Введение 3
Глава I.Сюжетно-ролевая игра в контексте исследуемой проблемы 7
1.1. Сущность сюжетно-ролевой игры, ее структура и характеристика 7
1.2. Особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего
дошкольного возраста 15
Глава II. Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 27
2.1. Межличностные отношения и их общая характеристика 27
2.2. Межличностные отношения старших дошкольников, их особенности и
характеристика 35
Глава III. Методы исследования и организации
экспериментальной работы 43
3.1. Констатирующий эксперимент 43
3.2. Формирующий эксперимент 56
3.3. Контрольный эксперимент 63
Заключение 71
Библиографический список 73
Приложения
Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. В процессе социального развития ребенок осваивает мир человеческих отношений, мир предметов, вещей, созданных нашей культурой. Процесс социализации осуществляется везде: дома, в детском саду, на улице. Какой опыт получит ребенок, зависит от нас взрослых. Важно формировать у ребенка общечеловеческие ценности, позитивную философию восприятия мира и себя самого: «Я хорош, и другие тоже хорошие». Для этого необходима спокойная и доброжелательная обстановка в семье, а в дошкольном образовательном учреждении - высоконравственные педагоги, партнерские отношения с родителями, доверительные взаимоотношения с детьми.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них возникают при этом, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Для полноценного развития ребенка важно создать такие условия, которые бы способствовали развитию межличностных отношений ребенка со сверстниками. Наиболее благоприятные условия можно создавать в совместной деятельности, которая должна быть эмоциональной, активной, интересной, яркой. Данными характеристиками обладает игровая деятельность, которая основана на отображении человеческих взаимоотношений, на общении ребенка со сверстниками, взрослыми; выражении чувств, эмоций, характера персонажа. Этот вид деятельности помогает ребенку наиболее полно реализовать себя и выразить личностные качества. Ребенок проживает жизнь в игре, понимает, осознает, учится, накапливает опыт... Все это способствует воспитанию личности ребенка, признанной окружающими, что отвечает требованиям современной направленности гуманистической педагогики и психологии.
Большое число дошкольников посещает различные дошкольные учреждения, где дети проводят основное время бодрствования среди сверстников. Современное дошкольное образование определяет практическую актуальность исследования отношений со сверстниками.
Эффективность воспитания в большей степени зависит от умения педагога организовать правильные отношения между детьми в условиях детского сада. Такое умение в основе своей предполагает точное знание особенностей межличностных отношений между сверстниками на разных этапах детства и закономерностями их преобразований.
Очевидно и практическое значение указанного вопроса: он входит в контекст более широкой проблемы факторов психического развития ребенка. Возникает необходимость установить, на какие именно стороны психики ребенка влияют контакты со сверстниками, и каковы пути их влияния.
Актуальность изучения содержания и возможностей влияния сюжетно-ролевых игр на межличностные отношения ребенка с другими детьми в старшем дошкольном возрасте, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогике и психологии послужили основанием выбора темы нашего исследования.
Цель исследования - развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования - межличностные отношения как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования - развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза - сюжетно-ролевая игра будет способствовать развитию межличностных отношений старших дошкольников если:
воспитатель будет использовать комплексный метод руководства игрой старших дошкольников, включающий:
а) обогащение жизненного опыта детей;
б) обогащение игрового опыта детей;
в) создание игровой среды;
г) общение воспитателя с детьми в игре.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение уровня развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).
3. Разработка и реализация мероприятий, направленных на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент).
4. Выявление влияния сюжетно-ролевой игры на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры (контрольный эксперимент).
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в нем раскрыта сущность и специфика межличностных отношений старших дошкольников, показана роль специально разработанного комплекса сюжетно-ролевых игр в формировании межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по использованию сюжетно-ролевых игр для развития межличностных отношений.
Структура выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, из 3-х глав, заключения, библиографического списка и приложения.
База исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Красноярска.
На основании анализа психолого-педагогической литературы таких авторов, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Е. О. Смирнова, С. Л. Новоселова, Н. Я. Михайленко, В. А. Непоседова мы пришли к выводу, что дошкольный возраст является важным периодом в формировании межличностных отношений дошкольников.
Основным и ведущим видом деятельности в этот период является игровая, и наибольшее предпочтение отдается сюжетно-ролевой игре.
В связи с актуальностью проблемы целью нашего исследования являлось развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования - межличностные отношения как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования - развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
В процессе изучения психолого - педагогической литературы по исследуемой проблеме были изучены сущность сюжетно-ролевой игры, ее структура и характеристика, особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста, характеристика и особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
В экспериментальной части исследования (после констатирующего этапа исследования) была разработана и реализована программа формирующего эксперимента, направленного на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Разработанный комплекс сюжетно-ролевых игр был направлен на установление положительных межличностных связей, коммуникабельности, развитие нравственных качеств детей, повышение уровня развития самосознания, адекватного восприятия себя в коллективе дошкольников. При создании системы игр опирались на рекомендации Е. О. Смирновой по развитию межличностных отношений через игровую деятельность.
Анализ результатов формирующего эксперимента позволяет сделать вывод об эффективности развития позитивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Кроме того, анализ данной работы позволяет отметить ее практическую и теоретическую значимость. Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы нами были рассмотрены понятия игры и межличностных отношений, а практическая значимость -в разработке комплекса сюжетно-ролевых игр и методических рекомендаций по использованию сюжетно-ролевых игр в развитии позитивных межличностных отношений.
Материалы данной работы могут быть использованы воспитателями, психологами дошкольных учреждений.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
2. Артемова Л. В. Формирование общественной направленности ребенка- дошкольника в игре. -Киев: Виша шк. - 1988.
3. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии - 1994. -№1.
4. Богуславская 3. М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» М.: Просвещение, 1991.
5. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., 1981.Воспи-тание детей в игре / сост. Бондаренко А. К. - М., 1983.
6. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред.Т.А.Марковой. -М.: Просвещение. 2010.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997.
8. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. -М., 1992.
9. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи лет. -СПб.:Речь, М.: Сфера,2011.
10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. / Под ред. Коломинского Я. Л., Панько Е.А. - Минск, 1997.
И. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1987.
12. Доронова Т. Н. Игра в дошкольном возрасте. - М.,2015.
13. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре / Е.А. Жуковская. - М.: Педагогика, 2009.
14.3алогина В. П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре. В кн.: Творческие игры в детском саду (сост. Д. В. Менджерицкая и Е. Д. Татищева). - М., 1991.
15. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 том. - М.,1986.
16. Зверева О. Журнал «Игра и дети», 2010, № 6 Сюжетно-ролевая игра. -М.: МПГУ.
17. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975.
18. Игра дошкольника: сборник научных трудов. - М., 1989.
19. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М., 1989.
20. Карпова С. Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольника. -М., 1986.
21. Калинченко А. В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников» М.: «Айрис дидактика», 2014.
22. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А.Панько. -М.: Просвещение, 2010.
23. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
24. Лисина М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе /М.И. Лисина, Г.И.Капчеля. - Кишинев,2007.
25. Маркова Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М., 1968.
26. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М.: Педагогика, 2002.
27. Менджерицкая Д.В., Татищева Е.Д. Творческие игры в детском саду. -
М.,2011.
28. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. - М., 2009.
29. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений / Н.Н.Обозов. - Киев: «Лыбидь», 2009.
30. Проблемы дошкольной игры: психологически-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1987.
31. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. - Педагогика - Пресс, 1996.
32. Пуртова Т.В. Обучение общению детей дошкольного возраста. - Красноярск, 2002.
33. Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.
/ Под ред. Г.А. Рузской. - М., 1990.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 том. - М., 1989.
35. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками. // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.К. Запорожца, М.И. Лисиной. -М., 1974.
36. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /Под ред. М.А.Васильевой. - М., - 1986.
37. Субботский Е.В. Психологические отношения партнерства у
дошкольников. - М., 1976.
38. Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. - М.: Владос, 2005.
39. Смирнова Е. О. Психология ребенка. - М.: Школа-Пресс, 1997.
40. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2013.
41. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.
42. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. / Под ред. В.И. Котырло. - М., 1987.
43. Фуряева Т.В., Старосветская Н.А. Детско-родительское сообщество: теория и практика социально-педагогического сопровождения. // Учебное пособие. - Красноярск, 2003.
44. Швайко Г.С. Дидактические игры. М.: Просвещение, 1988.
45. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А, П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. -СПб. 1999.
46. Шур В. Г. Особенности взаимоотношений в детских группах при распределении обязанностей. // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. - М., 1976.
47. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960.
48.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1999.
49. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1978.
50. Якобсон С.Г. Возникновение доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Моральное воспитание в детском саду. Воспитание дошкольника, 2003.