Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ

Работа №155942

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов. 7
1.1. Теоретическое истолкование метапредметных результатов освоения
основной образовательной программы 7
1.2. Компоненты метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов 14
1.3. Дидактические условия развития метапредметных результатов
обучающихся 7-9 классов на уроках алгебры 20
Глава 2. Методика формирования метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов. 27
2.1. Цели и содержание обучения алгебре, направленные на развитие
метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов. 27
2.2. Формы, методы, средства, используемые на уроках алгебры для
развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов 38
2.3. Описание опытно-экспериментальной работы и анализ её результатов 44
Заключение 54
Библиографический список 56

Актуальность: В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования и развития у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетенциями. Обучение теперь понимают, как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занимать активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на смену начальных требований.
В 2010 году впервые вышел образовательный стандарт, в который включили метапредметные требования, это был значительный прорыв в сфере школьного российского образования. В условиях ФГОС в метапредметных результатах самым важным аспектом для школьного курса алгебры принято считать формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Это соответствует требованиям использования полученных знаний, умений и навыков для решения разных жизненных задач, таким образом, происходит владение ключевыми компетенциями.
К одним из важнейших условий развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов стоит отнести умение самостоятельно решать проблемы и задачи. Решение задач может выступать как целью, так и средством обучения. С точки зрения предмета алгебра, здесь основным показателем уровня математического развития обучающихся выступает умение решать математические задачи.
На данный момент педагогика нацелена на разработку средств, методов, форм и условий организации обучения, которые формируют и развивают метапредметные результаты.
Не смотря на вышесказанное, на данный момент в педагогической теории не существует единого подхода к решению проблемы организации такого обучения. Анализируя школьную учебную практику, напрашивается вывод, что в настоящее время у педагогов существуют проблемы в развитии метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов. Эти проблемы связаны с тем, что педагоги не владеют соответствующей методикой, так как в данной области существуют только теоретические исследования, а методик недостаточно.
В процессе проведения анализа удалось выделить следующие противоречия:
- между потребностью общества в обучающихся, владеющих метапредметными результатами и недостаточной подготовленностью обучающихся в этом направлении;
- между достаточным дидактическим потенциалом курса алгебры для развития метапредметных результатов обучающихся и недостаточной проработанностью существующих методик развития метапредметных результатов на уроках алгебры.
Проблема исследования заключается в разработке методики обучения алгебре обучающихся 7-9 классов, способствующей развитию их метапредметных результатов.
Цель работы: разработать методику развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов на уроках алгебры.
Объект исследования: процесс обучения алгебре обучающихся 7-9 классов.
Предмет исследования: развитие метапредметных результатов на уроках алгебры обучающихся 7-9 классов.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения алгебре использовать методику, разработанную в соответствии с дидактическими условиями, то это будет способствовать развитию метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать метапредметные результаты обучающихся, на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, раскрыть их структуру.
2. Выделить дидактические условия развития метапредметных результатов обучающихся на уроках алгебры в 7-9 классах.
3. Разработать комплекс заданий по алгебре, способствующих развитию метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов.
4. Разработать методику развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов и апробировать её эффективность в опытно¬экспериментальной работе.
Практическое значение исследования: разработанный комплекс учебных заданий поможет учителям применять на практике, чтобы добиться развития метапредметных результатов. Результаты исследования помогут разобраться в направлении дальнейшего развития образования школьников. Обучаясь по разработанной методике обучающиеся приобретут необходимые умения, которые пригодятся им в жизни и смогут с легкостью определить её направление.
Структура и объём: Работа состоит из двух глав: первой теоретической и второй практической, введения, заключения и библиографического списка.
По теме исследования были опубликованы следующие работы:
1. Е.В. Бородина, С.А. Марина, В.В. Панина Развитие логических познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса при решении квадратных уравнений и неравенств // Наука молодых : сборник научных статей участников XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас: 2018. - С. 268-272.
2. Панина В.В. Использование функционально-графического метода решения задач по алгебре как способ формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 131-133.
3. Панина В.В. Формирование аналитических умений обучающихся 8 классов в процессе решения задач с параметром // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. С. 134-138.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Суть разработанной методики заключается в чередовании групповых форм обучения с индивидуальными и фронтальными, а также применении технологий интерактивного, смешанного и перевернутого обучения в чередовании с традиционным, общепринятым методом организации урока. Речь не идет о традиционном обучении, речь идет об уроке нового типа — урока по ФГОС. Также методика предусматривает в меньшей мере использования
В параграфе 1.3. был затронут вопрос о бипредметном мониторинге. Так как разработанные задания не составляют систему одного целого урока алгебры, так как задания относятся к разным уровням возрастного развития и не касаются одной темы из школьного курса, задания целесообразно применять на различных этапах урока (мотивации, актуализации, рефлексии и других) перед, после или вместе с предметными заданиями, в зависимости от темы урока. Отсюда и вытекает бипредметность.
Также часть заданий лежат в основе системно-деятельностного подхода, что также является частью метапредметности.
Цель исследования заключалась в изучении форм, методов и средств обучения, применимых на уроках алгебры, а также в разработке методики развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов на уроках алгебры.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать метапредметные результаты обучающихся, на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, раскрыть их структуру.
2. Выделить дидактические условия развития метапредметных результатов обучающихся на уроках алгебры в 7-9 классах.
3. Разработать комплекс заданий по алгебре, способствующих развитию метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов.
4. Разработать методику развития метапредметных результатов обучающихся 7-9 классов и апробировать её эффективность в опытно¬экспериментальной работе.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута.



4. Авласович Е.М. Особенности интерактивных образовательных технологий // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ - 2016. - №1(4) январь-март.
5. Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова и др.]. — М. : Просвещение, 2015. — 000 с. : ил. — ISBN 978-5-09-035910-8.
6. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. : ил.
7. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О.
A. , Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
8. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения знаний в школе [Текст] / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. - М.: Наука, 1959. - 347 с.
9. Боженкова Л. И. Критерии и показатели освоения школьного курса математики в познавательной области // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы V Всероссийской c международным участием научнометодической конференции. Красноярск, 16 ноября 2017г. / отв. ред. М. Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им.
B. П. Астафьева. Красноярск, 2017.
10. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 205 с.
11. Боженкова Л. И. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ // Наука и школа. - 2016. - №1. - С. 54-60.
12. Бычкова, А. Я. Об эффективности обучения при выборе методов и приемов дидактической деятельности / А. Я. Бычкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 252-254. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6155/(дата обращения: 18.06.2022).
13. Васильева М. В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №3. - С. 29-35.
14. Выготский, Л.С. Психология детского возраста (1930) Л.С.Выготский. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - 1008 с.
15. Горохова А.А. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики с позиции требований ФГОС нового поколения // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 189-191.
16. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск: Технопринт, 2000. 375 с.
17. Груздева О.В., Ковалевский В.А. ИНТЕРЕСЫ, ПОТРЕБНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // В сборнике: Психолого-педагогические условия реализации программ развития детей. главный редактор В.А. Ковалевский; ответственный за выпуск О.В. Груздева; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. С. 5-11.
18. Е.В. Бородина, С.А. Марина, В.В. Панина Развитие логических познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса при решении квадратных уравнений и неравенств // Наука молодых : сборник научных статей участников XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас: 2018. - С. 268-272.
19. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.
20. Комкова Е. И.. Ярославский педагогический вестник .Социальная активность детей с разными уровнями мышления.- 2011 - № 3 - Том П-248с.
21. Корнеева Г.П. Особенности формирования универсальных учебных действий по математике в соответствии ФГОС основного общего образования. Проблемы теории и практики современной науки. 2015 С. 143-146.
22. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. 2-е изд. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
23. Кудабаева Г.Б., Сейдакматова А.Э. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВНИМАНИЯ ПО ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ ДЕТЕЙ // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2018. № 4. С. 119-120.
24. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2008. - 196 с.
25. Мурзенко И.Г. Проектирование современного урока математики, направленного на формирование ууд // В сборнике: Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 195-201.
26. Панина В.В. Использование функционально-графического метода решения задач по алгебре как способ формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 131-133.
27. Панина В.В. Формирование аналитических умений обучающихся 8 классов в процессе решения задач с параметром // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. С. 134-138.
28. Постовалова В. И. Идея «мета» в самосознании культуры XX-XXI веков // Метафизика. 2012. № 4 (6). С. 6-25.
29. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе. Национальный психологический журнал / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; 2011 г. № 1 (5) С. 104-110.
30. Пряничникова Я.Д., Калинина Т.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Образовательный процесс. 2018. № 4 (6). С. 30-35.
31. Северьянов А.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // В сборнике: Интеллектуальный потенциал XXI века. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова.
2018. С. 210-214.
32. Тумашева О. В., Берсенева О. В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 280 с.
33. Тумашева О. В., Берсенева О. В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе, 2015. № 10. С. 26-30.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010 № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.
35. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М.: Педагогика-Пресс, 2009. - 243 с.
36. Филичева Н.П. Обобщение инновационных подходов к модернизации методов обучения алгебре в школе // Электронные библиотеки.
2019. Т. 22. № 6. С. 710-719.
37. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система зданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов,Г.В.Бурменская,И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
38. Францева В.О. Особенности социально-психологического и физического развития детей раннего подросткового возраста (11-13 лет) // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2011. № 2. С. 64-66.
39. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. № 1.
40. Шаповал Ю.Р. Метапредметность в образовании. Актуальность и перспективы // Вестник науки и образования. Часть 1, 2019.
41. Шкерина Л.В., Кейв М.А., Берсенева О.В., Журавлева Н.А. Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов обучения математике в 5 классах: учебное пособие / [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ