ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТА В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ……7
1.1.Понятие правового регулирования документооборота в Федеральной службе судебных приставов……7
1.2.Источники правового регулирования документооборота в Федеральной службе судебных приставов……12
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИИЕ ВИДОВ ДОКУМЕНТООБОРОТА В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ………………….…..20
2.1. Правовое регулирование письменного документооборота в Федеральной службе судебных приставов…………20
2.2. Правовое регулирование электронного документооборота в Федеральной службе судебных приставов……….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………..49
Деятельность государственного учреждения, как и любой организации неразрывно связана с документами . При работе с документами ежедневно приходится решать множество вопросов, связанных с регистрацией документов, с подписанием, согласованием, отправкой, формированием их в дела, определением сроков хранения, передачей на архивное хранение либо уничтожением. Без правильной организации работы невозможно справиться с потоком документов, быстро найти требуемый документ, а также проконтролировать его исполнение или обеспечить сохранность .
Организация работы с документами предполагает проектирование документооборота учреждения, т. е. движения документов с момента их создания или получения до определения их на архивное хранение или уничтожение, а также рациональное и оперативное использование их в текущей деятельности учреждения.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что документооборот позволяет судебным приставам эффективно управлять всей информацией, связанной с исполнением судебных решений. Благодаря этому процессу, судебные приставы могут быстро получать и передавать необходимую информацию, что помогает им оперативно и эффективно выполнять свои обязанности.
Документооборот Федеральной службы судебных приставов позволяет организовать систему контроля и учета исполнительных документов. Это способствует прозрачности и надежности процесса исполнения судебных решений, а также позволяет избежать возможных злоупотреблений или ошибок.
Система документооборота позволяет автоматизировать процессы обработки и передачи документов. Это значительно экономит время и ресурсы, которые ранее требовались для выполнения этих задач вручную. Кроме того, система позволяет судебным приставам быстро находить и получать необходимую информацию, что повышает их продуктивность и эффективность работы.
Безопасность и сохранность информации документооборота основан на использовании современных информационных технологий и систем безопасности. Это позволяет обеспечить сохранность и конфиденциальность передаваемой информации, а также защитить ее от несанкционированного доступа или потери.
В целом, актуальность документооборота ФССП заключается в его способности обеспечить эффективность, прозрачность, удобство и безопасность работы судебных приставов при исполнении судебных решений.
Объект выпускной квалификационной работы являются комплекс общественных отношений, урегулированных нормами административного права, в сфере документооборота Федеральной службы судебных приставов.
Предметом выпускной квалификационной работы является система норм, регулирующая функции службы судебных приставов в сфере документооборота, практика их применения, а также научные исследования в данной области.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование правового регулирования документооборота в Федеральной службе судебных приставов, а также разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, действующего в данной сфере.
Исходя из поставленной цели был определен следующий круг задач:
1) Рассмотреть понятие правового регулирования документооборота в Федеральной службе судебных приставов;
2) Раскрыть источники правового регулирования документооборота в Федеральной службе судебных приставов;
3) Изучить правовое регулирование письменного документооборота в Федеральной службе судебных приставов;
4) Изучить правовое регулирование электронного документооборота в Федеральной службе судебных приставов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.
Нормативную базу исследования составили следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г (в редакции от 06 октября 2022 г.) , Федеральный закон № 118-ФЗ от 21 июля 1997 г. (в редакции от 21 декабря 2021 г.) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» , который определяет основные задачи судебных приставов, правовую основу деятельности, требования предъявляемые к ним, организацию деятельности, права и обязанности судебных приставов, их полномочия и ответственность; Федеральный закон №229-ФЗ от 2 октября 2007 г. (в редакции от 31 июля 2023 г.) «Об исполнительном производстве» , устанавливающий виды исполнительных документов и требования предъявляемые к ним; Федеральный закон № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. (в редакции от 04 августа 2023 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» , регламентирующий требования к письменному обращению, направление и регистрацию письменного обращения, порядок и сроки рассмотрения обращений, контроль за соблюдением порядка обращений, и другие нормативно-правовые акты.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых, которые рассматривали отдельные аспекты изучаемой проблемы, такие как Т.В. Сиганов, Е.Н. Коленсников, В.А. Кудряев, М.В. Ларинов, и др.
Методологической основой исследования являются: метод сравнительного правоведения, историко-правовой анализ, обобщение правоприменительной практики.
Практическая значимость выпускной квалифицированной работы заключается в дополнении содержания правового регулирования документооборота в Федеральной службе судебных приставов.
В заключительной части можно подвести некоторые итоги по настоящему исследованию:
1. Документооборот является важным звеном делопроизводства, осуществляется в виде потоков документов между пунктами обработки информации, несомненно от четкости и оперативности обработки движений документа зависит скорость получения информации, необходимой для выработки решений, главным правилом которого является движение документов по наиболее перспективному пути с минимальными затратами времени и труда.
Все требования к документационному обеспечению управления, а также организации работы с официальными документами в ФССП установлены в приказе ФССП «Об утверждении и введении в действие инструкции по делопроизводству в федеральной службе судебных приставов». Важнейшей характеристикой документооборота являются его объем, т.е. количество документов, поступивших в организацию и созданных в ней в течение определенного времен, подсчет количества документов, полученных и созданных органом управления, производится ежемесячно, за полугодие и по итогам года, нарастающим итогом с начала текущего года по контрольно-регистрационным формам в местах их регистрации.
2. Рассмотрев правовую базу обработки документов Службой судебных приставов было выделено основное, которыми в первую очередь придерживаются работники при работе с документами в Службе. Самая основная является Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, в ней указаны единые требования к подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в деятельности Службы документов и порядок документооборота. В Службе в основном документооборот состоит из исполнительных документов и обращений, поэтому при организации работы с документами они используют: ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и ФЗ «Об исполнительном производстве», в них указаны сроки рассмотрения, регистрации жалоб и исполнительных документов.
3. При организации документооборота в Управлении реализуется принцип централизованного приема, предварительной обработки и отправки документов регистрационных действий. Доставка и отправка документов осуществляется средствами почтовой связи, фельдъегерской связи, электросвязи и нарочным, что говорит о том, что применяются все виды связи, это говорит о том, что поступают в Службу, а также отправляются из нее различные виды документов (секретные, срочные, исполнительные документы и др.). Прием, обработка, регистрация и распределение поступающей в отдел корреспонденции осуществляется канцелярией. Поступающая в отдел корреспонденция принимается работником канцелярии у почтальона. Перед вскрытием почтовых отправлений проверяется сохранность их упаковки и правильность адресования.
4. Все стадии обработки документов, от получения до передачи производятся в Автоматизированной информационной системе Федеральной службы судебных приставов России (АИС ФССП России). Благодаря АИС, прохождение стадии документооборота занимает короткое время и всегда соответствует утвержденным нормам. Кроме того, АИС позволяет значительно снизить затраты рабочего времени сотрудников, вовремя получать данные, обеспечивать их сохранность, а также формировать список дел, которые необходимо передать в файл по окончании рабочего года.
Учитывая выявленные проблемы в ходе настоящей работы, можно предложить следующие изменения:
В настоящее время в Приказе «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральные службы судебных приставов» в разделе Организации документооборота пункт 4.4 подпункт 2 «Регистрация поступивших документов производится в следующие сроки» выглядит следующим образом:
• Документов вышестоящих органов государственной власти с отметками "Срочно", "Оперативно", документов со сроками исполнения поручений в текущий или следующий день, а также документов организаций и обращений граждан, содержащих информацию о совершенных или готовящихся преступлениях - незамедлительно (не более 1 часа с момента поступления);
• Обращений граждан, за исключением содержащих информацию о совершенных или готовящихся преступлениях, либо содержащих заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, - в течение трех дней;
• Жалоб, поданных в порядке подчиненности, а также заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, - не позднее следующего рабочего дня с момента поступления;
• Заявлений о предоставлении государственной услуги, поступивших в рабочее время, - в день поступления, поступивших в нерабочее время - на следующий рабочий день;
• Жалоб на решения, действия (бездействие) ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, а также их должностных лиц при предоставлении государственной услуги - не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления;
• Иных документов: в день поступления либо на следующий рабочий день.
• При поступлении электронных документов допускается централизованная и автоматическая регистрация.
Оперативность и качество регистрации документов в первую очередь зависит от типа доставки корреспонденции (электронном или бумажном носителе). Ежедневно в ФССП поступает только на бумажном носителе более 800 ИД в электронном формате 400-800 ИД, следует отметить, что на электронном носителе судебный пристав должен отвечать день в день, также поступает очень много повторной бумажной корреспонденции.
Следовательно, предлагается внести следующие изменения:
1. Обращений граждан, за исключением содержащих информацию о совершенных или готовящихся преступлениях, либо содержащих заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, - не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления;
2. Жалоб на решения, действия (бездействие) ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, а также их должностных лиц при предоставлении государственной услуги - не позднее трех рабочих дней со дня ее поступления;
3. Иных документов: в течении трех рабочих дней.
Также стоит дополнить следующие:
1. Документ считается действительным при наличии электронной цифровой подписи заявителя (исполнителя);
2. Вся повторно отправленная корреспонденция не требует регистрации, а сразу будет передана судебному приставу-исполнителю для вложения в исполнительное производство;
3. Повторные документы об окончании исполнительного производства принимаются только в электронном формате и также не требуют регистрации;
Учитывая предложенные изменения, в Приказе «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральные службы судебных приставов» в разделе Организации документооборота пункт 4.4 подпункт 2 «Регистрация поступивших документов производится в следующие сроки» будет выглядеть следующим образом:
1. Документов вышестоящих органов государственной власти с отметками "Срочно", "Оперативно", документов со сроками исполнения поручений в текущий или следующий день, а также документов организаций и обращений граждан, содержащих информацию о совершенных или готовящихся преступлениях - незамедлительно (не более 1 часа с момента поступления);
2. Обращений граждан, за исключением содержащих информацию о совершенных или готовящихся преступлениях, либо содержащих заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, - не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления;
3. Жалоб, поданных в порядке подчиненности, а также заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, - не позднее следующего рабочего дня с момента поступления;
4. Заявлений о предоставлении государственной услуги, поступивших в рабочее время, - в день поступления, поступивших в нерабочее время - на следующий рабочий день;
5. Жалоб на решения, действия (бездействие) ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, а также их должностных лиц при предоставлении государственной услуги - не позднее трех рабочих дней со дня ее поступления;
6. Иных документов: в течении трех рабочих дней.
7. При поступлении электронных документов допускается централизованная и автоматическая регистрация.
8. Документ считается действительным при наличии электронной цифровой подписи заявителя (исполнителя);
9. Вся повторно отправленная корреспонденция не требует регистрации, а сразу будет передана судебному приставу-исполнителю для вложения в исполнительное производство;
10. Повторные документы об окончании исполнительного производства принимаются только в электронном формате и также не требуют регистрации;
Такое изменение позволит более оперативно и удобно регистрировать всю корреспонденцию, а также распределять приоритет регистрации документов. Не стоит забывать и про человеческий фактор. На практике было выяснено, что на забивку электронного формата, входящей корреспонденции и листов принимаются и регистрируются разными специалистами их всего 5 человек. Такого количества специалистов недостаточно для обработки всех ИД.
Организации ФССП стоит рассмотреть факт того, что количество людей занимающихся приемом, регистрации и ответов не может обрабатывать такое количество поступающих документов и стоит увеличить количество людей, для более быстрого реагирования поступающей корреспонденции
1.1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в редакции от 06 октября 2022 г.) // 25 декабря 1993, Российская газета, 2022, 6 октября.
1.2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (в редакции от 21 декабря 2021 г.) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3590; Российская газета, 2021, 21 декабря.
1.3. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. (в редакции от 25 декабря 2023 г.) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; Российская газета, 2023, 25 декабря.
1.4. Федеральный закон от 20 мая 2006 г. (в редакции от 04 августа 2023 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрания законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060; Российская газета, 2023, 4 августа.
1.5. Федеральный закон от 03 декабря 2011 г. (в редакции от 01 апреля 2019 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49 (ч. 5), ст 7061; Российская газета, 2019, 01 апреля.
1.6. Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. (в редакции от 05 декабря 2022 г.) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // Собрание законодательства, 2010, № 18, ст.2144; Российская газета, 2022, 05 декабря.
1.7. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. (в редакции от 31 июля 2023 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст 4179; Российская газета, 2023, 31 июля.
1.8. Приказ Федеральной службы судебных приставов России от 10 декабря 2010 г. (в редакции от 29 апреля 2020 г.) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральные службы судебных приставов» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 25, ст. 3060.
2. Акты органов судебной власти
2.1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2015 г. "Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа"
2.2. Постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2016 г. по делу № А74-527/2016 «О признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) Л.Д.В. в части не направления (несвоевременного направления) в адрес взыскателя постановления о возбуждении исполнительного производства».
2.3. Апелляционное определение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2017 г. по делу № 33-7100/2017 «О признании незаконными действий судебных приставов-исполнителей и отмене постановления судебного пристава-исполнителя удовлетворено в части обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах заявителя, правомерно, так как заявитель не извещался судебным приставом-исполнителем о возбуждении в отношении него исполнительного производства и принятии мер по обращению взыскания на его денежные средства на счетах в банке».
3. Литература
3.1. Алексенцев А.И. Конфиденциальное делопроизводство - М. 2003.
3.2. Барихин А.Б. Делопроизводство и документооборот. - М, 2018.
3.3 Басаков М.И. Документационное обеспечение управления: учебник. – М.: Феникс. – 2013.
3.4. Бобылева М.П. Вопросы анализа документооборота организации в условиях использования автоматизированных систем // Делопроизводство, 2018, №1.
3.5. Герасимова Ю. Права и обязанности судебных приставов. Служба судебных приставов: история, современность и перспективы развития. - М., 2016.
3.6. Головин В. В. О содержании деятельности и правовом статусе федеральной службы судебных приставов России // Полицейское право, 2019, № 4.
3.7. Гребнёв В. Направление правового регулирования вопросов использования электронной цифровой подписи. —НТУУ «КПI», 2017.
3.8. Гуреев В.А. Профессиональная служебная деятельность судебного пристава и ее место в системе государственной службы российской федерации // Современное право, 2018, № 3.
3.9. Гусева И.А. Федеральная служба судебных приставов в системе государственных органов Р.Ф // Правозащитная деятельность в современной России. – 2017.
3.10 Иконников С.П. Место Федеральной службы судебных приставов в системе органов государственной власти // Судебный пристав – исполнитель. – 2017. – № 12.
3.11. Дёмин Ю.М. Делопроизводство. Подготовка служебных документов. - СПб., 2018.
3.12. Ефимова О.А. Современные системы автоматизации делопроизводства попытка анализа и классификации // Секретарское дело, 2018, № 4.
3.13. Каменева Е. М. Разработка проекта документа // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2005.
3.14. Кирсанова М.В. Курс делопроизводства. Документальное обеспечение управления: учебное пособие. - М., 2016.
3.15. Кондрашов Б.П. Служба судебных приставов: стадия становления // Журнал российского права, 2016.
3.16. Кононов О.В., Кокарев Ю.Г. Судебные приставы: вчера, сегодня, завтра // Государство и право, 2019, № 1.
3.17. Коровина Л.В. Анализ методов оценки состояния документооборота организации // Современные проблемы науки и образования, 2019, №4.
3.18. Колесник Е.Н. Документирование управленческой деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления: учебное пособие для студентов. Екатеринбург: УрАГС. 2002.
3.19. Комментарий к Федеральному закону «Об органах принудительного исполнения» Гуреев В.А. – «Волтерс Клувер», 2010 г.
3.20. Кудряев В.А. Организация работы с документами: Учебник. - М., 2017.
3.21. Кузнецов С.Л. Делопроизводство на компьютере. Компьютерные технологии в делопроизводстве. - М, 2019.
3.22. Кузнецов С.Л. Применение современных технологий в работе с документами // Секретарское дело, 2019, № 3.
3.23. Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.А. и др.; Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления): учебник для вузов. М. 2001.
3.24. Ларин М.В. Управление документацией в организациях: проблемы истории и методологии: научная книга. М. 2003.
3.25. Подьячев К.А. Правовое регулирование работы с обращениями граждан в контексте трансформации политического режима в России // Геополитика, 2018, №6.
3.26. Попова Н. Ф. Административное право: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Под ред. Н. Ф. Попова. - М., 2018.
3.27. Салищева Н.Г. О судебном контроле за законностью в деятельности органов исполнительной власти // Административное право и процесс, 2017, №6.
3.28. Сазанов С.В. Административно-правовое регулирование деятельности федеральной службы судебных приставов. - М. 2018.
3.29. Судебные приставы: история и современность. - М. 2019.
3.30 Сиганова Т.В. Делопроизводство и документооборот: учебное пособие для студентов. Омск. 2004.