ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушениями зрения 7
1.2. Особенности речевого развития детей с нарушением зрения 12
1.3. Психоло-педагогические механизмы и операции письма 15
1.4. Обзор методик диагностики предрасположенности
к нарушениям письма у детей 21
Выводы по первой главе 26
Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 27
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3. Методические рекомендации по профилактике оптической дисграфии 38
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения 56
Глоссарий 61
Глава 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушениями зрения 7
1.2. Особенности речевого развития детей с нарушением зрения 12
1.3. Психоло-педагогические механизмы и операции письма 15
1.4. Обзор методик диагностики предрасположенности
к нарушениям письма у детей 21
Выводы по первой главе 26
Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 27
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3. Методические рекомендации по профилактике оптической дисграфии 38
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения 56
Глоссарий 61
Актуальность исследования. Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности.
По данным ВОЗ [27] в связи с изменением этиологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых. За счет этого увеличилось количество высокой степени слабовидения (острота зрения 0,05-0,4) и слепые с остаточным зрением (острота зрения 0,01-0,04) .
Нарушение зрительного восприятия у детей с патологией зрения ведет к медленному и искаженному формированию представлений, что, в свою очередь, сказывается на развитии письма.
На современном этапе при достаточном количестве методов диагностики развития речи учащихся начальных классов в школах, где обучаются слабовидящие дети, нет адекватной оценки стартовых возможностей детей по развитию зрительного восприятия. Имеется в виду, именно тех его компонентов, направленных на предупреждение и профилактику оптически сходных букв.
Актуальность выделенной проблемы определила тему исследования: предрасположенность к оптической дисграфии у слабовидящих школьников первого класса.
Проблематика работы: Несмотря на то, что многие авторы уделяли внимание вопросам профилактики оптической дисграфии, до сих пор не разработана система профилактических мер по предупреждению оптической дисграфии применительно для слабовидящих школьников. Поэтому логопедическая работа проводится по коррекции, а не по профилактике нарушений письменной речи.
Объект исследования: навыки письма у слабовидящих школьников первого класса.
Предметом исследования является сформированность предпосылок к овладению навыком письма у слабовидящих школьников первого класса.
Гипотеза: мы предполагаем, что у слабовидящих школьников первого класса будет проявляться своеобразие зрительного восприятия, приводящего к оптической дисграфии, и что выявленные особенности зрительного восприятия позволят нам составить дифференцированные методические рекомендации по профилактике оптической дисграфии у слабовидящих школьников первого класса.
Цель: выявить особенности письменной речи у слабовидящих
школьников первого класса с целью своевременного предупреждения нарушений письменной речи.
Для осуществления цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, тифлопедагогическую и
логопедическую литературу по заданной теме;
2. Подобрать методики исследования и диагностировать предрасположенность к оптической дисграфии у слабовидящих школьников первого класса;
3. Провести анализ полученных данных;
4. Разработать критерии оценки зрительного восприятия, анализа пространственного расположения фигур и зрительного анализа и синтеза у слабовидящих школьников первого класса;
5. Для каждого уровня развития разработать методические рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи оптического характера.
Методологической и теоретической основой исследования явились следующие положения:
1. Положение о ведущей роли обучения в процессе развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.)
2. Системный подход к организации коррекционной работы с детьми в условиях зрительной депривации (О. Л. Алексеев, В. И. Бельтюков, В. В. Коркунов)
3. Положение о роли функциональных связей зрительного восприятия и других психических процессов (памяти, речи, мышления, воображения) в процессе коррекционно-развивающих занятий со слабовидящими детьми (Л. П. Григорьева, М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева)
4. Учение о взаимодействии общего и специфического в формировании зрительного восприятия у слабовидящих детей (М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Б. К. Тупоногов, В. А. Феоксистова)
5. Программа занятий по развитию зрительного восприятия слабовидящих учащихся (Л. П. Уфимцева, Т. А. Грищенко)
Организация исследования. В исследовании приняло участие 10 учеников первого класса в возрасте 7 лет с нарушением зрения, логопедическим заключением ОНР III-IV ур. и сохранным интеллектом.
Исследование проводилось в III этапа:
I. Сентябрь - ноябрь: изучение психолого-педагогической,
тифлопедагогической и логопедической литературы по заданной теме и подбор методик исследования;
II. Ноябрь - декабрь: констатирующий эксперимент;
III. Январь - май: анализ результатов, разработка критериев оценки и методических рекомендаций.
Теоретическая значимость: мы подтверждаем исследования,
касающиеся изучения своеобразия зрительного восприятия, анализа пространственного расположения фигур и зрительного анализа и синтеза у слабовидящих школьников первого класса.
Теоретическая новизна: в работе впервые разработаны адекватные критерии оценивания зрительного восприятия, анализа пространственного расположения фигур и зрительного анализа и синтеза у слабовидящих школьников первого класса.
Практическая значимость работы заключается в том, что дифференцированные методические рекомендации помогут учителям -
6 логопедам, работающим с детьми с нарушениями зрения, грамотно простроить коррекционную работу.
Структура работы. Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы (состоящего из 62 источников), глоссария, пяти приложений. Работа проиллюстрирована пятнадцатью рисунками.
По данным ВОЗ [27] в связи с изменением этиологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых. За счет этого увеличилось количество высокой степени слабовидения (острота зрения 0,05-0,4) и слепые с остаточным зрением (острота зрения 0,01-0,04) .
Нарушение зрительного восприятия у детей с патологией зрения ведет к медленному и искаженному формированию представлений, что, в свою очередь, сказывается на развитии письма.
На современном этапе при достаточном количестве методов диагностики развития речи учащихся начальных классов в школах, где обучаются слабовидящие дети, нет адекватной оценки стартовых возможностей детей по развитию зрительного восприятия. Имеется в виду, именно тех его компонентов, направленных на предупреждение и профилактику оптически сходных букв.
Актуальность выделенной проблемы определила тему исследования: предрасположенность к оптической дисграфии у слабовидящих школьников первого класса.
Проблематика работы: Несмотря на то, что многие авторы уделяли внимание вопросам профилактики оптической дисграфии, до сих пор не разработана система профилактических мер по предупреждению оптической дисграфии применительно для слабовидящих школьников. Поэтому логопедическая работа проводится по коррекции, а не по профилактике нарушений письменной речи.
Объект исследования: навыки письма у слабовидящих школьников первого класса.
Предметом исследования является сформированность предпосылок к овладению навыком письма у слабовидящих школьников первого класса.
Гипотеза: мы предполагаем, что у слабовидящих школьников первого класса будет проявляться своеобразие зрительного восприятия, приводящего к оптической дисграфии, и что выявленные особенности зрительного восприятия позволят нам составить дифференцированные методические рекомендации по профилактике оптической дисграфии у слабовидящих школьников первого класса.
Цель: выявить особенности письменной речи у слабовидящих
школьников первого класса с целью своевременного предупреждения нарушений письменной речи.
Для осуществления цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, тифлопедагогическую и
логопедическую литературу по заданной теме;
2. Подобрать методики исследования и диагностировать предрасположенность к оптической дисграфии у слабовидящих школьников первого класса;
3. Провести анализ полученных данных;
4. Разработать критерии оценки зрительного восприятия, анализа пространственного расположения фигур и зрительного анализа и синтеза у слабовидящих школьников первого класса;
5. Для каждого уровня развития разработать методические рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи оптического характера.
Методологической и теоретической основой исследования явились следующие положения:
1. Положение о ведущей роли обучения в процессе развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.)
2. Системный подход к организации коррекционной работы с детьми в условиях зрительной депривации (О. Л. Алексеев, В. И. Бельтюков, В. В. Коркунов)
3. Положение о роли функциональных связей зрительного восприятия и других психических процессов (памяти, речи, мышления, воображения) в процессе коррекционно-развивающих занятий со слабовидящими детьми (Л. П. Григорьева, М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева)
4. Учение о взаимодействии общего и специфического в формировании зрительного восприятия у слабовидящих детей (М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Б. К. Тупоногов, В. А. Феоксистова)
5. Программа занятий по развитию зрительного восприятия слабовидящих учащихся (Л. П. Уфимцева, Т. А. Грищенко)
Организация исследования. В исследовании приняло участие 10 учеников первого класса в возрасте 7 лет с нарушением зрения, логопедическим заключением ОНР III-IV ур. и сохранным интеллектом.
Исследование проводилось в III этапа:
I. Сентябрь - ноябрь: изучение психолого-педагогической,
тифлопедагогической и логопедической литературы по заданной теме и подбор методик исследования;
II. Ноябрь - декабрь: констатирующий эксперимент;
III. Январь - май: анализ результатов, разработка критериев оценки и методических рекомендаций.
Теоретическая значимость: мы подтверждаем исследования,
касающиеся изучения своеобразия зрительного восприятия, анализа пространственного расположения фигур и зрительного анализа и синтеза у слабовидящих школьников первого класса.
Теоретическая новизна: в работе впервые разработаны адекватные критерии оценивания зрительного восприятия, анализа пространственного расположения фигур и зрительного анализа и синтеза у слабовидящих школьников первого класса.
Практическая значимость работы заключается в том, что дифференцированные методические рекомендации помогут учителям -
6 логопедам, работающим с детьми с нарушениями зрения, грамотно простроить коррекционную работу.
Структура работы. Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы (состоящего из 62 источников), глоссария, пяти приложений. Работа проиллюстрирована пятнадцатью рисунками.
При нарушениях зрения процесс формирования образов внешнего мира находится в прямой зависимости от глубины и характера поражения зрения. Как бы ни было нарушено зрение, именно оно оказывается доминирующим в познании окружающего мира, так как ведущая роль в чувственном отражении предмета принадлежит зрению (около 90% получаемой информации). Нарушение зрительного восприятия у детей с патологией зрения ведет к медленному и искаженному формированию представлений, что, в свою очередь, сказывается на развитии письма.
Несмотря на то, что многие авторы уделяли внимание вопросам профилактики оптической дисграфии, до сих пор не разработана система профилактических мер по предупреждению оптической дисграфии применительно для слабовидящих школьников. Поэтому логопедическая работа проводится по коррекции, а не по профилактике нарушений письменной речи.
Нами было проведено исследование на выявление предрасположенности слабовидящих школьников первого класса к оптической дисграфии.
Качественный анализ результатов показал, что зрительный анализ и синтез у слабовидящих школьников первого класса сформирован на условно
достаточном уровне. Первоклассники испытывают трудности, обусловленные неумением идентифицировать геометрические фигуры и их аналоги и анализировать пространственное расположение этих фигур. В результате диагностики у первоклассников с нарушениями зрения выявляются ошибки, непосредственно указывающие на нарушение оптико-пространственного гнозиса. Эти ошибки составляют около 75 % от общего числа неверный ответов.
Таким образом, по данным исследования можно производить отбор детей, испытывающих трудности при восстановлении ранее указанных матриц Равена и совершающих ошибки в пробах Поппельрейтера и Готтшальдта, на занятия по коррекции зрительного восприятия в целях предупреждения
50
оптической дисграфии уже в 1 классе. А комплектование групп необходимо производить соответственно выделенным нами уровням развития зрительного восприятия.
Для каждого уровня мы разработали в помощь учителю-логопеду несколько игр и заданий, направленных на предупреждение оптической дисграфии.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение в данной работе.
Несмотря на то, что многие авторы уделяли внимание вопросам профилактики оптической дисграфии, до сих пор не разработана система профилактических мер по предупреждению оптической дисграфии применительно для слабовидящих школьников. Поэтому логопедическая работа проводится по коррекции, а не по профилактике нарушений письменной речи.
Нами было проведено исследование на выявление предрасположенности слабовидящих школьников первого класса к оптической дисграфии.
Качественный анализ результатов показал, что зрительный анализ и синтез у слабовидящих школьников первого класса сформирован на условно
достаточном уровне. Первоклассники испытывают трудности, обусловленные неумением идентифицировать геометрические фигуры и их аналоги и анализировать пространственное расположение этих фигур. В результате диагностики у первоклассников с нарушениями зрения выявляются ошибки, непосредственно указывающие на нарушение оптико-пространственного гнозиса. Эти ошибки составляют около 75 % от общего числа неверный ответов.
Таким образом, по данным исследования можно производить отбор детей, испытывающих трудности при восстановлении ранее указанных матриц Равена и совершающих ошибки в пробах Поппельрейтера и Готтшальдта, на занятия по коррекции зрительного восприятия в целях предупреждения
50
оптической дисграфии уже в 1 классе. А комплектование групп необходимо производить соответственно выделенным нами уровням развития зрительного восприятия.
Для каждого уровня мы разработали в помощь учителю-логопеду несколько игр и заданий, направленных на предупреждение оптической дисграфии.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение в данной работе.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - СФОРМИРОВАННОСТЬ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ У
СЛАБОВИДЯЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
НАРУШЕНИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017





