ВВЕДЕНИЕ 4
1 Проектная деятельность обучающихся по предмету «Технология»
7
1.1 Основные понятия учебной проектной деятельности 7
1.2 Проектная деятельность обучающихся в программе предмета
«Технология»
14
Выводы по первой главе 19
2 Методика организации проектной деятельности по ручной обработке древесины
21
2.1 Критерии оценки этапов проектной деятельности по ручной
обработке древесины
21
2.2 Организация проектной деятельности по ручной обработке
древесины
25
2.3 Исследование результатов проектной деятельности обучающихся по ручной обработке древесины
27
Выводы по второй главе 32
3 Проект образца изделия выполненного по технологии ручной
обработки древесины
34
3.1 Обзор аналогов и эскизный проект изделия 34
3.2 Разработка конструкции и технологии изготовления шкатулки с отделкой резьбой
42
3.3 Расчёт себестоимости проекта 55
Выводы по третьей главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Сборочный чертеж шкатулки 63
Актуальность исследования. В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не
только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений
ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Важной задачей является обучение школьников умению планировать
свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать
со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше
перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу,
школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию.
Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС. Однако, в технологическом образовании, несмотря на требования ФГОС, еще не достаточно используются возможности современных педагогических технологий, позволяющих эффективно решать данную задачу.
Также, в процессе обучения школьников ручной обработке древесины не достаточно реализован потенциал проектной деятельности.
Выявлены противоречия между:
- современными требованиями к образованию о качественной подготовке выпускников как субъектов будущей профессиональной деятельности
и недостаточным использованием в технологическом образовании современных педагогических технологий, позволяющих эффективно решать данную
задачу в процессе обучения; - необходимостью личностно-ориентированных технологий обучения и
недостаточным использованием потенциала проектной деятельности в процессе освоения обучающимися ручной обработки древесины.
В связи с практической значимостью выявленных противоречий и
необходимостью поиска путей их разрешения сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос, как организовать проектную деятельность школьников на уроках предмета «Технология»
по ручной обработке древесины, чтобы она осуществлялась более успешно?
Исходя из выявленной проблемы, тема выпускной квалификационной
работы «Организация проектной деятельности обучающихся по ручной обработке древесины» является актуальной.
Цель исследования - определить методику и средства организации
проектной деятельности учащихся по ручной обработке древесины на уроках
предмета «Технология».
Объект исследования - проектная деятельность обучающихся по
предмету «Технология».
Предмет исследования – методика организации проектной деятельности учащихся по ручной обработке древесины.
Гипотеза исследования – проектная деятельность обучающихся по
ручной обработке древесины будет осуществляться более успешно, если:
- используется разработанная методика организации проектной деятельности;
- используется в качестве наглядного пособия образец проекта по ручной обработке древесины.
Задачи исследования:
1) выявить процессы осуществления проектной деятельности обучающихся по предмету «Технология»;
2) определить методику организации проектной деятельности по ручной обработке древесины; 3) выявить эффективность разработанной методики организации проектной деятельности по ручной обработке древесины.
Методологической основой исследования явились: научные труды по
проектной деятельности (И.Д. Чечель, Е.С. Полат, Н.В. Матяш, Т.А. Панчук, М.В. Ляукина, Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко и др.); программа
предмета «Технология» (А.Т. Тищенко, Н.В. Синица); работы в области обучения резьбе по дереву (М.Ф. Павлов, Г.А. Серикова, Ю.Ф Подольский и
др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использована комплексная методика, включающая теоретическое изучение и анализ научно-педагогической литературы,
экспериментальное исследование.
Экспериментальная база исследования – Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№8» Алтайского края, г. Бийска
Практическая значимость исследования результаты исследования
могут быть внедрены в образовательный процесс предмета «Технология» для
организации проектной деятельности по ручной обработке древесины.
Структура ВКР соответствует логике исследования и включает в себя
введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Результаты
исследования подтвердили актуальность и практическую значимость работы.
Данные, полученные в результате исследования, позволили сформулировать
окончательный выводы.
Выявлены основные понятия исследования: «проект» - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта; «проектная деятельность» - мыслительно-трудовая деятельность, направленная на
создание теоретической модели объекта проектирования и материальной реализации ее в виде макета, модели, прототипа, готового изделия; «метод проектов» - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Проведен анализ программы предмета «Технология», раздела «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и темы «Исследовательская и созидательная деятельность». Выявлено содержание вопросов, которые должны освоить учащиеся о процессе создания проектов изделий.
Установлен банк творческих проектов для 5-8 классов, изделий изготовленных из древесины и поделочных материалов, а также из металлов и искусственных материалов. Выявлены этапы проектной деятельности для каждого
класса.
Определены критерии оценки этапов проектной деятельности изделия с
использованием технологий ручной обработки древесины (объект труда,
проектная документация, защита проекта).
Определено, что в качестве методов и средств организации проектной
деятельности учащихся в процессе обучения по разделу «Ручная обработка
древесины», на примере разработки проекта шкатулки с отделкой резьбой
были применены словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, работа с
литературой), наглядные методы (демонстрация различных видов шкатулок,
выполненных учениками прошлых лет обучения), практические методы (реализация проекта по изготовлению деревянной шкатулки с отделкой резьбой). Проведенное экспериментальное исследование результатов проектной
деятельности обучающихся по ручной обработке древесины позволило сделать выводы: определена программа экспериментального исследования проверки эффективности влияния организации индивидуальной проектной деятельности в процессе освоения ручной обработки древесины на качество
проектирования учащихся 7 класса на уроках предмета «Технология». Результаты экспериментального исследования подтвердили предположение о
том, что методика организации проектной деятельности учащихся по разработке проекта изделия с использованием ручной обработки древесины является фактором эффективности формирования знаний по проектированию изделий.
В качестве образца изделия, выполненного по технологии ручной обработки древесины, была выбрана шкатулка с отделкой резьбой, так как данный вид изделия является наиболее популярным у обучающихся при выборе
объекта для своих проектов. Проведен обзор разновидностей деревянных
шкатулок: шкатулка-коробка (футляр), шкатулка-сундучок (сундучок с полуцилиндрической крышкой, сундучок-теремок, сундучок-подголовник), шкатулка-комод, шкатулка-пенал, шкатулка-шкафчик, раздвижная шкатулка.
Анализ обзора различных видов деревянных шкатулок позволил выявить несколько оригинальных предложений, на основе которых был разработан эскиз универсальной шкатулки-сундучка с полуцилиндрической крышкой декорированной геометрической резьбой по дереву и с внутренней отделкой
бархатной тканью. Определено композиционное решение отделки шкатулки
орнаментами.
Определены материалы (осина, бархат), инструменты (для ручной обработки древесины, для выполнения резьбы по дереву) при выполнении шкатулки. Определена последовательность технологии изготовления шкатулки и
разработана технологическая карта. Рассмотрена технологическая последовательность выполнения геометрической резьбы по дереву.
Себестоимость разработки проекта составила Собщ = 26 656.80руб.