Развитие гендерной идентичности сирот подросткового возраста в процессе группового консультирования
|
Реферат 3
Abstract 6
Введение 9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА16
1.1. Понятие гендерной идентичности в психолого-педагогической литературе 16
1.2. Психологические аспекты формирования гендерной
идентичности в подростковом возрасте 28
1.3. Возможности группового консультирования при развитии
гендерной идентичности сирот подросткового возраста 37
Выводы по Главе 1 48
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 50
2.1. Методическая организация и проведение констатирующего
эксперимента 50
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 54
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 76
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 82
Выводы по Главе II 97
Заключение 100
Список используемых источников 103
Приложение 113
Abstract 6
Введение 9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА16
1.1. Понятие гендерной идентичности в психолого-педагогической литературе 16
1.2. Психологические аспекты формирования гендерной
идентичности в подростковом возрасте 28
1.3. Возможности группового консультирования при развитии
гендерной идентичности сирот подросткового возраста 37
Выводы по Главе 1 48
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 50
2.1. Методическая организация и проведение констатирующего
эксперимента 50
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 54
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 76
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 82
Выводы по Главе II 97
Заключение 100
Список используемых источников 103
Приложение 113
Актуальность темы исследования: Современное состояние общества, характеризующееся нарастанием ценностно-нормативной неопределенности в целом и изменением сложившейся ранее системы дифференциации половых ролей в частности, побуждает к постановке ряда нетрадиционных вопросов, среди которых - вопрос о специфике становления маскулинности и фемининности в процессе развития личности. В развитии и становлении личности все более значимым является формирование половой сферы и полоролевого поведения, а так же адекватного отношения к своей гендерной роли и гендерной роли противоположного пола. Отмечаемое рядом авторов (В.В. Абраменкова, О. М. Здравомыслова и др.) гендерное неблагополучие в России отражает дисгармоничный характер взаимоотношений между полами, которое характеризует отношение человека к своей и противоположной гендерной роли. Дисгармоничные взаимоотношения полов приводят к формированию неадекватной гендерной идентичности, которая, в свою очередь, провоцирует агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков.
В данной работе гендерная идентичность рассматривается как процесс осознания и принятия определенной мужественности и женственности, существующих в рамках той или иной культуры, в которой воспитывается человек. Гендерная идентичность главным образом задается распространенной в обществе системой половых ролей, которые ребенок усваивает в процессе социализации. Фемининная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует доминирования, активности, даже агрессивности.
Становление гендерной идентичности начинается с самого рождения. Ярче всего проблемы формирования гендерной идентичности проявляются в период полового созревания. Перед подростком, который обрел способность к обобщению, возникает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, друге, мужчине или женщине и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если подросток успешно справляется с задачей обретения гендерной идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет [2, с.103]. В противном случае возникает путаница ролей или проявляется противоречивая и несформированная идентичность.
Становление гендерной идентичности подростка базируется на воспроизводстве доминирующей гендерной культуры как основы социализации личности (С.А. Бутковская [13], Л.Р. Диасамидзе [25], Е.М. Ижванова [30, 31], О.А. Карабанова [40], Л.В. Корнева [50], Н.Ю. Рымарев [75], В.Л. Ситников [77] и др.).
Данный феномен имеет не столько психологические, сколько социально-психологические и социальные причины, например такие, как сиротство, длительное нахождение в условиях детского дома. У подростков, воспитывающихся в детском доме, отсутствуют адекватные образцы для гендерной идентификации. При этом если модели поведения мужчин и женщин подростки-сироты еще могут найти, наблюдая поведение окружающих их взрослых, то образцы реального поведения мужа и жены, матери и отца им просто неоткуда взять. Это оборачивается тем, что, вступая в брак, многие молодые люди оказываются неспособными создать семью, основанную на согласии, взаимопонимании, доверии. Недостатки в формировании гендерной идентичности у подростков сказываются на репродуктивной и на демографической функциях их будущей семьи. Чаще распадаются браки, заключенные выпускниками интернатных учреждений. Среди тех, кто отказывается от своих детей, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим формирование гендерной идентичности у подростков-сирот становится еще более актуальной проблемой, требующей детального изучения.
В нашей стране гендерными проблемами занимались социологи С.И. Голод, И.С. Кон; биологи В.А. Геодокян, Д.В. Колесов; врачи Д.Н. Исаев, В.Е. Каган и др. Гендерные исследования в зарубежной психологии связаны с именами таких ученых как С. Бем, Ш. Берн, О. Вейнингер, К. Хорни и др.
Анализ диссертационных работ, отражающих исследования гендерной идентичности за последние десять лет позволяет выделить следующие основные тенденции в отечественной науке при изучении данного феномена:
- в сфере профессионального, личностного самоопределения, самореализации (С.А. Бутковская, Е.А. Денисова, Е.В. Кулаева, Л.Н. Ожигова, М.Р. Плотницкая и др.);
- в аспекте генезиза данного феномена в различные периоды жизни человека (Е.М. Ижванова, И.А. Кириллова, Н.Ю. Рымарев, Е.Ю. Терешенкова, С.А. Филиппова и др.);
- в связи с этнической спецификой проявления данного феномена (А.Р. Гайнанова, П.Р. Мататова и др.);
- в онтологическом (Ю.В. Смирнова), социокультурном аспектах, как проблема кризиса гендерной идентичности (Е.В. Гредновская);
- в контексте конструирования гендерной идентичности и изучения ее составляющих (Л.Р. Диасамидзе, А.И. Мруг);
- в сфере межличностных и гендерных отношений (И.С. Клецина);
- в аспекте изучения условий половой дифференциации обучения (Г.Ф. Дульмухаметова).
Обращает на себя внимание тот факт, что в научной литературе практически не представлены работы по изучению гендерной идентичности в подростковом возрасте. К одним из немногих авторов, разрабатывавших этот вопрос, можно отнести Ю.В. Василькову (2006), Н.В. Лукьяненко (2007), Т.В. Моисееву (2006), И.В. Романова (1998), Н.Ю. Рымарева (2006), И.Ю. Шилова (2000).
Теоретический анализ показал, что специфические особенности структуры гендерной идентичности воспитанников детского дома практически не рассматриваются. Между тем дети, воспитывающиеся в этих учреждениях, принадлежат группе риска и внимание к развитию личности воспитанников организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно быть более пристальное, так как у детей этой социальной и возрастной группы закладываются недифференцированные формы гендерной идентичности, что негативно сказывается на их дальнейшей социализации и адаптации в обществе (Л.Г. Степанова [82, с.1 - 8], И.В. Талина [83, с.539], Т.И. Юферева [98, с.122-131]).
Проблематика группового консультирования как формы формирования гендерной идентичности менее разработана, нежели, к примеру, проблематика тренинга как формы формирования гендерной идентичности, вследствие чего повышается актуальность данного исследования.
Цель исследования - составить и апробировать программу групповых консультаций по развитию гендерной идентичности сирот подросткового возраста.
Объект исследования - процесс развития гендерной идентичности сирот подросткового возраста.
Предмет исследования - групповое консультирование как средство развития гендерной идентичности у сирот подросткового возраста.
Гипотеза состоит в предположении о том, что групповая форма консультирования подростков, проживающих в детском доме, будет эффективна в развитии гендерной идентичности, если:
1. будут проведены групповые консультации по специально организованной программе;
2. будут использованы методики, техники психологического консультирования для развития гендерной идентичности;
3. на занятиях будут использованы следующие формы организации деятельности: психологические упражнения, работа с МАК, упражнения и техники арт-терапии, элементы драматерапии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность термина «гендерная идентичность».
3. Изучить психологические особенности сирот подросткового возраста.
4. Подобрать диагностический комплекс для определения уровня развития гендерной идентичности.
5. Описать актуальный уровень развития гендерной идентичности сирот подросткового возраста.
6. Составить и апробировать программу формирующего эксперимента на основе группового консультирования по развитию гендерной идентичности сирот подросткового возраста.
7. Проследить изменения в уровне развития гендерной идентичности сирот подросткового возраста до и после формирующего эксперимента.
8. Проверить гипотезу исследования с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Анализ психолого - педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Наблюдение.
4. Опросные методы.
5. Эксперимент (групповое консультирование).
6. Методы количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе КГКУ «Назаровский детский дом», МБОУ «СОШ №1» г. Назарово. Участие принимало 40 детей подросткового возраста, из них 20 воспитанников детского дома (10 мальчиков и 10 девочек) и 20 детей, воспитывающихся в семье (10 мальчиков и 10 девочек).
Научная новизна исследования заключается:
- систематизации, анализе и синтезе теоретических представлений о гендерной идентичности и возможностях развития ее в процессе группового психологического консультирования;
- в обосновании возможности применения методов группового консультирования в целях повышения уровня развития гендерной идентичности;
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- структурный подход к изучению гендерной идентичности как целостной структуре личности (В.С. Мерлин, К.К. Платонов, В.П. Прядеин и др.);
- системный подход, позволяющий рассматривать гендерную идентичность как определенное системное образование личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- гендерный подход, который рассматривает гендерную идентичность с точки зрения конструирования в различных временных и социокультурных контекстах, личностные проблемы мужчин и женщин, их психологические характеристики, различия и сходство, иерархичность социальных ролей, статусов, гендерные аспекты самореализации личности и т.д. (С. Бем, Т.В. Бендас, Ш.М. Берн, Е.А. Денисова, Е.М. Ижванова, Е.П. Ильин, И.С. Клецина, В.В. Козлов, И.С. Кон, Л.Н. Ожигова, К. Уэст, Л.Б. Шнейдер и др.);
- концепции возрастного и социально-личностного развития (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон и др.).
Теоретическое значение исследования состоит в том, что в работе мы попытались обобщить теоретические подходы психологического консультирования с целью создания программы группового консультирования, как возможного способа обучения. Важное теоретическое значение также имеет научное обоснование групповой формы консультирования по гендерной идентичности.
Практическое значение исследования состоит в разработке авторской программы групповых консультаций, направленной на повышение уровня развития гендерной идентичности сирот подросткового возраста. Существенной практической значимостью характеризуется разработанной нами схема группового консультирования сирот подросткового возраста по теме развития гендерной идентичности, которая может применяться в профессиональной деятельности консультирующего психолога.
Структура диссертации. Работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертационного исследования составил 157 страницы текста, проиллюстрированного 24 рисунками и 20 таблицами.
В данной работе гендерная идентичность рассматривается как процесс осознания и принятия определенной мужественности и женственности, существующих в рамках той или иной культуры, в которой воспитывается человек. Гендерная идентичность главным образом задается распространенной в обществе системой половых ролей, которые ребенок усваивает в процессе социализации. Фемининная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует доминирования, активности, даже агрессивности.
Становление гендерной идентичности начинается с самого рождения. Ярче всего проблемы формирования гендерной идентичности проявляются в период полового созревания. Перед подростком, который обрел способность к обобщению, возникает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, друге, мужчине или женщине и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если подросток успешно справляется с задачей обретения гендерной идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет [2, с.103]. В противном случае возникает путаница ролей или проявляется противоречивая и несформированная идентичность.
Становление гендерной идентичности подростка базируется на воспроизводстве доминирующей гендерной культуры как основы социализации личности (С.А. Бутковская [13], Л.Р. Диасамидзе [25], Е.М. Ижванова [30, 31], О.А. Карабанова [40], Л.В. Корнева [50], Н.Ю. Рымарев [75], В.Л. Ситников [77] и др.).
Данный феномен имеет не столько психологические, сколько социально-психологические и социальные причины, например такие, как сиротство, длительное нахождение в условиях детского дома. У подростков, воспитывающихся в детском доме, отсутствуют адекватные образцы для гендерной идентификации. При этом если модели поведения мужчин и женщин подростки-сироты еще могут найти, наблюдая поведение окружающих их взрослых, то образцы реального поведения мужа и жены, матери и отца им просто неоткуда взять. Это оборачивается тем, что, вступая в брак, многие молодые люди оказываются неспособными создать семью, основанную на согласии, взаимопонимании, доверии. Недостатки в формировании гендерной идентичности у подростков сказываются на репродуктивной и на демографической функциях их будущей семьи. Чаще распадаются браки, заключенные выпускниками интернатных учреждений. Среди тех, кто отказывается от своих детей, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим формирование гендерной идентичности у подростков-сирот становится еще более актуальной проблемой, требующей детального изучения.
В нашей стране гендерными проблемами занимались социологи С.И. Голод, И.С. Кон; биологи В.А. Геодокян, Д.В. Колесов; врачи Д.Н. Исаев, В.Е. Каган и др. Гендерные исследования в зарубежной психологии связаны с именами таких ученых как С. Бем, Ш. Берн, О. Вейнингер, К. Хорни и др.
Анализ диссертационных работ, отражающих исследования гендерной идентичности за последние десять лет позволяет выделить следующие основные тенденции в отечественной науке при изучении данного феномена:
- в сфере профессионального, личностного самоопределения, самореализации (С.А. Бутковская, Е.А. Денисова, Е.В. Кулаева, Л.Н. Ожигова, М.Р. Плотницкая и др.);
- в аспекте генезиза данного феномена в различные периоды жизни человека (Е.М. Ижванова, И.А. Кириллова, Н.Ю. Рымарев, Е.Ю. Терешенкова, С.А. Филиппова и др.);
- в связи с этнической спецификой проявления данного феномена (А.Р. Гайнанова, П.Р. Мататова и др.);
- в онтологическом (Ю.В. Смирнова), социокультурном аспектах, как проблема кризиса гендерной идентичности (Е.В. Гредновская);
- в контексте конструирования гендерной идентичности и изучения ее составляющих (Л.Р. Диасамидзе, А.И. Мруг);
- в сфере межличностных и гендерных отношений (И.С. Клецина);
- в аспекте изучения условий половой дифференциации обучения (Г.Ф. Дульмухаметова).
Обращает на себя внимание тот факт, что в научной литературе практически не представлены работы по изучению гендерной идентичности в подростковом возрасте. К одним из немногих авторов, разрабатывавших этот вопрос, можно отнести Ю.В. Василькову (2006), Н.В. Лукьяненко (2007), Т.В. Моисееву (2006), И.В. Романова (1998), Н.Ю. Рымарева (2006), И.Ю. Шилова (2000).
Теоретический анализ показал, что специфические особенности структуры гендерной идентичности воспитанников детского дома практически не рассматриваются. Между тем дети, воспитывающиеся в этих учреждениях, принадлежат группе риска и внимание к развитию личности воспитанников организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно быть более пристальное, так как у детей этой социальной и возрастной группы закладываются недифференцированные формы гендерной идентичности, что негативно сказывается на их дальнейшей социализации и адаптации в обществе (Л.Г. Степанова [82, с.1 - 8], И.В. Талина [83, с.539], Т.И. Юферева [98, с.122-131]).
Проблематика группового консультирования как формы формирования гендерной идентичности менее разработана, нежели, к примеру, проблематика тренинга как формы формирования гендерной идентичности, вследствие чего повышается актуальность данного исследования.
Цель исследования - составить и апробировать программу групповых консультаций по развитию гендерной идентичности сирот подросткового возраста.
Объект исследования - процесс развития гендерной идентичности сирот подросткового возраста.
Предмет исследования - групповое консультирование как средство развития гендерной идентичности у сирот подросткового возраста.
Гипотеза состоит в предположении о том, что групповая форма консультирования подростков, проживающих в детском доме, будет эффективна в развитии гендерной идентичности, если:
1. будут проведены групповые консультации по специально организованной программе;
2. будут использованы методики, техники психологического консультирования для развития гендерной идентичности;
3. на занятиях будут использованы следующие формы организации деятельности: психологические упражнения, работа с МАК, упражнения и техники арт-терапии, элементы драматерапии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность термина «гендерная идентичность».
3. Изучить психологические особенности сирот подросткового возраста.
4. Подобрать диагностический комплекс для определения уровня развития гендерной идентичности.
5. Описать актуальный уровень развития гендерной идентичности сирот подросткового возраста.
6. Составить и апробировать программу формирующего эксперимента на основе группового консультирования по развитию гендерной идентичности сирот подросткового возраста.
7. Проследить изменения в уровне развития гендерной идентичности сирот подросткового возраста до и после формирующего эксперимента.
8. Проверить гипотезу исследования с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Анализ психолого - педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Наблюдение.
4. Опросные методы.
5. Эксперимент (групповое консультирование).
6. Методы количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе КГКУ «Назаровский детский дом», МБОУ «СОШ №1» г. Назарово. Участие принимало 40 детей подросткового возраста, из них 20 воспитанников детского дома (10 мальчиков и 10 девочек) и 20 детей, воспитывающихся в семье (10 мальчиков и 10 девочек).
Научная новизна исследования заключается:
- систематизации, анализе и синтезе теоретических представлений о гендерной идентичности и возможностях развития ее в процессе группового психологического консультирования;
- в обосновании возможности применения методов группового консультирования в целях повышения уровня развития гендерной идентичности;
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- структурный подход к изучению гендерной идентичности как целостной структуре личности (В.С. Мерлин, К.К. Платонов, В.П. Прядеин и др.);
- системный подход, позволяющий рассматривать гендерную идентичность как определенное системное образование личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- гендерный подход, который рассматривает гендерную идентичность с точки зрения конструирования в различных временных и социокультурных контекстах, личностные проблемы мужчин и женщин, их психологические характеристики, различия и сходство, иерархичность социальных ролей, статусов, гендерные аспекты самореализации личности и т.д. (С. Бем, Т.В. Бендас, Ш.М. Берн, Е.А. Денисова, Е.М. Ижванова, Е.П. Ильин, И.С. Клецина, В.В. Козлов, И.С. Кон, Л.Н. Ожигова, К. Уэст, Л.Б. Шнейдер и др.);
- концепции возрастного и социально-личностного развития (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон и др.).
Теоретическое значение исследования состоит в том, что в работе мы попытались обобщить теоретические подходы психологического консультирования с целью создания программы группового консультирования, как возможного способа обучения. Важное теоретическое значение также имеет научное обоснование групповой формы консультирования по гендерной идентичности.
Практическое значение исследования состоит в разработке авторской программы групповых консультаций, направленной на повышение уровня развития гендерной идентичности сирот подросткового возраста. Существенной практической значимостью характеризуется разработанной нами схема группового консультирования сирот подросткового возраста по теме развития гендерной идентичности, которая может применяться в профессиональной деятельности консультирующего психолога.
Структура диссертации. Работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертационного исследования составил 157 страницы текста, проиллюстрированного 24 рисунками и 20 таблицами.
1. В данной работе были изучены многие теоретические аспекты гендерной идентичности: это собственно понятие «гендерная идентичность», его составляющие и характеристики, представленные подходы к его изучению. В нашей работе гендерная идентичность рассматривается как процесс осознания и принятия определенной мужественности и женственности, существующих в рамках той или иной культуры, в которой воспитывается человек.
2. Нами были изучены психологические особенности сирот подросткового возраста. Становление гендерной идентичности, гендерных отношений в условиях детского дома затруднено в связи со средовыми факторами, отсутствием четких гендерных образов- эталонов. У подростков, воспитывающихся в детском доме, обнаруживаются качественные отличия в развитии всех аспектов Я (представление о себе, отношение к себе, образ Я, самооценка). У воспитанника складывается устойчивая заниженная самооценка, которая является основой личностных отклонений и невротических расстройств. Исследования гендерной идентичности в подростковом возрасте в условиях детского дома указывают на сложный характер этого личностного образования. Оно рассматривается как осознание и переживание индивидом позиции «Я» по отношению к образам - эталонам пола. Возрастная динамика гендерной идентичности свидетельствуют о наличии кризисов в ее развитии.
3. Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления уровней развития гендерной идентичности у подростков. В него вошли такие методики, как: опросник Л.Н. Ожиговой «Я женщина/мужчина», методика «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда (в модификации Т.В. Румянцевой), «Полоролевой опросник» С Бем, опросник «Пословицы» И.С. Клециной.
4. В результате констатирующего эксперимента на основе метода Т- критерия Стьюдента было выявлено достоверное различие между подростками, воспитывающихся в разных социальных условиях. Для воспитанников детского дома характерно: с высоким уровнем обладает 22% подростков-сирот, средний уровень прослеживается у 59% подростов подросткового возраста и 19% имеет низкий уровень. У подростков с низким уровнем развития гендерной идентичности выявлен кризис гендерной идентичности - данные воспитанники плохо осознают свои гендерные характеристики, роли и установки. Для подростков со среднем уровнем характерно преобладание амбивалентного Я-образа, данные воспитанники плохо осознают собственные гендерные характеристики, при этом преобладает андрогинный тип личности. Для этого типа характерно взаимодополняемость мужских и женских качеств, а также высокая адаптивность и гибкость. Важно отметить, что для мальчиков в большей степени присущ андрогинный тип с тенденцией к фемининности. У подростков с высоким уровнем наблюдается устойчивая гендерная идентичность, которая соответствует полу. Такие подростки активны, легко вступают в контакты, редко испытывают трудности в общении. Свое поведение выстраивают на основе гендера.
5. С целью повышения уровня развития гендерной идентичности была разработана и апробирована программа групповых консультаций. Данная программа предполагает использование на занятиях следующих форм организации деятельности: дискуссии, психологические упражнения, упражнения с МАК, упражнения и техники арт-терапии, элементы драматерапии. Также в содержание консультационной программы вошли следующие блоки: развитие эмоционально-оценочного отношения к своему телу и внешнему виду, развитие представлений о критериях поведения мужчин и женщин, развитие представлений о взаимоотношениях полов, развитие гендерных ролей в семейных отношениях.
6. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений развития гендерной идентичности у подростков - сирот экспериментальной группы. Это подтвердилось статистической проверкой различия.
7. Таким образом, мы экспериментально доказали, что групповое консультирование будет результативно в целях развития гендерной идентичности у сирот подросткового возраста. Результаты исследования переданы педагогам-психологам КГКУ «Назаровский детский дом», а также могут быть использованы практикующим психологом образовательных школ, казенных учреждений и т.д.
2. Нами были изучены психологические особенности сирот подросткового возраста. Становление гендерной идентичности, гендерных отношений в условиях детского дома затруднено в связи со средовыми факторами, отсутствием четких гендерных образов- эталонов. У подростков, воспитывающихся в детском доме, обнаруживаются качественные отличия в развитии всех аспектов Я (представление о себе, отношение к себе, образ Я, самооценка). У воспитанника складывается устойчивая заниженная самооценка, которая является основой личностных отклонений и невротических расстройств. Исследования гендерной идентичности в подростковом возрасте в условиях детского дома указывают на сложный характер этого личностного образования. Оно рассматривается как осознание и переживание индивидом позиции «Я» по отношению к образам - эталонам пола. Возрастная динамика гендерной идентичности свидетельствуют о наличии кризисов в ее развитии.
3. Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления уровней развития гендерной идентичности у подростков. В него вошли такие методики, как: опросник Л.Н. Ожиговой «Я женщина/мужчина», методика «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда (в модификации Т.В. Румянцевой), «Полоролевой опросник» С Бем, опросник «Пословицы» И.С. Клециной.
4. В результате констатирующего эксперимента на основе метода Т- критерия Стьюдента было выявлено достоверное различие между подростками, воспитывающихся в разных социальных условиях. Для воспитанников детского дома характерно: с высоким уровнем обладает 22% подростков-сирот, средний уровень прослеживается у 59% подростов подросткового возраста и 19% имеет низкий уровень. У подростков с низким уровнем развития гендерной идентичности выявлен кризис гендерной идентичности - данные воспитанники плохо осознают свои гендерные характеристики, роли и установки. Для подростков со среднем уровнем характерно преобладание амбивалентного Я-образа, данные воспитанники плохо осознают собственные гендерные характеристики, при этом преобладает андрогинный тип личности. Для этого типа характерно взаимодополняемость мужских и женских качеств, а также высокая адаптивность и гибкость. Важно отметить, что для мальчиков в большей степени присущ андрогинный тип с тенденцией к фемининности. У подростков с высоким уровнем наблюдается устойчивая гендерная идентичность, которая соответствует полу. Такие подростки активны, легко вступают в контакты, редко испытывают трудности в общении. Свое поведение выстраивают на основе гендера.
5. С целью повышения уровня развития гендерной идентичности была разработана и апробирована программа групповых консультаций. Данная программа предполагает использование на занятиях следующих форм организации деятельности: дискуссии, психологические упражнения, упражнения с МАК, упражнения и техники арт-терапии, элементы драматерапии. Также в содержание консультационной программы вошли следующие блоки: развитие эмоционально-оценочного отношения к своему телу и внешнему виду, развитие представлений о критериях поведения мужчин и женщин, развитие представлений о взаимоотношениях полов, развитие гендерных ролей в семейных отношениях.
6. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений развития гендерной идентичности у подростков - сирот экспериментальной группы. Это подтвердилось статистической проверкой различия.
7. Таким образом, мы экспериментально доказали, что групповое консультирование будет результативно в целях развития гендерной идентичности у сирот подросткового возраста. Результаты исследования переданы педагогам-психологам КГКУ «Назаровский детский дом», а также могут быть использованы практикующим психологом образовательных школ, казенных учреждений и т.д.
Подобные работы
- МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



