Развитие когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся 5 классов на уроках немецкого языка как второго иностранного средствами дидактических игр в онлайн-приложениях
|
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития социокультурной компетенции обучающихся основной школы средствами дидактических игр в образовательных онлайн-приложениях 10
1.1. Социокультурная компетенция в структуре иноязычной
коммуникативной компетенции: структура, содержание, критерии и уровни сформированности 10
1.2. Особенности обучения второму иностранному языку в основной школе 29
1.3. Дидактические игры как средство развития социокультурной
компетенции на уроках иностранного языка 36
Выводы по главе 1 44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности использования дидактических игр, разработанных с помощью онлайн - приложения “Kahoot!” 48
2.1. Анализ УМК “Horizonte” для 5 класса и диагностика уровня владения социокультурными знаниями обучающихся 48
2.2. Разработка дидактических игр с помощью онлайн-приложений 57
2.3. Диагностика развития когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся 5 класса МБОУ «Зыковская СОШ» на уроке
немецкого языка средствами дидактических игр 61
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Библиографический список 72
Приложение А 82
Приложение Б 107
Приложение В 109
Приложение Г 110
Приложение Д 111
Приложение Е 112
Приложение Ж 113
Приложение З 114
Приложение К 116
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития социокультурной компетенции обучающихся основной школы средствами дидактических игр в образовательных онлайн-приложениях 10
1.1. Социокультурная компетенция в структуре иноязычной
коммуникативной компетенции: структура, содержание, критерии и уровни сформированности 10
1.2. Особенности обучения второму иностранному языку в основной школе 29
1.3. Дидактические игры как средство развития социокультурной
компетенции на уроках иностранного языка 36
Выводы по главе 1 44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности использования дидактических игр, разработанных с помощью онлайн - приложения “Kahoot!” 48
2.1. Анализ УМК “Horizonte” для 5 класса и диагностика уровня владения социокультурными знаниями обучающихся 48
2.2. Разработка дидактических игр с помощью онлайн-приложений 57
2.3. Диагностика развития когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся 5 класса МБОУ «Зыковская СОШ» на уроке
немецкого языка средствами дидактических игр 61
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Библиографический список 72
Приложение А 82
Приложение Б 107
Приложение В 109
Приложение Г 110
Приложение Д 111
Приложение Е 112
Приложение Ж 113
Приложение З 114
Приложение К 116
Актуальность исследования. Образование как составляющая одной из сфер жизни общества должно отвечать требованиям современности, а это значит, что из школ должны выпускаться обучающиеся, готовые к реальности. Если сузить рамки до иноязычного образования, то на сегодняшний день его идеальной целью является поликультурная языковая личность, готовая к существованию в условиях сотрудничества и общения, принятия и понимания - то есть готовая и способная вести диалог культур.
Так, для достижения вышеназванной цели на уроках иностранного языка уделяют большое внимание формированию и развитию социокультурной компетенции. Несмотря на то, что современная методика способна предложить большое количество способов работы с данной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции, эта область еще недостаточно исследована. Кроме того, во время пандемии COVID-19 методическая папка каждого учителя расширилась за счет удобных и доступных информационно-коммуникационных технологий.
Опираясь на проведенный анализ научных исследований, образовательной практики, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, было выделено противоречие между необходимостью развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках немецкого языка и недостаточной разработанностью условий использования дидактических игр, созданных в онлайн- приложениях, в процессе изучения иностранного языка. Выявленное противоречие и объективные предпосылки его решения, представленные в научной литературе, подтверждают актуальность выбранной темы.
Необходимость выбора наиболее эффективных и современных средств развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка определяет тему исследования: Развитие когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся 5 классов на уроках немецкого языка как второго иностранного средствами дидактических игр в онлайн-приложениях.
Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам в основной школе, направленный на формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
Предметом исследования выступает процесс формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся основной школы средствами дидактических игр в приложениях для создания образовательных проектов.
Цель работы - разработать и опытным путем проверить эффективность дидактических игр в приложениях, направленных на развитие и формирование социокультурной компетенции обучающихся на уроках немецкого языка в основной школе.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать структуру и содержание, критерии и уровни социокультурной компетенции.
3. Выявить особенности обучения иностранному языку как второму в основной школе и потенциал дидактических игр на уроке иностранного языка.
4. Определить особенности обучения с использованием мобильных приложений.
5. Организовать опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности дидактических игр в онлайн-приложениях «Kahoot!» и «myQuiz» на уроке немецкого языка в 5 классе на базе содержания УМК “Horizonte” для развития социокультурной компетенции обучающихся.
В ходе исследования будет проведена опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы: процесс развития когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся основной школы при обучении второму иностранному языку будет эффективным, если на уроке будут применяться дидактические игры, созданные и проведенные в онлайн- приложениях. С их помощью уровень овладения социокультурными знаниями обучающихся будет повышен в условиях любого формата обучения успешнее, чем без их внедрения в образовательный процесс.
Методы исследования, использованные в работе: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, наблюдение, описание, опрос с целью выявления уровня социокультурной компетенции обучающихся, мониторинг результатов работы, интерпретация и обобщение, анализ, сравнение, опытно-экспериментальная работа, статистическая обработка данных.
Теоретико-методологическую базу исследования составили нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам в средней школе [ФГОС ООО], положения по иноязычной коммуникативной компетенции, изложенные в трудах по методике обучения иностранным языкам Бим И.Л. [Бим, 2010], Зимней И.А. [Зимняя, 2004, 2006], Пассова Е.И. [Пассов, 2002], Гальсковой [Гальскова, 2003], Сафоновой В.В. [Сафонова, 2018]. Исследованы работы Звягина А.С., [Звягин, 2018], Щепиловой А.В. [Щепилова, 2005], Ворониной Г.И. [Воронина, 2003] по особенностям обучения второму иностранному языку в основной школе. Также изучены труды по дидактическим играм Джереми Хармера [Jeremy Harmer, 2007], Сирожовой Ш.Н. [Сирожова, 2019] и ИКТ Сысоева П.В. [Сысоев, 2013].
База исследования: опытная работа проводилась в 5-х классах МБОУ «Зыковская СОШ». В экспериментальной части приняло участие 24 обучающихся 5-х классов, которые вошли в составы контрольной и экспериментальной групп.
Новизна результатов исследования. Дана методическая характеристика социокультурной компетенции и уровней владения социокультурными знаниями; выделены условия внедрения дидактических игр с помощью информационно-коммуникативных технологий; представлены результаты диагностирования обучающихся по окончании апробации эксперимента. Разработаны рекомендации для учителей основной школы, которые помогут использовать онлайн-приложения в учебном процессе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в практике обучения иностранному языку в основной школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась через выступление с докладом на мероприятии Немецкого культурного центра имени Гёте в Новосибирске 08.10.2020 г. «Дидактические игры в приложении для создания образовательных проектов «Kahoot!» как средство развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках немецкого языка» (Приложение А). Отдельные результаты исследования опубликованы в статье в материалах IX Всероссийской научно -практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева, 4-5 декабря 2020 г. на тему: «Дидактические игры в приложении для создания образовательных проектов «Kahoot!» как средство развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках немецкого языка» и в статье в материалах Х Всероссийской научно-практической конференции, 6¬7 декабря 2021г. , Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, на тему «Развитие когнитивного аспекта социокультурной компетенции обучающихся 5-го класса на уроках немецкого языка средствами викторины в приложении для создания образовательных проектов «Kahoot!» (Приложение Б).
Результаты исследования внедрены в учебный процесс МБОУ «Зыковская СОШ» (Приложение К).
Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во Введении сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет, представлена информация о методах и апробации исследования, раскрыты актуальность и практическая значимость.
В Главе 1 рассматриваются теоретические аспекты и основные понятия исследуемой проблемы, а именно: подходы и принципы современного иноязычного образования, цели современного иноязычного образования и компонентный состав цели, особенности обучения второму иностранному языку в основной школе и потенциал дидактических игр на уроке иностранного языка, социокультурная компетенция как составляющая коммуникативной компетенции: ее содержание, уровни, структура.
В Главе 2 представлена практическая часть исследования: анализ УМК “Horizonte” для 5 класса и приложений «Kahoot!» и «myQuiz», результаты тестирования обучающихся на выявление уровня владения социокультурными знаниями, разработка дидактических игр для уроков немецкого языка в 5 классе в приложениях «Kahoot!» и и «myQuiz подтверждение их эффективности на практике.
В Заключении приводятся выводы и обобщения полученных в ходе исследования результатов.
Библиографический список насчитывает 62 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, справочные издания, ссылки на приложения и дидактические игры.
Приложение А содержит 24 страницы, 2 публикации по теме исследования.
Приложение Б содержит 2 страницы, сертификат и свидетельство о участии в конференциях.
Приложение В содержит 1 страницу, структуру социокультурной компетенции в 5 классе по дисциплине Немецкий язык как второй иностранный.
Приложение Г содержит 1 страницу, входное тестирование обучающихся 5 «в» и «г» классов на определение уровня владения социокультурными знаниями.
Приложение Д содержит 1 страницу, контрольное тестирование обучающихся 5 «в» и «г» классов на определение уровня владения социокультурными знаниями.
Приложение Е содержит 1 страницу, таблицу по определению уровня когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся экспериментальной группы.
Приложение Ж содержит 1 страницу, анкету.
Приложение З содержит 2 страницы, результаты анкетирования.
Приложение К содержит 1 страницу, справку о внедрении результатов исследования.
Так, для достижения вышеназванной цели на уроках иностранного языка уделяют большое внимание формированию и развитию социокультурной компетенции. Несмотря на то, что современная методика способна предложить большое количество способов работы с данной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции, эта область еще недостаточно исследована. Кроме того, во время пандемии COVID-19 методическая папка каждого учителя расширилась за счет удобных и доступных информационно-коммуникационных технологий.
Опираясь на проведенный анализ научных исследований, образовательной практики, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, было выделено противоречие между необходимостью развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках немецкого языка и недостаточной разработанностью условий использования дидактических игр, созданных в онлайн- приложениях, в процессе изучения иностранного языка. Выявленное противоречие и объективные предпосылки его решения, представленные в научной литературе, подтверждают актуальность выбранной темы.
Необходимость выбора наиболее эффективных и современных средств развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка определяет тему исследования: Развитие когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся 5 классов на уроках немецкого языка как второго иностранного средствами дидактических игр в онлайн-приложениях.
Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам в основной школе, направленный на формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
Предметом исследования выступает процесс формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся основной школы средствами дидактических игр в приложениях для создания образовательных проектов.
Цель работы - разработать и опытным путем проверить эффективность дидактических игр в приложениях, направленных на развитие и формирование социокультурной компетенции обучающихся на уроках немецкого языка в основной школе.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать структуру и содержание, критерии и уровни социокультурной компетенции.
3. Выявить особенности обучения иностранному языку как второму в основной школе и потенциал дидактических игр на уроке иностранного языка.
4. Определить особенности обучения с использованием мобильных приложений.
5. Организовать опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности дидактических игр в онлайн-приложениях «Kahoot!» и «myQuiz» на уроке немецкого языка в 5 классе на базе содержания УМК “Horizonte” для развития социокультурной компетенции обучающихся.
В ходе исследования будет проведена опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы: процесс развития когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся основной школы при обучении второму иностранному языку будет эффективным, если на уроке будут применяться дидактические игры, созданные и проведенные в онлайн- приложениях. С их помощью уровень овладения социокультурными знаниями обучающихся будет повышен в условиях любого формата обучения успешнее, чем без их внедрения в образовательный процесс.
Методы исследования, использованные в работе: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, наблюдение, описание, опрос с целью выявления уровня социокультурной компетенции обучающихся, мониторинг результатов работы, интерпретация и обобщение, анализ, сравнение, опытно-экспериментальная работа, статистическая обработка данных.
Теоретико-методологическую базу исследования составили нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам в средней школе [ФГОС ООО], положения по иноязычной коммуникативной компетенции, изложенные в трудах по методике обучения иностранным языкам Бим И.Л. [Бим, 2010], Зимней И.А. [Зимняя, 2004, 2006], Пассова Е.И. [Пассов, 2002], Гальсковой [Гальскова, 2003], Сафоновой В.В. [Сафонова, 2018]. Исследованы работы Звягина А.С., [Звягин, 2018], Щепиловой А.В. [Щепилова, 2005], Ворониной Г.И. [Воронина, 2003] по особенностям обучения второму иностранному языку в основной школе. Также изучены труды по дидактическим играм Джереми Хармера [Jeremy Harmer, 2007], Сирожовой Ш.Н. [Сирожова, 2019] и ИКТ Сысоева П.В. [Сысоев, 2013].
База исследования: опытная работа проводилась в 5-х классах МБОУ «Зыковская СОШ». В экспериментальной части приняло участие 24 обучающихся 5-х классов, которые вошли в составы контрольной и экспериментальной групп.
Новизна результатов исследования. Дана методическая характеристика социокультурной компетенции и уровней владения социокультурными знаниями; выделены условия внедрения дидактических игр с помощью информационно-коммуникативных технологий; представлены результаты диагностирования обучающихся по окончании апробации эксперимента. Разработаны рекомендации для учителей основной школы, которые помогут использовать онлайн-приложения в учебном процессе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в практике обучения иностранному языку в основной школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась через выступление с докладом на мероприятии Немецкого культурного центра имени Гёте в Новосибирске 08.10.2020 г. «Дидактические игры в приложении для создания образовательных проектов «Kahoot!» как средство развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках немецкого языка» (Приложение А). Отдельные результаты исследования опубликованы в статье в материалах IX Всероссийской научно -практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева, 4-5 декабря 2020 г. на тему: «Дидактические игры в приложении для создания образовательных проектов «Kahoot!» как средство развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках немецкого языка» и в статье в материалах Х Всероссийской научно-практической конференции, 6¬7 декабря 2021г. , Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, на тему «Развитие когнитивного аспекта социокультурной компетенции обучающихся 5-го класса на уроках немецкого языка средствами викторины в приложении для создания образовательных проектов «Kahoot!» (Приложение Б).
Результаты исследования внедрены в учебный процесс МБОУ «Зыковская СОШ» (Приложение К).
Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во Введении сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет, представлена информация о методах и апробации исследования, раскрыты актуальность и практическая значимость.
В Главе 1 рассматриваются теоретические аспекты и основные понятия исследуемой проблемы, а именно: подходы и принципы современного иноязычного образования, цели современного иноязычного образования и компонентный состав цели, особенности обучения второму иностранному языку в основной школе и потенциал дидактических игр на уроке иностранного языка, социокультурная компетенция как составляющая коммуникативной компетенции: ее содержание, уровни, структура.
В Главе 2 представлена практическая часть исследования: анализ УМК “Horizonte” для 5 класса и приложений «Kahoot!» и «myQuiz», результаты тестирования обучающихся на выявление уровня владения социокультурными знаниями, разработка дидактических игр для уроков немецкого языка в 5 классе в приложениях «Kahoot!» и и «myQuiz подтверждение их эффективности на практике.
В Заключении приводятся выводы и обобщения полученных в ходе исследования результатов.
Библиографический список насчитывает 62 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, справочные издания, ссылки на приложения и дидактические игры.
Приложение А содержит 24 страницы, 2 публикации по теме исследования.
Приложение Б содержит 2 страницы, сертификат и свидетельство о участии в конференциях.
Приложение В содержит 1 страницу, структуру социокультурной компетенции в 5 классе по дисциплине Немецкий язык как второй иностранный.
Приложение Г содержит 1 страницу, входное тестирование обучающихся 5 «в» и «г» классов на определение уровня владения социокультурными знаниями.
Приложение Д содержит 1 страницу, контрольное тестирование обучающихся 5 «в» и «г» классов на определение уровня владения социокультурными знаниями.
Приложение Е содержит 1 страницу, таблицу по определению уровня когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся экспериментальной группы.
Приложение Ж содержит 1 страницу, анкету.
Приложение З содержит 2 страницы, результаты анкетирования.
Приложение К содержит 1 страницу, справку о внедрении результатов исследования.
Динамика изменений в современном мире отражается в изменениях всех сфер человеческой жизни, в том числе и образования. С одной стороны, благодаря постоянному развитию технологий людям становится все проще общаться друг с другом, но, с другой стороны, процесс коммуникации выстраивается затрудненно, преодолевая преграды непонимания и неприятия. Чтобы облегчить диалог культур, требуемый условиями современности, в обучении иностранному языку произошли изменения, породившие иноязычное образование, предполагающее соизучение языков и культур. Цель иноязычного образования - поликультурноязыковая личность, готовая и способная к сотрудничеству с представителями других культур. Достижение этой цели возможно путем формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся в школах.
Для достижения поставленной цели в главе 1 мы ознакомились с социокультурной компетенцией в структуре иноязычной коммуникативной компетенции (ее структурой, содержанием, критериями и уровнями сформированности), рассмотрели особенности обучения второму иностранному языку в основной школе, исследовали литературу по дидактическим играм как средству развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка. В ходе работы над теоретической частью исследования были сделаны выводы о том, что эффективное средство обучения должно соответствовать ряду требований, например, отвечать интересам обучающихся раннего подросткового возраста [Зыкова А.А., Майер И.А., 2020, с. 61-71].
По ФГОС ООО изучение иностранного языка, в том числе и второго, должно обеспечить не только обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета, но и приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами:
На уроках иностранного языка социокультурная компетенция формируется путем изучения и применения в речи лингвострановедческой информации, включающей в себя национально окрашенные лексические единицы. Также уделяется внимание языковым особенностям социальных слоев, представителей разных поколений, полов, общественных групп и диалектов, национально-специфическим моделям поведения, социо- и культурнообусловленным сценариям.
Достижение цели иноязычного образование невозможно без учета возрастных особенностей обучающихся. Так, обучающиеся подросткового возраста отличаются неустойчивой мотивацией к учению, вовлечением в учебный процесс эмоций и чувств, появлением потребностей в самоутверждении и отстаивании своей позиции, особым отношением к коллективу и своему месту в нем, возросшей соревновательно-состязательной потребностью [Зыкова А.А., Майер И.А., 2021, с. 69-77].
Дидактические игры обладают рядом преимуществ. С одной стороны, они являются средством повышения интереса к изучаемому предмету, способны сплотить коллектив, развивают высшие психические функции. Кроме того, благодаря современным технологиям их создание значительно упрощается. Например, можно использовать онлайн-приложения для создания викторин. Так, дидактические игры могут стать отличным средством обучения, если они соответствуют всем требованиям к обучению.
В главе 2 мы проанализировали УМК “Horizonte” для 5 класса и уровень владения когнитивным компонентом социокультурной компетенцией обучающихся, а также представили разработки дидактических игр, созданных в приложении „Kahoot!“, для уроков немецкого языка в 5 классе и описали их эффективность на практике. В ходе исследования оказалось, что в УМК нет подобных форм работы, и использование онлайн- викторин на уроках немецкого языка в 5 классе действительно способствует более успешному развитию и формированию социокультурной компетенции.
Нами были разработаны 4 дидактические игры, направленные на развитие и формирование социокультурной компетенции на уроках немецкого языка в 5 классе (когнитивного компонента). По результатам входного тестирования было выявлено, что уровень владения социокультурной компетенцией в 5 «В» выше на 21,8%, поэтому было принято решение считать контрольной группой 5 «В» класс, экспериментальной - 5 «Г».
Вопросы онлайн-викторин соответствовали материалу учебника и рабочей тетради, предполагали выбор одного из 2-4 ответов. Обучающиеся 5 «Г» играли командами, парами и индивидуально, в классе во время урока и дома. Обучающиеся 5 «В» проходили материал без изменений.
По завершении эксперимента обучающимся 5 «Г» был предложен опрос, в ходе которого было выяснено, что большей части игроков понравилась данная форма работы. Также было проведено контрольное тестирование среди обучающихся обоих классов на установление уровня владения социокультурными знаниями. Было выявлено, что успеваемость 5 «Г» повысилась и превысила успеваемость 5 «В», что доказывает
эффективность дидактических игр, созданных в онлайн-приложениях как средства формирования когнитивного компонента социокультурной компетенции.
Данная разработка может быть использована учителем с целью развития и формирования социокультурной компетенции на всех ступенях образования, на уроках других иностранных языков, совмещая с другими УМК.
Для достижения поставленной цели в главе 1 мы ознакомились с социокультурной компетенцией в структуре иноязычной коммуникативной компетенции (ее структурой, содержанием, критериями и уровнями сформированности), рассмотрели особенности обучения второму иностранному языку в основной школе, исследовали литературу по дидактическим играм как средству развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка. В ходе работы над теоретической частью исследования были сделаны выводы о том, что эффективное средство обучения должно соответствовать ряду требований, например, отвечать интересам обучающихся раннего подросткового возраста [Зыкова А.А., Майер И.А., 2020, с. 61-71].
По ФГОС ООО изучение иностранного языка, в том числе и второго, должно обеспечить не только обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета, но и приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами:
На уроках иностранного языка социокультурная компетенция формируется путем изучения и применения в речи лингвострановедческой информации, включающей в себя национально окрашенные лексические единицы. Также уделяется внимание языковым особенностям социальных слоев, представителей разных поколений, полов, общественных групп и диалектов, национально-специфическим моделям поведения, социо- и культурнообусловленным сценариям.
Достижение цели иноязычного образование невозможно без учета возрастных особенностей обучающихся. Так, обучающиеся подросткового возраста отличаются неустойчивой мотивацией к учению, вовлечением в учебный процесс эмоций и чувств, появлением потребностей в самоутверждении и отстаивании своей позиции, особым отношением к коллективу и своему месту в нем, возросшей соревновательно-состязательной потребностью [Зыкова А.А., Майер И.А., 2021, с. 69-77].
Дидактические игры обладают рядом преимуществ. С одной стороны, они являются средством повышения интереса к изучаемому предмету, способны сплотить коллектив, развивают высшие психические функции. Кроме того, благодаря современным технологиям их создание значительно упрощается. Например, можно использовать онлайн-приложения для создания викторин. Так, дидактические игры могут стать отличным средством обучения, если они соответствуют всем требованиям к обучению.
В главе 2 мы проанализировали УМК “Horizonte” для 5 класса и уровень владения когнитивным компонентом социокультурной компетенцией обучающихся, а также представили разработки дидактических игр, созданных в приложении „Kahoot!“, для уроков немецкого языка в 5 классе и описали их эффективность на практике. В ходе исследования оказалось, что в УМК нет подобных форм работы, и использование онлайн- викторин на уроках немецкого языка в 5 классе действительно способствует более успешному развитию и формированию социокультурной компетенции.
Нами были разработаны 4 дидактические игры, направленные на развитие и формирование социокультурной компетенции на уроках немецкого языка в 5 классе (когнитивного компонента). По результатам входного тестирования было выявлено, что уровень владения социокультурной компетенцией в 5 «В» выше на 21,8%, поэтому было принято решение считать контрольной группой 5 «В» класс, экспериментальной - 5 «Г».
Вопросы онлайн-викторин соответствовали материалу учебника и рабочей тетради, предполагали выбор одного из 2-4 ответов. Обучающиеся 5 «Г» играли командами, парами и индивидуально, в классе во время урока и дома. Обучающиеся 5 «В» проходили материал без изменений.
По завершении эксперимента обучающимся 5 «Г» был предложен опрос, в ходе которого было выяснено, что большей части игроков понравилась данная форма работы. Также было проведено контрольное тестирование среди обучающихся обоих классов на установление уровня владения социокультурными знаниями. Было выявлено, что успеваемость 5 «Г» повысилась и превысила успеваемость 5 «В», что доказывает
эффективность дидактических игр, созданных в онлайн-приложениях как средства формирования когнитивного компонента социокультурной компетенции.
Данная разработка может быть использована учителем с целью развития и формирования социокультурной компетенции на всех ступенях образования, на уроках других иностранных языков, совмещая с другими УМК.



