ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ 7
1 .1. Сущность основных понятий: отношение, бережное отношение, бережное отношение к природе 7
1.2. Особенности развития бережного отношения младших школьников к
природе 14
1.3. Способы развития бережного отношения младших школьников к
природе 20
Выводы по Главе 1 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 28
2.1. Программа констатирующего эксперимента 28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Серия занятий, направленная на развитие бережного отношения
младших школьников к природе. Методические рекомендации 43
Выводы по Главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
В современном мире остро встают проблемы экологической обстановки. Сегодня наша планета переживает настоящий экологический кризис из-за безответственной деятельности человечества, направленной во многом на бессознательное её уничтожение.
Развитие бережного отношения к природе является одной из актуальных педагогических проблем, которую надо изучать на теоретическом и практическом уровнях, поскольку слабое внимание педагогов к проблеме бережного отношения к природе является одной из причин безразличия людей не только к природе, но и ко всему остальному [14].
Младший школьник познаёт окружающий мир. Ему всё интересно, он обо всём спрашивает взрослых. Обучающийся с сильным любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывается всё с новой и новой стороны. Задача педагога пробудить интерес к природе, развить бережное отношение к природе, обучающимся станет интересно наблюдать природу, смотреть на колышущиеся на ветру листочки берёзы, цветущую ромашку, наблюдать за тем, как птицы щебечут на ветках, муравьи тащат палочку в свой домик и на многое другое. Ещё в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, что позволит легче закрепить бережное отношение к природе [9].
Чтобы иметь возможность правильно мыслить, любить и оберегать природу, необходимо её знать [26]. Для этого можно использовать различные формы развития бережного отношения к природе у младших школьников, но самым лучшим средством будет непосредственное взаимодействие с природой, то есть пленэрная живопись - рисование на открытом воздухе. Ведь пленэрная живопись способна сформировать внутренние ценности личности, воспитать бережное отношение к природе [45]. Прямое взаимодействие с природой во время пленэрной живописи способствует развитию эмоционально-положительного отношения к природе, а также осознание ребёнком своего места в природе, понимание себя как органической части природы, и своей роли в её сбережении и сохранении.
Сухомлинский В.А. считает, что природа - это великая воспитательница, что через творчество, через деятельность на природе надо подводить учеников к человечному [53]. С раннего возраста необходимо развивать чувство прекрасного, формировать здоровые художественные вкусы, умение правильно понимать и ценить богатство и красоту родной природы [33]. Первым шагом к познанию, по мнению И.Г. Песталоцци, служит созерцание. Чтобы иметь возможность правильно мыслить, необходимо правильно рассматривать окружающую природу, а рисование и есть наилучший способ приобрести это умение. Поэтому педагогам образовательных учреждений следует обратить внимание на то, что развивать бережное отношение к природе лучше через занятия пленэрной живописью [6].
На сегодняшний день проблема развития бережного отношения младших школьников к природе изучена недостаточно. Если мы не будем уделять достаточного внимания развитию бережного отношения к природе, то у современных детей будут преобладать потребительские взгляды на окружающий мир, будет слабый уровень восприятия экологических проблем. Как невозможно беречь, и заботится о том, кого ты не любишь и не знаешь, также очень тяжело и сложно беречь, и охранять природу, которую ты не понимаешь [4].
В последнее время появляется всё больше и больше новых работ, посвящённых проблемам развития бережного отношения младших школьников к природе. В отечественной педагогике этот вопрос рассматривали А.Ф. Беседина, Т.И. Букетова, А.А. Вахрушева, Л.В. Моисеева, И.В. Цветкова, В.И. Козлов [3].
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития бережного отношения младших школьников к природе, составить серию занятий, направленную на развитие бережного отношения младших школьников к природе, предложить методические рекомендации.
Объект исследования: процесс развития бережного отношения младших школьников к природе.
Предмет исследования: занятия на основе знакомства с пленэрной живописью как средство развития бережного отношения младших школьников к природе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что занятия с использованием пленэрной живописи будут способствовать развитию бережного отношения к природе у младших школьников, если:
- содержание занятий будет формировать представления о бережном отношении к природе, о формах его проявления, сюжеты художественных произведений вызовет у младших школьников, сочувствие и желание помогать.
- занятия будут проводиться систематически, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития бережного отношения младших школьников к природе.
3. Рассмотреть способы развития бережного отношения младших школьников к природе.
4. Подобрать диагностические методики для определения актуального уровня развития бережного отношения младших школьников к природе.
5. Организовать и провести констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня развития бережного отношения младших школьников к природе и описать полученные результаты.
6. Составить серию занятий на основе знакомства с пленэрной живописью и разработать методические рекомендации для развития бережного отношения младших школьников к природе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, беседа, тестирование, анализ продукта деятельности, качественный и количественный анализ результатов.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Детская Школа Искусств и Художественных Ремёсел» МО г. Братска (Иркутская область). В исследовании приняли участие 10 учеников 2 класса художественной школы. Возраст учеников 8 - 9 лет.
Развитие бережного отношения младших школьников к природе - сложный и длительные процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие интереса и наблюдательности к природе, готовности сохранять природу, препятствовать нанесении ей вреда. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем городе, крае и в стране.
Бережное отношение к природе — это сознательная связь обучающегося с объектами природы, направленная на ее сохранение.
Благоприятным периодом для развития бережного отношения к природе является младший школьный возраст. Данный возраст характеризуется высоким познавательным интересом к миру природы и в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил, начинает формироваться общественная направленность личности, что позволит легче закрепить бережное отношение к природе.
Решение данной проблемы может осуществляться на занятиях изобразительного искусства. Понимая и учитывая возрастные особенности младших школьников, педагог может влиять на развитие бережного отношения к природе. Человек, который изучает изобразительное искусство вряд ли станет вредить природе, потому что, рисуя природу, человек узнаёт её ближе и тем самым приучается её любить.
И.Г. Песталоцци считает, что рисование с натуры развивает обучающегося. И чем раньше мы начнём учить младших школьников созерцать и понимать красоту природы, тем быстрее он раскроется нравственно. Обучающийся познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Лишь тот человек, который наделён нравственными качествами, сможет войти в жизнь с открытым сердцем и чистой душой.
Экспериментальная работа по выявлению актуального уровня развития бережного отношения младших школьников к природе показала, что у большинства обучающихся уровень средний с тенденцией к низкому и характеризуется тем, что обучающийся имеет недостаточные знания о природе, также обучающийся недостаточно внимания уделяет наблюдению за природой и природными явлениями, младший школьник не всегда видит прекрасное в природе, иногда замечает многообразие природы, ученик не всегда предлагает положительные пути решения вопроса. Иногда проявляет желание помогать.
Для повышения уровня развития бережного отношения младших школьников к природе, мы разработали серию из десяти занятий, с использованием пленэрной живописи и составили методические рекомендации.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Академик [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь по
психологии и педагогике. 2013. URL:
https://ethics.academic.ru/233/ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ(дата обращения: 10. 09. 2022).
2. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям: учебное пособие. М.: НПО «МОДЭК», 1998. 544 с.
3. Атмурзаева Н.А. Формирование бережного отношения к природе у учащихся начального уровня образования в рамках внеурочной деятельности // Солнечный свет. 2020. №2. С. 3 - 15.
4. Базулина И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом// Начальная школа. 2005. №12. С. 34-35.
5. Беседина А.Ф. Ознакомление с природой // В сборнике: Педагогика: традиции и инновации: материалы II Международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 41-44. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2630/(дата обращения: 20.04.2023).
6. Беседина А.Ф. Учите детей любить природу // В сборнике: Аспекты и тенденции педагогической науки. Материалы II международной научной конференции. Своё издательство. 2017. С. 25- 27.
7. Бесова М.А. В школе и на отдыхе: познавательные игры для детей 6-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998 г. 260 с.
8. Бодрова Л.А. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. Том 2. С. 69-72.
9. Болдырева-Вапансина А.В., Кукушкин В.С. Педагогическое начальное образование. М.: Март, 2005. 25с.
10. Борисов В.Ю. Борисов Н. Н. Методика обучения преподаванию изобразительного искусства в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: МПГУ, 2018. 80 с.
11. Бровкина А.Р. Теория развития морального субъекта Л. Колберга // Система ценностей современного общества. 2012. № 25. С. 19-23.
12. Букетова Т.И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях // Начальная школа. 2014. №8. С. 73-75.
13. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.: Владос, 2002 г. 70 с.
14. Вахрушев А.А. Экологическое образование-гарантия будущего для человека // Начальная школа плюс до и после. 2013. №11. С. 19-22.
15. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96 с.
16. Гинзбург И.В. Чистяков П. П. и его педагогическая система. М.: Искусство, 1940. 204 с.
17. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: Опыт России и Югославии. М., 2001.С.32-33.
18. Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С. Психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе у младших школьников // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 . URL:https://human.snauka.ru/2021/05/43716(дата обращения: 20.04.2023).
19. Гордеева Д.С. Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста// Вестник. 2010. №3. С 46 - 53.
20. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд. центр ВЛАДОС,
2003. 439 с.
21. Дерюгина А.Н. Проектная деятельность - путь к экологической культуре младших школьников// Экологическое образование. 2004. №4. С 21 - 25.
22. Зобков В.А. Содержательные характеристики отношения человека к деятельности // Психология развития. 2014. № 4. С. 316-319.
23. Изобразительное искусство, 1—4 классы: рабочая программа / С. П. Ломов, Н. В. Долгоаршинных, С. Е. Игнатьев и др. М.: Дрофа, 2017. 41 с.
24. Изобразительное искусство, 1—4 классы: рабочие программы: / Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. М.: Просвещение, 2013. 192 с.
25. Изобразительное искусство: рабочие программы, 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева М.: Просвещение, 2013. 129 с.
26. Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцова Л.М. Как знакомить младших школьников с природой. М.: Просвещение, 2003. 207 с.
27. Каменский Я.А. Великая дидактика. М.: Педагогика, 1989. 416 с.;
28. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособие для учителя. М.: Горизонт, 2000. 94 с.
29. Клепцова Е.Ю. К анализу категории «отношение» // Вестник Вятского государственного университета. 2011. № 2. С. 125 —129.
30. Козлов В.И. Экологическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 116-119. URL:https://moluch.ru/archive/111/28272/(дата обращения: 22.11.2022).
31. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству. Учебные пособия М.: Просвещение, 1977. 208 с.
32. Кулакова Ю. Н. Понятие «бережливость» в философии// Молодой
ученый. 2016. № 11 (115). С. 1816-1818. URL:
https://moluch.ru/archive/115/30977/(дата обращения: 20.04.2023).
33. Куликова А.Е. Эстетика природы и ее роль в формировании
личности // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 209 - 212. URL:
https://moluch.ru/archive/39/4451/(дата обращения: 08.06.2022).
34. Культура. РФ. Пейзаж. 2010. URL:https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/peyzazh/(Дата обращения 24.11.2022).
35. Лалетина С.А. Психолого-педагогические условия активизации наблюдательности у детей. // Вестник магистратуры. 2019. № 2. С. 40—42.
36. Лихачев Б.Т. Экология в начальной школе // Начальная школа. 2012. №6. С. 33 - 48.
37. Лясовская О.А. Пленэр в русской живописи XIX в. М.: Искусство, 1966. 190 с.
38. Маслов Н.Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога: дисс... д. пед. н. Орел, 1989. 190 с.
39. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. М.: ВЛАДОС,
2004. 223с.
40. Моисеева Л.В. Диагностика экологического образования. Екатеринбург: Урал. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 1996. 166 с.
41. Монтессори М. Полный курс воспитания. М.: АСТ, 2019. 573 с.;
42. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. М.: Академия, 2006. 30 с.
43. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т.1. 336 с. 340.
44. Пожарская А.В. Научно-методические основы современного урока изобразительного искусства в начальной школе // Начальное образование. 2016. № 6. С. 11—17.
45. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М: Просвещение, 1980. 239 с.
46. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. Спб.: Газ. "Шк. и жизнь", 1912. 491 с.
47. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 -х т. М.: Педагогика, 1981. Т.1. 656 с.
48. Рылов А. А. Что и как рисовать летом//Юный художник. 1978. №5. С. 41 - 45.
49. Сбитнева Е. С. Воспитание ценностного отношения к природе у
детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2016. № 26 (130). С. 692-694. URL: https://moluch.ru/archive/130/36144/(дата обращения:
24.11.2022).
50. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Н.Новгород: НГПУ, 2005. 136 с.
51. Сидоров С.В., Коновалова К.А. Метод проектов в отечественной педагогической литературе 1920-1930-х гг. [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-27 (дата обращения: 20.04.2023).
52. Соловьёва Д.Ю. Мониторинг экологической культуры учащихся 1 - 4 // Экологическая культура учащихся. 2017. № 12. С. 36 - 44. URL: ^1р8://г1.пиЬех.ги/827563с8/13019 7е/Соловьева%20Д.Ю.%20Мониторинг%20экологической%20культуры%20учащихся%201%20-%204%20классов.рб£(Дата обращения: 12.03.2023).
53. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. М.: Педагогика, 1981. Т.3. 636 с.
54. Толстой Л. Н. В чём главная задача учителя? // Свободное воспитание. 1909. № 3. С. 1—6.
55. Тухужева Л.А. Психологические особенности младшего школьника // Вопросы науки и образования. 2021. №8. С. 53- 55.
56. Ушинский К.Д. Избранные пед. Сочинения: в 6-ти т. М.: УЧПЕДГИЗ, 1954. Т.2. 602 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС СОО). 2012. URL: https://fgos.ru/.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). 2021. URL: https://uchitel.club/uploads/2022/07/additions/fgos-noo.pdf.
59. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 234 с.
60. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников: методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста. М.: Владос, 2013. 256 с.
61. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты: попул. пособие для род. и пед. Ярославль: Академия развития, 1997. 192 с.
62. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. М.: ВЛАДОС, 2000. 136 с.