Развитие логического мышления младших школьников посредством применения цифровых образовательных ресурсов на уроке
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников 7
1.1 Сущность понятия логического мышления детей младшего школьного
возраста 7
1.2 Особенности организации образовательного процесса детей младшего
школьного возраста 14
1.3 Особенности использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе для развития логического мышления детей младшего школьного возраста 19
Вывод по 1 главе 24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников посредством применения цифровых образовательных ресурсов на уроке 26
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления младших школьников 26
2.2 Разработка и внедрение цифровых образовательных ресурсов для развития
логического мышления детей младшего школьного возраста 38
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно -экспериментального исследования уровня развития логического мышления младших школьников 50
Вывод по 2 главе 56
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложения 65
Глава I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников 7
1.1 Сущность понятия логического мышления детей младшего школьного
возраста 7
1.2 Особенности организации образовательного процесса детей младшего
школьного возраста 14
1.3 Особенности использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе для развития логического мышления детей младшего школьного возраста 19
Вывод по 1 главе 24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников посредством применения цифровых образовательных ресурсов на уроке 26
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления младших школьников 26
2.2 Разработка и внедрение цифровых образовательных ресурсов для развития
логического мышления детей младшего школьного возраста 38
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно -экспериментального исследования уровня развития логического мышления младших школьников 50
Вывод по 2 главе 56
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложения 65
В настоящее время происходит огромное количество изменений, очевидно, что они затрагивают и систему образования. Одним из многочисленных изменений является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. До настоящего времени весь процесс обучения был направлен на формирование у школьников знаний, умений и навыков, а сейчас главной задачей является сформировать универсальные учебные действия и привить умение самостоятельно учиться.
Адаптироваться к быстро меняющейся окружающей среде, принимать самостоятельные обоснованные решения, существовать и развиваться как личность, может только человек, умеющий логично и обдуманно мыслить . Важно развивать логическое мышление уже на начальной ступени образования. Обучаясь, школьник приобретает новые знания, умения и навыки, которые помогут ему предусматривать будущие события, совершенствоваться, стойко справляться с любыми трудностями, возникающими на его жизненном пути, быстро находить оптимальное решение для любой проблемы, творчески подходить к выполнению различного вида задач.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что ребенок рождается без развитого понятийного мышления, без развитых логических операций, и они не созревают сами по себе по мере взросления. Для того чтобы сформировать и развить данные специфические особенности мышления, необходимо проводить систематическое целенаправленное обучение.
Младший школьный возраст является периодом, когда дети располагают существенными резервами развития, в этот период у них происходит перестройка всех познавательных процессов. Поэтому развивать логическое мышление важно и наиболее продуктивно именно в этом возрасте. Связано это с тем, что при поступлении в школу, дети попадают в абсолютно новую для них среду, включаются в совершенно незнакомые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующих от них наличия новых психологических качеств [6].
Чаще всего в процессе обучения педагоги используют упражнения тренировочного типа, которые основываются на подражании, тем самым не требуют включения мышления ребенка. Вследствие этого, у учащихся не развиваются необходимые качества мышления: гибкость, глубина и критичность.
Важно понимать, что развитие логических операций не происходит само собой и педагогу необходимо активно и умело работать в данном направлении, с целью обогащения учащихся знаниями, формирования приемов мышления, способствования роста познавательных сил и способностей, обучающихся [4].
Желательно использовать в процессе урока нестандартные задачи, упражнения, проблемные вопросы, чтобы дети каждый раз искали новые пути решения, а не использовали шаблонные.
Научно-технический прогресс вносит новые способы и методы обучения, способствующие обеспечивать легкое усвоение нескончаемого объема информации, увеличивающегося с каждым днем. Немаловажным средством развития логического мышления являются цифровые образовательные ресурсы, которые влияют на все каналы восприятия информации, вызывают у детей большой интерес, поддерживают высокий уровень познавательной активности, что в свою очередь способствует включению мыслительных процессов и развитию интеллектуальных способностей учащегося.
Объект исследования - процесс развития логического мышления детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - цифровые образовательные ресурсы как средство развития логического мышления детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - разработать и внедрить цифровые образовательные ресурсы на уроке и экспериментально проверить их влияние на развитие логического мышления младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Изучить особенности развития логического мышления младших школьников;
3. Выявить роль цифровых образовательных ресурсов в развитии логического мышления младших школьников;
4. Разработать цикл уроков для развития логического мышления младших школьников;
5. Определить уровень развития логического мышления учащихся начальных классов на констатирующем этапе;
6. Проанализировать результативность разработанного цикла уроков для развития логического мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: Развитие логического мышления младших школьников посредством применения цифровых образовательных ресурсов на уроке будет эффективным при условии:
- определения и учета при подборе и разработке цифровых образовательных ресурсов текущего уровня развития логического мышления обучающихся;
- систематического включения цифровых образовательных ресурсов на разных учебных предметах;
- использования на уроках цифровых образовательных ресурсов, направленных на развитие разных логических операций.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ психолого -педагогической литературы
• Эмпирические: беседа с учителями, анализ документов, методика исследования словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене.
Основные понятия:
• Развитие - последовательные (прогрессирующие и регрессирующие), в целом необратимые количественные и качественные изменения психики; при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию. (В.В. Давыдов)
• Логическое мышление - это развернутое, строго последовательное мышление, в ходе которого человек неоднократно обращается к использованию логических операций и умозаключений, причем ход этого мышления можно проследить от начала и до конца и проверить его правильность, соотнося с известными требованиями логики. (Р.С. Немов)
• Младший школьный возраст - жизненный период ребенка в возрасте от 6-7 лет до 10 лет, когда он обучается в младших классах (1-й - 4-й классы) школы. В этом возрасте учебная деятельность является ведущей. (С.Ю. Головин)
• Цифровой образовательный ресурс - это разнообразная информация образовательного формата, которая сохранена на цифровых носителях. (В.А. Красильникова)
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами цифровые образовательные ресурсы могут быть полезны студентам психолого-педагогической направленности и учителям начальных классов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иланская средняя общеобразовательная школа № 41».
Адаптироваться к быстро меняющейся окружающей среде, принимать самостоятельные обоснованные решения, существовать и развиваться как личность, может только человек, умеющий логично и обдуманно мыслить . Важно развивать логическое мышление уже на начальной ступени образования. Обучаясь, школьник приобретает новые знания, умения и навыки, которые помогут ему предусматривать будущие события, совершенствоваться, стойко справляться с любыми трудностями, возникающими на его жизненном пути, быстро находить оптимальное решение для любой проблемы, творчески подходить к выполнению различного вида задач.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что ребенок рождается без развитого понятийного мышления, без развитых логических операций, и они не созревают сами по себе по мере взросления. Для того чтобы сформировать и развить данные специфические особенности мышления, необходимо проводить систематическое целенаправленное обучение.
Младший школьный возраст является периодом, когда дети располагают существенными резервами развития, в этот период у них происходит перестройка всех познавательных процессов. Поэтому развивать логическое мышление важно и наиболее продуктивно именно в этом возрасте. Связано это с тем, что при поступлении в школу, дети попадают в абсолютно новую для них среду, включаются в совершенно незнакомые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующих от них наличия новых психологических качеств [6].
Чаще всего в процессе обучения педагоги используют упражнения тренировочного типа, которые основываются на подражании, тем самым не требуют включения мышления ребенка. Вследствие этого, у учащихся не развиваются необходимые качества мышления: гибкость, глубина и критичность.
Важно понимать, что развитие логических операций не происходит само собой и педагогу необходимо активно и умело работать в данном направлении, с целью обогащения учащихся знаниями, формирования приемов мышления, способствования роста познавательных сил и способностей, обучающихся [4].
Желательно использовать в процессе урока нестандартные задачи, упражнения, проблемные вопросы, чтобы дети каждый раз искали новые пути решения, а не использовали шаблонные.
Научно-технический прогресс вносит новые способы и методы обучения, способствующие обеспечивать легкое усвоение нескончаемого объема информации, увеличивающегося с каждым днем. Немаловажным средством развития логического мышления являются цифровые образовательные ресурсы, которые влияют на все каналы восприятия информации, вызывают у детей большой интерес, поддерживают высокий уровень познавательной активности, что в свою очередь способствует включению мыслительных процессов и развитию интеллектуальных способностей учащегося.
Объект исследования - процесс развития логического мышления детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - цифровые образовательные ресурсы как средство развития логического мышления детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - разработать и внедрить цифровые образовательные ресурсы на уроке и экспериментально проверить их влияние на развитие логического мышления младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Изучить особенности развития логического мышления младших школьников;
3. Выявить роль цифровых образовательных ресурсов в развитии логического мышления младших школьников;
4. Разработать цикл уроков для развития логического мышления младших школьников;
5. Определить уровень развития логического мышления учащихся начальных классов на констатирующем этапе;
6. Проанализировать результативность разработанного цикла уроков для развития логического мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: Развитие логического мышления младших школьников посредством применения цифровых образовательных ресурсов на уроке будет эффективным при условии:
- определения и учета при подборе и разработке цифровых образовательных ресурсов текущего уровня развития логического мышления обучающихся;
- систематического включения цифровых образовательных ресурсов на разных учебных предметах;
- использования на уроках цифровых образовательных ресурсов, направленных на развитие разных логических операций.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ психолого -педагогической литературы
• Эмпирические: беседа с учителями, анализ документов, методика исследования словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене.
Основные понятия:
• Развитие - последовательные (прогрессирующие и регрессирующие), в целом необратимые количественные и качественные изменения психики; при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию. (В.В. Давыдов)
• Логическое мышление - это развернутое, строго последовательное мышление, в ходе которого человек неоднократно обращается к использованию логических операций и умозаключений, причем ход этого мышления можно проследить от начала и до конца и проверить его правильность, соотнося с известными требованиями логики. (Р.С. Немов)
• Младший школьный возраст - жизненный период ребенка в возрасте от 6-7 лет до 10 лет, когда он обучается в младших классах (1-й - 4-й классы) школы. В этом возрасте учебная деятельность является ведущей. (С.Ю. Головин)
• Цифровой образовательный ресурс - это разнообразная информация образовательного формата, которая сохранена на цифровых носителях. (В.А. Красильникова)
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами цифровые образовательные ресурсы могут быть полезны студентам психолого-педагогической направленности и учителям начальных классов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иланская средняя общеобразовательная школа № 41».
По результатам анализа психолого -педагогической литературы мы выяснили, что логическое мышление младших школьников - это мышление, протекающие в форме логических рассуждений, позволяющее выполнять школьнику основные логические операции: анализ, сравнение, обобщение и классификацию.
Одним из познавательных процессов, присущим каждому человеку, является мышление. В общем, под умением «мыслить правильно» понимают умение анализировать, строить суждения на основе проведенного анализа при этом соблюдая причинно-следственные связи, непротиворечивость, логичность суждений. По результатам проведенных исследований, можно сделать вывод, что не все младшие школьники обладают данным умением в полном объеме.
На констатирующем этапе эксперимента мы отобрали две группы, определили уровни и показатели развития логического мышления и провели диагностическую методику. Результаты экспериментальной группы следующие: 22% учеников имеют высокий уровень, 48% имеют средний уровень и 30%- низкий уровень логического мышления.
Таким образом, по полученным данным, можно сделать вывод, что именно в начальных классах необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций.
В ходе формирующего этапа были разработаны цифровые образовательные ресурсы для развития логического мышления по русскому языку, математике и окружающему миру, а затем были проведены уроки с их применением.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, которая показала, что уроки, проведенные с использованием цифровых образовательных ресурсов, повысили уровень развития логического мышления экспериментальной группы. На контрольном этапе высокий уровень логического мышления повысился на 3%, средний уровень логического мышления повысился на 5%, а низкий уровень понизился на 8%. Сравнительный анализ результатов на констатирующем и контрольном этапах доказал результативность разработанных цифровых образовательных ресурсов.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
• Младший школьный возраст является важным периодом, когда начинают закладываться основы осуществления основных логических операций, в дальнейшем это способствует успешному овладению учебной образовательной программой.
• Выделяют ряд возрастных особенностей, характеризующих выполнение логических операций младшими школьниками: преобладание чувственного анализа над абстрактным; осуществление синтеза в наглядной форме, непосредственно при взаимодействии с предметами; операция сравнения часто подменяется рядоположением предметов, происходит замена сущностных признаков их яркими внешними признаками.
• Важно начинать развивать различные виды мышления тогда, когда они впервые начинают проявляться, при этом необходимо развивать в определенной последовательности его видов.
• При учете развития мышления младших школьников, на уроках в начальной школе, целесообразно включать элементы игры, занимательности, важно использовать наглядный материал.
• Необходима систематическая целенаправленная работа по обучению младших школьников основным логическим операциям, ведь ребенок рождается без развитого понятийного мышления, без развитых интеллектуальных операций, и, конечно, они не формируются сами по себе по мере его взросления.
• Успешное развитие приемов логического мышления зависит от диагностики и своевременной коррекции мышления младших школьников.
• Разработанный цикл уроков, направленный на развитие логического мышления младших школьников посредством применения цифровых образовательных ресурсов, показал свою эффективность.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что цель исследования, поставленная в начале работы - достигнута, а цикл уроков с применением цифровых образовательных ресурсов, разработанный в ходе исследования, предназначенный для развития логического мышления младших школьников, оказался результативным.
Одним из познавательных процессов, присущим каждому человеку, является мышление. В общем, под умением «мыслить правильно» понимают умение анализировать, строить суждения на основе проведенного анализа при этом соблюдая причинно-следственные связи, непротиворечивость, логичность суждений. По результатам проведенных исследований, можно сделать вывод, что не все младшие школьники обладают данным умением в полном объеме.
На констатирующем этапе эксперимента мы отобрали две группы, определили уровни и показатели развития логического мышления и провели диагностическую методику. Результаты экспериментальной группы следующие: 22% учеников имеют высокий уровень, 48% имеют средний уровень и 30%- низкий уровень логического мышления.
Таким образом, по полученным данным, можно сделать вывод, что именно в начальных классах необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций.
В ходе формирующего этапа были разработаны цифровые образовательные ресурсы для развития логического мышления по русскому языку, математике и окружающему миру, а затем были проведены уроки с их применением.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, которая показала, что уроки, проведенные с использованием цифровых образовательных ресурсов, повысили уровень развития логического мышления экспериментальной группы. На контрольном этапе высокий уровень логического мышления повысился на 3%, средний уровень логического мышления повысился на 5%, а низкий уровень понизился на 8%. Сравнительный анализ результатов на констатирующем и контрольном этапах доказал результативность разработанных цифровых образовательных ресурсов.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
• Младший школьный возраст является важным периодом, когда начинают закладываться основы осуществления основных логических операций, в дальнейшем это способствует успешному овладению учебной образовательной программой.
• Выделяют ряд возрастных особенностей, характеризующих выполнение логических операций младшими школьниками: преобладание чувственного анализа над абстрактным; осуществление синтеза в наглядной форме, непосредственно при взаимодействии с предметами; операция сравнения часто подменяется рядоположением предметов, происходит замена сущностных признаков их яркими внешними признаками.
• Важно начинать развивать различные виды мышления тогда, когда они впервые начинают проявляться, при этом необходимо развивать в определенной последовательности его видов.
• При учете развития мышления младших школьников, на уроках в начальной школе, целесообразно включать элементы игры, занимательности, важно использовать наглядный материал.
• Необходима систематическая целенаправленная работа по обучению младших школьников основным логическим операциям, ведь ребенок рождается без развитого понятийного мышления, без развитых интеллектуальных операций, и, конечно, они не формируются сами по себе по мере его взросления.
• Успешное развитие приемов логического мышления зависит от диагностики и своевременной коррекции мышления младших школьников.
• Разработанный цикл уроков, направленный на развитие логического мышления младших школьников посредством применения цифровых образовательных ресурсов, показал свою эффективность.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что цель исследования, поставленная в начале работы - достигнута, а цикл уроков с применением цифровых образовательных ресурсов, разработанный в ходе исследования, предназначенный для развития логического мышления младших школьников, оказался результативным.
Подобные работы
- Развитие творческой активности у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Проектирование обучающей системы по
программированию для формирования алгоритмического мышления
старшеклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Использование компьютерных технологий для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью в процессе их обучения в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - Занимательные задачи при изучении темы «Системы счисления» на уроках информатики для 8 класса (Рязанский Государственный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Формирование информационной культуры учащихся на уроках математики средствами информационно-коммуникативных технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА ОСНОВЕ СТОРИТЕЛЛИНГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - АУТЕНТИЧНЫЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КУРС ПО ВЫБОРУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В РЕАЛЬНОМ
МИРЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021



