Развитие интереса к творчеству у подростков на занятиях в студии «Юный иллюстратор»
|
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ 14
1.1. Сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе . 14
1.2. Особенности развития интереса к творчеству в подростковом возрасте..21
1.3. Способы развития интереса к творчеству у подростков. Иллюстрирование как один из способов развития интереса к творчеству в подростковом возрасте 28
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ 38
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента
по выявлению актуального уровня развития интереса к творчеству у подростков 38
2.2. Организация и реализация программы по иллюстрированию,
направленной на развитие интереса к творчеству у подростков 47
2.3. Измерение и анализ результатов уровня развития интереса к творчеству у
подростков 57
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЬЕ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ 14
1.1. Сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе . 14
1.2. Особенности развития интереса к творчеству в подростковом возрасте..21
1.3. Способы развития интереса к творчеству у подростков. Иллюстрирование как один из способов развития интереса к творчеству в подростковом возрасте 28
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ 38
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента
по выявлению актуального уровня развития интереса к творчеству у подростков 38
2.2. Организация и реализация программы по иллюстрированию,
направленной на развитие интереса к творчеству у подростков 47
2.3. Измерение и анализ результатов уровня развития интереса к творчеству у
подростков 57
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЬЕ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность исследования обусловлена тем, что реализация одного из основополагающих принципов современного образования - принципа личностного подхода - предполагает максимальное развитие творческого потенциала человека, способного наряду со знаниями, умениями, навыками привнести в свое дело креативное начало.
Социально-экономические преобразования в обществе обуславливают необходимость формирования творческой личности, которая способна эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. И как следствие этого процесс обучения предъявляет требования к развитию интереса подростков к творчеству.
Проблема развития интересов подростков является одной из актуальных в современной педагогике, прежде всего в аспекте формирования положительной, социально значимой мотивации учения.
Интерес является важной личностной характеристикой обучающегося и интегральным познавательно-эмоциональным отношением школьника к учению. Он отражает сложные процессы, происходящие в деятельности и ее мотивационной сфере.
Значительный вклад в решение данной проблемы внесли Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Ю.К. Бабанский, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, Г.И. Щукина и др.
Подростковый возраст - это переходный от детства к юности возраст становления личности, время отчуждения от творческой деятельности и от любого проявления активности в целом, что чаще всего бывает вызвано отсутствием интереса. Потеря подростками интереса к творчеству, в том числе и к изобразительному, как факт, отмечается многими учеными, методистами и учителями, однако до сих пор нет единой точки зрения на причины возникновения кризиса и пути его преодоления.
Одной из основных задач современной российской школы является формирование у обучающихся потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. Решение данной задачи невозможно без формирования у каждого учащегося познавательных мотивов обучения, познавательного интереса, постоянного стремления углубить свои знания. Именно от этого в будущем будут зависеть успехи подрастающего поколения.
Существенную роль в развитии интереса подростков к творчеству играют содержание учебного материала, его связь с практикой, проблемный характер изложения материала, организация поисковой и познавательной деятельности.
Поиск путей и средств повышения уровня развития интереса к творчеству у подростков показывает, что одним из эффективных средств в этом направлении являются занятия по изобразительному искусству, в частности - иллюстрирование.
Наиболее интересной, доступной и востребованной практической деятельностью обучающихся является художественное творчество, которое уже на начальном этапе обучения не только дает широкие возможности для приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям, но и является важнейшим фактором познания объективной реальности и духовно-нравственного становления личности.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили тему нашего исследования: «Развитие интереса к творчеству у подростков на занятиях в студии «Юный иллюстратор».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность программы занятий по иллюстрированию, направленную на развитие интереса к творчеству у подростков.
Объект исследования - процесс развития интереса к творчеству у подростков.
Предмет исследования - возможности программы занятий по иллюстрированию как средство развития интереса к творчеству у подростков.
Гипотеза исследования: программа занятий по иллюстрированию будет способствовать развитию интереса к творчеству у подростков, если содержание заданий будет направлено на:
- развитие теоретических знаний в области изобразительного искусства, развитие положительного отношения к изобразительному искусству, активизацию творческой деятельности;
- занятия будут организованы с учетом подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования;
- подобрать диагностический инструментарий, направленный на выявление уровня интереса у подростков к творчеству;
- разработать программу формирующего эксперимента, способствующую развитию интереса к творчеству у подростков и апробировать ее на практике;
- организовать и провести опытно-экспериментальное исследование;
- проследить динамику изменений уровня интереса к творчеству до и после формирующего эксперимента;
- определить методом математической обработки данных достоверность исследования.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- тестирование;
- анализ продукта деятельности;
- эксперимент;
- методы математической статистики.
База исследования: МБОУ «Шушенская СОШ №1» пгт. Шушенское.
В эксперименте приняли участие 42 человек 7 «А» и 7 «В» класса в возрасте 12-14 лет
Социально-экономические преобразования в обществе обуславливают необходимость формирования творческой личности, которая способна эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. И как следствие этого процесс обучения предъявляет требования к развитию интереса подростков к творчеству.
Проблема развития интересов подростков является одной из актуальных в современной педагогике, прежде всего в аспекте формирования положительной, социально значимой мотивации учения.
Интерес является важной личностной характеристикой обучающегося и интегральным познавательно-эмоциональным отношением школьника к учению. Он отражает сложные процессы, происходящие в деятельности и ее мотивационной сфере.
Значительный вклад в решение данной проблемы внесли Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Ю.К. Бабанский, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, Г.И. Щукина и др.
Подростковый возраст - это переходный от детства к юности возраст становления личности, время отчуждения от творческой деятельности и от любого проявления активности в целом, что чаще всего бывает вызвано отсутствием интереса. Потеря подростками интереса к творчеству, в том числе и к изобразительному, как факт, отмечается многими учеными, методистами и учителями, однако до сих пор нет единой точки зрения на причины возникновения кризиса и пути его преодоления.
Одной из основных задач современной российской школы является формирование у обучающихся потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. Решение данной задачи невозможно без формирования у каждого учащегося познавательных мотивов обучения, познавательного интереса, постоянного стремления углубить свои знания. Именно от этого в будущем будут зависеть успехи подрастающего поколения.
Существенную роль в развитии интереса подростков к творчеству играют содержание учебного материала, его связь с практикой, проблемный характер изложения материала, организация поисковой и познавательной деятельности.
Поиск путей и средств повышения уровня развития интереса к творчеству у подростков показывает, что одним из эффективных средств в этом направлении являются занятия по изобразительному искусству, в частности - иллюстрирование.
Наиболее интересной, доступной и востребованной практической деятельностью обучающихся является художественное творчество, которое уже на начальном этапе обучения не только дает широкие возможности для приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям, но и является важнейшим фактором познания объективной реальности и духовно-нравственного становления личности.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили тему нашего исследования: «Развитие интереса к творчеству у подростков на занятиях в студии «Юный иллюстратор».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность программы занятий по иллюстрированию, направленную на развитие интереса к творчеству у подростков.
Объект исследования - процесс развития интереса к творчеству у подростков.
Предмет исследования - возможности программы занятий по иллюстрированию как средство развития интереса к творчеству у подростков.
Гипотеза исследования: программа занятий по иллюстрированию будет способствовать развитию интереса к творчеству у подростков, если содержание заданий будет направлено на:
- развитие теоретических знаний в области изобразительного искусства, развитие положительного отношения к изобразительному искусству, активизацию творческой деятельности;
- занятия будут организованы с учетом подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования;
- подобрать диагностический инструментарий, направленный на выявление уровня интереса у подростков к творчеству;
- разработать программу формирующего эксперимента, способствующую развитию интереса к творчеству у подростков и апробировать ее на практике;
- организовать и провести опытно-экспериментальное исследование;
- проследить динамику изменений уровня интереса к творчеству до и после формирующего эксперимента;
- определить методом математической обработки данных достоверность исследования.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- тестирование;
- анализ продукта деятельности;
- эксперимент;
- методы математической статистики.
База исследования: МБОУ «Шушенская СОШ №1» пгт. Шушенское.
В эксперименте приняли участие 42 человек 7 «А» и 7 «В» класса в возрасте 12-14 лет
Выбор проблемы исследования обусловлен тем, что реализация одного из основополагающих принципов современного образования - принципа личностного подхода - предполагает максимальное развитие творческого потенциала человека, способного наряду со знаниями, умениями, навыками привнести в свое дело креативное начало.
В результате теоретической работы был проведен анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, мы выявили, что интерес - это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Познавательный интерес - это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и самостоятельность, желание познавать предметы и явления окружающего мира. Необходимым условием осуществления которого является положительный эмоциональный фоне.
Определили характерные особенности интереса подростков к творчеству. В подростковом возрасте интересы многообразны и различаются как по своей направленности, так и по уровню развития. Интересы многих подростков неустойчивы, часто носят ситуативный характер. Движущей силой развития интересов подростков является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение обучающихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов творческой деятельности.
В работе обозначены различные способы развития интереса к творчеству: обогащение окружающей среды ребенка разнообразными, новыми для него стимулами с целью развития его любознательности; использование в процессе учебной деятельности ситуаций успеха; появление во время учебного процесса занимательных ситуаций; использование технологий проблемного обучения; применение метода создания ситуации познавательного спора; коллективная деятельность; разнообразие используемых материалов, использование занятий по иллюстрированию.
На этапе констатирующего эксперимента нами была проведена опытно-экспериментальная работа, определены критерии и уровни развития интереса, подобраны диагностические материалы, направленные на выявление уровня развития интереса к творчеству у подростков МБОУ «Шушенская СОШ №1», в возрасте 12-14 лет.
Диагностика показала, что у большинства обучающихся средний и низкий уровни развития интереса к творчеству, что свидетельствовало о необходимости дополнительной работы с данными подростками над развитием интереса к творчеству. На этой основе была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, состоящая из заданий, направленных на развитие интереса. Срок реализации программы формирующего эксперимента - 3 месяца. Недельная нагрузка - 1 учебный час (45 минут) в неделю. Программа выстроена в порядке усложнения заданий. Вначале разработанной нами программы мы предлагаем ознакомить обучающихся с основными понятиями, с историей иллюстраций, видами и техникой их выполнения. После этого предполагается выполнение эскизов. После отбора графических эскизов выполняются эскизы в цвете, любым материалом. Далее программа подразумевает выполнение работы в формате и в материале. Затем обучающиеся свои индивидуальные произведения объединяют в коллективную работу. Положительная тенденция проявлялась уже в процессе проведения занятий. Подростки были эмоционально положительно настроены, повысился уровень знаний и умение оперировать ими, они проявляли активность и заинтересованность в практической деятельности.
Статистическая обработка данных в экспериментальной группе показала существование достоверного различия между результатами констатирующего и контрольного экспериментов на уровне 90% вероятности.
Анализ полученных результатов позволил определить, что апробация программы, направленной на развитие интереса к творчеству у подростков, оказалась эффективной.
Полученные результаты исследования дают основания утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута. Данное исследование имеет практическую и теоретическую значимость, результаты могут применяться в практике общеобразовательных школ.
В результате теоретической работы был проведен анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, мы выявили, что интерес - это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Познавательный интерес - это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и самостоятельность, желание познавать предметы и явления окружающего мира. Необходимым условием осуществления которого является положительный эмоциональный фоне.
Определили характерные особенности интереса подростков к творчеству. В подростковом возрасте интересы многообразны и различаются как по своей направленности, так и по уровню развития. Интересы многих подростков неустойчивы, часто носят ситуативный характер. Движущей силой развития интересов подростков является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение обучающихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов творческой деятельности.
В работе обозначены различные способы развития интереса к творчеству: обогащение окружающей среды ребенка разнообразными, новыми для него стимулами с целью развития его любознательности; использование в процессе учебной деятельности ситуаций успеха; появление во время учебного процесса занимательных ситуаций; использование технологий проблемного обучения; применение метода создания ситуации познавательного спора; коллективная деятельность; разнообразие используемых материалов, использование занятий по иллюстрированию.
На этапе констатирующего эксперимента нами была проведена опытно-экспериментальная работа, определены критерии и уровни развития интереса, подобраны диагностические материалы, направленные на выявление уровня развития интереса к творчеству у подростков МБОУ «Шушенская СОШ №1», в возрасте 12-14 лет.
Диагностика показала, что у большинства обучающихся средний и низкий уровни развития интереса к творчеству, что свидетельствовало о необходимости дополнительной работы с данными подростками над развитием интереса к творчеству. На этой основе была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, состоящая из заданий, направленных на развитие интереса. Срок реализации программы формирующего эксперимента - 3 месяца. Недельная нагрузка - 1 учебный час (45 минут) в неделю. Программа выстроена в порядке усложнения заданий. Вначале разработанной нами программы мы предлагаем ознакомить обучающихся с основными понятиями, с историей иллюстраций, видами и техникой их выполнения. После этого предполагается выполнение эскизов. После отбора графических эскизов выполняются эскизы в цвете, любым материалом. Далее программа подразумевает выполнение работы в формате и в материале. Затем обучающиеся свои индивидуальные произведения объединяют в коллективную работу. Положительная тенденция проявлялась уже в процессе проведения занятий. Подростки были эмоционально положительно настроены, повысился уровень знаний и умение оперировать ими, они проявляли активность и заинтересованность в практической деятельности.
Статистическая обработка данных в экспериментальной группе показала существование достоверного различия между результатами констатирующего и контрольного экспериментов на уровне 90% вероятности.
Анализ полученных результатов позволил определить, что апробация программы, направленной на развитие интереса к творчеству у подростков, оказалась эффективной.
Полученные результаты исследования дают основания утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута. Данное исследование имеет практическую и теоретическую значимость, результаты могут применяться в практике общеобразовательных школ.



