Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Крым как сфера-мишень метафорической экспансии в дискурсе СМИ

Работа №15599

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы121 стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
608
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 5
1.1 Определение метафоры 5
1.2 Классификация метафор 11
1.3 Политический и газетный дискурсы 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Анализ отобранного корпуса единиц 23
2.1 Сфера-источник «Социум» 24
2.2 Сфера-источник «Человек» 33
2.3 Сфера - источник «Природа» 44
2.4 Сфера-источник «Артефакты» 48
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение 72


Данное исследование посвящено изучению метафорических единиц в
дискурсе СМИ про Крым в современных русскоязычных и англоязычных
средствах массовой информации.
Актуальность исследования. В связи с быстрым развитием информационных технологий, возросло и внимание общества к политическому дискурсу, яркой приметой которого в последние десятилетия стала все возрастающая метафоричность. Метафоры в политическом дискурсе являются объектом изучения многих исследований, так как политическая метафора – это
важный инструмент манипуляции общественным сознанием.
Начало 2014 года было ознаменовано долгожданным воссоединением
Республики Крым и России. Но политические конфликты, связанные с присоединением Крыма еще далеки от разрешения, и российские и мировые
СМИ продолжают анализировать их содержания и перспективы завершения.
В этой связи представляется актуальным рассмотреть метафорические единицы в русскоязычных и англоязычных средствах массовой информации, в
которых фигурирует Крым, классифицировать их, определить особенности
национального сознания, выявить наиболее часто употребляемые метафоры,
т.к. исследование метафор является одним из перспективных направлений в
современной когнитивной лингвистике.
Цель исследования. Цель данной выпускной квалификационной работы специалиста – провести анализ метафор, используемых в русскоязычных
и англоязычных средствах массовой информации, в которых фигурирует
Крым
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:
1) изучить понятие метафоры, существующие классификации метафор,
политический дискурс;
2) классифицировать отобранные метафоры; проанализировать отобранный материал, выявить сходства и различия, выявить преобладающие
типы метафор.
Объектом исследования являются метафоры английского и русского
языков.
Предметом исследования является сопоставительное изучение метафор.
Материалом исследования послужили метафоры в российских и западных СМИ. Использовались такие российские газеты как «Аргументы и
факты», «Ведомости», «Московский комсомолец», «Коммерсант», «Российская газета», «Известия» и т.д. К западным источникам относятся британские
и американские газеты, журналы и информационные агентства, такие как
CNN, BBC, «Forbes», «New-York Times», «Washington Post », «Daily News» и
т.д.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе
основным методом являлся сопоставительный метод. Отбор материала производился методом сплошной выборки, в результате чего было найдено 380
примеров.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического раздела и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, его научная
новизна, теоретическая и практическая значимость, определены цели и задачи работы.
В первой главе «Теоретические основы исследования» даётся определение метафоры, выделяются метафорические группы, рассматривается
политический дискурс.
Во второй главе «Анализ отобранного корпуса единиц» рассматриваются метафорические единицы, и производится анализ метафор. В конце
каждой главы предлагаются краткие выводы, а в Заключение работы приводятся основные выводы по теме исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей выпускной квалификационной работе специалиста были
исследованы 380 метафор из западных и российских СМИ. Материалом для
данного исследования послужили метафоры в российских и западных СМИ.
Использовались такие российские газеты как «Аргументы и факты»,
«Ведомости», «Московский комсомолец», «Коммерсант», «Российская
газета», «Известия» и т.д. К западным источникам относятся британские и
американские газеты, журналы и информационные агентства, такие как CNN,
BBC, «Forbes», «New-York Times», «Washington Post », «Daily News» и т.д.
Целью данной выпускной квалификационной работы специалиста
является описание и анализ функционирования метафор в российских и
западных средствах массовой информации, в которых фигурирует Крым.
Для достижения вышеуказанной цели мы выполнили ряд теоретических
и практических задач. В теоретической части настоящего исследования мы
пришли к следующим выводам: метафора является важным инструментом в
дискурсе СМИ, поскольку метафора – это эффективное средство воздействия
на адресата. Основной чертой метафоры является образность.
На основе практической части данной работы мы сделали следующие
заключения: метафора широко используется как в российских, так и в западных СМИ. Представленные в настоящей выпускной квалификационной работе специалиста материалы свидетельствуют о том, что наиболее часто в
российских и западных СМИ используются четыре основных сферыисточника: сфера-источник «Социум», сфера-источник «Человек», сфераисточник «Природа» и сфера-источник «Артефакты».
При проведении данного исследования было выявлено, что наиболее
популярной сферой-источником в российских СМИ является «Социум»
(46%), в западных СМИ сфера-источник «Социум» и сфера-источник «Человек» имеет равное количество процентов и являются доминирующими
(33%). Наиболее часто в российских СМИ встречается метафорическая модель «Вид искусства» (27%), относящаяся к сфере-источнику «Социум». В западных СМИ в сфере-источнике «Социум» самой популярной так же является модель «Вид искусства»(51%). В сфере-источнике «Человек» в западных
СМИ наиболее часто употребляются «Человеческий организм» и «Семья»
(по 40 % каждая).
На втором месте в российских СМИ находится сфера-источник
«Человек» (33%). В этой сфере-источнике доминирующей является модель
«Человеческий организм».
Сфера-источник «Артефакты» оказалась чуть менее востребована: в
российских СМИ 16%, в западных СМИ 25%. В российских и западных СМИ
наиболее широкое распространение получила метафорическая модель
«Дом/строение» (47% в российских СМИ, 61% в западных СМИ), чуть менее
распространена модель «Предмет потребления» (30% в российских СМИ,
35% в западных СМИ). Наименьшее распространение получила модель
«Механизм» (23% в российских СМИ, 4% в западных СМИ).
Наименее востребованной и продуктивной оказалась сфера-источник
«Природа»: 5% в российских СМИ, 9% в западных СМИ. Среди
русскоязычных примеров наибольшее количество приходится на модель
«Мир живой природы» (56%), в то время как в западных СМИ такой же
процент имеет модель «Мир неживой природы».
Анализ примеров показывает, что метафора широко используется как в
российских СМИ, так и в западных СМИ. Стоит отметить, что существуют
различия метафор в российских и западных СМИ, которые проявляются в
процентном соотношении основных разрядов метафор, в различной наполненности фреймов и слотов.
Таким образом, активное использование той или иной метафорической
модели отражает особенности национального самосознания, акцентирует
внимание на существующих проблемах в обществе.
Настоящая работа не претендует на полноту и всеобъемлющую комплексность рассмотрения обозначенной проблематики, ведь объект исследования неисчерпаем. Дальнейшее развитие когнитивной лингвистики (и в том числе теории метафорического моделирования) откроет новые перспективы,
высветит новые актуальные темы и проблемы, позволит развить и уточнить
некоторые высказанные в данной дипломной работе.


Арнольд И.В. Стилистика. Современный англ. яз. М.: Флинта
«Наука», 2002. – 384с.
2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - 2-е изд., испр. - М.:
«Языки русской культуры», 1999. - I -XV, 896 с.
3. Арутюнова Н.Д. Метафора // Русский язык: энциклопедия.
М.: Едиториал УРСС, 1979. – 141с.
4. Арутюнова Н.Д. Теория метафоры. Сборник / Общ. ред. Арутюновой Н.Д., Журинской М.А. М.: Прогресс, 1990. - 512 с.
5. Баранов А. Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю). М.: Проф-пресс, 1991. – 211 с.
6. Бобровская Г.В. Газетный дискурс в проблемном поле коммуникативно-прагматической лингвистики. Электронный научно – образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». №4 (14).
7. Будаев Э.В. Метафора в политической коммуникации: монография / Э.В. Будаев, А.П. Чудинов. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 248 с.
8. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001.
– 288с.
9. Володина М. Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на
массовое сознание / М. Н. Володина // Язык средств массовой информации :
учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2008. –
С. 9 - 31
10. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. М.: Высшая школа, 1977. – 332 с.
11. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.
М.: Наука. 1981, 211с.
12. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Мн.: «ТетраСистемс»,
2001а. – 287с.63
13. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Мн.: «ТетраСистемс», 2001б.
– 304 с.
14. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. СПб.,
2000. – 190 с.
15. Голуб И.Б.. Стилистика русского языка. - 3-е изд., испр. - М.:
Рольф, 2001. – 443 с.
16. Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация - Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. — 308 с.
17. Демьянков В. З. Интерпретация политического дискурса в СМИ /
В. З. Демьянков // Язык средств массовой информации : учеб. пособие / под
ред. М. Н. Володиной. - М.: Альма Матер, 2008. – С. 374 - 394.
18. Ипполитова Н.Б. Русский язык и культура речи. Саранск: Изд-во
Саранского государственного университета, 2004. –91 с.
19. Каган Е.Б. Метафорические заголовки в российской, американской и британской прессе: когнитивный, текстовый и психолингвистический
аспекты - Екатеринбург, 2012 –255 с.
20. Какорина Е.В. Новизна и стандарт в языке современной газеты //
Поэтика. Стилистика. Язык и культура. М., 1996, 216с.
21. Какорина Е.В. Стилистический облик оппозиционной прессы //
Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). М., 1996, 248с.
22. Караулов Ю. Н., Петров В. В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса. // Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.
5-11 с.
23. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение,
1977. – 223с.
24. Кубрякова Е. С. Когнитивный аспект исследования языка СМИ /
Е. С. Кубрякова, Л. В. Цурикова // Язык средств массовой информации :
учеб. пособие / под ред. М. Н. Володиной. - М. : Альма Матер, 2008. – С. 183
- 210.64
25. Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.:
Языки славянской культуры, 2004. – 560 c.
26. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. – 245 с.
27. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. Л.: Просвещение, 1978. –
326 с.
28. Лазарева Э.А. «Системно-стилистические характеристики газеты». Свердловск 1993 г., 153с.
29. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с
англ./Под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. – М.:Едиториал УРСС, 2004. – 256
с.
30. Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: языки
русской культуры», 1998. - 824 с.
31. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987, 166с.
32. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Издательский центр
«Академия», 2001. – 208с.
33. Мякова Е.Ю. Проблемы исследования метафоры // Языковое сознание: формирование и функционирование. М., 2000, 234с.
34. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс.
– 2007. – 536 с.
35. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. М.:
Высшая школа, 1994. - 238 с.
36. Телия В.Н. Метафора и ее роль в создании языковой картины
мира // Роль человеческого фактора в языке. М., 1988, 264с.
37. Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие
/А.П.Чудинов. –2-е изд., испр. – М.:Флинта: Наука, 2007. – 256 с.
38. Чудинов А.П. Практическая риторика. Екатеринбург: Уральский
гос. пед. ун-т, 1998. – 107 с.65
39. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000):Монография/ Урал. гос. пед.
ун-т. Екатеринбург, 2001. – 238 с.
40. Чудинов, А.П. Метафорическая мозаика в современной политическом коммуникации: Монография // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург,
2003. – 248 с.
Источники на иностранных языках
41. Richards I.A. The Philosophy of Rhetoric. Oxford University Press:
New York and London, 1936 – 139 p.
42. Lakoff G. Metaphor and war: The metaphor system used to justify war
in the Gulf / G. Lakoff // Thirty years of linguistic education. - Amsterdam, 1992. –
P. 87 – 102.
43. Lakoff G. The Contemporary Theory of Metaphor. 1993. – 203 p.
44. Lakoff George, Johnson Mark. Metaphors we live by. University of
Chicago Press, 2003. – 191 p.
45. Cameron L. Operationalising “metaphor” for applied linguistic research // Researching and Applying Metaphor. Cambridge: Cambridge University
Press, 1999. – P.13.
46. Zinken J. Ideological Imagination : Intertextual and Correlational
Metaphors in Political Discourse / J. Zinken // Discourse and Society. – 2003. –
Vol. 14, № 4. – P. 507 – 523.
47. Chilton P. Discourse and Politics: Discourse Studies / P. Chilton, C.
Schaffner // A Multidisciplinary Introduction. - London, 1997. - Vol. 2. - P. 206 -
230.
48. Chilton P. Discourse and Politics: Discourse Studies / P. Chilton, C.
Schaffner // A Multidisciplinary Introduction. - London, 1997. - Vol. 2. - P. 206 -
230

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ