Особенности формирования грамматических навыков обучающихся 8-х классов посредством индуктивного метода (Московский Государственный Университет Технологий и Управления)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ Школа №1535 (г. Москва).
Выборка: 22 ученика 8 классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДУКТИВНОГО МЕТОДА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 10
1.1. Понятие «навык» как научно-педагогический феномен 10
1.2 Индуктивный метод как средство формирования грамматических навыков английского языка 19
1.3 Психолого-возрастная характеристика обучающихся основной общей школы 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДУКТИВНОГО МЕТОДА 36
2.1. Технология формирования грамматических навыков обучающихся 8-х классов посредством использования индуктивного метода 36
2.2. Разработка алгоритмов формирования грамматических навыков обучающихся 8-х классов посредством применения индуктивного метода 46
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по использованию индуктивного метода при формировании грамматических навыков 53
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Актуальность. Одним из ключевых аспектов в изучении иностранного языка является овладение грамматическими навыками, поскольку они помогают осуществлять коммуникацию через правильное построение речевых высказываний. Формирование устойчивых грамматических навыков осуществляется именно на среднем этапе обучения (8 класс), что создает основу для дальнейшего освоения языка.
Более того, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования от 7 декабря 2022 года №568 выдвигает системе основного общего образования социальный заказ, предполагающий достижение определенных результатов обучения иностранному языку, в частности. В соответствие с ФГОС ООО по предмету «Иностранный язык» у обучающихся должны быть сформированы грамматические навыки, позволяющие осуществлять свободную коммуникацию на иностранном языке.
Изучение современных подходов и технологий в методике преподавания грамматики является актуальной темой для исследований, так как поиск эффективных приемов введения, отработки и закрепления грамматического материала напрямую влияет на качество образовательного процесса. Индуктивный метод, основанный на выведении грамматических правил из языковых примеров, представляет интерес как альтернатива традиционному дедуктивному подходу.
Изучение особенностей применения индуктивного метода в формировании грамматических навыков у обучающихся 8-х классов позволит выявить его сильные и слабые стороны, определить оптимальные условия использования, что внесет вклад в развитие методики преподавания иностранных языков.
Опираясь на анализ научных трудов в рамках указанной темы, можно утверждать, что вопросы повышения качества обучения грамматике в общеобразовательной школе был и остается актуальным:
Проблемы обучения иностранному языку в общеобразовательной школе изучали С.И. Архангельский, И.А. Зимняя, В.И. Ильинская, А. А. Вербицкий, Г.А Китайгородская, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, Е.М. Верещагин, В.А. Сластенин и др.;
Теории и методики обучения грамматике изучали М.Н. Вятютнев , Ж.Л. Витлин, Т.В. Казнина, Г.В. Куприянова, Е.И. Пассов, В.П. Цетлин, Г.М. Чернова, С.Ф. Шатилов, JI.A. Широкова, Z. Harris, S. Krashen и др.;
Проблемы формирования грамматических навыков раскрыты в трудах Л.Б. Винниковой, М.К. Кабакчи, А.Ш. Муталибова, H.A. Нефедовой, Е.С. Потрикеевой, З.Б. Темирхановой.
Таким образом, актуальность работы обусловлена важностью формирования грамматических навыков на среднем этапе изучения языка и необходимостью выявления методического потенциала алгоритмов формирования грамматических навыков посредством использования индуктивного метода.
Объектом исследования является процесс формирования грамматических навыков обучающихся основной общей школе.
Предметом исследования является особенности применения индуктивного метода при формировании грамматических навыков обучающихся 8-х классов основной общей школы.
Анализ зарубежных и отечественных научных работ, и зарубежной практики позволил выявить следующие противоречия между:
- методики формирования грамматических навыков в отечественных аккредитованных учебно-методических комплексах и требованиями обновленного ФГОС ООО;
- отсутствие представления об эффективности индуктивного метода при обучении обучающихся подросткового возраста.
Данные противоречия обусловили проблему теоретического обоснования педагогических условий формирования грамматических навыков в системе основного общего образования.
Целью данного исследования является практическая разработка алгоритмов формирования грамматических навыков обучающихся 8-х классов основной общей школы на основе индуктивного метода.
В восприятие соответствии с представленной ситуация целью в используемый работе ставятся динамика следующие постановка задачи:
1) Рассмотреть понятие «грамматический навык» и этапы его формирования;
2) Изучить «индуктивный метод» как средство формирования грамматических навыков;
3) Проанализировать психолого-возрастные особенности обучающихся среднего школьного возраста;
4) Изучить технологию формирования грамматических навыков обучающихся 8-х классов посредством использования индуктивного метода;
5) Разработать алгоритмы формирования грамматических навыков посредством индуктивного метода;
6) Апробировать алгоритмы, разработанные на основе индуктивного метода и сформулировать методические рекомендации.
Гипотеза исследования предполагает, что формирование грамматических навыков обучающихся 8-х классов будет эффективным при условии поэтапного внедрения индуктивного метода, а также учета индивидуально-педагогических и возрастных особенностей обучающихся основной общей школы.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области лингвистики, педагогики и психологии:
Л.С. Выготский (1896-1934) – психолог, педагог и педолог. В своем труде «Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка» он проанализировал мышление подростка, его высшие психологические функции, социальное поведение.
П.Я. Гальперин (1902-1988) – советский психолог, доктор педагогических наук, профессор. В своей монографии «Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий» он выдвинул теорию поэтапного формирования умственных действий.
С.Ф. Шатилов (1919-2007) – педагог-методист, доктор педагогических наук, профессор. В своем труде «Методика обучения немецкому языку в средней школе» он рассмотрел понятие «навык», дал ему характеристики.
Е.И. Пассов (1930-2019) – лингвист, доктор педагогических наук, специалист в области методики иноязычного образования. Е.И. Пассов является основоположником коммуникативного метода преподавания иностранных языков, основные характеристики которого отражены в труде «2-е издание: Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков». В труде «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению» он предлагает свою трактовку понятия «грамматический навык».
Е.Н. Соловова (1956-2019) – ученый, доктор педагогических наук, профессор. В своем труде «Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов педвузов и учителей» дает определение понятию «грамматический навык», указывает виды грамматических навыков, подходов и методов обучения грамматике иностранного языка.
Джон Дьюи (1895-1952) – американский философ, педагог. Джон Дьюи являлся приверженцем индуктивного подхода, в рамках которого разработал концепцию «полного акта мышления» – трудности побуждают человека мыслить.
Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994) – психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. В своем труде «Идентичность: юность и кризис» выдвинул теорию стадий психосоциального развития, в которой рассмотрел особенности формирования личности подростка.
Винценты Оконь (1914-2011) – польский учёный, доктор философии, педагог, психолог, профессор, известный своими работами в области дидактики, истории образования и психологии обучения. В своем труде «Основы проблемного обучения» он изложил идеи проблемного обучения в средней школе.
Питер Хегболдт – американский методист, преподаватель немецкого языка. П. Хегболдт глубоко изучил проблемы, связанные с обучением иностранным языка, проанализировал разные методы обучения иностранному языку. На основе своих исследований написал множество работ по методике преподавания иностранных языков, в том числе «Language learning. Some reflections from teaching experience».
Скотт Торнбери (1950) – новозеландский ученый, преподаватель-инструктор в области преподавания английского языка. В своем учебно-методическом пособии «How to teach grammar» он раскрывает особенности обучения грамматике английского языка, в том числе посредством индуктивного и дедуктивного методов.
Методологическая база исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области педагогики и психологии, посвящённые анализу указанной проблематики, в частности:
- индуктивный метод (Е.И. Пассов, Д. Дьюи);
- проблемное обучение (Д. Дьюи, В. Оконь);
- коммуникативный метод (Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская);
-личностно-деятельностный (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).
Методы исследования:
- теоретические – критический анализ научных источников по педагогике, методике и психологии; методический анализ действующих учебных программ, применяемых учебно-методических комплексов в аспекте предмета исследования; изучение и обобщение преподавательского опыта по указанной теме; анализ, синтез, моделирование;
- эмпирические – научное наблюдение за процессом формирования грамматических навыков обучающихся 8-х классов;
- экспериментальные – организация и проведение обучения в рамках эксперимента; проведение входного тестирования с целью выявления уровня готовности обучающихся к введению нового грамматического материала; проведение итогового тестирования с целью определения уровня усвоения новых знаний через применение алгоритмов формирования грамматических навыков обучающихся 8-х классов посредством использования индуктивного метода; метода обработки и анализа результатов контрольных работ.
Практическая значимость исследования определяется разработкой алгоритмов формирования грамматических навыков обучающихся 8-х классов посредством индуктивного метода; возможностью применения данных алгоритмов в педагогической практике.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, список использованных источников и приложение.
Во введении приводится обоснование выбора темы и объекта исследования, определяются цели, задачи, выдвигаются гипотезы, отмечается актуальность и обосновывается практическая значимость данного исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования грамматических навыков обучающихся по программе основного общего образования, понятие «грамматический навык», приведена характеристика грамматических навыков, определены основные этапы формирования грамматических навыков, рассмотрен индуктивный метод как средство формирования грамматических навыков на уроках иностранного языка, а также рассмотрены психолого-возрастные особенности обучающихся подросткового периода, сформулированы выводы по первой главе.
Во второй главе выявлена технология формирования грамматических навыков, рассмотрены и проанализированы учебно-методические комплексы отечественных и зарубежных издательств, разработаны и апробированы алгоритмы формирования грамматических навыков обучающихся 8-х классов посредством индуктивного метода, разработаны рекомендации по применению индуктивного метода в педагогической практике, сформулированы выводы по второй главе.
В заключении обобщены результаты проведенного теоретического и практического исследования, сформулированы основные выводы, подведены итоги проделанной работы, даны практические рекомендации по применению алгоритмов формирования грамматических навыков обучающихся 8-х классов посредством индуктивного метода.
Список использованных источников включает 70 источников на русском и английском языках.
В приложении представлены 3 технологические карты уроков по языковому аспекту «грамматика», упражнения, входное тестирование, итоговое тестирование.
Общий объем выпускной квалификационной работы составил 77 страниц.
Одним из ключевых аспектов изучения иностранного языка является овладение грамматическими навыками. Они формируют собой прочную базу для развития навыков говорения, поскольку дают возможность грамматически верно оформлять речевое высказывание. Формирование языковых навыков, в том числе и грамматических, происходит на среднем этапе обучения иностранному языку (8 класс).
В данном контексте актуальным является изучение практического применения многообразия подходов, методов и средств формирования грамматических навыков.
Настоящая выпускная квалификационная работа преследует цель изучения проблемы формирования грамматических навыков посредством применения индуктивного метода. Теоретическое и практическое исследование указанной проблемы привело к созданию алгоритмов формирования грамматических навыков обучающихся основной общей школы и проверки их эффективности экспериментальным путем. В результате выполнения поставленных задач был сделан ряд выводов:
1. В процессе обучения иностранному языку педагог формирует у обучающихся определенные навыки. Навык – это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности человека. В процессе обучения грамматике у обучающихся формируются грамматические навыки, то есть автоматизированные компоненты сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающие правильное употребление грамматической формы в речи.
В процессе формирования грамматических навыков необходимо соблюдать определенную последовательность шагов, которые позволяют построить образовательную стратегию обучения грамматике иностранного языка. Наиболее эффективной при формировании грамматических навыков в теоретических источниках представляется следующая последовательность этапов: ознакомление, тренировка, речевая практика. Изучение и анализ определений и характеристик грамматического навыка позволили раскрыть формирование грамматического навыка как научно-педагогический феномен.
2. В методике обучения иностранным языкам традиционно выделяются два основных подхода к формированию грамматических навыков: эксплицитный (дедуктивный) и имплицитный (индуктивный). Эксплицитный (дедуктивный) подход предполагает прямое объяснение грамматического правила, после чего осуществляется его практическое применение в упражнениях. Данный метод основан на дедуктивной логике: от общего правила к частным примерам. В отличие от этого, имплицитный (индуктивный) подход подразумевает, что обучающиеся самостоятельно выявляют и формулируют грамматическое правило на основе наблюдения над языковыми явлениями и их анализа. Таким образом, индуктивный метод базируется на индуктивной логике: от частных примеров к обобщению правила.
Проведенный анализ научных источников по теме показывает, что использование индуктивного метода при формировании грамматических навыков английского языка обладает рядом преимуществ:
1. Активизация познавательной деятельности и развитие аналитических способностей обучающихся.
2. Прочность усвоение грамматических структур за счет самостоятельного «открытия» правил.
3. Повышение мотивации к изучению грамматики английского языка.
4. Возможность учета индивидуальных когнитивных особенностей учащихся.
Установленные тезисы способствовали разработке алгоритмов формирования грамматических навыков обучающихся 8-х классов, отвечающих всем психолого-возрастным характеристикам подростков.
3. К подростковому этапу обучающиеся подходят с уже имеющимся весомым багажом теоретических знаний, определенных умений и навыков в области грамматики и лексики английского языка, а также они способны осознавать производимые интеллектуальные операции и управлять ими, составлять план своих дальнейших действий. Обучающиеся 8-х классов находятся на более высоком уровне развития когнитивных способностей, чем обучающиеся младшей школы, из чего следует, что они способны выполнять более сложные мыслительные операции. У них начинают формироваться зачатки научного мышления, то есть способности выдвигать гипотезы и оперировать ими, решать определённые интеллектуальные задачи – все это позволяет педагогу применить индуктивный метод при формировании грамматических навыков по определенной теме как наиболее адекватный запросам данной возрастной категории на определенном этапе обучения.
4. В технологии формирования грамматических навыков выделяются следующие стадии формирования грамматических навыков: знакомство с типовой структурой, первичная имитация использования, работа с подстановкой, трансформация, репродукция, комбинирование. Также представляется важным правильная организация грамматического материала при обучении английскому языку. Реализация технологии формирования грамматических навыков на основе индуктивного метода включает следующие этапы: предъявление грамматического материала в контексте; анализ и выявление закономерностей; формулирование правила; тренировка в применении правила. Анализ учебно-методических комплексов Solutions Intermediate (3rd edition), Английский в фокусе-8 и Spotlight Starlight (8 класс) показал, что особенность организации работы с грамматическим материалом в современной школе построен приоритетно дедуктивно, что подтверждает необходимость актуализации грамматических блоков учебников, с целью обеспечения методического соответствия современным подходам к обучению иностранному языку. Данное противоречие послужило основой для создания алгоритмов формирования грамматических навыков на основе индуктивного метода.
5. Целью разработки алгоритмов формирования грамматических навыков обучающихся 8-х классов посредством индуктивного метода являлось дополнение и актуализация традиционных способ подачи грамматического материала в современной школе. Специфика разработанных алгоритмов формирования грамматических навыков обучающихся 8-х классов посредством применения индуктивного метода заключается в следующем:
1. Преобладание исследовательского характера обучения:
- Обучающиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно наблюдают, анализируют и выводят грамматические правила.
- Данный подход развивает познавательную активность, критическое мышление и языковую догадку учащихся.
2. Опора на аутентичные контексты:
- Предъявление грамматического явления происходит в реалистичных ситуациях и текстах.
3. Ориентация на практическое применение:
- Большое внимание уделяется тренировке в использовании грамматических структур в различных речевых ситуациях, что способствует переходу грамматических умений в автоматизированные навыки.
4. Учёт возрастных особенностей обучающихся:
- Алгоритм построен с учетом познавательных возможностей и интересов 8-классников.
- Используются проблемные задания, элементы игры, коллективные формы работы, стимулирующие познавательную активность.
5. Комплексный подход к формированию грамматических навыков:
- Алгоритм интегрирует различные виды речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо), что способствует целостному форматированию грамматических навыков обучающихся.
6. На констатирующем уместно этапе дебаты педагогического эксперимента области выяснено задание реальное состояние изучением сформированности грамматических навыков дискурсивная обучающихся 8-х классов. По выступление результатам термин диагностирования установлено, что успешной высокий решении уровень сформированности грамматических навыков был у меньшего процесс количества обучающихся 8-х хотят классов. данный Формирующий этап распределяя эксперимента, дискурсивной направленный на внедрение алгоритмов формирования грамматических навыков посредством индуктивного метода в лауреат экспериментальной группе, владеть позволил общего увеличить уровень сформированности грамматических навыков целесообразно обучающихся, решить высказывания проблему ориентирован отсутствия мотивации, а санжина также уменьшить выполнении психологическое понимания давление, вызванное федеральный страхом грамматических таблиц. На контрольном подготовки этапе взаимодействие эксперимента выявлен внешним рост попытка уровня сформированности грамматических навыков обучающихся изложенное экспериментальной поведения группы, в сравнении с возникновения результатами годник контрольной группы. обучающимися Обобщение ценностное результатов формирования грамматических навыков овладения обучающихся 8-х типология классов экспериментальной и мысли контрольной термина групп подтвердила дает гипотезу о формировании грамматических навыков обучающихся и условиях поэтапного внедрения индуктивного метода, а также учета индивидуально-педагогических и возрастных особенностей обучающихся основной общей школы. Анализ ожегов данных, неправильного полученных в результате грамматических владеть срезов, выявить свидетельствует, что использование алгоритмов ведения уроков грамматики индуктивно общая значительно повысило задачами уровень мария сформированности иноязычной результате коммуникативной определяется компетенции обучающихся ширяева среднего подросткам школьного возраста. Данный подход развивает познавательную активность, критическое мышление и языковую догадку учащихся.
Опираясь на благодаря результаты высокий опытно-экспериментальной работы, научного можно утверждать о релевантности вопросу использования индуктивного метода при формировании грамматических навыков. При внедрении алгоритмов формирования грамматических навыков посредством индуктивного метода в педагогическую практику педагогу необходимо учесть следующие практические рекомендации по их применению.
В работе с грамматикой индуктивно необходимо:
Перед введением нового грамматического материала:
1. Составить входное тестирование или подобрать из уже готовых материалов тесты, которые позволять оценить уровень готовности обучающихся к введению нового материала.
2. Подобрать аудиоматериалы и тексты, которые будут содержать в себе всевозможные проявления нового грамматического явления. Презентационный материал может быть доработан или переработан педагогом в зависимости от его содержания.
3. Выбрать алгоритм работы в соответствии с: результатами проведения входного тестирования; психолого-возрастными особенностями языковой группы; интересами обучающихся.
4. Подобрать репродуктивные и продуктивные задания и упражнения для введения, отработки и закрепления нового грамматического материала.
На этапе введения и отработки нового грамматического материала:
1. Обеспечивать преобладание исследовательского характера обучения на уроке;
2. Способствовать развитию познавательной активности, критического мышления и языковой догадки обучающихся;
3. Предлагать обучающимся разнообразные типы упражнений и заданий для удержания их внимания и стимулирования интереса к изучению иностранного языка;
4.Задействовать потенциал современных информационных технологий для организации работы обучающихся в интерактивном формате;
5. Осуществлять комплексный подход к формированию грамматических навыков (интегрировать различные виды речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо)).
На этапе речевой практики и закрепления:
1. Организовывать уроки по закреплению изученного материала посредством выведения его в речевую практику;
2. Завершать изучение новой грамматической темы посредством проведения рефлексии;
3. Оценивать качество усвоенных знаний обучающимися посредством проведения контрольной работы, включающей в себя: задания на выбор одного или нескольких правильных ответов; задания в открытой форме или на дополнение предложенного предложения; задания на поиск соответствия или установления правильной последовательности.
Предложенные алгоритмы являются универсальными и могут быть применены для изучения любой грамматический темы.
При учете данных рекомендации внедрение данных алгоритмов в педагогическую практику будет более успешным, а результаты проведения итогового тестирования высокими.
Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в общеобразовательной школе дали возможность проследить динамику уровня сформированности грамматических навыков обучающихся 8-х классов благодаря применению индуктивного метода в процессе обучения. Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты.
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Английский язык. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз. / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. – 8-е изд. – М.: Express Publishing : Просвещение, 2020. – 208 с.
3. Английский язык. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В Эванс. – М.: Express Publishing : Просвещение, 2012. – 216 с.
4. Байкова Е.С. Социализация подростков / Е.С. Байкова // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 76-2. – С. 112-113.
5. Бим И.Л. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1991. – 357 с.
6. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий / А. Б. Альмуханова и др. – М.: ЭКСМО, 2012. – 542 с.
7. Большой психологический словарь / [под ред. Б.Г. Мещерякова]. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 811 с.
8. Вальцева Ю.В. Дифференцированный подход в обучении иностранному языку // Проблемы педагогики. – 2023. – №1. – С. 150-154.
9. Ведель, Г. Е. Заметки по истории методов обучения иностранным языкам / Г.Е. Ведель. – Воронеж: Воронеж.ун-та, 2020. – С. 4-10.
10. Витлин, Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в ХХ веке / Ж.Л. Витлин // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 2. – С. 23-61.
11. Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2021. – 221 с.
12. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. – М.: Высшая школа, 1982. – 373 с.
13. Гез, Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Гез, Г.М. Фролова. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – С. 22-30.
14. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов – М.: Педагогическое общество России, 1972. – 423 с.
15. Дьюи Д. Как мы думаем. How we think / Дьюи Д; пер. с англ. Н.М. Никольского; под ред. Н.Д. Виноградова. – М.: Лабиринт,1997. – 192 с.
16. Зайцева И. В. История методики обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной лингводидактике: учебно-методическое пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. – 2021. – 129 с.
17. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2019. – 222 с.
18. Иванова И.П. Теоретическая грамматика современного английского языка [Текст]: учебник / И.П. Иванова, В.В. Бурлакова, Г.Г. Почепцов – М.: Высш. шк., 1981. – 285с.
19. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [под ред. З. И. Васильева и др.]. – 6-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011. – 428 с.
20. Калинкина Е.М. Учет динамики когнитивной сложности у подростков при построении образовательного процесса / Е.М. Калинкина, Т.А. Поярова, А.В. Яблокова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №73-2. – С. 328-331.
21. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесников, О.А. Долгина. – СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ: Cambridge University Press, 2001. – 320 с.
22. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т 1 / Я. А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – 656 с.
23. Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни [Текст] / Пер. с латин. Ю. Н. Дрейзина ; Под ред. и со вступ. статьей [с. 3-22] проф. А. А. Красновского. – 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1957. – 351 с.
24. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. – М.: RUGRAM, 2016. – 320 с.
25. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: ЭКСМО, 2022. – 80 с.
26. Копрева Л.Г. Проблема формирования грамматических навыков английского языка // Общество: социология, психология, педагогика. – 2023. –№6. – С.140-152.
27. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 2020. – 79 с.
28. Лебедева Л.Н. Психологические подросткового возраста // Теория и практика современной науки. – 2022. – №3 (3). – С.207-213.
29. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – СПб.: Речь, 2019. – 256 с.
30. Локк, Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. / Дж. Локк. – М.: Мысль, 1988. – С.556-575.
31. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 2019. – 240 с.
32. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность [Текст]: коллективная монография / [под ред. А. А. Миролюбова]. Обнинск: Титул, 2020. – 462 с.
33. Методика преподавания иностранных языков: общий курс [учеб. пособие] /под ред. А.Н. Шамова. – М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток-Запад, 2008. – 253 с.
34. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.». – М.: Просвещение, 2019. – 224 с.
35. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни [Текст] / Пер. с латин. Ю. Н. Дрейзина ; Под ред. и со вступ. статьей [с. 3-22] проф. А. А. Красновского. – 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 2023. – 351 с.
36. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / А.А. Миролюбов. – Обнинск: Титул, 2020. – 464 с.
37. Мясников А.А. Формирование грамматических навыков в контексте коммуникативного обучения // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2020. – №4 (64). – С.39-44.
38. Николаева С.Ю. Уровни владения иноязычной речью / С.Ю.Николаева, О.М. Шерстюк // Иностранные языки. – 2019. – №2. – C. 69-72.
39. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 дек. 2022 г. № 273-ФЗ (в последней редакции) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2021. – 460 с.
41. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX вв. / под ред. И. В. Рахманова. – М.: Педагогика, 2020. – С. 103-106, 110-112.
42. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
43. Пассов Е.И. Теория методики: принципы иноязычного образования / Е.И. Пассов. – Липецк: БИ, 2021. – 603 с.
44. Педагогика наших дней: Сборник / сост. и авт. предисл. В. П. Бедерханова. – Краснодар: Кн. изд-во, 2021. – 414 с.;
45. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие 4-е изд./ под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2019. – 592 с.
46. Примерная образовательная программа основного общего образования. – 2022. – №6/22 [Электронный ресурс]. - URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-2 (дата обращения: 03.06.2024).
47. Психология подростка: полное руководство / [под ред. А.А. Реана]. СПб.: Прайм-Еврознак, 2019. – 480 с.
48. Раушенбах, В. Э. Краткий обзор основных методов преподавания иностранных языков с I по XX век / В.Э. Раушенбах. – М.: 1971. – С. 19-22.
49. Реан А.А. Психология детства / А.А. Реан – СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368 с.
50. Решетников В.И. Формирование у школьников приемов умственной деятельности как один из путей успешного обучения: метод. рекомендации в помощь учителю. – Владимир: БИ, 1974. – 42 с.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – 2 изд. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
52. Рязанова Е.А. Формирование грамматических навыков речи в целях обучения иностранному языку в языковом вузе // Вестник ТГУ. – 2022. – №9 (113). – С.153-156.
53. Салева Х. С. Социальная среда как фактор влияния на развитие подростка / Х. С. Салева, З. А. Арскиева // Наука в современном мире: взгляд молодых ученых : Материалы VIII Международной научно-практической конференции (Грозный, 27–28 мая 2022 г.). – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2022. – С. 478-484.
54. Сатыбалдиев М.М., Турдубекова Э.Т. Роль возрастных особенностей в формировании личности учащихся / М.М. Сатыбалдиев, Э.Т. Турдубекова // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2022. – №17-2. – С. 561.
55. Северинова Е.Ю. Формирование понятий «навык» и «умение» у будущих учителей иностранного языка (психологический аспект) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2023. – Т. 22, №53. – С.145-156.
56. Словарь иностранных слов. – 18-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1989. – 620 с.
57. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
58. Ткачева М. Возрастная психология: конспект лекций / М. Ткачева, М. Хилько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 200 с.
59. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. – М.: Педагогика, 2020. – 188 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo (дата обращения: 21.03.2024).
61. Федеральный государственный стандарт // Глоссарий [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313 (дата обращения: 18.10.2023).
62. Фридман Л.М. Психология детей и требований подростков [Текст]: справ. для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. – М.: Ин-та психотерапии, 2019. – 480 с.
63. Фролов Ю.И. Психология подростка: хрестоматия. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 526 с.
64. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: учебное пособие / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 2022. – 319 с.
65. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр.яз.» – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.
66. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 2019. – 448 с.
67. Harold E. Palmer Colloquial English / Harold E. Palmer. – 1 ed. – Cambridge: Cambridge, 2021. – 136 p.
68. L.A. Hill, Stories for reproduction / L.A. Hill – 2 ed. – Oxford: OXFORD, UNIVERSITY PRESS, 2019. – 122 p.
69. Thornbury S. How to teach grammar / Thornbury S. – Harlow: Pearson Education Limited, 2004. – 189 p.
70. Tim Falla, Solutions Intermediate / Tim Falla, Paul a Davies – 3rd ed. – Oxford: OXFORD UNIVERSITY PRESS, 2023. – 200 р.