Введение 3
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования 10
1.1. Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе 10
1.2. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с легкой
умственной отсталостью 17
1.3. Метод «Социальные истории» в развитии лексико-грамматического строя речи 24
Вывод по главе 1 29
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 30
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 30
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
Вывод по главе II 56
Глава III. Формирующий эксперимент и его анализ 57
3.1. Организация и методика проведения формирующего эксперимента 57
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 61
Выводы по главе III 74
Заключение 75
Библиография 77
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время неуклонно растет число детей, имеющих высокую степень риска по возникновению отклонений в развитии. Данные группы достаточно неоднородны и имеют разную структуру дефекта. Особенно за последние годы наблюдается увеличение числа детей со сложной структурой дефекта.
Понятие «структура дефекта» ввёл Л.С. Выготский. Исходя из его концепции, существует первичный дефект (отделов центральной нервной системы, анализаторов), обусловленный биологическими факторами, и вторичные отклонения (нарушение речи, мышления, восприятия и пространственной ориентации и т.д.), возникающие под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. Биологические и психологические проявления существуют в сложном взаимодействии, взаимно влияя друг на друга [11].
Такое интеллектуальное нарушение, как умственная отсталость влечет за собой вторичный дефект - речевое нарушение. Оно проявляется в затруднениях при восприятии и различении фонем родного языка, при нарушении их произношения, в недостаточном объеме словарного запаса, недоразвитии грамматической стороны речи. Данный дефект проявляется как в устной, так и в письменной речи ребенка.
Особенностью развития высшей нервной деятельности, незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием мыслительных операций и познавательной деятельности определяется специфика речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью [9].
Содержащие в литературе данные (Л.Б. Баряева, З.М. Дунаева, А.А. Катаева, В.Г. Петрова, И.В. Белякова, В.В. Воронкова, О.П. Гаврилушкина, Г.В. Кузнецова, Н.Д. Соколова, Е.С. Снепович, Е.А. Стребелева и др.), свидетельствуют о том, что у детей с умственной отсталостью речевое развитие не только запаздывает по срокам, чем при нормотипичном развитии, но и имеет свои особенности.
Исследования данных авторов показали наличие у детей данной категории невысокую речевую активность в силу узости представлений об окружающем мире, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи, грамматики и связной речи. Также, авторы отмечают, что нарушения речи при интеллектуальной недостаточности имеют системный характер и распространяются на все функции речи - коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Система требований к содержанию начального общего образования детей с умственной отсталостью освещена в Федеральном государственном образовательном стандарте для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Речевое и социально-коммуникативное развитие стоит в качестве одних из важных направлений, отведенных в Стандарте. В качестве целевых ориентиров выделяются: овладение социально-бытовыми навыками, коммуникацией, принятыми нормами социального взаимодействия, принятие и овладение социальной роли обучающегося, сформированные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях и т.д. [55].
Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались Г.А. Каше, М.А. Савченко, М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой и др. Исследования показывают весомые трудности учащихся в начальных классах, так например выраженный дефект наблюдается у 40 - 60 % детей.
Младшие школьники с умственной отсталостью, имея скудные представления об окружающем мире, нестойкость интересов, слабость вербальной памяти, сниженные потребности в социальных и речевых контактах, сталкиваются с недостаточной сформированностью лексико-грамматического строя речи. Дефект данной стороны речи напрямую отражается на учебной успеваемости и на установлении социальных отношений.
На сегодняшний день отмечается недостаточная осведомленность в литературе вопроса состояния лексико-грамматического строя речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью. В методическом пособии Л.Н. Ефименковой и И.Н. Садовниковой «Формирование связной речи у детей-олигофренов» рассматриваются задачи по формированию связной речи и лексико-грамматического строя. Авторы акцентируют свое внимание на том, что у детей с умственной отсталостью отмечаются различные формы речевого недоразвития, что напрямую взаимосвязано с недоразвитием мышления. А при целенаправленной, комплексной и специально подобранной работе будут решаться ряд задач, направленных как на коррекцию речи, так и на разные виды мышления [21].
В результате анализа литературных данных по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
• важностью успешной социализации детей с легкой степенью умственной отсталости и наличием у них стойких аграмматизмов, несформированности связной речи;
• значимостью формирования лексического и грамматического строя речи у детей данной категории и недостаточного количества методической базы по этому направлению работы;
• наличием трудностей понимания прочитанного предложения у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и недостаток методической информации по усвоению лексико-грамматического строя речи посредством прочтения текста.
Запрос со стороны социума на коммуникативное развитие этих детей находит свое отражение в свете принятого 19 декабря 2014 г. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, согласно которому у детей необходимо развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка, с включением предметной области «Язык и речевая практика». Развитие речи реализуется через содержание предмета «Русский язык» [1].
С целью более эффективного овладения лексико-грамматическим строем речи и навыками коммуникации нами предлагается использовать метод «социальные истории», который также будет решать немаловажную задачу по ознакомлению с принятыми нормами социального взаимодействия.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в ответе на вопрос «На сколько повысится эффективность логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости через применение метода «социальные истории»».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы и программно-методического обеспечения по развитию лексико-грамматического строя речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, дефектологическую, медицинскую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности лексико-грамматического строя речи у третьеклассников с лёгкой умственной отсталостью;
3. Составить и внедрить содержание логопедической работы, направленной на развитие лексико-грамматической стороны речи третьеклассников с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования - логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью.
Объект исследования - лексико-грамматический строй речи младших школьников.
Гипотезой исследования является:
Мы считаем, что лексико-грамматический строй речи повысится у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью, если в своей работе учитель-логопед будет применять, разработанное нами содержание логопедической работы с использованием метода «Социальные истории».
Методологические и теоретические основа исследования:
• проблемы речевого и языкового развития ребёнка в онтогенезе (Л.С Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев,
H. И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Е.Е. Ляксо, Ф.А. Сохин, Г.Л Розенгард- Пупко, Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Т.Н. Ушакова, Т.Б Филичева, Л.В. Щерба, Дж. Брунер и др);
• отечественные и зарубежные исследования речевых нарушений детей с умственной отсталостью (Р. Е. Левиной, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, М.Е. Хватцевым, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, К. К. Карлепом, Г.А. Каше и др.);
• труды по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с легкой степенью умственной отсталости (А.К. Аксенова, Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова);
•метод «Социальные истории» Керолл Грей.
Методы исследования:
I. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, медицинской, методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: диагностика, направленная на обследование понимания речи словарного запаса, грамматического строя речи и обследование восприятия изображения, количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в процессе диагностического исследования были подтверждены и дополнены имеющиеся представления в научной литературе о специфике нарушения лексикой и грамматической стороны речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость исследования заключается в том, что по результатам исследования состояния речи младших школьников с умственной отсталостью нами был составлен альбом социальных историй, который может быть применён как учителем-логопедом, так и родителями при специальном обучении с данной категорией детей.
Организация исследования. Местом проведения исследования послужило Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 5» и Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя школа № 6». В формирующем эксперименте приняли участие 20 младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап — поисково-теоретический. Этап предполагал теоретический анализ специальной литературы по теме исследования, постановку цели, задач и гипотезы исследования, подбор диагностических заданий и описание процедуры обследования речевого развития младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
2 этап — экспериментальный. На данном этапе осуществлялось проведение констатирующего и формирующего исследования и анализ их результатов.
3 этап — обобщающий. Данный этап предполагал формулировку выводов, оформление результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась через: Участие в научных конференциях:
1. Выступление на Международной научно-практической конференции «Инновационные научные исследования в современном мире: теория, методология, практика» с научной работой «Формирование лексико-грамматического строя речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с использованием социальных историй» (Уфа, 29 октября 2021 г.);
2. Выступление на Международной научно-практической конференции «Инновационные научные исследования» с научной работой «Использование альбома «Мы собрались в продуктовый магазин» в работе с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью (Уфа, 13 ноября 2023 г.).
Публикации основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов и научных журналов:
1. Баранова Е.А., Проглядова Г.А. Формирование лексико-грамматического строя речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с использованием социальных историй // Вестник науки. 2021. С. 130-134.
2. Орлова Е.А., Проглядова Г.А. Использование альбома «Мы собрались в продуктовый магазин» в работе с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью // Вестник науки. 2023
Структура и объем. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, 2 приложений, списка литературы из 71 источника. Объем работы составляет 100 страниц.
Развитая, грамотная речь является важнейшим условиям для социализации и успешного обучения в школе как нормотипичного ребенка, так и ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Проблема нарушения лексико-грамматического строя речи у младших школьников с легкой умственной отсталости по сегодняшний день актуальна, поскольку речевой дефект влечет за собой и трудности в социализации детей.
В ходе опытно-экспериментальной работы были решены следующие задачи:
1. Выделена психолого-педагогическая характеристика младших школьников с легкой степенью умственной отсталости;
2. Охарактеризованы особенности формирования лексико-грамматического строя речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, которые выражаются в бедности лексического запаса и множественных наличиях аграмматизмов;
3. Определены направления работы по развитию лексико-грамматической стороны речи с учетом использования альбома социальной истории;
4. Реализована работа по формированию лексической и грамматической стороны речи посредством использования альбома социальной истории.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время вопрос состояния лексико-грамматического строя речи у младших школьников достаточно изучен. Исследователи указывают на поэтапное становление речевого развития. От первых голосовых реакций (крик, плач) до полноценного выстраивания фраз.
Достаточно сформированный лексико-грамматический строй речи определяется в сформированности лексики, умении изменять форму слова, образовывать новое слово разными способами, согласовывать слова между собой.
Теоретические положения первой главы исследования легли в основу экспериментальной работы.
Для констатирующей части экспериментальной работы были выбраны методики на исследование состояния речевого развития у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости: Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и Л.Ф. Фатихова, направленные на обследование понимания речи, словарного запаса, грамматического строя речи и обследование восприятия изображения.
Оценка состояния понимания речи показала, что младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости в основном не испытывают трудностей при восприятии речевых конструкций, но установление временных представлений для них является проблематичным.
При исследовании состояния словарного запаса было выявлено, что учащиеся испытывают трудности при актуализации родовых понятий, слов- синонимов и предлогов.
Состояние грамматического строя речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости показало, что достаточно трудным для учащихся является составление предложений по опорным словам, а также согласование имени существительного с глаголом.
В ходе констатирующего этапа работы нами были выявлены дефициты в состоянии лексического запаса и сформированности грамматических категорий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, выразившиеся в узком словарном запасе и многочисленных ошибках в употреблении и образовании разных форм слов.
В рамках формирующей работы были решены задачи по устранению дефицитов в данной стороне речи посредством использования альбома социальной истории «Мы собрались в продуктовый магазин».
Результаты контрольного этапа подтвердили эффективность выбранного метода. Учащиеся, после проведенной логопедической работы, продвинулись на уровни выше.
На основе этого можно сделать вывод, что цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
1. Агаева И.Б. Формирование речи у обучающихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью средствами альтернативной коммуникации: практико-ориентированная монография; Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018.- 148 с.
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. -- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика)
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика- Синтез, 1999. - 272 с.
4. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Ахутина Т. В., Фотекова Т.А. — 3-е изд., испр. и доп.
- М.: Издательство Юрайт, 2019. - 157 с.
5. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч. II: Словарный запас и грамматический строй. — М.: АРКТИ, 1997. - 64 с.
6. Белякова Л.И. Онтогенез речевой деятельности как приоритетное направление научной школы кафедры логопедии МИГУ // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. - М.: Изд-во «Прометей» МИГУ, 2005. С. 18-24.
7. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе. - М.: Изд. Дрофа., 2004.
8. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
9. Волкова Л.С, Шоховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
— 680 с.
10. Войекова М.Д. Ранние этапы усвоения детьми морфологии русского языка. - М.: Знак, 2011. - 398 с.
11. Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. - 654 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература)
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - Спб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
13. Глухов В.П. Психолингвистика. Учебник для факультетов специальной педагогики и психологии педагогических и гуманитарных вузов и коррекционных педагогов-практиков. - М.: В. Секачев, 2013. - 344 с.
14. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М., 1965. - 101 с.
15. Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников [Текст]: Пособие для учителей вспомогат. школ /М.Ф. Гнездилов; Науч.- исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук. РСФСР. -Москва; Ленингра, 1947. - 13 с.
16. Данилкина Г.И. Влияние словесного образца на восприятие сюжетной картинки учащимися 1-2 классов вспомогательной школы // М.: Дефектология. 1970. №5
17. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981, 176 с.
18. Егорова, А. В. К вопросу омеханизме нарушения актуализации сл оваря у детей с интеллектуальной недостаточностью / А. В. Егорова // Логопедия. — 2009. — № 3. — с. 67—71.
19. Екжанова, Е. А. Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. Стреблева // Дефектология. - 2006. - № 6. - С. 3-14.
20. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1981
21. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи
у детей-олигофренов. -М.: Просвещение, 1970.
22. Заведенко Н.Н. Отставание в развитии речи у детей: ранняя диагностика и коррекция //Практика педиатра. 2014.
23. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения [Текст] / Х.С. Замский. - М.: НПО Образование, 1995. -400 с.
24. Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка / Л.В. Занков // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2-х т. / Под ред. В.В. Лебединского. - М., 2002. - Т. 2, с. 272-311.
25. Защиринская О.В., Наследов А.Д. Психология общения младших школьников: психодиагностика: учеб. пособие. СПБ., 2006, 124 с.
26. Ильинич Н.В., Психология детей с интеллектуальной недостаточностью (умственно отсталых) // Специальная психология: методическое пособие. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2006.
27. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство / Д. Н. Исаев // СПб. : Речь, 2007. - 391 с
28. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталости: Уч. - метод. пособие / Е.А. Калмыкова. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 121 с.
29. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -208 с.
30. Климашонок М.В. Грамматические упражнения на уроках русского языка в школе для детей с интеллектуальной недостаточностью // ДэфекталоПя. 2007. №6
31. Комарова С.В. Речевая практика. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С.В. Комарова. -М.: Просвещение, 2020. -268 с.
32. Кузма Л.П. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учебной и внеурочной деятельности: методические рекомендации / авт. Кузма Л.П., Клещева Л.А. - Краснодар, 2016. 45 с.
33. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников:Учеб. Пособие для студентов дефектол. фак. Пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1983. - 136 с.
34. Левяш С.Ф., Хруль О.С. Новые подходы к системе оценивания результатов учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Дэфекталопя. 2005. №3
35. Леонтьев А.А. Исследования детской речи [Текст] / А.А. Леонтьев. -М.: Просвящение, 1974. - 185 с.
36. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. -М., 1969.
37. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. -М.: Ленанд, 2014. -211 с. (повтор)
38. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) [Текст] /Н.И. Лепская. -М.: МГУ, 1997. -151 с.
39. Ляксо Е.Е. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз. Учебно-методическое пособие / Ляксо Е.Е. - Речь, 2010.
40. Мали Л.Д. Методика развития речи младших школьников: учебное пособие: [12+] / Л.Д. Мали, С.А. Климова. - Москва: Директ- Медиа, 2022.- 112 с.
41. Микфельд Я.О., Волкова Н.В. Формирование лексико¬семантического компонента у детей с нарушением в интеллектуальном развитии // Практическая психология и логопедия. 2008. №4
42. Микфельд Я.О., Жукова А.В. Формирование грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллектуального развития // Практическая психология и логопедия. 2008. №4.
43. Моргачева Е.Н. Хрестоматия. Умственная отсталость.
Клиникопсихологическое изучение школьников с нарушениями интеллекта: электронное издание. - М.: РГГУ. 2008. - 420 с.
44. Нахмитдинова Б.С. Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №2. С. 46-49.
45. Петрова В.Г., Занков Л.В. Дефектология (к 90- летию со дня рождения) // Дефектология. - 1991. - №4.
46. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В. Г. Петрова, И.В. Белякова. -М.: Академия, 2002.
- 160 с. - (Высшее образование)
47. Петрова, В. Г. Познавательные процессы школьников с интеллектуальной недостаточностью: восприятие, память, речь, мышление / В. Г. Петрова // Психология умственно отсталых школьников. -М. : Академия, 2002. - С. 54-136.
48. Пивненко В.В. Состояние когнитивных грамматикализации у детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2019. №2 (54).
49. Примерная основная образовательная программа для умственно отсталых детей (проект). URL: fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=540
50. Редозубов С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе: избранные труды / С.П. Редозубов; под ред. Н.С. Рождественского; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т общ. и политехнического образования. - Москва: РГБ, 2008.
51. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология». - 3-е изд., перераб. и доп. - М. Просвещение, 1986. - 192 с.
52. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. - М.: АРКТИ, 2014.-260 с.
53. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.В. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.: ил. - (Коррекционная педагогика)
54. Таболина Л.В., Кудина Н.И., Куровская Е.Л. Педагогические условия включения в деятельность учащихся с интеллектуальной недостаточностью // ДэфекталоПя. 2004. №4.
55. Тарасенко Н.В. Обогащение устной речи учащихся младших классов вспомогательной школы именами прилагательными: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1973. - 16 с.
56. Ушакова Т.Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 524 с.
57. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. - Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. - 80 с.; 65 карт.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N1599) [Электронный ресурс]
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата
обращения: 12.11.2022)
59. Феофанов М.П. Усвоение учащимися письменной речи / М.П. Феофанов. -М., 1962.
60. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждения [Текст]: учеб. пособие / С.Н. Цейтлин. - Спб.: МиМ, 1997. - 192 с.
61. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
62. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003.
63. Чумакова С.П. Образование детей с нарушениями умственного развития. Основы коррекционной педагогики: пособие. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2005.
64. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика [Текст] / А.М. Шахнарович. - М.: Ин-т языкознания РАН, 1999. - 165 с.
65. Шипицына, Л. М. Уроки общения детей с нарушением интеллекта: пособие для учителей и родителей / Л. М. Шипицина. - СПб. : Просвещение, 2006. - 302 с
66. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. -М., 1998.
67. Bellugi U. The acquisiation of language [Текст] / U. Bellugi, R. Brown // Monographs of the Society for Research in Children Development. 1964. - Vol. 29, № 92. P. 37-45.
68. Chomsky C. The Acquistion of suntax in Children from 5 to 10 [Текст]/ С. Chomsky. - Cambridge, Mass. 1969. - 43р.
69. Pelegrini A.D. The future of play theory [Текст] /A.D. Pelegrini. - N.Y. Press. - 295 p.
70. Reynolds P.B. Play, Language and Human Evolution [Текст] / P.B. Reynolds // Play, its Role in Development and Evolution, - P. 631 - 634.
71. Social Stories : An innovative methodology for the development of social competence in children with autism / Carol Gray; preface. Tony Attwood and Barry M. Prizant; translated from English by U. Zharnikova; edited by S. Anisimov. - Yekaterinburg: Rama Publishing, 2018. - 432 p.; ill. ISBN 978-5-91743-080-5