Развитие гибкости у детей 7-8 лет посредством йоги во внеучебной деятельности
|
Введение 3
1. Изучение влияния занятий йогой на организм детей 7-8 лет 6
1.1. Йога как вид двигательной деятельности
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 7-8 лет 12
1.3. Психолого-педагогические особенности детей 7-8 лет 13
2. Организация и методы исследования 16
2.1. Методы исследования 16
2.2. Организация педагогического эксперимента 21
3. Обоснование методики построения занятий по йоге для детей 7-8 лет ... 22
3.1. Оценка эффективности комплексов упражнений с элементами йоги . . 22
3.2. Результаты анкетирования родителей 39
Практические рекомендации 53
Заключение и выводы 56
Список использованных источников 60
1. Изучение влияния занятий йогой на организм детей 7-8 лет 6
1.1. Йога как вид двигательной деятельности
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 7-8 лет 12
1.3. Психолого-педагогические особенности детей 7-8 лет 13
2. Организация и методы исследования 16
2.1. Методы исследования 16
2.2. Организация педагогического эксперимента 21
3. Обоснование методики построения занятий по йоге для детей 7-8 лет ... 22
3.1. Оценка эффективности комплексов упражнений с элементами йоги . . 22
3.2. Результаты анкетирования родителей 39
Практические рекомендации 53
Заключение и выводы 56
Список использованных источников 60
Современный образ жизни, характеризующийся высокой интенсивностью и стрессом, оказывает негативное влияние на здоровье и развитие детей. В условиях современной городской среды, дети все меньше времени проводят на улице, предпочитая активности внутри помещений, такие как компьютерные игры или просмотр телевизора. Это приводит к снижению физической активности, а, следовательно, к ограничению развития двигательных навыков и гибкости у детей.
Среди основных физических качеств принято выделять пять: сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость. Так, в требованиях к предметным результатам согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее - ФГОС НОО) одним из пунктов является умение вести наблюдение за показателями основных физических качеств [42]. Так же наряду с существующими тенденциями, связанными с патриотической составляющей, развитие гибкости важно для выполнения норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - ГТО) [49].
Одним из эффективных способов преодоления этой проблемы является включение йоги во внеурочную деятельность детей. Йога физических и духовных практик, которая помогает укрепить тело, улучшить здоровье и развить гибкость у детей. В последние годы йога стала популярной во всем мире и получила признание как эффективный метод физического и психологического развития.
Специалист в области физической культуры и спорта, основатель советской школы теории физического воспитания - Лев Павлович Матвеев [38,C. 273], подчеркивает роль воспитания гибкости в качестве непременного условия процесса совершенствования качества техники исполнения различных двигательных действий в отдельных спортивных дисциплинах. Юрий Витальевич Верхошанский [14] рассматривает некоторые зависимости, предопределяющие формирование индивидуальных параметров развития физических качеств, включая гибкость, с учетом фактора возраста и гендерных особенностей.
В настоящее время мир спорта молодеет, в связи с чем уровень подготовки спортсменов должен соответствовать, в связи с чем задача, предстоящая перед тренерским составом стоит весьма непростая: разработать такие приемы и пути, при которых ученики легко и с удовольствием осваивали бы новые, сложные элементы гимнастики, а для их освоения и последующего выполнения необходимо развивать гибкость, чем и объясняется актуальность данной темы.
Характер силы эластичной податливости мышечных и соединительных структур тела, задающий предельные значения интенсивности движений частей тела, называется гибкостью, согласно определению Л.П. Матвеева [38, С. 273].
В последние годы набирает популярность направление фитнеса - йога для детей, включающее тренировки, направленные не только на стабилизацию ментального аспекта жизни ребенка, но и на повышение общей функциональности, эластичности и растяжимости связок, укрепление мышечного корсета. Ряд специалистов отмечает ключевую роль упражнений на растяжение мышц и связок во время занятий йогой с детьми [1].
Исследование по развитию гибкости у детей 7-8 лет с помощью йоги во внеучебной деятельности является актуальным и важным. В современном мире дети все больше проводят время перед экранами, что приводит к снижению физической активности и развитию проблем со здоровьем [41]. Гибкость является одним из основных компонентов физической подготовки и имеет важное значение для правильного развития мышц и суставов. Упражнения, являющиеся частью древней практики - йоги, эффективны для комплексного развития таких качеств, как гибкость, чувство баланса и равновесия, к тому же нельзя отрицать положительный эффект на развитие мышечной силы. Таким образом, исследовательская деятельность в рамках выбранной темы позволит выявить эффективность использования йоги во внеучебной деятельности для развития гибкости у детей 7-8 лет и предложить рекомендации для практического применения в образовательных учреждениях.
Объектом исследования: развитие гибкости у детей 7-8 лет во внеучебной деятельности.
Предметом исследования: программа занятий по развитию гибкости у детей 7¬8 лет на основе элементов йоги во внеучебной деятельности.
Цель: обоснование и оценка эффективности программы занятий по развитию гибкости у детей 7-8 лет на основе элементов йоги во внеучебной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать информационные источники, с целью выявления влияние занятий йогой на организм детей 7-8 лет;
2. Разработать программу занятий по развитию гибкости у детей 7-8 лет на основе элементов йоги во внеучебной деятельности;
3. Оценить эффективность программы занятий по йоге для детей 7-8 лет.
Гипотеза: разработанная нами программа по йоге для развития гибкости у детей 7-8лет во внеучебной деятельности, основанная на элементах йоги, будет способствовать эффективному развитию гибкости.
Методы исследования, использованные для решения поставленных задач:
- теоретические методы: анализ научно-методической литературы по выбранной теме;
- практические: педагогический эксперимент;
- метод математической обработки данных.
Среди основных физических качеств принято выделять пять: сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость. Так, в требованиях к предметным результатам согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее - ФГОС НОО) одним из пунктов является умение вести наблюдение за показателями основных физических качеств [42]. Так же наряду с существующими тенденциями, связанными с патриотической составляющей, развитие гибкости важно для выполнения норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - ГТО) [49].
Одним из эффективных способов преодоления этой проблемы является включение йоги во внеурочную деятельность детей. Йога физических и духовных практик, которая помогает укрепить тело, улучшить здоровье и развить гибкость у детей. В последние годы йога стала популярной во всем мире и получила признание как эффективный метод физического и психологического развития.
Специалист в области физической культуры и спорта, основатель советской школы теории физического воспитания - Лев Павлович Матвеев [38,C. 273], подчеркивает роль воспитания гибкости в качестве непременного условия процесса совершенствования качества техники исполнения различных двигательных действий в отдельных спортивных дисциплинах. Юрий Витальевич Верхошанский [14] рассматривает некоторые зависимости, предопределяющие формирование индивидуальных параметров развития физических качеств, включая гибкость, с учетом фактора возраста и гендерных особенностей.
В настоящее время мир спорта молодеет, в связи с чем уровень подготовки спортсменов должен соответствовать, в связи с чем задача, предстоящая перед тренерским составом стоит весьма непростая: разработать такие приемы и пути, при которых ученики легко и с удовольствием осваивали бы новые, сложные элементы гимнастики, а для их освоения и последующего выполнения необходимо развивать гибкость, чем и объясняется актуальность данной темы.
Характер силы эластичной податливости мышечных и соединительных структур тела, задающий предельные значения интенсивности движений частей тела, называется гибкостью, согласно определению Л.П. Матвеева [38, С. 273].
В последние годы набирает популярность направление фитнеса - йога для детей, включающее тренировки, направленные не только на стабилизацию ментального аспекта жизни ребенка, но и на повышение общей функциональности, эластичности и растяжимости связок, укрепление мышечного корсета. Ряд специалистов отмечает ключевую роль упражнений на растяжение мышц и связок во время занятий йогой с детьми [1].
Исследование по развитию гибкости у детей 7-8 лет с помощью йоги во внеучебной деятельности является актуальным и важным. В современном мире дети все больше проводят время перед экранами, что приводит к снижению физической активности и развитию проблем со здоровьем [41]. Гибкость является одним из основных компонентов физической подготовки и имеет важное значение для правильного развития мышц и суставов. Упражнения, являющиеся частью древней практики - йоги, эффективны для комплексного развития таких качеств, как гибкость, чувство баланса и равновесия, к тому же нельзя отрицать положительный эффект на развитие мышечной силы. Таким образом, исследовательская деятельность в рамках выбранной темы позволит выявить эффективность использования йоги во внеучебной деятельности для развития гибкости у детей 7-8 лет и предложить рекомендации для практического применения в образовательных учреждениях.
Объектом исследования: развитие гибкости у детей 7-8 лет во внеучебной деятельности.
Предметом исследования: программа занятий по развитию гибкости у детей 7¬8 лет на основе элементов йоги во внеучебной деятельности.
Цель: обоснование и оценка эффективности программы занятий по развитию гибкости у детей 7-8 лет на основе элементов йоги во внеучебной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать информационные источники, с целью выявления влияние занятий йогой на организм детей 7-8 лет;
2. Разработать программу занятий по развитию гибкости у детей 7-8 лет на основе элементов йоги во внеучебной деятельности;
3. Оценить эффективность программы занятий по йоге для детей 7-8 лет.
Гипотеза: разработанная нами программа по йоге для развития гибкости у детей 7-8лет во внеучебной деятельности, основанная на элементах йоги, будет способствовать эффективному развитию гибкости.
Методы исследования, использованные для решения поставленных задач:
- теоретические методы: анализ научно-методической литературы по выбранной теме;
- практические: педагогический эксперимент;
- метод математической обработки данных.
При выполнении выпускной квалификационной работы, мы ставили перед собой следующую цель: обосновать и оценить эффективность программы занятий по развитию гибкости у детей 7-8 лет на основе элементов йоги во внеучебной деятельности.
Для успешного достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам развития гибкости воспитанников семи-восьми лет посредством элементов йоги.
2. Определить уровень развития гибкости у воспитанников семи-восьми лет.
3. Разработать комплексы упражнений по йоге для детей семи-восьми лет.
4. Разработать практические рекомендации по использованию элементов йоги с целью развития гибкости воспитанников семи-восьми лет.
При решении первой задачи, нами была изучена методическая литература основных авторов по проблеме развития гибкости, таких как Э.Я. Степаненкова, Т.Н. Осокиной, М.М Безруких, В.И. Лях. В основу написания работы легло определение понятия гибкости В. И. Ляха, рассматривающего гибкость как подвижность звеньев опорно-двигательного аппарата и способность выполнять движения с большой амплитудой.
Существуют различные новые технологии и методики развития гибкости, особое место среди которых занимает йога, позволяющая использовать в процессе развития гибкости равнозначность позиций всех участников, формировать у воспитанника симметрию движений. В непосредственно образовательной деятельности элементы йоги возможно применять в любой части занятия, используя различные виды упражнений для развития гибкости.
Решая вторую задачу исследования, мы изучили уровень развития гибкости посредством диагностических тестов, направленных на выявление уровня развития подвижности отдельных звеньев тела и растяжения мышц у воспитанников семи-восьми лет. Проанализировав результаты констатирующего этапа, мы выявили, что у большинства воспитанников уровень развития гибкости находится на низком и среднем уровне.
При решении третьей задачи нашего исследования, нами был подобран и апробирован комплекс упражнений для развития гибкости воспитанников 7-8 лет.
Реализация комплексов производилась на занятиях йогой во внеучебной деятельности. Включение в процесс необычных исходных положений, изменение скорости и темпа движений, использование музыкального сопровождения, изменение ритма движений, способствовали усложнению упражнений и повышению интереса воспитанников к их выполнению.
Контрольный этап опытно практического исследования состоял из повторного проведения тестирования для выявления уровня развития гибкости воспитанников 7-8 лет с помощью аналогичных тестов. Сравнительный анализ результатов показал, что наметился прогресс на улучшение показателей уровня развития гибкости. Количество детей с высоким показателем выросло на 20%, со средним уровнем выросло на 13%, воспитанников с низким показателем уровня развития гибкости уменьшилось на 53%.
Таким образом, по результатам работы видно, что регулярная работа с использованием и упражнений с элементами йоги благотворно влияет на развитие гибкости воспитанников. Так же по формуле Усачева определено влияние именно упражнений йоги на прирост результатов гибкости. Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что нами выявлена достаточная степень влияния упражнений с элементами йоги на развитие гибкости воспитанников 7-8 лет, из этого следует, что цель опытно- практического исследования достигнута, задачи решены.
Внешкольные занятия йогой для детей 7-8 лет являются важным аспектом их воспитания и развития. Однако, чтобы убедиться в эффективности разработанной методики, необходимо провести оценку ее результативности. Оценка эффективности поможет выявить позитивные изменения, происходящие у детей после занятий йогой, а также определить, какие аспекты методики следует усовершенствовать [10].
3.2.2 Методы оценки эффективности
Для оценки эффективности разработанной методики построения занятий по йоге для детей 7-8 лет было решено использовать комбинированный подход, включающий в себя следующие методы:
1. Анкетирование. Для получения обратной связи от детей и их родителей была разработана анкета, в которой содержатся вопросы о впечатлении, о замеченном эффекте йоги на физическое и психическое состояние детей, а также о степени удовлетворенности методикой и желании продолжать занятия [24].
2. Тестирование. Для оценки физического развития детей были проведены тесты, позволяющие оценить конкретные результаты, полученные благодаря занятиям йогой, и сравнить их с первоначальными - входными результатами.
Занятия йогой способствуют улучшению физического и эмоционального состояния детей, развитию их гибкости, силы и координации движений.
Однако, необходимо отметить, что оценка проводилась на небольшой выборке детей, и для получения более точных результатов требуется проведение более масштабного исследования. Также стоит учитывать, что эффективность использования комплексов может зависеть от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В целом, результаты оценки эффективности подтверждают необходимость включения занятий йогой во внешкольную деятельность детей 7-8 лет. Разработанные комплексы являются эффективным инструментом для развития гибкости у детей и способствует их всестороннему развитию.
В заключение можно сказать, что занятия йогой во внеучебной деятельности могут оказать значительное положительное влияние на развитие гибкости у детей 7-8 лет. Исследование показало, что регулярные занятия йогой способствуют улучшению физической формы, развитию координации движений и силы у детей данного возраста. Кроме того, йога помогает детям справляться с эмоциональным напряжением и стрессом, улучшает их психологическое состояние и способствует развитию самодисциплины и концентрации.
Таким образом, внедрение занятий по йоге во внеурочную деятельность для детей 7-8 лет является эффективным и полезным инструментом для их развития. Данные комплексы позволяют не только развивать гибкость и физическую форму, но и способствует развитию психологических и эмоциональных навыков у детей. Поэтому, рекомендуется включать занятия йогой в программу внеучебной деятельности для детей данного возраста, чтобы обеспечить их полноценное физическое и психологическое развитие.
Для успешного достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам развития гибкости воспитанников семи-восьми лет посредством элементов йоги.
2. Определить уровень развития гибкости у воспитанников семи-восьми лет.
3. Разработать комплексы упражнений по йоге для детей семи-восьми лет.
4. Разработать практические рекомендации по использованию элементов йоги с целью развития гибкости воспитанников семи-восьми лет.
При решении первой задачи, нами была изучена методическая литература основных авторов по проблеме развития гибкости, таких как Э.Я. Степаненкова, Т.Н. Осокиной, М.М Безруких, В.И. Лях. В основу написания работы легло определение понятия гибкости В. И. Ляха, рассматривающего гибкость как подвижность звеньев опорно-двигательного аппарата и способность выполнять движения с большой амплитудой.
Существуют различные новые технологии и методики развития гибкости, особое место среди которых занимает йога, позволяющая использовать в процессе развития гибкости равнозначность позиций всех участников, формировать у воспитанника симметрию движений. В непосредственно образовательной деятельности элементы йоги возможно применять в любой части занятия, используя различные виды упражнений для развития гибкости.
Решая вторую задачу исследования, мы изучили уровень развития гибкости посредством диагностических тестов, направленных на выявление уровня развития подвижности отдельных звеньев тела и растяжения мышц у воспитанников семи-восьми лет. Проанализировав результаты констатирующего этапа, мы выявили, что у большинства воспитанников уровень развития гибкости находится на низком и среднем уровне.
При решении третьей задачи нашего исследования, нами был подобран и апробирован комплекс упражнений для развития гибкости воспитанников 7-8 лет.
Реализация комплексов производилась на занятиях йогой во внеучебной деятельности. Включение в процесс необычных исходных положений, изменение скорости и темпа движений, использование музыкального сопровождения, изменение ритма движений, способствовали усложнению упражнений и повышению интереса воспитанников к их выполнению.
Контрольный этап опытно практического исследования состоял из повторного проведения тестирования для выявления уровня развития гибкости воспитанников 7-8 лет с помощью аналогичных тестов. Сравнительный анализ результатов показал, что наметился прогресс на улучшение показателей уровня развития гибкости. Количество детей с высоким показателем выросло на 20%, со средним уровнем выросло на 13%, воспитанников с низким показателем уровня развития гибкости уменьшилось на 53%.
Таким образом, по результатам работы видно, что регулярная работа с использованием и упражнений с элементами йоги благотворно влияет на развитие гибкости воспитанников. Так же по формуле Усачева определено влияние именно упражнений йоги на прирост результатов гибкости. Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что нами выявлена достаточная степень влияния упражнений с элементами йоги на развитие гибкости воспитанников 7-8 лет, из этого следует, что цель опытно- практического исследования достигнута, задачи решены.
Внешкольные занятия йогой для детей 7-8 лет являются важным аспектом их воспитания и развития. Однако, чтобы убедиться в эффективности разработанной методики, необходимо провести оценку ее результативности. Оценка эффективности поможет выявить позитивные изменения, происходящие у детей после занятий йогой, а также определить, какие аспекты методики следует усовершенствовать [10].
3.2.2 Методы оценки эффективности
Для оценки эффективности разработанной методики построения занятий по йоге для детей 7-8 лет было решено использовать комбинированный подход, включающий в себя следующие методы:
1. Анкетирование. Для получения обратной связи от детей и их родителей была разработана анкета, в которой содержатся вопросы о впечатлении, о замеченном эффекте йоги на физическое и психическое состояние детей, а также о степени удовлетворенности методикой и желании продолжать занятия [24].
2. Тестирование. Для оценки физического развития детей были проведены тесты, позволяющие оценить конкретные результаты, полученные благодаря занятиям йогой, и сравнить их с первоначальными - входными результатами.
Занятия йогой способствуют улучшению физического и эмоционального состояния детей, развитию их гибкости, силы и координации движений.
Однако, необходимо отметить, что оценка проводилась на небольшой выборке детей, и для получения более точных результатов требуется проведение более масштабного исследования. Также стоит учитывать, что эффективность использования комплексов может зависеть от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В целом, результаты оценки эффективности подтверждают необходимость включения занятий йогой во внешкольную деятельность детей 7-8 лет. Разработанные комплексы являются эффективным инструментом для развития гибкости у детей и способствует их всестороннему развитию.
В заключение можно сказать, что занятия йогой во внеучебной деятельности могут оказать значительное положительное влияние на развитие гибкости у детей 7-8 лет. Исследование показало, что регулярные занятия йогой способствуют улучшению физической формы, развитию координации движений и силы у детей данного возраста. Кроме того, йога помогает детям справляться с эмоциональным напряжением и стрессом, улучшает их психологическое состояние и способствует развитию самодисциплины и концентрации.
Таким образом, внедрение занятий по йоге во внеурочную деятельность для детей 7-8 лет является эффективным и полезным инструментом для их развития. Данные комплексы позволяют не только развивать гибкость и физическую форму, но и способствует развитию психологических и эмоциональных навыков у детей. Поэтому, рекомендуется включать занятия йогой в программу внеучебной деятельности для детей данного возраста, чтобы обеспечить их полноценное физическое и психологическое развитие.



