Развитие координационных способностей у детей в возрасте 11-13 лет занимающихся гребным слаломом
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 11-13 ЛЕТ
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 11-13 лет 8
1.2. Физическое развитие детей 11-13 лет 12
1.3. Механизмы организации движений по Н.А. Бернштейну 21
1.4. Координационные способности и их классификация 27
1.5. Особенности развития координации движений у детей 11-13 лет 31
Заключение по первой главе 41
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика методов исследования 43
2.2. Организация исследования 48
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 11-13 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГРЕБНЫМ СЛАЛОМОМ
3.1. Методика развития координационных способностей детей 11-13 лет,
занимающихся гребным слаломом 50
3.2. Разработка экспериментального комплекса физических упражнений,
развивающего координационные способности у гребцов-слаломистов 63
3.3. Оценка эффективности разработанной методики развития
координационных способностей у детей 11 -13 лет, занимающихся гребным слаломом 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАБОТЕ 71
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 11-13 ЛЕТ
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 11-13 лет 8
1.2. Физическое развитие детей 11-13 лет 12
1.3. Механизмы организации движений по Н.А. Бернштейну 21
1.4. Координационные способности и их классификация 27
1.5. Особенности развития координации движений у детей 11-13 лет 31
Заключение по первой главе 41
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика методов исследования 43
2.2. Организация исследования 48
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 11-13 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГРЕБНЫМ СЛАЛОМОМ
3.1. Методика развития координационных способностей детей 11-13 лет,
занимающихся гребным слаломом 50
3.2. Разработка экспериментального комплекса физических упражнений,
развивающего координационные способности у гребцов-слаломистов 63
3.3. Оценка эффективности разработанной методики развития
координационных способностей у детей 11 -13 лет, занимающихся гребным слаломом 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАБОТЕ 71
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
История возникновения гребного слалома в мире начинается с XX столетия, когда туристы водники стали вводить элементы слалома во время сплавов по рекам, разрабатывать специальные упражнения и создавать искусственные препятствия.
Гребной слалом как вид спорта возник на базе широкого, массового развития водного туризма, из вполне естественного стремления туристов- байдарочников соревноваться в мастерстве преодоления препятствий, в изобилии встречающихся на сложных водных маршрутах.
Гребной слалом исторически возник как способ передвижения по бурной воде на национальных средствах сплава: индейское каноэ, эскимосский каяк, алеутская байдарка, хантыйский облав и многие другие.
Официальный статус технической дисциплины международной федерации гребли был присвоен гребному слалому в 1932г.
Впервые гребной слалом был включен в программу Олимпийских игр в 1972 году. Затем, в связи с тем, что почти все призовые места заняли спортсмены из Германии, в дальнейших олимпиадах гребной слалом не включали. Повторно он был введен в программу Олимпийских игр в 1992 году и с тех пор постоянно там представлен.
Гребной слалом это технически сложная дисциплина гребли, но в то же время эмоциональная и зрелищная. В последние годы стала стремительно развиваться группа видов спорта, объединяемых понятием «экстремальные». С полным правом к ним относиться и гребной слалом.
Объектом соревнований по гребному слалому является прохождение трассы, определенной воротами, на бурном участке водного потока, без нарушения правил прохождения трассы и в минимально возможное время. Соревнования проводят в четырех олимпийских категориях:
К-1М (байдарка-одиночка) мужчины;
K-1W (байдарка-одиночка) женщины;
С-1 (каноэ-одиночка) мужчины;
С-2 (каноэ-двойка) мужчины.
С 2011 года был введен новый класс - С-IW, однако в настоящее время, он не является Олимпийским.
Гребной слалом, относительно молодой вид спорта. В настоящее время вопросы управления тренировочным процессом гребцов-слаломистов слабо освещены в обществе и находятся в стадии практических разработок некоторых тренеров и спортсменов. Причина такого состояния - недостаточная обеспеченность научно-методической литературой, учебными пособиями и программами процесса подготовки гребцов-слаломистов, как в России, так и за рубежом. До сих пор отсутствует базовый институт, занимающийся регулированием вопросов гребного слалома.
Гребной слалом - это сложно-координационный вид спорта, подготовка в котором очень сильно зависит от многих условий: научно - методической обеспеченности, индивидуальной обучаемости спортсменов, качества спортивного инвентаря, возможности круглогодичной тренировки в естественных условиях (гребной канал) и т.д. Для него характерно большое разнообразие движений и близкие к предельным кратковременные нагрузки. Спортсмены, занимающиеся гребным слаломом, должны проявлять высокий уровень координации движений в постоянно меняющихся условиях.
Актуальность темы исследования заключается в том, что координация, являясь ведущей составляющей в таком физическом качестве как ловкость, оказывает важнейшее значение на работоспособность в проявлении и других физических качеств. Особую значимость развитие данного качества приобретает при занятии спортом детьми, особенно в сложно координационных видах двигательной деятельности. В доступной нам литературе, мы не обнаружили работ, касающихся развития и совершенствования координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом. Проблема отсутствия научно¬методической литературы по данному виду спорта мотивировала нас на необходимость исследования особенностей развития координационных способностей в тренировочном процессе у юных спортсменов.
Практическая значимость развития координации заключается в том, что в условиях тренировочного процесса возрастает значение проявлений таких качеств, как:
- вестибулярная устойчивость;
- способность быстро ориентироваться в пространстве;
- дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц;
- быстро реагировать на различные сигналы внешней среды, в частности, на движущийся объект;
- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени.
Для оценки перспективных достижений спортсмена определяются многие факторы, среди которых важное значение имеют координационные характеристики.
Степень разработанности проблемы. Вопросы развития координационных движений в различных видах спорта рассматривались многими авторами: В.А. Миниханов - прикладные виды единоборств, Н.Д. Шульженко, С.Н. Чернякова - баскетбол, В.С. Машанов, Е.О. Горбунов - плавание, М. П. Шестаков, Т. В. Щенникова, А.Х. Муханед - теннис, О.В. Данильченко - художественная гимнастика. Во всех работах указывается на необходимость развития координационных способностей в тренировочном процессе. Однако методических пособий и рекомендаций по развитию и совершенствованию координационных способностей для детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, в доступной литературе нами обнаружено не было.
В результате теоретического анализа научно-методической литературы и изучение опыта, накопленного в теории и практике физической культуры, нами сформулировано следующее противоречие между: необходимостью развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, и отсутствием методик, направленных на решение данной проблемы.
Указанное противоречие определило проблему исследования, которая формулируется следующим образом: при каких условиях развитие координационных способностей по предложенной методике окажется результативным.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование в тренировочном процессе, средств и методов, адекватных возрастным особенностям гребцов-слаломистов 11-13 лет, а также особенностей соотношения взаимосвязи физических качеств будет способствовать более эффективному развитию координации движения.
Цель исследования - теоретическое обоснование методики развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом и экспериментальная проверка ее результативности.
Для достижения поставленной цели, были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретическое состояние проблемы развития координационных способностей у детей 11-13 лет.
2. Разработать методику развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, с учетом возрастных особенностей развития организма и соотношения взаимосвязи физических качеств.
3. Экспериментально определить эффективность методики развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом.
4. Разработать рекомендации по использованию в практике спортивной тренировки созданной методики развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом.
Научная новизна исследования: теоретическое обоснование и методическая разработка основных подходов к развитию координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, с учетом возрастных особенностей развития организма и взаимосвязи физических качеств.
Теоретическая значимость исследования: обобщение существующих теоретических сведений о возрастных особенностях развития координационных способностей в тренировочном процессе; экспериментальное подтверждение ведущей роли возрастных особенностей организма в развитии координации движения.
Практическая значимость исследования: разработанная методика развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом будет способствовать оптимизации подходов в развитии координационных способностей.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в гребном слаломе.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций.
Гребной слалом как вид спорта возник на базе широкого, массового развития водного туризма, из вполне естественного стремления туристов- байдарочников соревноваться в мастерстве преодоления препятствий, в изобилии встречающихся на сложных водных маршрутах.
Гребной слалом исторически возник как способ передвижения по бурной воде на национальных средствах сплава: индейское каноэ, эскимосский каяк, алеутская байдарка, хантыйский облав и многие другие.
Официальный статус технической дисциплины международной федерации гребли был присвоен гребному слалому в 1932г.
Впервые гребной слалом был включен в программу Олимпийских игр в 1972 году. Затем, в связи с тем, что почти все призовые места заняли спортсмены из Германии, в дальнейших олимпиадах гребной слалом не включали. Повторно он был введен в программу Олимпийских игр в 1992 году и с тех пор постоянно там представлен.
Гребной слалом это технически сложная дисциплина гребли, но в то же время эмоциональная и зрелищная. В последние годы стала стремительно развиваться группа видов спорта, объединяемых понятием «экстремальные». С полным правом к ним относиться и гребной слалом.
Объектом соревнований по гребному слалому является прохождение трассы, определенной воротами, на бурном участке водного потока, без нарушения правил прохождения трассы и в минимально возможное время. Соревнования проводят в четырех олимпийских категориях:
К-1М (байдарка-одиночка) мужчины;
K-1W (байдарка-одиночка) женщины;
С-1 (каноэ-одиночка) мужчины;
С-2 (каноэ-двойка) мужчины.
С 2011 года был введен новый класс - С-IW, однако в настоящее время, он не является Олимпийским.
Гребной слалом, относительно молодой вид спорта. В настоящее время вопросы управления тренировочным процессом гребцов-слаломистов слабо освещены в обществе и находятся в стадии практических разработок некоторых тренеров и спортсменов. Причина такого состояния - недостаточная обеспеченность научно-методической литературой, учебными пособиями и программами процесса подготовки гребцов-слаломистов, как в России, так и за рубежом. До сих пор отсутствует базовый институт, занимающийся регулированием вопросов гребного слалома.
Гребной слалом - это сложно-координационный вид спорта, подготовка в котором очень сильно зависит от многих условий: научно - методической обеспеченности, индивидуальной обучаемости спортсменов, качества спортивного инвентаря, возможности круглогодичной тренировки в естественных условиях (гребной канал) и т.д. Для него характерно большое разнообразие движений и близкие к предельным кратковременные нагрузки. Спортсмены, занимающиеся гребным слаломом, должны проявлять высокий уровень координации движений в постоянно меняющихся условиях.
Актуальность темы исследования заключается в том, что координация, являясь ведущей составляющей в таком физическом качестве как ловкость, оказывает важнейшее значение на работоспособность в проявлении и других физических качеств. Особую значимость развитие данного качества приобретает при занятии спортом детьми, особенно в сложно координационных видах двигательной деятельности. В доступной нам литературе, мы не обнаружили работ, касающихся развития и совершенствования координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом. Проблема отсутствия научно¬методической литературы по данному виду спорта мотивировала нас на необходимость исследования особенностей развития координационных способностей в тренировочном процессе у юных спортсменов.
Практическая значимость развития координации заключается в том, что в условиях тренировочного процесса возрастает значение проявлений таких качеств, как:
- вестибулярная устойчивость;
- способность быстро ориентироваться в пространстве;
- дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц;
- быстро реагировать на различные сигналы внешней среды, в частности, на движущийся объект;
- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени.
Для оценки перспективных достижений спортсмена определяются многие факторы, среди которых важное значение имеют координационные характеристики.
Степень разработанности проблемы. Вопросы развития координационных движений в различных видах спорта рассматривались многими авторами: В.А. Миниханов - прикладные виды единоборств, Н.Д. Шульженко, С.Н. Чернякова - баскетбол, В.С. Машанов, Е.О. Горбунов - плавание, М. П. Шестаков, Т. В. Щенникова, А.Х. Муханед - теннис, О.В. Данильченко - художественная гимнастика. Во всех работах указывается на необходимость развития координационных способностей в тренировочном процессе. Однако методических пособий и рекомендаций по развитию и совершенствованию координационных способностей для детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, в доступной литературе нами обнаружено не было.
В результате теоретического анализа научно-методической литературы и изучение опыта, накопленного в теории и практике физической культуры, нами сформулировано следующее противоречие между: необходимостью развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, и отсутствием методик, направленных на решение данной проблемы.
Указанное противоречие определило проблему исследования, которая формулируется следующим образом: при каких условиях развитие координационных способностей по предложенной методике окажется результативным.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование в тренировочном процессе, средств и методов, адекватных возрастным особенностям гребцов-слаломистов 11-13 лет, а также особенностей соотношения взаимосвязи физических качеств будет способствовать более эффективному развитию координации движения.
Цель исследования - теоретическое обоснование методики развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом и экспериментальная проверка ее результативности.
Для достижения поставленной цели, были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретическое состояние проблемы развития координационных способностей у детей 11-13 лет.
2. Разработать методику развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, с учетом возрастных особенностей развития организма и соотношения взаимосвязи физических качеств.
3. Экспериментально определить эффективность методики развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом.
4. Разработать рекомендации по использованию в практике спортивной тренировки созданной методики развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом.
Научная новизна исследования: теоретическое обоснование и методическая разработка основных подходов к развитию координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, с учетом возрастных особенностей развития организма и взаимосвязи физических качеств.
Теоретическая значимость исследования: обобщение существующих теоретических сведений о возрастных особенностях развития координационных способностей в тренировочном процессе; экспериментальное подтверждение ведущей роли возрастных особенностей организма в развитии координации движения.
Практическая значимость исследования: разработанная методика развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом будет способствовать оптимизации подходов в развитии координационных способностей.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в гребном слаломе.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций.
Проведенное в рамках магистерской диссертации экспериментальное исследование по разработке методики развития координационных способностей у детей 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, свидетельствует о ее эффективности. В результате ее апробирования произошло достоверное повышение показателей, характеризующих уровень проявления координации движений.
На наш взгляд, следствием проявления в период эксперимента позитивных изменений в координационных способностях детей, занимающихся гребным сдадомом, является комплексный подход в использовании форм, средств и методов в развитии данного качества. При этом важным является учет физического, функционального и психологического состояния организма, а также особенностей взаимосвязи физических качеств с координацией движений.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что выдвинутая в работе исходная гипотеза подтвердилась. Развитие координации движений у детей может эффективно развиваться только при комплексном подходе оценки состояния психофизиологических показателей жизнедеятельности организма, а также уровня проявления физических качеств. Данное положение требует учета этого при подборе средств, методов и форм для организации тренировочного процесса с детьми в гребном слаломе.
Полученные в ходе исследования научные результаты позволяют сделать заключение о том, что поставленная цель работы достигнута, задачи решены. Это дает основание сформулировать следующие выводы:
1. Для эффективного развития координационных способностей у детей в возрасте 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, необходимо использовать комплексный подход в оценке закономерностей функциональной деятельности организма. При этом следует учитывать
основные факторы, определяющие проявление координационных способностей: возрастные физиологические и психологические особенности юных спортсменов, состояние в этом возрасте нервной системы и ее влияние на регуляцию деятельности опорно-двигательного аппарата, что оказывает непосредственное влияние на процессы, обеспечивающие качество координации движений.
2. Коэффициенты корреляционных взаимосвязей между двигательными качествами силой, быстротой, выносливостью и гибкостью с координацией двигательных действий у детей в возрасте 11-13 лет, занимающихся гребным спортом, свидетельствуют о том, что данные взаимоотношения зависят от половых особенностей, специфики структуры двигательных действии, уровня проявления двигательных способностей, что способствует оптимизации процесса развития координационных способностей у спортсменов.
3. Высокий уровень проявления координационных способностей у детей экспериментальной группы свидетельствует о том, что разработанная нами методика развития данного качества является эффективной и может использоваться в практике работы тренеров и учителей.
На наш взгляд, следствием проявления в период эксперимента позитивных изменений в координационных способностях детей, занимающихся гребным сдадомом, является комплексный подход в использовании форм, средств и методов в развитии данного качества. При этом важным является учет физического, функционального и психологического состояния организма, а также особенностей взаимосвязи физических качеств с координацией движений.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что выдвинутая в работе исходная гипотеза подтвердилась. Развитие координации движений у детей может эффективно развиваться только при комплексном подходе оценки состояния психофизиологических показателей жизнедеятельности организма, а также уровня проявления физических качеств. Данное положение требует учета этого при подборе средств, методов и форм для организации тренировочного процесса с детьми в гребном слаломе.
Полученные в ходе исследования научные результаты позволяют сделать заключение о том, что поставленная цель работы достигнута, задачи решены. Это дает основание сформулировать следующие выводы:
1. Для эффективного развития координационных способностей у детей в возрасте 11-13 лет, занимающихся гребным слаломом, необходимо использовать комплексный подход в оценке закономерностей функциональной деятельности организма. При этом следует учитывать
основные факторы, определяющие проявление координационных способностей: возрастные физиологические и психологические особенности юных спортсменов, состояние в этом возрасте нервной системы и ее влияние на регуляцию деятельности опорно-двигательного аппарата, что оказывает непосредственное влияние на процессы, обеспечивающие качество координации движений.
2. Коэффициенты корреляционных взаимосвязей между двигательными качествами силой, быстротой, выносливостью и гибкостью с координацией двигательных действий у детей в возрасте 11-13 лет, занимающихся гребным спортом, свидетельствуют о том, что данные взаимоотношения зависят от половых особенностей, специфики структуры двигательных действии, уровня проявления двигательных способностей, что способствует оптимизации процесса развития координационных способностей у спортсменов.
3. Высокий уровень проявления координационных способностей у детей экспериментальной группы свидетельствует о том, что разработанная нами методика развития данного качества является эффективной и может использоваться в практике работы тренеров и учителей.



