РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ 14
1.1. Сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе . 14
1.2. Особенности развития интереса к творчеству в подростковом возрасте..21
1.3. Способы развития интереса к творчеству у подростков. Иллюстрирование как один из способов развития интереса к творчеству в подростковом возрасте 28
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ 38
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента
по выявлению актуального уровня развития интереса к творчеству у подростков 38
2.2. Организация и реализация программы по иллюстрированию,
направленной на развитие интереса к творчеству у подростков 47
2.3. Измерение и анализ результатов уровня развития интереса к творчеству у
подростков 57
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЬЕ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность исследования обусловлена тем, что реализация одного из основополагающих принципов современного образования - принципа личностного подхода - предполагает максимальное развитие творческого потенциала человека, способного наряду со знаниями, умениями, навыками привнести в свое дело креативное начало.
Социально-экономические преобразования в обществе обуславливают необходимость формирования творческой личности, которая способна эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. И как следствие этого процесс обучения предъявляет требования к развитию интереса подростков к творчеству.
Проблема развития интересов подростков является одной из актуальных в современной педагогике, прежде всего в аспекте формирования положительной, социально значимой мотивации учения.
Интерес является важной личностной характеристикой обучающегося и интегральным познавательно-эмоциональным отношением школьника к учению. Он отражает сложные процессы, происходящие в деятельности и ее мотивационной сфере.
Значительный вклад в решение данной проблемы внесли Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Ю.К. Бабанский, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, Г.И. Щукина и др.
Подростковый возраст - это переходный от детства к юности возраст становления личности, время отчуждения от творческой деятельности и от любого проявления активности в целом, что чаще всего бывает вызвано отсутствием интереса. Потеря подростками интереса к творчеству, в том числе и к изобразительному, как факт, отмечается многими учеными, методистами и учителями, однако до сих пор нет единой точки зрения на причины возникновения кризиса и пути его преодоления.
Одной из основных задач современной российской школы является формирование у обучающихся потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. Решение данной задачи невозможно без формирования у каждого учащегося познавательных мотивов обучения, познавательного интереса, постоянного стремления углубить свои знания. Именно от этого в будущем будут зависеть успехи подрастающего поколения.
Существенную роль в развитии интереса подростков к творчеству играют содержание учебного материала, его связь с практикой, проблемный характер изложения материала, организация поисковой и познавательной деятельности.
Поиск путей и средств повышения уровня развития интереса к творчеству у подростков показывает, что одним из эффективных средств в этом направлении являются занятия по изобразительному искусству, в частности - иллюстрирование.
Наиболее интересной, доступной и востребованной практической деятельностью обучающихся является художественное творчество, которое уже на начальном этапе обучения не только дает широкие возможности для приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям, но и является важнейшим фактором познания объективной реальности и духовно-нравственного становления личности.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили тему нашего исследования: «Развитие интереса к творчеству у подростков на занятиях в студии «Юный иллюстратор».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность программы занятий по иллюстрированию, направленную на развитие интереса к творчеству у подростков.
Объект исследования - процесс развития интереса к творчеству у подростков.
Предмет исследования - возможности программы занятий по иллюстрированию как средство развития интереса к творчеству у подростков.
Гипотеза исследования: программа занятий по иллюстрированию будет способствовать развитию интереса к творчеству у подростков, если содержание заданий будет направлено на:
- развитие теоретических знаний в области изобразительного искусства, развитие положительного отношения к изобразительному искусству, активизацию творческой деятельности;
- занятия будут организованы с учетом подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования;
- подобрать диагностический инструментарий, направленный на выявление уровня интереса у подростков к творчеству;
- разработать программу формирующего эксперимента, способствующую развитию интереса к творчеству у подростков и апробировать ее на практике;
- организовать и провести опытно-экспериментальное исследование;
- проследить динамику изменений уровня интереса к творчеству до и после формирующего эксперимента;
- определить методом математической обработки данных достоверность исследования.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- тестирование;
- анализ продукта деятельности;
- эксперимент;
- методы математической статистики.
База исследования: МБОУ «Шушенская СОШ №1» пгт. Шушенское.
В эксперименте приняли участие 42 человек 7 «А» и 7 «В» класса в возрасте 12-14 лет
Выбор проблемы исследования обусловлен тем, что реализация одного из основополагающих принципов современного образования - принципа личностного подхода - предполагает максимальное развитие творческого потенциала человека, способного наряду со знаниями, умениями, навыками привнести в свое дело креативное начало.
В результате теоретической работы был проведен анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, мы выявили, что интерес - это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Познавательный интерес - это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и самостоятельность, желание познавать предметы и явления окружающего мира. Необходимым условием осуществления которого является положительный эмоциональный фоне.
Определили характерные особенности интереса подростков к творчеству. В подростковом возрасте интересы многообразны и различаются как по своей направленности, так и по уровню развития. Интересы многих подростков неустойчивы, часто носят ситуативный характер. Движущей силой развития интересов подростков является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение обучающихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов творческой деятельности.
В работе обозначены различные способы развития интереса к творчеству: обогащение окружающей среды ребенка разнообразными, новыми для него стимулами с целью развития его любознательности; использование в процессе учебной деятельности ситуаций успеха; появление во время учебного процесса занимательных ситуаций; использование технологий проблемного обучения; применение метода создания ситуации познавательного спора; коллективная деятельность; разнообразие используемых материалов, использование занятий по иллюстрированию.
На этапе констатирующего эксперимента нами была проведена опытно-экспериментальная работа, определены критерии и уровни развития интереса, подобраны диагностические материалы, направленные на выявление уровня развития интереса к творчеству у подростков МБОУ «Шушенская СОШ №1», в возрасте 12-14 лет.
Диагностика показала, что у большинства обучающихся средний и низкий уровни развития интереса к творчеству, что свидетельствовало о необходимости дополнительной работы с данными подростками над развитием интереса к творчеству. На этой основе была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, состоящая из заданий, направленных на развитие интереса. Срок реализации программы формирующего эксперимента - 3 месяца. Недельная нагрузка - 1 учебный час (45 минут) в неделю. Программа выстроена в порядке усложнения заданий. Вначале разработанной нами программы мы предлагаем ознакомить обучающихся с основными понятиями, с историей иллюстраций, видами и техникой их выполнения. После этого предполагается выполнение эскизов. После отбора графических эскизов выполняются эскизы в цвете, любым материалом. Далее программа подразумевает выполнение работы в формате и в материале. Затем обучающиеся свои индивидуальные произведения объединяют в коллективную работу. Положительная тенденция проявлялась уже в процессе проведения занятий. Подростки были эмоционально положительно настроены, повысился уровень знаний и умение оперировать ими, они проявляли активность и заинтересованность в практической деятельности.
Статистическая обработка данных в экспериментальной группе показала существование достоверного различия между результатами констатирующего и контрольного экспериментов на уровне 90% вероятности.
Анализ полученных результатов позволил определить, что апробация программы, направленной на развитие интереса к творчеству у подростков, оказалась эффективной.
Полученные результаты исследования дают основания утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута. Данное исследование имеет практическую и теоретическую значимость, результаты могут применяться в практике общеобразовательных школ.
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 2004. 176 с.
2. Алексеева Н.И. Литературные и жизненные коллизии как средство формирования устойчивых моральных суждений подростков // Педагогический процесс: проблемы и перспективы. Чебоксары.: АН ЧР. 2007. С. 84-88.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. 288 с.
4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
5. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. 168 с.
6. Бережковская Е.Л. Характер интересов и самоопределение у
подростков // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2010. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7harakter-interesov-i-
samoopredelenie-u-podrostkov-1 (дата обращения: 29.05.2020).
7. Бережковская Е.Л., Сугак Ж.П. Интересы и увлечения подростков как
фактор их социализации // Цели и задачи образования, способствующие психическому и личностному развитию. 2020. URL:
https://www. elibrary. ru/download/elibrary_43964037_41173379.pdf (дата
обращения: 29.09.2021).
8. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. 696 с.
9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.:
«Академия», 2002. 320 с.
10. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности
подростка. М.: Знание, 1979. 40 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е изд. М.: "Институт практической психологии", Воронеж.: НПО "МОДЭК", 2001. 352 с.
12. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у школьников. М.: Известия АПН РСФСР», 1951. 38 с.
13. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов.энцикл., 1978, 380 с.
14. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов [и др.] Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., спр. и доп. М.: Просвещение, 1979. 288 с.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
16. Гаврикова Д.Ю. Характеристика и методы развития творческих способностей обучающихся. Минск.: Адукацыя i выхаванне, №1. 2012. 544 с.
17. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 150 с.
18. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: сб. статей. Т.: Пеленг, 1995. 144 с.
19. Давыдов В.В. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник
как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1997. 9 с. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1992/923/ 923014.htm (дата обращения:
20.11.2020).
20. Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. М.: Альма Матер, 2016. 544 c.
21. Дмитриева М.Б. Молодежный центр как сфера развития
художественных интересов подростков // Сибирский педагогический журнал. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7molodezhnyy-tsentr-kak-sfera-
razvitiya-hudozhestvennyh-interesov-podrostkov (дата обращения: 29.05.2021).
22. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь- справочник. М.: Харвест, 2001. 576 с.
23. Ермизина Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков
// Молодой ученый. 2016. №9. С 1107-1113. URL
https://moluch.ru/archive/113/29369/(дата обращения: 05.01.2020).
24. Ерош Н.В. Методы и приёмы развития творческой активности обучающихся начальной школы. // Интернет-журнал "Эйдос". 2011. №11. URL: http://eidos.ru/journal/2011/1130-06.htm(дата обращения: 23.05.2021)
25. Известия АПН РСФСР. Вып. 11: Вопросы художественного воспитания. М.: Ленинград, 1947. 168 с.
26. Кабачек О.Л. Пожелания художникам, или что ценят дети в книжной графике // Детская литература. 1992. № 11-12. С 48-51.
27. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Народный учитель, 1982. 704 с.
28. Касен Г.А., Айтбаева А.Б. Арт-педагогика и арт-терапия в инклюзивном образовании: учеб. пособие. А.: Казак университет, 2019. 184 с.
29. Ковалева Е.В. История педагогики и образования: учеб.-метод. пособие. Петропавловск-Камчатский.: КамГУим.Витуса Беринга, 2013. 377 с.
30. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
31. Коменский Я.А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»). М.: Государственное учебно-педагогическое издательство HAPKOМПPOCA РСФСР, 1940. 144 с.
32. Крившенко Л.П. Учебник для бакалавров: 2-е изд. М.: Сфера, 2014. 158с.
33. Кроповницкий О.В. Психология подростка. М.: Просвещение, 2001. 128 с.
34. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. 319 с.
35. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. М.: Просвещение, 1981. 22с.
36. Кузин В.С. Некоторые вопросы психологии учебного рисунка. Рисунок: учеб. пособие. Под ред. А.М. Серова. М.: Просвещение, 2001. 33 с.
37. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. М.: Педагогика, 1983. С. 348-380.
38. Мелик-Пашаев А.А. Для кого работает художник? // Детская литература, 2018. № 9. 51 с.
39. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. 472 с.
40. Немов Р.С. Психология. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2003. 588 с.
41. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с.
42. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987. 921 с.
43. Основы психологии: Практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. М.: Просвещение, 2003. 337 с.
44. Педагогика. Под редакцией Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 479 с.
45. Пустовойтова М.В, Шаповалова Е.А. Домашняя учебная работа как
средство формирования познавательного интереса младших школьников // 2016. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7domashnyaya-uchebnaya-
rabota-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 05.02.2021).
46. Рапацевич Е.С. под общ.ред. А.П. Астахова. Новейший психолого-педагогический словарь. М.: Современная школа, 2010. 928 с.
47. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 2000. 256 с.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 712 с.
49. Сатарова Л. А. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности: дис. канд. пед. наук. Москва, 1997.
50. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.
51. Словарь педагогического обихода / Под ред. проф. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2003. 71 с.
52. Смирнов В.И. Дидактика. Нижний Тагил.: Нижнетагильская
государственная социально-педагогическая академия, 2012. 544 с.
53. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. 4-е изд. М.: «Академия», 2008. 368 с.
54. Топчиян Э.П. Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения // Молодой ученый. 2010. №7. С. 302-305. URL https://moluch.ru/archive/18/1639/(дата обращения: 18.11.2020).
55. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у обучающихся научных понятий. Челябинск.: Челябинский рабочий, 1988. 86 с.
56. Франсе Р. Восприятие формы и объектов. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1978. с. 237 - 301
57. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с.
58. Чугунова К.А., Якунина Е.В. Познавательный интерес в подростковом
возрасте // Молодой ученый. 2016. №28. С. 963-965. URL
https://moluch.ru/archive/132/37143/(дата обращения: 25.01.2021).
59. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 808 с.
60. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности. М.: Омега-Л 1995. 356 с.
61. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов обучающихся. М.: Педагогика, 2008. 208 с.