Введение 3
Глава I. Теоретические основания исследования развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией 9
1.2. Интонационная сторона речи: сущность, структура и уровни развития..17
1.3. Дидактический потенциал логопедического практикума с элементами
цифровых образовательных ресурсов в развитии интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией 26
Выводы по I главе 39
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 41
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 50
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно -
экспериментальной работы 59
Выводы по II главе 70
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложения 81
Актуальность исследования предопределена огромной ролью речи в психическом развитии ребёнка, ведь при её развитии происходит и формирование самой личности ребёнка в целом. Без полноценного владения речи невозможно социальных контактов, при которых ребёнок получает и расширяет знания об окружающем мире. Речь ребёнку необходима для планирования и участия в различных формах коллективной деятельности, что является условием как для его познавательного развития, так и для адаптации и социализации.
Образовательная область «Речевое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС) [48] выделена как основная. Именно в дошкольном возрасте идёт становление всех сторон речи, и без неё невозможно развитие остальных видов деятельности. Таким образом, речевое развитие является приоритетным для ребёнка дошкольного возраста, ведь именно речь позволяет быть успешным в обучении и социализации.
Для развития личности ребёнка, его мышления, умению общаться с взрослыми и сверстниками, передавая эмоционально правильно мысль, ему необходимо овладеть выразительностью речи. Именно в дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие личности, а, следовательно, ребёнок через различные виды деятельности активно эмоционально общается. Затруднение в интонационной выразительности может негативно повлиять на его не только коммуникацию, но и приведёт к снижению потребности в общении. В дальнейшем это скажется на его психическом развитии и подготовке к школе.
Ведущим вопросом в логопедии и педагогике была и остаётся проблема развития детской речи. Но и важным составляющим в её развитии является проблема несформированной интонационной выразительности речи. Анализируя литературу [6;9;13], одной из главных проблем у детей с дизартрией является именно нарушения интонационной стороны речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного периода, заметна и видна окружающим.
У детей с дизартрией имеются затруднения и проблемы в том, что они не умеют или отсутствует вовсе способность оформить свою речь выразительно, применяя интонационную выразительность. Данный дефект влияет на речевую активность ребёнка, затрудняя его в общении, а, следовательно, наблюдается негативизм к самостоятельному высказыванию и дальнейшем, травмируя его психическое и эмоциональное состояние. Поэтому для полноценного развития речи необходимо преодоления этого расстройства, что скажется в дальнейшем на его обучении и будет профилактикой адаптации к школе.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работу по формированию и развитию интонационной стороны речи необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. Ведь интонация является стимулом для развития связной речи в целом, а также позволит избежать недостатков в высказывании.
Актуальность проблемы развития интонационной стороны речи дошкольников с дизартрией очевидна, и уже существуют определённые методики и рекомендации для коррекции данного нарушения в специальной литературе. Следует отметить, что для поиска повышения коррекционного воздействия необходимо применять более современные методы. Одним из успешных условий для коррекции речевого нарушения является мотивация ребёнка. Всё чаще детей стало труднее мотивировать на определённое задание, ведь логопедическая работа - трудоемкий процесс, как со стороны логопеда, так и со стороны детей. Многократное повторение, выполнение одних и тех же заданий утомляет и вызывает перенасыщение, тем самым снижает заинтересованность. Перед логопедом становиться задача о повышении разнообразия подачи материала, привлечения к совместной работе, что привело бы к более эффективному настрою, выполнению и повторению закреплённого материала на всём занятии.
В условиях современного развития невозможно представить себе мир без цифровых образовательных ресурсов, а применение их возможно на всех уровнях образования. Об этом нам трактует Государственная программа «Развития образования» на 2019-2025 годы [12] и Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [47].
Цифровые образовательные ресурсы (далее - ЦОР) отвечают за реализацию целей и задач современного образования, включают в себя множество информационных источников, которые содержат - текст, видео, речевую и музыкальную информацию, обучающие ролики и игры, аудиозаписи и многое другое, что позволит использовать компьютер в условиях логопедического занятия, включая различные материалы. Использование ЦОР в развитии интонационной стороны речи детей с дизартрией, является современным и очень актуальным направлением в логопедической науке и практике, позволяющий совместить коррекционные и общеразвивающие задачи.
Всё сказанное позволило выделить противоречие между необходимостью общества, государства и педагогического сообщества в личности способной владеть богатством языка и речи, в том числе интонационной стороной речи, способствующей формированию смыслов высказываний и недостаточной разработанностью и реализованностью логопедических средств по её развитию у детей дошкольного возраста с дизартрией.
На основе противоречия сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске логопедических средств развития интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Объект исследования: интонационная сторона речи старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: практикум с элементами цифровых образовательных ресурсов как средство развития интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией в условиях дошкольного отделения краевого государственного казённого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования: разработать, обосновать и апробировать логопедический практикум с элементами цифровых образовательных ресурсов как средство развития интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией будет результативным, если разработать и реализовать логопедический практикум с элементами цифровых образовательных ресурсов, нацеленный на развитие интонационной стороны речи детей старшего возраста с дизартрией, реализуемый поэтапно (подготовительный, содержательный и заключительный этапы) и поуровнево.
Задачи исследования:
1. Выделить психолого-педагогические особенности старших дошкольников с дизартрией в контексте предмета исследования.
2. Раскрыть сущность, структуру и охарактеризовать уровни развития интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией .
3. Теоретически обосновать дидактический потенциал логопедического практикума с элементами цифровых образовательных ресурсов в развитии интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
4. Осуществить апробацию разработанного логопедического практикума с элементами цифровых образовательных ресурсов в развитии интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы; анализ нормативно-правовых и программных документов: концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 года, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования, примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи, сравнение, обобщение [22; 39; 46; 48].
Эмпирические: эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Диагностические методики:
- диагностика интонационной стороны речи у дошкольников по методикам обследования разработанным Е.Э. Артемовой (2005) и Е.Ф. Архиповой (2006) [49].
Теоретико-методологические основы исследования: идеи JI.C. Выготского о сложной структуре нарушений развития;
- общие и специфические закономерности развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (JI.C. Выготский, P.E. Левина, В.И. Лубовский);
- коррекционная направленность обучения и воспитания детей (Д.И. Азбукина, Е.С. Алмазова, Т.А. Власова, Е.А. Екжанова, Л.В. Занков, М.В. Ипполитова, К.С. Лебединская, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, О.С. Орлова, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нём материалы могут быть использованы воспитателями и специалистами в повышении эффективности коррекции и развитии интонационной стороны речи у дошкольников старшего возраста с дизартрией.
База и выборка исследования: дошкольное отделение краевого государственного казённого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей красноярского края. Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста с дизартрией в количестве 20 детей.
Описание структуры выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Цель настоящего исследования заключалась в разработке, обосновании и апробировании логопедического практикума с элементами цифровых образовательных ресурсов как средство развития интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Одним из самых распространённых нарушений в речевом развитии детей является дизартрия. В работах Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Соботович, и других исследователей, дизартрия определяется как нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение воспроизведения звука и просодики, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
В качестве рабочей гипотезы в настоящем исследовании выступило предположение о том, что развитие интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией будет результативным, если разработать и реализовать в образовательном процессе логопедический практикум с элементами цифровых образовательных ресурсов, нацеленный на развитие интонационной стороны речи детей старшего возраста с дизартрией.
Выборку исследования составили 20 детей в возрасте 5-6 лет с дизартрией согласно заключению ПМПК. В ходе констатирующего эксперимента посредством логопедического обследования, разработанного Е.Э. Артемовой и Е.Ф. Архиповой установлено, что у 10 детей выявлен средний уровень и высокий уровни развития интонационной выразительности речи, они составили контрольную группу и с ними велась работа в традиционной форме. Другие 10 детей имеют низкий и ниже среднего уровни развития интонационной выразительности речи. Данная группа детей включена в экспериментальную группу и с ними была работа по специально разработанному практикуму с элементами ЦОР.
Практикум с элементами ЦОР состоял из трех этапов: подготовительный этап нацелен на развитие умения различать разные виды интонаций и ее составляющие, а также дифференцировать в импрессивной речи. Содержательный этап нацелен на развитие опыта деятельности в экспрессивной речи. И заключительный этап включил в себя дифференциацию разных видов интонации. На протяжении всей работы обязательной частью выступило продолжение развития дыхания: гимнастика включена во все занятия.
В ходе работы практикума с ЦОР применялись упражнения, игры с диалогами, с готовым видео, аудио материалом, презентациями и иллюстрациями. Конспекты построены таким образом, чтобы переходить от этапа к этапу усваивая ту или иную составляющую интонацию. На каждом занятии всегда была актуализация предыдущего, с целью закрепления. Каждому ребенку была оказана помощь в случае затруднения, повтор инструкций или речевого материала.
Повторный эксперимент продемонстрировал, что дети стали владеть постановкой логического ударения в предложении, научились определять главное слово в предложении при восприятии. Дети научились воспроизводить различные оттенки своего голоса, силу, высоту и смогли использовать в речи интонацию вопроса и восклицания.
Следует подчеркнуть, что контрольная группа, у которой происходили занятия по развитию интонационной стороны речи не показали таких результатов, а лишь несколько детей смогли повысить свой уровень от среднего к высокому.
Таким образом, можно сделать заключение об эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы и подтверждении гипотезы исследования.
1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: дисс. канд. пед. наук: 13.00.03 / Е.Э. Артемова. М., 2005. 156 с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2007. 250 с.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. Москва: АСТ: Астрель, 2008. 254 с.
4. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М.: АСТ: Астрель, 2016. 115 с.
5. Бабина Г.В., Белякова Л.И., Идес Р.Е. Логопедия. Дизартрия. М.: МИГУ, 2016. 102 с.
6. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М.: ВЛАДОС, 2009. 287 с.
7. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М.: Книголюб, 2004. 56 с.
8. Битус И.А. Исихолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дизартрией // Молодой ученый. 2022. № 47 (442). С. 386-388.
9. Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М.: Изд. МГУ, 1963. 306 с.
10. Брюховских Л.А. Дизартрия. Красноярск: КГИУ им. В.И. Астафьева, 2015. 180 с.
11. Бурачевская О.В., Бурачевская Т.В., Бурачевская Н.И. Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 3 (9). С. 21-26.
12. Государственная программа «Развития образования» на 2019-2025 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://docs.edu.gov.ru/document .
13. Винарская Е.Н. Дизартрия. М.: Астрель, 2011. 320 с.
14. Градова Г.Н., Волокитина Т.В. Дизартрия: от теории к практике.
Архангельск: САФУ, 2016. 104 с.
15. Гребнева Е.А. К проблеме изучения стертой формы дизартрии у дошкольников // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5. С. 5-7.
16. Гамбеева Ю.Н. Сорокина Е.Н. Цифровая трансформация современного образовательного процесса // Известия ВГПУ. 2020. С. 35-42.
17. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Учпедгиз, 1968. 190 с.
18. Каракулова Е.В., Марейченко М.А. Педагогические условия использования ИКТ и дистанционных форм работы в деятельности учителя-логопеда // Специальное образование. 2021. № 4 (64). С. 170-182.
19. Копачевская Л.А., Лаврова Е.В. Формирование интонационной
выразительности у детей с речевыми нарушениями // Вопросы дошкольной педагогики. 2011. № 12. С. 222-235
20. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. М. : Школьная пресса, 2017. 48 с.
21. Князева Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник ВУиТ. 2010. № 16. С. 8-12.
22. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://docs.edu.gov.ru
23. Ларина Е.А. Диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста. Хабаровск: Изд. Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. 120 с.
24. Лапчик М.П., Федорова Г.А. Инновационный подход к подготовке педагогических кадров в области информатизации образования // Преподаватель XXI век. 2016. № 4. С. 28-38.
25. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития
речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03. / Л.Р. Лизунова. Екатеринбург, 2004. 20 с.
26. Логопедия: учебник для студентов дефектологов / Под ред.
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 1998. 680 с.
27. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. М.: «Эксмо», 2020. 608 с.
28. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учебное пособие. СПб.: «СОЮЗ», 2005. 192 с.
29. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников: монография. М., 2015. 302 с.
30. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). СПб.: СОЮЗ, 2000. 192 с.
31. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. СПб.: СОЮЗ, 2006. 151 с.
32. Литвинова С.Н., Челышева Ю.В. Цифровая трансформация
образовательной среды дошкольной образовательной организации // Вестник ПСТГУ. 2021. № 62. С. 99-112.
33. Лутовинова А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии как инструмент педагога-логопеда // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2020. Т. 6. № 1. С. 103-110.
34. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 64 с.
35. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с
церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. 170 с.
36. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. М.: Мир и образование, 2014. 1376 с.
37. Панасенко К.Е. Дизартрия: теоретические и методические основы: учебно-методическое пособие. Белгород: НИУ «БелГУ», 2018. 173 с.
38. Петрова Е.В. Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение // Современное педагогическое образование. 2018. № 1. С. 13-18.
39. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgosreestr.ru
40. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. 2010. № 2. С. 68-81.
41. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Ленинград: Изд. ЛГУ, 1982. 175 с.
42. Соловьева Л.Г., Градова Г.Н. Логопедия: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2023. 191 с.
43. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974. № 4. С. 20-21.
44. Терешина И.В. Обобщение опыта по использованию ИКТ при коррекции тяжёлых нарушений речи у обучающихся // Наука и образование сегодня. 2022. № 1 (70). С. 93-96.
45. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. М.: Либроком, 2009. 112 с.
46. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного
образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406149049
47. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos .
48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://fgos.ru/fgos/fgos-do.
49. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи: учебное пособие. М.: Юрайт, 2017. 189 с.
50. Меньшикова Д.Ю. Направление комплексного подхода в логопедической работе по преодолению симптоматики дизартрии у детей 5-6 лет // Международный студенческий научный вестник. 2020. № 3. С. 17-20.
51. Хватцев М.Е. Логопедия: книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2013. 270 с.
52. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Ред. Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич. Л.: Наука. 1974. 427 с.