ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛОВКОСТИ И АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ
МЕТОДИК РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ТХЭКВОН-ДО 5
1.1 Понятие «ловкость» в тхэквон-до 5
1.2 Методики развития ловкости у школьников на занятиях тхэквон -до 8
1.3 Специальная физическая подготовка в тхэквон-до 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Обоснование методики, направленной на развитие ловкости у детей 12-13
лет, занимающихся тхэквон-до (ВТФ) 24
2.2 Содержание комплексов, направленных на развитие ловкости у
школьников 12-13 лет, занимающихся тхэквон-до (ВТФ) 29
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА..33
3.1 Влияние разработанных комплексов, направленных на развитие ловкости у детей 12-13 лет, занимающихся тхэквон-до 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ВЫВОДЫ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Тхэквон-до ВТФ (WTF: World taekwondo federation) - один из молодых и наиболее динамично развивающихся видов восточных единоборств, получивший к настоящему моменту признание более чем в 190 странах мира, как олимпийский вид спорта.
Тхэквон-до - научно-обоснованный способ использования своего тела в целях самообороны, позволяющий в результате интенсивных физических и духовных тренировок необычайно расширить диапазон индивидуальных возможностей человека.
Тхэквон-до - вид боевого искусства, не знающий равных по мощности и эффективности техники. Составляющие этого искусства дисциплина, техника и дух, они являются средствами развития у занимающихся чувства справедливости, твердости, гуманизма и целеустремленность. В тхэквон -до сильный упор делается на духовную культуру, поскольку она не только развивает здоровое тело и ясный ум, но и обуславливает хорошие спортивные взаимоотношения и корректное добродетельное поведение (Цой Хонг Хи, 1993г.).
Российские тхэквондисты за последние годы добились значительного прогресса в уровне технико-тактического мастерства, что отразилось на достижениях ведущих спортсменов на крупнейших соревнованиях.
Однако успехи российских спортсменов на международной арене в значительной мере сдерживаются отсутствием научно-обоснованной системы предсоревновательной подготовки, включающей в себя не только совершенствование уровня технико-тактического мастерства тхэквондистов, но и развитие важнейших физических качеств.
Воспитание физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека. Наряду с силовыми и координационными способностями скоростные способности играют одну из наиболее важных ролей в формировании технического совершенствования и духовной дисциплины.
Развитие ловкости у школьников является одной из актуальных задач физического воспитания в общеобразовательной школе. В России практически неизвестна литература, посвящённая поиску и совершенствовании методик повышения уровня учебно -тренировочного процесса в тхэквон-до, в частности, воспитанию скоростных качеств - развития ловкости, не смотря на то, что в городе Сеул существует научный институт тхэквон-до (Kukkiwon), в котором разрабатываются методики преподавания данного вида боевого искусства.
В энциклопедии физической подготовки нами найдена методика развития скоростных способностей разработанная Е.Н. Захаровым, которая представляет собой набор комплексов упражнений (Приложение 1).
Объект исследования — процесс развития и воспитания физических качеств у школьников 12-13 лет занимающихся тхэквон-до (ВТФ).
Предмет исследования - технология развития ловкости у школьников 12-13 лет на занятиях тхэквон-до (ВТФ).
Цель исследования - определить эффективность воздействия комплексов упражнений направленных на развитие ловкости у школьников 12-13 лет занимающихся тхэквон-до (ВТФ).
Для решения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1) выполнить анализ учебно-методической литературы по исследуемой теме
2) определить начальный уровень развития ловкости у школьников 12-13 лет, занимающихся тхэквон-до (ВТФ);
3) разработать комплексы, направленные на развитие ловкости у школьников 12-13 лет, занимающихся тхэквон-до (ВТФ);
4) обосновать применение разработанных комплексов на развитие ловкости на занятиях тхэквон-до (ВТФ) для школьников 12-13 лет;
5) выявить и проанализировать эффективность воздействия разработанных комплексов на развитие ловкости у школьников 12 -13 лет занимающихся тхэквон-до (ВТФ);
Постоянный рост уровня физической культуры и спорта, дает предпосылки для подробного изучения двигательных качеств, создание новых методов и методик для их развития.
Рост уровня тренированности спортсменов, в соответствии с современными требованиями и условиями жёсткой конкуренции на соревнованиях, требует постоянного поиска и совершенствования методик повышения уровня учебно-тренировочного процесса.
На основании полученных данных:
1) С целью повышения эффективности тренировочного процесса мы рекомендуем использовать усовершенствованную нами технологию, направленную на развитие ловкости.
2) Последовательность применения разработанных нами комплексов в зависимости от задач тренировки и ее содержания может варьироваться.
3) Разработанные нами комплексы на развитие ловкости рекомедованны для применения в спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва Красноярской краевой федерации тхэквон-до, а так же во всех отделениях тхэквон-до КДЮСШОР, её филиалах и других ДЮСШ Красноярского края
1. Агафонов Э.В., О.Г. Мешалкин Техника борьбы, Красноярск, 2009
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М., «Физкультура и спорт»; 2018.-223с.
3. Бокс. Учебник для ин-тов по физ. культуре. Под общей редакцией Дегтярева И. П. - М., «Физкультура и спорт»; 2015.-178с.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М., «Физкультура и спорт»; 2013.-331с. с ил. - (Наука спорту).
5. Волков А.В. Как определить способности детей. - К., изд-во «Знание» Украинской ССР; 2012.-15с.
6. Железняк Ю.Д., Петров П.К.. Основы научно-методической деятельности физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр. Академия;2017.- 264с.
7. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафронов А.А. Энциклопедия физической подготовки. (Методические основы развития физ. качества) под общей редакцией А.В. Карасев. - М., Лептос, 2014- 368с.
8. Зациорский В.М. Физическое качество спортсмена. М., Физкультура и спорт. 2010-201с.
9. Клевенко В.М. Быстрота в боксе. М., Физкультура и спорт. 2018-97с.
10. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. М., ООО фирма «Издательство АСТ». 2014 -272с.
11. Методика исследования в физической культуре. Под общей редакцией Д.Д. Донского. М., Физкультура и спорт. 2011-297с.
12. Мешалкин О.Г. «Обучение и тренировка в спортивной борьбе»,
Красноярск, КГУ 2015-122с.
13. Мешалкин О.Г. «Структура процесса обучения и научные исследования в спортивной борьбе», Красноярск, КГУ. 2016-10с.
14. Обринесова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. Учебное пособие для студ. М., Издательский центр «Академия». 2010-376с.
15. Перевощиков Ю.А., Шевченко А.А. Основы физического воспитания. К., Висца шк. Головное изд-во. 2014-184с.
16. Сапин М.Р. Брыскина З.Г. Анатомия и физкультура детей и подростков. Учебное пособие для студ. пед. вузов. М., Издательский центр «Академия» 2010-456с.
17. Солодков А.С., Солодуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Терра - Спорт , Олимпия Пресс, 2011.-520с., ил.
18. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. Учебник для студ. сред. и высш. Учебных заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС.2012.- 608 с.,ил.
19. Станкин И.И. Спорт и воспитание подростка. М., Физкультура и спорт. 2013-104с.
20. Степанов В.Г., Соколов Ю.П., Радоняк Ю.М. Бокс (методическое пособие) М.: Военное издательство, 2017,- 102с.
21. Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов. Под руководством Б.А. Ашмарина. М., Просвещение. 2010-287с.
22. Тревор Уэстон. Анатомический атлас. - Издательство « Маршал Кэвендмен», 2018г,- 159с.
23. Филимонов В.И., Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка (монография) М.: «ИНСАН»,2017.-432с.
24. Фомин Н.А. Основы возрастной физиологии спорта. Учебное пособие. Ч. 2015-197с.
25. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2010г,- 480с.
26. Ченегин В.М. Физическое развитие и половое созревание юных
спортсменов. Учебное пособие. Волгоград. 2018-56с.
27. Чой Сунг Му «Основы Олимпийского спарринга», Ростов-на-Дону 2012 г.
28. Чудинов В.А. Физическое воспитание начинающего боксера. М., Физкультура и спорт. 2016-46с.
29. Шатков Г., Ширяев А. Юный боксер. М., Физкультура и спорт. 2012-127с.
30. Энциклопедия Тхэквон-до. Перевод на русский язык АО «ТКД». 2013-769с.