Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МО СОШ №3 им. Страховой З. Х. (г. Донской Тульской области).
Выборка: 20 учащихся 4 класса с физико-математическим уклоном в возрасте от 10 до 12 лет
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование тревожности в младшем школьном возрасте 6
1.1 Теоретические подходы к пониманию феномена тревожности 6
1.2 Общая характеристика младшего школьного возраста 11
1.3 Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте 14
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности в младшем школьном возрасте 20
2.1 Описание методов исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 23
Вывод по 2 главе 35
Заключение 36
Список литературы 36
Приложения 41
Актуальность темы исследования. В современном обществе такое явление, как тревожность, в той или иной степени знакомо каждому человеку, что отчасти обусловлено мощными социальными изменениями, произошедшими за последние пять лет. Множество людей испытывают на себе неприятные последствия тревожности: появление трудностей в общении, снижение продуктивности деятельности, неуверенность, сложности в принятии решений и пр.
В младшем школьном возрасте ребенок оказывается в новой для него социальной ситуации развития – в ней появляются такие значимые фигуры взрослых, как учителя, а также референтная группа одноклассников. Кроме того, он осваивает новый вид деятельности – учебный. В связи с этим, у детей младшего школьного возраста зачастую возникает тревога. Поскольку в данном возрасте формируется представление личности о своих способностях («я умный», «я способный», «я справляюсь»), игнорирование тревожности ребенка может привести к серьезным последствиям – низкая самооценка, неуверенность в своих силах, снижение мотивации к учебной (а в будущем – и к трудовой) деятельности, социальная дезадаптация и т.д.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью раннего выявления признаков возникающей тревожности у ребенка, поскольку именно оно играет ключевую роль в предотвращении развития необратимых последствий.
Теоретико-методологические основы исследования.
Идея Л. С. Выготского о том, что тревожность – это длительное, глубокое эмоциональное переживание, которое связано с жизненно-важными потребностями и стремлениями индивида. А также обусловлено влиянием социальной ситуации развития, которое представляет собой совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью.
Идея А. М. Прихожан о том, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, которое связано с ожиданием неблагополучия или предчувствием опасности.
Цель исследования: выявить особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: тревожность личности.
Предмет исследования: тревожность у младших школьников.
Гипотеза исследования:
1. Дети младшего школьного возраста обладают высоким уровнем школьной и магической тревожности.
2. Мы предполагаем, что школьная тревожность младших школьников связана со страхом ситуации проверки знаний.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «тревожность» и провести анализ теоретических подходов к данном феномену;
2. Изучить специфические характеристики младшего школьного возраста;
3. Изучить ключевые теоретические подходы к пониманию особенностей тревожности младших школьников;
4. Эмпирическим путем выявить особенности школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.
5. Выявить характер и степень взаимосвязи показателей школьной тревожности и страха проверки знаний с помощью метода корреляционного анализа.
6. Проанализировать полученные результаты исследования.
Методы исследования.
1. Психодиагностические методы:
• «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса»;
• «Шкала личностной тревожности» А. М. Прихожан.
2. Метод статистической обработки данных:
• Коэффициент корреляции Спирмена.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 20 учащихся МО СОШ №3 им. Страховой З. Х., 4 класса с физико-математическим уклоном в возрасте от 10 до 12 лет. Из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
Практическая значимость. Результаты исследования будут актуальны для студентов педагогических ВУЗов, будущих педагогов начальной школы и школьных психологов.
В данной работе были проанализированы основные особенности проявления тревожности детей младшего школьного возраста, а также была выявлена их взаимосвязь.
Результаты нашего исследования частично подтвердили проблему высокой школьной и магической тревожности младших школьников, но актуальность темы по-прежнему остается значимой на сегодняшний день. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает значимое место в жизни человека, она приводит к снижению работоспособности, трудностей в общении, неуверенности в себе и сложности в принятии решений проявлений.
Существует множество определений понятия «тревожность», представленных в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. При анализе работ можно сделать вывод о том, что тревожность относится к характеристике личности и может быть ситуативной, то есть обусловленной внешними обстоятельствами, и личностной, то есть связанной с индивидуальными особенностями субъекта.
Одной из основных особенностей проявления тревожности в младшем школьном возрасте является социальный, а именно – условия воспитания в семье и обучения в школе. То есть успешность освоения им новой социальной роли обучающегося, уровень развития социальных компетенций, степень адаптации к учебному классу оказывают непосредственное влияние на психоэмоциональное состояние младшего школьника.
По результатам эмпирического исследования мы можем сделать вывод о том, что:
по методике диагностики уровня школьной тревожности Филлипса мы видим, что у испытуемых преобладает низкий уровень тревожности по всем шкалам методики, кроме «Страх ситуации проверки знаний», в которой 50 % испытуемых показали повышенный уровень тревожности. Таким образом, наиболее актуальными темами, провоцирующими высокий уровень тревожности школьников, можно назвать: страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Повышенный уровень тревожности, в свою очередь, связан со страхом ситуации проверки знаний, переживанием социального стресса и проблемами в отношениях с учителями. Самые низкие показатели наблюдаются в шкалах: фрустрация в достижении успеха, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и страх несоответствия ожиданиям, что указывает на наименьшую степень влияния данных факторов в опрошенной выборке на школьную тревожность.
по методике А. М. Прихожан «Шкала личностной тревожности» удалось установить, что высокий уровень тревожности наиболее выражен в шкалах: магическая тревожность и межличностная тревожность. Повышенный уровень тревожности, в свою очередь, выражен в шкалах: межличностная тревожность и школьная тревожность. Большая часть опрошенных не сталкивается с самооценочной и школьной тревожностью.
По результатам статистической обработки, полученные с помощью коэффициента корреляции Спирмена мы видим, что общая тревожность, также как и общая тревожность в школе, взаимосвязана со всеми формами тревожности по Прихожан: это обусловлено тем, что общая тревожность и общая школьная тревожность естественным образом проявляются в разных формах: в межличностных отношениях, в самооценочной тревожности, в магической тревожности и пр. Также страх ситуации проверки знаний связан со всеми формами тревожности по Прихожан: что вполне логично, так как ситуация проверки знаний обусловлена самим фактором учебной обстановки (школьная тревожность).
В ходе работы была достигнута цель, решены все поставленные задачи.
Гипотеза исследования:
1. Дети младшего школьного возраста обладают высоким уровнем школьной и магической тревожности.
2. Мы предполагаем, что школьная тревожность младших школьников связана со страхом ситуации проверки знаний.
Таким образом, гипотеза нашего исследования была частично подтверждена, что действительно есть значимая взаимосвязь школьной тревожности младших школьников со страхом ситуации проверки знаний.
1. Александровская, Э. М. Социально – психологические критерии адаптации к школе / Э. М. Александровская М.: Медицина, 1997. – С. 153.
2. Божович, Л. М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. М. Божович. - М., 1968. – С. 267.
3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. / Л. С. Выготский – М.: Педагогика, 1984. С. 432.
4. Выготский, Л. С. Кризис семи лет. Собрание сочинений.: В6т. / Л. С. Выготский – М., 1982 - Т.4, С. 220-232.
5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – С. 332.
6. Иванова, А. Ю, Малышкина М. В. Психология личности: учебное пособие для студентов / А. Ю. Иванова, М. В. Малышкина – СПб.:Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2018. – С. 260.
7. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд – М.: 1989, C. 57-104.
8. Мещеряков, Б. Г, Зинченко, В. П. Большой психологический словарь 4-е изд. / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – С. 816.
9. Микляева, В. С., Румянцева, П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция / В.С.Микляева, П. В. Румянцева. СПб., 2006.– С. 248.
10. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Издательство «ЭКСМО-ПРЕСС»., 2000. – С. 272
11. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 374.
12. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л. Ф. Обухова — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— С. 352.
13. Петрунек, В. П., Таран, Л. Н. Младший школьник. / В. Н. Петрунек, Л. Н. Таран - М., 1981, С.121-125.
14. Петровский, А. В., Шпалинский, В. В. Социальная психология коллекгива. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский - М., «Просвещение», 1978. – С. 176.
15. Прихожан, А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст/А. М. Прихожан.-М., «Питер»., 2009. – С. 192.
16. Прихожан, А М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А. М. Прихожан. – СПб., 2001.– С. 143–156.
17. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже - М., 1994. – С. 674
18. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – С. 671.
19. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов. / К. Хорни – стб: Лань, 1997, С. 240.
20. Хабирова, Е. Р. Тревожность и ее последствия / Е. Р. Хабирова – 2003. – С. 301– 302.
21. Проблема возрастной периодизации в трудах Д. Б. Эльконина // DREAMKIDS.RU: мир психологии URL: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/952-2010-10-08-14-24-41.html
22. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2010. – С. 688.
23. Семчук, Л. А, Янчий, А. И., Возрастная психология: учебно-методический комплекс / Л. А. Семчук, А. И. Янчий – Гродно: ГрГУ, 2006. – С. 226.
24. Савина, Е., Шанина, Н. Тревожные дети /Е. Савина, Н. Шанина // «Дошкольное воспитание» – М.,1996. – №4. – С.12 – 13
25. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины ХХ века / М. Г. Ярошевский – М.: Академия, 1996. – С. 416.