ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 6
1.1. Объективные предпосылки совершенствования системы силовой подготовки юных футболистов 6
1.2 Методические подходы к совершенствованию системы силовой подготовки юных футболистов 8
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛЫ 11
2.1 Теоретические основы силовых способностей 11
2.2 Возрастные особенности силовых способностей 13
2.3 Оценка уровня физической подготовленности и наиболее эффективных
средств скоростно-силовой подготовки юных футболистов 15
2.4 Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности
управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов 20
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-
СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 39
3.1 Организация и проведение педагогического эксперимента 39
3.2 Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Приложение 1. Показатели 50
Приложение 2. Упражнения 51
Приложение 3. Результаты 52
Приложение 4. Комплекс упражнений 53
Тренировочная деятельность футболистов должна включать в себя разные компоненты основных физических качеств. Развитие и совершенствование происходит путём выделения особого внимания развитию специальных качеств, которые важны для футбола.
Для начинающих футболистов развитие физических качеств оказывает так же и повышение тактической и технической подготовленности.
Сила - способность человека преодолевать внешнее отягощение (сопротивление) или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.
Сила в футболе имеет важное значение, игроки на поле должны проявить силовые способности при таких движениях как: удары по мячу, старт, прыжки, толчки и т.д. всё это футболист на поле должен выполнять в самые кротчайшие сроки времени.
Силовая подготовка старших классов является основным компонентом физической подготовки. Мощные удары по мячу, прыжки в борьбе за мяч, сила рук - это лишь некоторые моменты где применяется сила в футболе. Из этого следует, что атлетическая подготовка крайне важна футболисту.
Между тем известно, что процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, бытовых и т.д.) идет значительно успешнее, если занимающийся имеет сильные, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям, и, наконец, это важнейший компонент состояния здоровья [1].
Проблемой плохой подготовки является плохая экологическая обстановка, падение жизненного уровня населения, небрежное отношение к здоровью школьников, вредные привычки всё это выражает потерю интереса к занятиям физической культуры.
На данный момент в школах имеется материальная база для самостоятельных занятий. Но малый уровень методической подготовленности не даёт верно подобрать и составить программы тренировок. Если брать зарубежные методики и программы, то для них просто нет специального оборудования, тренажёров, мест занятий.
Выявлены наиболее эффективные средства скоростно-силовой подготовки юных футболистов. К их числу относятся: упражнения без мяча - стартовые рывки на короткие дистанции из различных исходных положений; бег с высокой и максимальной скоростью по прямой и виражу от 30 до 200 метров; прыжки, ходьба и бег с прыжками; упражнения с использованием тренажёров, амортизаторов, штанги, гирь, гантелей, а также упражнения с мячом - бег с ускорениями и с мячом; стартовые рывки, соединённые с упражнениями на быстроту реакции с мячом; выполнение специальных упражнений с мячом на быстроту и точность.
Определено оптимальное соотношение средств, используемых для скоростно-силовой подготовки юных футболистов с мячом и без него. Установлено, что с увеличением возраста и стажа занятий футболом юных спортсменов количество упражнений скоростно-силовой направленности без мяча уменьшается, а с мячом, наоборот, возрастает.
Целью дипломной работы является методика занятий подготовки футболистов в возрасте 15-17 лет.
В связи с поставленной целью выделяется ряд задач:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Выявить наиболее эффективные упражнения с мячом и без него при развитии скоростно-силовых способностей у юных футболистов, а также оптимальное их соотношение в тренировочном процессе.
3. Обосновать педагогические условия, необходимые для эффективного управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов
4. Разработать программу и технологию скоростно-силовой подготовки юных футболистов, а затем экспериментально проверить их эффективность.
Объект исследования: процесс силовой подготовки юных футболистов.
Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов для улучшения их физической подготовленности, функционального состояния, снижения травматизма и роста спортивного мастерства.
Теоретическая значимость работы заключается в научном обосновании технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов в возрасте 1517 лет, а также программы развития у них скоростно-силовых качеств.
Практическая значимость, работы заключается в разработке методических рекомендаций для тренеров по использованию специальных средств, направленных" на развитие скоростно-силовых качеств у юных футболистов, как с мячом, так и без него.
На данный момент в нашей стране имеются проблемы с футболом, вроде любят все, а занимаются единицы.
Если брать занимающихся юношей нужно понимать, что им порой трудно даётся разделять учёбу и спортивную деятельность. Но тем не менее есть единицы, которые смогли достичь больших результатов и ушли далеко вперёд от своих сверстников.
Сейчас тренерам высших лиг проще взять хорошего игрока из-за рубежа, чем ждать пока какой-либо юниор добьётся высших результатов.
Не стоит забывать, что тренировочная деятельность и будущее юного спортсмена зависит напрямую от тренера, именно он должен найти к каждому подход, уметь общаться с командой, команда и тренер должны понимать, что команда - семья.
В данной работе мы провели исследование, которое позволило развить скоростно-силовые, силовые качества, нельзя забывать и про совершенствование технике с мячом. Основная идея нашей методики, это процесс круглогодичной тренировки.
Многие сравнивают футбол с другими смежными видами спорта, такие как гандбол, хоккей и т.д., но нужно понимать, что это совершенно разные спортивные игры и тренировочный процесс в футболе сильно отличается от других.
Считается, что тренировки с отягощением увеличивают не только как таковую силу мышц, но и так же мышц, которые почти не принимают особого значения в упражнении. Известно, что увеличение мышц- разгибателей (ног, рук) оказывают благоприятный эффект на силу сгибателей.
Стоит признать, что у юных футболистов основной упор идёт на развитие скоростно-силовых качеств и можно включать и физические упражнения направленные на развитие силы.
В процессе многолетней тренировки у спортсменов изменяется соотношение средств скоростно-силовой подготовки. Например, впервые годы тренировок спортсмен делает упор на развитие качеств, в основном туда идут упражнения без мяча, то со временем в тренировку стоит включать и упражнения с мячом, при этом выполнять упражнения с как можно меньшей потерей времени, это нам поможет достичь высоких результатов.
По данным К.И.Бескова[16], футболисты в возрасте 15-17 лет должны затрачивать в подготовительном периоде около 60% от общего времени на разностороннюю скоростно-силовую подготовку и по 20% - на наигрывание тактических вариантов и совершенствование техники. У футболистов - мастеров спорта на разностороннюю техническую и специальную скоростносиловую подготовку затрачивается по 30% времени, а 40% - на совершенствование игровых тактических схем. В соревновательном периоде время, отводимое на совершенствование техники, увеличивается на 10% и соответственно уменьшается время для разносторонней скоростно-силовой подготовки. Эти данные могут служить известным ориентиром при планировании занятий с юными футболистами.
Каждый игрок по своему индивидуален, это усложняет задачу тренеру, он должен чётко определить соотношение между развивающими и специальными упражнениями. Благодаря упражнениям с мячом мы можем развить координационные процессы в организме, а так же двигательный навык.
Тренеру никогда не стоит забывать про упражнения направленные на технику движения с мячом, так как если длительное время спортсмен делает упор на развитие физической подготовки и это спортсмен не может реализовать полученные навыки, то у спортсмена начинается застой, а в некоторых случая и падение результатов в целом. Часто это происходит именно зимой, когда просто нет места для требуемых занятий.
Физическая и техническая подготовка должна быть едина, но это не говорит нам, что целый год спортсмен должен заниматься лишь футболом.
Учитывая задачи, которые тренер поставил перед игроком, в подготовку включают упражнения на развитие силовых качеств и скоростных, сюда же и включаются специальные упражнения с мячом. Далее, чтобы нам реализовать силовые и скоростные качества занимающегося, нам необходимо увеличить объём тренировок направленных на совершенствование техники игры с мячом.
Благодаря помощи квалифицированных тренеров мы смогли разработать программу тренировок и успешно опробовать её на занимающихся в ходе педагогического эксперимента. Результаты эксперимента было выше всех ожиданий.
Таким образом, были полностью решены все поставленные задачи и достигнуты нужные цели.