ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 11-13 ЛЕТ
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 11-13 лет 8
1.2. Физическое развитие детей 11-13 лет 12
1.3. Механизмы организации движений по Н.А. Бернштейну 21
1.4. Координационные способности и их классификация 27
1.5. Особенности развития координации движений у детей 11-13 лет 31
Заключение по первой главе 41
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика методов исследования 43
2.2. Организация исследования 48
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 11-13 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГРЕБНЫМ СЛАЛОМОМ
3.1. Методика развития координационных способностей детей 11-13 лет,
занимающихся гребным слаломом 50
3.2. Разработка экспериментального комплекса физических упражнений,
развивающего координационные способности у гребцов-слаломистов 63
3.3. Оценка эффективности разработанной методики развития
координационных способностей у детей 11 -13 лет, занимающихся гребным слаломом 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАБОТЕ 71
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
История возникновения гребного слалома в мире начинается с XX столетия, когда туристы водники стали вводить элементы слалома во время сплавов по рекам, разрабатывать специальные упражнения и создавать искусственные препятствия.
Гребной слалом как вид спорта возник на базе широкого, массового развития водного туризма, из вполне естественного стремления туристов- байдарочников соревноваться в мастерстве преодоления препятствий, в изобилии встречающихся на сложных водных маршрутах.
Гребной слалом исторически возник как способ передвижения по бурной воде на национальных средствах сплава: индейское каноэ, эскимосский каяк, алеутская байдарка, хантыйский облав и многие другие.
Официальный статус технической дисциплины международной федерации гребли был присвоен гребному слалому в 1932г.
Впервые гребной слалом был включен в программу Олимпийских игр в 1972 году. Затем, в связи с тем, что почти все призовые места заняли спортсмены из Германии, в дальнейших олимпиадах гребной слалом не включали. Повторно он был введен в программу Олимпийских игр в 1992 году и с тех пор постоянно там представлен.
Гребной слалом это технически сложная дисциплина гребли, но в то же время эмоциональная и зрелищная. В последние годы стала стремительно развиваться группа видов спорта, объединяемых понятием «экстремальные». С полным правом к ним относиться и гребной слалом.
Объектом соревнований по гребному слалому является прохождение трассы, определенной воротами, на бурном участке водного потока, без нарушения правил прохождения трассы и в минимально возможное время. Соревнования проводят в четырех олимпийских категориях:
К-1М (байдарка-одиночка) мужчины;
K-1W (байдарка-одиночка) женщины;
С-1 (каноэ-одиночка) мужчины;
С-2 (каноэ-двойка) мужчины.
С 2011 года был введен новый класс - С-IW, однако в настоящее время, он не является Олимпийским.
Гребной слалом, относительно молодой вид спорта. В настоящее время вопросы управления тренировочным процессом гребцов-слаломистов слабо освещены в обществе и находятся в стадии практических разработок некоторых тренеров и спортсменов. Причина такого состояния - недостаточная обеспеченность научно-методической литературой, учебными пособиями и программами процесса подготовки гребцов-слаломистов, как в России, так и за рубежом. До сих пор отсутствует базовый институт, занимающийся регулированием вопросов гребного слалома.
Гребной слалом - это сложно-координационный вид спорта, подготовка в котором очень сильно зависит от многих условий: научно - методической обеспеченности, индивидуальной обучаемости спортсменов, качества спортивного инвентаря, возможности круглогодичной тренировки в естественных условиях (гребной канал) и т.д. Для него характерно большое разнообразие движений и близкие к предельным кратковременные нагрузки. Спортсмены, занимающиеся гребным слаломом, должны проявлять высокий уровень координации движений в постоянно меняющихся условиях.
Актуальность темы исследования заключается в том, что координация, являясь ведущей составляющей в таком физическом качестве как ловкость, оказывает важнейшее значение на работоспособность в проявлении и других физических качеств. Особую значимость развитие данного качества приобретает при занятии спортом детьми, особенно в сложно координационных видах двигательной деятельности. В доступной нам литературе, мы не обнаружили работ, касающихся развития и совершенствования координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом. Проблема отсутствия научно¬методической литературы по данному виду спорта мотивировала нас на необходимость исследования особенностей развития координационных способностей в тренировочном процессе у юных спортсменов.
Практическая значимость развития координации заключается в том, что в условиях тренировочного процесса возрастает значение проявлений таких качеств, как:
- вестибулярная устойчивость;
- способность быстро ориентироваться в пространстве;
- дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц;
- быстро реагировать на различные сигналы внешней среды, в частности, на движущийся объект;
- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени.
Для оценки перспективных достижений спортсмена определяются многие факторы, среди которых важное значение имеют координационные характеристики.
Степень разработанности проблемы. Вопросы развития координационных движений в различных видах спорта рассматривались многими авторами: В.А. Миниханов - прикладные виды единоборств, Н.Д. Шульженко, С.Н. Чернякова - баскетбол, В.С. Машанов, Е.О. Горбунов - плавание, М. П. Шестаков, Т. В. Щенникова, А.Х. Муханед - теннис, О.В. Данильченко - художественная гимнастика. Во всех работах указывается на необходимость развития координационных способностей в тренировочном процессе. Однако методических пособий и рекомендаций по развитию и совершенствованию координационных способностей для детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, в доступной литературе нами обнаружено не было.
В результате теоретического анализа научно-методической литературы и изучение опыта, накопленного в теории и практике физической культуры, нами сформулировано следующее противоречие между: необходимостью развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, и отсутствием методик, направленных на решение данной проблемы.
Указанное противоречие определило проблему исследования, которая формулируется следующим образом: при каких условиях развитие координационных способностей по предложенной методике окажется результативным.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование в тренировочном процессе, средств и методов, адекватных возрастным особенностям гребцов-слаломистов 11-13 лет, а также особенностей соотношения взаимосвязи физических качеств будет способствовать более эффективному развитию координации движения.
Цель исследования - теоретическое обоснование методики развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом и экспериментальная проверка ее результативности.
Для достижения поставленной цели, были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретическое состояние проблемы развития координационных способностей у детей 11-13 лет.
2. Разработать методику развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, с учетом возрастных особенностей развития организма и соотношения взаимосвязи физических качеств.
3. Экспериментально определить эффективность методики развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом.
4. Разработать рекомендации по использованию в практике спортивной тренировки созданной методики развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом.
Научная новизна исследования: теоретическое обоснование и методическая разработка основных подходов к развитию координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, с учетом возрастных особенностей развития организма и взаимосвязи физических качеств.
Теоретическая значимость исследования: обобщение существующих теоретических сведений о возрастных особенностях развития координационных способностей в тренировочном процессе; экспериментальное подтверждение ведущей роли возрастных особенностей организма в развитии координации движения.
Практическая значимость исследования: разработанная методика развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом будет способствовать оптимизации подходов в развитии координационных способностей.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в гребном слаломе.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций.
Проведенное в рамках магистерской диссертации экспериментальное исследование по разработке методики развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, свидетельствует о ее эффективности. В результате ее апробирования произошло достоверное повышение показателей, характеризующих уровень проявления координации движений.
На наш взгляд, следствием проявления в период эксперимента позитивных изменений в координационных способностях детей, занимающихся гребным сдадомом, является комплексный подход в использовании форм, средств и методов в развитии данного качества. При этом важным является учет физического, функционального и психологического состояния организма, а также особенностей взаимосвязи физических качеств с координацией движений.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что выдвинутая в работе исходная гипотеза подтвердилась. Развитие координации движений у детей может эффективно развиваться только при комплексном подходе оценки состояния психофизиологических показателей жизнедеятельности организма, а также уровня проявления физических качеств. Данное положение требует учета этого при подборе средств, методов и форм для организации тренировочного процесса с детьми в гребном слаломе.
Полученные в ходе исследования научные результаты позволяют сделать заключение о том, что поставленная цель работы достигнута, задачи решены. Это дает основание сформулировать следующие выводы:
1. Для эффективного развития координационных способностей у детей в возрасте 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, необходимо использовать комплексный подход в оценке закономерностей функциональной деятельности организма. При этом следует учитывать
основные факторы, определяющие проявление координационных способностей: возрастные физиологические и психологические особенности юных спортсменов, состояние в этом возрасте нервной системы и ее влияние на регуляцию деятельности опорно-двигательного аппарата, что оказывает непосредственное влияние на процессы, обеспечивающие качество координации движений.
2. Коэффициенты корреляционных взаимосвязей между двигательными качествами силой, быстротой, выносливостью и гибкостью с координацией двигательных действий у детей в возрасте 11-13 лет, занимающихся гребным спортом, свидетельствуют о том, что данные взаимоотношения зависят от половых особенностей, специфики структуры двигательных действии, уровня проявления двигательных способностей, что способствует оптимизации процесса развития координационных способностей у спортсменов.
3. Высокий уровень проявления координационных способностей у детей экспериментальной группы свидетельствует о том, что разработанная нами методика развития данного качества является эффективной и может использоваться в практике работы тренеров и учителей.
1. Абрамов Э.Н. Целевые программы в физическом воспитании// Физическая культура в школе. - 2011 №3 - С. 36-37.
2. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации/ Аршавский И. А. М.: Наука, 1975. - С. 112.
3. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1990 г. - С. 235.
4. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. С. 235.
5. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. - М., 1962.
6. Плеханова Ю. с Селуяновым В.А. Биоархитектура спортивной тренировки: беседа пресс-секретаря Всероссийской федерации гребли и каноэ // Теория и практика физической культуры. 2005. - № 6. - С. 37-38.
7. Бордуков М.И. Возрастные особенности развития двигательных способностей школьников и методыих оценки: учебно-методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. - С. 151.
8. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980.
9. Викунов А.Д. Физическая подготовка. Учебное пособие. Для вузов.- М:. -2003. - С. 367.
10. Вовк С.И. Особенности долговременной динамики
тренированности // Теор. и практ. физ. культ. - 2001. No 2. - С. 28-31.
11. Водные виды спорта: учебник/ ред. Н.Ж. Булгакова. М.: Академия, 2003. - С. 320.
12. Володин В.Н. Методика тренировки гребцов-слаломистов на начальном этапе подготовки / В. Н. Володин. Тюмень: Вектор - Бук. - 2009. - С. 152
13. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие для студ. вузов / Г.Д. Горбунов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Советский спорт, 2006. - С. 296.
14. Горская И.Ю. Координационная подготовка спортсменов: монография / И.Ю. Горская, И.В. Аверьянов, А.М. Кондаков // Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Омск: Изд-во СибГУФК, 2015.
15. Граевская Н.Д., Гончарова Г.А., Калугина Г.Е. Еще раз к проблеме «спортивного сердца» // Теор. и практ. физ. культ. - 1997. No 4. - С. 2-5.
16. Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988 г. - С. 186.
17. Гузь С.М. Силовая подготовка школьников// Физическая
культура в школе. - 2009.- С. 17-23.
18. Заболотний А.Г. Гармоничность развития кондиционных возможностей девушек // Наука. Образование. Молодежь. Материалы научной конференции молодых ученых АГУ. Майкоп. 2005 — С. 417 - 420 - с. 57
19. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Карасева А.В. - М.: Лептос, 1994. - С. 368.
20. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. - М.: Вентана - Граф, 2009. - С. 152, 200.
21. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2009. - С. 352 .
22. Карпман В.Л. Спортивная медицина: учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1987.
23. Коджаспиров Ю.Г. Основы развития силы/ Ю.Г. Коджаспиров// Физическая культура в школе. 2006. - № 6. - С. 17-21.
24. Колпакова Т.В., Кужегеет А.А.. Математическая статистика для студентов ИФКСиЗ им. И.С. Ярыгина: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск 2014. - С. 21-28.
25. Колтышев Б.Н. Содержание и структура технико-тактических действий гребцов-слаломистов и пути их эффективности: автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04). СПб., - 1992. - С. 20.
26. Корженевский А.Н. Приспособление высококвалифицированных гребцов-слаломистов к предельной ступенчатой нагрузке/ А.Н. Корженевский, Л.Ю. Рябиков, И.С. Губарева// Теория и практика физической культуры. 2007. - № 8. - С. 11-14.
27. Курамшин Ю.Ф., Теория и методика физической культуры - М.: Советский спорт, 2003. - С. 464.
28. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие для студ. вузов/ Ланда Б.Х. — М.: Советский спорт, - 2005. - С. 192.
29. Листова М.Л. Выносливость важный показатель здоровья человека.// Физическая культура в школе. 2010. - №5. - С. 39-40.
30. Любимова З.В. Возрастная физиология. Ч.: 1: учебник для студентов вузов/ З.В. Любимова, К.В. Маринова, A.A. Никитина. М.: ВЛАДОС, 2004. — С. 301.
31. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и
развитие/ В.И. Лях. Москва: ТВТ Дивизион, - 2006. - С. 290.
32. Лях В.И., Гальперин П.Я., Боген Л.М.: теория о поэтапном формировании знаний, умений и навыков в процессе освоения двигательных действий/ В.И. Лях// Физическая культура в школе. - 2007. № 3. - С. 15-18.
33. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях.— М.: ACT, 1998. — 272 с.) - с. 57
34. Максименко A.M. Теория и методика физической культуры. - М.: Физическая культура, 2005. - С. 522.
35. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991 г. - С. 211.
36. Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: концепция
долговременной адаптации. М.: Дело, - 1993. - С. 138.
37. Московченко О.Н. Педагогическая деятельность магистра: учеб. пособие / Московченко О.Н. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск 2014. - С. 150
38. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. - М.: 2001г.
39. Озолин Н.Г., Молодому коллеге, М. Фис. - 1979г.
40. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.: Астрель, 2006. - С. 863.
41. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник для студ. вузов физ. воспитания и спорта. Киев: Олимпийская литература, 2004. - С. 168.
42. Плеханов Ю.А. Гребля на байдарках и каноэ. М.: Олимпия Пресс, - 2005. - С. 160.
43. Полушина Т.Н. Ритмика и физическая подготовка.// Физическая культура в школе. - 2009. №7 - C. 29 - 31.
44. Попов А.Н. Новый подход к технологии повышения тренированности высококвалифицированных гребцов/ А.Н. Попов// Теория и практика физической культуры. - 2006. №5. - С. 32 - 34.
45. Рахматов А. А. Взаимосвязь показателей физической подготовленности у студенток нефизкультурных вузов // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. Конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 183 - 185.
46. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л., Палтиев Р.Л., Погадаев Г.И. Физическая культура - М.: «Академия», 2007г.
47. Рубин В.А. Разделы теории и методики физической культуры. - М.: Физическая культура, 2006. - С. 112.
48. Сидоров, Л.К. Основы спортивной подготовки / Л.К.Сидоров: учебное пособие.- Красноярск, 2003. С. 48
49. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Терра-Спорт, 2011 г.
50. Суслов Ф.11. Теория и методика спорта. - М.: ФиС, 2007. - С. 314.
51. Суянгулова Л.Л. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста. - Омск: ОГИФК, 2006. - С. 38.
52. Тихомиров А.К. Развитие координационных способностей // Физическая культура в школе. 2006. No 4. - С. 29-31.
53. Туркунов Б.Н. Физическая нагрузка на уроках спортивных игр // - 2010. №1. -C. 25-26
54. Филин В.П., Воспитание физических качеств у юных спортсменов, М., «Физкультура и спорт», 1974г.
55. Фомин С.К. Гребной спорт. Киев: Здоровье, 1971.- С. 154.
56. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - С. 348.
57. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. - С. 319.
58. Черапкина, Л.П. Физиологические основы водных видов спорта / Л.П. Черапкина // Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Кафедра анатомии и физиологии. Омск: Издательство СибГУФК, 2005. - С. 92.
59. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: В 3 т./ - М.: ФиС, 2005. - Т. 1,2,3.
60. Юров И.А. Психодинамические корреляты спортивной
успешности // Вестник спортивной науки. - 2012. № 3. - С. 22 - 26.