Система проектного управления в органах исполнительной государственной власти (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Вологодский филиал))
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СИСТЕМА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 6
1.1 Понятие, принципы и особенности системы проектного управления в органах исполнительной государственной власти 6
1.2 Нормативно-правовая база системы проектного управления в государственных органах 8
1.3 Алгоритм внедрения проектного управления в деятельность государственных органов исполнительной власти 12
1.4 Проектное управление в органах исполнительной государственной власти на примере Белгородской области 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. «Совершенствование инструментов информационной поддержки малого предпринимательства в Вологодской области» (разработка онлайн-портала для предпринимателей с мобильным приложением, предоставляющим информацию о продуктах, акциях и скидках) 19
1. Инициация и разработка Паспорта проекта 19
1.1 Краткое описание ситуации и обоснование актуальности темы 19
1.2 Формулировка проблемы, указывающая на целесообразность разработки и реализации проекта; выявление причин и последствий проблемы (построение «Дерева проблем») 23
1.3 Формулировка проектной идеи, миссии и стратегической цели проекта 23
1.4 Планируемые в проекте показатели и единицы их измерения 25
1.5 SWOT-анализ проекта 26
1.6 Анализ заинтересованных сторон проекта (Построить матрицу вовлеченных сторон проекта) 27
1.7 Оформление Паспорта проекта 28
2. Планирование проекта 29
2.1 Построение иерархической структуры работ (ИСР) 29
2.2 Создание списка основных работ с их кратким описанием 29
2.3 Построение матрицы ответственности 29
2.4 Определение взаимосвязи и последовательности работ. Расчет продолжительности выполнения каждой работы проекта 30
2.5 Построение графика (диаграммы) Ганта работ 31
2.6 Построение сетевой модели (сетевого графика) 32
2.7 Планирование потребности в ресурсах (лист ресурсов) 32
2.8 Планирование сметы проекта 33
2.9 Планирование рисков проекта 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
В современном быстро меняющемся мире управление проектами играет ключевую роль в обеспечении эффективности, устойчивости и конкурентоспособности организаций и государств. В условиях динамичных технологических изменений и глобальных вызовов управление проектами становится неотъемлемой частью стратегического планирования и реализации целей. Этот процесс позволяет организациям адаптироваться к переменам, оптимизировать ресурсы и управлять рисками, обеспечивая тем самым успешную реализацию поставленных задач.
Особую значимость система проектного управления приобретает в органах исполнительной государственной власти. В условиях сложных социально-экономических вызовов и ограниченных ресурсов государственные учреждения должны обладать высокой степенью организационной гибкости и способностью эффективно управлять проектами. Только таким образом можно обеспечить выполнение стратегических задач государства, улучшить качество предоставляемых услуг, удовлетворить потребности граждан и обеспечить устойчивое развитие региональной экономики.
Актуальность исследования данного проекта нацелена на выявление путей оптимизации управления проектами в государственных органах с целью стимулирования устойчивого развития малого предпринимательства в регионе.
Таким образом, цель исследования – исследование системы проектного управления в органах исполнительной государственной власти и ее влияние на повышение предпринимательской активности в Вологодской области.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
проанализировать существующие теоретические и практические аспекты системы проектного управления в органах исполнительной власти;
оценить текущее состояние малого предпринимательства в Вологодской области;
идентифицировать основные проблемы и ограничения в повышении предпринимательской активности в регионе;
разработать рекомендации в улучшении предпринимательской активности МП в Вологодской области.
Предмет исследования. Система проектного управления в органах исполнительной государственной власти.
Объект исследования – предпринимательская активность в Вологодской области.
Методы исследования. В курсовом проекте были использованы такие методы исследования, как анализ литературы и научных источников по теме исследования, изучение и обобщение опыта, анализ, сравнение, табличный, графический и другие.
Информационной базой исследования послужила учебная и научная литература, аналитические материалы экспертов.
На основании вышеизложенного, необходимо подвести некоторые итоги. В процессе размышлений о важности системы проектного управления в органах исполнительной государственной власти было выяснено следующее: система проектного управления в органах исполнительной государственной власти является ключевым инструментом для эффективной реализации государственных программ и проектов. Эта система играет существенную роль в обеспечении прозрачности, эффективности и целенаправленности государственных инициатив.
Анализируя основные аспекты системы проектного управления, можно заключить, что эффективное внедрение проектных методологий и инструментов позволяет управлять ресурсами, сроками и качеством реализации проектов. Это, в свою очередь, способствует оптимизации расходов, повышению результативности и достижению поставленных целей. Кроме того, система проектного управления обеспечивает гибкость и адаптивность в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды. Она позволяет государственным органам более эффективно реагировать на вызовы и задачи, стоящие перед государством, и обеспечивать устойчивое развитие общества.
Изучая механизмы повышения предпринимательской активности, следует отметить, что система проектного управления в органах исполнительной государственной власти играет ключевую роль в содействии развитию малого предпринимательства в регионе, таком как Вологодская область. Современные вызовы и требования рыночной экономики предполагают активное внедрение эффективных проектных методологий для поддержки и стимулирования предпринимательства. Оптимизация механизмов проектного управления в органах исполнительной власти позволяет более точно выстраивать стратегии развития малого бизнеса в регионе, что в свою очередь способствует повышению уровня предпринимательской активности и конкурентоспособности малых предприятий, содействует созданию новых рабочих мест, что способствует экономическому росту области.
Следовательно, повышение предпринимательской активности в Вологодской области должно начинаться с системы проектного управления в органах исполнительной государственной власти. Это позволит региону более эффективно реагировать на изменяющиеся рыночные условия и способствовать устойчивому экономическому росту и социальному развитию области.
По проделанной работе можно сделать вывод, что цель курсового проекта была достигнута.
Можно считать, что тема проектного управления в органах государственной исполнительной власти является актуальной и особенно важной в контексте развития малого предпринимательства. Современные вызовы, такие как глобальная конкуренция, быстро меняющиеся рыночные условия и технологические инновации, требуют от государственных органов управления более гибких, эффективных и адаптивных методов управления проектами. Развитие малого предпринимательства в регионе, таком как Вологодская область, играет ключевую роль в формировании экономической устойчивости и социального благополучия. Эффективная система проектного управления в органах исполнительной власти позволяет более точно выстраивать стратегии развития малых предприятий, поддерживать инновации, обеспечивать финансирование и контролировать реализацию проектов, что в свою очередь будет способствовать увеличению количества малых предприятий и числа рабочих мест, развитию местных рынков и улучшению жизни местного населения.
1. Дмитриев А. В. Методика внедрения проектного подхода в управление социальным развитием российских регионов [Текст] / А. В. Дмитриев // Науковедение. – 2013. – № 1 (14). – С. 25.
2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/index.html
3. Зябликова О.А. Реализация проектного управления в органах государственной власти [Текст] // Вестник университета. 2022. № 5. С. 13–21.
4. Кузнецова Ю.В. Государственное стратегическое управление [Текст] : монография / под. общ. ред. проф. Ю. В. Кузнецова. – СПб. : Питер, 2014. – С. 26.
5. Леонов А. В. Организация проектного управления в органах государственной власти / А. В. Леонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 101-104. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/409/90028/
6. Материалы официального сайта Министерства экономического развития. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://economy.gov.ru.
7. Моргунова Н.В., Филимонова Н.М. Методические подходы к оценке лучших практик применения методов проектного управления органами государственной власти [Текст] // Российское предпринимательство. 2013. № 23 (245). C. 10–19.
8. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://government.ru/media/files/QTqv2SI5qYEuu2zOHkOAwguydbKD9Ckf.pdf.
9. Официальный сайт Департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.dkp31.ru/project
10. Павлова О.А. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в субъектах РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.kubaninvest.ru/_files/proekt_upr/poleznaya_infa/prezi/pavlova_yalov.pdf
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 02.08.2023) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151/
13. Протокол заседания Совета по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации от 04.12.2013 № 6-НП [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система КонультантПлюс. – Режим доступа : http://www.consultant.ru
14. Савченко Е. Белгородская область: проектное управление для муниципальных инициатив [Текст] / Е. Савченко // Самоуправление. – 2012. – № 2. – С. 6–7.
15. Сергачев В. А. Внедрение проектного управления в органах исполнительной власти. Опыт Белгородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pmolimp.ru/files/content/319/3-sergachyov-prezentaciya-v-a-1-pdf.pdf
16. Тагиров Э. Р. Проектное управление в органах государственной власти и бизнес-организациях: сравнительный анализ, основные проблемы и пути решения / Э. Р. Тагиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 200-202. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/452/99633/
17. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/