Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕТАФОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ "МУЗЫКА" И "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК"

Работа №155926

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2021
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Метафорическое мышление как основа познавательной деятельности субъекта 7
1.1. Развитие познавательных способностей в условиях школьного
образования 7
1.2. Место метафорического мышления в структуре познавательной
деятельности 13
1.3. Потенциал предметов "Иностранный язык" и "Музыка" в развитии
навыка метафорического мышления 18
1.4. Предметная интеграция в контексте системно-деятельностного подхода 21
1.5. Основные принципы предметно-языкового интегрированного обучения 25
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Проектирование интегрированного урока иностранного языка для развития метафорического мышления 30
2.1. Понятие метафоры в языке и познании 30
2.2. Использование метафор в музыкальном дискурсе 31
2.3. Диагностика уровня сформированности метафорического мышления
обучающихся 7 класса 33
2.4. Проектирование интегрированного урока по теме "Good teams operate
like orchestras" 35
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А 47
Приложение Б


В современной педагогической теории и практике изучаются проблемы влияния сфер искусства на развитие обучающихся. Музыка — это важная часть культурного наследия и жизни всех людей. Музыка как вид искусства помогает раскрыть для людей мир в самых разнообразных формах и проявлениях, открывает новые пути познания мира, формирует мышление и развивает воображение учащихся. Нельзя недооценивать степень музыкального воздействия, как одного из методов эстетического, художественного и нравственного развития учеников. [Абудеева, 2010]. Кроме того, музыкальное образование помогает сформировать личность ученика, его способности к восприятию.
В этом видится пересечение с уроками иностранного языка - иноязычное образование помимо прочего подразумевает обучение детей воспринимать и интерпретировать родную культуру, общемировую культуру и культуру страны изучаемого языка. Музыка, являющаяся частью любой иноязычной культуры, логично может найти своё место на уроках иностранного языка.
В современном образовательном процессе педагогу необходимо создавать новые возможности для раскрытия творческого и познавательного потенциала учеников на любом предмете. Учитель стоит перед задачей сформировать поликультурную личность, способную на межкультурную коммуникацию, и соответственно для решения этой задачи необходимо включать в программу лингвокультурологическую составляющую. С ней процесс обучения станет более привлекательным для обучающихся и обеспечит более глубокое погружение в менталитет носителей англоязычной культуры.
Актуальность данного исследования определена потребностью в совмещении развивающих и образовательных функций обучения на одном уроке, а также в интенсификации содержания образования. Один из способов удовлетворения данной потребности — это интеграция учебного процесса и применение межпредметных связей. Интегрированный образовательный процесс предполагает не только развитие универсальных учебных действий, применимых в разных видах деятельности, но и поиск решений через перенос моделей из одних областей знания в другие.
Предмет «иностранный язык» имеет большой потенциал для включения в интегрированный процесс обучения, его легко можно совместить практически с любым другим школьным предметом при условии, что учитель разработает концепцию урока, которая позволит провести неординарный урок и выполнить учебные задачи.
Одна из приоритетных задач обучения иностранному языку - это формирование у обучающихся навыков для успешной коммуникации в межкультурном иноязычном пространстве. Для развития речевых умений и навыков важно обращать внимание на такие качества речи, как точность, насыщенность, образность, беглость, выразительность и др. Одно из таких качеств — это метафоричность речи, которую можно рассматривать как методический элемент.
Развитие метафорического мышления благоприятно сказывается на формировании общих коммуникативных и познавательных умений учеников. Метафорическая компетенция - это умение понимать, интерпретировать и продуцировать в речи метафорические выражения, используя их в качестве средства коммуникации и репрезентации фоновых культурных смыслов. Формирование метафорической компетенции происходит путем взаимосвязанных процессов развития знаний, умения и навыков, лежащих в основе двух компонентов МК: речевого и культурорепрезентативного. При сформированности обоих компонентов на высшем уровне становится возможным полноценное и адекватное оперирование средствами метафоричности в реальных ситуациях общения в контексте изучаемой лингвокультуры. [Тюрина, 2018]
Объект исследования - интегрированные уроки английского языка и музыки как способ формирования метафорического мышления.
Предмет исследования - развитие метафорического мышления посредством межпредметной интеграции английского языка и музыки.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путём проверить целесообразность интеграции предметов «Английский язык» и «Музыка» как средства развития метафорического мышления.
В соответствии с обозначенными выше объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:
1. Изучить понятие метафоры и метафорического мышления и определить его место в структуре познавательной деятельности;
2. Рассмотреть потенциал предметов «Иностранный язык» и «Музыка» в развитии метафорического мышления;
3. Определить роль предметной интеграции в контексте системно-деятельностного подхода;
4. Изучить основные принципы предметно-языкового интегрированного обучения;
5. Исследовать примеры использования метафор в музыкальном дискурсе;
6. Провести диагностику сформированности метафорического мышления обучающихся 7 класса;
7. Разработать интегрированный урок по теме «Good teams operate like orchestras» и внедрить его в учебный процесс;
8. Проверить эффективность проведения интегрированных уроков английского языка и музыки в 7 классе для развития метафорического мышления.
Проблема использования метафоры при обучении школьников иностранному языку ещё не стала предметом комплексного исследования, хотя и существует определённая научно-исследовательская база, которая предоставляет возможность провести всесторонний анализ данной проблемы. Существуют труды, в которых рассмотрены всевозможные аспекты функционирования метафор, а также методические исследования, которые представляют метафору как средство педагогического воздействия. Кроме того, педагоги часто говорили о пользе интегрированного обучения, но интеграции таких предметов, как «Музыка» и «Иностранный язык» работ не так много, и по большей части они сфокусированы на использовании песен на иностранном языке на уроках. Проблемами интегрированного обучения и важности межпредметных связей занимались многие исследователи - от Я.А. Коменского до К.Д. Ушинского, В.Н. Максимовой, Л.Я. Зорина и Н.М. Сокольникова.
Методология исследования представляет собой последовательное применение рефлексивного наблюдения и анализа продуктов творческой деятельности обучающихся.
База исследования - 7 класс МБОУ СОШ №141 города Красноярск.
Изучение вопросов, связанных с темой исследования осуществлялось в период с сентября 2020 года по май 2021 года и включало в себя педагогическую практику, сбор и анализ фактического материала, проведение опытной работы.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в образовательном процессе в 7 классе на уроках английского языка.
Работа состоит из 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Предложенный урок, направленный на формирование метафорического мышления, был апробирован в рамках всероссийской олимпиады по методике преподавания родного и иностранных языков Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко и был отмечен дипломом 1 степени в номинации «Преподавание английского языка».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование было нацелено на теоретическое обоснование и проверку опытным путём целесообразности интеграции предметов «Английский язык» и «Музыка» как средства развития метафорического мышления. Так как в современном образовательном процессе наметилась тенденция на личностное развитие, педагогу необходимо создавать новые возможности для раскрытия творческого и познавательного потенциала учеников на любом предмете.
Музыкальное образование помогает сформировать личность ученика, его способности к восприятию. Иноязычное образование помимо прочего подразумевает обучение детей воспринимать и интерпретировать родную культуру, общемировую культуру и культуру страны изучаемого языка. Музыка, являющаяся частью любой иноязычной культуры, логично может найти своё место на уроках иностранного языка.
В ходе исследования было выявлено, что познавательная деятельность является одной из ведущих в образовательном процессе, она влияет на восприятие мира учениками и развитие из потенциала, в следствие чего необходимо строить учебный процесс с акцентом на познавательной деятельности учеников, которая развивается у обучающихся с помощью разных видов деятельности - исследовательской, проектно-групповой, творческой и др.
Использование на уроках музыкального искусства является важным стимулом лингвистического и эмоционального развития школьника. Предметы «Музыка» и «Иностранный язык» имеют широкий ряд возможностей для формирования метафорического мышления.
Предмет «Иностранный язык» имеет большой потенциал для включения в интегрированный процесс обучения, его легко можно совместить практически с любым другим школьным предметом при условии, что учитель разработает концепцию урока, которая позволит провести неординарный урок и выполнить учебные задачи.
Проверка целесообразности интегрирования таких предметов, как «Музыка» и «Английский язык» для формирования метафорического мышления показала, что данные предметы благотворно влияют на развитие у учеников творческих компетенций, а также помогает развить метафорическое мышление у обучающихся 7 класса. Проведение разработанного в рамках исследования урока помогло привлечь внимание учеников к музыкальному искусству, а необычные задания, связанные с синестетическими метафорами, показались ученикам очень интересными и вовлекли участников урока в творческую и познавательную деятельность.
Вполне очевидно, что одного интегрированного урока недостаточно для полноценного формирования метафорического мышления. Необходимо проводить подобные уроки в течение всего образовательного процесса или предлагать ученикам похожие творческие упражнения. Несмотря на это, данная практика позволяет нам сделать вывод, что интегрирование разных предметов позволяет углубить знания учеников по каждому из предметов, а также развить другие компетенции, в данном случае мы заложили фундамент для развития метафорической компетенции.



1. Абудеева Н. Б. Музыка. Художественно-образное развитие школьников / Н. Б. Абудеева, Л. П. Карпушина. - М.: Учитель, 2010. 160 c.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов: психопедагогические процессы // Практика образования. - 2008. - № 2. - C. 17-18.
3. Блинова Т. Л. Структура познавательной деятельности школьников в личностно-ориентированном обучении // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov- v-lichnostno-orientirovannom-obuchenii(дата обращения: 04.05.2021).
4. Блонский, П.П. Психология дошкольника /Сост. и ред. А.И. Липкина, Т.Д. Марцинковская. - М.: Воронеж: Изд-во Института практической психологии, 1997. - 575с.
5. Брускова Рахиль Эдуардовна О необходимости формирования метафорической компетенции у иностранных курсантов (обзор результатов опытно-экспериментального обучения) // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti- formirovaniya-metaforicheskoy-kompetentsii-u-inostrannyh-kursantov-obzor- rezultatov-opytno-eksperimentalnogo(дата обращения: 06.05.2021).
6. Брушлинский, A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Институт практической психологии/ Брушлинский, A.B.; Воронеж: Модэк, 2015. - 390 с.
7. Ван, Сун Хэ. Виды дискурса и функциональный анализ дискурса метафоры / Ван Сун Хэ // Журнал иностранных языков. - 2009. - № 6. - С. 125-128.
8. Ван, Сун Хэ. Мировоззрение метафоры и развитие прагматической способности к метафорическому мышлению в языке / Ван Сун Хэ // Журнал иностранных языков. - 2012. - № 5. - С. 93-97.
9. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: В 2-х ч./ Венгер, А.Л. -М.: Генезис, 2011. - 196с.
10. Воронин С.В. Синестезия и звукосимволизм // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983. С. 120-131.
11. Вотинцева, М. В. (2012) Интегрированное обучение иностранным языкам как условие формирования профессиональной мобильности студентов: автореф. дис.... канд. пед. наук. Благовещенск. 24 с.
12. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения/ Дейкина, А.Ю. - М.: Просвещение, 2012. - 258с.
13. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей/Дружинин, В.Н.. - СПб.: Питер, 2013. -368 с.
14. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Прогресс, 2015. - 367 с.
15. Дусавицкий, А.К. Формула интереса/Дусавицкий, А.К.. - М.: Педагогика,
2014. - 145 с.
16. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования/ Загвязинский, В. И.. — М. : Педагогика, 2002. - 158с.
17. Зайцева, И.А. Формирование познавательных способностей к учению как способ развития креативных способностей личности/ Зайцева, И.А. - Ноябрьск, 2015. - 124с.
18. Кабалевский Д.Б. Музыка: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2004.
19. Каргина Зоя Алексеевна Дополнительное образование детей в контексте системно-деятельностного подхода // CETERIS PARIBUS. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-v-kontekste- sistemno-deyatelnostnogo-podhoda(дата обращения: 10.05.2021).
20. Клочко, В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование [Текст] / В.Е. Клочко. - Караганда: издательство КарГУ, 1987.
21. Кочановская, Е.В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников: Дисс... канд. пед. наук/Кочановская, Е.В.. - Калининград, 2015. - 197с.
22. Кулагина И.В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-shkolnikov- kak-sposob-aktivizatsii-ih-ucheniya(дата обращения: 02.05.2021).
23. Кунгурцева И.Н. Реализация межпредметных связей на основе интеграции музыки и иностранного языка в общеобразовательной школе // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств.
2008. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-
mezhpredmetnyh-svyazey-na-osnove-integratsii-muzyki-i-inostrannogo-yazyka- v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 03.04.2021).
24. Лебедева, А.В. Уровни развития познавательных способностей у младших школьников/ Лебедева, А.В. // Среднее профессиональное образование. -
2015. - №2. - С.62-64.
25. Лежнина Л.В. Системно-деятельностный подход к организации профессионального психолого- педагогического образования // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 9. - C. 33-35.
26. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. СПб.: Питер, 2012.
27. Лях, Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: Автореф. дис... канд. пед. наук/ Лях, Ю.А.. - Кемерово, 2013. - 14 с.
28. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ Матюшкин, А.М..- М.: Дрофа, 2011. - 306с.
29. Мишанкина Наталья Александровна, Железнякова Анна Николаевна Восприятие музыкального звучания: метафорическая репрезентация в языке и дискурсе // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2015. №4 (36). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-muzykalnogo-zvuchaniya- metaforicheskaya-reprezentatsiya-v-yazyke-i-diskurse (дата обращения: 07.05.2021).
30. Резанова З.И. Дискурсивные картины мира // Картины русского мира: современный медиадискурс. Томск: ИД СК-С, 2011. С. 15-97.
31. Субачева Елена Глебовна Роль метафоры в познании мира // Лингвокультурология. 2019. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol- metafory-v-poznanii-mira(дата обращения: 07.05.2021).
32. Тройникова Екатерина Валентиновна Системно-деятельностный подход в профессиональном иноязычном и межкультурном образовании // КПЖ. 2015. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy- podhod-v-professionalnom-inoyazychnom-i-mezhkulturnom-obrazovanii(дата обращения: 06.05.2021).
33. Тюрина Зинаида Сергеевна Метафорическа компетенция в обучении
иностранному языку (языковой вуз) // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheska-kompetentsiya-v-obuchenii- inostrannomu-yazyku-yazykovoy-vuz(дата обращения: 10.05.2021).
34. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 1997. С. 22.
35. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
36. Coyle, D., Hood, P., Marsh, D. (2010) Content and Language Integrated Learning. Cambridge University Press. Coyal, D. (2002) Against the odds: Lessons from Content and Language Integrated Learning in English secondary schools // Education and Society in Plurilingual Contexts, Brussels University Press. P. 37-55.
37. Graddol, D. (2006) English next. London: British Council.
38. Pavon, V., Ellison, M. (2018) Examining Teacher Role and Competences in Content and Language Integrated Learning (CLIL) Report. Public Services Contract EACEA 2007 3995 2. Brussels: European Commission.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ