ОГЛАВЛЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Сущность понятия «социальные представления» 6
1.2. Психологические особенности личности ребенка младшего школьного
возраста 11
1.3. Особенности представления о себе в младшем школьном возрасте 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПОИССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 30
2.1. Методическая организация исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 35
2.3. Программа развития представлений о себе в младшем школьном
возрасте 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Актуальность исследования. В современное время перед образованием стоит приоритетная задача - это создание комфортных условий не только для физического, умственного, но и психического развития ребенка. Личность ребенка является высшей ценностью общества, необходимо активно работать над формированием его личности и отдельных ее качеств.
Младший школьный возраст представляет особый интерес для психологии, ведь именно в этот период наступает совершенно новый этап психологического развития ребенка: начало учебного процесса, другой коллектив, требования, режим дня, формирование новых навыков и умений. Данные события влияют на становление личности младшего школьника и развитие его самосознания.
Процесс формирования представлений о себе начинается уже в дошкольном возрасте и продолжает развиваться в период школьного возраста. На развитие личности и представлений о себе оказывают различные условия такие, например, как семья, дошкольная группа, школьный класс.
Представления о себе представляет собой сложную структуру психического развития, которая включает особенности самооценки, направленности «Я- концепции», восприятии себя и общества.
Значение младшего школьного возраста как интенсивного периода развития самосознания рассматривают многие как зарубежные (К. Роджерс, 3. Фрейд) так и отечественные ученые: (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, И.С. Кон, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.В. Матюхина, В.С. Мухина, Л.А. Обухова, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон) и многие другие.
На наш взгляд, изучение темы «Представления о себе в младшем школьном возрасте» является актуальной на современном этапе развития общества, большое внимание уделяется особенностям ее развития. Ведь адекватное представление о себе является неотъемлемой частью развития здоровой личности ребенка.
Цель работы - выявить актуальный уровень и описать особенности представлений о себе в младшем школьном возрасте, а также разработать программу по развитию представлений о себе у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - социальные представления младших школьников.
Предмет исследования - представления о себе у младших школьников.
Гипотеза: Мы полагаем, что представление о себе у младших школьников, включает установку - отражает общее отношение к себе, а также готовность ребенка выразить то или иное суждение о себе; поле представления - характеристика того, как младший школьник может описать себя; информацию - представляет собой совокупность знаний о себе, которые получает из разных источников. Мы предполагаем, что в младшем школьном возрасте представления о себе сформированы не полностью, что проявляется в недостаточном умении описывать себя, крайности в эмоциональном отношении к себе (положительном или отрицательном отношении к себе), а также в ограниченном подборе прилагательных, существительных в отношении себя; недостаточная готовность выразить то или иное суждение о себе.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать критерии и диагностический инструментарий для изучения особенностей представлений о себе у младшего школьника.
3. Провести констатирующий эксперимент и сделать выводы и обобщения.
4. Разработать программу по развитию представлений о себе.
Методы исследования - теоретические: анализ психолого-педагогических исследований, и экспериментальное тестирование, количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «Средняя школа №82» г. Красноярска. В нем приняло участие 25 школьников 9-10 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемых источников, приложения.
1) Важно отметить, что социальные представления — это способность каждого индивида воспринимать окружающий мир, вспоминать, анализировать события потому как социальные представления формируются общественному сознанию и распространению идей, убеждений, мнений. Они, будучи психологическим продуктом социума, отличаются других социальных феноменов способами создания, действиями, функциями в социуме. Важными составляющими социальных представлений можно выделить образы, в которых сконцентрирована совокупность значений, интерпретаций происходящих явлений, и осмысление грядущих событий. Благодаря этому процессу происходит формирование образов окружающей среды. Источниками социальных представлений, в общем смысле, выделяют знания и убеждения. Для изменения социальных представлений важен процесс осуществления коммуникации. Носителем таких представлений является личность, включенная в общественные отношения.
2) На основании выводов теоретической главы исследования для изучения представлений о себе у младших школьников мы использовали выделенные С. Московичи составляющие социальных представлений: установка; информация; поле представления. Данные критерии были ранжированы по степени своей полноты и представлены на трех уровнях своего проявления: полные; неполные (частичные); отсутствие представлений. Для выявления уровня представлений о себе у младших школьников были использованы следующие методики: методика «Сочинение рассказа о себе» (модифицированный вариант В.Я Ляудис, И.П. Негур), «Составление психологического автопортрета» (модифицированный вариант Г.П. Лаврентьевой , Т.М. Титаренко), «Кто я?» (А.М. Прихожан). По результатам проведенного исследования стало ясно, что в представлении младших школьников о себе - они видят себя хорошими, добрыми общительными, и замечательными друзьями.
3) Обобщая результаты всех методик, мы можем сделать вывод об общем уровне развития представлений о себе младших школьников: большинство имеют частичное представление о себе. Таким образом, по критерию «установка» - видим, что некоторые ученики имеют частичное представление о себе, их ответы содержали не полный перечень умений и навыков, а также личностных характеристик, которыми обладает ребенок. По критерию «информация» в целом есть представление о себе, дети давали развернутый, содержательный рассказ о себе. Дети грамотно выражали собственное отношение к самому себе, как к герою рассказа. По критерию «поле представление» можно говорить о том, что здесь имеет преимущество как полное представление себя, так и частичное. Полученные результаты проведенного эксперимента позволили разработать программу по развитию представлений о себе в младшем школьном возрасте, которая позволит помочь детям в формирование его личностной ответственности за свое поведение, поддержку личностного и социального статуса обучающегося.
Особенность формирования представления о себе в младшем школьном возрасте заключается в его пластичности, неустойчивом характере, постоянных изменениях под воздействием различных факторов. У ребенка в этом возрасте формируется произвольность, способность к рефлексии, оценке своих действий, но ему не всегда хватает объективности. Возрастной особенностью данного возраста считается завышенная самооценка, которая становится более адекватной к окончанию младшего школьного возраста. По этой причине ребенок не всегда способен объективно оценить результаты своей деятельности и себя в целом.
4) Проведенное исследование показало, что в группе младших школьников присутствуют дети, у которых низкий уровень сформированности самоинтереса, знаний и представлений о себе. Данные результаты позволили разработать программу формирования представления о себе у детей младшего школьного возраста.
Цель программы - развитие представления о себе у детей младшего школьного возраста.
Основным методом работы была выбрана игра. Игра воспринимается детьми как привычный вид деятельности, а значит, безопасна, что позволяет быстро наладить контакт с детьми, а самое главное, обойти те защитные механизмы, которые были сформированы ранее, и обеспечить более эффективную реализацию поставленных задач. Само использование игры как метода работы с детьми младшего школьного возраста не ново, но сейчас в арсенале педагога появились новые инструменты в рамках этого метода: настольные игры, игровые платформы.
1. Агапов В.С., Сидоренко Д.П., Шенцева Н.Н. Эмпирический анализ структуры социального «Я» школьников // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2018. № 1. С. 42-50.
2. Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста: на материале детских страхов: дис. ... док. псих. наук: 19.00.07/ Акопян Л.С.- Самара, 2011. - с. 454.
3. Ахметзянова Н.В. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника: Методическое пособие. - Казань, 2016 -91 с.
4. Байрамян Р.М. Самоотношение младших школьников как предиктор совладания с трудными жизненными ситуациями: на материале детских страхов: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13/ Байрамян Р.М. - Москва, 2021. - с. 177.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2015. 422 с.
6. Богатырева Т.Л. Развитие «Я-концепции» у младших подростков в тренинговых занятиях: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. СПб., 2008. 224 с.
7. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, - 2018. № 7 С. 15- 27.
8. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов (Стандарт третьего поколения). — Санкт- Петербург: Питер. 2018. 512 с.
9. Возрастная психология: учеб. пособие. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА- М. 2019. 352 с.
10. Волков Б.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект. 2015. 672 с.
11. Волкова Т.Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 1-4.
12. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. - Москва: Издательство Юрайт. 2021. 281 с.
13. Вяткин Б.А., Дофман Л.Я. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. 2017. Том 19, № 2. С. 145-160.
14. Джемс У.Д. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М., 2011. 368 с.
15. Ермолова Т. В., Временной аспект образа себя у старших дошкольников / Т. В. Ермолова, И. С. Колмогорцева // Вопросы психологии. - 2015, - №6. - 45-59 с.
...
46 источников