Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №155941

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2020
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7
1.1. Математическая грамотность как образовательный результат и как
объект исследования тестов PISA 7
1.2. Современные требования к качеству математической подготовки
обучающихся основной школы 14
1.3. Цели, содержание и принципы обучения математике, направленного
на развитие математической грамотности обучающихся 21
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ
ШКОЛЕ, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ 31
2.1. Методы, формы и средства обучения 31
2.2. Фрагменты уроков математики 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 51
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение А 67
Приложение Б 86
Приложение В 87
Приложение Г


Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для определения образовательной политики страны.
В международных исследованиях PISA (Programme for International Student Assessment) математическая грамотность определяется как «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Невысокие результаты наших школьников вызвали широкую общественную дискуссию о качестве российского образования, приоритетах в со-держании математического образования. Рассуждая о причинах получения таких результатов российскими обучающимися, можно выделить низкий уровень мотивации к изучению математики и, как следствие, невысокий уровень развития математической грамотности.
Учитель должен постоянно демонстрировать обучающимся значимость изучаемого материала в жизни, пояснять смысл учебных задач, решаемых на уроке и дома. В этом случае, если обучающийся примет это задачу как личную, осознанную, значимую для него, тогда его деятельность станет мотивируемой, ему станет интересно учиться. Поэтому целесообразно повышать качество математической подготовки через специальные практико-ориентированные задачи и задачи с контекстом повседневной жизни, аналогичные тем, которые используются для проверки математической грамотности в исследованиях PISA.
Вместе с тем, таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах практически нет. Их составление достаточно трудоемко, а на решение в силу нестандартности сюжетов уходит слишком много времени на уроке. Поэтому учителя математики редко используют их в процессе обучения.
Несмотря на это, в сравнении с предыдущими версиями образовательных стандартов, во ФГОС основного общего образования второго поколения заявлены новые образовательные результаты, которые сопоставимы с критериями оценки международных сравнительных исследований, основанных на понятиях функциональной, а также математической грамотности. Очевидно, что основа механизма развития математической грамотности целиком и полностью должна быть сформирована в процессе получения обучающимися математического образования. Таким образом, математическая грамотность становится важным и актуальным образовательным результатом.
Учитывая то, что работа над формированием и развитием такого важного компонента, как математическая грамотность, должна вестись на уровне основной школы, удивительно, что в массовой образовательной практике отсутствуют эффективные методики ее формирования.
Анализ исследований, отражающих тенденции развития школьного математического образования, свидетельствует о том, что проблема отсутствия эффективных методик формирования и развития математической грамотности интересовала многих ученых, педагогов и методистов, таких как: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, В.А. Далингер, Г.С. Ковалева, С.Ф. Митенева, Н.В. Пташкина, М.Б. Шашкина и др.
Таким образом, имеем противоречие между необходимостью формирования математической грамотности обучающихся и отсутствием эффективных методик её формирования на основе использования практико-ориентированных, прикладных задач и сюжетов с контекстом повседневной жизни. Разрешение данного противоречия определяет проблему исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос как формировать математическую грамотность обучающихся на уроках математики?
В качестве основного средства решения проблемы мы предлагаем курс по выбору для обучающихся 7-8 классов, формат и учебно-методическое наполнение которого возможно использовать в процессе математической под-готовки.
Объектом исследования является процесс обучения математике обучающихся основной школы.
Предметом исследования служит развитие математической грамотности обучающихся на основе использования практико-ориентированных задач и сюжетов с контекстом повседневной жизни на уроках математики.
Цель работы состоит в научном обосновании, разработке и апробации курса по выбору «Реальная математика», направленного на повышение учебной мотивации и развитие математической грамотности обучающихся 7-8 классов.
В основу работы положена гипотеза: если в систему математической подготовки обучающихся 7-8 классов включить курс по выбору «Реальная математика», в рамках которой систематически использовать практико-ориентированные задачи, то в процессе внеурочной деятельности повысится математическая грамотность обучающихся и уровень их учебной мотивации.
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие математической грамотности как образовательный результат математической подготовки обучающихся;
2. Выделить современные требования к качеству математической подготовки обучающихся основной школы;
3. Описать содержательный аспект и определить принципы обучения математике, направленного на развитие математической грамотности обучающихся;
4. Разработать программу и содержание курса по выбору «Реальная математика», направленного на развитие математической грамотности обучающихся;
5. Провести педагогический эксперимент, проанализировав его результаты, выявить изменения уровня математической грамотности обучающихся и учебной мотивации.
Для решения задач использованы следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебно-методической литературы по данной теме; анализ ФГОС ООО; изучение и обобщение опыта работы преподавателей; анализ международных исследований в области математической грамотности; опытное преподавание.
Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе «Теоретические предпосылки математической грамотности обучающихся» раскрывается понятие и структура математической грамотности, способы ее исследования, описываются результаты отечественных и зарубежных исследований, а так же характеризуются образовательные результаты, описанные в стандарте в соотношении с математической грамотностью.
Во второй главе «Организация обучения математике в основной школе, направленного на развитие математической грамотности» описываются и анализируются инструменты развития математической грамотности в разных странах, приводятся фрагменты уроков разработанной программы курса по выбору, а также приводятся и анализ результатов педагогического эксперимента, проведенного на базе седьмых и восьмых классов МБОУ «Средняя школа № 70» г. Красноярска.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение математики - ключ для любой системы образования, которая направлена на подготовку граждан к продуктивной жизнедеятельности в XXI веке.
С точки зрения государства, развитие высококвалифицированной и хорошо образованной рабочей силы имеет решающее значение для поддержки экономики, основанной на инновациях и технологиях. Основательные фундаментальные знания и наличие развитого таланта к математике у кадрового резерва необходимы для поддержки широкого спектра экономической деятельности и инноваций. Многие страны уделяют внимание качеству своего математического образования. Растущий интерес к таким международным сопоставительным исследованиям как TIMSS и PISA говорит о глобальном интересе и важности математического образования.
С точки зрения индивидуума, математика лежит в основе многих аспектов нашей повседневной деятельности: от осмысления информации, полученной из утренней программы новостей, до принятия обоснованных решений о личных финансах. Понимание основ математики - квинтэссенция, без усвоения которой невозможно грамотно выполнить никакие расчёты, графические интерпретации и статистический анализ. Изучение математики также является отличным средством для тренировки ума и развития способности мыслить абстрактно, критически и творчески. Это базисные компетенции 21-го века, которые необходимо сформировать в подрастающем поколении, чтобы оно могло вести продуктивную жизнь и на протяжении всей жизни иметь возможность непрерывного обучения.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что использование практико-ориентированных задач и сюжетов с контекстом повседневной жизни на уроках математики способствуют развитию математической грамотности.
Нами было отмечено, что использование таких задач в курсе изучения математики в основной школе формирует благоприятные условия для повышения мотивации обучающихся не только к изучению дисциплины математика, но и к обучению в школе в общем.
Был рассмотрен и проанализирован опыт обучения математике в странах с лидирующими позициями в международном сопоставительном исследовании PISA. Для успешного формирования и развития математической грамотности необходимо использование различных форм работы на уроках математики, современных технологий обучения.
В данной работе нам удалось разработать программу и содержание курса по выбору «Реальная математика» для обучающихся 7-8 классов и частично ее апробировать.
Проведенное нами исследование и полученные результаты позволяют утверждать, что поставленные цели и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты. Гипотеза была подтверждена частично; для более полного подтверждения необходимо продолжить дальнейшую экспериментальную работу. Включение в процесс обучения математики в основной школе курса по выбору «Реальная математика» необходимо и целесообразно. На занятиях данного курса обучающиеся раскрывают свой потенциал, чувствуют себя уверенно, так как решают задачи, актуальные лично для них. В процессе работы каждый обучающийся включен в работу, активно принимая участие в обсуждениях. Все это положительно сказывается на качестве математической подготовки и учебной мотивации


1. Bruter C.P. Suggestions for making the study of mathematics more attractive
// European Society for Mathematics and the Arts [Электронный ресурс]. URL: http://www.math-art.eu/Documents/pdfs/SuggestionsEN.pdf (дата
обращения: 10.05.2020).
2. Focusing on the Fundamentals of Math, Grades 1-8 // Ministry of Education.
Ontario.ca [Электронный ресурс]. URL:
http://www.edu. gov.on.ca/eng/parents/min math strategy.html(дата обращения: 10.05.2020).
3. Mathematics Syllabus. Primary One to Six // Ministry of Education, Singa-pore [Электронный ресурс]. URL: https://www.moe.gov.sg/docs/default- source/document/education/syllabuses/sciences/files/mathematics syllabus primary 1 to 6.pdf(дата обращения: 12.05.2020).
4. Morin A. A Close Look at the Singapore Math Method. 5 Key Factors of the Singapore Math Method // ThoughtCo. | Lifelong Learning [Электронный ресурс]. URL: https://www.thoughtco.com/a-close-look-at-the-singapore- math-method-620845(дата обращения: 12.05.2020).
5. National Research Council. Adding It Up: Helping Children Learn Mathe-matics. Washington, DC: The National Academies Press, 2001. doi:
10.17226/9822. C. 440.
6. Wigley A. Models for Teaching Mathematics // National Centre for Excel-lence in the Teaching of Mathematics [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncetm.org.uk/public/files/327821/ATM-MT141-04-07.pdf(да¬та обращения: 08.05.2020).
7. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М: Просвещение, 2010. С. 159.
8. Вендина А.А., Киричек К.А., Федюшкина А.В., Ивченко А.В. О возможности использования некоторых аспектов китайского математического образования в России // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-
nauki.com/PDF/26PDMN218.pdf(дата обращения: 10.05.2020).
9. Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 го¬
ды, утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 года №1242 // [Электронный ресурс]. URL:
http://government.ru/rugovclassifier/860/events/ (дата обращения 20.04.2020).
10. Груздков А.А. О причинах кризиса преподавания математики // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2017. № 5. С. 44-50.
11. Далингер В.А. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Физика, математика, техника, технология. 2010. №2. С. 24-28.
12. Долганова О.В., Петрова О.О., Шарохина Е.В. Педагогика: конспект лекций. М.: Эксмо, 2000. С. 279.
13. Иванова Т.А., Симонова О.В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник ВятГУ. № 1. 2009. С. 125-129.
14. Идиатулин И.Р., Фаут Ю.В., Шашкина М.Б. Проблемы математической грамотности обучающихся и пути их решения // Информационные технологии в математике и математическом образовании: материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-методической конференции, посвященной 80-летию профессора Ларина Сергея Васильевича. Красноярск, 13-14 ноября 2019 г.: в 2 ч. [Электронный ресурс] / отв. ред. В.Р. Майер; ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун¬т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. Ч. 2. С. 49-54.
15. Каверин В.А. Собеседник. Заметки о чтении // Новый Мир. - М.: Издательство «Известия советов депутатов трудящихся СССР», №1, 1969. С.155-169.
16. Ковалева Г.С. Актуальная тема. Основные результаты Международной программы PISA-2012 // Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями. [Электронный ресурс]. URL: https://globalcentre.hse.ru/nletter2.2(дата обращения 18.04.2020).
17. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 года №2506-р // [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/9775/(дата обращения: 21.04.2020).
18. Корешкова Т.А. ЕГЭ 2014. Математика. Тренировочные задания / Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В. Шевелева. - М.: Эксмо, 2013. - С. 152.
19. Курант Р., Роббинс Г. [Courant R., Robbins H.] Что такое математика? 3- e изд., испр. и доп. М: Издательство МЦНМО, 2001. С. 568.
20. Лемов ,tt,.[Lemov D.] Мастерство учителя. Проверенные методики вы-дающихся преподавателей: пер. с англ. М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014. С. 416.
21. Митенева С.Ф. Особенности использования нестандартных задач в обучении математике // Ярославский педагогический вестник. 2010. №4. С. 60-62.
22. Некрасова А.Ф., Рябова М.В. DZ-B15B(B) Развитие функциональной
грамотности обучающихся на уроках математики // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы V Всероссийской научно¬
практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 28 апреля 2020 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. С. 88-90.
23. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
24. Пиковер К. [Pickover C.] Великая математика. От Пифагора до 57- мерных объектов. 250 основных вех в истории математики: пер. с анг. С.А. Иванова. М.: БИНОМ. Лаборатория знания, 2015. - С. 539.
25. Практико-ориентированные задачи по математике. 5-6 класс. Учебное пособие. / Авт.-сост. Ю.А. Скурихина / КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2019. С. 192.
26. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. С. 454. (Стандарты второго поколения).
27. Примеры открытых заданий по математике (по материалам международного исследования образовательных достижений учащихся PISA 2003, 2012 гг.) // Исследование PISA-2018. Материалы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018 pub.html(дата обращения: 21.04.2020).
28. Пташкина Н.В. Практико-ориентированное обучение на уроках математики // Современные подходы к преподаванию математики в основной школе в условиях реализации требований ФГОС: материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород, 5—6 марта 2015 года / сост. М.А. Мичасова. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. 92 с.
29. Спенсер Г. [Spencer H.] Воспитание умственное, нравственное и физическое: пер. с англ. М: Издательство Либроком, 2020. С. 232.
30. Средний балл ЕГЭ по математике в 2017 году // ВПР Сайт [Электронный ресурс]. URL: https://vpr-ege.ru/ege/matematika/134-srednij-ball-ege- po-matematike-v-2017-godu(дата обращения: 21.04.2020).
31. Тестов В.А. Математическая одаренность и ее развитие // ПНиО, 2014. № 6 (12). С 60-67.
32. Тоом А.Л. Русский учитель в Америке // Математика. Школа. Будущее
[Электронный ресурс]. URL: http: //www. shevkin. ru/shkoly-stat-i/a-l-
toom-russkij-uchitel-v-amerike/(дата обращения: 14.05.2020).
33. Тоффлер Э. [Toffler A.] Шок будущего: пер. с англ. М.: Издательство ACT, 2002. С. 557.
34. Тюменева Ю.А., Александрова Е.И., Шашкина М.Б. Почему для российских школьников некоторые задания PISA оказываются труднее, чем для их зарубежных сверстников: экспериментальное исследование // Психология обучения. 2015. №7. С. 5-23.
35. Удовенко Л.Н. О взаимосвязи логических и алгоритмических умений, формируемых при обучении математике // Преподаватель XXI век. 2014. № 2. С. 126-133.
36. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204 // Российская газета. 2018. 9 мая.
37. Ульянова И.В. Современные средства обучения учащихся решению математической задачи в контексте реализации ФГОС ООО нового поколения // Наука и школа. 2017. №3. С. 68-76.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 21.04.2020).
39. Федеральный институт оценки качества образования. Концепция на¬
правления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 // [Электронный ресурс]. URL:
https: //fioco. ru/Contents/Item/Display/2201978 (дата обращения 18.04.2020).
40. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2016. С. 48.
41. Шашкина М.Б., Табинова О.А. Проблемы реализации преемственности математической подготовки в школе и вузе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, №4(26), 2013. С. 128-132.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ