы: ФГОС ООО, Федеральная образовательная программа OOO 2023, Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» и другие.
Новизна исследования заключается в авторской разработке занятий в рамках факультативного курса по английскому языку, направленной на формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в процессе преподавания английского языка для обучающихся 9 классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во Введении раскрывается актуальность, формулируется цель и задачи исследования, определяется его объект и предмет, методы, новизна и практическая значимость, а также описывается структура работы.
В Главе 1 рассматриваются нормативные документы, классифицируются различные виды чтения. Особое внимание уделяется компоненту функциональной грамотности - читательской грамотности.
В Главе 2 описываются возрастные особенности обучающихся, анализируется выбранное произведение, описываются этапы организации опытно-экспериментальной работы по предварительной диагностике и занятия по формированию читательской грамотности у обучающихся 9 класса в рамках факультативного курса.
В Заключении приводятся выводы и обобщения полученных результатов исследования, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 42 наименования, работы отечественных и зарубежных авторов, а также словари.
Приложение А содержит входное тестирование, направленное на определение уровня сформированности читательской грамотности и критерии оценивания.
Приложение Б содержит входной тест по лексике на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Приложение В содержит разработку 12 занятий соответствующие календарно-тематическому планированию, направленных на формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Приложение Г содержит контрольный тест по формированию читательской грамотности и критерии оценивания теста.
Промежуточные результаты исследования были представлены в формате докладов, занявших призовые места, в рамках четырёх научных событий:
1. Региональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных факультета иностранных языков «Актуальные проблемы лингвистической и онлайн-дидактики» / Доклад «К вопросу об организации работы по обучению интенсивному чтению над художественным произведением в 9 классе». Диплом 2-ой степени. (2022 г.)
2. Межрегиональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» / Доклад «Сравнительный анализ художественных произведений для домашнего чтения на уроках английского языка в 9 классе» Диплом 3-ей степени. (2023 г.)
3. Научно-методический семинар / Доклад «Семантическое поле «огонь» на материале романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»». (2023 г.)
4. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» / Доклад «Опыт анализа семантического поля «огонь» в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»». Диплом 2-ой степени. (2024 г.)
В рамках предметной области «Иностранный язык» чтение формирует и развивает обучающихся через его различные виды, а также через читательскую грамотность. Федеральный государственный образовательный стандарт утверждает, что читательская грамотность помогает обучающимся не только в образовательной среде, но и в их жизни в целом.
Однако, не всегда удаётся работать над формированием читательской грамотности в ходе учебной деятельности, поскольку перед учителем стоят другие образовательные цели и задачи. Формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению наилучшем образом может проходить в рамках факультативного курса по английскому языку, что также будет способствовать учету и раскрытию возрастных особенностей, повышению интереса к предметной области «Иностранный язык» и повышению уровня языковой и читательской подготовки, что и определяет актуальность разработки занятий в рамках факультативного курса, направленных на формирование у обучающихся читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале актуального романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Основная цель данной работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» для обучающихся 9-ых классов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) провести обзор ФГОС трёх поколений, выявить сходства и различия;
2) дать методическую характеристику видов чтения на иностранном языке и обобщить теоретико-методический материал;
3) изучить и обобщить информацию о читательской грамотности;
4) проанализировать возрастные и психологические особенности обучающихся 9 классов, а также актуальность и соответствие возрастным особенностям произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»;
5) в ходе филологического анализа сконструировать лексико-семантическое поле «огонь», представленного в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
6) разработать и апробировать занятия по формированию читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» в 9 «Д» классе на базе МАОУ СШ №24 города Красноярска в рамках факультативного курса.
Объект исследования - процесс формирования читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на уроках иностранного языка.
Предметом данного исследования является формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» для обучающихся 9 класса.
Для реализации поставленной цели и задач в работе используются следующие методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, метод семантического анализа и семантического структурирования, метод сплошной выборки по анализируемому произведению, наблюдение, обобщение, анкетирование, сравнительный метод, статистический метод, аналитический метод, элементы экспериментально-опытной работы.
Теоретическую основу исследования составили труды Е.И. Пассова [Пассов, 2017], Б.М. Бим-Бада [Бим-Бад, 2002], D. Riddell [Riddel, 2012], Э.Г. Азимова, А.М. Щукина [Азимов, Щукин, 2009], М.В. Пласкиной [Пласкина, 2014] методологической основой для исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных методистов Н.Д. Гальсковой, А.П. Василевича, Н.Ф. Коряковцевой, Н.В. Акимовой [Гальскова, Василевич, Коряковцева, Акимова, 2017], Е.Н.Солововой [Соловова, 2008], [Методика обучения..., 2016], D. Nunan [Nunan], S. Thornbury [Thornbury] и другие. В своём исследовании мы опирались на нормативные документы: ФГОС ООО, Федеральная образовательная программа OOO 2023, Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» и другие.
Новизна исследования заключается в авторской разработке занятий в рамках факультативного курса по английскому языку, направленной на формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в процессе преподавания английского языка для обучающихся 9 классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во Введении раскрывается актуальность, формулируется цель и задачи исследования, определяется его объект и предмет, методы, новизна и практическая значимость, а также описывается структура работы.
В Главе 1 рассматриваются нормативные документы, классифицируются различные виды чтения. Особое внимание уделяется компоненту функциональной грамотности - читательской грамотности.
В Главе 2 описываются возрастные особенности обучающихся, анализируется выбранное произведение, описываются этапы организации опытно-экспериментальной работы по предварительной диагностике и занятия по формированию читательской грамотности у обучающихся 9 класса в рамках факультативного курса.
В Заключении приводятся выводы и обобщения полученных результатов исследования, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 42 наименования, работы отечественных и зарубежных авторов, а также словари.
Приложение А содержит входное тестирование, направленное на определение уровня сформированности читательской грамотности и критерии оценивания.
Приложение Б содержит входной тест по лексике на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Приложение В содержит разработку 12 занятий соответствующие календарно-тематическому планированию, направленных на формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Приложение Г содержит контрольный тест по формированию читательской грамотности и критерии оценивания теста.
Промежуточные результаты исследования были представлены в формате докладов, занявших призовые места, в рамках четырёх научных событий:
1. Региональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных факультета иностранных языков «Актуальные проблемы лингвистической и онлайн-дидактики» / Доклад «К вопросу об организации работы по обучению интенсивному чтению над художественным произведением в 9 классе». Диплом 2-ой степени. (2022 г.)
2. Межрегиональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» / Доклад «Сравнительный анализ художественных произведений для домашнего чтения на уроках английского языка в 9 классе» Диплом 3-ей степени. (2023 г.)
3. Научно-методический семинар / Доклад «Семантическое поле «огонь» на материале романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»». (2023 г.)
4. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» / Доклад «Опыт анализа семантического поля «огонь» в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»». Диплом 2-ой степени. (2024 г.)
ФГОС играет ведущую роль в регулировании обеспечения единого качества образования на всей территории Российской Федерации. Он устанавливает требования к содержанию обучения, к результатам, которые должны достичь обучающиеся, а также к условиям, в которых осуществляется образовательный процесс.
На данный момент, система образования регулируется ФГОС третьего поколения, который делает акцент на формировании у обучающихся компетенций, необходимых для успешной профессиональной и социальной деятельности в современном мире, а также на важности формирования функциональной грамотности, одним из компонентов которой является читательская грамотность.
Читательская грамотность помогает человеку становится осведомленным и образованным через различные виды текстов и произведений. Читательская грамотность формируется в рамках образовательного процесса, в процессе работы над различными видами чтения.
Качественным и глубоким видом чтения является, несомненно, интенсивное чтение, в рамках которого обучающиеся читают подробно с конкретной учебной целью и задачей, что требует большой концентрации и внимания к мелким деталям. Алгоритм работы в процессе обучения интенсивному чтению включает в себя другие виды чтения: поисковое, ознакомительное и изучающее. В процессе обучения интенсивному чтению учитель может работать на формирование читательской грамотности, развивая смежные умения и компетенции у обучающихся.
Важно отметить, что обучающиеся 9 класса имеют свои возрастные и психологические особенное, которые также влияют на процесс обучения. Знание и учёт психологических особенностей поможет учителю лучше подобрать тексты с целью достижения предметных результатов обучения, а также для формирования читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению.
Проблематика, тема и функции романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» наиболее актуальна для обучающихся 9 классов. Психологические и возрастные особенности старших школьников подчёркивают их стремление к взрослению, самопознанию и самоопределению.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы экспериментальной группой были обучающиеся 9 «Д» класса МАОУ СШ №24 города Красноярска. В ходе работы нами был разработан входной тест, целью которого была диагностика уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся, а также в соответствии с международными исследованиями были составлены критерии для оценивания. Результаты входного тестирования подтвердили важность проведения работы над повышением уровня читательской грамотности у обучающихся.
Из-за высокой нагрузки в отведённые часы на основных занятиях было предпринято повышение уровня читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативных занятий. О важности факультативных занятий впервые было отмечено в ФГОС первого поколения. Кроме того, факультативный курс может благоприятно повлиять на интерес обучающихся к английскому языку, улучшить их языковые навыки и познакомить с художественными произведениями.
Интенсивное чтение и читательская грамотность акцентируют внимание на работу с лексическим материалом текста. Стоит отметить, что лексический слой романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» специфичен и интересен, также данный факт отображают результаты входного теста по лексике. В ходе работы была проведена лингвистическая работа над семантическим полем «огонь», определена его положительная и отрицательная семантика.
На формирующем этапе была организована работа в рамках факультативного курса по английскому языку, было определено количество часов и обучающихся. Кроме того, был разработан календарно-тематический план и занятия с темами и заданиями, направленными на формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
На завершающем этапе был проведён контрольный тест с целью - определить эффективность работы. Проведя диагностику было выявлено, что разработанные занятия с предложенными темами и заданиями способствует развитию читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Дальнейшая перспектива исследования состоит в создании печатного и оформленного учебного пособия для учителей 9 класса и уточнения критериев диагностики формирования читательской грамотности на основе проведённой апробации с привлечением большего количества обучающихся.
На данный момент, система образования регулируется ФГОС третьего поколения, который делает акцент на формировании у обучающихся компетенций, необходимых для успешной профессиональной и социальной деятельности в современном мире, а также на важности формирования функциональной грамотности, одним из компонентов которой является читательская грамотность.
Читательская грамотность помогает человеку становится осведомленным и образованным через различные виды текстов и произведений. Читательская грамотность формируется в рамках образовательного процесса, в процессе работы над различными видами чтения.
Качественным и глубоким видом чтения является, несомненно, интенсивное чтение, в рамках которого обучающиеся читают подробно с конкретной учебной целью и задачей, что требует большой концентрации и внимания к мелким деталям. Алгоритм работы в процессе обучения интенсивному чтению включает в себя другие виды чтения: поисковое, ознакомительное и изучающее. В процессе обучения интенсивному чтению учитель может работать на формирование читательской грамотности, развивая смежные умения и компетенции у обучающихся.
Важно отметить, что обучающиеся 9 класса имеют свои возрастные и психологические особенное, которые также влияют на процесс обучения. Знание и учёт психологических особенностей поможет учителю лучше подобрать тексты с целью достижения предметных результатов обучения, а также для формирования читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению.
Проблематика, тема и функции романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» наиболее актуальна для обучающихся 9 классов. Психологические и возрастные особенности старших школьников подчёркивают их стремление к взрослению, самопознанию и самоопределению.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы экспериментальной группой были обучающиеся 9 «Д» класса МАОУ СШ №24 города Красноярска. В ходе работы нами был разработан входной тест, целью которого была диагностика уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся, а также в соответствии с международными исследованиями были составлены критерии для оценивания. Результаты входного тестирования подтвердили важность проведения работы над повышением уровня читательской грамотности у обучающихся.
Из-за высокой нагрузки в отведённые часы на основных занятиях было предпринято повышение уровня читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативных занятий. О важности факультативных занятий впервые было отмечено в ФГОС первого поколения. Кроме того, факультативный курс может благоприятно повлиять на интерес обучающихся к английскому языку, улучшить их языковые навыки и познакомить с художественными произведениями.
Интенсивное чтение и читательская грамотность акцентируют внимание на работу с лексическим материалом текста. Стоит отметить, что лексический слой романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» специфичен и интересен, также данный факт отображают результаты входного теста по лексике. В ходе работы была проведена лингвистическая работа над семантическим полем «огонь», определена его положительная и отрицательная семантика.
На формирующем этапе была организована работа в рамках факультативного курса по английскому языку, было определено количество часов и обучающихся. Кроме того, был разработан календарно-тематический план и занятия с темами и заданиями, направленными на формирование читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
На завершающем этапе был проведён контрольный тест с целью - определить эффективность работы. Проведя диагностику было выявлено, что разработанные занятия с предложенными темами и заданиями способствует развитию читательской грамотности в процессе обучения интенсивному чтению в рамках факультативного курса по английскому языку на материале романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Дальнейшая перспектива исследования состоит в создании печатного и оформленного учебного пособия для учителей 9 класса и уточнения критериев диагностики формирования читательской грамотности на основе проведённой апробации с привлечением большего количества обучающихся.



