ВВЕДЕНИЕ з
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность понятия информационная грамотность 6
1.2. Особенности развития информационной грамотности в начальной школе 1
1.3. Методы диагностики и формирования информационной
грамотности младших школьников
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Критерии оценивания и диагностика уровней сформированности
информационной грамотности младших школьников
2.2. Анализ результатов проведения диагностических методик 28
2.3. Программа развития информационной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
В экспоненциально изменяющемся мире роль образования в жизни человека чрезвычайно велика. Модель современного образования должна быть релевантна современному обществу. Вследствие "информационного взрыва" система образования основывается на развитии таких навыков, приобретение которых позволит правильно добывать, синтезировать и воспроизводить поступающую информацию, не забывая критически рассуждать. Содержание образовательных программ отражает и определяет ценности будущих поколений. [24, 15 с.] Задача же образования будет заключаться в том, чтобы дать возможность учащимся проявить все свои таланты и творческий потенциал. Это способствует самореализации индивида в жизни. Доминирующей подцелью будет создание условий для понимания своеобразия мира в его хаотичном движении, приводя к некому единству. Для этого, соответственно, необходимо научиться понимать, в первую очередь, себя, предпринимать усилия в навыках рефлексии, самокритики и приобретения опыта. [16, 7 с.]
Познание себя, познание окружающей среды и поиск способов взаимодействий с ним достигается с помощью развития определенных метапредметных компетенций. Отсюда потребность раннего приобщения к науке, методам использования ее достижений и обучение такому непростому искусству как правильное использование достижений прогресса информационной сферы. [21, 15 c.]
Андреас Шейлер, директор по образованию и развитию навыков, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), считает необходимым переосмыслить систему образования. Так как требования к ученикам, как следствие и к самой системе образования, очень быстро изменяются. Еще поколение назад, учителя, передавая знания, были уверены в том, что эти знания останутся актуальными на протяжении всех жизни, но экономические и социальные перемены привели к появлению новых профессий, предполагающие использование современных технологий.
Также А. Шейлер пишет следующее: "Успешность образования заключается уже не в овладении определенным объемом знаний, а в расширении этих знаний и получении навыков их применения в новых ситуациях. Проще говоря, мир больше не поощряет людей за владение знаниями—поисковые машины знают всё—важно, как они распоряжаются этими знаниями, как ведут себя в мире и как адаптируются к нему". [10, 6 c.]
Именно это и является отличительной чертой нашего времени. Соответственно, структура образования должна базироваться на развитии креативности, критического мышления и умений коммуницировать. И, конечно, нужно развивать у школьников личностные характеристики для достижения самореализации.
Все это обуславливает актуальность методических поисков в данной области.
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития информационной грамотности и разработать программу его повышения у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования информационной грамотности младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности информационной грамотности учащихся младшего школьного возраста и способы ее развития.
Гипотеза: сформированность информационной грамотности у младших школьников характеризуется навыками работы с ИКТ, информационно-аналитическим, когнитивным компонентами, и находится преимущественно на среднем и низких уровнях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. Изучить особенности понятия «информационная грамотность младших школьников»;
Учитывая возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста, определить методы и критерии формирования информационной грамотности.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня сформированности информационной грамотности школьников.
5. Проанализировать полученные результаты в ходе проведения диагностических методик, направленных на выявление актуального уровня сформированности информационной грамотности младших школьников.
6. Составить программу формирующего воздействия на процесс развития информационной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Первоманская СШ», п. Первоманск, 3 «а» класс.
Методы: тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ.
Сегодня мы живем в мире, где информационные технологии играют огромную роль. Чтобы эффективно взаимодействовать с этим миром, необходимо развивать метапредметные качества в себе, которые помогут лучше реализовать свои потребности. Информатизация оказывает сильное влияние на интеллектуальную сферу человека [22, c. 46], поэтому государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентированы на развитие коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий, которые способствуют социализации младших школьников в обществе.
Понятие "информационная грамотность" говорит о том, что важно развивать информационные навыки у детей уже с младшего школьного возраста, когда познавательная деятельность начинает вытеснять игровую. Для достижения этой цели необходимо пересмотреть учебный план и использовать специальные методики оценки результатов обучения. Они помогут понять, насколько эффективно школьники усваивают материал и какие навыки им необходимы для успешной работы с информацией.
На данный момент проведенные методики показывают, что современные школьники недостаточно информационно грамотны. Поэтому в процесс обучения необходимо включать различные разработки, которые помогут учащимся освоить навыки качественной обработки, воспроизведения и передачи информации.
В ходе исследования было определено, что информационная грамотность младших школьников во внеурочной деятельности имеет важное значение для успешной адаптации детей в информационном обществе. Было выявлено, что существует необходимость в разработке методик и программ, которые бы способствовали формированию и развитию навыков информационной грамотности учащихся младших классов. На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что необходимо активно помогать учащимся в освоении новых технологий, мониторить их информационно-коммуникативную активность и стимулировать интерес к поиску и использованию информации, совершенствуя тем самым их информационную грамотность как в рамках учебного процесса, так и во внеурочной деятельности.
Мы разработали программу, которая поможет учащимся 3 класса развивать свою информационную грамотность. Она включает задания, которые помогут ученикам находить источники информации, повысить мотивацию к получению информации и научат пользоваться современными информационными технологиями.
В результате выполнения задач программы, учащиеся смогут улучшить свои навыки работы с информацией, работать более эффективно и ответственно в процессе подготовки к урокам и написанию работ. Они научатся применять критическое мышление, извлекать достоверную информацию из различных источников, а также работать с несплошными текстами. Учащиеся также научатся выступать перед аудиторией, применяя современные средства информационных технологий, и освоят навыки работы с алгоритмами, что позволит им более эффективно решать задачи, требующие логического анализа и последовательной обработки информации.
Развитие информационной грамотности у младших школьников является важным компонентом общего образования, помогающим им стать более успешными и независимыми в будущем. Мы уверены, что использование данной программы во внеурочной деятельности поможет повысить уровень информационной грамотности учащихся.
1. Андрющенко А.С., Особенности выявления актуального уровня сформированности информационной грамотности младших школьников. В сборнике: современное начальное образование: проблемы и перспективы развития. Материалы региональной научно-практической конференции. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2022. С. 7-9.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. Москва, 2008 г. с. 53.
3. Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста: дис. д-ра пед. наук. Баку, 1968. 560 с.
4. Биджиева С.Х., Урусова Ф.А.-А. Геймификация образования: проблемы использования и перспективы развития // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №4.
5. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2, Калининград, 1998. 91 с.
6. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. // Начальная школа плюс До и После. №7. 2007 г. 165 с.
7. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. Сост., общ. ред. и вступит, статья A. JI. Субботина. «Мысль». Москва, 1977. 570 с.
8. Виноградова Н.Ф, Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. Функциональная грамотность младшего школьника. Книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой, 2018. 288 с.
9. Гиляревский Р.С.. Основы информатики. Курс лекций. Москва, 2003 г. 285 с.
10. Гончаренко Е.А., Знаменский В.С. Феномен информации. Нальчикский колледж дизайна. Нальчик, 1996 г. 15 с.
11. Еремеева Е.В., Психолого-педагогические особенности младших школьников и их учет при организации учебно-исследовательской деятельности с целью формирования метапредметных компетенций // Интернетжурнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5.
12. Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности
ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL:
https://moluch.ru/archive/262/60523/(дата обращения: 21.04.2023)
13. Зазнобина Л. С. Медиаобразование: новая реальность? // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 3. С. 26-34.
14. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. ЗаирБек, И. В. Муштавинская. — 2¬е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 223 с
15. Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс.// Начальная школа. №1, 2008 г. 33 с.
16. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. 176 с.
17. Коменский Я.А. Великая дидактика. Издание на русском языке, оформление «YOYO Media». Москва, 2012 г. 321 с.
18. Кочергина М. А. Формирование у младших школьников умения работать с информацией в процессе создания электронного словаря. Бакалаврская работа. Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2019 г. 55 с.
19. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.В. Краевский, А.В. Хуторской. — М.: Академия, 2007. — 352 с.
20. Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла. Образовательная система «Школа 2100». Баласс. Москва, 2003 г. 35 с.
21. Образование — сокрытое сокровище. Основные положения доклада международной комиссии по образованию для XXI века. Подготовлена МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007 г. 31 с.
22. Панов В.Г. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Большая рос. энцикл. Москва, 1993 г. 1160 с.
23. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. - М.: Педагогика,1989. - 42 с.
24. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач.кл. / Просвещение, 2018 г. 228 с.
25. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы? // Начальная школа плюс: До и После. 2010. № 5.
26. Рассоха И.Н. Апология софистов. Релятивизм как онтологическая система. Харьков: ХНАМГ. 422 с.
27. Руденко Т.А. Большая энциклопедия животных. Москва, 2007г. 76 с.
28. Сапа, А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования [Текст] // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - №5. - С. 23-42
29. Сапрыкин М.Ю., Сапрыкина Н.А. Анализ понятия «информация» с позиции объектно-ориентированного подхода // Интернет-журнал «Науковедение» Том 8, №2. 2016 г.
30. Сенаторов Ю.М. Подходы к пониманию сущности информации // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. Том 7. № 1А. 20 с.
31. Серебрякова М. Ю. Формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация). Екатеринбург, 2017 г. 122 с.
32. Урсул А.Д. Природа информации: философский очерк. Челябинская государственная академия культуры и искусств. 2-е изд. Челябинск, 2010 г. 231 с.
33. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286 [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. Москва, 2021г.
URL:http://publication.pravo. gov.ru
Дата обращения: 26.05.2022 г.
34. Фейдл Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Точка», 2018. 240 с.
35. Филинова Н.В., Лунева Е.В. Основные принципы внедрения информационных технологий в учебный процесс., Москва, 2015 г. С. 26-28.
36. Хесус Лау. Информационная грамотность: международные перспективы / Перевод с английского МЦБС, Москва, 2010 г. 240 с.
37. Хесус Лау. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. Русский перевод Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning, 2006 г. 45 с.
38. Хайбрахманова Е.В., Кузнецова О.В. развитие информационной
грамотности младших школьников: учебное пособие для учителей.
Екатеринбург, 2020 г. 34 с.
39. Чканикова А. Обучаем функциональной грамотности: работа с информацией и значимые социальные навыки. Москва, 2018 г.
40. Шевцова Т.Н. Информационная грамотность младших школьников: учебно-методическое пособие. - М.: Просвещение, 2018. - 152 с.
41. Шестакова О.В., Александрова Е.Б. Информатика в начальной школе: учебно-методическое пособие. Москва, 2019 г. 25 с.
42. Щеглова А.А. Информационная грамотность младших школьников: методы и технологии обучения. - М.: Просвещение, 2014. - 192 с.