Введение 3
1. Изучение влияния занятий йогой на организм детей 7-8 лет 6
1.1. Йога как вид двигательной деятельности
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 7-8 лет 12
1.3. Психолого-педагогические особенности детей 7-8 лет 13
2. Организация и методы исследования 16
2.1. Методы исследования 16
2.2. Организация педагогического эксперимента 21
3. Обоснование методики построения занятий по йоге для детей 7-8 лет ... 22
3.1. Оценка эффективности комплексов упражнений с элементами йоги . . 22
3.2. Результаты анкетирования родителей 39
Практические рекомендации 53
Заключение и выводы 56
Список использованных источников 60
Современный образ жизни, характеризующийся высокой интенсивностью и стрессом, оказывает негативное влияние на здоровье и развитие детей. В условиях современной городской среды, дети все меньше времени проводят на улице, предпочитая активности внутри помещений, такие как компьютерные игры или просмотр телевизора. Это приводит к снижению физической активности, а, следовательно, к ограничению развития двигательных навыков и гибкости у детей.
Среди основных физических качеств принято выделять пять: сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость. Так, в требованиях к предметным результатам согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее - ФГОС НОО) одним из пунктов является умение вести наблюдение за показателями основных физических качеств [42]. Так же наряду с существующими тенденциями, связанными с патриотической составляющей, развитие гибкости важно для выполнения норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - ГТО) [49].
Одним из эффективных способов преодоления этой проблемы является включение йоги во внеурочную деятельность детей. Йога физических и духовных практик, которая помогает укрепить тело, улучшить здоровье и развить гибкость у детей. В последние годы йога стала популярной во всем мире и получила признание как эффективный метод физического и психологического развития.
Специалист в области физической культуры и спорта, основатель советской школы теории физического воспитания - Лев Павлович Матвеев [38,C. 273], подчеркивает роль воспитания гибкости в качестве непременного условия процесса совершенствования качества техники исполнения различных двигательных действий в отдельных спортивных дисциплинах. Юрий Витальевич Верхошанский [14] рассматривает некоторые зависимости, предопределяющие формирование индивидуальных параметров развития физических качеств, включая гибкость, с учетом фактора возраста и гендерных особенностей.
В настоящее время мир спорта молодеет, в связи с чем уровень подготовки спортсменов должен соответствовать, в связи с чем задача, предстоящая перед тренерским составом стоит весьма непростая: разработать такие приемы и пути, при которых ученики легко и с удовольствием осваивали бы новые, сложные элементы гимнастики, а для их освоения и последующего выполнения необходимо развивать гибкость, чем и объясняется актуальность данной темы.
Характер силы эластичной податливости мышечных и соединительных структур тела, задающий предельные значения интенсивности движений частей тела, называется гибкостью, согласно определению Л.П. Матвеева [38, С. 273].
В последние годы набирает популярность направление фитнеса - йога для детей, включающее тренировки, направленные не только на стабилизацию ментального аспекта жизни ребенка, но и на повышение общей функциональности, эластичности и растяжимости связок, укрепление мышечного корсета. Ряд специалистов отмечает ключевую роль упражнений на растяжение мышц и связок во время занятий йогой с детьми [1].
Исследование по развитию гибкости у детей 7-8 лет с помощью йоги во внеучебной деятельности является актуальным и важным. В современном мире дети все больше проводят время перед экранами, что приводит к снижению физической активности и развитию проблем со здоровьем [41]. Гибкость является одним из основных компонентов физической подготовки и имеет важное значение для правильного развития мышц и суставов. Упражнения, являющиеся частью древней практики - йоги, эффективны для комплексного развития таких качеств, как гибкость, чувство баланса и равновесия, к тому же нельзя отрицать положительный эффект на развитие мышечной силы. Таким образом, исследовательская деятельность в рамках выбранной темы позволит выявить эффективность использования йоги во внеучебной деятельности для развития гибкости у детей 7-8 лет и предложить рекомендации для практического применения в образовательных учреждениях.
Объектом исследования: развитие гибкости у детей 7-8 лет во внеучебной деятельности.
Предметом исследования: программа занятий по развитию гибкости у детей 7¬8 лет на основе элементов йоги во внеучебной деятельности.
Цель: обоснование и оценка эффективности программы занятий по развитию гибкости у детей 7-8 лет на основе элементов йоги во внеучебной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать информационные источники, с целью выявления влияние занятий йогой на организм детей 7-8 лет;
2. Разработать программу занятий по развитию гибкости у детей 7-8 лет на основе элементов йоги во внеучебной деятельности;
3. Оценить эффективность программы занятий по йоге для детей 7-8 лет.
Гипотеза: разработанная нами программа по йоге для развития гибкости у детей 7-8лет во внеучебной деятельности, основанная на элементах йоги, будет способствовать эффективному развитию гибкости.
Методы исследования, использованные для решения поставленных задач:
- теоретические методы: анализ научно-методической литературы по выбранной теме;
- практические: педагогический эксперимент;
- метод математической обработки данных.
При выполнении выпускной квалификационной работы, мы ставили перед собой следующую цель: обосновать и оценить эффективность программы занятий по развитию гибкости у детей 7-8 лет на основе элементов йоги во внеучебной деятельности.
Для успешного достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам развития гибкости воспитанников семи-восьми лет посредством элементов йоги.
2. Определить уровень развития гибкости у воспитанников семи-восьми лет.
3. Разработать комплексы упражнений по йоге для детей семи-восьми лет.
4. Разработать практические рекомендации по использованию элементов йоги с целью развития гибкости воспитанников семи-восьми лет.
При решении первой задачи, нами была изучена методическая литература основных авторов по проблеме развития гибкости, таких как Э.Я. Степаненкова, Т.Н. Осокиной, М.М Безруких, В.И. Лях. В основу написания работы легло определение понятия гибкости В. И. Ляха, рассматривающего гибкость как подвижность звеньев опорно-двигательного аппарата и способность выполнять движения с большой амплитудой.
Существуют различные новые технологии и методики развития гибкости, особое место среди которых занимает йога, позволяющая использовать в процессе развития гибкости равнозначность позиций всех участников, формировать у воспитанника симметрию движений. В непосредственно образовательной деятельности элементы йоги возможно применять в любой части занятия, используя различные виды упражнений для развития гибкости.
Решая вторую задачу исследования, мы изучили уровень развития гибкости посредством диагностических тестов, направленных на выявление уровня развития подвижности отдельных звеньев тела и растяжения мышц у воспитанников семи-восьми лет. Проанализировав результаты констатирующего этапа, мы выявили, что у большинства воспитанников уровень развития гибкости находится на низком и среднем уровне.
При решении третьей задачи нашего исследования, нами был подобран и апробирован комплекс упражнений для развития гибкости воспитанников 7-8 лет.
Реализация комплексов производилась на занятиях йогой во внеучебной деятельности. Включение в процесс необычных исходных положений, изменение скорости и темпа движений, использование музыкального сопровождения, изменение ритма движений, способствовали усложнению упражнений и повышению интереса воспитанников к их выполнению.
Контрольный этап опытно практического исследования состоял из повторного проведения тестирования для выявления уровня развития гибкости воспитанников 7-8 лет с помощью аналогичных тестов. Сравнительный анализ результатов показал, что наметился прогресс на улучшение показателей уровня развития гибкости. Количество детей с высоким показателем выросло на 20%, со средним уровнем выросло на 13%, воспитанников с низким показателем уровня развития гибкости уменьшилось на 53%.
Таким образом, по результатам работы видно, что регулярная работа с использованием и упражнений с элементами йоги благотворно влияет на развитие гибкости воспитанников. Так же по формуле Усачева определено влияние именно упражнений йоги на прирост результатов гибкости. Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что нами выявлена достаточная степень влияния упражнений с элементами йоги на развитие гибкости воспитанников 7-8 лет, из этого следует, что цель опытно- практического исследования достигнута, задачи решены.
Внешкольные занятия йогой для детей 7-8 лет являются важным аспектом их воспитания и развития. Однако, чтобы убедиться в эффективности разработанной методики, необходимо провести оценку ее результативности. Оценка эффективности поможет выявить позитивные изменения, происходящие у детей после занятий йогой, а также определить, какие аспекты методики следует усовершенствовать [10].
3.2.2 Методы оценки эффективности
Для оценки эффективности разработанной методики построения занятий по йоге для детей 7-8 лет было решено использовать комбинированный подход, включающий в себя следующие методы:
1. Анкетирование. Для получения обратной связи от детей и их родителей была разработана анкета, в которой содержатся вопросы о впечатлении, о замеченном эффекте йоги на физическое и психическое состояние детей, а также о степени удовлетворенности методикой и желании продолжать занятия [24].
2. Тестирование. Для оценки физического развития детей были проведены тесты, позволяющие оценить конкретные результаты, полученные благодаря занятиям йогой, и сравнить их с первоначальными - входными результатами.
Занятия йогой способствуют улучшению физического и эмоционального состояния детей, развитию их гибкости, силы и координации движений.
Однако, необходимо отметить, что оценка проводилась на небольшой выборке детей, и для получения более точных результатов требуется проведение более масштабного исследования. Также стоит учитывать, что эффективность использования комплексов может зависеть от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В целом, результаты оценки эффективности подтверждают необходимость включения занятий йогой во внешкольную деятельность детей 7-8 лет. Разработанные комплексы являются эффективным инструментом для развития гибкости у детей и способствует их всестороннему развитию.
В заключение можно сказать, что занятия йогой во внеучебной деятельности могут оказать значительное положительное влияние на развитие гибкости у детей 7-8 лет. Исследование показало, что регулярные занятия йогой способствуют улучшению физической формы, развитию координации движений и силы у детей данного возраста. Кроме того, йога помогает детям справляться с эмоциональным напряжением и стрессом, улучшает их психологическое состояние и способствует развитию самодисциплины и концентрации.
Таким образом, внедрение занятий по йоге во внеурочную деятельность для детей 7-8 лет является эффективным и полезным инструментом для их развития. Данные комплексы позволяют не только развивать гибкость и физическую форму, но и способствует развитию психологических и эмоциональных навыков у детей. Поэтому, рекомендуется включать занятия йогой в программу внеучебной деятельности для детей данного возраста, чтобы обеспечить их полноценное физическое и психологическое развитие.
1. Bel Gibbs, Brigitte van der Sande Yoga for Kids Fun and Easy Stretching Exercises for Children Aged Three to Eleven Years. Southwater publishing, 2005.
2. Susannah Hoffman Yoga For Kids: Simple First Steps in Yoga and Mindfulness. Dorling Kindersley Limited, 2018.
3. Алхасов Д. Теория и история физической культуры. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - Litres, 2017. - 217 c.
4. Аникиенко Ж. Г. Повышение эффективности секционных занятий фитнесом в вузе на основе коррекции величины нагрузки с учетом калорийности питания студенток / Ж. Г. Аникиенко, М. М. Шестаков // ЕCАТЮ: Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: материалы X Международной научно-практической конференции. - 2015. - № 3. - С. 99-102.
5. Анищенко А. П. Факторы риска развития нарушений массы тела, и их коррекция методами физической культуры у студентов вузов : дис. - Диссертация на соиск. уч. ст. докт. биол. наук. Москва, 2008. - 207 с.
6. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков / М.В. Антропова. — М.: Медицина, 1982. 336с.
7. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации Возрастная физиология. - Д., 1975. - С.5-67.
8. Бальсевич В.К. Онтокинезиология / В.К Бальсевич. - М.: Изд-во: «Теория и практика физической культуры», 2000.
9. Бальсевич В.К. Проблемы физ. воспитания младших школьников / В.К. Бальсевич // Педагогика. 1983. - № 8. - С. 50-51.
10. Баранов А. А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей Текс. / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 352 с.
11. Белокопытова Ж. А., Дячук А. М. Факторы, определяющие эффективность начальной подготовки в художественной гимнастике // Физическое воспитание студентов. - 2010. - Т. 2. - С. 24-27.
12. Блинков, С. Н. Особенности возрастного развития физических качеств у школьниц 7-17 лет разных типов телосложения / С. Н. Блинков, С.П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 17-19.
13. Бокатов А.И., Сергеев С.А. Детская йога. - АБВ, 2019. - 408 с.
14. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. - Советский спорт, 2021.
15. Виленская, Т. Е. Теория и технология здоровье сбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук/ Т. Е. Виленская. — [Б. м.: б. и.], 2007. — 25 с.
16. Витун Е. В., Витун В. Г. Современные системы физических упражнений, рекомендованные для студентов: учебное пособие. - 2017. URL: http://elib.osu.ru/handle/123456789/13490(дата обращения: 20.04.2024).
17. Воловая Т. А. Оздоровительно-профилактическая направленность
занятий хатха-йогой при формировании осанки детей младшего школьного возраста // Челябинск. - 2016. URL:
http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2016/Воловая.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
18. Воронов Д. И. Социально-психологические детерминанты
компьютерной зависимости и ее профилактика средствами физической рекреации и психокоррекции // ДИ Воронов-Режим доступа: https:/docviewer. yandex. ru/view/773988732 (02.05. 2021). - 2016. URL:
http://lesgaft.spb.rU/sites/default/files/dissertation/diss/dissertaciya_voronova_d.i. pdf (дата обращения: 20.04.2024).
19. Галеева М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена / М.Р.Галеева. - Москва: 2012 . - 56 с.
20. Гусакова Т. А. Применение игрового метода на уроках физической
культуры у младших школьников : дис. - 2023. URL:
http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/18091/2/2023Gusakova.pdf(дата обращения: 20.04.2024).
21. Дубовиков А. М. Физическая культура. URL:
http://old.tolgas.ru/site/upload/Lek_po FK IIh(1).doc (дата обращения 20.04.2024).
22. Еркомайшвили И. В., Жукова О. Л., Серова Н. Б. Пособие практиканта
по физической культуре. - 2004. URL:
https://old.study.urfu.rU/view/aid/15/1/Praktikantu.pdf(дата обращения: 20.04.2024).
23. Заболотний А. Г. и др. Модель формирования здоровья студентов
средствами физической культуры. - 2022. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_49571618_71031472.pdf(дата обращения: 20.04.2024).
24. Зайцева, В. В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / В. В. Зайцева. — М.: [б. и.],
25. Зайцева, В. В. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида Текст. / В. В. Зайцева, В. Д. Сонькин // Физическая культура индивида. — М., 1994. — С. 21.
26. Игнатьева, Т.П. Практическая хатха-йога. / Т.П. Игнатьева. СПб.: Нева, 2003.-127с.
27. Казакевич, Н. В. Ритмическая гимнастика Текст.: метод, пособие / Н. В. Казакевич, Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилёва. — СПб.: Познание, 2001. — 104 с.
28. Кечкин Д. Д. Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста с применением методики «Пилатес». URL:
https://vkr.pspu.ru/uploads/7694/Borodulina_vkr.pdf (дата обращения:
20.04.2024).
29. Кобринский М. Е. и др. Легкая атлетика. - 2005. URL:
http: //el ib. sportedu. by/bitstream/handle/123456789/3390/Легкая атлетика.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 20.04.2024).
30. Кокорина О. Н. «Технология комплексного развития физических
качеств у детей подросткового возраста посредством спортивного туризма в условиях дополнительного образования» : дис. - 2020. URL:
http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/15028/2/2020kokorina.pdf(дата обращения: 20.04.2024).
31. Короткова Е. А. и др. Теория и методика физической культуры. - 2014. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28388970(дата обращения: 20.04.2024).
32. Костенок П. И., Кравцова Л. М. ББК 74.267. 5Я73 М 69. - 2023. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/15474/(дата обращения: 20.04.2024).
33. Левушкин С.П., Блинков С.Н., Косихин В.П. Сравнительный анализ возрастного развития физических качеств школьников 7-17 лет в гендерном аспекте / Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, - №. 1 (203) - 2022. С. 220-224.
34. Левушкин, С.П. Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7-17 лет с разными типами телосложения / С.П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 6. - С. 2-5.
35. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.
36. Лубышева, Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л. И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ. -2001. - № 4. - С. 11-13.
37. Лях В. И. ББК 74.267. 5 Л98. URL: https://storage.yandexcloud.net/prod- file-public/3bae/49a6/a701/c8db0851-3bae-49a6-a701 -clel dcc10554- preview.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
38. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания); учебник для высших учебных заведений физкультурного профиля. - 4- е изд. - М. : Спорт, 2021. - 520 с.
39. Методология йоги: Сб. ст. / под ред. В.В. Антонова. М.: «Саттва», 1993¬416с.
40. Минина Н. В. Теория и методика физической культуры (Физическая
культура детей дошкольного и школьного возраста). - 2018. URL:
https://rep.vsu.by/handle/123456789/14212(дата обращения: 20.04.2024).
41. Носкова Т. Б. Профилактика простудных заболеваний у обучающихся
7-8 лет средствами оздоровительной физической культуры : дис. - 2020. URL: http: //elar.uspu.ru/bitstream/uspu/13751/2/2020noskova.pdf (дата
обращения: 20.04.2024).
42. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020). URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/(дата обращения: 18.04.2024).
43. Пушкарева И. Н. и др. Способы повышения мотивации у обучающихся старших классов к занятиям физической культурой : дис. - 2023. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/18007(дата обращения: 20.04.2024).
44. Сайкина Е. Г. Фитнес в физкультурном образовании детей
дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях // Образование. - 2008. URL: https://herzen-
ffk.my1.ru/_ld/0/65_monogr2.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
45. Сайкина, Е. Г. Применение танцевально-ритмической гимнастики на уроках физической культуры у старшеклассниц Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. Г. Сайкина. — СПб., 1997. — 22 с.
46. Сайкина, Е. Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования Текст.: дис. д-ра пед. наук / Е. Г. Сайкина. — СПб., 2009. — 477 с.
47. Сайкина, Е. Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях Текст.: монография / Е. Г. Сайкина. — СПб.: [б. и.], 2008. — 301 с.
48. Смирнова, Ю. В. Музыкальное сопровождение на уроке физической культуры в школе Текст. / Ю. В. Смирнова, Е. Г. Сайкина, Р. М. Кадыров// Учебно-методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.— 91 с.
49. Солодянников В. А. Методика физической подготовки студенток
высших учебных заведений к выполнению норм комплекса ГТО с использованием средств оздоровительной аэробики. URL:
http://lesgaft.spb.rU/sites/default/files/dissertation/diss/dissertaciya_serova_t.v.pdf(дата обращения: 20.04.2024).
50. Столяров В. И., Фирсин С. А. Методы личностно-ориентированного
комплексного физического воспитания школьников // Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука. - 2017. URL: https://asou-
mo.ru/sveden/files/FV_shkolynikov-kniga_2.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
51. Тимушкин А.В., Храмов Ю. С. Физическая культура и здоровье. URL: http://www.bfsgu.ru/elbibl/direction/posobia/p8/Timushkin_A.V._Fizicheskaya_ kul'tura_i_zdorov'e.doc (дата обращения: 20.04.2024).
52. Усаков, В.И. Программно-методическое обеспечение
оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Омск, 2000. - 87 с.
53. Шенгелия В. Л. Детские фитнесс-клубы как новая форма организации
досуга : дис. - 2017. URL:
http:ZZelar.uspu.ru/bitstream/uspu/6639/1Z16Shengelia2.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
54. Шулакова Т. Организация исследовательской деятельности в школе. Практическое руководство для учителей и родителей. - Litres, 2022. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=9p58DwAAQBAJ&oi=fnd&pg= PT3&ots=EAegePPaG3&sig=neilZhU-XkeX-yJPIxRSvL1bHvs