ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Общая характеристика понятия осанки 6
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей среднего дошкольного
возраста 11
1.3. Организация и методика проведения физкультурных занятий в ДОУ 15
1.4. Методика коррекции осанки у детей среднего дошкольного возраста
на занятии физической культуры 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1. Методы исследования 32
2.2. Организация исследования 34
2.3. Экспериментальная проверка эффективности методики формирования
правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста на занятии физической культуры 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В дошкольный период воспитываются основы физического и психического здоровья ребенка, развиваются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные навыки и умения. Поэтому особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях семьи и детского сада. Умение держать свое тело не только придает ребенку хороший внешний вид, но и влияет на жизнедеятельность всего организма, на его состояние здоровья. Очень часто искривленная осанка возникает из-за неправильного положения головы по отношению к позвоночнику. У дошкольников начинается с беззаботных поз во время игр. Неправильные позы переходят в привычку, особенно когда ребёнок начинает играть за столом или сидя на полу. Ребёнок почти всегда привыкает горбиться и напрягать мышцы, из этого следует медленное искривление позвоночника, которое по мере взросления увеличивается.
В первую очередь стоит назвать факторы окружающей среды. Как правило, мы используем плохо спроектированное оборудование - рабочие места, стулья, освещение. Список возможных факторов угроз нарушения осанки бесконечен. Неправильная осанка может привести к целому ряду заболеваний, о которых мы даже не подозреваем. Искривление позвоночника становится основной причиной возникновения проблем со здоровьем.
Позвоночник - это не просто стержень нашего организма. Вместе со скелетом он служит для защиты внутренних органов от внешних повреждений. На организм оказывается большее давление извне. Начинают возникать различные заболевания, если положение позвоночника отличается от нормального:
• Грудные боли
• Боли в спине
• Головокружения
• Проблемы со зрением
• Г оловные боли
• Ослабление иммунной системы организма
• Боли в суставах, мышцах, в области шеи
• Респираторные заболевания
• Ожирение
Причина заболеваний - искривление позвоночника. Чтобы не усугублять состояние и исправить осанку позвоночника, нужно приложить максимум усилий. Необходимо постоянное наблюдение за положением тела каждого ребенка в процессе всей жизни. Общими усилиями при активном участии и контроле медицинского персонала, воспитательного учреждения, семьи, можно добиться формирования правильной осанки у детей.
Многие ученые отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья детей, а так же всего населения.
Когда организм детей еще только развивается, под влиянием многих внешних факторов осанка может довольно легко изменяться. Существует несколько причин, которые вызывают дефекты осанки:
• Неправильная поза при сидении (опущенные плечи согнутая спина,), чтение лежа на боку, ходьба с опущенной головой;
• Неправильно подобранная мебель (слишком низкие или слишком высокие стул и стол, излишне мягкая кровать), неудобная, стесняющая движения одежда;
• Движения однообразные — отталкивание одной ногой при езде на самокате, ношение сумки на одном и том же плече;
• Нарушения режима сна и питания, недостаточное нахождение на свежем воздухе.
Для предупреждения проблемы нарушения осанки необходимо подобрать комплекс мер.
Физическая культура считается основным фактором, влияющим на формирование и сохранение правильной осанки, поэтому начинать занятия необходимо еще с детсадовского возраста.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по физической культуре в ДОУ
Предмет исследования - процесс формирования правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста на занятии физической культуры
Цель работы: Совершенствовать методику формирования правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста на занятии физической культуры и экспериментально её проверить.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику формирования правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста на занятии физической культуры.
3. Экспериментально проверить методику формирования правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста на занятии физической культуры.
В данной работе были рассмотрены виды осанки, методы её коррекции, заболевания и способы лечения неправильной осанки. Становым стержнем для нашей плоти является позвоночник. Скелетные мышцы, которых более 400 составляют активную часть двигательного аппарата человека. Правильная осанка, двигательная активность, формирование мышечного корсета, здоровый образ жизни позволяют сохранить здоровье и красоту человека. К различным искривлениям приводят отклонения от нормальной осанки. Сколиоз является наиболее распространённым из них - боковое искривление позвоночника I-IV степеней. Чаще всего возникает у детей до 16 лет. Может образовываться в результате неправильной осанки, как из-за редких занятий физкультурой, так и из-за больших физических нагрузок. Одним из признаков начинающегося сколиоза является смещение верхней половины туловища относительно таза, более высокое стояние одного плеча, выступание одного тазобедренного сустава, асимметрия боковых половин туловища. K боковому искривлению добавляется ротация тел позвонков, которая подчеркивается выпячиванием, сгибанием ребер. К методам коррекции неправильной осанки относятся занятия спортом, регулярное обследование, лечебные и профилактические мероприятия под наблюдением ортопеда, раннее выявление нарушений осанки у школьников.
Огромный арсенал средств физической культуры и спорта позволяет сохранить правильную осанку и исправить её недостатки. Можно рассчитывать на положительный эффект в том случае, если выполнять необходимый двигательный минимум, занятия физкультурой должны быть систематическими, ведение здорового образа жизни. Необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровень тренированности и рекомендации лечащего врача. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Сегодня существует огромное количество методик, позволяющих не только предотвратить нарушение осанки, но и реабилитироваться после заболеваний, вызванных нарушением осанки.
При выполнении работы были решены следующие задачи:
1. Проанализировали литературу по проблеме исследования.
2. Разработали методику формирования правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста на занятии физической культуры.
3. Экспериментально проверили методику формирования правильной осанки у детей среднего дошкольного возраста на занятии физической культуры.
Для выявления нарушения осанки у дошкольников был применены методы: наружный осмотр, применены рекомендации Вавиловой Е.Н. и Красновой В.М., плечевой индекс, соматоскопии, взята тестовая карта по С. Н. Попову, тест на гибкость позвоночника.
1. Абросимова Л.И. и др. Детская спортивная медицина. Под ред. С.Б. Тихвинского и С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1998.
2. Ануфриев А. А. Физкультминутка на уроке в младших классах // Педагогика в школе. - 2001. - № 5.
3. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М., 1978.
4. Барклай В.М. и др. Валеодиагностика: Методическое пособие по валеологии. Ростов-на-Дону, 1999.
5. Байкулатов А.А, Бадридзе Н.Н., Кагина О.В. Оценка физического развития и развития физической подготовленности детей Пр. пособие для мед. Работников и педагогов М. Медицина 1993
6. БеляковаН.Т. Формирование правильной осанки [Текст]: / Н.Т. Белякова // Физкультура в школе. - 1999. - № 4. - с. 55 - 59.
7. Бобровникова З. П. Обучение и воспитание детей, больных сколиозом. - М., 1992.
8. ВасильеваВ.Е. Дешин: Д.Ф. Врачебный контроль и ЛФК. М.: ФиС, 1968. 300 с.
9. Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: "Просвещение". 1983 - 174 с., ил.
10. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте: Учебник/Под ред. А.В.Чоговадзе. М.: Медицина, 1977.
11. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. - М., 1981.
12. Грубин М. И. Динамика нарушений опорно-двигательного аппарата у младших школьников // Педагогика в школе. - 2002. - № 3.
13. Дворкин Л.С. Юный Тяжелоатлет М. Физкультура и спорт 1982