Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА КИТАЯ ПУ И (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА Б. БЕРТОЛУЧЧИ «ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРАТОР»)

Работа №155979

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

перевод и переводоведение

Объем работы53
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятия «речевой портрет» и «языковая личность» в лингвистике и в лингвоперсонологии в частности, и их соотношение 6
1.2. Методологии моделирования языковой личности и способы построения ее речевого портрета 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА КИТАЯ ПУ И 23
2.1. Краткий обзор биографии последнего императора Китая Пу И 23
2.2. Ценностный аспект языковой личности Пу И 26
2.3. Познавательный аспект языковой личности Пу И 31
2.4. Поведенческий аспект языковой личности Пу И 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

Двадцатое столетие осталось яркой кроваво красной кляксой в летописи истории человечества. Две мировые войны, бурный научно¬технический прогресс, череда революций и гражданских войн по всему земному шару, повсеместное развитие общественных и культурных институтов - ученым еще только предстоит проанализировать весь накопившейся материал.
Не последнюю роль в событиях ХХ в. сыграли великие исторические личности. В Китае, так же, как и остальной мир, пострадавшем от революций и братоубийственных войн, одной из таких личностей был его последний император - Айсиньгеро Пуи. Роль данного правителя в историческом процессе Китая оценивается как крайне неоднозначная. В самой КНР фигура Пу И обходится стороной исследователями из различных областей. Данная работа ставит одной из своих задач заполнение данного пробела и раскрытие личности последнего китайского императора с точки зрения лингвоперсонологии.
Одним из центральных концептов лингвоперсонологии является «речевой портрет». Данное понятие было введено в отечественную науку М.В. Пановым в 60-х годах ХХ в. и изначально имело отношение к составлению фонетического портрета, при создании которого ученый опирался на такие личностные характеристики, как принадлежность к определенному социальному слою, наличие в речи диалектных особенностей, возраст, профессию и так далее. В дальнейшем, идея фонетического портрета была подхвачена другими исследователями, развившими ее до концепции речевого, или, по-другому, социолингвистического портрета, отражающего, помимо прочего, присущую конкретной личности тактику выбора вариантов речевого поведения в зависимости от ситуации общения.
Актуальность настоящей работы обусловлена недостаточной изученностью личности Айсингеро Пу И в мировой науке и, в частности, в лингвистике, выраженной в малом количестве исследований, посвященных данной персоне. Более того, актуальность выбранной темы также определяется растущим интересом к такой новой отрасли лингвистики, как лингвоперсонология, которая только формируется в качестве самостоятельной лингвистической дисциплины, что порождает немало проблем, связанных с необходимостью дальнейшего изучения накапливаемого эмпирического и теоретического материала.
Цель данного исследования заключается в изучении языковой личности Пу И с помощью составления ее речевого портрета. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение понятия «речевой портрет».
2. Рассмотрение методологических ориентиров создания речевого портрета.
3. Анализ отобранных фрагментов речи с позиции лингвоперсонологии.
4. Представление речевого портрета Пу И в свете освещенных аспектов.
Объектом исследования является речевой портрет языковой личности Пу И, реконструированной в рамках кинотекста, предметом - его речевые особенности.
Материалом исследования послужил историко-биографический художественный фильм «Последний император», объемом в 218 минут.
Теоретическую базу исследования составляют труды таких отечественных ученых, как: Т.В. Жеребило, Е.С. Кубрякова, Г.И. Богин, В.В. Виноградов, Ю.Н. Караулов, Б.А. Зильберт, В.И. Карасик, И.В. Сентенберг, О.Б. Сиротинина, Т.В. Кочеткова, К.Ф. Седов, Е.В. Мадалиева, О.А. Кадилина. Кроме того, использовались работы таких зарубежных ученых, как: L. Weisgerber, T. Kuhn.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретического и языкового материала позволил сделать следующие выводы, полученные в результате последовательного решения поставленных задач.
Антропоцентрическая парадигма современной лингвистики поставила во главу угла человека как творца языковой и речевой деятельности. Интеллект и индивидуальные особенности человека зачастую отражаются в его языке и речи. Именно поэтому, как считают исследователи, говорить о человеке можно только как о личности, воплощенной в языке.
Методика речевого портретирования в современном языкознании уже достаточно хорошо разработана. Но несмотря на то, что в современном языкознании появляется все больше и больше работ, связанных с понятием «речевой портрет», однозначного определения этот феномен не имеет. В качестве рабочего в настоящем исследовании было использовано следующее определение: «речевой портрет - это воплощенная в речи языковая личность».
При анализе языковой личности Пу И мы опирались на методологию В.И. Карасика и провели исследование в ценностном, познавательном и поведенческом аспектах. Аксиологический анализ отразил происходящую с героем в течение его жизненного пути ценностную и морально-этическую эволюцию. Рассмотрение познавательного аспекта языковой личности выявило высокий уровень ее лингвокреативных способностей, что выражается в частном употреблении средств выразительности языка: метафор, гипербол, сравнений, литот и олицетворений. Анализ поведенческого аспекта показал высокий уровень владения Пу И коммуникативными тактиками, смысл использования которых заключается в переубеждении оппонента и имплицитном на него воздействии с целью навязывания желаемых моделей поведения.
По итогам проведенного исследования напрашивается вывод о том, что сделанные в рамках настоящего труда наработки могут найти применение в будущих работах, посвященных реконструкции языковой личности и опирающихся на кинотекст, поскольку в настоящий момент обнаруживается очень малое количество подобных исследований. Еще одна особенность данной работы состоит в проведении анализа личности, принадлежащей другой лингвокультуре и другой исторической эпохе.


1. Алюнина О.Г. Понятие речевого портрета в современных лингвистических исследованиях // Лингвистика и лингводидактика на рубеже веков: теоретические и прикладные аспекты: материалы региональной научно-методической Интернет-конференции, посвященной 10-летию факультета романо-германских языков Ставропольского университета. Ставрополь: изд-во СГУ, 2010. С.106-109.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 310 с.
3. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. д-ра филол. наук: 10.02.19. Л., 1984. 31 с.
4. Богин Г.И. Концепция языковой личности: автореф. дис ... д-ра филол. наук: 10.02.19. Л., 1982. 36 с.
5. Борунов А.Б., Малыгин В.Т. Средства создания речевой портретной характеристики персонажей в творчестве Р.Н. Митры // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. №8. С. 34-37.
6. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. М.: Едиториал УРСС, 2004. 232 с.
7. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.
8. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72.
9. Голев Н.Д. Опыт лингвоперсонологического описания производных текстов (к типологии антропотекстов) // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Часть III: Письменная речь в психолингвистическом, лингводидактическом и орфографическом аспектах: материалы конференции / под ред. Н.Д. Голева. Б.: Изд-во АлтГУ, 2004. С. 58-63.
10. Дзюбенко А.И., Елизарова Ю.С. К вопросу о способах создания речевого портрета персонажа (на примере романа Дж. Линдсея «Дремлющий демон Декстера») // Социосфера. 2014. №18. С. 154-158.
11. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Н.: Пилигрим, 2010. 486 с.
12. Зильберт Б.А. Языковая личность и «новояз» тоталитаризма // Языковая личность и семантика: тезисы докладов научной конференции. Волгоград, 28-30 сентября 1994. № 5. С. 34-42.
13. Кадилина О.А. Сильная/слабая языковая личность: коммуникативно-прагматические характеристики (на материале текстов Д. Карнеги): дис. канд. филол. наук: 10.02.19. К., 2011. 193 с.
14. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М.: изд-во «ВШ», 1990. 151 с.
15. Карасик В.И. Языковая личность и категории языка // Языковая личность: проблемы значения и смысла. В.: Перемена, 1994. С. 25-35....(44)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ