ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ ПЕЙЗАЖНЫХ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Понятие выразительности чтения 7
1.2. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на развитие
выразительности чтения ими лирических стихотворений 20
1.3 Методы и приёмы развития выразительности чтения лирических стихотворений у младших школьников 29
Выводы по Главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Диагностическая программа определения актуального уровня развития
выразительности чтения в 4 классе 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Развитие выразительности чтения с помощью комплекса упражнений на
уроках литературного чтения 45
Выводы по Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях развития языка и общей культуры граждан России остро встает проблема овладения детьми культурой речи, в том числе и ее выразительностью. Одним из решений указанной проблемы можно обозначить усвоение младшими школьниками технической и содержательной стороны чтения на уроках литературного чтения. Отечественная методическая литература обозначает актуальность работы над выразительностью чтения на уроках - кроме того, подчеркивается, что она вносит значительный вклад в становление культурной речи среди младших школьников. Отдельное внимание уделяется тому, что это умение нуждается в постоянном развитии, несмотря на то, что еще до поступления в школу дети уже владеют определенными способностями к выразительному чтению.
Важность обучения средствам выразительности устной речи подчеркивается многими учеными. Обучение правильному интонационному оформлению высказывания способствует более точной передаче мысли. Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в интонации, в тоне, в жесте, в мимике, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию; способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств.
Соответственно, актуальность темы обуславливается тем, что выразительность речи представляет собой один из компонентов для становления коммуникативных умений младших школьников. Речь, которая является корректной и соответствует нормам литературного языка, становится залогом успешного обучения школьников не только русскому языку и литературе, но и всем другим школьным предметам. Кроме того - является незаменимым условием для развития личности ученика.
Отметим, что в настоящее время вопрос развития выразительности чтения и овладение ею школьниками младших классов изучен не в полной мере. Исследование научных источников показало, что в них в основном изучалась специфика работы педагога с младшими школьниками для развития выразительности речи (С.А. Варанюк, Н.Е. Трегубова, А.Манашева, и др.).
Крайне мало авторами уделяется внимание глубокому изучению условиям развития выразительности чтения, тем не менее, стоит отметить книгу М.М. Бродовского [5]. Она является информативным и структурированным сводом не только теоретических, но и практических сведений и указаний, которые касаются художественного чтения. Особенную значимость для нас представляют три первых раздела книги. В них автором рассматриваются технические условия выразительного чтения (в частности, голос, произношение, а также дыхание); тоновые условия (в них входят паузы, интонация и логические акценты); художественные условия (включают такие элементы как: окраски тона, художественные паузы, кроме того - драматический и символический акценты).
Привлекли также наше внимание исследования А.С. Прозоровой, А.С. Уркунбаевой и Г.И. Тишкос, в которых главной темой выступает развитие выразительности речи у школьников начальных классов младших через изучение поэзии.
Таким образом, очевидным становится противоречие между двумя элементами. По одну сторону противоречия становится необходимость развития выразительной речи младшими школьниками. С другой стороны мы сталкиваемся с отсутствием технологии для реализации этого процесса, которая была бы обоснована научно, а более того - основана, в том числе, на результатах эмпирических исследований уровня развития выразительного чтения у младших школьников. Именно это противоречие и определяет актуальность проблемы развития выразительности чтения младшими школьниками. Разрешение этого противоречия и составляет цель данного исследования.
Цель - исследовать актуальный уровень развития выразительности чтения младшими школьниками лирических стихотворений о природе.
Объект исследования - процесс развития выразительности чтения младших школьников.
Предмет исследования - актуальный уровень развития выразительности чтения пейзажной лирики у младших школьников.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: выразительность чтения лирических стихотворений о природе у младших школьников развита преимущественно на среднем уровне, что выражается такими критериями, как: логическое ударение, паузы, темп речи, сила голоса.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
- определить понятие выразительности чтения в начальных классах;
- рассмотреть виды условий для развития выразительности чтения у младших школьников;
- выявить особенности развития выразительности чтения младшими школьниками при изучении пейзажных стихотворений;
- рассмотреть организацию и методическое обеспечение констатирующего эксперимента
- проанализировать результаты исследования;
- разработать комплекс упражнений для развития выразительности чтения младших школьников на уроках литературного чтения.
Тема и задачи исследования обусловили выбор следующих методов исследования: научный анализ педагогической литературы, сравнение, аналогия, анализ, синтез. Кроме того, в процессе исследования использовался эмпирический метод исследования (педагогический эксперимент).
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, в результате исследования нами сделаны следующие выводы: выразительное чтение - это художественное и эстетическое развитие учащихся, а также передача чувств, эмоций, переживаний героя в звучащей речи. Для его правильного формирования педагогу следует обязательно учитывать все составляющие компоненты данного процесса, а также психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Выразительность чтения - это один из компонентов осознанности чтения. Именно выразительность нам даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту.
Можно выделить три основных вида условий для развития выразительности чтения младшими школьниками: технические, тоновые и художественные. Каждый вид включает в себя множество подвидов условий (дыхание, интонация, художественные паузы и др.).
Тренировки выразительности чтения подготавливают детей к восприятию специфики стиля художественных произведений. Кроме того, они учат оценивать тексты, созданные поэтами и писателями. А неполноценное развитие навыков, которые касаются интонации, может стать причиной слабого или некорректного понимания произведений - не только художественных, но и любых других.
Обучение выразительности чтения происходит более эффективно при изучении поэтических произведений, где на первый план выходят образы природы: с их помощью можно не только повысить выразительность, но и сильнее полюбить природу. В наши дни заботиться о ней крайне важно и актуально.
В практической части работы нами было проведено эмпирическое исследование. При проведении которого мы рассмотрели такие критерии выразительности чтения, как: сила голоса, темп речи, паузы, логическое ударение. В исследовании принимали участие 17 учащихся 4 класса, 9 девочек и 8 мальчиков.
Для устранения недочетов и погрешностей чтения у младших школьников (неверная расстановка логических ударений и пауз, неумение адекватно изменять силу голоса и темп речи) нами был предложен комплекс упражнений для развития выразительности чтения, включающий в себя отрывки из лирических текстов о природе.
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М: Изд. 8-е, перераб. и доп. М., 2015.
2. Алфёров А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс».
3. Бакулина Г.А. Развитие выразительности чтения младших школьников в процессе изучения лирических произведений // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № 29. С. 439-442.
4. Байкова М.И., Гостимская Е.С. Поурочные разработки политературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2016.
5. Бродовский М.М. Руководство к выразительному чтению. М.: Книга по Требованию, 2013. 414 с.
6. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. М. : Просвещение, 1986. 176 с.
7. Варанюк С.А. Работа над выразительностью чтения младших школьников на уроках литературного чтения // Известие инстита педагогики и психологии образования 2020. № 1(8). С. 146-148. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42564703(дата обращения: 06.02.2022).
8. Васильева М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н Светловская // Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения. Москва: Педагогика, 2003. 105с.
9. Волина В.В. Русский язык. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 2015.
10. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям. М.: Просвещение, 2015.
11. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М., 1981.
12. Горецкий В.Г. Литературное чтение. 4 класс. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014. Ч. 1.223 с. Ч. 2. 223 с.
13. Горецкий, В.Г., Тикунова А.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод, пособие. М.: Дрофа, 1996. 160 с.
14. Гуро-Фролова В.Г. Работа над выразительными средствами речи // Начальная школа, № 2, 2001. С. 22.
15. Дмитриева, Е. Д. Выразительное чтение. М.: Просвещение, 1975. - 144 с.
16. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2015.
17. Калашникова С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе. Омск: ОмГУ, 2004. 22 с.
18. Капская А. И. Выразительное чтение. М. : Высшая школа, 1986. 168 с.
19. Ковальчук Г.А. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д. Ушинского // Начальная школа. №10. 2021. С. 27.
20. Крякина С.Г. Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах // Начальная школа плюс до и после. 2013. №4. С. 23-28.
21. Кубасова О. В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Дело, 2001. 144 с.
22. Лапишин В.А. Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1986.
23. Литвинова Е.И. Всех скороговорок не перевыскороговоришь // Начальная школа. №6. 2013. С. 69.
24. Львова С.И. Язык в речевом общении. М.: Просвещение, 1992.
25. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2002.
26. Львов М.Р. Методики развития речи младших школьников. М., 1985.
27. Макеева С.Г. Выразительное чтение на уроках русского языка // Начальная школа. №6. 1994. С.11.
28. Мали Л.Д. Обучение выразительному чтению лирических стихотворений // Начальная школа. №7. 1990. С. 30.
29. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л., 1974.
30. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
31. Нaйдёнов Б.С., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение. М., 1974.
32. Никольская С.Т., Майорова А.В., Осокин В.В. Под ред. Н. М. Шанского Выразительное чтение. Л.: Просвещение, 1990. 208 с.
33. Петрикова, А. А. Нейрофизиологические особенности процесса чтения младших школьников и их учет при овладении техникой чтения на иностранном языке / А. А. Петрикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 2. — С. 144-151. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2757/(дата обращения: 22.06.2022).
34. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. М., 2017.
35. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 класс: книга для учителя. - 6-е издание, стереотипное. М.: Дрофа, 2016.
36. Pay Е.Ф., Синяк В.А. Воспитание правильной речи. М.: Просвещение, 2015.
37. Рождественская В.И., Радина Е.А. Воспитание правильной речи. М.: Просвещение, 1968.
38. Салашник Т..В., Фирсова Т.Г. Теоретические и методические аспекты выразительного чтения художественных произведений в начальной школе. Учебно-методическое пособие для студентов факультета 59 педагогики, психологии и начального образования / Сост. Т.В. Салашник Т.Г. Фирсова. 2-е изд., испр. и доп. Саратов, 2011. 68 с.
39. Соколова, Л.В. Психофизиологические основы формирования навыка чтения: диссертация. д-ра биол. наук. Архангельск, 2005. С.14.
40. Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005. - 352 с.
41. Уварова Т.В. Говорить правильно и выразительно - это радость общения друг с другом // Начальная школа. №10. 2015. С. 23.
42. Фомин Д.С. Слог и обучение слоговому чтению // Начальная школа. 1999. № 10. С. 12-16.
43. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 2016.
44. Фомичева М.Ф. Учите детей говорить правильно. М.: Издатбюро треста Медучпособие, 2018.
45. Черноморов Л., Шустова А. Практикум по выразительному чтению. М.: 2017.
46. Шишкова М.И. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении // Логопед. 2006. №1. С.15.
47. Шелестова З.А. Основные направления в развитии методики обучения школьников выразительному чтению на уроках литературы // Наука и школа. 2015. №2. С. 33-37.
48. Шпунтов А.И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка // Начальная школа. №4. 1991.
49. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя / под ред. Т.А.Ладыженской. 2-е изд., исправленное и дополненное. М.: Просвещение, 2019.
50. Хамроева Ф.Б. Выразительное чтение и его роль в развитии речи младших школьников // Достижения науки и образования. 2020. № 2 (56). С. 58-60.
51. Хрипкова А.Г. Младший школьник. М.: Педагогика, 2017.
52. Язовицкий, Е.В.. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. Ленинград : Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1963. 399 с.