ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12 - 15
ЛЕТ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ МЕДИЦИНСКИМ ГРУППАМ 6
1.1. Характеристика деятельности специальной медицинской группы 6
1.2. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности учащихся
12-15 лет 9
1.3. Врачебный и педагогический контроль при распределении учащихся по
специальным медицинским группам 14
1.4. Структура урока физической культуры у обучающихся специальной
медицинской группы 20
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 12 - 15 ЛЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУПП 25
2.1. Средства и методы используемые на уроках физической культуры с
обучающимися 12-15 лет относящихся к специальной медицинской групп 25
2.2. Особенности методики проведения уроков физической культуры с
обучающимися 12-15 лет относящимися к специальной медицинской
группе 30
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ И
ПРОФИЛАКТИКИ ИСКРИВЛЕНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 12 -
15 ЛЕТ 35
3.1. Организация и методы исследования 35
3.2. Экспериментальная программа комплекса физических упражнений для
коррекции осанки
3.3. Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
В настоящее время остаётся актуальной проблема физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья, так как существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается. В школьном возрасте дети имеют обширный круг заболеваний, вызванных плохой экологической ситуацией региона, травмами, наследственностью, малой двигательной активностью, вызванной появлением компьютеров, телефонов, повышением учебной нагрузки, а также условиями жизни детей.
Из результатов комплексных медицинских обследований можно сделать вывод о высокой заболеваемости детей школьного возраста: более 50 процентов детей имеют разные функциональные отклонения, 30 - 40 процентов имеют заболевания хронического характера и лишь 14 процентов школьников практически здоровы. В Российской Федерации только 10 процентов выпускников школ могут считаться здоровыми. С обучающимися имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья, недостаточную физическую подготовленность, а также физическое развитие необходимо физическое воспитание, требующее совместных усилий учителей физической культуры, врачей и родителей обучающихся. Доказано физиологически, что активная двигательная деятельность является необходимой на любом возрастном периоде, а наиболее выражена в подростковом возрасте.
Активная двигательная деятельность содействует не только физическому развитию, но и психическому. Она является средством становления личности подростка и ее особенностей. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья двигательная активность ограничена, в следствии чего возникает дефицит в удовлетворении потребности в движении. Для избежание прогрессирования негативных последствий двигательная активность для детей является необходимой, но со своими особенностями организации занятий, особенностями их проведения, особенностями дозирования нагрузок. Правильно построенное физическое воспитание обучающихся специальной медицинской группы способствует повышению двигательной активности, профилактике различных заболеваний, 3
улучшению состояния здоровья и др. С помощью грамотно построенных специальных занятий можно скорректировать неправильные двигательные умения и навыки и предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, тем самым способствовать развитию полноценной личности, которая сможет активно включиться в социальную жизнь.
Объектом является учебно-воспитательный процесс обучающихся среднего школьного возраста.
Предмет - особенности проведения уроков физической культуры с учащимися 12-15 лет имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Целью дипломной работы является выявление особенностей проведения уроков физической культуры с учащимися 12-15 лет имеющими отклонения в состоянии здоровья. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать основные факторы распределения учащихся 12-15 лет по специальным медицинским группам;
2. Выявить методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися 12-15 лет специальной медицинской группы;
3. Разработать комплекс физических упражнений для коррекции и улучшении осанки школьников и экспериментально проверить эффективность.
Одним из ведущих средств физического воспитания обучающихся 12 - 15 лет относящихся к специальной медицинской группе является сниженная двигательная активность. Двигательная активность может быть выражена в значительном снижении объема физических нагрузок и их интенсивности. Длительное отсутствие двигательной деятельности, а также ее высокий объем для детей с отклонениями в состоянии здоровья негативно сказывается на функциональном состоянии организма, что может привести к ухудшению имеющегося заболевания или появлению нового. При большом объеме статических нагрузок в учебное время, а также высокой утомляемости подростков специальной медицинской группы, крайне необходима строго регламентированная двигательная деятельность на уроке физической культуры.
Основными задачами физического воспитания обучающихся 12 - 15 лет являются: укрепление здоровья; профилактика заболеваний; повышений умственной и физической работоспособности; восстановление или повышение функционального состояния органов и систем органов, ослабленных заболеванием; повышение иммунитета; формирование правильной осанки, ее коррекция; обучение рациональному дыханию; освоение основных двигательных умений и навыков; создание предпосылок для будущей трудовой деятельности; воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой.
Особенностью урока физической культуры является расширенная по времени подготовительная и заключительная части урока. Подготовительная часть урока продолжается от 15 до 20 минут и дает возможность тщательнее подготовить организм к основной части урока с учетом имеющихся заболеваний, а также провести профилактику и коррекцию заболеваний. Заключительная часть расширена от 5 до 10 минут с целью полного восстановления организма после основной части. На уроке применяются специальные физические упражнения воздействующие на имеющееся заболевание подростка. Двигательную деятельность подростков в подготовительной части урока рекомендуется проводить при частоте сердечных сокращений 120 - 130 ударов в минуту. Частота сердечных сокращений в основной части урока увеличивается до 140 - 150 ударов в минуту. Диапазон частоты сердечных сокращений при физических нагрузках в пределах 130 - 150 ударов в минуту является оптимальным для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и даёт хороший стимуляционный эффект. Физические нагрузки субмаксимальной и максимальной мощности с обучающимися 5 - 8 классов не применяются. В одном классе могут обучаться дети с различной степенью заболевания, разной физической и психической подготовленностью. Поэтому ведущим принципом в работе с учащимися 12 - 15 лет специальной медицинской группы является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Этот принцип успешно реализуется на практике с соблюдением следующих условий:
1. построение на уроке выполняется по степени физической подготовленности, а не по росту (на правом фланке располагаются более подготовленный обучающиеся ,а на левом менее подготовленные);
2. при проведении подвижных игр и веселых стартов более подготовленные школьники становятся в начале колонны; начинают и заканчивают эстафеты;
3. при проведении подвижных игр слабо подготовленные обучающиеся заменяются каждые две минуты;
4. в 1 четверти рекомендуется 5-7 минут основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые рекомендуются врачом в зависимости от диагноза заболевания. Общие положения методики уроков физической культуры с учащимися 5 - 8 классов относящихся к специальной медицинской группе:
1. на уроке нужно осуществлять индивидуальный подход в соответствии с физической и функциональной подготовленностью занимающихся;
2. при обучении двигательным действиям должен соблюдаться принцип от простого к сложному;
3. по структуре двигательные действия должны быть просты и доступны всем обучающимся;
4. двигательная деятельность в подготовительной части урока должна соответствовать решению задач в основной части урока;
5. на уроках должны присутствовать дыхательные упражнения (статического и динамического характера);
6. физиологическая нагрузка должна повышаться постепенно в основной части урока и понижаться до исходной величины или близкой к ней в заключительной части;
7. уроки должны быть построены систематически.
Важной составляющей двигательной деятельности является разнообразие общеразвивающих упражнений, которые укрепляют организм обучающихся, проводят профилактику заболеваний, корректируют имеющиеся заболевания. На основе общеразвивающих упражнений был составлен комплекс физических упражнений для коррекции и укрепления осанки обучающихся 7 «А» класса специальной медицинской группы.
По результатам экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что предложенную экспериментальную программу можно использовать для повышения выносливости и силы мышц спины и живота, а также для повышения подвижности позвоночного столба, тем самым укрепляя и корректируя осанку занимающихся.
1. Аухадеев Э.И., Галеев С.С., Сафин М.Р. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах - М.: Высш.шк., 1986. - С19 - 23.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - С 125.
4. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М: Высшая школа. - С 255.
5. Бурухин С.Ф. Физическая культура в школе. 2000г, №8. - с.10-12
6. Вайнбаун Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия»,2002г - С 204.
7. Велитченко В.Н. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе: Настольная книга учителя физической культуры- М.: Физкультура и спорт, 1998. - С.60-66.
8. Велитченко В.Н. Физкультура для ослабленных детей - 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 1989. - С 79.
9. Тихвинский Т.В, Хрущева С.В. Детская спортивная медицина - М: Медицина, 1991г - С 50-60.
10. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: RETORIKA-A: Высш.шк., 1985. - С45-50
11. Дубровский В.Н. Лечебная физическая культура. - М.: Физкультура и спорт, 1988.С-198.
12. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студентов педагогических вузов - М.: Высш.шк., 1985. С144-145
13. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-медицинской деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений - М: Издательский центр «Академия»,2002. С 255-257.
14.Забродина Н.П. Работа со специальными медицинскими - М: Издательский центр «Академия»,2000. С 22-27.
15. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М.: Советский спорт, 1989. С 55....30