РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ ПЕЙЗАЖНЫХ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Понятие выразительности чтения 7
1.2. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на развитие
выразительности чтения ими лирических стихотворений 20
1.3 Методы и приёмы развития выразительности чтения лирических стихотворений у младших школьников 29
Выводы по Главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Диагностическая программа определения актуального уровня развития
выразительности чтения в 4 классе 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Развитие выразительности чтения с помощью комплекса упражнений на
уроках литературного чтения 45
Выводы по Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ ПЕЙЗАЖНЫХ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Понятие выразительности чтения 7
1.2. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на развитие
выразительности чтения ими лирических стихотворений 20
1.3 Методы и приёмы развития выразительности чтения лирических стихотворений у младших школьников 29
Выводы по Главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Диагностическая программа определения актуального уровня развития
выразительности чтения в 4 классе 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Развитие выразительности чтения с помощью комплекса упражнений на
уроках литературного чтения 45
Выводы по Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях развития языка и общей культуры граждан России остро встает проблема овладения детьми культурой речи, в том числе и ее выразительностью. Одним из решений указанной проблемы можно обозначить усвоение младшими школьниками технической и содержательной стороны чтения на уроках литературного чтения. Отечественная методическая литература обозначает актуальность работы над выразительностью чтения на уроках - кроме того, подчеркивается, что она вносит значительный вклад в становление культурной речи среди младших школьников. Отдельное внимание уделяется тому, что это умение нуждается в постоянном развитии, несмотря на то, что еще до поступления в школу дети уже владеют определенными способностями к выразительному чтению.
Важность обучения средствам выразительности устной речи подчеркивается многими учеными. Обучение правильному интонационному оформлению высказывания способствует более точной передаче мысли. Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в интонации, в тоне, в жесте, в мимике, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию; способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств.
Соответственно, актуальность темы обуславливается тем, что выразительность речи представляет собой один из компонентов для становления коммуникативных умений младших школьников. Речь, которая является корректной и соответствует нормам литературного языка, становится залогом успешного обучения школьников не только русскому языку и литературе, но и всем другим школьным предметам. Кроме того - является незаменимым условием для развития личности ученика.
Отметим, что в настоящее время вопрос развития выразительности чтения и овладение ею школьниками младших классов изучен не в полной мере. Исследование научных источников показало, что в них в основном изучалась специфика работы педагога с младшими школьниками для развития выразительности речи (С.А. Варанюк, Н.Е. Трегубова, А.Манашева, и др.).
Крайне мало авторами уделяется внимание глубокому изучению условиям развития выразительности чтения, тем не менее, стоит отметить книгу М.М. Бродовского [5]. Она является информативным и структурированным сводом не только теоретических, но и практических сведений и указаний, которые касаются художественного чтения. Особенную значимость для нас представляют три первых раздела книги. В них автором рассматриваются технические условия выразительного чтения (в частности, голос, произношение, а также дыхание); тоновые условия (в них входят паузы, интонация и логические акценты); художественные условия (включают такие элементы как: окраски тона, художественные паузы, кроме того - драматический и символический акценты).
Привлекли также наше внимание исследования А.С. Прозоровой, А.С. Уркунбаевой и Г.И. Тишкос, в которых главной темой выступает развитие выразительности речи у школьников начальных классов младших через изучение поэзии.
Таким образом, очевидным становится противоречие между двумя элементами. По одну сторону противоречия становится необходимость развития выразительной речи младшими школьниками. С другой стороны мы сталкиваемся с отсутствием технологии для реализации этого процесса, которая была бы обоснована научно, а более того - основана, в том числе, на результатах эмпирических исследований уровня развития выразительного чтения у младших школьников. Именно это противоречие и определяет актуальность проблемы развития выразительности чтения младшими школьниками. Разрешение этого противоречия и составляет цель данного исследования.
Цель - исследовать актуальный уровень развития выразительности чтения младшими школьниками лирических стихотворений о природе.
Объект исследования - процесс развития выразительности чтения младших школьников.
Предмет исследования - актуальный уровень развития выразительности чтения пейзажной лирики у младших школьников.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: выразительность чтения лирических стихотворений о природе у младших школьников развита преимущественно на среднем уровне, что выражается такими критериями, как: логическое ударение, паузы, темп речи, сила голоса.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
- определить понятие выразительности чтения в начальных классах;
- рассмотреть виды условий для развития выразительности чтения у младших школьников;
- выявить особенности развития выразительности чтения младшими школьниками при изучении пейзажных стихотворений;
- рассмотреть организацию и методическое обеспечение констатирующего эксперимента
- проанализировать результаты исследования;
- разработать комплекс упражнений для развития выразительности чтения младших школьников на уроках литературного чтения.
Тема и задачи исследования обусловили выбор следующих методов исследования: научный анализ педагогической литературы, сравнение, аналогия, анализ, синтез. Кроме того, в процессе исследования использовался эмпирический метод исследования (педагогический эксперимент).
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Важность обучения средствам выразительности устной речи подчеркивается многими учеными. Обучение правильному интонационному оформлению высказывания способствует более точной передаче мысли. Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в интонации, в тоне, в жесте, в мимике, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию; способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств.
Соответственно, актуальность темы обуславливается тем, что выразительность речи представляет собой один из компонентов для становления коммуникативных умений младших школьников. Речь, которая является корректной и соответствует нормам литературного языка, становится залогом успешного обучения школьников не только русскому языку и литературе, но и всем другим школьным предметам. Кроме того - является незаменимым условием для развития личности ученика.
Отметим, что в настоящее время вопрос развития выразительности чтения и овладение ею школьниками младших классов изучен не в полной мере. Исследование научных источников показало, что в них в основном изучалась специфика работы педагога с младшими школьниками для развития выразительности речи (С.А. Варанюк, Н.Е. Трегубова, А.Манашева, и др.).
Крайне мало авторами уделяется внимание глубокому изучению условиям развития выразительности чтения, тем не менее, стоит отметить книгу М.М. Бродовского [5]. Она является информативным и структурированным сводом не только теоретических, но и практических сведений и указаний, которые касаются художественного чтения. Особенную значимость для нас представляют три первых раздела книги. В них автором рассматриваются технические условия выразительного чтения (в частности, голос, произношение, а также дыхание); тоновые условия (в них входят паузы, интонация и логические акценты); художественные условия (включают такие элементы как: окраски тона, художественные паузы, кроме того - драматический и символический акценты).
Привлекли также наше внимание исследования А.С. Прозоровой, А.С. Уркунбаевой и Г.И. Тишкос, в которых главной темой выступает развитие выразительности речи у школьников начальных классов младших через изучение поэзии.
Таким образом, очевидным становится противоречие между двумя элементами. По одну сторону противоречия становится необходимость развития выразительной речи младшими школьниками. С другой стороны мы сталкиваемся с отсутствием технологии для реализации этого процесса, которая была бы обоснована научно, а более того - основана, в том числе, на результатах эмпирических исследований уровня развития выразительного чтения у младших школьников. Именно это противоречие и определяет актуальность проблемы развития выразительности чтения младшими школьниками. Разрешение этого противоречия и составляет цель данного исследования.
Цель - исследовать актуальный уровень развития выразительности чтения младшими школьниками лирических стихотворений о природе.
Объект исследования - процесс развития выразительности чтения младших школьников.
Предмет исследования - актуальный уровень развития выразительности чтения пейзажной лирики у младших школьников.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: выразительность чтения лирических стихотворений о природе у младших школьников развита преимущественно на среднем уровне, что выражается такими критериями, как: логическое ударение, паузы, темп речи, сила голоса.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
- определить понятие выразительности чтения в начальных классах;
- рассмотреть виды условий для развития выразительности чтения у младших школьников;
- выявить особенности развития выразительности чтения младшими школьниками при изучении пейзажных стихотворений;
- рассмотреть организацию и методическое обеспечение констатирующего эксперимента
- проанализировать результаты исследования;
- разработать комплекс упражнений для развития выразительности чтения младших школьников на уроках литературного чтения.
Тема и задачи исследования обусловили выбор следующих методов исследования: научный анализ педагогической литературы, сравнение, аналогия, анализ, синтез. Кроме того, в процессе исследования использовался эмпирический метод исследования (педагогический эксперимент).
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, в результате исследования нами сделаны следующие выводы: выразительное чтение - это художественное и эстетическое развитие учащихся, а также передача чувств, эмоций, переживаний героя в звучащей речи. Для его правильного формирования педагогу следует обязательно учитывать все составляющие компоненты данного процесса, а также психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Выразительность чтения - это один из компонентов осознанности чтения. Именно выразительность нам даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту.
Можно выделить три основных вида условий для развития выразительности чтения младшими школьниками: технические, тоновые и художественные. Каждый вид включает в себя множество подвидов условий (дыхание, интонация, художественные паузы и др.).
Тренировки выразительности чтения подготавливают детей к восприятию специфики стиля художественных произведений. Кроме того, они учат оценивать тексты, созданные поэтами и писателями. А неполноценное развитие навыков, которые касаются интонации, может стать причиной слабого или некорректного понимания произведений - не только художественных, но и любых других.
Обучение выразительности чтения происходит более эффективно при изучении поэтических произведений, где на первый план выходят образы природы: с их помощью можно не только повысить выразительность, но и сильнее полюбить природу. В наши дни заботиться о ней крайне важно и актуально.
В практической части работы нами было проведено эмпирическое исследование. При проведении которого мы рассмотрели такие критерии выразительности чтения, как: сила голоса, темп речи, паузы, логическое ударение. В исследовании принимали участие 17 учащихся 4 класса, 9 девочек и 8 мальчиков.
Для устранения недочетов и погрешностей чтения у младших школьников (неверная расстановка логических ударений и пауз, неумение адекватно изменять силу голоса и темп речи) нами был предложен комплекс упражнений для развития выразительности чтения, включающий в себя отрывки из лирических текстов о природе.
Выразительность чтения - это один из компонентов осознанности чтения. Именно выразительность нам даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту.
Можно выделить три основных вида условий для развития выразительности чтения младшими школьниками: технические, тоновые и художественные. Каждый вид включает в себя множество подвидов условий (дыхание, интонация, художественные паузы и др.).
Тренировки выразительности чтения подготавливают детей к восприятию специфики стиля художественных произведений. Кроме того, они учат оценивать тексты, созданные поэтами и писателями. А неполноценное развитие навыков, которые касаются интонации, может стать причиной слабого или некорректного понимания произведений - не только художественных, но и любых других.
Обучение выразительности чтения происходит более эффективно при изучении поэтических произведений, где на первый план выходят образы природы: с их помощью можно не только повысить выразительность, но и сильнее полюбить природу. В наши дни заботиться о ней крайне важно и актуально.
В практической части работы нами было проведено эмпирическое исследование. При проведении которого мы рассмотрели такие критерии выразительности чтения, как: сила голоса, темп речи, паузы, логическое ударение. В исследовании принимали участие 17 учащихся 4 класса, 9 девочек и 8 мальчиков.
Для устранения недочетов и погрешностей чтения у младших школьников (неверная расстановка логических ударений и пауз, неумение адекватно изменять силу голоса и темп речи) нами был предложен комплекс упражнений для развития выразительности чтения, включающий в себя отрывки из лирических текстов о природе.
Подобные работы
- Формирование навыка выразительного чтения в процессе изучения лирики в начальной школе
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2021 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РУССКИХ И КИТАЙСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020



