Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие гендерной идентичности сирот подросткового возраста в процессе группового консультирования

Работа №156010

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы157
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Abstract 6
Введение 9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА16
1.1. Понятие гендерной идентичности в психолого-педагогической литературе 16
1.2. Психологические аспекты формирования гендерной
идентичности в подростковом возрасте 28
1.3. Возможности группового консультирования при развитии
гендерной идентичности сирот подросткового возраста 37
Выводы по Главе 1 48
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 50
2.1. Методическая организация и проведение констатирующего
эксперимента 50
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 54
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 76
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 82
Выводы по Главе II 97
Заключение 100
Список используемых источников 103
Приложение 113

Актуальность темы исследования: Современное состояние общества, характеризующееся нарастанием ценностно-нормативной неопределенности в целом и изменением сложившейся ранее системы дифференциации половых ролей в частности, побуждает к постановке ряда нетрадиционных вопросов, среди которых - вопрос о специфике становления маскулинности и фемининности в процессе развития личности. В развитии и становлении личности все более значимым является формирование половой сферы и полоролевого поведения, а так же адекватного отношения к своей гендерной роли и гендерной роли противоположного пола. Отмечаемое рядом авторов (В.В. Абраменкова, О. М. Здравомыслова и др.) гендерное неблагополучие в России отражает дисгармоничный характер взаимоотношений между полами, которое характеризует отношение человека к своей и противоположной гендерной роли. Дисгармоничные взаимоотношения полов приводят к формированию неадекватной гендерной идентичности, которая, в свою очередь, провоцирует агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков.
В данной работе гендерная идентичность рассматривается как процесс осознания и принятия определенной мужественности и женственности, существующих в рамках той или иной культуры, в которой воспитывается человек. Гендерная идентичность главным образом задается распространенной в обществе системой половых ролей, которые ребенок усваивает в процессе социализации. Фемининная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует доминирования, активности, даже агрессивности.
Становление гендерной идентичности начинается с самого рождения. Ярче всего проблемы формирования гендерной идентичности проявляются в период полового созревания. Перед подростком, который обрел способность к обобщению, возникает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, друге, мужчине или женщине и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если подросток успешно справляется с задачей обретения гендерной идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет [2, с.103]. В противном случае возникает путаница ролей или проявляется противоречивая и несформированная идентичность.
Становление гендерной идентичности подростка базируется на воспроизводстве доминирующей гендерной культуры как основы социализации личности (С.А. Бутковская [13], Л.Р. Диасамидзе [25], Е.М. Ижванова [30, 31], О.А. Карабанова [40], Л.В. Корнева [50], Н.Ю. Рымарев [75], В.Л. Ситников [77] и др.).
Данный феномен имеет не столько психологические, сколько социально-психологические и социальные причины, например такие, как сиротство, длительное нахождение в условиях детского дома. У подростков, воспитывающихся в детском доме, отсутствуют адекватные образцы для гендерной идентификации. При этом если модели поведения мужчин и женщин подростки-сироты еще могут найти, наблюдая поведение окружающих их взрослых, то образцы реального поведения мужа и жены, матери и отца им просто неоткуда взять. Это оборачивается тем, что, вступая в брак, многие молодые люди оказываются неспособными создать семью, основанную на согласии, взаимопонимании, доверии. Недостатки в формировании гендерной идентичности у подростков сказываются на репродуктивной и на демографической функциях их будущей семьи. Чаще распадаются браки, заключенные выпускниками интернатных учреждений. Среди тех, кто отказывается от своих детей, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим формирование гендерной идентичности у подростков-сирот становится еще более актуальной проблемой, требующей детального изучения.
В нашей стране гендерными проблемами занимались социологи С.И. Голод, И.С. Кон; биологи В.А. Геодокян, Д.В. Колесов; врачи Д.Н. Исаев, В.Е. Каган и др. Гендерные исследования в зарубежной психологии связаны с именами таких ученых как С. Бем, Ш. Берн, О. Вейнингер, К. Хорни и др.
Анализ диссертационных работ, отражающих исследования гендерной идентичности за последние десять лет позволяет выделить следующие основные тенденции в отечественной науке при изучении данного феномена:
- в сфере профессионального, личностного самоопределения, самореализации (С.А. Бутковская, Е.А. Денисова, Е.В. Кулаева, Л.Н. Ожигова, М.Р. Плотницкая и др.);
- в аспекте генезиза данного феномена в различные периоды жизни человека (Е.М. Ижванова, И.А. Кириллова, Н.Ю. Рымарев, Е.Ю. Терешенкова, С.А. Филиппова и др.);
- в связи с этнической спецификой проявления данного феномена (А.Р. Гайнанова, П.Р. Мататова и др.);
- в онтологическом (Ю.В. Смирнова), социокультурном аспектах, как проблема кризиса гендерной идентичности (Е.В. Гредновская);
- в контексте конструирования гендерной идентичности и изучения ее составляющих (Л.Р. Диасамидзе, А.И. Мруг);
- в сфере межличностных и гендерных отношений (И.С. Клецина);
- в аспекте изучения условий половой дифференциации обучения (Г.Ф. Дульмухаметова).
Обращает на себя внимание тот факт, что в научной литературе практически не представлены работы по изучению гендерной идентичности в подростковом возрасте. К одним из немногих авторов, разрабатывавших этот вопрос, можно отнести Ю.В. Василькову (2006), Н.В. Лукьяненко (2007), Т.В. Моисееву (2006), И.В. Романова (1998), Н.Ю. Рымарева (2006), И.Ю. Шилова (2000).
Теоретический анализ показал, что специфические особенности структуры гендерной идентичности воспитанников детского дома практически не рассматриваются. Между тем дети, воспитывающиеся в этих учреждениях, принадлежат группе риска и внимание к развитию личности воспитанников организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно быть более пристальное, так как у детей этой социальной и возрастной группы закладываются недифференцированные формы гендерной идентичности, что негативно сказывается на их дальнейшей социализации и адаптации в обществе (Л.Г. Степанова [82, с.1 - 8], И.В. Талина [83, с.539], Т.И. Юферева [98, с.122-131]).
Проблематика группового консультирования как формы формирования гендерной идентичности менее разработана, нежели, к примеру, проблематика тренинга как формы формирования гендерной идентичности, вследствие чего повышается актуальность данного исследования.
Цель исследования - составить и апробировать программу групповых консультаций по развитию гендерной идентичности сирот подросткового возраста.
Объект исследования - процесс развития гендерной идентичности сирот подросткового возраста.
Предмет исследования - групповое консультирование как средство развития гендерной идентичности у сирот подросткового возраста.
Гипотеза состоит в предположении о том, что групповая форма консультирования подростков, проживающих в детском доме, будет эффективна в развитии гендерной идентичности, если:
1. будут проведены групповые консультации по специально организованной программе;
2. будут использованы методики, техники психологического консультирования для развития гендерной идентичности;
3. на занятиях будут использованы следующие формы организации деятельности: психологические упражнения, работа с МАК, упражнения и техники арт-терапии, элементы драматерапии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность термина «гендерная идентичность».
3. Изучить психологические особенности сирот подросткового возраста.
4. Подобрать диагностический комплекс для определения уровня развития гендерной идентичности.
5. Описать актуальный уровень развития гендерной идентичности сирот подросткового возраста.
6. Составить и апробировать программу формирующего эксперимента на основе группового консультирования по развитию гендерной идентичности сирот подросткового возраста.
7. Проследить изменения в уровне развития гендерной идентичности сирот подросткового возраста до и после формирующего эксперимента.
8. Проверить гипотезу исследования с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Анализ психолого - педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Наблюдение.
4. Опросные методы.
5. Эксперимент (групповое консультирование).
6. Методы количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе КГКУ «Назаровский детский дом», МБОУ «СОШ №1» г. Назарово. Участие принимало 40 детей подросткового возраста, из них 20 воспитанников детского дома (10 мальчиков и 10 девочек) и 20 детей, воспитывающихся в семье (10 мальчиков и 10 девочек).
Научная новизна исследования заключается:
- систематизации, анализе и синтезе теоретических представлений о гендерной идентичности и возможностях развития ее в процессе группового психологического консультирования;
- в обосновании возможности применения методов группового консультирования в целях повышения уровня развития гендерной идентичности;
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- структурный подход к изучению гендерной идентичности как целостной структуре личности (В.С. Мерлин, К.К. Платонов, В.П. Прядеин и др.);
- системный подход, позволяющий рассматривать гендерную идентичность как определенное системное образование личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- гендерный подход, который рассматривает гендерную идентичность с точки зрения конструирования в различных временных и социокультурных контекстах, личностные проблемы мужчин и женщин, их психологические характеристики, различия и сходство, иерархичность социальных ролей, статусов, гендерные аспекты самореализации личности и т.д. (С. Бем, Т.В. Бендас, Ш.М. Берн, Е.А. Денисова, Е.М. Ижванова, Е.П. Ильин, И.С. Клецина, В.В. Козлов, И.С. Кон, Л.Н. Ожигова, К. Уэст, Л.Б. Шнейдер и др.);
- концепции возрастного и социально-личностного развития (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон и др.).
Теоретическое значение исследования состоит в том, что в работе мы попытались обобщить теоретические подходы психологического консультирования с целью создания программы группового консультирования, как возможного способа обучения. Важное теоретическое значение также имеет научное обоснование групповой формы консультирования по гендерной идентичности.
Практическое значение исследования состоит в разработке авторской программы групповых консультаций, направленной на повышение уровня развития гендерной идентичности сирот подросткового возраста. Существенной практической значимостью характеризуется разработанной нами схема группового консультирования сирот подросткового возраста по теме развития гендерной идентичности, которая может применяться в профессиональной деятельности консультирующего психолога.
Структура диссертации. Работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертационного исследования составил 157 страницы текста, проиллюстрированного 24 рисунками и 20 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В данной работе были изучены многие теоретические аспекты гендерной идентичности: это собственно понятие «гендерная идентичность», его составляющие и характеристики, представленные подходы к его изучению. В нашей работе гендерная идентичность рассматривается как процесс осознания и принятия определенной мужественности и женственности, существующих в рамках той или иной культуры, в которой воспитывается человек.
2. Нами были изучены психологические особенности сирот подросткового возраста. Становление гендерной идентичности, гендерных отношений в условиях детского дома затруднено в связи со средовыми факторами, отсутствием четких гендерных образов- эталонов. У подростков, воспитывающихся в детском доме, обнаруживаются качественные отличия в развитии всех аспектов Я (представление о себе, отношение к себе, образ Я, самооценка). У воспитанника складывается устойчивая заниженная самооценка, которая является основой личностных отклонений и невротических расстройств. Исследования гендерной идентичности в подростковом возрасте в условиях детского дома указывают на сложный характер этого личностного образования. Оно рассматривается как осознание и переживание индивидом позиции «Я» по отношению к образам - эталонам пола. Возрастная динамика гендерной идентичности свидетельствуют о наличии кризисов в ее развитии.
3. Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления уровней развития гендерной идентичности у подростков. В него вошли такие методики, как: опросник Л.Н. Ожиговой «Я женщина/мужчина», методика «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда (в модификации Т.В. Румянцевой), «Полоролевой опросник» С Бем, опросник «Пословицы» И.С. Клециной.
4. В результате констатирующего эксперимента на основе метода Т- критерия Стьюдента было выявлено достоверное различие между подростками, воспитывающихся в разных социальных условиях. Для воспитанников детского дома характерно: с высоким уровнем обладает 22% подростков-сирот, средний уровень прослеживается у 59% подростов подросткового возраста и 19% имеет низкий уровень. У подростков с низким уровнем развития гендерной идентичности выявлен кризис гендерной идентичности - данные воспитанники плохо осознают свои гендерные характеристики, роли и установки. Для подростков со среднем уровнем характерно преобладание амбивалентного Я-образа, данные воспитанники плохо осознают собственные гендерные характеристики, при этом преобладает андрогинный тип личности. Для этого типа характерно взаимодополняемость мужских и женских качеств, а также высокая адаптивность и гибкость. Важно отметить, что для мальчиков в большей степени присущ андрогинный тип с тенденцией к фемининности. У подростков с высоким уровнем наблюдается устойчивая гендерная идентичность, которая соответствует полу. Такие подростки активны, легко вступают в контакты, редко испытывают трудности в общении. Свое поведение выстраивают на основе гендера.
5. С целью повышения уровня развития гендерной идентичности была разработана и апробирована программа групповых консультаций. Данная программа предполагает использование на занятиях следующих форм организации деятельности: дискуссии, психологические упражнения, упражнения с МАК, упражнения и техники арт-терапии, элементы драматерапии. Также в содержание консультационной программы вошли следующие блоки: развитие эмоционально-оценочного отношения к своему телу и внешнему виду, развитие представлений о критериях поведения мужчин и женщин, развитие представлений о взаимоотношениях полов, развитие гендерных ролей в семейных отношениях.
6. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений развития гендерной идентичности у подростков - сирот экспериментальной группы. Это подтвердилось статистической проверкой различия.
7. Таким образом, мы экспериментально доказали, что групповое консультирование будет результативно в целях развития гендерной идентичности у сирот подросткового возраста. Результаты исследования переданы педагогам-психологам КГКУ «Назаровский детский дом», а также могут быть использованы практикующим психологом образовательных школ, казенных учреждений и т.д.



1. Абельбейсов В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных учреждениях / В. А. Абельбейсов // Социальная политика и социология. 2009. № 3. С. 167 - 174.
2. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. 2003. № 5. C. 103 - 120.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская // Наука. 2010. С.104.
4. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / В. С. Агеев // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 152 - 158.
5. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития / Б.Г. Ананьев // Питер. 2001. С.84.
6. Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131 - 143.
7. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. 1999. № 3. С. 140 - 147.
8. Белопольская Н. Л. Экспериментальное исследование возрастной идентификации у подростков в ситуации жизненного кризиса / Н. Л. Белопольская, Е. Е. Бочарова // Специальная психология. 2010. № 3. С. 22¬
30.
9. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов: перевод с английского / С. Бем. Москва: Российская политиче-ская энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 336 с.
10. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие / Т. В. Бендас. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 431 с.
11. Березин С. В. Социальное сиротство: дети и родители: материалы к курсу «Педагогическая психология». / С. В. Березин, Ю. Б. Евдокимова. Самара: Изд-во Универс-групп, 2003. 52 с.
12. Берн Ш. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008. 318 с.
13. Бутковская С. А. Становление гендерной идентичности в процессе
профессионального самоопределения: диссертация ... кандидата
психологических наук / С. А. Бутковская. Хабаровск, 2007. 202 с.
14. Василькова Ю. В. Гендерная идентичность и ее коррекция у деприви- рованных подростков в образовательном пространстве детского дома: диссертация кандидата психологических наук / Ю. В. Василькова. Иркутск, 2006. 251 с.
15. Вейнингер О. Пол и характер: принципиальное исследование / О. Вейнингер. Москва: Терра, 1992. 480 с.
16. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. 1960. 499 с.
17. Гайнанова А. Р. Этнические и гендерные особенности становления fl- концепции на этапе полового созревания: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук / А. Р. Гайнанова. Барнаул, 2006. 24 с.
18. Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека / В. А. Геодакян // Человек в системе наук. Москва: Наука, 1989. С. 171 - 189.
19. Голод С. И. Сексуальное поведение и субкультурная дифференциация полов / С. И. Голод // Социологический журнал. 1994. №4. С. 127 - 133.
20. Гончарова Ю.В. Особенности проявления гендерной идентичности у
подростков, проживающих в разных социальных условиях / Ю.В. Гончарова // Российская наука в современном мире. Сборник статей 18 научно-практической конференции, часть II: Москва: Научно¬
издательский центр «Актуальность РФ». 2018. С.59-61.
21. Гончарова Ю.В. Развитие гендерной идентичности сирот подросткового возраста в процессе группового консультирования/ Ю.В. Гончарова // Российская наука в современном мире. Сборник статей 18 научно-практической конференции, часть II: Москва: Научно-издательский центр «Актуальность РФ». 2018. С.61-63.
22. Грановская Р. М. Психологическая защита / Р. М. Грановская. Санкт- Петербург: Речь, 2007. 476 с.
23. Гредновская Е. В. Кризис гендерной идентичности: дискурсы и практики:
социально-философский аспект анализа: диссертация кандидата
философских наук / Е. В. Гредновская. Екатеринбург, 2007. 207 с.
24. Денисова Е. А. Гендерные особенности самореализации личности студентов: диссертация ... кандидата психологических наук / Е. А. Денисова. Москва, 2010. 290 с.
25. Диасамидзе Л. Р. Способы конструирования гендерной идентичности в интернет-дискурсе (на материале англоязычных и русскоязычных текстов политических сетевых дневников (блогов)): диссертация кандидата филологических наук / Л. Р. Диасамидзе. Тюмень, 2010. 224 с.
26. Дульмухаметова Г. Ф. Педагогические условия половой дифференциации обучения младших школьников: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Г. Ф. Дульмухаметова. Казань, 2011, 24 с.
27. Жичкина А. Е. Стратегии самоопределения в сети Интернет и их связи с реальной идентичностью [Электронный ресурс] / А. Е. Жичкина, Е. П. Белинская. Режим доступа: http: // ww netpsy.ru.
28.Здравомыслова Е. А. Социальное конструирование гендера как
методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход: коллективная монография; под ред. Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной. Санкт-Петербург: Изд-во Европ. ун-та, 2007. С. 9 - 33.
29. Иванова Н. Л. Самоопределение женщин с различными типами ген¬дерной идентичности / Н. Л. Иванова, Е. В. Кулаева // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 106 - 115.
30. Ижванова Е. М. Гендерные аспекты маскулинности / Е. М. Ижванова // Психотерапия. 2009. № 3. С. 56 - 62.
31. Ижванова Е. М. Исследование связи гендерных стереотипов и образов маскулинности / фемининности в различных возрастных группах / Е. М. Ижванова // Психотерапия. 2007. № 11. С. 17 - 25.
32. Ижванова Е. М. Особенности и закономерности принятия женских гендерных ролей / Е. М. Ижванова // Психотерапия. 2006. № 8. С. 32 - 34.
33. Ижванова Е. М. Проблемы гендерной идентичности в России / Е. М. Ижванова, О. А. Карабанова // Психотерапия. 2006. № 7. С. 26 - 31.
34. Ижванова Е. М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах: диссертация кандидата психологических наук / Е. М. Ижванова. Москва, 2004. 211 с.
35. Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2010. 688 с.
36. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. Санкт- Петербург: Питер, 2004. 701 с.
37. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 576 с.
38. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: учебник для вузов / Д. Н. Исаев. Санкт-Петербург: СпецЛит. 2001. 463 с.
39. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 54 - 61.
40. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О. А. Карабанова. Москва: Гардари - ки, 2008. 320 с.
41. Кириллова И. А. Формирование гендерной идентичности
старшеклассников (на материале филологических дисциплин общеобразовательной школы): диссертация . кандидата педагогических наук / И. А. Кириллова. Волгоград, 2005. 183 с.
42. Клецина И. С. От психологии пола - к гендерным исследованиям в психологии / И. С. Клецина // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 61 - 78.
43. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: диссертация ... доктора психологических наук / И. С. Клецина. Санкт-Петербург, 2004. 460 с.
44. Козлова А. Л. Полоролевая идентичность подростков, воспитывающихся в госучреждениях / А. Л. Козлова, Н. В. Поляшова // Ананьевские чте-ния- 2000: тезисы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2000. С. 184 - 186.
45. Колесов Д. В. Биология и психология пола / Д. В. Колесов: Акад. пед. и соц. наук: Моск. психол.-соц. ин-т. Москва: Флинта, 2000. 172 с.
46. Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре / И.С. Кон. 2-е изд. перераб. и доп. Москва: Олимп: АСТ, 2003. 576 с.
47..Кон И. С. Мальчик - отец мужчины / И. С. Кон. Москва: Время, 2010. 704 с.
48. Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Психология индивидуальных различий: тексты. Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. С. 78 - 83.
49. Кон И. С. Ребенок и общество: учебное пособие для студентов вузов по психологическим и педагогическим специальностям / И. С. Кон. Москва; Академия, 2003. 336 с.
50. Корнева Л. В. Особенности самоопределения подростков - учащихся
специальных школ закрытого типа: диссертация ... кандидата
психологических наук / Л. В. Корнева. Москва, 1999. 194 с.
51. Кори Дж.Теория и практика группового консультирования / Дж.Кори// пер.с анго.Е.Рачковой. - М.: Эскимо, 2003. С.6-120
52. Костикова И.В. Введение в гендерные исследования: учебное пособие для студентов вузов / И. В. Костикова [и др.]; под общ. ред. И. В. Костиковой. 2-е изд. пере-раб. и доп. Москва: Аспект Пресс, 2005. 255 с.
53. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психо¬терапия / Р. Кочюнас. 3-е изд. стереот. Москва: Академический проект: Трик-ста, 2004. 464 с.
54. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. 9-е изд. Санкт- Петербург: Питер, 2007. 904 с.
55. Кружкова О.В. социальная психология в схемах, таблицах, кроссвордах: учебное пособие / О.В.Кружкова, О.Н.шахматова. 2-е изд., доп.Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2009. 146 с.
56. Кружкова О.В. эффективность структуры психологических защит
личности педагога начального профессионального образования: диссертация кандидата психологических наук / О.В. Кружкова. Казань, 2006. 173 с.
57. Кулаева Е. В. Самоопределение женщин с различными типами ген-дерной идентичности: диссертация ... кандидата психологических наук / Е. В. Кулаева. Ярославль, 2010. 185 с.
58. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах / А.Н. Леонтьев. Москва: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.
59. Лукьяненко Н. В. Развитие профессиональной и гендерной идентичности
в групповой работе с подростками: диссертация кандидата
психологических наук / Н. В. Лукьяненко. Сергиев Посад, 2007. 202 с.
60. Мататова П.Р. Этнические особенности гендерной идентичности
молодежи в условиях мезосреды / П.Р. Мататова // Вестник ун-та (гос.ун- та упавления), 2007 №8. С.130-132.
61. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. - Воронеж: МОДЭН, М: Инс-т практической психологии, 1996. С.110.
62. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. Москва: Наука, 1988. 429 с.
63. Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / В. Э. Мильман // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / А.И. Зеличенко [и др.]. Москва, 1990. С. 23 - 43.
64. Минюрова С. А. Представления об отношениях полов у женщин разного социального статуса / С. А. Минюрова // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 57 - 65.
65. Моисеева Г. А. Формирование позитивных взаимоотношений детей 10 -
11 лет с девиациями поведения / Г. А. Моисеева // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: материалы Международной научной конференции. Ульяновск, 2010. С. 281 - 284.
66. Мруг А. И. Психологические составляющие гендерной идентичности студентов младших курсов: диссертация кандидата психологических наук / А. И. Мруг. Москва, 2009. 197 с.
67. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. 10-е изд.: Москва: Советская энциклопедия, 1973. 846 с.
68. Ожигова Л. Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации: диссертация доктора психолологических наук / Л.Н. Ожигова. Краснодар, 2006. 431 с.
69. Петровский А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр.и доп.. Москва: Политиздат,1990, С.104
70. Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. Москва: Наука, 1986. 255 с.
71. Плотницкая М. Р. Самореализация личности при различных типах гендерной идентичности: диссертация кандидата психологических наук / М. Р. Плотницкая. Петропавловск-Камчатсткий, 2008. 226 с.
72. Прихожан А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2005. 400 с.
73. Прядник В.П. Половозрастные особенности ответственности личности / В.П. Прядник. Екатеринбург: урал.гос.пед.ун-т, 1998, С.291.
74. Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков / И. В. Романов // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 39 - 47.
75. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Санкт- Петербург: Питер, 2008. 713 с.
76. Рымарев Н. Ю. Личностные особенности подростков с различной
гендерной идентичностью: автореферат диссертации кандидата
психологических наук / Н. Ю. Рымарев. Краснодар, 2006. 22 с.
77. Сидоренко Е.В. Методы математисечкой обработки в психологии / С.П. Сидоренко. Санкт-Петербург: Речь, 2010. С.17-29
78. Ситников В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) / В. Л. Ситников. Санкт-Петербург: Химиздат, 2001. 288 с.
79. Смирнова Ю. В. Онтологический аспект гендерной идентичности (на материале анализа отрицания в детской речи): автореферат диссертации кандидата филологических наук / Ю. В. Смирнова. Ярославль, 2009. 20 с.
80. Солдатова Е. Л. Роль образа семьи в информационном пространстве как основа идентификации молодежи / Е. Л. Солдатова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2013. Т. 1. № 33. С. 145 - 149.
81. Солдатова Е. Л. Шляпникова И.А. Связь эго-идентичности и личностной зрелости / Е. Л. Солдатова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 29 - 33.
82. Степанова Л. Г. Особенности формирования гендерной идентичности у современных юношей и девушек в контексте социально-психологического развития личности / Л. Г.Степанова // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 1 - 8.
83. Талина И. В. Гносеологические основы развития гендерной идентичности
в педагогической теории и практике: диссертация ... доктора
педагогических наук / И. В. Талина. Ульяновск, 2010. 539 с.
84. Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / Ф. Тайсон, Р. Тайсон. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 528 с.
85. Терешенкова Е. Ю. Социокультурные аспекты развития гендерной
идентичности в подростковом возрасте: диссертация кандидата
психологических наук / Е. Ю. Терешенкова. Москва, 2005. 220 с.
86. Тернер Дж. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа / Дж. Тернер, П. Оукс, С. Хэслем, В. Девид // Иностранная психология. 1994. №
2. С. 8 - 17.
87. Уэст К. Создание гендера / К. Уэст, Д. Зиммерман // Гендерные тетради: труды Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН. Санкт- Петербург, 1997. Вып. 1. С. 94 - 124.
88. Филиппова С. А. Социально-психологические особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте: автореферат диссертации кандидата психологических наук / С. А. Филиппова. Москва, 2009. 25 с.
89. Хорни К. Женская психология / К Хорни. Санкт-Петербург: Изд-во Вост.- Европ. ин-та психоанализа, 1993. 222 с.
90. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников / Г.А. Цукерман. М.: Владос-Пресс, 2005. С. 159.
91. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. Москва: Гардарики, 2005. 349 с.
92. Шилов И. Ю. Фамилистика: психология и педагогика семьи. Практикум / И. Ю. Шилов. Санкт-Петербург: Петрополис, 2000. 416 с.
93. Шкопоров Н. Б. Феноменология, динамика и психологические механизмы субъективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы-интерната: автореферат диссертации кандидата психологических наук / Н. Б. Шкопоров:. Москва, 1980. 15 с.
94. Шнейдер Л. Б. Семья: оглядываясь вперед / Л. Б. Шнейдер. Санкт- Петербург: Питер, 2013. 368 с.
95.Эльконин Б. Д. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. Д. Эльконин. 3-е изд. стер., Москва: Академия, 2007. 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ