Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности жанра высокой комедии в творчестве Д.И. Фонвизина (Московский педагогический государственный университет)

Работа №156006

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы26
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Жанровое своеобразие комедии «Бригадир» 6
1.1. Заглавие комедии «Бригадир» 6
1.2. Проблемы насилия и невежества в комедии «Бригадир» 7
1.3. Одежда в комедии «Бригадир» 8
1.4. Речь героев как двигатель комедии «Бригадир». Речевая характеристика персонажей. 9
Глава 2. Жанровое своеобразие комедии «Недоросль» 14
2.1. Заглавие комедии «Недоросль». 14
2.2. «Недоросль». Круг основных проблем. 14
2.3. Взаимосвязь заглавий «Бригадир» и «Недоросль». 16
2.4. Принцип зоологизации в «Недоросле» 17
2.5. Кафтан как аллегория законодательства в «Недоросле» 17
Заключение 22
Список используемой литературы

Денис Иванович Фонвизин – продолжатель традиции высокой комедии и основоположник этого жанра в русской литературе. В высокой комедии углубились возможности реализма – именно это было главной задачей Фонвизина при работе над «Недорослем» и «Бригадиром». Реализм открывает путь к народности, и русский классицист Денис Иванович Фонвизин взял за основу сюжета русскую действительность, что придавало сатире большую обличающую силу. Это обстоятельство приготовило переход русской литературы к критическому реализму, элементы которого отражены в комедиях писателя. Последние четыре десятилетия XIII в. отличаются расцветом русской драматургии и расширением круга писателей-комедиографов, в число которых входил и Денис Иванович Фонвизин. Как писал Орлов: «На раннем этапе драматурги, группировавшиеся вокруг Елагина — Лукин, Ельчанинов, молодой Фонвизин, — переделывали иноземные пьесы, приспосабливая их к русским нравам и обычаям. Но за этим недолгим периодом наступило время вполне оригинальных русских комедий, таких, как «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина…» . «Бригадир» - первое в России драматургическое произведение, наделенное всеми чертами национальной оригинальности, не напоминающее комедии, созданные по заграничным эталонам. В этой пьесе проявляется интерес Фонвизина к русскому быту, нравам и характерам. «Недоросль» и «Бригадир» - новый тип реалистической комедии, которую создал Фонвизин, сделав жизненно достоверными и отрицательных, и положительных персонажей. Стоит также отметить, что Фонвизин показывает обыденную жизнь, не относящуюся к искоренению порока, и включает в сюжет материал, который не относится к проблеме, поставленной в комедии. Так, Москвичева пишет про Фонвизина: «Он затрагивает сферы их (героев) частной и общественной жизни, поднимает вопросы семейных отношений, отношений между супругами, детьми и родителями, делает предметом разговоров героев назначение и обязанности монарха, тяжелое положение России при Екатерине, политику ее двора, взяточничество чиновников» . Фонвизин отклоняется от канонов классицизма: новая высокая комедия у него сочетает в себе элементы комедии и драмы. Именно это роднит его с Мольером, который в своих комедиях объединял высокие и низкие жанры. Так, Чернышевский пишет: «Вещь общеизвестная, что форма комедий Фонвизина — мольеровская, целиком перенесенная им в его Недоросля и Бригадира» . Новаторство Фонвизина проявилось в новом способе создания образов, в тематике и проблематике, в области поэтики и художественной детали (одежда, портреты). Актуальность работы обосновывается тем, что в комедиях Фонвизина поднимаются проблемы, имеющие важность и по сей день, а пороки, которыми наделены герои пьес, присущи и современным людям. Комедии Фонвизина не подвержены действию времени, что также подчеркивает их актуальность. Целью моей работы будет раскрытие особенностей жанра высокой комедии в творчестве Фонвизина на примере его пьес «Недоросль» и «Бригадир». Основоположником жанра высокой комедии считается Мольер, который в своих пьесах обращался к современности, разоблачая дворянско-буржуазное общество. Мольер также выдвинул новые художественные принципы высокой комедии – правдоподобия и индивидуализации характеров. Одной из особенностей жанра высокой комедии является присутствие трагического элемента, что и использовал Фонвизин в своей пьесе «Недоросль», когда в финале Митрофан оттолкнул свою мать: «Да отвяжись, матушка, как навязалась» [24, с. 153]. Жанр высокой комедии открывал для российской литературы новые возможности. Лебедева О.Б. пишет: «В итоге — новое качество абсолютно оригинального рода творчества, который наследует не только материалистичнейшую пластику сатирического бытописания, но и мощнейшую абстрактную риторику оды, воплощая их в художественных образах разных типов и разной природы» . Из-за совмещения в высокой комедии двух универсальных моделей мира, трудной задачей становится воплотить ее в полноценное сценическое действие, именно поэтому жанру было свойственно преимущественно текстовое бытование в русской литературе. Рождению нового жанра, который развивался в начале 1780-х годов, предшествовал период чистых жанровых структур в творчестве Сумарокова. Высокая комедия, развиваясь, опиралась на два жанра, принадлежавших к разным иерархическим рядам: сатире и трагедии. Стоит отметить, что на становление высокой комедии определенное влияние оказала нравоописательная комедия 1760-х годов, которая поделилась с ней своей приверженностью к национальной идее и явной серьезностью. В.И. Лукин подготовил восприятие зрителями новой комедии, он создатель «перелагательного» направления в русской комедиографии. «Главное завоевание этой школы для будущей высокой комедии — идея национальной русской комедии, отчасти реализованная в жанровой модели комедии нравов» . Лукин также предложил склонять комедию на русские нравы, и упрекал Сумарокова за то, что у того не было в пьесах ни одного русского имени. Особенностью жанра высокой комедии является то, что она отходит от канонов классицизма, однако Фонвизин лишь частично от них отклоняется: он включает в свои комедии материал, который не относится к проблеме, и показывает текущую жизнь людей, не относящуюся к искоренению порока. Берков пишет: «Недоросль», таким образом, представляет не просто «комедию нравов», не «бытовую комедию», в которую как бы вклиниваются «посторонние» разговоры Стародума; это комедия сатирико-политическая, в которой гармонически, образуя художественное целое, переплетаются бытовые, политические и этические линии» . Фонвизин, преодолевая классицизм, сочетает в новой комедии элементы драмы и комедии, использует новый способ создания образов, не подводя героев под схему «пороки-добродетели». Русская комедия последней трети XVIII в. в своих лучших образцах имела остро политический, обличительный характер. Развитие комедиографии Л.И. Кулакова связывала со своеобразием творческого метода русской драматургии (и литературы) конца XVIII века. В жанре новой комедии на первый план выходит тема воспитания и укрепляется интерес к быту, что сказывается на формировании предпосылок реализма в жанре комедии. Сказалось влияние «слезной комедии», вследствие чего, по словам Егоровой, «трагичность комедии стала одной из национальных особенностей русской драматургии» . Методом моего исследования будет сравнительный анализ обобщающих элементов произведений Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» через призму высокой комедии как жанра.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, жанр высокой комедии в творчестве Фонвизина полон новаторских факторов, которые и делают его пьесы непохожими на предшествующие в русской литературе. Денис Иванович смог усилить обличительную действенность жанра комедии, одновременно представив в ней обновленные традиции фарсовой манеры мольеровской школы. Так, реалистичность комедии «Бригадир» проявляется уже с первых строк, где читатель видит перед собой бытовую обстановку, где натурально все: одежда персонажей, убранство комнаты, их занятия. «Бригадир» – первая русская комедия, в которой быт выведен на сцену. В этом также заключается новаторство Фонвизина как драматурга, который разрушал каноны комедии классицизма, однако не полностью от них отказывался. Именно эта реалистичность является одним из важнейших признаков новой комедии Фонвизина. Черты реализма присущи и «Недорослю», в котором перед читателем предстают достоверные образы порока и добродетели в лице героев. Л. Юй пишет: «… Д.И. Фонвизин впервые в драматургии изобразил своих персонажей реалистическим образом, обобщая, создавая образы-типы, которые способны сочетать как живого человека, так и типическое явление» . В своих пьесах Фонвизин стремится не индивидуализировать пороки и пытается показать их как социальное зло. В «Бригадире» тема значения воспитания в жизни человека прозвучала отчетливо, и в дальнейшем она получила более глубокое и реалистическое осмысление в комедии Фонвизина «Недоросль». Это первая социально-политическая комедия, пронизанная антикрепостническим пафосом и вскрывавшая причины злонравия помещиков. В «Недоросле» наряду с комическими сценами представлены серьезные поучительные разговоры, и даже весьма драматические эпизоды, например, финальный, где Митрофан отталкивает свою мать. Все это является отклонением от классицизма и способствует усилению реализма в комедии. Художественные детали, созданные драматургом, также пропитаны новаторством: так, в «Бригадире» само заглавие пьесы метафорично отражает состояние духовной жизни общества, а культурный конфликт эпохи раскрывается в таких деталях, как поведение, речь персонажей и предметы их одежды. Так же и кафтан в «Недоросле» это не просто атрибут гардероба, а аллегория законодательства. Кафтан Митрофана становится не отражением социального статуса героя, а олицетворением «недорослевости». Художественная деталь Фонвизина играет важную роль и в понимании именований героев комедии «Недоросль»: за фамилией Скотинина скрывается невежественность и узость кругозора, имя Митрофан в переводе с древнегреческого означает «Матерью явленный», что безусловно говорит нам об истоках непросвещенности героя, который похож на свою мать. Итак, новаторство Фонвизина в жанре высокой комедии находит выражение в создании социально-политической комедии, насыщенной реальным, жизненным материалом, типическими характерами в их индивидуальном проявлении, в отражении влияния окружающей среды, воспитания на формирование характера человека.


1. Бараг Л.Г. О реалистических тенденциях комедии «Бригадир» // XVIII век. 1966. Том 7. С. 150-156.
2. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977, С. 390.
3. Боева Н.И. Каламбур в речи Скотинина (Д.И. Фонвизин «Недоросль») // Уральский научный вестник. Уфа. 2018. Том 6. №2. С. 84 – 87.
4. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург: Пособие для учителей. М: Акад. наук СССР. Ин-т истории искусств, 1960.108 с.
5. Гамезо К.Е. От традиции к новациям: поэтика комического в комедии Д.И. Фонвизина «Бригадир» // Слово. Словесность. Словесник. Рязань, 2022. С. 107 – 110.
6. Егорова Н.О. История отечественной литературы. СПБ.: ИЭО СПбУТУиЭ, 2012. С. 348.
7. Зверева Т.В. Мысль о бессмертии в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» // Филологический класс. 2006. № 15. С. 41-44.
8. История русской драматургии XVII – перв. пол. XIX в. Л., 1982. С. 352.
9. Колпачев В. В., Колпачева О. Ю., Болкунова Е. В.Педагогические мотивы в русской литературе XVIII – начала XX веков. Ставрополь: Северо-Кавказ. соц. ин-т, 2005, С. 19-51.
10. Лазареску О.Г Предметный мотив одежды в русской литературе и фольклоре // Преподаватель XXI век. 2013. № 3. Часть 2. С. 356-368.
11. Лазареску О.Г. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» как призма национального самосознания и фактор формирования и развития национальной драматургической традиции (Методические рекомендации к практическим занятиям по анализу художественного текста) // Слово − образ − речь: грани филологического анализа литературного произведения. Ярославль: «Литера», 2016. С. 215-225.
12. Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века. М.: Высш. Шк., 2000. С. 415.
13. Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII в. Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. С. 464.
14. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. М., Л., 1961. С. 443.
15. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 191.
16. Николаенко Е.В. Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» // Научный электронный журнал Меридиан. Якутск, 2017. №5. С. 39-41.
17. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века // Развитие русского классицизма и начало его коренных изменений драматургия 60-90-х годов XVIII в., М.: Высш. Шк., 1991. С. 130 – 155.
18. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1985. С. 268
19. Решетова Л.И. Социокультурное содержание комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир» // Культура и текст. 1998. №4. С. 31-41.
20. Романенко В.В. Своеобразие категории комического в комедии Д.И. Фонвизина «Бригадир» // Материалы V Международной научной конференции. Том 4. / под общей редакцией С.В. Беспаловой. Донецк, 2020. С. 174 – 176.
21. Салова С.А. Д.И. Фонвизин и В.И. Лукин: Полемический подтекст комедии «Бригадир» // Вестник Башкирского Университета. 2014. Т. 19. №3. С. 897-900.
22. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985. С. 360.
23. Фонвизин Д.И. Пьесы // М.;Л.: Искусство, 1945. С. 162.
24. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15 томах // Чернышевский Н.Г. О «Бригадире» Фонвизина М.: Художественная литература, 1949. Том II. Статьи и рецензии 1853-1855. С. 1 – 20.
25. Юй Л. Эволюция художественных образцов комедий Д.И. Фонвизина от «Бригадира» до «Недоросля» как отражение динамики творческого метода писателя // Сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 54 – 57.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ