ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ПРИ РАЗВИТИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК ВОЛЕЙБОЛИСТОК 6
1.1. Характеристика скоростно-силовых способностей волейболистов 12-13 лет
на основе анализа литературы 6
1.2. Физиолого-педагогическая характеристика круговой тренировки 10
1.3. Сущность метода круговой тренировки 16
1.4. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности девочек
12-13 лет 21
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ
ДЕВОЧЕК ВОЛЕЙБОЛИСТОК 12-13 ЛЕТ 25
2.1. Организация и методика исследования 25
2.2. Методика круговой тренировки для развития скоростно-силовых
способностей у девочек волейболисток 28
2.3. Итоги констатирующего эксперимента 33
2.4. Эффективность использования метода круговой тренировки при развитии скоростно-силовых способностей у девочек волейболисток в условиях
педагогического эксперимента 34
2.5. Рекомендации тренерам-преподавателям по использованию метода круговой тренировки по развитию скоростно-силовых способностей у девочек волейболисток в условиях учебно-тренировочного процесса 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Актуальность. Современный волейбол находится на этапе бурного творческого подъема, который направлен на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Способность в волейболе быстро реагировать на условия, которые постоянно изменяются в игровой ситуации, не менее значимо для развития скоростно-силовых способностей [15].
Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры, или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств. Исследование состоит в необходимости определения особенностей развития скоростно-силовых способностей у девочек 12-13 лет с использованием метода круговой тренировки.
В современном мире нагрузки на организм человека очень велики, даже в повседневной жизни. Поэтому необходимо развитие различных групп мышц и силы. Можно сказать, что сила - это способность человека, противостоять, преодолевать, внешнее сопротивление за счет мышечных усилий [9].
Одной из основных задач, которые решаются в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, свойственных человеку. Физическими качествами принято называть кондиционные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Применяя и используя метод круговой тренировки в учебнотренировочном процессе, происходит развитие всех этих групп мышц и физических качеств. Это происходит за счет применения определенных комплексов физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование данных качеств. Методической основой, такой тренировки является неоднократное выполнение определенного комплекса движений, в условиях максимального дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее изменения и чередования с отдыхом [4,18].
Вследствие этого круговая тренировка выступает организационнометодической формой занятий физическими упражнениями, которые направлены на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из особенностей - четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее. Основная форма обучения - это учебнотренировочном процесс, представленный в виде постоянных и регулярных тренировок. Через систему тренировок реализовывается целенаправленное педагогическое и воспитательное воздействие, решаются основные задачи физического воспитания. Необычно поданная система физических упражнений в значительной степени делает успех занятий, помогает занимающимся перейти на рабочий лад и чаще всего определяет конечную цель учебно-тренировочной деятельности[3 8].
Объект: учебно-тренировочный процесс подготовки девочек
волейболисток.
Предмет: методические особенности круговой тренировки для развития скоростно-силовых способностей у девочек волейболисток.
Цель: совершенствовать методику круговой тренировки и выявить эффективность её использования для развития скоростно-силовых способностей у девочек волейболисток.
Для достижения поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать специализированную литературу по теме исследования;
2. Разработать методику круговой тренировки для развития скоростносиловых способностей у девочек волейболисток;
3. Выявить эффективность использования метода круговой тренировки при развитии скоростно-силовых способностей у девочек волейболисток в условиях педагогического эксперимента.
В процессе выполнения дипломной работы были решены следующие задачи:
анализ литературных данных позволил установить, что проблема возрастного развития и воспитания физических качеств у девочек школьного возраста нуждается экспериментальной разработке. Важно определить уровень развития скоростно-силовых способностей у волейболисток, разработать эффективные средства и методы воспитания физических качеств с учётом исходного уровня их развития и установить допустимые учебные и тренировочные нагрузки.
Так же анализ литературных источников помог определить возможные способы развития необходимых для волейболисток физических качеств и представил наиболее характерные методы, используемые специалистами, как в учебно-тренировочном процессе, так и в физическом воспитании;
Из всех методов развития скоростно-силовых способностей был выделен метод круговой тренировки, как один из тех, который, по мнению многих авторов, дает самый качественный прирост показателей, способствующий совершенствованию техники в избранном виде соревновательных упражнений.
Проведение экспериментальной работы показало, что продуманная и внедренная в занятия круговая тренировка для развития скоростно-силовых качеств с использованием средств волейбола, дала положительные результаты. Результаты тестирования скоростно-силовых качеств, у девочек занимающихся волейболом, после внедрения методики круговой тренировки показали динамику роста практически во всех тестах. У экспериментальной группы, которые занимались волейболом, применение предложенной методики позволило повысить результаты значительно быстрее, чем у девочек контрольной группы, которые занимались на тренировке по стандартной системе.
Проведенные исследования показали, что многообразные, новые средства и методы физического воспитания воспринимаются занимающимися более активно и вызывают качественную двигательную деятельность, как в процессе формирования новых двигательных умений и навыков, так и в процессе развития двигательных способностей.
1. Ашмарин, Б.Г. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.Г. Ашмарин. - М.: ФиС, 1978. - 163с.
2. Агинако Л. Обучение техническим элементам волейбола / Л. Агинако // Газета Спорт в школе. - выпуск 15 ноября 2008. - 48с.
3. Беляев, А. В. Контроль тренировочной и соревновательной деятельности в волейболе. [Текст] / А. В. Беляев. - М.: РИОРГАФК, 2000. - 105с.
4. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки/ А.В. Беляев, Л. В. Булыкина. - М.: ФиС, 2007. - 145с.
5. Бернштейн, Н. А. О построении движений [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М., 2012. - 198 с.
6. Бутин, И. М. Развитие физических способностей детей / И. М. Бутин.- М.: Владос-пресс, 2002. - 67с.
7. Васильева В.В. Изменение возбудимости центральной нервной системы при интенсивной работе. // Теория и практика физической культуры. 1949г. - № 6. 12c.
8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте, изд-е 2-ое, перераб. и доп. - М: Физкультура и спорт, 1977. - 215с.
9. Волков, В. Н. Определенные условия подготовки спортсменов к соревнованиям / В. Н. Волков, В. И. Сивков. Теория и практика физической культуры, №3,2001. - 136с.
10. Волков Н.И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемый повторной мышечной работой. // Теория и практика физической культуры,- 1986г.- № 2. - 18c.
11. Геркан Л.В. Реферат статьи М. Шолиха. // Теория и практика физической культуры. 1965г. -№№ 11, 12. 16c.'"
12. Гугин А.А. Организация урока физической культуры в школе. // Теория и практика физической культуры. 1951г. -№ 8. -С. 18.
13. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - 2-ое изд. - Минск: Высшая школа, 1980. - 253 с.
14. Донской, Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники [Текст] / Д.Д. Донской. - М.: Физкультура и спорт - 56-70с.
15. Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М.: ФиС, 1978.-224с....43