ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1. Роль национального спорта в сохранении культурного разнообразия и национальной идентичности……8
1.2. Государственные основы поддержки национальных видов спорта в Российской Федерации…………………………………………………………. 15
1.3. Обзор примеров лучшей практики в сфере государственной поддержки национальных видов спорта……
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 42
2.1. Характеристика ситуации в сфере национальных видов спорта на территории Иркутской области………………………………………………… 42
2.2. Анализ действующей системы поддержки национальных видов спорта на территории Иркутской области………………………………………………… 57
2.3. Анализ проблем функционирования системы поддержки и развития национальных видов спорта на территории Иркутской области……………. 68
3. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) 74
3.1. Модель поддержки и развития национальных видов спорта в Иркутской области…………………………………………………………………………… 74
3.2. Предложения по совершенствованию действующей системы поддержки и развития национальных видов спорта в Иркутской области………………… 94
3.3. Оценка эффективности внедрения предложений по созданию системы поддержки и развития национальных видов спорта в Иркутской области... 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 128
Актуальность темы исследования. Российская Федерация является многонациональным государством, на территории которого проживает более 190 народностей, в т. ч. 89 коренных народов. Одним из направлений жизнедеятельности любого народа являются национальные виды спорта, в основе которых лежат традиционные народные физические упражнения и игры, исторически связанные с особенностями жизни народа в условиях данных регионов. Они всегда являлись средствами обучения, укрепления здоровья, социализации и личностного развития детей, подростков и взрослого населения. Занятия играми и спортом способствовали объединению людей различных возрастных групп и социальных слоев.
На современном этапе развития общества ведется активная работа по возрождению, сохранению и реставрации различных этнокультурных традиций, обрядов, духовных ценностей национальной культуры народов Российской Федерации. И одним из исследовательских направлений являются народные игры и национальные виды спорта как непременный атрибут праздника, как элемент физического совершенства и морально-волевого характера народа.
Российское государство стало уделять внимание вопросу развития национальных видов спорта только в начале XXI в. Впервые законодательно статус национальных видов спорта закреплен в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. №329–ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В учрежденный Министерством спорта Российской Федерации Всероссийский реестр видов спорта на 2020 г. включен 181 вид спорта. Среди них не более 20 видов спорта имеют национальные корни народов России. В отдельный раздел «Национальные виды спорта» вошли восемь видов спорта: якутские виды борьбы мас-рестлинг и хапсагай, якутские национальные прыжки, чувашская борьба керешу, тувинская борьба хуреш, ингушский вид тотального боя шодсанлат, русские шахматы таврели и вид спорта Республики Коми гонки на охотничьих лыжах.
В тоже время, по приблизительным оценкам, народных игр и национальных видов спорта в Российской Федерации имеется более 500, из них при наличии специальных усилиях заинтересованных лиц и организаций имеют возможность включения в данный реестр более 60 видов спорта.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью формирования в регионах России, где компактно проживают представители разных национальностей, системы поддержки, сохранения, продвижения и развития национальных видов спорта. Формирование такой системы необходимо в целях сохранения культурной идентичности, национальных традиций, воспитания подрастающего поколения на традиционных ценностях, а также для реализации перспективы включение таких видов спорта в программы соревнований национального и международного уровня.
Объектом исследования в данной работе является процесс поддержки и развития национальных видов спорта в регионе.
Предметом исследования определена система поддержки и развития национальных видов спорта в регионе.
Основной целью исследования является формирование системы поддержки и развития национальных видов спорта в регионе (на примере Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа).
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) рассмотреть нормативно-правовое сопровождение вопросов развития национальных видов спорта на федеральном, региональном и местном уровнях;
2) изучить практику регионов Российской Федерации по вопросу сохранения, развития и популяризации национальных видов спорта;
3) проанализировать ситуацию в сфере национальных видов спорта в Иркутской области;
4) разработать Модель поддержки и развития национальных видов спорта в регионе;
5) разработать проект создания системы поддержки и развития национальных видов спорта в Иркутской области.
Методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляют системный, функциональный и деятельностный подходы, методы анализа и синтеза, сравнения и наблюдения, социологические и экономико-статистические методы исследования.
В ходе исследования были проанализированы нормативные правовые документы высшей юридической силы, а именно федеральные законы, нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, официальные материалы статистических органов. Автор опирался на исследования ведущих зарубежных и отечественных специалистов в области изучения проблем поддержки национальных видов спорта.
Апробация и внедрение. По результатам исследования опубликована научная статья: Метелева Е. Р., Жербаков Ч.А. Формирование модели поддержки национальных видов спорта в России / Е. Р. Метелева, Ч. А. Жербаков // Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы : сб. трудов VI Всеросс. науч.-практ. конф., г. Симферополь, 15–16 апреля 2021 г. / научн. ред. В. М. Ячменевой ; редкол. : И. М. Пожарицкая, Р. А. Тимаев, Т. И. Воробец. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ». – С. 64–68 – https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45749867_95371682.pdf.
Основные результаты, полученные в процессе исследования, заключаются в следующем:
1. Обоснована актуальность и необходимость государственной поддержки и развития национальных видов спорта на основе обзора и обобщения результатов имеющихся научных исследований. Установлено, что НВС могут и должны стать многофункциональным инструментом государственной политики, способствующим решению широкого спектра задач государства в социальной, духовной и экономической сферах общественной жизни.
2. По итогам анализа примеров лучшей практики сформирована концептуальная схема эффективной системы поддержки и развития национальных видов спорта в регионе, ключевым фактором успеха которой определена кооперация трех секторов экономики — публичного, коммерческого и некоммерческого.
3. Проведен анализ действующей системы поддержки НВС в Иркутской области, который выявил как имеющийся ресурсный потенциал, так и наличие значительных пробелов в сравнении с предложенной концептуальной схемой. Установлено, что эффективная поддержка и развитие НВС в регионе требует корректировки и дополнения действующей системы.
4. Разработаны Модель поддержки и развития национальных видов спорта в регионе, управленческий проект создания системы поддержки и развития НВС в Иркутской области и проект подпрограммы «Развитие национальных видов спорта» государственной программы Иркутской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2019–2024 гг. В плане практической реализации предложено создать областное государственное бюджетное учреждение «Центр развития национальных видов спорта», которое должно стать ключевым субъектом реализации эффективной системы поддержки и развития НВС в регионе.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация объемом 128 страниц оформлена печатным текстом и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 53 наименования и два приложения. Исследование содержит 16 таблиц и 18 рисунков.
Российская Федерация является уникальным многонациональным государством, где каждый народ бережно хранит своеобразие своей культуры, традиций, обычаев и обрядов. Одним из признаков этнической идентичности народа являются созданные им народные игры и национальные виды спорта. С начала XXI в. задача сохранения, популяризации и дальнейшего развития национальных видов спорта народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, стала одной из приоритетных на федеральном уровне.
В Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. №329–ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» впервые определено понятие национальным видам спорта как видам спорта, исторически сложившимся в этнических группах населения, имеющим социально-культурную направленность и развивающимся в пределах одного субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 170–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» национальные виды спорта уже рассматриваются как виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся на территории Российской Федерации. Поправки в Закон позволили общественным организациям, развивающим национальные виды спорта, получать государственную аккредитацию и приобретать статус общероссийской спортивной федерации. Данные поправки говорят о том, что регионы, региональные общественные организации, явившиеся инициаторами данных поправок, заинтересованы в развитии национальных видов спорта на местах, на всероссийском уровне и выходе на мировую спортивную арену.
Проведенный выборочный анализ региональных систем поддержки и развития национальных видов спорта показал различия в применении норм Закона. Эффективное взаимодействие государственных и муниципальных структур, федеральных представительств, общественных организаций, бизнес сообщества, населения в рассматриваемом вопросе отмечено в Республике Саха (Якутия). В республике принят первый и единственный в стране Закон «О национальных видах спорта», стратегия и программа развития национальных видов спорта народа Саха. С целью возрождения, сохранения, популяризации, развития и продвижения на мировой уровень якутских видов спорта в республике создан ряд государственных учреждений, общественных организаций по народным играм и видам спорта, объединенные в Ассоциацию. В научно-методическом и кадровом направлении работают высшие и средние учебные заведение региона.
В отличие от Республики Саха (Якутия) в Иркутской области, имеющей в составе территорию с особым статусом Усть-Ордынский Бурятский округ, вопрос развития национальных видов спорта не стоит в ряду приоритетных на государственном уровне. Внимание со стороны уполномоченного органа в лице Министерства спорта Иркутской области носит фрагментарный характер и только при проведении на территории региона международных фестивалей «Алтаргана» и «Ёрдынские игры». В регионе отсутствует комплексный подход к проблеме развития национальных видов спорта. В реализуемой программе «Развитие национальных и массовых видов спорта на территории Усть-Ордынского Бурятского округа» указаны только основные направления работы, но не уточнены мероприятия, позволяющие реально поддерживать, продвигать, развивать национальные виды спорта.
В процессе работы была достигнута цель исследования, а именно проведен анализ состояния национальных видов спорта на территории Иркутской области, разработаны Модель и проект системы поддержки и развития национальных видов спорта в регионе.
Для успешного решения вопроса необходимо:
совершенствовать действующую нормативно-правовую базу в области физической культуры и спорта в сфере национальных видов спорта;
создать на территории региона государственное учреждение, основной целью которого будет являться реализация государственной политики в вопросах развития национальных видов спорта;
скоординировать работу по созданию общественных организаций по национальным видам спорта;
решить кадровое сопровождение через создание отделений по национальным видам спорта в средних специальных и высших учебных учреждениях;
включение в вариативную часть учебного плана образовательных учреждений «Обязательных занятий по выбору» по национальным видам спорта;
строительство новых и реконструкция имеющихся спортивных объектов с учетом потребностей в занятиях национальными видами спорта;
организовать систему межведомственного взаимодействия ответственного госоргана с соответствующими органами муниципального уровня по вопросам национальных видов спорта;
проведение в Иркутской области информационной кампании, направленной на формирование позитивного влияния национальных видов спорта на здоровье населения.
Основные результаты, полученные в процессе исследования, заключаются в следующем:
1. Проанализированы региональные системы поддержки и развития национальных видов спорта на территории Российской Федерации. Обосновано, что наиболее эффективно построена работа в Республике Саха (Якутия). Поэтому нами была сформирована концептуальная схема эффективной системы поддержки и развития национальных видов спорта с учетом структуры Республики.
2. Предложено внести изменения в ряд действующих нормативных правовых документов по регулированию вопросов национальных видов спорта.
3. Предложено создать областное государственное учреждение «Центр развития национальных видов спорта» с целью реализации государственной политики — создания условий для развития, популяризации национальных видов спорта, методического, организационного сопровождения вопросов НВС.
4. Разработана Модель системы поддержки и развития национальных видов спорта с учетом региональных особенностей и подробный план ее реализации.
Реализация предложенных мероприятий по совершенствованию системы поддержки и развития национальных видов спорта в Иркутской области позволит создать условия для сохранения этнокультурного многообразия народов Иркутской области через сохранение, популяризацию и дальнейшее развитие национальных видов спорта.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС Гарант 5.5.
2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329–ФЗ (последняя редакция) // СПС Гарант 5.5.
3. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273–ФЗ (последняя редакция от 17 февраля 2021 г.) // СПС Гарант 5.5.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня 2011 г.) // СПС Гарант 5.5.
5. Закон республики Бурятия от 1 февраля 1996 г. № 250-I «О физической культуре и спорте с изменениями на 4 декабря 2020 г.)» // СПС Гарант 5.5.
6. Закон республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 г. № 696-З № 327-IV «О физической культуре и спорте в Республике Саха (Якутия)» (с изменениями на 23 октября 2019 г.) // СПС Гарант 5.5.
7. Закон республики Саха (Якутия) от 17 июня 2015 г. № 1483-З № 523-V «О Национальных видах спорта республики Саха (Якутия) // СПС Гарант 5.5.
8. Закон Забайкальского края от 01 апреля 2009 г. № 153-ЗЗК О физической культуре и спорте в Забайкальском крае (с изменениями на 15 ноября 2018 г.) // СПС Гарант 5.5.
9. Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. № 108-оз О физической культуре и спорте в Иркутской области (с изменениями на 11 ноября 2020 г.) // СПС Гарант 5.5.
10. Концепция развития национальных видов спорта в Республике Саха (Якутия) в первой четверти XXI в., одобренная протоколом совещания Президента Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2002 г. // СПС Гарант 5.5.
11. Об утверждении государственной программы Иркутской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2019 - 2024 гг. (с изменениями на 13 ноября 2020 г.) // СПС Гарант 5.5.
12. Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2012 г. №228-РП «О развитии национальных видов спорта Республики Саха (Якутия)» // СПС Гарант 5.5.
13. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. от 24 нояб. 2020 г. № 3081-р // СПС Гарант 5.5.
14. Абай Гэсэр-хубун. Эхирит-булагатский вариант: в 2-х ч. – Улан-Удэ, 1961. – 54 с.
15. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2008–2015 гг.» // СПС Гарант 5.5.
16. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. / В. П. Алагуева. – У-Удэ. – 2006. – 322 с.
17. Алексеев С.А. Государство и право. / С. А. Алексеев. – М.: Инициатива, 1994. – 235 с.
18. Аналитическая информация к совещанию по теме «Разграничение полномочий в сфере физической культуры, спорта и государственной молодежной политики» (реализация федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») // СПС Гарант 5.5.
19. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят / В. Д. Бабуева. – У-Удэ, 2004. 15–21 с.
20. Братановский С.Н. Государственное управление физической культурой и спортом / С. Н. Братановский. – Борзя, 1957. – 662 с.
21. Бурятский героический эпос. Аламжи мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. – Новосибирск, 1991. – 144 с.
22. Во что играли северяне // Розовая чайка. – 1993. – С.251–253.
23. Вопросы развития национальных видов спорта Якутской АССР // Тезисы докладов II научно-практической конференции Спорткомитета ЯАССР. –Якутск, 1980. – С.4–6.
24. Выступление руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту В.А.Фетисова в Государственной Думе 6 декабря 2014 г. // СПС Гарант 5.5.
25. Гуськов У.И. Государство и спорт / У. И. Гуськов. – М.: Рагот, 2015. – 174 с.
26. Жолдак К.И., Зуев А.У. Управление в сфере физической культуры и спорта / К. И. Жолдак. А. У. Зуев. М.: Дрофа, 2015. – 165 с.
27. Зуев В.Н. Управление системой спортивного соревнования / В. Н. Зуев. – Чита.: Изд-во Чита. ин-та, 2016. – 148 с.
28. Калмыков С.В. Бурятская национальная борьба // Спортивная борьба. – 1986. – С. 91–92.
29. Камалетдинов В. Г. Культура управления физкультурно-спортивно деятельностью / В. Г. Камалетдинов. – Челябинск : [Б. и.] , 2014. – 144 с.
30. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта / Н. Ф. Кулинко. Чита, 2016. – 122 с.
31. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. – М. – 2016.
32. Национальные виды спорта Якутской АССР. – Якутск: Кн.изд-во, 1980.
33. Национальные виды спорта Республики Саха (Якутия)». – Якутск: Якутское книжное издательство, 2016. – 144 с.
34. Национальные виды спорта Республики Саха(Якутия): (Программа для специализированных ДЮСШ). – Якутск: Кн.изд-во, 2012. – 8–13 с.
35. Мантуров С. В., Фомин В. А., Стрельников В. А. Спортивная летопись Республики Бурятия // История, современность, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию образования гос. органов управления ФКиС Республики Бурятия. – Улан-Удэ, 1998.
36. Онгодов У.Ц. Рассказ об Агинских бурятах. В ответ на программу вопросов Томского Статистического комитета. ОПП ИМБиТ СО РАН, ф.1, оп.1, д. 37. Шишелов Ю. О бурятском баё-харбан, состязании в стрельбе из луков / Ю. Шишелов. – ОПП ИМБиТ СО РАН. – 83 с.
38. Отчет о работе министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Забайкальского края за 2013–2017 гг.
39. Положение о республиканских летних играх // Бурятия. – 2019 г. – 30 июня.
40. Программа развития воспитания в системе образования России на 2012–2014 гг. // СПС Гарант 5.5.
41. Путалова И.Б. Правовые основы физической культуры и спорта // И. Б. Путалова. – Омск, 2016. – 137 с.
42. Санданов Б.Д. Сурхарбан / Б. Д, Санданов. – Улан-Удэ, 1964. – 85 с.
43. Санданов Б. Д. Физическая культура и спорт в Бурятии / Б. Д. Санданов. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1968. – 54 с.
44. Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова. – СПб. : Лидер, 2016. – 293 с.
45. Степанова О. Н. Управление маркетинговой деятельностью в физкультурно-спортивной организации. концептуальный подход и элементы технологии // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 2. – С. 42–46.
46. Тугутов И.Е. Игры в общественной жизни бурят / И. Е. Тугутов. – Улан-Удэ, 1989.
47. Физические упражнения, игры и состязания народов Якутии // Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. – Кызыл, 1989. –С. 9–10.
48. Финогенова Л.А. Олимпизм Советской России в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1921 гг.): Материалы VI Всеросс. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию современных Олимпийских игр «Олимпийское движение и социальные процессы». – Омск. – 2016. – с. 73.
49. Филиппов С.С. Муниципальная система физкультуры школьников: организационно-педагогические условия формирования: монография / С.С. Филиппов. – М. : Советский спорт, 2017. – 166 с
50. Филиппов С.С. Управление физической культурой: учеб. пос. // С.С. Филиппов. – СПб.: Изда-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2014.
51. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. / М. Н. Хангалов. – Т.З. – Улан-Удэ, 1960. – 102 с.
52. Этнопедагогика физического воспитания коренных народов Республики Саха(Якутия) // Тезисы докладов научно-практической конференции Хабаровского института физкультуры. – Хабаровск, 1998. – С.57–59.
53. Якутия спортивная. – Якутск: Нац.кн.изд-во «Бичик», 1993. – №15. – 21 с.