ВВЕДЕНИЕ 4
1 Процесс формирования знаний на уроках предмета «Технология» 8
1.1 Методы и формы формирования знаний обучающихся 8
1.2 Машиноведение в предметной области «Технология» 12
1.3 Методика обучения основам машиноведения на уроках
предмета «Технология»
19
1.4 Структура средств обучения основам машиноведения 31
1.5 Экспериментальное исследование эффективности формирования знаний на уроках предмета «Технология»
35
Выводы по 1 главе 39
2 Проектирование учебного оборудования для формирования знаний
основ машиноведения
42
2.1 Обоснование выбора учебного оборудования 42
2.2 Технологические процессы заточки столярного режущего инструмента
43
2.3 Проектирование приспособления для наждака 56
2.4 Расчет себестоимости проекта 67
Выводы по 2 главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Технологическая карта урока по теме «Заточка и
настройка дереворежущих инструментов»
79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Входной авторский тест для выявления уровня
остаточных знаний по основам машиноведения
97
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Контрольный авторский тест для выявления
эффективности формирования знаний по основам машиноведения
102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Рабочие чертежи упора регулируемого 109
В XXI веке ключевую роль в формировании личности ребенка играет
образование. Весь цивилизованный мир вступает в эру 6-го технологического уклада где качество образования позволяет человеку быть конкурентоспособным на рынке труда и иметь перспективы личностного развития. Без познания основ и технологий обработки материалов на станках не возможна
подготовка квалифицированного персонала для нужд современной экономики, где определяющую роль будут играть высокие технологии. Мир стремительно ускоряется. Робототехника, нано технологии, сверх высокоточные методы обработки материалов требуют от человека все более и более глубоких
познаний в машиноведении, очень важно прививать любовь и способность
учащихся к познанию технологий еще со школьной скамьи.
Преподавание каждой дисциплины имеет свои особенности и специфику в соответствии с требованиями, однако, в данной исследовательской работе излагается методика обучения основам машиноведения. При формировании понятий по машиноведению учитель должен опираться на знания учащихся по обработке материалов на станках. Эти знания, учащиеся должны
получать при изучении обработки материалов на станках. Поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в чередовании учебного
материала, чтобы избежать относительного опережения или отставания.
Здесь, задачей учителя является систематизирование учебного материала.
Правильное оснащение учебных кабинетов позволяет учителю рационально использовать рабочее место и планировать учебное время, что в свою
очередь приводит к успешной педагогической деятельности. Преподаватель
выступает в роли организатора и руководителя самостоятельной работы обучающихся. Он создает условия для реализации успешной познавательной деятельности школьников, мобилизует и стимулирует их деятельность, корректирует и оказывает помощь, оценивает результаты. Поэтому одним из важнейших вопросов в настоящее время является вопрос оборудования кабинетов учебных заведений. Эта проблема занимает далеко не последнее место
при организации учебного процесса.
Учебное оборудование является также и средством наглядного метода
обучения. Подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс
расширяет возможности наглядных методов обучения.
Из-за недостаточного финансирования учебных заведений, проблема
обеспечения учебным оборудованием и наглядными средствами обучения
является на сегодняшний день не решенной.
Выявлены противоречия между:
- современными требованиями к образованию о качественной подготовке выпускников как субъектов будущей профессиональной деятельности
и недостаточным использованием в технологическом образовании современных педагогических методик, позволяющих эффективно решать данную задачу в процессе обучения;
- требованиями программы предмета «Технология» в освоении обучающимися основ машиноведения и недостаточно разработанной методикой
формирования знаний с использованием проекта усовершенствования конструкции учебного оборудования.
В связи с практической значимостью выявленных противоречий и
необходимостью поиска путей их разрешения сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос? Какими должны быть методические рекомендации по использованию усовершенствованного учебного оборудования, чтобы они могли способствовать формированию знаний основ машиноведения на уроках предмета «Технология»?
Исходя из определенной проблемы, тема выпускной квалификационной работы «Формирование знаний основ машиноведения на уроках
предмета «Технология»» является актуальной. Целью исследования является разработка методики формирования
знаний основ машиноведения на уроках предмета «Технология» с использованием учебного оборудования.
Объектом исследования – процесс формирования знаний на уроках
предмета «Технология».
Предметом исследования - проектирование учебного оборудования
для формирования знаний основ машиноведения.
Гипотеза исследования: что процесс формирования знаний основ машиноведения на уроках предмета «Технология» будет осуществляться на более высоком уровне, если:
- обучающиеся будут включены в разнообразную по характеру и функциям проектную деятельность;
- в процессе освоения обучающимися ручной и механической обработки древесины организовать коллективную проектную деятельность;
- использовать усовершенствованную конструкцию учебного оборудования.
Задачи исследования:
1) определить процесс формирования знаний на уроках предмета
«Технология»;
2) разработать проект учебного оборудования для формирования
знаний основ машиноведения.
3) разработать экспериментальное исследование эффективности
формирования знаний на уроках предмета «Технология».
Методологической основой исследования явились: научные работы
по методике обучения основам машиноведения на занятиях предмета «Технология» (А.М. Уколова, П.С. Самородский, Г.И. Кругликов и др.); ГОСТ
12.3.028-82 Система стандартов безопасности труда. Процессы обработки абразивным и эльборовым инструментом; работы по технологическим процессам заточки столярного режущего инструмента (С.А. Попов, В.А. Волков и др.); Интернет-ресурсы, раскрывающие устройство и работу точильных станков и приспособлений к ним.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использована комплексная методика, включающая теоретическое изучение и анализ научно-педагогической литературы:
определение основных методов и понятий используемых в технологическом
обучении, а также применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений; проектирование, маркетинговые исследования. Экспериментальное исследование, тестирование.
Экспериментальная база исследования – Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная
школа» Троицкого района Алтайского края.
Практическая значимость исследования результаты исследования
могут быть внедрены в образовательный процесс предмета «Технология» для
формирования знаний по основам машиноведения.
Структура работы - соответствует логике исследования и включает в
себя введение, две главы, заключение, библиографический список, четыре
приложения.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Результаты
исследования подтвердили актуальность и практическую значимость работы.
Данные, полученные в результате исследования, позволили сформулировать
окончательный выводы.
Выявлены четыре метода образования, каждый из которых применим
для различных техник подачи учебного материала. В преподавании технологии все эти методы могут быть конкретизированы по трем группам: словесные, наглядные и практические. Проанализированы формы формирования
знаний обучающихся: индивидуально-обособленная, фронтальная, групповая, коллективная и работа в парах.
Установлено, что учебный материал предметной области «Технология»
по изучению элементов машиноведения и обработки материалов на станках
взаимосвязан. От того, насколько умело будет обеспечена такая взаимосвязь
в учебном процессе, зависит успех в решении тех задач, которые поставлены
перед учителем в связи с обучением учащихся машинной технике и технологиям. Учащиеся знакомятся на уроках предмета «Технологии» с деревообрабатывающими и металлообрабатывающими станками.
При разработке методики обучения основам машиноведения на уроках
предмета «Технология» установлено, что при показе учащимся того общего,
что есть во всех металлорежущих станках, целесообразно остановиться на
следующих трех узловых вопросах: как образуется заданная форма детали,
основные возможные движения станка и классификация частей станка по
назначению. Так же выявлено, что успешному выполнению работ по сборке
и разборке способствует рациональная организация рабочего места и непосредственная разборка объекта, ознакомление с его устройством и принципом действия. Установлено, что при обучении учащихся необходимо особенное внимание уделять правилам безопасности труда. Непосредственной обработке материалов на станках предшествует ознакомление с приемами управления механизмами и возможными причинами их выхода из строя или
возможностью причинения вреда человеку.
В ходе анализа структуры средств обучения основам машиноведения
было выявлено, что в настоящее время в школах находят широкое применение следующие виды средств обучения основам машиноведения: объекты
окружающей среды, взятые в натуральном или специально препарированном
для целей обучения виде (машины и их части и т.п.); действующие модели
(машин, механизмов, аппаратов и т.п.); макеты и муляжи (технических установок и сооружений и т. п.); приборы и приспособления для учебных экспериментов; графические средства (плакаты, рисунки, схемы и т.п.); технические средства обучения (электронные средства обучения, транспаранты,
учебные кинофильмы, радио- и телепередачи, звуко- и видеозаписи и т.п.);
учебники и учебные пособия; устройства для контроля за знаниями и умениями учащихся. Установлены следующие группы требований структуре
средств обучения: эргономические, эстетические, экономические, методические, дидактические;
Проведенное экспериментальное исследование эффективности формирования знаний по предмету «Технология» позволило сделать выводы: определена программа экспериментального исследования проверки эффективности формирования знаний по основам машиноведения учащихся 7 классов по
предмету «Технология»; разработаны тестовые задания для входного и итогового тестирования по темам основ машиноведения предмета «Технология»,
которые использованы в экспериментальном исследовании для оценки качества знаний учащихся 7 классов, при использовании разработанного учебнометодического обеспечения. Результаты экспериментального исследования
подтвердили предположение о том, что разработка и реализация учебнометодического обеспечения для обучения учащихся 7 классов предмету
«Технология» является фактором эффективности формирования знаний.
Обоснованием выбора учебного оборудования служит следующее:
наличие в школьных мастерских заточного станка (наждака) значительно
ускорит процесс заточки инструментов учащимися, а изучение устройства и
технологии работы на этом станке будет способствовать формированию знаний по основам машиноведения, т.е. данное учебное оборудование будет являться также и средством наглядного метода обучения. Затачивать инструменты следует только под присмотром учителя, в защитных очках и используя специальные приспособления для заточки на станке. Кроме того, без специального приспособления учащимся будет проблематично соблюсти правильный угол наклона при заточке инструмента, поэтому наждак необходимо
укомплектовать специальным регулируемым упором.
Выявлены виды режущих инструментов, которые используются в
школьных мастерских на уроках «Технологии»: стамески прямые, богорадский нож, нож косяк, нож резак, стамески-церазики, стамески-уголки или
гейсмусы, штихеля, клепики, нож для ручного рубанка, ножницы по металлу. Установлены технологические процессы заточки и правки инструментов
и приспособления для их выполнения. Определены виды заточных станков
(профессиональные, полупрофессиональные, бытовые), рассмотрено устройство стандартного бытового наждака. Проанализированы общие характеристики точильных станков, а также комплектация и наличие дополнительных
опций. Рассмотрена работа наждака с учетом требований техники безопасности.
Себестоимость проекта составила: 20390.98 рублей.