Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У САМБИСТОВ 12-13 ЛЕТ

Работа №155902

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ САМБИСТОВ...6
1.1 Возрастные особенности развития волевых качеств у
спортсменов-самбистов 6
1.2 Методические особенности воспитания волевых качеств у самбистов 12-13 лет 14
ГЛАВА II. СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ САМБИСТОВ 22
2.1 Программа по воспитанию волевых качеств у самбистов 12-13
лет 22
2.2 Анализ результатов волевой подготовки у самбистов 12-13 лет 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Актуальность. Самбо - это вид спортивного единоборства, а также комплексная система самозащиты, разработанная в СССР 16 ноября 1938 года. С самого начала самбо развивалось в двух направлениях: как массовый вид спорта и как эффективное средство подготовки для органов охраны правопорядка. Этот вид борьбы объединил элементы многих национальных видов борьбы. Как спортивное единоборство с двумя видами: спортивным и боевым, - самбо существует с 1938 г. Главная задача самбистов, вступивших в единоборство, является - добиться чистой победы над противником, бросив его на спину, и остаться при этом стоять на ногах либо использовать болевые приемы, заставляющие противника признать себя побежденным и сдаться.
Занимаясь самбо, спортсмен проходит всесторонние испытания своей воли, выдержки, трудолюбия, так же развивает настойчивость в достижении поставленных целей, самодисциплину, инициативность, самоконтроль чувств и эмоций, становится зрелым и мужественным.
Высокие моральные и волевые качества самбиста должны сочетаться с отлично развитыми физическими качествами и двигательными способностями. Пробелы в качествах становятся причиной поражений.
Разнообразие используемых в самбо технических приемов предъявляет высокие требования к психомоторной способности: необходимо быстро и точно координировать работу многих звеньев движения при выполнении подсечек, подножек, бросков, подхватов, зацепов, вертушек и других атакующих технических действий и контрприемов.
Самбо является одним из сложных видов спортивной деятельности, требующей полной отдачи физических и психологических сил. Занятие борьбой самбо постоянно ставит проблемы, преодоление и решение которых закаляет характер, укрепляя волевые качества.
Суть спортивного совершенствования в самбо, требует сознательного преодоления усилием воли возникающих трудностей. В связи со сказанным интересным для рассмотрения является вопрос определения средств и методов развития волевых качеств для спортсменов-самбистов.
Основными средствами развития волевых качеств для спортсменов- самбистов являются учебно-тренировочная и соревновательная деятельность, а также психологическая подготовка спортсмена.
Стойкость и настойчивость - это результат регулярного преодоления утомления при выполнении тренировочных занятий и участия в соревнованиях, особенно в неблагоприятных условиях. Самообладание самбиста воспитывается в обстановке жестокого соперничества на ответственных соревнованиях, в условиях, когда необходимо за короткий промежуток времени исправить сделанные ошибки. Определяющим моментом психологической подготовки является адекватная постановка целей. Самбист должен уметь владеть своими эмоциями, так как это во многом определяет его результат выступления на соревнованиях. Успешное выступление на ответственных соревнованиях обеспечивает психическая устойчивость спортсмена. Это означает, что задача волевой подготовки состоит в целенаправленном формировании волевых качеств, спортсмена, которые позволили бы ему успешно реализовать свои специальные навыки и умения во время соревновательной деятельности.
Сказанное выше позволяет утверждать, что теоретико-практическое изучение психологических основ развития волевых качеств, спортсменов- самбистов является важной научно-исследовательской задачей психологии спорта и определяет ее актуальность.
В связи с этим была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Воспитание морально-волевых качеств у самбистов 12-13 лет».
Объект исследования: Учебно-тренировочный процесс подростков 12 - 13 лет, занимающихся самбо.
Предмет исследования: Процесс воспитания волевых качеств подростков 12-13 летнего возраста при занятиях борьбой самбо.
Цель исследования: Разработать и экспериментально проверить программу по воспитанию волевых качеств у самбистов 12-13 лет.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Рассмотреть возрастные особенности развития волевых качеств у самбистов.
2. Выявить методические особенности воспитания волевых качеств у самбистов - подростков 12 - 13 лет.
3. Дать характеристику программы по воспитанию волевых качеств у самбистов - подростков.
4. Экспериментально проверить эффективность применяемой программы воспитания волевых качеств у самбистов - подростков 12-13 лет.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
• научные труды в области физической культуры и спорта Л.П.Матвеев, В.К. Бальсевич, В.М.Выдрин, Л.А. Рапопорт [22,4,11,26];
• работы, раскрывающие технико-тактическую модель самбиста и методологии его многолетней подготовки Ю.А. Шулика, Г.С.Туманян, [36,37,].
Практическая значимость работы заключается в комплексном использовании средств и методов воспитания для развития морально-волевых качеств подростков 12 - 13 лет, занимающихся самбо.
Работа выполнена на основе методов анализа научно-методической литературы, наблюдения, математических методов, двигательных тестов, обобщения результатов тестирования, проектирования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, включающего 30 источников, и трех приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Волевая подготовка подростков в рамках спортивной деятельности направлена на воспитание выносливости, умения преодолевать трудности. Волевая подготовка всегда проявляется в борьбе, так как для победы спортсмен должен приложить максимум усилий. Волей управляет вторая сигнальная система, она включает самоконтроль, самоприказы: «я должен», «я смогу» и так далее. Основные методы развития воли - все формы учебно-тренировочной схватки.
Весьма эффективными методами являются приемы, связанные с применением движений и внешних воздействий, способствующие снижению уровня возбуждения:
• произвольная задержка выразительных движений, свойственных возбужденному состоянию;
• произвольная регуляция дыхания, изменяя интервалы вдоха и выдоха или задерживая его;
• последовательное расслабление основных групп мышц (сидя или лежа) с применением успокаивающей аутогенной тренировки;
• чередование напряжения и расслабления локальных групп мышц;
• контроль за собственной мимикой, выражением лица, моторикой рук и ног и другими внешними проявлениями и приведение их к уровню, соответствующему нормальному, спокойному состоянию;
• успокаивающие приемы массажа и самомассажа.
Таким образом, подбор средств и методов спортивной тренировки самбистов с учётом подготовленности спортсмена, его индивидуальных и возрастных особенностей способствует достижению наилучших спортивных результатов в тренировочном процессе и соревнованиях.
В рамках нашего исследования был проведен анализ результатов волевой подготовки самбистов 12-13 лет на базе МОУ ДОД ДЮСШ № 16.
В результате исследования волевых качеств самбистов - подростков мы получили общие средние результаты волевых качеств у самбистов - подростков, занимающихся на базе МОУ ДОД ДЮСШ № 16: в экспериментальной группе высокий уровень развития волевых качеств у 33,4% занимающихся, средний уровень развития у 56,6% занимающихся, низкий уровень развития у 10% занимающихся; в контрольной группе высокий уровень волевых качеств у 40% занимающихся, у 36,6% занимающихся на среднем уровне, у 23,4% занимающихся на низком уровне. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данные результатов тестирования в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента различаются не существенно.
На основе полученных данных мною составлена программа волевой подготовки самбистов-подростков в виде мезоцикла, который состоит из трех микроциклов. В программе использованы различные средства воспитания физических качеств: упражнения, проделываемые в динамическом и статическом режиме, упражнения для мышц рук, плечевого пояса, мышц брюшного пресса, также соревновательные упражнения, спортивные игры и методы: повторный, соревновательный и игровой.
После внедрения программы по волевой подготовке в систему тренировок самбистов МОУ ДОД ДЮСШ № 16 мы получили результаты: в экспериментальной группе высокий уровень развития волевых качеств у 66,6% занимающихся, средний уровень развития у 30% занимающихся, низкий уровень развития у 3,3% занимающихся; в контрольной группе высокий уровень волевых качеств у 40% занимающихся, у 43,3% занимающихся на среднем уровне, у 16,6% занимающихся на низком уровне.
Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что с применением программы по волевой подготовке, результаты значительно улучшились, у самбистов-подростков, процент высоких результатов в экспериментальной группы увеличился на 33,3%, а процент низких результатов уменьшился на 6,7% по сравнению с контрольной группой, в которой тренировочный процесс проводился по государственной программе.
Обобщая полученные результаты можно сделать вывод о том, что воспитание воли и волевых качеств, как в возрастном, так и в индивидуальном аспекте должен быть дифференцированным, исходя из многокомпонентной структуры воли. По мере развития психики волевая регуляция меняется, так же она меняется в зависимости от эмоциональной структуры и уровня интеллекта личности. Поэтому применяя методы развития волевых качеств и мотивацию в тренировочном процессе, тренер должен принимать индивидуальный подход, основанный выявлении и учете на всех вышеперечисленных факторов.


1. Александрова Н. И., Шульга Т. И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики "Нерешаемая задача" / Н. И. Александрова, Т. И. Шульга // Вопросы психологии. - 1987. - № 6. - С. 130-132.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: книга Для учителя / Н. П. Аникеева.- М. : Просвещение, 1987. - 144 с.
3. Балин Л. К. Психология человека / Л. К. Балин. - М. : Мир, 2005. - 278с.
4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988, с. 208 .
5. Бархаев Б. П. Педагогическая психология: Учебное пособие /Б. П. Бархаев. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 448 с.
6. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник / И. С. Барчуков / Под общ. Ред. Барчукова Г. В. - М. : КноРус, 2012. - 368 с.
7. Безруких М. М. Педагогическая физиология. Учебное пособие / М. М. Безруких. - М. : Форум, 2013. - 496 с.
8. Вайцеховский С. М. Управление процессом тренировки: Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - С. 24 - 28.
9. Виленский М. Я. Физическая культура / М. Я. Виленский. - М.: КноРус, 2012. - 424 с.
10. Волков Б. С. Психология подростка / Б. С. Волков. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 240 с.
11. Выдрин М. В. Учебно-методическое пособие. — Издание 2-е, исправленное и дополненное. — СПб., 2006. — 151 с.
12. Гиров Б. Д., Суряхин С. В. Интегральная оценка подготовленности борцов высокой квалификации // Спортивная борьба: Ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - С. 46 - 48.
13. Гоноблин Ф. Н. Психология. Учебное пособие / Ф. Н. Гоноблин. -М., 1976. - 42 с.
14. Динер В. Л. Теория и методика физ. Культуры / В. Л. Диннер. - Краснодар, 2001. - 367 с.
15. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 208 с....37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ