РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов. 7
1.1. Теоретическое истолкование метапредметных результатов освоения
основной образовательной программы 7
1.2. Компоненты метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов 14
1.3. Дидактические условия развития метапредметных результатов
обучающихся 7-9 классов на уроках алгебры 20
Глава 2. Методика формирования метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов. 27
2.1. Цели и содержание обучения алгебре, направленные на развитие
метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов. 27
2.2. Формы, методы, средства, используемые на уроках алгебры для
развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов 38
2.3. Описание опытно-экспериментальной работы и анализ её результатов 44
Заключение 54
Библиографический список 56
Глава 1. Теоретические аспекты формирования метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов. 7
1.1. Теоретическое истолкование метапредметных результатов освоения
основной образовательной программы 7
1.2. Компоненты метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов 14
1.3. Дидактические условия развития метапредметных результатов
обучающихся 7-9 классов на уроках алгебры 20
Глава 2. Методика формирования метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов. 27
2.1. Цели и содержание обучения алгебре, направленные на развитие
метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов. 27
2.2. Формы, методы, средства, используемые на уроках алгебры для
развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов 38
2.3. Описание опытно-экспериментальной работы и анализ её результатов 44
Заключение 54
Библиографический список 56
Актуальность: В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования и развития у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетенциями. Обучение теперь понимают, как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занимать активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на смену начальных требований.
В 2010 году впервые вышел образовательный стандарт, в который включили метапредметные требования, это был значительный прорыв в сфере школьного российского образования. В условиях ФГОС в метапредметных результатах самым важным аспектом для школьного курса алгебры принято считать формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Это соответствует требованиям использования полученных знаний, умений и навыков для решения разных жизненных задач, таким образом, происходит владение ключевыми компетенциями.
К одним из важнейших условий развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов стоит отнести умение самостоятельно решать проблемы и задачи. Решение задач может выступать как целью, так и средством обучения. С точки зрения предмета алгебра, здесь основным показателем уровня математического развития обучающихся выступает умение решать математические задачи.
На данный момент педагогика нацелена на разработку средств, методов, форм и условий организации обучения, которые формируют и развивают метапредметные результаты.
Не смотря на вышесказанное, на данный момент в педагогической теории не существует единого подхода к решению проблемы организации такого обучения. Анализируя школьную учебную практику, напрашивается вывод, что в настоящее время у педагогов существуют проблемы в развитии метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов. Эти проблемы связаны с тем, что педагоги не владеют соответствующей методикой, так как в данной области существуют только теоретические исследования, а методик недостаточно.
В процессе проведения анализа удалось выделить следующие противоречия:
- между потребностью общества в обучающихся, владеющих метапредметными результатами и недостаточной подготовленностью обучающихся в этом направлении;
- между достаточным дидактическим потенциалом курса алгебры для развития метапредметных результатов обучающихся и недостаточной проработанностью существующих методик развития метапредметных результатов на уроках алгебры.
Проблема исследования заключается в разработке методики обучения алгебре обучающихся 7-9 классов, способствующей развитию их метапредметных результатов.
Цель работы: разработать методику развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов на уроках алгебры.
Объект исследования: процесс обучения алгебре обучающихся 7-9 классов.
Предмет исследования: развитие метапредметных результатов на уроках алгебры обучающихся 7-9 классов.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения алгебре использовать методику, разработанную в соответствии с дидактическими условиями, то это будет способствовать развитию метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать метапредметные результаты обучающихся, на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, раскрыть их структуру.
2. Выделить дидактические условия развития метапредметных результатов обучающихся на уроках алгебры в 7-9 классах.
3. Разработать комплекс заданий по алгебре, способствующих развитию метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов.
4. Разработать методику развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов и апробировать её эффективность в опытно¬экспериментальной работе.
Практическое значение исследования: разработанный комплекс учебных заданий поможет учителям применять на практике, чтобы добиться развития метапредметных результатов. Результаты исследования помогут разобраться в направлении дальнейшего развития образования школьников. Обучаясь по разработанной методике обучающиеся приобретут необходимые умения, которые пригодятся им в жизни и смогут с легкостью определить её направление.
Структура и объём: Работа состоит из двух глав: первой теоретической и второй практической, введения, заключения и библиографического списка.
По теме исследования были опубликованы следующие работы:
1. Е.В. Бородина, С.А. Марина, В.В. Панина Развитие логических познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса при решении квадратных уравнений и неравенств // Наука молодых : сборник научных статей участников XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас: 2018. - С. 268-272.
2. Панина В.В. Использование функционально-графического метода решения задач по алгебре как способ формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 131-133.
3. Панина В.В. Формирование аналитических умений обучающихся 8 классов в процессе решения задач с параметром // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. С. 134-138.
В 2010 году впервые вышел образовательный стандарт, в который включили метапредметные требования, это был значительный прорыв в сфере школьного российского образования. В условиях ФГОС в метапредметных результатах самым важным аспектом для школьного курса алгебры принято считать формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Это соответствует требованиям использования полученных знаний, умений и навыков для решения разных жизненных задач, таким образом, происходит владение ключевыми компетенциями.
К одним из важнейших условий развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов стоит отнести умение самостоятельно решать проблемы и задачи. Решение задач может выступать как целью, так и средством обучения. С точки зрения предмета алгебра, здесь основным показателем уровня математического развития обучающихся выступает умение решать математические задачи.
На данный момент педагогика нацелена на разработку средств, методов, форм и условий организации обучения, которые формируют и развивают метапредметные результаты.
Не смотря на вышесказанное, на данный момент в педагогической теории не существует единого подхода к решению проблемы организации такого обучения. Анализируя школьную учебную практику, напрашивается вывод, что в настоящее время у педагогов существуют проблемы в развитии метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов. Эти проблемы связаны с тем, что педагоги не владеют соответствующей методикой, так как в данной области существуют только теоретические исследования, а методик недостаточно.
В процессе проведения анализа удалось выделить следующие противоречия:
- между потребностью общества в обучающихся, владеющих метапредметными результатами и недостаточной подготовленностью обучающихся в этом направлении;
- между достаточным дидактическим потенциалом курса алгебры для развития метапредметных результатов обучающихся и недостаточной проработанностью существующих методик развития метапредметных результатов на уроках алгебры.
Проблема исследования заключается в разработке методики обучения алгебре обучающихся 7-9 классов, способствующей развитию их метапредметных результатов.
Цель работы: разработать методику развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов на уроках алгебры.
Объект исследования: процесс обучения алгебре обучающихся 7-9 классов.
Предмет исследования: развитие метапредметных результатов на уроках алгебры обучающихся 7-9 классов.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения алгебре использовать методику, разработанную в соответствии с дидактическими условиями, то это будет способствовать развитию метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать метапредметные результаты обучающихся, на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, раскрыть их структуру.
2. Выделить дидактические условия развития метапредметных результатов обучающихся на уроках алгебры в 7-9 классах.
3. Разработать комплекс заданий по алгебре, способствующих развитию метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов.
4. Разработать методику развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов и апробировать её эффективность в опытно¬экспериментальной работе.
Практическое значение исследования: разработанный комплекс учебных заданий поможет учителям применять на практике, чтобы добиться развития метапредметных результатов. Результаты исследования помогут разобраться в направлении дальнейшего развития образования школьников. Обучаясь по разработанной методике обучающиеся приобретут необходимые умения, которые пригодятся им в жизни и смогут с легкостью определить её направление.
Структура и объём: Работа состоит из двух глав: первой теоретической и второй практической, введения, заключения и библиографического списка.
По теме исследования были опубликованы следующие работы:
1. Е.В. Бородина, С.А. Марина, В.В. Панина Развитие логических познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса при решении квадратных уравнений и неравенств // Наука молодых : сборник научных статей участников XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас: 2018. - С. 268-272.
2. Панина В.В. Использование функционально-графического метода решения задач по алгебре как способ формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 131-133.
3. Панина В.В. Формирование аналитических умений обучающихся 8 классов в процессе решения задач с параметром // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. С. 134-138.
Суть разработанной методики заключается в чередовании групповых форм обучения с индивидуальными и фронтальными, а также применении технологий интерактивного, смешанного и перевернутого обучения в чередовании с традиционным, общепринятым методом организации урока. Речь не идет о традиционном обучении, речь идет об уроке нового типа — урока по ФГОС. Также методика предусматривает в меньшей мере использования
В параграфе 1.3. был затронут вопрос о бипредметном мониторинге. Так как разработанные задания не составляют систему одного целого урока алгебры, так как задания относятся к разным уровням возрастного развития и не касаются одной темы из школьного курса, задания целесообразно применять на различных этапах урока (мотивации, актуализации, рефлексии и других) перед, после или вместе с предметными заданиями, в зависимости от темы урока. Отсюда и вытекает бипредметность.
Также часть заданий лежат в основе системно-деятельностного подхода, что также является частью метапредметности.
Цель исследования заключалась в изучении форм, методов и средств обучения, применимых на уроках алгебры, а также в разработке методики развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов на уроках алгебры.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать метапредметные результаты обучающихся, на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, раскрыть их структуру.
2. Выделить дидактические условия развития метапредметных результатов обучающихся на уроках алгебры в 7-9 классах.
3. Разработать комплекс заданий по алгебре, способствующих развитию метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов.
4. Разработать методику развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов и апробировать её эффективность в опытно¬экспериментальной работе.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута.
В параграфе 1.3. был затронут вопрос о бипредметном мониторинге. Так как разработанные задания не составляют систему одного целого урока алгебры, так как задания относятся к разным уровням возрастного развития и не касаются одной темы из школьного курса, задания целесообразно применять на различных этапах урока (мотивации, актуализации, рефлексии и других) перед, после или вместе с предметными заданиями, в зависимости от темы урока. Отсюда и вытекает бипредметность.
Также часть заданий лежат в основе системно-деятельностного подхода, что также является частью метапредметности.
Цель исследования заключалась в изучении форм, методов и средств обучения, применимых на уроках алгебры, а также в разработке методики развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов на уроках алгебры.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать метапредметные результаты обучающихся, на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, раскрыть их структуру.
2. Выделить дидактические условия развития метапредметных результатов обучающихся на уроках алгебры в 7-9 классах.
3. Разработать комплекс заданий по алгебре, способствующих развитию метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов.
4. Разработать методику развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов и апробировать её эффективность в опытно¬экспериментальной работе.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Мониторинг исследовательских умений обучающихся 7-9 классов в
процессе обучения алгебре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Формирование алгоритмических умений в 6-7 классе на уроках алгебры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ В РОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ И ГЕОМЕТРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ПРИЛОЖЕНИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 - 9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021



