Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие зрительного восприятия у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения в процессе реализации проекта «Хрусталик»

Работа №155968

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы79
Год сдачи2024
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Хрусталик» 7
1.1 Развитие зрительного восприятия в онтогенезе 7
1.2 Своеобразие развития зрительного восприятия у детей с 10
функциональным расстройством зрения
1.3 Подходы к развитию зрительного восприятия у дошкольников с 12
функциональным расстройством зрения
1.4 Предпроектное исследование и его анализ 24
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Реализация проекта «Хрусталик» 36
2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта 36
2.2 Описание продукта проекта 40
2.3 Апробация и оценка результативности проекта 58
Выводы по главе 2 62
Заключение 64
Список используемых источников 66
Приложения

Многие дошкольники страдают различными зрительными расстройствами. Особое место среди функциональных расстройств зрения, занимают такие патологии, как косоглазие и амблиопия. Более 90% информации из окружающего мира ребенок получает с помощью зрения. Данный процесс, есть не что иное, как процесс зрительного восприятия, обработанный зрительным анализатором и преобразованный в зрительную информацию. На зрительное восприятие влияют такие факторы, как возраст ребенка, умение воспринимать информацию об объектах окружающего его мира.
Актуальность проектной работы. С каждым годом количество детей с отклонениями неуклонно растет. Не исключение дети с функциональным расстройством зрения. Большинство функциональных расстройств зрения может привести к полной слепоте, либо к остаточному зрению, при котором полноценное изучение и взаимодействие с окружающим миром просто невозможно. Перед специалистами, занимающимися изучением данного вопроса, стоит непростая задача в правильном подборе средств и методов для формирования полноценной зрительной системы [12].
Зрительное восприятие связано в той или иной степени со всеми психическими процессами (внимание, память, речь, мышление и т.д.) и имеет большое значение для ребенка в познавательной мотивации и его поведении.
Для дошкольников с функциональным расстройством зрения необходимо выстраивать обучение с использованием специально разработанных наглядных материалов и дидактических игр, так как восприятие предметов и явлений для таких детей недоступно или затруднено.
Восприятие окружающего мира у детей с функциональным расстройством зрения очень ограничено, сужено, неточно, поэтому впечатления детей с патологией обеднены. Они не видят образ полноценно, а зрительное восприятие происходит с искажением формы, цвета и размера.
В своих трудах небезызвестные ученые и специалисты, такие как М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Л.П. Григорьева, Л.И. Плаксина и другие неоднократно писали о необходимости компенсации нарушений зрительного восприятия у детей с функциональным расстройством зрения.
На сегодняшний день необходимо разработать новые средства и методы индивидуализированного обучения, которые позволят адаптировать детей с функциональным расстройством зрения к массовому обучению и будут способствовать достижению результатов обучения, предусмотренных ФГОС и ФАОП. Главная цель - это создание для детей с функциональным расстройством зрения доступной образовательной среды.
Проблема развития зрительного восприятия у детей с функциональным расстройством зрения всегда была острой и сложной. В настоящее время данный вопрос остается актуальным и для его решения требуется четко разработанная коррекционная система, содержащая в себе различные методы, приемы, методики для полноценного осуществления
образовательной деятельности по формированию эталонов цвета, формы, предметности, способов исследования предметов окружающего мира, предметных представлений. Зрительные патологии детей негативно влияют на развитие мыслительных операций (синтез, сравнение, анализ, обобщение и т.п.). Все это негативно сказывается на мотивации детей в будущем [36].
Наша работа посвящена изучению зрительного восприятия у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения.
Цель проектной работы заключается в разработке и реализации содержания проекта по развитию зрительного восприятия у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения, включая календарно-тематическое планирование, дидактический альбом «Зоркие глазки» для коррекционной работы.
Объект проектирования - зрительное восприятие у детей старшего дошкольного возраста с функциональным расстройством зрения.
Предмет проектирования - коррекционная работа по развитию зрительного восприятия у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения.
Для достижения поставленной цели проекта нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности развития зрительного восприятия дошкольников в онтогенезе и детей с функциональным расстройством зрения.
3. Разработать и внедрить проект «Хрусталик», направленный на развитие зрительного восприятия у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения.
4. Реализовать проект по развитию зрительного восприятия у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения.
5. Описать результаты реализации проекта «Хрусталик» по развитию зрительного восприятия.
Решение поставленных задач осуществлялось при помощи следующих методов:
1. теоретические методы исследования - изучение и анализ психолого-педагогической и специальной научно-методической литературы по теме исследования;
2. эмпирические методы исследования - изучение психолого-педагогической и медицинской документации, педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов:
Jконстатирующего. Исследование уровня сформированности зрительного восприятия у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения, с целью формирования группы участников эксперимента;
Jформирующего. Апробация содержания проекта, направленного на развитие зрительного восприятия;
Jконтрольного. Оценка эффективности продукта проекта.
3. статистические методы - количественный и качественный анализ результатов диагностического обследования зрительного восприятия у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения.
Этапы проектной работы
I этап - Предпроектный этап (январь 2024).
Во время предпроектного этапа был проведен теоретический анализ исследований по проблеме психолого-педагогических особенностей старших дошкольников с функциональным расстройством зрения. Изучены методики и методы формирования зрительного восприятия. Подбор заданий для определения уровня сформированности зрительного восприятия старших дошкольников.
II этап - проектный этап (январь-март 2024). Разработка проекта, способствующего формированию исследуемого навыка в условиях образовательного учреждения.
III этап - аналитико-рефлексивный этап (апрель 2024). Проведение итогового обследования у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения. Обобщение и систематизация полученных результатов проектной работы, формирование выводов о проделанной работе.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: данная работа объемом 80 страниц, включает введение, две главы по проблеме исследования, заключение, список используемой литературы, включающий 51 источников, 7 приложений.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности № ХХХ» города Сосновоборска.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для детей с косоглазием и амблиопией характерен низкий уровень оперирования сенсорными эталонами, снижается познавательная деятельность. Все это в дальнейшем приводит к появлению вторичных отклонений в познании окружающего мира, страдает развитие зрительного восприятия. Формирование зрительного восприятия - фундамент для развития взаимодействия ребенка с окружающим миром, который для него ограничен.
При использовании различных методов исследования, можно определить уровень развития цветовосприятия, знаний о форме, величине предметов, скорректировать работу и выстроить ее в системе.
Зная уровень зрительного восприятия каждого ребенка, педагог должен создать условия для его успешного развития. Только при правильно выстроенной систематической коррекционной работе, каждый ребенок сможет познать окружающий мир, полноценно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, стать более уверенным в себе, что позитивно скажется на всех психических процессах.
Работа педагога заключается в четкой и систематичной коррекционной работе, а также в грамотно подобранном дидактическом материале. Продукт нашего проекта, как мы считаем, позволяет осуществлять коррекционную работу, разрабатывать план коррекционной работы на основе полученных данных диагностики.
В ходе работы, нами была изучена и проанализирована литература по проблеме исследования. Мы узнали об особенностях зрительного восприятия дошкольников с функциональным расстройством зрения. Проанализировали методики для оценки уровня зрительного восприятия у дошкольников. Также нами была интегрирована диагностика для обследования, разработан и изготовлен дидактический материал для проведения диагностики уровня зрительного восприятия цвета, формы, величины, которая позволила нам выявить особенности зрительного восприятия у старших дошкольников и выявить направления для коррекционной работы. Полученные данные, позволили нам разработать и внедрить продукт проекта дидактический альбом «Зоркие глазки» для коррекции зрительного восприятия, содержащий в себе 48 дидактических игр, на развитие зрительного восприятия цвета, формы и величины, в соответствии с календарно-тематическим планированием. После внедрения продукта проекта и его апробации была проведенная повторная диагностика, которая показала эффективность и положительную динамику коррекционной работы, что доказывает актуальность нашего проекта и его продукта.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что цель нашей работы достигнута.


1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001.
2. Базарный В. Ф. Зрение у детей: Проблемы развития / Базарный В.Ф. - Новосибирск: Наука.Сиб.отд-ние, 1991. - 140 с. // Новосибирск, 1991.
3. Батурина О. С., Буторина О. Г., Климова О. В., Уткина Н.В., Фролова О. В. Формирование ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения на основе комплексного подхода: Учебно-методическое пособие/ авт.-сост. // СПб., 2014.
4. Безруких М.М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет. Руководство по тестированию и обработке результатов // Приложение к газете «Первое сентября». № 25. 1999.
5. Бельмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З., Кручинин В.А., Мастюкова Р.Д., Новичкова И.В., Плаксина Л.И., Подколзина Е.Н., Сековец Л.С., Сермеев Б.В., Тупоногов Б.К. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений !Увида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 173 с.
6. Быкова М.В., Готовая И.В., Проглядова Г.А. Формирование познавательной мотивации у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. - 164 с.
7. Венгер Л.А., Восприятие и обучение. М., 1969.
8. Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: автореф. докт. дис. М., 1968.
9. В помощь тифлопедагогу ДОУ: учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений
дефектологических факультетов / авторы-сост. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. Челябинск: Цецеро, 2010. 187 с.
10. Григорьева Л.П. Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения (методические рекомендации) // Дефектология, 2000.
11. Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей // Дефектология, 2000.
12. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе - М.: Школа-Пресс, 2001. - 96 с.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1985.
14. Дружинина Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией: автореф. дис....канд. пед. наук: 13.00.03. Ин-т корекц. Педагогики РАО. М., 2000. 21 с.
15. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие. М.: Экзамен, 2006. 159 с.
16. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б. Содержание и методика работы
тифлопедагога в ДОУ: Учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения». - Челябинск: «Букватор», 2006. - 113 с.
17. Ермаков В.П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет с сохранным и нарушенным зрением. Диагностика, развитие и тренировка зрения: учеб. пособие / В.П.Ермаков - М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. - 143 с.
18. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: издательство ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
19. Забрамная С.Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого - педагогического обследования детей» авторов С.Д. Замбарной, О.В. Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 32 с.
20. Замашнюк Е.В. Организационно-педагогическое обеспечение зрительной перцептивной готовности к учебной деятельности детей с амблиопией и косоглазием: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03. СПб., 2005. 24 с.
21. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения: методические рекомендации / [Дружинина Л. А. и др.]. - Челябинск: Изд-во Марины Волковой: АЛИМ, 2007. - 119 с.
22. Земцова М.И. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) в дошкольных учреждениях: метод. указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» / сост. М.И. Земцова, Л.И. Плаксина, Л.Ю. Феоктистова. М.: МП СССР, 1978. 21 с.
23. Каплан А.И. Развитие зрительного восприятия при остаточном зрении - теоретические основания и практические методы // Хрестоматия по истории тифлопедагогики: учеб. пособие для студентов пед. ин -тов по спец. № 2111. «Дефектология». М.: Просвещение, 1987.
24. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего
дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. - М.: Школьная пресса, 2004. - 32 с.
25. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М.: Просвещение, 1985.
26. Литвак А.Г., Сорокин В.М., Головина Т.П. Практикум по
тифлопсихологии: Учебное пособие для ст-тов дефектологических
факультетов пед.институтов. - М.: Просвещение, 1989. - 110 с.
27. Никулина. Г. В. Фомичева Л.В., Артюкевич Е.В. Дети с косоглазием и амблиопией: учебное пособие. / Никулина Г.В., Фомичева Л.Ф., Артюкевич Е.В. / Под ред. Г.В. Никулиной. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 86 с.
28. Осипова Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения: Методическое пособие. - Челябинск, 2005.
29. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: РАОИКП, 2003.
30. Плаксина Л.И., Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под редакцией Л.И. Плаксиной. - М., 1995. - 88 с.
31. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие для педагога-дефектолога / Л. И. Плаксина. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 87 с.
32. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: Город, 1998. 262 с.
33. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. ...д-ра психол. наук: 19.00.10 Ин-т коррекционной педагогики Рос. акад. образования. М., 1998. 49 с.
34. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико¬педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. Ин-т коррекционной педагогики РАО. М.: ГороД, 1998. 230 с.
35. Подколзина Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения / Подколзина Е.Н. - Москва: Обруч, 2014. - 72 с.
36. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения- журнал «Дефектология» №2, 2001, стр. 84-88.
37. Подколзина, Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика
дошкольника с нарушением зрения [Текст]: методическое пособие / Подколзина Е. Н. - М.: Обруч, 2014. - 71 с.
38. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
39. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
40. Проглядова Г.А. Современная дошкольная тифлопедагогика: теория и практика: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - 180 с.
41. Слюсарская Ю. В., Ярош. О. Н. Программа комплексной дифференцированной диагностики развития ребенка с нарушением зрения / Ю.В. Слюсарская, О.Н. Ярош. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - 159 с.
42. Солнцева Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики // Актуальные вопросы теории специальной психологии. № 2 (8). 2006.
43. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. - 126 с.
44. Солнцева Л.И., Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения. М.: Налоговый вестник, 2004. 320 с.
45. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебное пособие. М.: АПК и ПРО, 2001.
46. Уфимцева Л.П., Грищенко Т.А. Развитие зрительного восприятия у учащихся с нарушением зрения: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 290 с.
47. Фомичева Л.Ф. Клинико-педагогические основы обучения и
воспитания детей с нарушением зрения: офтальмологические и
гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Ф. Фомичева. - СПб.: КАРО, 2019. - 249 с.
48. Фомичева Л.В. Коррекционно-развивающие программы для дошкольников с нарушенным зрением // Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: методич. пособие / Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга. СПб., 1995. 95 с.
49. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.
50. Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет / авт.- сост. Е.А. Чевычелова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 123 с.
51. Эльконин Д.Б Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред. - сост. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ